Уровень развития ребенка 1 класс
Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?
Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.
Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.
Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.
Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.
Знания и умения, которые будут полезны первокласснику
Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.
Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».
Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.
Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:
1. Я и моя семья
— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа
— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».
4. Профессии
— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?
6. Правила безопасности
— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Логика и мышление
Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.
К первому классу хорошо бы уметь:
- отвечать на вопросы на общее развитие;
- находить различия на двух картинках;
- выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
- находить закономерности;
- решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.
Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:
Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.
Чтение и речь
К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.
Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.
В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.
Математика
К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.
Читайте также: Как научить дошкольника сложению и вычитанию в уме?
Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.
Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.
Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.
Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!
Источник
Учебный год подходит концу. Родители первоклассников, которые усердно занимались со своими детьми все восемь месяцев, вот-вот смогут передохнуть. Самое время посмотреть, что, по мнению экспертов ведущих педагогических вузов, должен знать и уметь ребенок к концу первого класса.
Вот лишь некоторые требования из нового проекта школьных стандартов:
Окружающий мир
– называть себя и членов семьи по имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес школы, название своего города/села, региона, страны;
– приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, праздников; профессий;
– различать объекты живой и неживой природы, овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
– описывать самые распространенные в родном крае растения, деревья, кустарники, травы; основные группы животных, выделять их самые существенные признаки;
– проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в и.ч. за сезонными изменениями в природе), опыты под руководством учителя, вести счет времени;
– использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
– соблюдать правила безопасного поведения в природе;
– соблюдать правила безопасной работы в школе, на учебном месте школьника, безопасно использовать ресурсы Интернета и электронные ресурсы школы;
– соблюдать правила безопасного поведения пешехода, правила безопасности передвижения на самокатах, роликовых коньках.
Русский язык
– понимать прослушанный и прочитанный текст;
– устно составлять текст из 2-4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
– вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
– различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие звуки;
– определять в слове ударный слог;
– делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);
– знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;
– различать понятия “звук” и “буква”;
– переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный+гласный);
– писать разборчиво;
– писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;
– находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;
– различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
– составлять предложение из набора форм слов;
– правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
– читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
– правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов;
– писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
Математика
– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
– пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер;
– считать двойками, пятерками; уметь разбивать четное число в пределах 20 пополам;
-находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число, сравнивать числа;
– складывать и вычитать(в пределах 20 -устно и письменно);
– знать, что такое слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;
– знать переместительное свойство сложения (a + b = b + a);
– находить неизвестный компонент сложения;
– решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание;
– сравнивать объекты по длине: длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже), (больше/меньше на);
– знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр;
– измерять длину реальных объектов с помощью линейки;
– различать, называть геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг; куб и шар;
– устанавливать соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; различать право и лево с точки зрения другого человека;
– на нелинованной бумаге изображать от руки и с помощью инструментов треугольник, многоугольник, круг; на клетчатой бумаге -чертить квадрат, копировать изображения, составленные из точек и отрезков;
– группировать объекты по заданному признаку;
– различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в ячейку таблицы, извлекать данное из таблицы;
– выполнять простейшие алгоритмы, связанные с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур.
Литературное чтение
– читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания) ;
– читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);
– понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;
– различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);
– определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь;
– отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами из текста;
– пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; сочинять небольшие тесты по предложенному началу;
– ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
– объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.
Первоклассник должен читать вслух не менее 20 слов в минуту. Фото: photoxpress
Комментарии
Елена Романова, психолог, эксперт Обрсоюза:
– Это общие требования “под стандартного среднестатистического ребенка 7-8 лет”. Другое дело – сейчас ребенка такого “среднестатистического” еще нужно поискать. У очень многих первоклашек уже свои планшеты и мобильные телефоны – отсюда “клиповое” мышление и неспособность работать с длинными текстами (значит, проблемы на уроках чтения, окружающего мира). В связи с тем, что малыши с пеленок проводят время с компьютерами и мультиками, а не с мамой и папой и сверстниками, многие идут в первый класс с нарушениями речи. Часто можно встретить у первоклашек рассеянное внимание, неспособность его удерживать, отвлекаемость. Все это негативные факторы.
Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:
– Современная образовательная программа в школе объективно сложнее, чем была у нас. Мы приходили в первый класс и не умели ни читать, ни писать. Сегодня к школе нужно наработать приличную “базу”, потратить на это минимум год.
Конкретный пример из личного опыта: в хорошей столичной школе уже при приеме в подготовительную группу, то есть за год до первого класса, моя дочь сдавала “экзамены”. Нужно было пройти собеседование, на котором, например, требовалось рассказать: что объединяет автобус, трамвай и машину (правильный ответ – транспорт). К началу первого класса ребенок уже читал по слогам, писал печатные буквы, считал до 20. Половина списка была освоена. Так что с учетом современных реалий указанные нормы вполне выполнимы. Другое дело, что многое зависит от первого педагога. И я понимаю мам и пап, которые уже в первом классе хватаются за голову, сидят с ребенком до ночи за домашними заданиями в попытках объяснить то, что он не усвоил на уроке.
Наталья Колганова, замдиректора лицея № 44 г. Липецка, почетный работник общего образования РФ, эксперт Обрсоюза:
– Требования по предмету “Окружающий мир” не просто посильны для первоклассника – они посильны даже для дошкольника. Математика? Она сегодня в центре внимания: развитие математических способностей важно для общего развития ребенка. Здесь есть счет в пределах 20 – он был в первом классе всегда, начиная с советской школы. Кроме того, мы всегда учили ребят, что задачу – это условие, вопрос, решение и ответ – запомнить несложно. Так же как и то, что 10 сантиметров – это один дециметр, запомнить самые простые геометрические фигуры…
Русский язык – различать звуки и буквы, составлять предложение. Если ребенок пришел в школу логопедически незапущенным, с этим проблем не будет.
Какие изученные правила правописания первоклассник должен уметь применять? Самые простые. Например, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Прописная буква в именах собственных и в начале предложения. Это тоже всегда учили в первом классе.
Литературное чтение – предмет, как считают родители, один из самых трудных. Ребенок должен владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на целые слова. При этом установлена минимальная норма – 20 слов в минуту. На мой взгляд, она даже несколько занижена. Умение читать – главное, чему мы должны научить первоклассника: без этого дальше никак. Что важно? Ребенок должен понимать прочитанное. Чтобы с этим не было проблем, родители должны научить малыша еще до школы внимательно слушать и слышать других – это самое главное условие для успешного обучения в первом классе. Есть хороший тест. Мама дошкольника может взять короткое легкое четверостишие и прочитать его ребенку вслух три раза подряд. Если малыш сразу сможет повторить его по памяти – значит, проблем в первом классе, скорее всего, не будет.
Источник
До начала нового учебного года остаётся чуть больше месяца. Все ли школьники отправятся в сентябре 2020 года на очные занятия или нет – по-прежнему непонятно. В каждом регионе будут принимать индивидуальное решение. Но родителей будущих первоклассников в первую очередь заботят немного другие вещи – насколько их ребёнок в принципе готов к школе, всё ли он знает и умеет для успешной адаптации в первом классе. Напомним, что должен знать ребёнок к 1 классу, какими основными умениями он должен владеть для перехода из детского сада в начальную школу.
Изображение: Дмитрий Ефремов/ТАСС/futurerussia.gov.ru
Три вида готовности ребёнка к школе
Речь о физической, психологической и предметной готовности. Для того, чтобы отправиться в первый класс обычной школы, ребёнок должен быть готов по всем трём этим группам.
Что входит в понятие физической готовности:
- возраст от 6,5 лет;
- отсутствие противопоказаний к школе по здоровью;
- достаточная развитость мелкой моторики;
- умение контролировать физиологические потребности и обслуживать себя с точки зрения элементарной гигиены.
В понятие психологической готовности входит большое количество разных факторов, вот только некоторые из них:
- достаточная развитость внимания, памяти, мышления, воображения и речи;
- умение вести себя соответственно обстановке;
- умение общаться с ровесниками и взрослыми, дружить;
- понимание, для чего нужна школа.
Эксперты рекомендуют обратить внимание на массу экпресс-тестов психологической готовности ребёнка к школе, которые легко найти в интернете. Пройдя такие тесты, вы либо убедитесь, что ребёнок полностью готов к школе психологически, либо обратите внимание на какие-то моменты, с которыми нужно поработать в оставшиеся недели.
Что касается предметной готовности, то это не столько обязательный, сколько желательный пункт. Если ребёнок хорошо готов к первому классу физически и психологически, какие-то пробелы в знаниях он быстро наверстает. Но всё-таки желательно, чтобы первоклассник уже 1 сентября умел большую часть из перечисленного:
- умение читать – даже если по слогам;
- умение различать звуки, слоги, слова и предложения;
- навыки счёта и решения элементарных задач;
- желателен хороший общий кругозор, доступный ребёнку этого возраста.
См. также: Что нужно первокласснику в школу — список необходимых покупок в 2020 году
Изображение: zspk.gov.ru
Что ребёнок должен знать и уметь к школе – основные навыки будущего ученика 1 класса
Если говорить о конкретных знаниях и умениях, то к первому классу школы ребёнок должен знать и называть по просьбе взрослого такую информацию о себе и окружающем мире:
- фамилия, имя и отчество себя самого, а также родителей и других взрослых, с которыми он часто взаимодействует (бабушки и дедушки, воспитатели в детском саду);
- дату своего рождения и количество полных лет;
- домашний адрес;
- название своего города и страны, главные примечательные места в городе;
- полный перечень времён года, их количество и последовательность, основные отличия сезонов друг от друга;
- количество, названия и последовательность месяцев, на которые делится календарный год;
- количество, названия и последовательность дней недели;
- на какие части делятся сутки (утро, день, вечер, ночь).
Что касается умений и навыков, которыми ребёнок должен владеть к 1 классу школы, то в их перечень входят:
- выделение существенных признаков предметов, умение классифицировать предметы на основе этих признаков, а также определение лишнего предмета с объяснением своего выбора;
- умение отличать друг от друга геометрические фигуры и знать их названия;
- умение отличать и называть основные цвета;
- владение карандашом – рисование вертикальных и горизонтальных линий, штриховка и закрашивание фигур не выходя за их контуры, копирование образцов;
- свободное ориентирование в пространстве вокруг себя и на листе бумаги (знание верха и низа, правой и левой сторон);
- соотношение количества с числом и цифрой в пределах десяти;
- составление целого из частей (частей должно быть минимум пять или шесть);
- пересказ прослушанного или прочитанного рассказа, ответы на вопросы по его содержанию;
- составление рассказа по картинке, установление последовательности событий по 5-6 сюжетным картинам, умение придумать конец рассказа самостоятельно;
- умение запомнить и назвать до 7-9 слов, картинок, предметов;
- умение выслушать инструкцию, повторить её и выполнить на практике;
- умение выполнять правила игры или задания;
- оценка своих и чужих поступков с точки зрения элементарной морали (обманывает кто-то или говорит правду, нанёс обиду или пожалел);
- владение элементарной вежливостью – обращение к взрослым на “вы”, привычка здороваться и прощаться, благодарить и отвечать на благодарность.
Это – основной список знаний и умений, которыми должен владеть первоклассник. На него и нужно ориентироваться, чтобы понять, насколько ребёнок готов к школе.
См. также: Какие предметы проходят в 1 классе в школах России в 2020-2021 учебном году
Оригинал статьи на нашем сайте: https://krutomama.ru/education/chto-rebyonok-dolzhen-znat-i-umet-k-1-klassu-shkoly/
Источник