Уровень развития коммуникативных умений ребенка

Елена Чеснокова
Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Тема : Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников

(ФГОС ДО)

2 Понятие коммуникативные умения детей дошкольного возраста

3 Коммуникативная готовность детей к школе,

социальный портрет выпускника ДОУ

4. Комплекс игр коммуникативного содержания

1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (ФГОС ДО)

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативногоразвития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий

– использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

– реализация общеобразовательной программы;

– обогащение предметно-пространственной среды.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.

2 Понятие коммуникативные умения детей дошкольного возраста

Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Г. Г. Почепцов, В. А. Спивак и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

По мнению Лисиной М. И., общение в деятельности педагогов,родителей выступает:

– как средство решения учебно-воспитательных задач;

– как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты;

– как способ развития его коммуникативности со взрослыми и сверстниками;

– как необходимое условие его социально-личностного развития [22].

Таким образом, по М. И. Лисиной, общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Из определения можно заключить,что общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

По Лисиной М. И. коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, которые сознательно ориентированы на смысловое восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (или воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей, восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга.

Перцептивная сторона общения является очень важной и обязательной составной частью коммуникации, потому что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Происходит восприятие одним человеком другого. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Так, исследованиями установлено, что дети, прежде всего, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков). Они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам.

М. И.Лисина выделяет три основные категории средств общения:

1. экспрессивно – мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

2. предметно – действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);

3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Эти категории средств общения появляются у ребенка в том порядке, в котором они перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве.

Понятие «коммуникация»рассматривается в работах таких выдающихся личностей как: А. Зверинцев, Г. Г. Почепцов В. А. Спивак, М. А. Василик, Ф. И. Шарков и др. А. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения. Г. Г. Почепцов в книге «Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы».

По своей структуре коммуникативные умения являются сложными; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений

Коммуникативные навыки – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. (А. А. Князькова).

3 Коммуникативная готовность детей к школе, социальный портрет выпускника ДОУ

Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру, коммуникативные способности, готовность к школе воспитанников ДОУ, проблемы межличностных отношений, конфликты в образовательной среде, психологию и педагогику общения и человеческих взаимоотношений.

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Н. Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара и др.) предлагают различные ее структуры.

По мнению группы исследователей (Т. В. Антонова, 1995; Ю. М. Жуков, 1990; и др., коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трёх компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого.

Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы, возникающие между людьми.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию).

Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Именно эти составляющие являются необходимым условием успешности развития ребёнка, его подлинной интеграции в общество, и, прежде всего, подготовленности к школьному обучению.

Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации.

Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативнойдеятельности понимается:

1. Сформированность определённых учебных навыков (навыки чтения, письма и др., что ещё не гарантирует готовность к школьному обучению, т. к. недостаточно учитывает возможности актуального и потенциального психического развития ребёнка, его соответствия психологическому возрасту;

2. Достаточный уровень психического развития (правильное звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически правильная речь, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка;

3. Умение владеть собственной речью, включающее умение правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы и т. д.

4. Способность общаться со взрослыми и сверстниками на новом уровне, достигаемая в результате тесной связи становления речевой деятельности с общим психическим развитием ребёнка на протяжении его дошкольной жизни. Согласно исследованиям в русле концепции М. И. Лисиной психологическая готовность к школьному обучению рассматривается прежде всего как коммуникативная готовность, т. е., как готовность и способность ребёнка устанавливать новый тип общения и взаимодействия с взрослым, прежде всего с учителем.

Коммуникативная готовность к школе, это готовность дошкольников к новым формам общения Новые типы общения ребёнка со взрослым и сверстниками играют немаловажную роль для последующего обучения детей в школе, так как дети переходят на более высокий уровень взаимоотношений, который сопровождается деловым общением и является важнейшим компонентом учебной деятельности – принятием учебной задачи и возможности усвоения ребёнком общих способов её решения. Таким образом, овладев новыми формами общения, ребёнок может сознательно организовывать свою деятельность, строить взаимоотношения с окружающими, что является необходимым условием успешного обучения в школе.

4. Комплекс игр коммуникативного содержания

«Царевна Несмеяна»

Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Содержание взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить

«Игра с масками»

Цель: Развивать умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Воспитатель предлагает детям приготовить дома маску своей любимой собаки (или какого-нибудь другого домашнего животного). Две такие «маски» могут в классе построить диалог о том, как им живется у своих владельцев, как они к ним относятся, а также как они сами относятся к своим владельцам. В заключение ребята делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.

«Чудесный терем дружбы»

Материал: дом из фанеры, с тем количеством окон, сколько детей в группе.

Цель: развивать умение детей замечать и оценивать личностные качества и поступки своих сверстников в группе детского сада.

Задачи: учить детей видеть в товарищах положительные черты характера, замечать достоинства друг друга; учить выражать свое отношение к личностным качествам товарищей.

Содержание: воспитатель обращает внимание детей на домик, сделанный из плотного картона или фанеры. Домик этот очень нарядный, солнечный. В нем столько окон, сколько детей в группе.Воспитатель: «Этот домик не простой, в нем живет много загадок. Если мы с вами сумеем отгадать все загадки, то дом превратится в чудесный терем дружбы. Хотите попробовать?».

Затем воспитатель называет отдельные яркие, положительные черты характера, личностные качества, которые свойственны определенному ребенку.Например:

-Это девочка, она очень хорошо поет и любит петь.

Так воспитатель говорит о каждом из детей группы. Дети отгадывают, о ком идет речь, если замечали это качество у своих товарищей. После отгадки в окне домика появляется фотография ребенка, о котором уже отгадана загадка.

«Радио»

Цель: воспитать у детей умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки

Содержание: Педагог, обращаясь к детям,говорит:

– Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором,слушайте: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Кто знает эту девочку?» Так педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», – говорит педагог. Нового диктора выбирают при помощи считалки. Педагог следит,чтобы дети перечисляли характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.

Источник

Гладких Мария
Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МАОУ СОШ №29 г. Липецк, в исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста, которые были поделены на 2 подгруппы – экспериментальную и контрольную по 10 человек. Описание выборки представлено в Приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап – первичная диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап – формирующий этап – организация работы по развитию коммуникативных навыков у младших дошкольников посредством использования образовательных ситуаций.

С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводилась деятельность, предусмотренная календарно-тематическим планом. Дошкольники, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный этап – повторная диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах, сравнение и анализ полученных результатов.

Цель диагностики – определение уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 1

Критерии и уровни развития коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста

Группы коммуникативных навыков Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

информационно-коммуникативные

навыки не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, действует индивидуально не способен высказывать свою точку зрения легко находят контакт со сверстниками, но главным образом с детьми своего пола, существуют трудности при вступлении в контакт с незнакомыми людьми легко вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками, проявляют умение выслушать собеседника, стремление получить информацию в процессе взаимодействия

регуляционно-

коммуникативные

навыки не пытается договориться или не может прийти к согласию не проявляет активности, пассивно следует за инициативой других,

провоцирует конфликты, от помощи взрослого и сверстников отказывается, не знает нормы организованного взаимодействия обсуждает варианты совместной работы, но есть разногласия в определенных действиях; недостаточно активен в общении, может быть и

инициатором общения; в конфликтах уступает и идет на компромисс, помощь принимает, но самостоятельно не просит; активно обсуждает возможный вариант совместной работы; приходит к согласию относительно способа выполнения деятельности; сравнивает способы действия

и координирует их, в конфликтных ситуациях стремится обратиться ко взрослому или найти справедливое решение

эффективно-

коммуникативные умения слабо проявляет эмоциональную отзывчивость, выражает переживание состоянию другого, не проявляет интереса к сверстникам способен проявлять переживание по поводу чувств другого, не всегда учитывает интересы собеседников, проявляет интерес к сверстникам своего пола способен к критическому осмыслению своего поступка, стремится к оказанию помощи, с удовольствием общается со всеми сверстниками

Для проведения опытно-экспериментальной работы использовались следующие методики:

1) методика М. А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности» (для изучения коммуникативных качеств личности ребенка);

2) методика А. М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу» (для изучения способности детей младшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу);

3) методика «Картинки» (авторы Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина) (Приложение 2).

1. Характеристика методики «Коммуникативные навыки личности» М. А. Никифоровой.

Цель методики: изучение коммуникативных навыков личности ребенка. Основной метод исследования – наблюдение.

Для достижения данной цели ведется наблюдение за детьми в процессе непосредственно организованной деятельности, а также во всех видах деятельности режимных моментах детей младшего дошкольного возраста. Результаты наблюдения вносятся в Карту наблюдений за проявлениями коммуникативных навыков у дошкольников.

Данная Карта состоит из двух разделов:

1) «Коммуникативные качества личности», среди которых эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность;

2) «Коммуникативные действия и навыки», включающие организационные, перцептивные, оперативные умения.

Коммуникативные навыкиоцениваются по критериям: каждое проявление коммуникативных навыковоценивается определенным количеством баллов: 1 балл – способность или умение проявляется редко, 2 балла – проявляется чаще всего, 3 балла – проявляется всегда. По сумме полученных баллов можно определить уровень развития коммуникативных навыков ребенка.

Высокий уровень: ребенок активно выражает готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивно-выразительными средствами.

Средний уровень: ребенок проявляет готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, но сам проявляет инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеет договариваться, слушает не всегда внимательно, имеет некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляет не всегда, иногда конфликтует, умеет в ряде случаев проявить эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, недостаточно развита культура общения, достаточно хорошо владеет вербальными и экспрессивными средствами общения.

Низкий уровень: ребенок проявляет готовность к общению, но чаще со взрослыми, чем с детьми, редко выражает симпатию и доброжелательное отношение к партнеру по общению, часто конфликтует, почти не умеет эмоционально откликаться на чувства и переживания партнера по общению, не умеет договариваться, слушать, навыки коммуникативного поведения развиты слабо, плохо владеет вербальными средствами общения, а экспрессия зачастую носит негативных оттенок.

В результате исследования были получены следующие данные:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).

Таблица 1. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

На рисунке 1 представлены данные по первой методике.

Рисунок 1. Уровень коммуникативных навыков по методике М. А. Никифоровой (констатирующий эксперимент)

2. Характеристика методики «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А. М. Щетининой.

Цель: изучить способности детей младшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу.

Педагог наблюдает в течение недели за особенностями проявления детьми этих показателей в различных ситуациях, в том числе специально смоделированных (беседа). После этого проводится анализ проведенных наблюдений,его результаты помещаются в таблицу по следующим разделам: способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать.

Критерии оценки способностей детей к партнерскому диалогу: каждый компонент оценивается по 3-х балльной системе. По среднему баллу определяется уровень развития способностей.

Высокий уровень (3 балла) характеризуется тем, что ребенок активно общается, умеет спокойно и терпеливо слушать партнера, воспринимать речь; выстраивает общение по ситуации, свободно входит в контакт с детьми и педагогом, легко договаривается, четко и последовательно может выражать свои мысли, пользоваться различными формами речевого этикета.

Средний уровень (2 балла) характеризуется тем, что ребенок умеет выслушивать собеседника, понимать его речь; однако иногда недостаточно терпелив при слушании партнера и перебивает его, спорит, не соглашается, раздражается, в общении участвует чаще всего по инициативе других; пользование речевым этикетом неустойчивое.

Низкий уровень (1 балл) характеризуется тем, что ребенок не проявляет ни одного из перечисленных компонентов способности к партнерскому диалогу, или проявляется небольшое количество из указанных свойств, при этом он неактивен и неразговорчив в общении с детьми и взрослыми, часто наблюдается отсутствие внимания; редко использует формы речевого этикета, последовательно излагать свои мысли не умеет, передает их содержание неточно.

При выполнении Методики «Коммуникативные качества личности» А. М. Щетининой проводили наблюдение за взаимодействием детей со взрослыми (педагогами, родителями) во время проведения занятий, во время занятий в различных режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.

По итогам наблюдения были сделаны следующие выводы:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).

Таблица 2. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

На рисунке 2 представлены данные по второй методике.

Рисунок 2. Уровень коммуникативных навыков по методике А. М. Щетининой (констатирующий эксперимент)

В результате диагностики видно, что у большей части детей сформированность коммуникативных умений находится на среднем уровне.

В Приложении 3 зафиксированы данные по каждому ребенку.

3. Методика «Картинки» (авторы Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина) (Приложение 2).

Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация,следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки?»

Проведению методики предшествовала беседа об отношениях со сверстниками, которая помогла диагностировать эмоциональные проявления в коммуникативной деятельности.

Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?Анализ результатов: По ответам детей оценивался их уровень эмоционально-оценочного компонента.

По итогам методики были сделаны следующие выводы:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).

Таблица 3. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

На рисунке 3 представлены данные по третьей методике.

Рисунок 3. Уровень коммуникативных навыков по методике «Картинки» (констатирующий эксперимент)

В результате трех методик получены следующие результаты:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%) (Вера К., средний уровень – у 7 детей (70%) (Аня К., Кирилл Т., Ратмир Н., Гриша О., Оля П., Паша Л., Олеся В.) и низкий уровень – у 2 детей (20%) (Ярослав Д., Нина Г.);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%) (Лида Ж., средний уровень – у 6 детей (60%) (Злата Д., Аля О., Олег К., Гоша Л., Борис М., Миша Д.) и низкий уровень – у 3 детей (30%) (Жанна Е., Инесса К., Юра И.).

Таблица 4. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

Обобщенные данные можно представить на рисунке 4.

Рисунок 4. Общий уровень коммуникативных умений (констатирующий эксперимент)

Таким образом, описанные методики позволили исследовать развитие коммуникативных навыков младших дошкольников и определить уровень развития навыков каждого ребенка – слушать партнера, уметь договариваться с ним, вступать, поддерживать и завершать диалог.

На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по развитию коммуникативных умений навыков с использованием образовательной ситуации.

Источник