Уровень развития эмоциональной стороны личности ребенка
Оксана Юсупова, детский и подростковый психолог
Надо ли развивать у детей эмоциональную сферу? Зачем учить чувствовать себя, распознавать свои эмоции, зачем уметь чувствовать других? Самый главный ответ — это для их здоровья.
Как дети начинают подавлять чувства?
Дети до 3 лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим — нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить в обратном их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.
А с появлением садиков, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а наоборот, притупляется. Т.е. дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.
Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.
Да, дети уже в 4-5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.
Представьте, вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.
Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять, в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.
Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.
Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть его эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.
Как учить детей чувствовать себя и других?
Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.
Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.
«Это собачка. Она лает. Гав-гав», «Это стол — он твердый», «Это снег — он холодный» и т.д.
Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущается, что его вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.
«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься / грустишь / злишься …»
Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности — можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.
Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не хорошо или плохо. А называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.
Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.
Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.
Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие / плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»
И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и ненужными родителям.
Какие эмоции отрицают дети?
У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это: ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.
Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…
Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально – это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения:
1. «Называть эмоции»
Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.
«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».
«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим.»
«Папа радуется», «Бабушка уставшая», «Пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.
Задавайте ему вопросы:
«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»
Уже через несколько дней, вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.
2. «Угадай эмоцию»
Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.
Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это.Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.
Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей — кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.
Еще больше полезных советов для родителей на портале «Психология эффективной жизни».
А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!
Источник
Формирование эмоционально- личностной сферы у дошкольников.
Актуальность научной поблемы.
Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой. По мнению А. Валлона, эмоции в генезисе психической жизни проявляются раньше всего: «Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединят ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое».Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Имеются данные Е.И. Ликиной (1999 г.), что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием положительных эмоций и ниже – с преобладанием отрицательных. Е.И. Ликина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития.
Цель работы: изучить особенности развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, развитие и коррекция у детей эмоций нравственных представлений, помощь в установлении нормальных взаимоотношений между людьми, снятие психического напряжения.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:
- Показать особенности развития эмоционально-личностной сферы у детей.
- коррекция психоэмоционального состояния (снятие психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности, тревожности);
- формирование умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
- развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
- развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей
Обоснованность выбранной темы.
В последнее время количество детей с нарушением эмоционально-личностной сферы возрастает. Многоплановая работа с данной категорией детей необходима для более успешной адаптации в социальную среду. Дошкольный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, насколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. У детей с нарушениями эмоциональной сферы свои специфические особенности (высокий уровень агрессивности, тревожности и т. д.). Дети, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции. Нарушение эмоциональной сферы является актуальной проблемой, которая требует коррекционной и развивающей работы
Мною Брум О.Н педагогом-психологом МДОУ№139 г.Саратова разработан курс занятий для развития и коррекции эмоций у детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации по реализации программы:
Данный курс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Он включает в себя 14 занятий. Его длительность при двух занятиях в неделю около двух месяцев. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из 4-х фаз. Занятия проводятся в форме мини-тренингов продолжительностью 40 минут до 1 часа. Его продолжительность зависит от особенности внимания и поведения детей.
В группу набираются дети, имеющие:
- повышенный или высокий уровень личностной тревожности;
- высокий уровень ситуативной тревожности в сфере межличностных отношений “ребенок – ребенок”;
- нарушения развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций.
Оптимальное количество детей в группе — 6-8 человек.
Большее количество может привести к увеличению числа повторений этюда, и занятие станет скучным. В группу приглашается ребенок, не нуждающийся в коррекционных занятиях, но который положительно влияет на группу, своей артистической жилкой, с его помощью легче заразить детей нужной эмоцией. Данная развивающая программа может проводиться также со всеми детьми.
Схема занятий.
1 фаза занятия Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражений основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой ,той или иной походкой, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
2 фаза занятия Этюд и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций. Беседы.
Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой, их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. При изображение эмоций внимание детей привлекается по всем компанентам выразительных движений одновременно. Рекомендуется использовать следующие технологии:( изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, релаксация)
Изотерапия: закрепление полученных навыков выражения адекватного восприятия эмоций. Графическое отреагирование. Снятие напряжения.
Музыкотерапия: распознавание эмоций , снятие психоэмоционального напряжения.
Сказкотерапия: знакомство с моделями поведения персонажей с теми или иными чертами характера, эмоциональное осознание себя.
3 фаза занятия Игры
Цель: развитие внимание, памяти, речи, мышления, выразительной моторики.
4 фаза занятия Психомышечная тренировка ( упражнения)
Цель: снытие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения.
Релаксация (вариант отдыха): снятие напряжения.
Между 2 и 3 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. « Минутка шалости». Каждый этюд повторяется на занятии несколько раз с тем, чтобы охватить всех детей, и каждый ребенок смог проиграть любую роль. Недостаток положительных эмоций отрицательно влияет на ход развития личности любого ребенка, поэтому этюды на выражение положительных эмоций, эмоций радости были обязательны для каждого занятия.
Программа предназначена для проведения группой. Приоритет группового психотренинга обусловлен тем, что психологические проблемы ребенка проявляют себя прежде всего в общение со сверстниками, и в этом же общении формируются полезные психологические навыки. Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию, ритуал прощания. Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. На занятиях ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми. Деятельное сопереживание обогащает личные чувства. Поэтому «вкладывание себя в другого», В.А. Сухомлинский, рассматривал как важнейший путь развития эмоциональной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов. Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности. Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности — со стороны окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что «основная… психологическая особенность этической регуляции связана с тем, что… образ себя как некоторой целостности, соответствующей положительному эталону, является центральным психологическим образованием».
Занятие №1.
Ход занятия
Цель: ознакомить с моделями выражений эмоций (тревога ,презрение и радость), коррекция отрицательной черты характера, развитие речи ,обучение самораслаблению, ауторелаксация.
1фаза этюды:
1.Гадкий утенок»
2.Ласка»
2фаза
- «Неоконченные этюды»
4 Беседа-игра «Как надо относиться к животным?»
«Минута шалости»
3фаза игра
5. «Дополни предложения»
4фаза игра
6.Конкурс лентяев.
7 прощание
Занятие№ 2
Ход занятия
Цель: изучить изображение эмоций (злость, обида и радость) Распознавание и выражение эмоций, снятие напряжения, релаксация.
1.фаза Этюды
1. «Злость»
2.«Обида»
3. «Радость»
2 фаза Музыкотерапия
а )прослушивание музыкального произведения.
б ) разпознание и выражение эмоций.
(минутка шалости)
3фаза игры
4. Игра «Домино»
4фаза упражнение
5.Спать хочется
6. прощание «Пока»
Занятие №3
Ход занятия
Цель: Выразительное изображение эмоций(печаль, гнев,радость),графическое закрепление полученных навыков, ,обыгрывание, коррекция.
1фаза этюды
1этюд « Остров плакс»
2.этюд«Злюка»
2.фаза Сказкотерапия М Пляцковского «Сердитый дог Буль»
Изотерапия «Мимика в рисунках»
а ) собрать лица ,соответствующие упражненим (1,2,3)
б ) дорисовать лица
Минутка шалости
3фаза 3 Игра «Три характера»
4.упражнение «На одну букву»
4фаза
5.Вариант отдыха
6. прощание «Улыбка»
Занятие №4
Ход занятия
Цель Ознакомить с выражением эмоций (удивление, интерес, радость) Коррекция поведения.
- фаза
1.Этюд«Круглые глаза»
2.этюд« Кузнечик»
3.игра-эдюд «Хорошее настроение»
2.фаза.
4.Изотерапия. Пантомимика в рисунках.
а собрать шаблоны (лиц,тел) эмоций соответствующие этюдам.(1,2,3)
б ) дорисовать шаблоны
«Минутка шалости»
3.фаза
6 . игра «Снежный ком»
4.фаза
7. Релаксация.
8.прощание «Мы с тобой»
Занятие №5
Цель:ознакомление с моделями выражения социально окрашенных эмоций (робость, смелость),изображение и коррекция социальных чувств (эгоизм) снятие напряжения.
1.фаза этюды
1. «Робкий ребенок»
2.«Молчок»
2.фаза
3. «Эгоист»
4.Беседа – игра «Кого зовут эгоистом»
5. Модель желательного поведения «Эгоист»
6. «минутка шалости»
3.фаза
7. «Подарки»
4.фаза
8. Пескотерапия
9 прощание « Я- и ты»
Занятие №6
Цель: Изображение эмоций (страх и смелость),» графическое отреагирование страха», снятие напряжения , развитие воображения.
1.Фаза этюды
1.«Ночные звуки»
2.«Я-грозный боец»
3.«В темной норе»
2фаза
4.Беседа « Кто что или кого боится?»
5.Рисование на тему «Кого или что я боюсь»
6.Чтение сказки М.Пляцковского «Кролик, который ничего не боялся»
3фаза. игры
7.«Смешалости»
4фаза
8.«Каждый спит»
Занятие№7
Цель: Цель: Изображение эмоций (страх и смелость),» графическое отреагирование страха», распознавание эмоций, снятие эмоционального напряжения .
1.фаза этюды
1.«Что в углу»
2.«Битва»
3.«Змей-Горыныч»
2фаза
4.Рисование на тему «Змей- Горыныч»
5.Музыкотерапия.
а )прослушивание музыкальной композиции.
б )распознавание эмоций
3фаза игры
6.«Фея сна»
4.фаза
8. Пескотерапия
9 прощание « Я- и ты»
Занятие№8
Цель: Изображение эмоций (страдание,чувство стыда) закрепление и расширение нравственных чувств (справедливость), развитие мышления.
1.фаза этюды
1.«Варежка»
2.«За обедом»
3.«Так будет справедливо»
2фаза
4.Беседа «Что такое справедливость?»
5.« Минутка шалости»
3фаза игры
6.«Сходство и различие»
7.«Пылесос и пылинки»
4фаза прощание
Занятие№9
Цель:Выразительное изображение эмоций (печаль,радость) закреплениеи расширение нравственных чувств(вежливость) развитие внимания, снятие напряжения)
1.фаза
1.«Момент отчаяния»
2.«Потерялся»
2фаза
4.«Розовое словцо привет»
5.Чтение сказки М.Пляцковского «Жажуля»
6.Беседа о вежливости
3фаза
7.«Смотри и слушай внимательно»
4фаза
8.Пескотерапия «Сюрприз»
Занятие№10
Цель:Изображениеэмоций(гнев,злость,спокойствие,радость)закреплениеи расширение нравственных чувств(вежливость) развитие мышления.
1.фаза этюды
1.«Два сердитых медвежонка»(мальчика)
2.«Встреча с другом»
3.«Поссорились, помирились»
2фаза
4.Чтение сказки М.Пляцковского «Урок дружбы»
5.Беседа- игра «Дружба»
6.Минута шалости»
3фаза
7.«На что похоже»
4фаза
8.Веселый танец.
Занятие№11
Цель: модели выражения социально окрашенных чувств(вины, презрения) эмоции радости, коррекция черт характера(эгоизм, хвастовство).развитие внимания.
1фаза этюды
1.«Чуня-задавака»
2.Чуня просит прощения.
2фаза
3.«Мышка –хвастунья»
4.Этюд «Я хочу»
3фаза
Чтение сказкиМ.Пляцковского»Сказка о знаменитом крокодиле и не мение знаменитом лягушонке»
5.Беседа «Кого называют хвастунами»
6.«Запомни позу»
4фаза
7.«Факиры»
8 прощание Веселый танец
Занятие №12
Цель: тренинг моделированных стандартных ситуаций, распознование и называние эмоций ,развитие внимания, снятие напряжение
1.фаза
1.«Мама заболела»
2.Неоконченный этюд «мне грустно»
2фаза
3.Музыкотерапия
а )прослушивание музыкальной композиции
б )распознавание эмоций
в )словесное описание
3фаза
4.«Игра без предметов»
5.« На берегу моря»
4фаза
6.Пескотерапия
7.прощание
Занятие№13
Цель: тренинг моделированных стандартных ситуаций, распознование и называние эмоций ,развитие речи, снятие напряжение
1фаза
1.«Неоконченный этюд 1»
2.«Неоконченный этюд 2»
2фаза
3.Музыкотерапия
а )прослушивание музыкальной композиции
б )распознавание эмоций
в )словесное описание
3фаза игры
4.«Кто что делает?»
5.«Медвежата в берлоге»
4 фаза
6.Этюд «Я люблю»
7.прощание
Занятие№14
Цель: тренинг моделированных стандартных ситуаций, коррекция ревности, зависти, снятие психоэмоционального напряжения.
1фаза
1.Неоконченный этюд 1»
2.«Неоконченный этюд 2»
3.«Два ревнивца»
2фаза
4.Чтение сказки М.Пляцковского»Фонтан,который умел плавать»
5.Беседа «Кто хвастает и завидует»
6.Вопросы и ответы по кругу
3фаза. игры
7.«Смешалости»
4фаза
8.Вариант отдыха
9.прощание Я и ты
Литература
Г.М. Бреслав Эмоциональные особенности формирование личности в детстве Москва Педагогика 1900г
Н.В. Калинина Эмоциональное самочувствие ребенка в школе диагностика и коррекция Ульяновск 1997г
Е.В. Рылеева Вместе веселее Москва 2000г
С.А Шмаков Игра её величество игра Москва 2000г
Источник