Уровень развития игровой деятельности ребенка

Уровень развития игровой деятельности ребенка thumbnail

Уровни развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте активность ребенка нарастает и приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Четко выделяются игра, труд, учение, продуктивная деятельность. Игра –  форма активности, основанная на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. Критерий игры – создание мнимой ситуации. Мотив игры – стремление ребенка войти в мир взрослых, быть как они. На разных этапах развития детям свойственны игры в соответствии с общим характером данного этапа.

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно – манипулятивный и конструктивный характер. Начинает развиваться игра сюжетно – отобразительная. Ребенок играет один с разными игрушками, он может изображать далекие сюжеты не считаясь с реалистичностью действий.

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Основное направление игры – имитация отношений между людьми.

У старших дошкольников (6 – 7 лет) наблюдаются длительные игры с прочно сложившимся сюжетом, выполнение правил, заключенных в роли и обусловленных сюжетом игры. Выбор сюжета игры определяются относительно более устойчивыми интересами. По мере взросления возрастает интерес к коллективным играм. Дети чётко договариваются, кто кем будет. Происходит сознательная и целевая подготовка игры. Сюжеты отражают все более далекие сферы действительности, в т.ч. общественные явления.

Л. С. Выготским была предложена развернутая теория детской игры, в которой постулировалось следующее: игра есть исполнение обобщенных желаний; в основе игры лежит создание мнимой ситуации, когда ребенок принимает на себя роль взрослого; во всякой игре есть правила, которым ребенок сознательно следует; в игре происходит оперирование значениями, оторванными от своих носителей, но это оперирование осуществляется во внешней форме; игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Эта теория нашла свое развитие в работах Д.Б. Эльконина, в которых было показано, что игра черпает свои сюжеты из условий жизни детей и социальна по своему внутреннему содержанию, т.е. возникает из условий жизни детей прежде всего в обществе. Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.

Первый уровень:

1). Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка».

2). Роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком.

3). Действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

Второй уровень:

1). Основное содержание игры – действие с предметом. Но на первый план выходит соответствие игрового действия реальному.

2). Роли детьми называются, намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью.

3). Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

Третий уровень:

1). Основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.

2). Роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка.

3). Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.

4). Опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться.

Четвертый уровень:

1). Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.

2). Роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер.

3). Действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком.

4). Нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

Уровни развития игры одновременно являются и стадиями развития. Однако эти уровни являются возрастными не в том смысле, что они определены именно возрастом, у детей одного возраста могут встречаться разные уровни, в пределах двух смежных уровней. 

Основные особенности дидактических игр

Дидактическая игра – одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Являются разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. Дидактическая игра дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Основные особенности:

1. Являются обучающими – создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру: дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача -основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Определяется целями обучения и воспитания детей. Для детей обучающая задача формулируется как игровая и реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет» и т. п.

Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Летает не летает», «Съедобное – несъедобное» и т.д.

Игровые действия – это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Игровые действия – это не всегда практические внешние действия (рассмотреть, сравнить, разобрать и др.) Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Являются заданными, помогают педагогу управлять игрой, влияют и на решение дидактической задачи – они определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи. Правила игры выполняют следующие функции:

– Обучающую: организуют познавательную деятельность детей.

-Организующую: определяет порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре.

– Дисциплинирующую: оговаривается, что именно нужно делать.

Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи.

Дидактические игры можно использовать во всех разделах программы. Обучающие игры можно планировать на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий, все зависит от дидактической задачи игр. Дидактические игры проводятся везде, в месяц можно запланировать до 20-30 игр. Особое место дидактические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях – соблюдение принципов обучения.

Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова).

 1. Совершенствование и закрепление знаний. Ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

 2.Усваивают новые знания и умения разного содержания.

Классификация дидактических игр

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр относится к классификации по использованию материала. По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

– Словесные игры.  Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.  В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает – не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).

– С предметами и игрушками. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

– Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.

– Настольно-печатные игры. Отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров. Помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода, способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.

– Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса.

Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, по характеру игровых действий, по числу участников в них.

По содержанию дидактические игры можно разделить на:

– Математические. Направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и интересным.

– Сенсорные. Направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков.

– Речевые. Способствуют развитию речи у детей.

– Музыкальные. Направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями.

– Природоведческие. Через игру ребёнок учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и другое.

– Для ознакомления с окружающим так же используются различные дидактические игры – «Кто, что делает?», «Что сначала, что потом?» и др.

– По изобразительной деятельности. Для формирования у детей знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности.

Все перечисленные виды дидактических игр организуются педагогом в соответствии с программными требованиями.

С.И. Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:

Игры-путешествия. Цель -усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое. Сюда можно отнести такие игры, как «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю» и др.

Игры-предположения. Игровая задача заложена в самом названии, а игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине».

Игры-загадки – в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги) – основа игр общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что-то узнать. Сюда можно отнести такие игры, как «Сядем рядком да поговорим ладком», «Как ты провел выходные», «Где бывали, что видали» и др.

Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях – «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие».

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:

Коллективные игры организуются со всей группой, групповые – с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.

Мы рассмотрели основные виды дидактических игр. Отметим, что только грамотное руководство со стороны взрослого поможет осуществить задачи, поставленные игрой. Дидактические игры весьма сложны для руководства, поскольку необходимо вызвать интерес к игре у детей. Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному, так как в каждом возрасте свои психофизиологические особенности.

Список литературы:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 272 с.

3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду – Москва, 1987 г.

4. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика – Москва, 2000г.

5. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С. 105-112.

6. Логинова В. И. Формирование словарях/Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984).

7. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель-пресс, 2004. – 315 с.

8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2000. – кн.1: Общие основы психологии. – 345 с.

9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 368 с.

10. Оксана Ушакова: Программа развития речи дошкольников. Редактор: Цветкова Т. В. Издательство: Сфера, 2019 г. Серия: Развиваем речь. 

11. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. – 360 с. (Серия «Сам себе психолог»).

.

Источник

Уровни развития игровой деятельности

Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игровой деятельности.

 Первый уровень развития игры.

• Центральным содержанием игры являются действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Это действия «матери» или «воспитательницы», направленные на «детей». Самое существенное в выполнении этих ролей — кормление кого-либо. В каком порядке производится кормление и чем именно — безразлично.

• Роли фактически есть, но они определяются характером действий, а не сами определяют действие. Как правило, они не называются даже в том случае, если в игре имеется ролевое разделение функций и роли называются, например один ребенок изображает маму, а другой — папу или один ребенок — воспитательницу, а другой повара детского сада, дети фактически не становятся друг к другу в типичные для реальной  жизни отношения.

• Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций (например, кормления при переходе от одного блюда к другому). Игра со стороны действия ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, за ними следующие действия, так же как и не предваряются другими действиями, например мытьем рук и т. п.
Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Порядок обеда не является существенным.

Второй уровень развития игры.

• Основным содержанием игры является действие с предметом, но на первый план уже выдвигается соответствие игрового действия реальному действию.

• Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с ней.

• Логика действий определяется жизненной последовательностью, т. е. их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Кормление связывается с приготовлением и подачей пищи на стол. Окончание кормления связывается с последующими за ним по логике жизни действиями.
           Третий уровень развития игры.

• Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий. Выделяются специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры, связанные с выполнением роли, например обращение к повару: «давайте первое» и т. п.

• Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка.

• Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными: не только собственно кормление, но и чтение сказки, укладывание спать и т. п.; не только прививка, но и выслушивание, перевязка, измерение температуры и т. п. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью выполняемой товарищем. Но иногда прорываются и обычные внеигровые отношения.

• Нарушение логики действий опротестовывается, протест сводится обычно к ссылке на то, что «так не бывает», вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Причем нарушение правила порядка действий замечается лучше со стороны, чем самим выполняющим действие. Упрек в нарушении правил огорчает ребенка, и он пытается поправить ошибку и найти ей оправдание.

 Четвертый уровень развития игры.

• Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.

• Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ясно ведет одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

• Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразие действий того лица, которое изображает ребенок. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры.

• Нарушение логики действий и правил отвергается, что мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Выделенные уровни развития игры являются, по мнению Д. Б. Эльконина, и стадиями ее развития.

Источник