Уровень психического развития ребенка 9 лет
9-12 лет — это возраст, когда младший школьник начинает превращаться в подростка.
Какие изменения ждут ребенка в этот период?
Как родители могут помочь его развитию?
Об этом — в нашей статье.
Содержание:
- Развитие психики в 9-12 лет
- Интеллектуальная сфера
- Речевая сфера
- Эмоциональная сфера
- Учебная деятельность
- Коммуникативная сфера
- Трудности возраста
- Советы для родителей
Развитие психики детей в 9-12 лет
В этот период продолжают совершенствоваться нервная система и головной мозг ребенка. Они становятся почти такими же, как у взрослого человека.
В то же время, начинает перестраиваться весь и организм в целом. Отсюда повышенная утомляемость, неустойчивая работоспособность, эмоциональность и возбудимость.
По сравнению с младшим школьником, юный подросток довольно хорошо может регулировать свои внимание, воображение и память. Его способности продолжают развиваться.
Ребята все сильнее чувствуют свою взрослость и стремятся самостоятельно решать свои проблемы.
Их начинает беспокоить социальный статус, “модность” их одежды и “крутизна” гаджетов.
Некоторые дети к концу этого возрастного периода начинают задумываться о своем будущем.
Интеллектуальная сфера
В 9-12 лет начинается самостоятельная интеллектуальная активность.
Появляется творческий подход к решению задач, развиваются теоретическое и словесно-логическое мышление.
Само по себе мышление теперь оказывает влияние на другие познавательные процессы. Как говорил известный советский психолог Д.Б. Эльконин, в этом возрасте “память становится мыслящей, а восприятие — думающим”.
У ребенка меняется отношение к людям и самому себе. У него формируются самооценка и новое представление о своей личности.
Теперь он четко регулирует свое поведение и следует своему внутреннему плану действий. У него появляется рефлексия, а также чувство юмора и обостренное чувство справедливости.
В 9-10 лет школьник хорошо ориентируется во времени, читает для удовольствия, хорошо относится к правилам и следит чтобы их соблюдали. А уже ближе к 12 годам ему захочется поставить эти правила под сомнение.
Внимание
В 9-12 лет ребенок обычно неусидчивый, легко отвлекается и думает о посторонних вещах.
Внимание сейчас избирательно и зависит от интересов школьника. Например, он может быть сосредоточенным в играх, а вот на уроках, наоборот, часто отвлекаться.
Кроме этого, развитию внимания в этом возрасте мешают повышенная возбудимость, быстрая смена увлечений и повышенная впечатлительность ребенка.
Память
У ребят начинается перестройка процессов запоминания.
Они учатся выделять главное из потока информации и запоминать именно это.
Дети начинают пользоваться логической памятью и смысловым запоминанием. Например, с помощью ассоциаций.
А в основном, в этом возрасте преобладает образная память. Ребятам легче запомнить внешний вид предмета, чем его назначение.
Мышление
У школьников в этом возрасте развивается критическое мышление. Они стараются найти истину, понять причину. Теперь ребята не принимают сразу “на веру” информацию от взрослых. Им хочется спорить и размышлять.
Дети учатся мыслить логически, делать обоснованные выводы, строить планы и анализировать происходящее. У них формируется умение мыслить на основе предположений, без опоры на предметы.
Младший подросток приобретает свои личностные установки.
Восприятие
Восприятие сейчас активно развивается, как и все остальные познавательные процессы.
Оно становится все более целенаправленным и избирательным.
Воображение
К 12 годам ребята уже умеют управлять своим воображением. Они видят разницу между реальным и вымышленным.
Само воображение становится богаче, чем у младшего школьника.
Оно влияет на познавательные процессы, эмоции и личность ребенка. Например, помогает решать задачи, моделировать, писать стихи и т.д.
Речевая сфера
Развитие речи сейчас связано с мышлением. К примеру, ребенок учится составлять план устного или письменного текста, писать сочинения и изложения.
При этом, в 9-12 лет ребенок стремится использовать в своей речи тот сленг, который принят в группе его сверстников.
Эмоциональная сфера
В этот период ребенка начинают обуревать сильные эмоции и резкие перепады настроения. И все же, он лучше контролирует их, чем раньше.
Сейчас дети по-новому осмысливают взаимоотношения с окружающими, особенно со сверстниками.
Их эмоциональное состояние сильно зависит от отношений с товарищами.
Учебная деятельность
В 9-10 лет учеба — все еще основная деятельность ребенка.
Но уже ближе к 11 годам интерес к школе сильно снижается. Детям не хочется посещать школу в обязательном порядке и выполнять домашние задания.
В этом возрасте учащаются конфликты с учителями и нарушения школьных правил.
Коммуникативная сфера
Для ребенка становится очень важным общение с одноклассниками, а также его положение в коллективе. В группе детей четко можно заметить лидера, популярных детей и “аутсайдеров”.
Сейчас дети любят все делать вместе . Например, ходить классом на экскурсии или в походы. А вот с родителями им не очень хочется проводить свой досуг.
Мнение товарищей для ребенка становится более важным, чем оценка взрослых. Также сверстники влияют на его самооценку.
В 9-12 лет у школьника обычно есть лучший друг — ровесник его же пола. Именно с ним он делится своими секретами и переживаниями.
Трудности возраста
Этот возрастной период совпадает с переходом в средние классы школы.
Ребенку нужно строить отношения с другими учителями, вникать в новые правила, знакомиться со сложными предметами.
Отсюда возникают нервные перегрузки, напряжение, тревожность, плаксивость и снижение успеваемости.
Кроме этого, ребенок начинает быть недовольным собой, своими отношениями с другими детьми или учебой. Но ему не всегда удается осознать, в чем именно его проблема.
Недовольство собой может послужить толчком к саморазвитию. А может, наоборот, зародить неуверенность в себе.
Благоприятное развитие: советы для родителей
Родители должны поддерживать своего ребенка в этот непростой период его развития.
Младшему подростку очень важно знать, что родители всегда на его стороне.
Стоит вместе с ним искать выход из сложных ситуаций и конфликтов, слушать его мнение.
Нужно учить ребенка сотрудничать, конструктивно общаться и добиваться успеха. Важно поддерживать его уверенность в себе и самоуважение. Нельзя ругать и наказывать его в присутствии товарищей!
Ребенку все еще нужен контроль. Но не стоит слишком сильно ограничивать его свободу. Пусть у школьника будут не только новые обязанности, но и права.
Лучше заранее подготовить его к средней школе. Например, рассказать о том, что его ждет, какие будут предметы и учителя.
В этом возрасте все так же важен правильный режим. В течение дня не должно быть перегрузок, слишком большого количества кружков и домашних дел.
Пусть у ребенка обязательно найдется время на прогулки, общение с друзьями и хобби.
Возраст 9-12 лет — это время перехода к подростковому возрасту, а также к обучению в средней школе.
Психические процессы ребенка продолжают активно развиваться с помощью мышления. Теперь он стремится спорить, анализировать и самостоятельно искать ответы на вопросы.
Ребенку становится очень важным мнение сверстников.
Взрослым необходимо оказывать ему поддержку, а также давать новые права и обязанности.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Как меняется психика ребенка в 7-9 лет?
Как помочь развитию младшего школьника?
Ответы на вопросы — в нашей статье.
Содержание:
- Развитие психики в 7-9 лет
- Интеллектуальная сфера
- Внимание
- Память
- Мышление
- Восприятие
- Воображение
- Речевая сфера
- Эмоциональная сфера
- Учебная деятельность
- Коммуникативная сфера
- Интеллектуальная сфера
- Трудности возраста
- Советы для родителей
Развитие психики детей в 7-9 лет
В этом возрасте ребята учатся в начальной школе. А во время учебной деятельности активно развивается их психика.
У них появляется произвольность и осознанность познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия и т.д).
Дети начинают планировать свои действия в уме и анализировать их. Также они учатся рефлексии.
У них появляется мировоззрение и самоощущение.
Интеллектуальная сфера
У ребенка 7-9 лет активно формируется личное сознание. Он стремится понять свое место в отношениях со взрослыми.
Через учебную деятельность школьник осознает свои способности. Они развиваются через устойчивый интерес к какому-либо делу и стойкую мотивацию к нему.
Ребенку нравится быть компетентным. Учеба расширяет его кругозор и улучшает мышление.
Младшему школьнику интересны общественные мотивы. Ему хочется быть культурным и развитым, хорошо учиться, а потом, во взрослой жизни — и хорошо работать.
У него появляются новые взаимоотношения с окружающими, права и обязанности.
Формируются его моральные качества личности, самосознание и мировоззрение.
Ребенок изобретает, придумывает свою концепцию окружающего мира. Ему нужно все упорядочить, понять закономерности и т.д.
Младший школьник разбирается в этических нормах (например, что такое “хорошо” и “плохо”) и учится эстетическим (например, считает, что красивое не может быть плохим).
Внимание
Ребенок становится намного внимательнее, чем в дошкольном детстве.
Он уже умеет концентрироваться на малоинтересных действиях и сосредоточенно заниматься 10-20 минут.
Ближе к 9 годам дети смогут работать довольно долгое время, не отвлекаясь и не делая ошибок. Но даже тогда они способны отвлечься на что-то более интересное.
В целом, у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание. Для него важны внешние впечатления, а из-за этого трудно сосредоточиться на непонятном и сложном материале.
В этом возрасте у конкретного ребенка заметны свои особенности внимания. Кому-то сложно быстро переключиться от старательно решаемой задачи. Кто-то легко переносит свое внимание на новое задание, но также запросто отвлекается. А у некоторых ребят хорошо организовано внимание, но его объем еще очень небольшой.
Память
У детей 7-9 лет продолжает развиваться произвольная память. Она тесно связана с мышлением.
У них хорошо сформирована механическая память, они могут легко “зазубрить”материал. Но, для того, чтобы текст остался в памяти надолго, ребятам необходимо понять его.
Школьники могут сознательно и осмысленно запомнить интересный материал через игру. Также они учатся запоминанию с помощью различных мнемотехнических приемов.
В целом, в этом возрасте память конкретно-образная. Ребенок может довольно легко воспроизвести учебный материал с опорой на текст или картинку, но самому что-то припомнить ему пока сложно.
Мышление
Мышление ребенка начинает переходить от наглядно-образного к словесно-логическому.
Он учится рассуждать, основываясь на конкретных наглядных предметах. Ребенок анализирует, делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи.
Еще младший школьник начинает решать образные задачи, а также идти от конкретного к общему, и наоборот.
Теперь он анализирует знания, полученные от родителей, сверстников, телепередач, и делает свои выводы.
Он умеет использовать наглядно-схематическое мышление (то есть опирается на макеты, схемы и т.д.).
В 7-9 лет ребенок начинает усваивать научные понятия.
Кроме этого, развиваются особенности мышления ребенка. Можно заметить среди детей “мыслителей”, “практиков” и “художников”.
Восприятие
Ребята в этом возрасте обычно замечают не главный признак, а то, что первое бросилось в глаза.
Но они учатся целенаправленно изучать объект: рассматривать, исследовать, наблюдать.
На развитие восприятия сейчас влияет речь. При изучении чего-либо ребенок называет и выделяет качества предмета или явления.
Восприятие становится синтезирующим, школьник устанавливает связи между явлениями.
Воображение
Воображение становится более управляемым.
Ребенок теперь более правильно воображает действительность на основе своих знаний. Это возникает потому, что у него развивается критическое мышление.
Также младший школьник умеет “воспроизводить” образы-представления о предмете или явлении.
Речевая сфера
Речь школьника тесно связана с развитием мышления и других познавательных процессов. Ведь во время учебы словесные рассуждения помогают, например, решать задачу.
В его словарном запасе около 7000 слов. Этот объем зависит от кругозора, качества общения со взрослыми и т.д.
Ребенок овладевает звуковым анализом слова.
Он учится пересказывать, описывать и т.д. Так формируется связная монологическая речь — устная и письменная.
Эмоциональная сфера
После окончания кризиса 7 лет, у школьника появляется так называемое “обобщение переживаний”, возникает логика чувств. Эти переживания порождают внутреннюю жизнь ребенка, а она влияет на поведение.
Перед тем, как что-то выполнить, ребенок начинает размышлять и осознавать, какие эмоции он получит от этого действия. Он начинает скрывать свои переживания от окружающих. Так проявляется “утрата детской непосредственности”.
В 7-9 лет ребенок уже регулирует свое поведение и старается держать свои обещания.
Также по мере выхода из кризиса уходят манерничанье, кривляние и наигранность поведения.
Дети учатся саморегуляции, трудолюбию и самостоятельности.
Их эмоции теперь более устойчивые и глубокие. Возникают постоянные интересы и дружеские отношения.
У ребят начинают ярче проявляться особенности характера и поведения.
Учебная деятельность
Учебная деятельность становится ведущей в этом возрасте.
Для ребенка важно быть успешным в учебе. Он хочет, чтобы это замечали взрослые и сверстники. От этого зависит его самооценка и самоуважение.
Младший школьник начинает оценивать свои знания и анализировать их (раньше он это не умел, а теперь умеет и т.д.).
Успехи в учебе рождают у школьника чувство компетентности. А постоянные учебные неудачи приносят чувство неполноценности.
Учебная деятельность ребенка в 7-9 лет может быть основана на таких мотивах:
- высокая оценка, одобрение окружающих;
- стремление узнать новое;
- желание быть успешным;
- мотив избегания неудачи.
Коммуникативная сфера
Учебная деятельность касается и коммуникативной сферы.
Центром в социальной жизни ребенка становится его учитель. Он для школьника — большой авторитет.
Во время учебы и в играх дети начинают действовать вместе, вставать на точку зрения другого, видеть себя со стороны.
Трудности возраста
В этот период может продолжаться кризис 7 лет.
Но, в целом, возраст 7-9 лет — это “затишье”. Ребенок спокоен, дружелюбен, открыт знаниям и стремится быть успешным в учебе.
Но если в школе что-то не ладится, он может стать тревожным, вспыльчивым или
грубым. Это — сигналы того, что школьнику необходима помощь взрослых.
Благоприятное развитие: советы для родителей
Ребенку важно быть успешным, компетентным и принятым в коллективе своего класса. Но иногда дети могут “закрываться”, переживая свои неудачи в одиночестве. Поэтому родителям надо искренне интересоваться его школьными делами (не только учебой). Вопросы могут быть примерно такими. Что больше всего нравится ему в школе? С кем он сегодня общался?
Нужно быть внимательным к чувствам ребенка и не преуменьшать их значение.
При совместном выполнении домашних заданий стоит сохранять терпение и помогать, опираясь на особенности школьника. Кому-то нужны схемы и изображения, кому-то — рассуждения вслух и т.д.
Необходимо ограничивать время, проведенное за компьютером или перед телевизором. Лучше активно и интересно проводить время всей семьей.
Нужно соблюдать четкий режим дня. При этом у ребенка обязательно должно быть время на свои любимые игры и активные прогулки на свежем воздухе. Разнообразные секции, кружки — это не досуг.
Ребенку 7-9 лет нужно уметь помогать по хозяйству взрослым и самостоятельно выполнять поручения. Конечно же, дела должны соответствовать его возрасту и умениям.
В этот период необходимо четко понимать азы самостоятельного и безопасного поведения дома и на улице. Например, правила дорожного движения, обращения с электричеством, газом, аптечкой и т.п.
Необходимо, чтобы ребенок знал, как контактировать с незнакомыми людьми. Он должен наизусть помнить экстренные номера телефонов и телефоны родителей. Важно, чтобы школьник понимал, к кому он может обратиться за помощью при необходимости.
Возраст 7-9 лет называется младшим школьным.
Все психические процессы становятся произвольными, ребенок учится получать знания и анализировать их. Он создает свою картину мировоззрения.
В его жизни появляется новый авторитет — школьный учитель, а его самоуважение основывается на успехах в школе. Родителям надо давать ребенку больше самостоятельности при принятии решений, а также оказывать ему легкую помощь при освоении учебного материала.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Психологические особенности детей 9 – 10 лет
9-10 лет – очередной возрастной период ребёнка. В этот период в психике ребёнка происходят существенные изменения. К этому возрасту у него уже сформированы определённые житейские понятия, но продолжается процесс перестраивания сложившихся ранее представлений на базе усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире. Школьное обучение способствует развитию его теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д. Б. Эльконина, “память становится мыслящей, а восприятие думающим”.
Новообразованием 10-летнего возраста является рефлексия. Происходит преобразование не только в познавательной деятельности учащихся, но и в характере их отношения к окружающим людям и к самим себе.
Именно к концу данного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: способность к саморегуляции, произвольность. Ведь, приступая к обучению в средней школе, несформированность или недостаточный уровень развития этих новообразований приведёт к сложностям в учебной деятельности. Новообразования: произвольность, рефлексия, саморегуляция проходят в это время только начальный этап формирования. С возрастом они только будут усложняться и закрепляться, а также распространяться не только на ситуации, которые связаны с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.
Учебная деятельность в 9-10 лет продолжает оставаться основной деятельностью школьника и оказывать влияние на содержание и степень развитости интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Но в то же время учебная деятельность теряет своё ведущее значение в психическом развитии ребёнка. Её роль и место в общем развитии ребёнка существенно меняется.
Как только ребёнок поступает в школу, он только приступает, «знакомится» с учебной деятельностью, овладевает её основными структурными компонентами. Уже к 9-10 годам ученик овладевает самостоятельными формами работы. Данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией.
Развитие и успешность ребёнка в большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний, новых сведений, но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения самостоятельных способов добывания этих новых знаний.
Психологические исследования детей данного возрастного периода указывают на то, что в 10 летнем возрасте происходит значительное снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения. Самыми распространёнными симптомами снижения интереса являются отрицательное отношение к школе в целом, в необходимости и обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и дома, конфликтные взаимоотношения с учителями, а также неоднократные нарушения правил поведения в школе.
Рефлексия как новообразование данного возраста меняет взгляд детей на окружающий мир, он впервые вырабатывает собственные взгляды, собственное мнение, не всегда принимая на веру всё то, что он получает от взрослых. Но всё это пока находится на этапе зарождения и затрагивает относительно более знакомую детям сферу – учебную.
У детей отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Так же данный период характеризуется наибольшими изменениями во внутренней позиции ребёнка, связанные со взаимоотношениями с другими людьми, и прежде всего со сверстниками. Эмоциональное состояние ребёнка чаще всего начинает зависеть не только от успехов в учебе и отношениями с учителями, но и от того, как складываются его отношения с товарищами.
К 9-10 годам сверстник и общение с ним начинают определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе личных и деловых взаимоотношений в классе, происходит формирование достаточно устойчивого статуса ученика в этой системе.
Вместе с тем ребенок иногда оказывается в ситуации выбора между позицией “хорошего ученика” и позицией товарища. Может происходить так, что “хороший ученик” делает все задания самостоятельно, не списывает и это не мешает ему быть в то же время и хорошим другом. Но способен ли “хороший ученик” оставаться настоящим другом, если он не дает другому списать или сообщает учителю о “провинностях” своих одноклассников?
Вероятность появления конфликтов со сверстниками и с учителями велика, если две системы направлений: позиции ученика и позиции субъекта общения будут противостоять друг другу, не выступать в единстве.
В 10 лет происходят существенные изменения в характере самооценки школьников. Уровень самооценки подвергается корректировке и переоценке другими детьми. Возрастает количество негативных самооценок и при этом равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых.
Дети наиболее часто проявляют недовольство собой не только в общении с одноклассниками, но и в процессе учебной деятельности. Критичность отношения к себе объясняется потребностью ребёнка в общей положительной оценке своей личности другими людьми и прежде всего взрослыми.
Ребёнок ощущает необходимость в общей положительной оценке себя в целом, при этом оценка не должна зависеть от конкретных его результатов.
Человек, на каком бы возрастном этапе он не находился, всегда нуждается в принятии его со стороны другими людьми. Но в возрасте 10-ти лет данная потребность выражена наиболее сильно. И она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.
В данном возрастном периоде переживания школьников далеко не всегда осознаются ими и чаще всего они даже не всегда могут сформулировать свои проблемы, сложности, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.
Ребёнок проявляет недовольство собой, отношениями с другими, проявляется критичность в оценке результатов учебы – и все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может наоборот стать препятствием полноценного формирования личности, негативно отразиться на характере самоуважения.
К десяти годам в каждой детской группе, классе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Так же явно выделяются аутсайдеры, отличники, дети, которые лучше других бегают или являются генераторами блестящих идей или зачинщиками проказ. В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Влияние семьи постепенно снижается, а зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной.
Десятилетний ребенок проводит больше времени со своим лучшим другом, при этом он чаще делится с ним своими секретами. Отношения с одноклассниками в этом возрасте могут стать более сложными и даже в некоторых случаях напряженными. Это в основном относится к девочкам. Мальчиков, как правило, больше волнует то, чем они занимаются, а не с кем.
Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. 9-летний ребенок может чувствовать себя независимым, но большинство экспертов психологии приходят к выводу, что им по-прежнему требуется поддержка своих родителей. Отмечаются на этом этапе развития резкие перепады настроения.
Десятилетний возраст характеризуется проявлением большей независимости и не желанием опеки и заботы со стороны родителей. 10 лет –это «золотой возраст». Всё чаще детей данного возраста начинает беспокоить их социальный статус, достаточно ли модна их одежда или являются ли их гаджеты современными и достаточно дорогими. Отмечается потеря интереса к таким семейным видам деятельности, как праздники или экскурсии, пикники, которые они так любили несколько лет назад.
Когнитивное развитие детей начинается с развития собственных представлений о мире. Это время перемен, ответственности за свои действия. Дети чувствуют, что они уже взрослые и пытаются решать большинство вещей самостоятельно. Многие дети серьезно обсуждают со взрослыми свое будущее и начинают думать о том, какие предметы лучше изучать, и какую школу им лучше выбрать.
Физические и эмоциональные изменения, особенно у мальчиков, не так важны, как для девочек. Это связано с тем, что мальчики, как правило, физически созревают чуть позже. В 10 лет мальчики пытаются добиться успеха в различных видах деятельности, например, спорте, чтобы доказать свою конкурентоспособность.
Если говорить о развитии ребёнка данного возраста, то в 10 лет ребёнок прекрасно ориентируется во времени, читает с удовольствием и для удовольствия, имеет чувство юмора, позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали, обладает обостренным чувством справедливости, имеет развитые навыки самообслуживания и способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует. С удовольствием присоединяется к группе ровесников.
Резюмируя всё вышеизложенное можно сделать вывод, что психологическими особенностями детей на этапе окончания младшего школьного звена (10 лет) являются:
дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
совершенствование головного мозга и нервной системы;
рефлексия, анализ, внутренний план действий;
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности;
развитие нового познавательного отношения к действительности;
ориентация на группу сверстников своего возраста;
неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
нервно-психическая ранимость ребенка;
неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
развитие познавательных потребностей;
развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;
изменение способности к произвольной регуляции поведения.
Основными задачами для успешного развития ребёнка являются:
раскрытие индивидуальных способностей и особенностей;
развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;
развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;
усвоение социальных норм, нравственное развитие.
Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребёнок испытывает сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап, называемый подростковым.
Рекомендуемая литература
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — (Психологи отечества). — С. 239—284.
Источник