Уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с овз зависит
Особенности психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- Типология интеллектуальной недостаточности.
Ограниченные возможности здоровья – это нарушения крайне неоднородной группы различных по этиологии, степени выраженности, характеру психических проявлений и способности к адаптации в обществе состояний. Среди интеллектуальных нарушений выделяют две основные группы: умственную отсталость и задержанное психическое развитие. Подробнее остановимся на первой группе – умственной отсталости, к которой мы имеет непосредственное отношение в нашей работе.
Умственная отсталость – это стойкая (необратимая) недостаточность интеллектуальной сферы и личности в целом, которое является следствием органического поражения (или недоразвития) головного мозга.
Международная классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ – 10) понятие «умственная отсталость» рассматривает как снижение интеллекта, недостаточная социализация, время возникновения – до 18 лет.
- Систематизация учащихся с ОВЗ.
По степени тяжести состояния в соответствии с МКБ – 10 принято выделять следующие формы:
Легкая умственная отсталость определяется при наличии легкой степени снижения интеллекта (55 – 69 IQ), способности к обучению по специальной программе, возможности получения несложной профессии и адаптации в обществе.
Умеренная умственная отсталость характеризуется более выраженной степенью снижения интеллекта (40 – 54 IQ), способностью к общению с окружающими, но значительными трудностями в обучении, что приводит к возникновению серьёзных проблем в социальной адаптации.
Тяжелая умственная отсталость определяется при наличии грубых нарушений интеллекта (25 – 39 IQ) и характеризуется отсутствием способности к обучению, даже в специально организованных условиях, серьёзными затруднениями в общении при сохранении способности к усвоению элементарных навыков самообслуживания.
Глубокая умственная отсталость определяется при наличии крайне тяжелых нарушений интеллекта ( ниже 25 IQ) и характеризуется как неспособностью к обучению, так и усвоению элементарных навыков самообслуживания.
В отечественной специальной психологии наибольшее распространение получила классификация М.С. Певзнер, основанная на клинико-этоипатогенетическом принципе, которая широко используется на практике не только специальными психологами, но и педагогами при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с ОВЗ.
Автор выделяет две основные формы – неосложненную и осложненную олигофрению.
Неосложненная форма определяется диффузным недоразвитием головного мозга без выраженных локальных нарушений. Она характеризуется недоразвитием сложных форм познавательной деятельности в сочетании с относительной первичной сохранностью эмоционально-волевой сферы, возможностью целенаправленной деятельности и контроля своего поведения. Эта форма является наиболее распространенной и имеет более высокие потенциальные возможности социальной адаптации.
Осложненная форма включает еще 4 вида:
- Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики. Характеризуется сочетанием диффузного поражения головного мозга, компенсированной гидроцефалией, которая вызывает нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения. По соотношению нарушений нейродинамики можно выделить два варианта: возбудимый и тормозной. При тормозном варианте дети отличаются вялостью, адинамией, общей заторможенностью. При возбудимом варианте наблюдается двигательная расторможенность, импульсивность и эмоциональная лабильность.
- Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью характеризуется диффузным недоразвитием коры больших полушарий и сочетается с недоразвитием познавательной деятельности с изменением личности по лобному типу и специфическими нарушениями моторики. Дети этой группы вялые, безынициативные и беспомощные. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Они не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, слабо учитывают ситуацию.
- Олигофрения, осложненная психопатоподобным поведением. Характеризуется сочетанием недоразвитием познавательной сферы с грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Характерным для таких детей является выраженное недоразвитие личностных компонентов, значительное снижение критического отношения к себе и окружающим в сочетании с грубыми нарушениями поведения и расторможенностью влечений. Наиболее типичными оказываются проявления выраженной агрессивности, драчливости и склонности к неоправданным аффектам. Обучение и социальная адаптация детей данной формы крайне затруднено.
- Олигофрения, осложненная нарушениями анализаторов. Характеризуется сочетанием диффузного поражения коры головного мозга и глубокими нарушениями той или иной анализаторной системы. Эти дети имеют локальные дефекты слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в сочетании с более сложным неравномерным недоразвитием познавательной деятельности.
- Особенности ощущений и восприятия у учащихся с ОВЗ.
Сенсорная сфера имеет большое значение в познании ребенком окружающего мира. Она создает базу для развития всей психической деятельности. Недостатки в деятельности ЦНС у детей с ОВЗ приводят к нарушению сенсорно-перцептивной организации деятельности. В результате у детей данной категории чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются нарушения слуха и зрения. Их ощущения замедленные, недостаточно дифференцированные, отмечается снижение порога чувствительности, что в свою очередь приводит к недостаточности ориентировочной деятельности в целом и оказывает значительные трудности на усвоение школьных навыков.
- Особенности мнестической деятельности учащихся с ОВЗ.
Нарушения памяти детей с ОВЗ сразу бросаются учителю в глаза, которые чаще всего обусловлены слабостью мышления. Нарушается в первую очередь точность и прочность запоминания смыслового словесного материала. Воспроизводя информацию, они многое путают, пропускают, переставляют местами, нарушая логику, часто привносят новые элементы. Механическая память может быть относительно сохранной.
- Особенности мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ.
Мышление – это наиболее высокоорганизованная психическая функция и является важнейшей формой познания окружающего мира.
Среди типичных особенностей мышления детей с ОВЗ является всеобщее недоразвитие всех его форм и уровней. Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления приводит к тому, что даже при незначительном изменении условия задачи воспринимают её как новую, а усвоенный опыт затрудняются использовать в новых условиях. Ведущим видом мышления долгое время, на протяжении школьного обучения, остается наглядно-действенное мышление. Это приводит к тому, что в учебной деятельности дети долго заменяют умственные действия на более простые предметные и мнестические. Дети довольно долгое время делают грубые ошибки при установлении причинно-следственных связей, путают причину и следствие и в результате испытывают значительные затруднения в осмыслении логических рассказов, установлении последовательности событий и проч.
Неполноценной оказывается и операционная сторона мыслительной деятельности. Анализ зрительно воспринимаемых объектов осуществляется чаще по внешним несущественным признакам. Мышление детей с ОВЗ отличается конкретностью, это приводит к затруднению понимания переносного смысла пословиц, метафор, поговорок, осуществлять счетные операции в уме и проч.
6. Особенности внимания учащихся с ОВЗ.
В современной психологии установлено, что внимание связано с динамикой работоспособности. Известно, что даже минимальная органическая недостаточность ЦНС ведет к нарушению работоспособности.
Общей особенностью детей с ОВЗ является преобладание непроизвольного внимания. Они затрудняются сосредоточить внимание, часто отвлекаются на несущественные детали, им трудно сосредоточиться при выполнении различных заданий. Особенно много ошибок допускают при необходимости распределения и переключения внимания. Также отличительной особенностью внимания таких детей является его низкая продуктивность в любом возрасте. Особенно страдает произвольное внимание, которое на протяжении всего школьного обучения остается несовершенным.
- Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ.
Общей характерной особенностью является ее незрелость. Их эмоции недостаточно дифференцированы, а настроение неустойчивое. Они малоинициативны, затрудняются самостоятельно поставить цель и добиться ее реализации.
У учащихся с ОВЗ наблюдаются ярко выраженные специфические особенности эмоциональных проявлений – их неадекватность. Их чувства часто бывают не связаны с определенным контекстом. Длительное время они испытывают только удовлетворение или неудовлетворение, а тонкие оттенки чувств им недоступны. Это приводит к тому, что высшие эмоции, такие как чувство долга, ответственности и проч. Формируются длительное время и с трудом.
Учащиеся затрудняются узнавать эмоциональное состояние людей, если они не видели ситуацию, вызвавшую переживания. При определении таких эмоций, как радость, гнев, удивление, страдание и страх часто называют их все одним определением – злостью.
Еще большие трудности вызывает определение чувств людей, изображенных на картине или фотографии, это приводит к тому, что они не понимают смысла изображенного. Особенно трудно детям понимать, какое эмоциональное состояние переживают герои рассказов.
- Особенности формирования личности у учащихся с ОВЗ.
Развитие личности у детей данной категории характеризуется целым рядом особенностей, обусловленных, прежде всего тотальным недоразвитием их познавательной деятельности. Это приводит к тому, что они долго не разбираются в понятиях морали и нравственности. Их представления о моральных способах поведения поверхностны и конкретны. Дети данной категории часто поддаются дурному влиянию, что обусловлено их повышенной внушаемостью и подражательностью. Однако этому способствует не сама болезнь, а то социальное окружение, в которое попадает ребенок.
Недоразвитие мотивов определяет недостаточность потребностной сферы и интересов. Мотивы неустойчивы и недостаточно осознаны и в значительной степени зависят от ситуации. В связи с этим физиологические потребности длительное время преобладают над духовными и затрудняют формирование культурных и общественных потребностей. Отмечается растормаживание элементарных влечений: увеличение аппетита, неуемная жажда, преждевременные сексуальные потребности.
Формирование самооценки также складывается с большим опозданием. У младших школьников встречается и завышенная и заниженная самооценка. В среднем возрасте чаще всего формируется относительно адекватная, а в старшем – преимущественно завышенная, что связано со стремлением компенсировать свой дефект.
Уровень притязаний находится в зависимости от самооценки, поэтому можно наблюдать как завышенный, так и заниженный уровень притязаний.
Мировоззрение развивается с большим опозданием, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Они затрудняются высказать свой взгляд на то или иное явление; они не могут оценить последствий собственного поведения, своих отрицательных поступков, что обуславливает примитивности, ситуативность идеалов.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27
г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД
Тема: «Особенности психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила
Учитель-дефектолог
Царенкова Ю.В.
Братск, 2012 г.
Источник
Марина Керимова
Психологические особенности детей с ОВЗ
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации»
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие
различные отклонения психического или физического плана, которые
обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести
полноценную жизнь.
Существуют причины появления детей с ограниченными
возможностями здоровья
1. Эндогенные (или внутренние)причины делятся на три группы:
– пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери,
нервные срывы, травмы, наследственность;
– натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком
быстрые роды, вмешательство медиков;
– постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние)причины: причины социально биологического
характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Психологические особенности детей с ОВЗ.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это
проявляется в необходимости более длительного времени для приема и
переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об
окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с
ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить
симметричность, тождественность частей конструируемых фигур,
расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с
одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания
обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей,
несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным
развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп
переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени,
чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы
общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты
языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной
истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной
расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу
психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной
мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная
сформированность психологических предпосылок к овладению
полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности
формирования учебных умений (планирование предстоящей работы,
определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование
деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности,
ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,
переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются
повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно
реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в
настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная
утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными,
плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах
быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У
некоторых детей в результате утомления возникает двигательное
беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость,
беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Дети с нарушением слуха.
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и
ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития.
Выделяют следующие группы детейс недостатками слуха:
Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может
использоваться для накопления речевого запаса.
Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью,
затрудняющей речевое развитие.
Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и
оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления.
Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и
слабослышащего ребенка, то они не являются биологически
обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются
коррекции в наибольшей степени.
Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные,
осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным
овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии
словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и
образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет
своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование
всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании
теоретических знаний на практике.
У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных
функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому
дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития
отстают от своих сверстников.
Дети с нарушением зрения.
Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения,
работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В
значительной степени это обусловлено характером поражения зрения,
происхождением дефекта и личными особенностями детей.
Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная
эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность,
неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по
общению и адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями
зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности,
отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для
слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и
качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за
помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный
коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей
развернутостью по сравнению с играми обычных детей.
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи
оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование
всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических
особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих
целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей
сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается
недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей
снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей
низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в
формировании других психических процессов. Связь между речевыми
нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в
специфических особенностях мышления. Обладая полноценными
предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по
возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом
овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Дети с соматическими заболеваниями
Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов,
имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся
от остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается
недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем
принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря
интереса к занятиям.
Дети с умственной отсталостью
Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития,
наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети.
Большинство из них — олигофрены.
Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития,
возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры
головного мозга, в пренатальный (внутриутробный, натальный (при родах)
или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития)
периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении
традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и
дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и
имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над
ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от
развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом
развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к
окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и
фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие
умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь
умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции —
коммуникативной.
Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются
периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно
собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или
иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность
деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются
Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в
процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена
скорость выполнения перцептивных операций.
Память детей с задержкой психического развития также отличается
качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и
быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная
память.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной
деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм
мышления, возникают трудности в формировании сферы образовпредставлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из
частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном
оперировании образами.
У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к
взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с
возрастом прогрессировать.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие
поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период
новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также
нарушениями психоречевых функций.
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития
по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим
инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы
личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших
структур мозга (лобные отделы головного мозга, связанных с волевой
деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным
нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.
При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности
поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь
эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно
работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих,
во всем их поведении присутствует элемент “детскости”.
Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП
1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических
функций.
2) Выраженность астенических проявлений – повышенная
утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что
также связано с органическим поражением ЦНС.
3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и
временных представлений.
Дети с расстройствами раннего детского аутизма
Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием
болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир
фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей
дошкольного возраста.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
– полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же
недостаточная потребность в них;
– обособленность от окружающего мира;
– слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери,
возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
– дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым
раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум
бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
– однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным
движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание
на носках и пр.);
– речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА
наблюдается мутизм (полная утрата речи, у некоторых больных отмечается
повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему
слова или слоги;
– характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при
котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд»
или взгляд мимо.
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми,
имеющие ограниченные возможности здоровья
– Принимать ребенка таким, какой он есть.
– Как можно чаще общаться с ребенком.
– Избегать переутомления.
– Использовать упражнения на релаксацию.
– Не сравнивать ребенка с окружающими.
– Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
– Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он
должен знать за что.
– Обращаться к ребенку по имени.
– Не предъявлять ребенку повышенных требований.
– Стараться делать замечания как можно реже.
– Оставаться спокойным в любой ситуации.
Источник