Уровень психического развития характеризующий сегодняшний день ребенка

Содержание:
28.07.16 10:00 / ????20778 (144 за неделю) / ⏱️8 мин. /
Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это факторы социальные и биологические. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности психического развития детей на разных возрастных этапах и поговорим о том, на что родителям обратить внимание.
Как формируется нервная система
Когда ребенок рождается, масса его головного мозга составляет около 1/8 массы тела. К первому году жизни мозг увеличится вдвое, а к трем годам он уже будет в три раза больше, чем при рождении и составит 1/13 массы тела. Отсюда следует понимать, что после рождения головной мозг не просто не перестает расти, а он продолжает активно формироваться. Так, образуются извилины, мелкие и крупные, бороздки. Активно развивается слабый от рождения мозжечок. Незрелость мозга новорожденного, тем не менее, не влияет на систему безусловных рефлексов. Врожденные навыки не только помогают малышу питаться, контактировать с окружающим миром, но и позволяют в дальнейшем формировать более сложные формы деятельности. Так, с самого раннего возраста малыш будет проявлять недифференцированный характер реакций. Однако развитие нервной системы в первый год его жизни будет самым быстрым и энергичным. Дальше темпы развития будут более замедленными, но приобретут иной характер и будут направлены уже не на формирование и развитие рефлекторной системы, а на развитие психических навыков.
Этапы формирования психики
В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:
- Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша.
- Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций.
- Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности.
- Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков.
В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром. Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям.
8
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Сенсорное восприятие представляет собой общее отражение предметов, событий или явлений в результате …
Периоды психического развития
Перечисленные выше этапы развития психики подразделяются на периоды ее развития, которые характерны для того или иного возраста. Родителям новорожденных детей нужно обязательно знать об этих периодах и отталкиваться в будущем от этих знаний в воспитании детей. Если вы не будете травмировать ребенка, мешать развитию его психики, то вы поможете ему вырасти уверенным и уравновешенным человеком. Помните, что любые страхи, комплексы, нервные и психологические расстройства идут «родом из детства». Даже самые на ваш взгляд неприметные и «неважные» события могут сформировать страх на уровне подсознания или заложить фундамент для какой-нибудь из особенностей его характера. Мы советуем изучить подробно информацию о периодах развития психики у детей и опираться на нее.
Итак, периоды развития психики:
- Период младенчества. В первые недели и месяцы жизни ребенок абсолютно беспомощен и любые его потребности могут удовлетворяться только с помощью взрослых. Малыш почти не может взаимодействовать с окружающим миром, он плохо видит и слышит в первое время после рождения. От родителей этот период требуется помочь малышу как можно быстрее освоить навыки «общения» с окружающей его средой. Для этого важно в первый год жизни заниматься на развитие мелкой и крупной моторики, помогать формировать восприятие цветовой гаммы, изучать формы текстуры, объемы предметов на ощупь. Правильно подобранные игрушки и регулярные сенсомоторные упражнения будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Выделять себя, как остальных, от окружающего мира малыш пока не может. Не может он и переживать какие-либо состояния, кроме естественных, например, голода или боли. Причины, последствия, содержания каких-либо эмоций и действий он понять не в состоянии. Поэтому родители малышей первого года жизни не должны требовать от своего чада выполнения каких-либо правил в играх. Бессмысленно объяснять малышу, который только научился ползать о том, что нельзя брать какие-то предметы или делать какие-то действия. Смысла слов малыш пока не видит, ему лишь доступны понятия указаний и наименований.
- Период раннего детства. Некая самостоятельность начинает формироваться в этот период, который длится с 1 до 3 лет. Малыш уже активно учится ходить, далее бегать и прыгать, активно исследует предметы и начинает учиться осмысленно разговаривать. Но диапазон возможностей малыша еще сильно ограничен, а образцом поведения служат близкие родственники. Чтобы малыш что-то начал делать сам, он сначала должен увидеть, как это делают другие. Вместе с мамой и папой он будет с удовольствием изучать самые разные предметы и играть в разные игры. При этом, без привлечения взрослых заниматься играми сам не будет. В период раннего детства у маленького человека происходят важные психические открытия. Так, постигается назначение предметов, ребенок начинает понимать, что у вещей и действий есть смысл. А чтобы постичь этот смысл, предметами нужно научиться правильно манипулировать. Но самый важный аспект развития психики в этот период – это процесс осознания ребенком своего «Я». Постепенно он станет отделять собственные действия от действий взрослых, он сможет «видеть» самого себя. Начнет формироваться самооценка, самосознание. А отсюда и появится потребность к самостоятельности и невыполнению указаний взрослых. К концу периода может проявиться кризис 3-х лет, о котором мы говорили выше в материале.
-
Период младшего дошкольного возраста. В этот период ребенок вступает после преодоления кризиса 3-х лет. Малыш уже умеет действовать автономно, самостоятельно, у него имеется определенная самооценка. Он хорошо передвигается и уже имеет достаточно развитую речь, что позволяет ребенку в определенные моменты чувствовать себя «наравне» со взрослыми. Однако, малыш интуитивно понимает, что большинство поступков взрослых основаны не на умениях, а имеют смысловую нагрузку. То есть взрослый что-то делает не потому, что умеет это делать, а потому, что у него есть на это какая-то причина. Отсюда формирование мотивационно-потребительской сферы становится основной задачей данного периода. Чем могут помочь взрослые в этом вопросе? Ответ прост! По возможности каждый день играть с малышом в сюжетно-ролевые игры. Помните, что в младшем дошкольном возрасте лучше всего ребенок усваивает информацию посредством игры. Именно так можно смоделировать «мир взрослых» и перенести в него некоторые жизненные ситуации, а потом сделать это наоборот. Кстати, использование в играх заменителей реальных предметов активно помогает развитию абстрактного мышления и воображения. Эту особенность развития психики ребенка очень важно взять на заметку тем родителям, которые любят скупать все современные игрушки. Запомните, для развития знаково-символической функции и воображения лучше дать малышу, например, деревянный брусочек для игры в «мобильник», чем настоящий телефон.
- Период старшего дошкольного возраста. В период подготовки к школе малыш приобретает новые особенности психики. Он уже более независим от взрослых, самостоятелен, учится брать ответственность за свои поступки. В это время присутствует огромная потребность в общении с другими детьми такого же возраста. Дети учатся понимать определенные принципы и закономерности в научных экспериментах, могут формировать логические выводы. Чтобы качественно подготовить ребенка к школе, родителям нужно научить его «полезным привычкам» и возможности восприятия информации на слух. К привычкам относятся элементарные правила ухода за собой, вежливого отношения к окружающим. При этом, важно не просто научить ребенка, например, помогать пожилым людям, а объяснить мотивацию и причину такой помощи. Восприятие информации на слух поможет развитию памяти и абстрактного мышления, что очень важно для успешных занятий в школе.
- Младший школьный возраст. В период с 7 до 11 лет практически каждый ребенок переживает кардинальные изменения в своей жизни. Школьная дисциплина, необходимость выстраивания отношений в новом коллективе, меньше индивидуального внимания от педагогов оказывают сильное психическое воздействие. Именно в этот период родители должны быть максимально внимательны к настроению, чувствам ребенка, должны давать постоянную эмоциональную поддержку. В этот период ребенок смотрит по-другому на собственную деятельность. Он уже может оценить собственные изменения, «кем он был» и «кем стал», начинает формироваться способность к планированию.
- Подростковый возраст. В возрасте 11-14 лет наступает критический по мнению большинства детских психологов возраст. Ребенок одновременно хочет «расстаться» с детством, то есть почувствовать себя более взрослым, но при этом, не хочет получать больше ответственности. Ребенок готов к «взрослым» поступкам, но детство все еще привлекательно своей «безнаказанностью». Бессознательные, безответственные поступки наперекор родителям, постоянные нарушения границ и запретов характерны для подростков этого периода. В зависимости от модели поведения, которую выберут родители, ребенок может начать понимать свое место в этом мире, заниматься самосознанием или же постоянно бороться с системой запретов и отстаивать свое «Я». Появление новых авторитетов среди чужих людей не должно отпугивать родителей. Именно в семье ребенку могут помочь выстроить правильную для него систему мотиваций.
Мы советуем родителям очень внимательно относиться к психическому состоянию детей в любом их возрасте, но и не забывать про себя. Помните, что основное настроение в доме исходит от взрослых, дети лишь отражают полученные ими эмоции.
9
Сенситивные периоды развития ребенка
Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подхо …
Дети с задержкой психического развития
ЗПР (задержка психического развития) на физическом уровне может не проявляться, поэтому до определенного возраста родители даже не подозревают о таком диагнозе. Однако проблемы с социальной адаптацией и обучением в школе должны их насторожить. Поставить диагноз ЗПР сможет только специалист, но родители могут определить его по нескольким характерным признакам.
- Во-первых, при нарушениях внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на конкретной задаче, показывает повышенную двигательную активность.
- Во-вторых, при нарушениях восприятия, когда ему сложно определить давно знакомые предметы в новом ракурсе, обстановке. Или же ребенок может не запоминать имена людей, которых часто видит. Наблюдается и отставание в развитии форм мышления, особенно, в выстраивании логических цепочек. Сюда же относятся и проблемы с речью, недоразвитие лексико-грамматической стороны.
Сам диагноз ЗПР препятствием к обучению по общеобразовательным программам не является, однако, требует корректировки с учетом особенностей развития ребенка.
Источник
Психическое
развитие– закономерное изменение
психических явлений во времени,
выражающееся в их количественных,
качественных и структурных преобразованиях
(А. В. Петровский).
Психическое
развитие осуществляется одновременно
по линиям:
– познавательной
сферы (становление интеллекта, развитие
механизмов познания);
– психологической
структуры и содержания деятельности
(становление целей, мотивов и развитие
их соотношения, освоение способов и
средств деятельности);
– личности
(направленности, ценностных ориентаций,
самосознания, самооценки, взаимодействия
с социальной средой и т.д.).
Как подчеркивал
С.Л.Рубинштейн, «ребенок развивается,
воспитываясь и обучаясь, а не развивается
и воспитывается, и обучается. Это значит,
воспитание и обучение включаются в
самый процесс развития ребенка, а не
надстраиваются лишь над ним…».
Образовательная
среда, которую организуют взрослые и в
которой обитает ребенок, состоит, с
одной стороны, из знаний, умений, правил,
деятельностей и т.п., которые как бы
присваивает ребенок; с другой стороны,
из его отношений к этим знаниям, умениям,
правилам, деятельностям и т.п.; с третьей
– из отношений ребенка к самому себе,
к окружающим его сверстникам и взрослым,
из понимания им своего места в этой
обетованной среде, его эмоционального
самоощущения в ней.
Эффективность
образования, а, следовательно, и
психического развития зависит от того,
насколько средства, содержание, методы
обучения и воспитания разрабатываются
с учетом психологических закономерностей
возрастного и индивидуального развития
и не только опираются на уже имеющиеся
возможности, способности, умения детей,
но и задают перспективу их дальнейшего
развития, на сколько взрослые в работе
с детьми разного возраста акцентируют
внимание на формирование у них интереса
к окружающей жизни, интереса и умения
учиться, способности к самостоятельному
добыванию знаний, потребности в активном
отношении к той деятельности, в процессе
которой они включаются.
Л.С. Выготский
выделил 3 точки зрения на соотношение
обучения и развития:
1.
Обучение
— есть развитие
(У.
Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка).
Ребенок развивается в меру того, как он
обучается, поэтому развитие есть
обучение, а обучение есть развитие.
Каждый шаг обучения —
шаг
развития ученика. Любое обучение является
развивающим. Э. Торндайк не видел
разницы между обучением человека и
обучением животного, отрицал роль
сознания в обучении. Сторонники данного
подхода —
методисты и учителя, опирающиеся в
работе преимущественно на практический
опыт.
2.
Обучение — это только внешнее условие
развития.
То есть, развитие идет впереди обучения
(В. Штерн, Ж. Пиаже). Это по Ж. Пиаже
выражается в том, что мышление ребенка
проходит через известные стадии,
независимо от того, обучается он или не
обучается. Относительность независимости
этих процессов состоит в том, что для
того, чтобы обучение стало возможным,
развитие должно подготовить соответствующую
основу. «Развитие создает возможности
— обучение их реализует», — писал В.
Штерн. Обучение в этом случае «идет в
хвосте развития», надстраивается над
созреванием.
По
Ж. Пиаже знакомство ребенка с вещами
происходит само собой, а обучение
приспосабливается к развитию, которое
происходит спонтанно и самостоятельно.
Признавая роль социальных воздействий
в психическом развитии, Ж. Пиаже отмечает
их незначительность. Выделяя факторы
интеллектуального развития, он не
включает в их число обучение. Обучение
не может изменить содержания или
последовательности развития. Оно
способно лишь замедлить или ускорить
его.
Отрицается
связь между обучением и развитием
ребенка
(З. Фрейд, Л. Гезелл).
Не анализировали влияние обучения
на развитие или развития на обучение.
Основныой мотив, который двигает
развитие от младенчества до старости,
по З. Фрейду, — сексуальность. Данному
подходу соответствует дидактический
принцип доступности: ребенка нужно
учить только тому, что он может понять,
для чего у него созрели познавательные
способности. Данный подход не признает
развивающего обучения.
3.
Между обучением и развитием существует
тесная связь
(К. Коффка). Развитие — двойной процесс:
созревание и обучение. Следовательно,
созревание и обучение взаимно влияют
друг на друга. Обучение понимается как
процесс возникновения новых структур
и усовершенствования старых. Поэтому
обучение может идти не только вслед за
развитием, но и впереди него, вызывая в
нем новообразования. В данной теории
была сделана попытка преодолеть крайности
первых двух теорий путем их простого
совмещения. В контексте данной теории
развитие всегда более широкий процесс,
чем обучение. Значит, совершая шаг в
обучении, ребенок продвигается в
развитии на два шага. Обучение и
развитие не совпадают и никогда не идут
параллельно друг другу.
Отечественные
ученые, вслед за Л. С. Выготским, придают
решающее значение обучению и
подчеркивают, что предметы и способы
их употребления не могут быть открыты
ребенком без участия взрослых. По
Л. С. Выготскому, обучение идет впереди
развития, вызывая в нем новообразования.
Обучение, опережая развитие, стимулирует
его и в то же время само опирается на
актуальное развитие.
Однако
обучение не должно отрываться от развития
ребенка. Значительный отрыв,
искусственное забегание вперед без
учета возможностей ребенка ведет к
натаскиванию, не дает развивающего
эффекта. Значит, обучение должно
соответствовать возможностям ребенка
на определенном уровне его развития.
Реализация этих возможностей в ходе
обучения порождает новые возможности
более высокого уровня.
Говоря
о соотношении об обучения и развития,
Л.С. Выготский выделил два
уровня развития детей:
–
уровень
актуального развития (характеризует
особенности психических функций ребенка,
сложившиеся на сегодняшний день, и
определяется уровнем сложности заданий,
которые ребенок может выполнить
самостоятельно)
–
зона ближайшего
развития
(требует ориентировки на реализацию у
ребенка возможностей завтрашнего
дня и определяется уровнем сложности
заданий, которые ребенок может
выполнить при участии взрослого).
У
детей с одинаковым актуальным уровнем
развития могут быть разные потенциальные
возможности. Один ребенок легко принимает
помощь и затем решает самостоятельно
похожие задачи. Другому ребенку трудно
выполнить задание даже с помощью
взрослого. Поэтому, оценивая развитие
конкретного ребенка, важно учитывать
не только его актуальный уровень
(результаты тестирования), но и «завтрашний
день» — зону ближайшего развития.
Знание учителем
связи преподавания любого школьного
предмета с детским развитием позволяет
опережать уровень сегодняшних возможностей
ребенка, ставить и решать совместно с
ним более сложные проблемы. До Л. С.
Выготского большинство педагогов
считали, что обучение должно
приспосабливаться к сегодняшнему уровню
развития ребенка (дидактический принцип
доступности). Применительно к школьному
обучению данная идея реализуется в
форме совместного с учителем выполнения
учебных действий по специально
разработанной методике. По ней
предусмотрены познавательные учебные
конфликты, приводящие к плодотворным
дискуссиям, в которых участвует учитель,
направляя учащихся наводящими вопросами
(«Все согласны?», «Почему ты читаешь,
что он не прав?»). Учитель организует
учебные действия учеников и руководит
их мыслительной работой, а результат
ученики получают самостоятельно
Таким образом,
обучение и воспитание, разумно
организованные и специально направленные
на развитие детей, обеспечивают высокие
показатели в формировании умственных
способностей и нравственных качеств
человеческой личности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник