Уровень потенциального развития ребенка это

Уровень потенциального развития ребенка это thumbnail
razv92

Л. С. Выготский, выдающийся советский психолог, разработал одну из наиболее важных и фундаментальных теорий в отечественной психологии — концепцию о закономерностях психического развития ребенка. Данная концепция гласит о наличии двух уровнях формирования психики, а именно: уровень актуального развития и уровень потенциального (ближайшего) развития. Уровень актуального развития – это способность ребенка самостоятельно выполнять определенные задачи. Уровень ближайшего развития заключается в способности ребенка обучаться и развиваться в процессе совместной деятельности с окружающим его социумом.

Л. С. Выготский

Зона потенциального развития ребенка

Зона ближайшего или потенциального развития является естественным процессом, возникающим в процессе формирования высших процессов психики, которые развиваются вследствие сотрудничества с окружающими ребенка людьми. Обучение и развитие под руководством родителей и педагогов и есть зона ближайшего развития. Вследствие сформированности конкретного навыка в зоне ближайшего развития, он переходит на следующий уровень – уровень актуального развития.

Непосредственно обучение возможно благодаря «интеллектуальному подражанию». Данный термин ввел также Л. С. Выготский, под которым понимается осмысленное повторение ребенком действий, демонстрируемых взрослыми.

Все действия, которые ребенок выполняет при поддержке взрослых, составляет область ближайшего развития. В процессе взросления ребенка, полученные знания из ближайшего этапа развития переходят на следующий, — уровень актуального развития, сменяясь другими актуальными умениями.

Зона актуального развития ребенка

Данный уровень развития представляет собой этап формирования сложных психических процессов индивида, позволяющий применять собственные умения и навыки, а также умственные способности в решении определенных задач без помощи и участия взрослых. Иными словами, для того чтобы ребенок смог овладеть новыми навыками, ему необходима поддержка взрослых. Только тогда, когда он сможет выполнять действия самостоятельно, он будет находиться в области потенциального развития, потому как усвоенные умения являются фундаментом для последующего обучения и развития.

Развитие ребенка

Что общего между ближайшим уровнем развитием и актуальным

Зоны ближайшего и актуального развития находятся в тесной взаимосвязи, т.е. одно не может существовать без другого. Важно учитывать, что зона ближайшего развития всегда ограничена и непостоянна. Ограничивает ее область формирования актуальных навыков, которая постоянно находится в процессе расширения за счет овладения ребенком новых умения, ограниченных конкретной «ближайшей» ситуацией.

За рамками ближайшего развития всегда присутствует актуально недоступный навык, который на определенном уровне не возможен даже при поддержке взрослого. Например, ребенок научился выговаривать некоторые слоги, но в силу своих возрастных особенностей он еще не может полноценно говорить. Звукоподражание – это ближайший отработанный навык, полноценная речь – это зона актуально недоступного действия.

Многочисленные неотработанные умения и навыки, входящие в область ближайшего развития, по мере сформированности переходят в область актуального развития, на смену которым приходят новые несформированные, ранее актуально недоступные способности. Кроме этого, в зону ближайшего развития входят исключительно интеллектуально осознанные навыки, для формирования которых потребуется участие взрослого.

В перечень актуально недоступных, относятся те навыки, которые ребенок, в силу своего возраста не может осознать и осмыслить даже с участием взрослого. К примеру, годовалый ребенок может брать в руки кубики с буквами – данное действие уже отработано и входит в зону актуального развития. Он может держать кубик, бросать или ставить его на поверхность. При помощи взрослого он может попытаться совершить другие действия, это и будет область ближайшего развития. Но составление определенного, осознанного слова, будет входить в область актуально недоступного навыка.

Отличия между зоной актуального и потенциального формирования ребенка

Расстояние между актуальным и ближайшим уровнем развития всегда находится в рамках от начала выполнения действия под руководством педагога или родителя и до момента самостоятельного решения поставленной задачи, где индивидуально выполненное задание – это зона актуального развития.

Находясь в зоне актуального развития, ребенок не будет испытывать затруднений, его действия организованы и упорядочены, он уверен в правильности своих действий. Что касается зоны ближайшего развития, то здесь ребенок может чувствовать замешательство, ему придется прикладывать определенные усилия и без вмешательства взрослых он не сможет выполнить задачу.

Для того чтобы ребенок благополучно переходил из одной зоны в другую, ему потребуется помощь взрослого человека. Для отработки необходимого навыка ребенку потребуется:

  1. Собственный пример взрослого.
  2. Совместное выполнение задачи ребенка со взрослым.
  3. Контроль над деятельностью ребенка.
  4. Совместная работа с двумя детьми, где у одного ребенка данный навык уже выработан, а у другого нет. В данном случае не допускается сравнение двух детей, их способностей и уровней развития. При такой работе отработка навыка будет протекать быстрее и успешнее.

Источник

Картинка взята с сайта smartprogress.do

Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Читайте также:  Неправильное развитие челюсти у ребенка

Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.

Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может “прыгнуть выше головы”. Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.

Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.

Источник

Простыми словами

21 июля  · 433

Зона потенциального развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.

Популяризирую доказательную психологию, делаю сложное понятным, помогаю людям налаживать…  · zygmantovich.com

Добрый день.

Это судя по всему обратный перевод с английского на русский.

В оригинале (у Льва Семёновича Выготского) это называлось зоной ближайшего развития.

Это такая область деятельности, которую ребёнок может выполнять вместе со взрослым. Например, читать с подсказками взрослого. Или ходить с минимальной поддержкой.

В этой зоне происходит… Читать далее

Психолог и писательница. Живу в лесу и практикую неспешную жизнь. Чиню чужие истории.  · vk.com/bjorg_wellness

Добрый день!
Это то, что мы можем делать, но с помощью другого человека, эксперта или преподавателя. Например, я могу читать и смотреть сериалы на английском языке – это моя зона актуального развития. Но я пока не могу выполнять удары на тренировке без тренера, который фиксирует мой локоть в правильном положении и напоминает, что так его и нужно… Читать далее

Что такое пространство?

Мало говорю, но много пишу.

Разные дисциплины дают различные определения пространства. Самое простое определение называет пространством место, в котором что-либо вмещается, а также расстояние между предметами. Математика определяет его как среду, в которой осуществляются различные объекты и предметы. Физика рассматривает пространство как бесконечную и неизменную субстанцию, которая не проявляется материально и является ареной для различных процессов и явлений. Для философии пространство является одной из фундаментальных категорий, неотъемлемо связанной со временем и определяется как отношение между различными объектами, их взаимоположение, связь в конкретный период времени.

Прочитать ещё 6 ответов

Объясните простыми словами, что такое горизонт событий? Где он находится?

Горизонтом событий называют воображаемую границу между областями, из которых нельзя обменяться световыми сигналами. Обычно о горизонте событий говорят в применении к черным дырам – вблизи них гравитация настолько сильна, что даже свет не может её преодолеть. Расстояние на котором это происходит и определяет горизонт событий. Никакой объект попавший под горизонт событий черной дыры никогда не сможет вернуться наружу

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с нарушением зрения в доу

Прочитать ещё 2 ответа

Принцип онтогенезе развитие?

Специализация – банки и финансы. Увлечения разносторонние, умею читать законы и…

Как известно, онтогенез – это индивидуальный процесс развития организма от момента оплодотворения и до самой смерти. Этот процесс генетически запрограммирован, в программе четко определены все временные и характерные особенности развития, в том числе смерть. Но, поскольку, организм существует в окружающей среде, на его развитие могут влиять различные внешние факторы, если условия неблагоприятные возможны дефекты развития.

Основные принципы онтогенеза:

  1. Гетерохронность созревания разных структур. На разных этапах развития разные части зародыша и его нервной системы находятся на разных этапах формирования;

  2. Поддержание гомеостаза и адаптация к внешнему воздействию. Детеныш, а впоследствии человек, поддерживает гомеостаз теми средствами, которые ему доступны;

  3. Опережающее обеспечение функций. Структура нервной системы к определенному периоду формируется раньше функции, которую должна обеспечивать;

  4. Надежность обеспечения функций. Количество элементов нейронов и контактов формируется с запасом, чтобы при повреждении одних, функционирование обеспечивали неповрежденные;

  5. Совершенствование выполняемых функций и адаптивных возможностей организма. Чем больше структур вовлекаются в процесс, тем выше у мозга возможность обучаться и адаптироваться.

Что такое потенциал, какой его смысл? И что такое разность потенциалов?

⚡Информационный сайт “ASUTPP”. Статьи и рекомендации по ремонту электрооборудования…  · asutpp.ru

Если вы ведете речь о потенциале, как о разновидности электрической величины и как о характеристике, определяющей функцию напряжения, то это мера количества энергии. Все предметы вокруг нас состоят из атомов, молекул, электронов и других частиц, которые постоянно взаимодействуют между собой посредством электромагнитных сил. Потенциал представляет собой количественное выражение той самой энергии, которая возникает при взаимодействии мельчайших частиц. Но, в отсутствии пути передачи этой энергии она будет находиться в одной точке или на одном объекте.

Если рассмотреть суть электрического потенциала не с электрической стороны, а на более понятном примере, можете представить себе рогатку, в которую вы заряжаете шарик. Если оттянуть резинку на полметра и зафиксировать шар в этом положении, то он получит количество энергии, которая при освобождении запустит шар на 10 метров. Если тот же шар в резинке отвести на метр и зафиксировать в таком положении, то он будет обладать потенциалом энергии, которая сможет запустить его на 20 метров. Так вот потенциал представляет собой невидимую энергию, которая до возникновения определенных условий не может реализоваться или расходоваться.

Под разностью потенциалов понимается ситуация, когда в двух точках присутствует разное количество энергии. Классическим вариантом разности потенциалов является пальчиковая батарейка, на концах которой присутствует разность потенциалов в 1,5В – это означает, что потенциал плюсового полюса больше потенциала минусового полюса на 1,5В. Если рассмотреть напряжение в розетке, то разность потенциалов в ней составит 220В, но в отличии от батарейки, величина потенциала в каждой точке постоянно меняется, однако их разность остается постоянной – 220В.

Прочитать ещё 2 ответа

Источник

Данная статья относится к Категории: Встреча первого Наставника

Понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие».

1. Лев Семёнович Выготский

Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.

Часто цитируют высказывание из работы «История развития высших психических функций» (написанной в 1931 году, опубликованной только в 1960 году): «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая».

В книге «Мышление и речь»

Лев Выготский писал:

«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии.
Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных.

2. Photo by Darkhan Zhagiparov on Unsplash

Этим отличается обучение ребёнка, целью которого является его всестороннее развитие, от обучения специализированным, техническим умениям, как писание на пишущей машинке, езда на велосипеде, которые не обнаруживают никакого существенного влияния на развитие. Формальная дисциплина каждого школьного предмета является той сферой, в которой совершается и осуществляется это влияние обучения на развитие. Обучение было бы совершенно не нужно, если бы оно только могло использовать уже созревшее в развитии, если бы оно само не являлось источником развития, источником возникновения нового.

Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют многие современные педагоги, как Фортуин,

Читайте также:  Упражнения на развитие гибкости движений ребенка

Монтессори и др., сензитивным периодом. Как известно, этим именем знаменитый биолог де Фриз обозначил те установленные им экспериментально периоды онтогенетического развития, когда организм оказывается особенно чувствительным к влияниям определённого рода. В этот период определённые влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нём те или другие глубокие изменения.
В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное действие на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы назвали выше оптимальными сроками обучения. Разница заключается только в двух моментах:

3. Photo by Jonathan Borba on Unsplash

  1. в том, что мы пытались не только эмпирически, но и экспериментально и теоретически определить природу этих периодов и нашли объяснение специфической чувствительности этих периодов к обучению определённого рода в зоне ближайшего развития, что дало нам возможность разработать метод определения этих периодов;
  2. в том, что Монтессори и другие авторы строят своё учение о сензитивных периодах на прямой биологической аналогии между данными о сензитивных периодах в развитии низших животных, найденными де Фризом, и между такими сложными процессами развития, как развитие письменной речи.

Наши же исследования показали, что мы имеем дело в этих периодах с чисто социальной природой процессов развития высших психологических функций, возникающих из культурного развития ребенка, имеющего своим источником сотрудничество и обучение. Но сами факты, найденные Монтессори, сохраняют свою убедительность и всю свою силу. Ей удалось, например, показать, что при раннем обучении письму – в 4,5 – 5 лет у детей наблюдается такое плодотворное, богатое, спонтанное использование письменной речи, которое никогда не наблюдается в последующие возрасты и которое дало ей повод заключить, что именно в этом возрасте сосредоточены оптимальные сроки обучения письму, его сензитивные периоды. Монтессори назвала обильные и как бы взрывом обнаруживающиеся проявления детской письменной речи в этом возрасте эксплозивным письмом.

То же самое относится ко всякому предмету обучения, который всегда имеет свой сензитивный период. Нам остаётся только окончательно разъяснить природу этого сензитивного периода. Совершенно понятно с самого начала, что в сензитивный период определенные условия, в частности, известного рода обучение, только тогда могут оказать своё влияние на развитие, когда соответствующие циклы развития ещё не завершены. Как только они закончены, те же самые условия могут оказаться уже нейтральными. Если развитие уже сказало своё последнее слово в данной области, сензитивный период по отношению к данным условиям уже закончился. Незавершённость определённых процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношению к определённым условиям. Это вполне совпадает с фактическим положением вещей, как оно установлено в наших исследованиях.

Когда мы наблюдаем за ходом развития ребёнка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения всегда требует от ребёнка больше, чем он может на сегодняшний день дать, т.е. ребёнок в школе ведёт деятельность, которая заставляет его подниматься выше самого себя. Это всегда относится к здоровому школьному обучению. Ребёнка начинают обучать письму тогда, когда у него ещё нет всех тех функций, которые обеспечивают письменную речь. Именно поэтому обучение письменной речи и ведёт за собой и вызывает к жизни развитие этих функций. Это фактическое положение вещей имеет место всегда, когда обучение является плодотворным. Неграмотный ребёнок в группе грамотных детей будет так же отставать в своём развитии и в своей относительной успешности умственной деятельности, как грамотный – в группе неграмотных, хотя для одного продвижение в развитии и успешности затруднено тем, что обучение для него слишком трудно, а для второго – тем, что оно слишком легко. Эти противоположные условия приведут к одинаковому результату: в том и в другом случае обучение совершается вне зоны ближайшего развития, хотя один раз оно расположено ниже, а другой раз – выше её. Обучать ребёнка тому, чему он не способен обучаться, так же бесплодно, как обучать его тому, что он умеет уже самостоятельно делать».

Выготский Л.С., Мышление и речь, М., «Лабиринт», 1999 г., с. 233-234.

Источник

В настоящее время понятие «Зона ближайшего развития» применяют не только по отношению к детям, но и по отношению к любому обучаемому (например, взрослому).

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

Эффект опережающего развития детей по Б.П. и Е.А. Никитиным

Формирование двух и более моделей поведения

Изображения в статье:

1. Изображение с сайта biblioclub.ru (увеличено, изменён формат),

2. Photo by Darkhan Zhagiparov on Unsplash,

3. Photo by Jonathan Borba on Unsplash

Источник