Уровень общего развития общая осведомленность ребенка о себе

Уровень общего развития общая осведомленность ребенка о себе thumbnail

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК

Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________

Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.

Личностно-характерологические, типологические особенности:

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Коммуникативные навыки:

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.

Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________

Общая осведомленность

Ребенок с трудом вступает в контакт,  имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Моторика

а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________

Наблюдается несовершенство общей моторики,  общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается  несформированность моторных навыков графической деятельности.

Особенности восприятия

а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________

Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Особенности внимания

а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.  Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная

а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________

Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную

мысль содержания.

Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).

Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности мышления

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________

Не  устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

Основные трудности, отмечаемые в общении

а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________

Речевое развитие

а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________

Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий).  Речь эмоциональна или монотонная.

Социально-бытовые навыки

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________

Ориентировка в пространстве и времени

а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________

Отношение к занятиям, деятельность

а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр психолога

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

Темп деятельности

а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.

Особенности поведения

Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены.  Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых

Особенности эмоционально-волевой сферы

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.

Поведенческие нарушения.

Трудности социализации. и т. д.).

Педагог-психолог ________________________________

Дата заполнения ______ 20_______ года

Источник

Далее: 2. Уровень сформированности процессов
Вверх: §1. Исследование когнитивной сферы
Назад: §1. Исследование когнитивной сферы

1. Общая осведомленность ( варианты беседы для детей-сирот )

Уровень осведомленности ребенка о себе и окружающем мире определяется в
процессе вступительной беседы, а также в течение всего обследования.

Беседа с детьми 3-х лет.

Как тебя зовут? Ты девочка или мальчик? Покажи свою голову, руки, ноги,
глаза, нос, рот, волосы. Покажи рукой, где верх, а где низ. Пол (ковер) где:
вверху или внизу? Потолок (лампочка) где: внизу или вверху?

Беседа с детьми 4-х лет.

Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Ты девочка или мальчик? Сколько тебе лет?
Покажи свои глаза, нос, рот, брови, подбородок, шею, спину, грудь, живот,
локти, коленки, ладошки, пальцы. Покажи рукой, где верх, а где низ? Пол
(ковер) где: вверху или внизу? Потолок (лампочка) где: внизу или вверху?
Покажи рукой, что находится впереди, а что сзади? Что впереди? Что сзади?
Расскажи, что ты любишь кушать? Из чего это сделано? Как называется человек,
который работает на кухне и готовит вам еду? Как зовут вашу воспитательницу?
Как зовут детей в твоей группе? Во что ты любишь играть? Чем ты любишь
играть?

Беседа с детьми 5-6 лет.

Как тебя зовут? (называние фамилии вместо имени не считается ошибкой) Ты
девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
Сколько тебе лет? Как зовут твою воспитательницу? Она старше или младше
тебя? Сколько детей у вас в группе? Есть ли у тебя друг? Как его зовут? В
какое время года появляются листья на деревьях? (идет снег?) Когда люди
спят? Когда делают зарядку? Кто больше: корова или коза? Кто меньше: птица
или пчела? Кто длиннее: червячок или змея? У кого меньше лап: у собаки или у
петуха? Для чего человеку нужны глаза, уши, рот? Какие еще части тела ты
знаешь? Скажи свой адрес: где ты живешь? Что остается на земле после дождя?
Что делают врачи, повар, продавец? Какого человека называют хорошим? Плохим?
У тебя есть любимая игрушка? Любимый мультфильм? О чем он? Чем ты любишь
заниматься? Покажи рукой, где верх, а где низ? Покажи рукой, что находится
впереди, а что сзади? Покажи, что находится слева, а что справа?

Беседа с детьми 6-7 лет.

Как тебя зовут? (называние фамилии вместо имени не считается ошибкой). Ты
девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: женщиной или мужчиной?
Сколько тебе лет? Сколько тебе было год назад (в прошлом году?)? Сколько
тебе будет через год? Через два? Когда у тебя день рождения? (число, месяц)
Как зовут твою воспитательницу? Она старше или младше тебя? Сколько детей у
вас в группе? Есть ли у тебя друг? Как его зовут? Какое сейчас время года?
Какие еще времена года ты знаешь? Какие месяцы ты знаешь? Какие дни недели
ты знаешь? Сейчас утро, день или вечер? Когда мы завтракаем: утром или днем?
Когда обедаем: вечером или днем? Что бывает раньше: обед или ужин? Что
позже: завтрак или обед? Для чего человеку нужны глаза, уши, рот? Какие еще
части тела ты знаешь? Чем отличается день от ночи? Кто больше: корова или
коза? Кто меньше: птица или пчела? Кто длиннее: червячок или змея? У кого
меньше лап: у собаки или у петуха? Как называется наша страна? Какой главный
город? Скажи свой адрес. Что делают почтальон, строитель, учитель? Какого
человека называют хорошим? Плохим? Чем ты любишь заниматься? У тебя есть
любимая игрушка? Любимый мультфильм? О чем он?

Покажи рукой, где верх, а где низ? Покажи рукой, что находится впереди, а
что сзади? Покажи, что находится слева, а что справа? А что находится у меня
(взрослого) слева? Справа? Правой рукой покажи левую коленку. Левой рукой
покажи правое ухо. Правой рукой покажи левое плечо. Левой рукой покажи
правую ладонь.

Беседа с детьми 7-9 лет.

Как тебя зовут? Какая у тебя фамилия? Сколько тебе лет? Когда ты родился? В
каком месяце у тебя день рождения? Сколько лет тебе будет через 2 года?
Сколько лет тебе было в прошлом году или год назад? Как зовут твою
воспитательницу? В каком классе ты учишься? Сколько детей в классе? Есть ли
у тебя друг? Как его зовут? В каком городе живешь? Скажи свой адрес. Как
называется наша страна? Какой главный город? Какие ты знаешь времена года?
Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой день недели? Какие еще дни
недели ты знаешь? Чем ты любишь заниматься? Какая у тебя любимая игра? Какие
у тебя есть игры (игрушки)? Какие передачи любишь смотреть по телевизору?
Какой любимый фильм (мультфильм)? О чем он? Какие книги любишь читать? Какая
любимая книга? О чем она? Что именно тебе в ней нравится?

Беседа с детьми 10-12 лет.

Назови имя, отчество, фамилию. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?
В каком классе, школе ты учишься? В каком городе ты живешь? Как называется
наша страна? Как называется столица нашей родины? Какие еще страны ты
знаешь? Каков примерно рост взрослого человека? Назови 4 времени года.
Сколько секунд в минуте? Сколько минут в часе? Сколько часов в сутках? Что
празднуют 9 мая? Что такое Гжель, Хохлома, Палех? Для чего нам нужен
желудок? Для чего нам сердце? Какие книги ты любишь читать? Какой твой
любимый фильм? Назови пять названий профессий.

Оценка результатов производится по нижеприведенной шкале, а также необходим
качественный анализ, заключение об уровне развития речи.

4 балла – ребенок ответил точно и достаточно полно на большинство вопросов,
свободно формулирует ответы, не затрудняясь в подборе слов и грамматически
правильно оформляя свои высказывания..

3 балла – ребенок дает сведения о себе, но затрудняется в более сложных
вопросах. Иногда испытывает затруднения в подборе слов и построении фраз

2 балла – ребенок дает 4-5 правильных ответов, не ориентируется во
временных и пространственных понятиях. Речь затруднена: говорит односложно,
не находит нужных слов.

1 балл – сведения о себе ограничиваются знанием имен, другие ответы
случайны и неадекватны. Речь бедная, невыразительная.

Далее: 2. Уровень сформированности процессов
Вверх: §1. Исследование когнитивной сферы
Назад: §1. Исследование когнитивной сферы

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения

26.09.2008

Источник

Диагностический инструментарий для выявления способностей ребенка дошкольника

Беседа на общую осведомленность

Представления о себе, семье

– Название частей тела, лица, пальцев.

– Кто ты в своей семье? (сын, дочь, ребенок, мальчик, девочка, внук, внучка, брат, сестра)

– Сколько тебе лет?

– Сколько человек в вашей семье? Назови имена членов семьи.

– Когда ты родился (Время года, месяц, число …)

– Кем работает мама, папа?

– Где ты живешь? (Адрес: страна, республика, город (столица), улица, дом, квартира…)

Представления об окружающих предметах

– Что это такое? Кто это?

– Узнать предмет по предложенной характеристике, например: то, из чего поливают цветы (лейка).

– Назвать части заданного предмета, например: у стула есть ножки, спинка, сиденье.

– Назвать детенышей, жилища животных, птиц.

– Знать названия деревьев, цветов, кустарников и т.д.

– Знать отличия диких животных от домашних, растений – диких от культурных.

Словесно-логическое мышление

Классификация предметов

– Назвать обобщающее слово для ряда предметов, например: рубаха, куртка, юбка – одежда.

– Назвать один или несколько предметов, относящихся к предложенной группе, например: овощи – капуста, помидор.

– Выделить лишний из названных предметов, не относящийся к данной группе, например: платье, туфли, носки, кофта.

Сравнение: умение найти главное отличие или сходство

– Чем отличается человек от куклы, самолет от птицы, круг от квадрата, ручей от лужи, дерево от куста, хвойное дерево от лиственного.

– Чем похожи яблоко, помидор, мяч.

Умение определять причинно-следственные связи

– Подумай и догадайся: почему тает снег, почему качаются деревья?

– Сколько зайцев прячется за кустами, если видны четыре уха?

Временные представления

– Чередование частей суток: утро, день, вечер, ночь.

– Последовательность: вчера, сегодня, завтра.

– Смена времен года: весна, лето, осень, зима.

– Последовательность дней недели: от понедельника до воскресенья.

– Последовательность месяцев года: с января по декабрь.

Математические представления

– Количественный и порядковый счет

(от любого числа).

– Уравнивание неравных групп предметов (сколько нужно прибавить, отнять, чтобы было поровну).

– Знание геометрических форм: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

– Группировка предметов по форме.

-Умение составлять и решать задачи (на наглядной основе на сложение вычитание).

Представления величины и пространства

– Умение измерять, сравнивать длину, ширину, высоту предмета с помощью условной мерки.

– Делить круг, квадрат на 2, 4 равные части.

– Раскладывать предметы в возрастающей или убывающей последовательности (матрешки, детали пирамидки).

– Разбираться в понятиях: большой, меньше, еще меньше (и в обратном порядке), широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий.

– Ориентироваться в пространстве: вперед, назад, вправо, влево, близко, далеко, низко, высоко, между, за, перед, в, над, под, на.

Беседы обо всем

– Твои любимые игры, занятия?

– Как послать письмо в другой город?

– Правила пешеходов – как надо переходить улицу?

– Какую работу выполняешь дома, в детском саду?

– Расскажи о продуктах питания: их покупка, правила приготовления блюд (мыть, чистить, крошить, варить, тушить, жарить, запекать) на основе личного опыта, наблюдений.

– Как можно улучшить человеку настроение?

– Какие профессии бывают в театре? (Актер, костюмер, декоратор, режиссер)

– Что такое музей?

– Какая бывает погода?

Тесты, определяющие готовность ребенка к школе

Прежде чем приступить к тестированию, к нему необходимо подготовиться. Все материалы теста должны быть готовы заранее, в комнате – тишина и уютная обстановка, ребенку все необходимо представить в виде увлекательной игры. Во время тестирования не подсказывайте малышу ответы или направления решения задания.

Тест № 1 «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка»

Инструкция для взрослого

Тест проводится в форме беседы.

Перед началом беседы приготовьте листочек бумаги, на котором Вы запишете баллы, засчитываемые за правильные ответы на вопросы. Затем задаете ребенку вопрос, он отвечает. Время ответа не ограничено, спешить не нужно. Дайте малышу возможность подумать. Если ответ неточный, но близок к правильному, дайте время подумать еще, но не подсказывайте ответ и не «направляйте» ребенка.

Инструкция для ребенка

Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.

Вопросы для беседы

1. Как твоя фамилия, имя, отчество?

2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.

3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?

4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?

5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?

6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

7. Кем работают твои родители?

8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)

9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?

10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?

11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?

12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?

13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?

14. Зачем в школе нужны парта и звонок?

15. Хочешь ли ты учиться в школе?

16. Что делает учитель? Врач? Продавец?

17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.

18. Каких ты знаешь птиц? А животных?

19. У кого больше лап – у утки или у коровы?

20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?

21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?

22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?

Обработка теста

1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл

(за исключением контрольных – см. ниже).

2. Правильными считаются ответы, которые соответствуют поставленному вопросу: «Папа работает водителем. У коровы больше лап, чем у утки». Неправильные ответы, это ответы, типа: «Папа работает на работе. Мама Наташа», и т. д.

3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.

4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:

– № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.

– № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.

– № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.

– № 22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).

Оценка результатов

24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).

20 – 23 баллов – Средний уровень – средняя зрелость.

15 – 20 баллов – Низкий уровень психосоциальной зрелости.

тест 2. Собирание разрезных картинок

Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.

Задание повышенной трудности

hello_html_m65380859.jpg

Задание средней степени трудности

hello_html_65eca7c9.jpg

Задание для легкой степени трудности

hello_html_133b5d5f.png

Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.

Рекомендации. Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием из различных «Конструкторов».

Определение типа ориентации в отношении школы и учения

(уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника)

Адаптированная стандартная беседа Т.А. Нежновой

Интерпретация содержания ответов и критерии оценки.

А – ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла);

Б – ориентация на внешние атрибуты школьной жизни (1 балл);

В – ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов).

Результат

7–8 баллов – внутренняя позиция школьника достаточно сформирована;

4–6 баллов – начальная стадия формирования внутренней позиции школьника;

0–3 балла – внутренняя позиция школьника не сформирована.

Источник