Уровень биологического развития ребенка это

Уровень биологического развития ребенка это thumbnail

Информативным показателем уровня биологического развития в детском возрасте (от 5 до 12 лет) является количество постоянных зубов; в подростковом (от 10 до 17 лет) – выраженность вторичных половых признаков.

На основании выраженности половой формулы, в том или ином календарном возрасте, устанавливают следующие варианты биологического развития:

· соответствует календарному возрасту;

· ускоренное – опережение составляет 1 год и более;

· замедленное – отставание составляет 1 год и более.

Кроме того, в 14-15, 16 и 17 лет по результатам медицинского осмотра оценивается репродуктивное здоровье: ограничение деторождения, репродуктивное поведение и т.д. (информация заносится в ф № 026/у-2000)

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Диспансеризация детей и подростков – цели, этапы проведения.

2. Виды профилактических осмотров.

3. Стандарты профилактической помощи детям и подросткам в Российской Федерации.

4. Скрининг-тесты и скрининг-программы – определение понятия, методика проведения.

5. Работа кабинета диспансеризации детской поликлиники.

6. Документация учета диспансеризации.

Занятие 7.

Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний в детской поликлинике. Работа кабинета вакцинопрофилактики. Национальный календарь профилактических прививок, учетная документация. Оказание неотложной помощи при поствакцинальных реакциях и осложнениях.

Цель занятия: изучить правила специфической профилактики инфекционных заболеваний в условиях детской поликлиники.

Задачи:

Студент должен знать:

1. Значение вакцинации для здоровья детей и подростков.

2. Национальный календарь профилактических прививок.

3. Течение вакцинального процесса, реакции и осложнения на введение вакцин.

4. Профилактические мероприятия с детьми из группы риска по осложнению поствакцинального процесса.

5. Принципы работы кабинета вакцинопрофилактики.

Студент должен уметь:

1. Определить показания и противопоказания к различным видам прививок, подготовить ребенка к вакцинации.

2. Диагностировать реакции и осложнения вакцинального процесса.

3. Оказать неотложную помощь при осложнении вакцинального процесса.

4. Определить показания для госпитализации, назначить лечение осложненного вакцинального процесса.

Место проведения занятия: детская поликлиника: кабинет вакцинопрофилактики.

Оснащение занятия: таблицы, варианты тестового контроля, документация кабинета иммунопрофилактики, набор вакцин и инструкции по их применению.

Время проведения занятия – 190 мин

План и методика проведения занятий:

1. Проверка присутствующих – 5 мин

2. Формулировка актуальности темы – 5 мин

3. Тестовый контроль – 10 мин

4. Собеседование и опрос по теме занятия – 30 мин

5. Работа в кабинете иммунопрофилактики – 60 мин

6. Решение ситуационных задач – 45 мин

7. Заключение преподавателя с оценкой знаний студентов – 10 мин

8. Задание на дом – 5 мин

Перерывы в течение занятия общей продолжительностью 20 мин.

Целью специфической профилактики является не только создание индивидуального иммунитета (невосприимчивости), но главным образом формирование коллективного иммунитета. Поэтому специфическая профилактика является важнейшим фактором борьбы с детскими инфекциями.

Наша страна подписала международную конвенцию по вакцинации. Согласно этому документу должно быть привито – 95% детского населения.

Таблица 6.1

Национальный календарь профилактических прививок (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 51н)

Возраст Наименование прививки
Новорожденные (в первые 24 часа жизни) Первая вакцинация против гепатита В
Новорожденные (3-7дней) Вакцинация против туберкулеза (БЦЖ-М или БЦЖ)
Дети: 1 месяц Вторая вакцинация против гепатита В (в том числе дети из групп риска)
2 месяца Третья вакцинация против гепатита В( дети из групп риска)
3 месяца первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита (инактивированная), первая вакцинация против гемофильной инфекции детям из групп риска
4,5 месяца Вторая вакцинация дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита (инактивированная);
Вторая вакцинация против гемофильной инфекции детям из групп риска
6 месяцев Третья вакцинация вирусного гепатита В, против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита (живая), гемофильной инфекции (группы риска)
12 месяцев Четвертая вакцинация против вирусного гепатита В (дети из групп риска), вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита
18 месяцев Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита (живая)
20 месяцев Вторая ревакцинация против полиомиелита (живая)
6 лет Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита
6-7 лет Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка
7 лет Ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ)
14 лет Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка, ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ), третья ревакцинация против полиомиелита (живая)
Взрослые от 18 лет Ревакцинация против дифтерии, столбняка – каждые 10 лет от момента последней ревакцинации
Дети от 1 до 17 лет, взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее
 
Вакцинация против вирусного гепатита В по схеме 0-1-6
Дети от 1 до 17 лет, не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи;
девушки от 18 до 25 лет, не болевшие, не привитые ранее
Иммунизация против краснухи
Дети, посещающие дошкольные учреждения, учащиеся 1-11 классов, студенты высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.), взрослые старше 60 лет Вакцинация против гриппа
Подростки и взрослые в возрасте до 35 лет, не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о профилактических прививках против кори; контактные лица из очагов заболевания, не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о профилактических прививках против кори – без ограничения по возрасту Иммунизация против кори

Примечания:

1. Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится медицинскими иммунобиологическими препаратами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно инструкциям по применению.

2. При нарушении сроков иммунизации ее проводят по предусмотренным национальным календарем профилактических прививок схемам и в соответствии с инструкциями по применению препаратов.

Допускается введение вакцин (кроме вакцин для профилактики туберкулеза), применяемых в рамках национального календаря профилактических прививок, в один день разными шприцами в разные участки тела.

3. Иммунизация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, осуществляется в рамках национального календаря профилактических прививок в соответствии с инструкциями по применению вакцин и анатоксинов.

При иммунизации таких детей учитываются: ВИЧ-статус ребенка, вид вакцины, показатели иммунного статуса, возраст ребенка, сопутствующие заболевания.

4. Иммунизация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями и получавших трехэтапную химиопрофилактику передачи ВИЧ от матери ребенку (во время беременности, родов и в периоде новорожденности), проводится в родильном доме вакцинами для профилактики туберкулеза (для щадящей первичной иммунизации). У детей с ВИЧ-инфекцией, а также при обнаружении у детей нуклеиновых кислот ВИЧ молекулярными методами вакцинация против туберкулеза не проводится.

5. Детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, иммунизация против полиомиелита проводится инактивированной вакциной независимо от их ВИЧ-статуса.

6. Иммунизация живыми вакцинами в рамках национального календаря профилактических прививок (за исключением вакцин для профилактики туберкулеза) проводится ВИЧ-инфицированным детям с 1-й и 2-й иммунными категориями (отсутствие или умеренный иммунодефицит).

7. При исключении диагноза “ВИЧ-инфекция” детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, проводят иммунизацию живыми вакцинами без предварительного иммунологического обследования.

8. Анатоксины, убитые и рекомбинантные вакцины в рамках национального календаря профилактических прививок вводят всем детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями. ВИЧ-инфицированным детям указанные препараты вводятся при отсутствии выраженного и тяжелого иммунодефицита.

9. При проведении иммунизации против гепатита B детей первого года жизни, против гриппа детей с 6-месячного возраста и учащихся 1 – 11 классов школ используются вакцины без ртутьсодержащих консервантов.

10. Вакцинация против гемофильной инфекциии проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин: детям с иммунодефицитными состояниями или анатомическими дефектами, приводящими к резко повышенной опасности заболевания Hib-инфекцией; с онкогематологическими заболеваниями и/или длительно получающие иммуносупрессивную терапию; ВИЧ-инфицированным или рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей; находящимся в закрытых детских дошкольных учреждениях (дома ребенка, детские дома, специализированные интернаты (для детей с психоневрологическими заболеваниями и др.), противотуберкулезные санаторно-оздоровительные учреждения). Курс вакцинации против гемофильной инфекции для детей в возрасте от 3 до 6 месяцев состоит из 3 инъекций по 0,5 мл с интервалом 1 – 1,5 месяца. Для детей, не получивших первую вакцинацию в 3 месяца, иммунизация проводится по следующей схеме: для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев из 2 инъекций по 0,5 мл с интервалом в 1 – 1,5 месяца для детей от 1 года до 5 лет однократная инъекция 0,5 мл.



Источник

Методы оценки состояния здоровья детей

Наиболее информативным методом оценки физического развития является комплексная схема оценки, позволяющая определить уровень биологического развития индивидуума и степень гармоничности его морфо-функционального статуса. Существующие формы регистрации данных о физическом развитии и состоянии здоровья детей (ф. 026/у и ф. 112/у) отражают только морфологические показатели индивидуума (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Для получения более полной информации о физическом развитии необходимо заполнить Карту обследования ребенка (Приложение 1).

Имеющаяся в карте информация может являться основой для формирования базы данных социально-гигиенического мониторинга.

Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме проводится в 2 этапа.

Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков (биологический возраст) осуществляется по длине тела, ее прибавке, срокам прорезывания постоянных зубов и их количеству, изменениям в пропорциях тела, степени развития вторичных половых признаков.

В дошкольном (начиная с 5 лет) и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, общее количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно. В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях тела (отношение окружности головы к длине тела) и “Филиппинский тест”.

В среднем и старшем школьном возрастах оценка уровня биологической зрелости осуществляется по длине тела и погодовой ее прибавке, степени выраженности вторичных половых признаков.

Длина тела определяется с помощью ростомера или антропометра, а ее прибавка – по разнице в показателях длины тела на день обследования и за предыдущий год.

При определении общего количества постоянных зубовучитываются зубы всех степеней прорезывания – от четкого появления режущего края или жевательной поверхности над десной до полностью сформировавшегося зуба.

При проведении “Филиппинского теста” правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. “Филиппинский тест” считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.

Отношение окружности головы к длине тела – коэффициент ОГ/ДТ – определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах.

Для установления степени полового созревания определяется:

у девочек – оволосение подмышечных впадин (Axillaris – Ax), оволосение лобка (Pubis – P), развитие грудной железы (Mammae – Ma), возраст наступления первой менструации (Menarhis – Me);

у мальчиков – оволосение подмышечных впадин, оволосение лобка, мутация голоса (Vocalis – V), оволосение лица (Facialis – F), развитие кадыка (Larings – L).

Степень развития этих показателей определяется по следующим критериям:

Развитие волос в подмышечной впадине:

Ax1 – единичные, короткие;

Ax2 – занимают центральный участок впадины, более густые;

Ax3 – расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся.

Развитие волос на лобке:

P1 – единичные, короткие;

P2 – занимают ограниченное пространство, более густые, длинные;

P3 – на всем треугольнике лобка, длинные, вьющиеся, густые;

P4 – расположены на бедрах, а у мальчиков вдоль белой линии живота.

Развитие молочной железы:

Ma1 – сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выдается;

Ma2 – сосок и околососковый кружок выступает в виде конуса, молочная железа несколько приподнята;

Ma3 – сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большем пространстве;

Ma4 – сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа сформирована.

Оволосение лица:

F1 – появление густого пушка над верхней губой;

F2 – появление отдельных жестких волос на лице;

F3 – наличие сформированных усов и бороды.

Развитие кадыка:

L1 – не контурируется, но ясно выражен при пальпации;

L2 – выступает.

Мутация голоса:

V1 – ломающийся;

V2 – установившийся мужской.

В заключении составляется формула полового развития.

Примеры формулы полового развития:

Девочки Ax0 P1 Ma1 Me0 Мальчики Ax1 P2 F0 L0 V0 Ax3 P4 Ma3 Me 12 лет 5 мес. Ax3 P4 F2 L1 V1

Для оценки уровня биологической зрелости ребенка проводится сопоставление показателей его развития со средним возрастно-половым стандартом (Приложения 2, 3). Если показатели биологического развития ребенка соответствуют средним возрастно-половым значениям, то его биологическое развитие оценивается как соответствующее календарному возрасту, если превышает его – как опережающее, и отстающее, если показатели ребенка ниже стандарта.

Источник

Уровень биологического развития ребенка это

ТОП 10:

Степень биологической зрелости у дошкольников проводится по количеству постоянных зубов, соответствии длины тела ребенка возрастным нормативам и коэффициенту соматической зрелости (КСЗ).

«Зубной возраст» определяется путем подсчета числа прорезавшихся зубов и сопоставление его с существующими возрастными стандартами.

Сроки прорезывания постоянных зубов у мальчиков (Прахин Е.И., Грицинская В.Л., Л.И. Покидышева, 2003 г.)

Возраст Отставание Средний темп Опережение
6,5 лет 0-1 2-8 Более 8
7 лет Менее 5 5-10 Более 10
7,5 лет Менее 7 7-12 Более 12

Сроки прорезывания постоянных зубов у девочек (Прахин Е.И., Грицинская В.Л., Л.И. Покидышева, 2003 г.)

Возраст Отставание Средний темп Опережение
6,5 лет 0-2 3-9 Более 9
7 лет Менее 6 6-11 Более 11
7,5 лет Менее 8 8-13 Более 13

Коэффициент соматической зрелостиопределяется по формуле:

КСЗ =

Возрастная динамика коэффициента соматической зрелости у детей

Лет (Прахин Е.И., Грицинская В.Л., Л.И. Покидышева, 2003 г.)

Возраст Пол Отставание Средний темп Опережение
6,5 лет Мужск. Более 45,40 45,40 – 41,92 Менее 41,92
7 лет Мужск. Более 44,71 44,71 – 41,29 Менее 41,29
6,5 лет Женский Более 44,85 44,85 – 41,65 Менее 41,65
7 лет Женский Более 43,90 43,90 – 39,74 Менее 39,74

Примечание: биологический возраст отстает от паспортного, если один из перечисленных показателей ниже указанных величин. Биологический возраст опережает паспортный, если один из перечисленных показателей выше указанных величин.

Развитие половое: тип (изосексуальный, гетеросексуальный), вторичные половые признаки – оволосение, распределение подкожного жира, мутация голоса, развитие грудных желез, менструальная функция.

Оценка полового созревания девочек

(О.И. Чапова, Г.Ю.Лазарева, Москва, 2005г.)

Проявления Стадия по
Танеру
Средний возраст, лет Возраст-ной диапа-зон, лет
Молоч. железы препубертатные, d околососк. кружков < 2 см, соски не пальпируются (Ма1). Лобковое оволосение отсутствует (Р1) Препубер-татный
период
 
Телархе: начало роста молоч. желез, соски пальпируются, околососк. кружки увеличиваются (Ма2) 10,5-11,5 8-13
Адренархе: начало лобкового оволосения (редкие, длинные, прямые, слабопигментированные волосы; в основном на больших половых губах) (Р2)   11-12 8-13
Пубертатное ускорение роста и прибавка в массе   12-12,5 9,5-14
Дальнейшее увеличение и нагрубание молоч. желез (вокруг соска появляется железистая ткань) (Ма3) 12-12,5 10-14,5
Оволосение распространяется на лобок (Р3)   12,5-13 9-14,5
Появление подмышечного оволосения (А)   12,5-13 10-15
Сосок и околососк. кружок образуют вторичный бугорок над поверхностью молоч. железы (Ма4) 13-13,5 11-15,5
Лобковое оволосение, как у взрослых, но не распространяется на промежность и внутреннюю поверхность бедер (Р4) 13-13,5 11-15,5
Появление угрей   12,5-13,5 12-14,5
Менархе (Ме)   12,5-13,5 10,5-16
Регулярные менструации   14-14,5 12-17
Полное развитие молоч. желез (Ма5) 14-15 12-17,5
Лобковое оволосение распространяется на промежность и внутреннюю поверхность бедер (Р5)   14,5-15 12-17

Выраженность развития вторичных половых признаков у мальчиков (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 1985)

Признаки Степени развития
Оволосение подмышечных впадин Ах0 – Ах4
Оволосение лобка Р0 – Р5
Рост щитовидного хряща гортани L0 – L2
Изменение тембра голоса V0 – V2
Оволосение лица F0 – F5

Стандарты полового развития (М.В. Максимова)

Возраст Девочки Мальчики
От До От До
10 лет Ma0P0Ax0Me0 Ma2P1Ax0Me0    
11 лет Ma1P0Ax0Me0 Ma2P1Ax0Me0    
12 лет Ma1P1Ax0Me0 Ma3P3Ax1Me1 V0P0L0Ax0F0 V1P1L0Ax0F0
13 лет Ma2P2Ax0Me0 Ma3P3Ax2Me3 V1P0L0Ax0F0 V2P3L1Ax2F0
14 лет Ma3P2Ax2Me0 Ma3P3Ax3Me3 V1P2L0Ax0F0 V2P3L0Ax2F1
15 лет Ma3P3Ax2Me3 Ma3P3Ax3Me3 V1P4L1Ax0F0 V2P3L2Ax3F2
16 лет     V2P4L1Ax2F1 V2P5L2Ax4F3
17 лет     V2P4L2Ax2F0 V2P3L2Ax4F3

Индивидуальное половое созревание (варианты нормы)

  Девочки Мальчики
По срокам начала пубертата
раннее 10-12 лет 9-11 лет
среднее 13-15 лет 12-14 лет
позднее 16-18 лет 15-17 лет
По темпам формирования вторичных половых признаков
быстрое За 1,5 – 2,5 года За 2,5 – 3,5 года
среднее За 3 – 3,5 года За 4 – 4,5 года
медленное За 4 – 5 лет За 5 – 7 лет

Глава XII

Клиническая оценка адекватности питания

При клинической оценке общего статуса ребенка учитыва­ется общее состояние здоровья, эмоциональный тонус, разви­тие статических и моторных функций. Большое значение име­ет состояние слизистых, кожи и ее придатков, тургор тканей, развитие подкожно-жирового слоя,. мышечной и костной сис­тем (деформации черепа, грудной клетки, ног), функцио­нальное состояние желудочно-кишечного тракта (аппетит, характер стула) и других внутренних органов и систем (смот­ри таблицу 12. 1).

При питании соответствующем потребностям и функциональным возможностям организма, у ребенка наблюдается хороший аппетит, радостное эмоциональное настроение. По­ведение его активное. он охотно вступает в контакт с други­ми детьми группы, с обслуживающим персоналом, принима­ет участие в играх.

Нервно-психическое развитие такого ребенка соответству­ет возрасту. Процесс адаптации у него к любым отрицатель­ным воздействиям проходит благоприятно.

К ранним клиническим признакам недостаточности пита­ния следует отнести изменения в поведении ребенка: повы­шенную утомляемость, возбудимость, плаксивость, нервоз­ность. Такой симптоматикой характеризуются полигиповита­минозы, при этом могут наблюдаться также легкие дистрофи­ческие изменения слизистых, кожи и ее придатков.

Недостаток, реже избыток того или иного биологически активного вещества в питании детей проявляется определен­ной клинической симптоматикой. Синдромы алиментарно­зависимых состояний даны в таблице 12.2

Таблица 12.1

Перечень клинических симптомов алиментарно-зависимых

Состояний у детей

 
Локализация
 
Клинические проявления
Лицо Тусклость, сухость, -истончение, поредениl’,
диспигментация, ломкость
Молочный ступ., Гиперемия, диспигмента­
ция.
Глаза Бледность конъюнктивы, ксероз роговицы, керотомаляция, блефарит, васкуляризация’ роговицы, пигментация конъютктивы и склеры, кровоизлияние в нонъюнктиву
Губы Ангулярный стоматит, ангулярные рубцы, хейлоз
Язык Отек языка, глоссит, алый и шероховатый язык, фуксиновый язык, атрофия сосочков, трещины, симптом «Географического язы­ка», пигментированный язык
Десна Рыхлая поверхность, кровоточивость, атро­фии, гингивит
Зубы Пятнистая эмаль, кариес, гипоплазия, ис-­тертость эмали, эррозия
Шея Увеличение щитовидной железы (выявляет­ся при осмотре и пальпации с откинутой головой)
Кожные покровы Ксероз, фолликулярный гиперкератоз с по­ражением вокруг шейки волосяного фолли­
кула, поражение в отверстии волосяногофолликула, петехии, дерматоз с различноit локализацией,В том числе в области мо­шонки или вульвы, сыпи, шелушение
Ногти
 
Поперечные борозды, ломкость, деформация
 
Подкожно-жиро­вой слой
 
Распределение, выраженность (соматоскопи­чески или измерением подкожной складки)
 
Конечности
Утолщение эпифизов, деформация ног Х-об­разные, саблевидные)
Грудная
клетка
 
Изменение формы- уплощение, бочкооб­разная,
Опорно-двигатель­ный аппарат
 
Искривление позвоночника (сколиоз, кифоз, лордоз), нарушение осанки, уплощение стоп

Таблица 12.2

Синдромы алиментарно-зависнмых состояний

Белково-калорийная недостаточность
 
Уменьшение массы тела, снижение выра­
женности подкожно-жировой клетчатки, отечность
Вl гиповитаминоз
 
Наблюдаются различные фуннциональные нарушения со стороны нервной системы.
Плохой аппетит, потливость, слабость, чув­
ство давления в подложечной области, тош­нота, боли в животе и – в мышцах. Часто за­поры. Парастезии, ощущения ползания му­рашек. болевые ощущения в области периферических нервов, плохой сон, головная боль беспокойство, повышенная раздражи­
тельность.
 
В2 гиповитаминоз
 
Задержка роста. Бледность слизистой губ,
мацерация, слущивание эпителия, хейлоз (вертинальные трещины губ с гиперемией и отечностью). Ангулярный стоматит (2-сто­роцняя заеда). Атрофия сосочков язьша
(гладкая ярко-красная поверхность). Иногда гипертрофия сосочков (поверхность ярко­ красная зернистая). Дерматит в области но­согубного треугольника крыльев носа и вен.
Слабость, потеря аппетита, головная боль.
Светобоязнь, слезотечение.
 
РР гиповитаминоз
 
Боль в подложечной области, тошнота, ухуд­
шение аппетита. Ангулярный стоматит,
отечность языка (с отпечатками зубов по
нраям). Гипертрофия сосочков языка, реже
атрофия сосочков, жжение языка. Иногда на коже дерматит в виде круглыx пятен.
 
С Гиповитаминоз
 
Боль в мышцах, особенно в икроножных.
Общая слабость, подавленное психическое
состояние, Вялость, апатия. Кровоточивость, рыхлость десен, петехии кожи, слизистых.
Болезненное увеличение эпифизов. Может
быть фоликулярный гиперкератоз кожи (но­
жа нан бы нолется, поражается ножа яго­диц, бедер, лонтей).
 
р гиповитаминоз
 
Геморрагии. на ограниченных участнах но­
жи. Понижённая сосудистая резистентность
(положительные симптомы щипна
 
А гиповитаминоз
 
Снижение аппетита, похудание, быстрая утом­ляемость,’ восприимчивость к различным инфенциям. Ухудшенная темновая адапта­ция. Rсероз конъюннтив и Бляшни Искер­сного, нсероз кожи (шелушения, сухость). Фоллинулярный гиперкератоз.
 
Гипервитаминоз А
 
Желтое окрашивание ладони. Сильная го. ловная боль, тошнота, рвота.
 
Недостаточность железа
 
Бледность конъюнктив и слизистой оболоч­ки полости рта. Атрофия сосочков языка.. Койлонихии и ломкость ногтей; ломкость и сухость волос, гипохромная анемия, извра­щение вкуса.
Недостаточность йода Увеличение щитовидной железы (эндемиче­ский зоб).
 
Недостаток фтора
 
Истертость эмали, ее эррозии, кариес зубов
Избыток фтора
 
Пятнистая эмаль зубов

Своевременное выявление подобных состояний помогает врачу вовремя внести соответствующую коррекцию рациона питания ребенка или назначить медикаментозные препарагы (витамины, соли железа и т. д.).

к, числу выраженных симптомов недостаточности питания относятся отсутствие аппетита, ;дисфункции со стороны систе­мы пищеварения, снижение весовой кривой, бледно’сть, дис­трофические изменения кожи и слизистых, уменьшение вы­раженности подкожно-жировой клетчатки, гиподинамия, сни­жение темпов нарастания не только массы тела, но и длинытела.

При оценке эффективности питания детей большое зна­чение придается динамике физического развития ребенка, которая находится в прямой зависимости от качества пита­ния, в особенности у детей первого года жизни. –

Список литературы:

1. Анатомо-физиологические особенности и методы исследования пищеварительной системы у детей./ Методические рекомендации под.ред. Белоусова Ю.В. Харьков 1988. с. 68.

2. .Баранов А.А. Пропедевтика детских болезней. М. Медицина, 1998

3. Битти А. Д. Диагностические тесты в гастроэнтерологии: Пер. с англ.— М.: Медицина, 1995.— 224 с.

4. Воробьев Л. П., Салова Л.М., Маев И. В., Пархатова С. Я. Роль различных методов исследования в диагностике функциональных расстройств в желчевыводящей системе // Клинич. мед.— 1996.— Т. 74, №9,— С. 35—38.

5. Липатова П.И., Липатова Л.Н. Основы антропологии с элементами генетики человека// Учебно-методическое пособие. Человек и его здоровье.-2003г.

6. .Мазурин А.В, Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. СПб: Фолиант, 2000.

7. .Мазурин А.В, Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней/ М., Медицина, 1985, ;432 с.

8. Педиатрия: пер. с англ. доп.// гл. ред. Н.Н. Володин, науч. ред. В.П. Булатов, М.Р. Рокицкий, Э.Г. Улумбеков. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997. – 833 с.

9. Педиатрия: пособие для врачей и студентов / Под ред. К.М. Сергеевой, О.К. Москвичева, Н.Н. Смирновой. – СПб: Питер, 1999. – 384 с.

10. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. 3-е изд., исп. И доп. / Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб.: СпецЛит, 2005. – 895 с.

11. Питание детей в детских дошкольных учреждениях Северных районов страны. Методическое пособие, Красноярск. – 1987

12. Практические навыки педиатра . / Под ред. И.Н. Усова.- Мн, Высш. Шк, 1990.- 400 с.

13. Практические навыки педиатра: практическое пособие М.В. Чичко, А.А. Астапов, ОН. Волкова и др.; Сост. и ред. М.В. Чичко. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 848 с.

14. Пропедевтика детских болезней (практикум) / Под ред. проф. Юрьева В.В.. – СПб: Питер, 2003 – 352 с.

15. Сперанский Г.Н., Розенталь А.С. /Хронические расстройства питания в раннем детском возрасте/, М.: 1953 г.

16. Строганова Л.А.,.Александрова Н.И Хронические расстройства питания у детей раннего возраста /Лекция для врачей слушателей/ Ленинград, 1987 г.

17. Физическое развитие детей дошкольного возраста г. Красноярска и методы его оценки / Методические рекомендации Под ред. проф Е.И. Прахина. – Красноярск, 2003. – 14 с.

18. Чапова О.И., Лазарева Г.Ю. Пропедевтика детских болезней. – М.: Владос-пресс, 2005 – 351 с.



Источник