Уровень актуального умственного развития ребенка

Уровень актуального умственного развития ребенка thumbnail

Картинка взята с сайта smartprogress.do

Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.

Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может “прыгнуть выше головы”. Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.

Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.

Источник

Взаимодействие с ребенком в зоне его ближайшего развития

Обидейко Ю.В (семейный  психотерапевт)
Романов А.М. (кандидат психологических наук, психолог высшей категории)

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения             «Центр восстановительного лечения» имени С. С. Мнухина»

Известный советский психолог Л.С. Выготский, описал важное для обучения понятие: зона ближайшего развития [1],[2],[3],[4],[5]. Его он противопоставил уровню актуального развития. Эти понятия он определял следующим образом.

        Уровень актуального развития — это то, что ребенок может сделать самостоятельно, без чьей-либо помощи. Он отражает уже сформированные навыки и способности. Л. С. Выготский отмечал, что “в сущности говоря, при определении умственного возраста ребенка с помощью тестов мы почти всегда имеем дело с таким уровнем актуального развития”, но этот показатель “не определяет с достаточной полнотой состояние детского развития на сегодняшний день”[5, с.12]. Поскольку он отражает уже развитые функции, а “состояние развития никогда не определяется только созревшей частью”[2, с. 429].

В качестве иллюстрации того, что актуальный уровень не является единственным показателем психического развития, Л. С. Выготский приводит пример тестирования двух мальчиков. При определении их “умственного возраста”, они оказываются в состоянии выполнять задания соответствующие 8 годам. Обычно на этом исследование прекращается, но если его продолжить и прийти детям на помощь, используя различные подсказки, наводящие вопросы, и т.д., то их результаты оказываются различными, один ребенок достигает интеллектуального возраста, соответствующий 12, а другой — 9 годам. Таким образом, уровень психического развития этих детей различается, поскольку, при оказании им помощи, один ребенок улучшает свой результат на 4 года, а другой — только на 1. Это расхождение Л.С. Выготский и называл зоной ближайшего развития [2].

В описанном, выше примере, автор указывал также и на то, что зона ближайшего развития может различаться у детей с одинаковым уровнем актуального развития. И это различие, как отмечал Л. С. Выготский, приводит к тому, что эти дети будут отличаться в школе друг от друга (динамика их успеваемости будет различна), несмотря на, сходство уровня их актуального развития. В пользу этого свидетельствуют проведенные им исследования [1], из которых он делает следующий вывод: “зона ближайшего развития имеет более непосредственное значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень их развития” [2, с. 429].

        Л. С. Выготский отмечал, что данный показатель раскрывает еще не сформированные способности, находящиеся в стадии развития. Таким образом, “зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день”[1, с-42].

Суммируя всё вышесказанное мы пришли к выводу, что обучение ребенка лучше всего проводить в рамках зоны его ближайшего развития. Для того, чтобы раскрыть потенциал каждого и его возможности, необходимо совсем немного: оказать поддержку, подбодрить в сложную минуту, сказать добрые слова, похвалить, чтобы простимулировать его попытаться сделать что-то самому. В этом случае ребенок получает и поддержку от значимого взрослого и бесценный опыт того, как самому справляться с трудностями. И конечно же, радость достижений. Все это способствует закреплению позитивного образа образовательного процесса, который очень важен для ребенка. От природы все дети любознательны, но с годами эта уникальная способность теряется, что связано с несколькими причинами. Одна из них, это отсутствие положительного подкрепления, желание взрослых всё сделать самостоятельно, чрезмерная опека, недостаток времени и профессиональное выгорание специалистов.   В этих случаях любознательность начисто отбивается и тогда к психологам приводят ребенка, чаще подростка, который совершенно не хочет учиться и заниматься. И восстановить былой интерес уже практически не возможно.

 Литература:

1. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.-Л.: “Государственное учебно-педагогическое издательство”, 1935.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь // Психология. — М.: “ЭКСМО-Пресс”, 2002.

3. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.-Л.: “Государственное учебно-педагогическое издательство”, 1935.

4. Выготский Л. С. О педологическом анализе педагогического процесса // Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.-Л.: “Государственное учебно-педагогическое издательство”, 1935.

5. Выготский Л. С. Проблемы обучения и умственного развития. // Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.-Л.: “Государственное учебно-педагогическое издательство”, 1935.

 10.11.2020 г.

Источник

Из-за каких причин интеллектуальное развитие ребенка порой «запаздывает» – он не проявляет активности, интереса к игрушкам, самостоятельности? Этими вопросами часто задаются родители, когда наблюдают за развитием крохи. Ребенок в раннем дошкольном возрасте, если его когнитивные функции развиваются в соответствии с нормой, проявляет любознательность, пытается знакомиться с предметной игрой, осваивает подражание и копирование. Всем родителям полезно знать, от чего зависит уровень интеллекта, и как по внешности и особенностям поведения ребенка понять, насколько умным он растет. На эти и другие вопросы ответили зарубежные и отечественные ученые, а MedAboutMe собрал всю информацию вместе.

Размер головы в младенчестве: большая голова как признак ума?

Британские ученые говорят, что об интеллектуальном развитии ребенка свидетельствует рост головы. Особенно это актуально в возрасте до одного года. Доктор философии Кэтрин Гейл совместно с коллегами из Университета Саутгемптон отмечает зависимость между объемом мозга ребенка и его дальнейшим интеллектуальном развитием, так называемом позднем интеллекте.

Команда специалистов изучила более 600 детей. В исследовании приняли участие дети в возрасте одного года, четырех и восьми лет. Врачи сначала измеряли окружность головы младенцев. Позже, в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем же детям был дан тест на уровень интеллекта.

Исследование показало, что высокие результаты был у тех ребят, окружность головы которых в младенческом возрасте достигала максимальной возрастной нормы.

Исследователи не знают точно, что заставляет некоторых детей иметь больший мозг, чем у других. Они также подчеркивают, что многие факторы, включая отношения между родителями и детьми, могут влиять на интеллект детей.

Исследователи обнаружили, что рост головы к одному году был ключевым фактором. «Догоняющий» рост уже не имел такого большого значения.

«Рост мозга после грудничкового периода, по крайней мере, с точки зрения объема мозга, вряд ли компенсирует сниженный темп роста в первый год жизни», – пишут исследователи.

Ученые также изучили родителей младенцев, а именно их отношение к ребенку сразу после рождения, и затем в процессе взросления и воспитания.

Матери младенцев отвечали на вопросы о своем родительском стиле, старших детях и других факторах, таких как грудное вскармливание и послеродовая депрессия. Результаты этих исследований представлены ниже.

Депрессия у матери и интеллект ребенка

Изучая уровень детского развития, ученые пришли к выводу, что дети имели более высокие показатели IQ, если их родители имели более высокий уровень образования, а матери не страдали от послеродовой депрессии.

После рождения малыш нуждается в заботе и внимании. Получать любовь и принятие – его основные потребности. Если женщина переживает депрессивное состояние, у нее нет эмоциональных ресурсов откликаться на желания малыша так часто, как он того требует. Даже если она заботится о нем, держит на руках, кормит и пытается играть, ребенок будет чувствовать отстраненность матери, если она находится в подавленном состоянии. 

Уровень интеллекта ниже у детей, чьи матери страдали от послеродовой депрессии.

Грудное молоко лучше других видов вскармливания

Материнское молоко содержит все питательные микроэлементы для роста и развития ребенка. Кроме того, процесс кормления – немаловажный фактор для формирования детской эмоциональной стабильности и умственного развития. 

Доктор Бернардо Лесса Орта из Бразилии отмечает связь между высоким уровнем IQ у ребенка и грудным вскармливанием, длящимся от рождения до 6 месяцев. 

Грудное молоко дает хорошие преимущества в будущем – такие, как высокие оценки в школе и социальный успех во взрослом возрасте – потому что это лучший источник насыщенных жирных кислот, необходимых для развития мозга.

Отношение к ребенку в семье: как растить детей умными?

Кэтрин Гейл с коллегами отмечает влияние не только объема мозга на интеллектуальное развитие детей, но и отношений в семье. Ученые оценили стиль общения с ребенком семье, отношение к нему и психологическую атмосферу между близкими людьми. 

Высокий уровень интеллекта наблюдался у тех детей, отношение к которым строилось на доверии, принятии и уважении. 

Конструктивная критика, поддержка ребенка, отсутствие привычки «давить» на него приводят к более высокому уровню интеллектуального развития, чем у тех детей, чьи интересы не принимались всерьез, характер осуждался, в семье присутствовал только авторитарный стиль воспитания.

Сиблинги и развитие: когда в доме не один ребенок

Какое влияние на детский интеллект оказывают сиблинги – братья и сестры ребенка?

На познавательную сферу и интеллектуальное развитие малыша влияет отношение к нему в семье. Оно может меняться, быть позитивным, негативным, иметь свои особенности, если у родителей уже есть дети. Так, иногда младенцу может не хватать внимания, а подрастая, он может переживать ревность или зависть. 

Отрицательные чувства влияют на эмоциональное состояние ребенка, и, соответственно, уровень восприятия и интеллекта. Ученые установили, что ребенок, чьи интеллектуальные показатели в первый год жизни были в норме – стремление к познанию мира, любознательность активность – повзрослев, может демонстрировать невысокий уровень IQ. Так бывает в случае педагогический запущенности или эмоционального отвержения, когда мать и отец больше времени уделяли другим детям, не удовлетворяли базовые потребности малыша, не занимались с ребенком и не играли с ним.

Если раньше считалось, что наличие старших детей в доме стимулирует младших развиваться, то сегодня специалисты подчеркивают: для такого эффекта нужно не просто иметь братьев или сестер, но и равноценно распределять между всеми детьми родительское внимание. Иначе страдает не только психика, но и интеллектуальное развитие!

«Наши результаты дают дополнительные доказательства того, что младенчество является наиболее важным периодом постнатального роста мозга для определения более позднего интеллекта», – пишут исследователи.

Если родители хотят способствовать сохранению и развитию когнитивных навыков детей, важно уделять внимание факторам воспитания и условиям, которые окружают малыша не только с момента рождения, но и на протяжении взросления.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых двух лет жизни / Николаева Е. И., Меренкова В. С // Преподаватель ХХI век ВАК. = 2009
  2. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Евсеева Т. О. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. = 2016
  3. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник

Интеллектуальные способности позволяют личности успешно решать разноплановые задачи. По теории Дарвина все здоровые люди с рождения наделены примерно одинаковым уровнем интеллекта, но в дальнейшем его развитие зависит от уровня активности индивида, его желания трудиться.

Развитие умственных способностей у детей

Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что такое интеллект, нет. В науке существует три подхода, каждый из которых предлагает свое определение этого понятия.

  • Интеллект предоставляет способность личности адаптироваться к окружающей среде.
  • Интеллект определяет индивидуальные показатели усвоения человеком знаний, умений и навыков.
  • Интеллект является показателем возможности использовать абстракции.

Развитие интеллекта и мышления ребенка необходимо. Интеллектуальные способности представляют собой совокупность различных умений. Существует ошибочное мнение, что сформировавшийся интеллект не нуждается в развитии. Однако научно доказано, что человек даже в зрелом возрасте может добиться значительных успехов в развитии интеллекта. Часто дети и подростки не уделяют достаточного внимания совершенствованию умственных способностей. Взрослый человек способен наверстать упущенные возможности, но для этого придется приложить много усилий.

развитие интеллекта у детей

На развитие интеллекта у детей школьного возраста также стоит обратить внимание. Одаренные личности, достигшие успеха в развитии специальных способностей, нередко считают, что развивать остальные индивидуально-психологические особенности необязательно. Это мнение также ошибочно. Развитие способностей лишь в одной сфере жизнедеятельности может привести к затруднениям при решении не связанных с ней задач. Например, людям с математическим складом ума тяжело справляться с заданиями гуманитарной направленности. Гармоничное развитие интеллекта позволяет легче приспосабливаться к изменениям окружающего мира, добиваться успехов в разных областях.

Виды интеллекта и их особенностей у детей

Развитие умственных способностей детей – это важная часть жизни любых родителей. Решение разноплановых задач и выполнение комплексных упражнений помогает всесторонне развивать умственные способности. Важную роль в этом играет дисциплина и методичность. Занятия должны проводиться систематически. Они формируют усидчивость и развивают память.

развитие умственных способностей детей

Развитие социального интеллекта у ребенка

Интеллект характеризуется следующими качествами:

  • Широтой и глубиной мышления. Широта определяет способность личности понимать поставленную задачу, принимать во внимание все факторы и формировать различные варианты ее решения. От глубины мышления зависит возможность расставлять приоритеты, выделять более и менее важные обстоятельства.
  • Любознательность. В основе исследовательской и познавательной деятельности лежит желание изучить предмет со всех сторон.
  • Гибкость и подвижность интеллекта. Представляет собой умение индивида использовать приобретенные навыки и опыт в нестандартных ситуациях.
  • Логика. Определяет способность устанавливать последовательность действий и умозаключений, принимать во внимание все свойства изучаемого объекта, его характеристики.
  • Скорость мышления. Обеспечивает возможность решения задач и принятия решений за минимальное время.
  • Доказательность. Представляет собой способность использовать правильный набор фактов для того, чтоб убедить оппонента в правильности своих умозаключений.
  • Автономность. Способность принимать взвешенные правильные решения в любой ситуации.
  • Критичность. Выражается в навыках трезво оценивать результат размышлений и отказываться от ошибочных решений и выводов.

развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного возраста

Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста также требует времени и сил. Ученые не согласны с мнением о том, что возможности интеллекта – природное качество. Врожденной может быть особенность строения головного мозга, которая позволяет эффективно выполнять определенные задачи. Ее называют задатком. Выделяют способности репродуктивного и творческого уровня. Первые позволяют максимально усвоить знания, а вторые – способствуют созданию чего-то инновационного. Два уровня деятельности тесно переплетаются в жизни и всегда дополняют друг друга.

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка

Выделяют следующие способности интеллекта:

  • концентрация – выражается в возможности сосредоточиться на определенном действии;
  • аналитические – умения, позволяющие сопоставлять факты и делать выводы;
  • абстрактные – способствуют пониманию обобщенных понятий, сохранению в памяти информации, основанной на сложных концепциях;
  • логические – позволяют думать, проводить анализ по определенной схеме и делать правильные выводы;
  • образного мышления – обеспечивают создание образов на основе полученных разрозненных данных и сведений;
  • дедуктивные – способствуют формированию общей картины на основании разноплановой информации;
  • прогностические – позволяют составлять прогноз событий и варианты развития ситуаций;
  • критические – обеспечивают трезвое оценивание правильности решений и выводов.

Развитие эмоционального интеллекта для детей также соотносится с интеллектом умственным. Оперативная память позволяет сохранять промежуточные результаты действий для поиска конечного решения задачи. Общие сведения об интеллекте и его качествах помогают понять, какая методика развития интеллектуальных способностей подойдет для тренировки конкретных функций.

развитие эмоционального интеллекта у детей

Развитие интеллекта у ребенка школьного возраста

Еще несколько десятков лет назад оценка развития интеллекта проводилась при помощи коэффициента интеллектуальности. Впервые методику его расчета разработал В. Штерн. Коэффициент показывает уровень развития мышления лица, относительно среднестатистических показателей людей того же возраста, занятых подобной деятельностью.

Методика развития интеллекта у детей – отдельная область науки. В современной практике существует множество вариантов диагностики. Они все влияют на развитие социального интеллекта для детей. Самыми популярными считаются:

  1. тест Д. Векслера, который подходит для оценки способностей детей, дошкольников и взрослого населения;
  2. программа проверки для школьников К. Ревича;
  3. тестовые задания АСТУР для учеников старших классов и поступающих в вузы.

После тестирования становится понятно, какие методики развития интеллекта дадут лучший результат в конкретном случае.

Современные родители часто задаются вопросом о необходимости развития детского интеллекта и спешат подобрать для этого лучшие способы. Важно правильно определить способности и склонности малыша.

Ученые выяснили, что интеллектуальные способности наследуются по материнской линии. Однако решающим фактором выступает окружающая среда и психологическая обстановка в семье. Желание исследовать мир приходит к детям после формирования характера. В это время очень важно стимулировать интерес ребенка к познанию, предоставив малышу выбор методов изучения мира.

развитие социального интеллекта у детей

На развитие умственных способностей у детей влияют следующие факторы:

  • сбалансированное питание;
  • условия проживания;
  • взаимоотношения с родителями.

Только обеспечив малышу комфортные условия для развития, можно ожидать хороших результатов от использования различных методик.

Повышение умственных способностей детей достигается следующими методами:

  1. Постановкой четких, простых и посильных для малыша задач.
  2. Проявлением уважения к личности ребенка, похвалой и отсутствием жесткой критики.
  3. Совершением прогулок с ребенком на свежем воздухе.
  4. Введением традиции совместного чтения.

В первые годы жизни не стоит навязывать малышу свое мнение по поводу подходящих игрушек и способов игры. Лучше предоставить на выбор несколько вариантов и дать возможность определить понравившиеся самостоятельно. Прислушиваясь к мнению ребенка, родители стимулируют его желание познавать мир. Чтобы выявить таланты, нужно понять, что интересно малышу, к чему он стремится. Для этого не следует перегружать ребенка занятиями, лучше дать ему возможность развиваться постепенно. Программы совершенствования умственных способностей рекомендованы для дошкольников, но не для детей 2-3 лет. Но развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте также очень важно.

Для комплексного развития интеллекта ребенка нужно уделять достаточно внимания творческим занятиям. Это позволит малышу проявить фантазию и показать склонность к какой-либо деятельности. Доверительные беседы и поддержка со стороны родителей станут дополнительным стимулом для развития способностей.

развитие интеллекта у детей

Методики развития интеллекта для взрослых

Люди старшего поколения также могут развивать интеллектуальные способности. Интересные упражнения позволят увлекательно провести свободное время.

Улучшить умственные способности взрослым людям помогут:

  • решение логических задач;
  • интеллектуальные игры;
  • занятия физикой, химией, математикой;
  • чтение;
  • изучение иностранных языков;
  • игра на музыкальных инструментах, живопись.

Нужно обращать внимание на особенности развития интеллекта детей. На развитии интеллектуальных способностей благоприятно отразится изучение научной литературы и исследований, просмотр научно-популярных каналов. Это поможет человеку стать эрудированным и всесторонне развитым. Узнавая больше, люди расширяют возможности общения, карьерного роста и увеличения доходов.

Источник