Уроки по музыкальному развитию ребенка
Содержится в разделах:
- Музыка и хореография. Музыкальное развитие дошкольников, материалы для муз.руководителей
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 6051.
Все разделы
| Музыкальные занятия. Конспекты, НОД
Новое
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «О чём расскажешь, наш Тамбовский край»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «О чём расскажешь наш Тамбовский край” Цель: Прививать интерес детей к музыкальной культуре, истории родного края. Задачи: o развивать умение детей…
Музыкальное занятие в старшей группе на тему ПДД
Музыкальное приветствие «Мы начнем!» под музыку Упражнение-приветствие «Мы начнём» (для детей 4-6 лет) 1.Муз.рук: (стоя на месте) Рада видеть вас, друзья, На занятии у себя. Добрый день! Дети: Добрый день! Заниматься нам не лень. Проигрыш – пружинка 2.Муз.рук: Мы по кругу все…
Музыкальные занятия. Конспекты, НОД – Творческо-информационный проект «Здоровьесберегающие технологии на физкультурных и музыкальных занятиях»
Публикация «Творческо-информационный проект «Здоровьесберегающие технологии на…»
Творческо-информационный проект: «Здоровьесберегающие технологии на физкультурных и музыкальных занятиях» Вид проекта: творческий Участники проекта: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители. Срок реализации: долгосрочный…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект музыкально — дидактической игры. Подготовительная группа
Конспект музыкально – дидактической игры. Подготовительная группа Цель: Закреплять у детей знания о высоте звука и его длительности, расположении нот на нотоносце. Демонстрационный материал: Фланелеграф с изображением нотного стана. Большие и маленькие кружочки, на одной…
Арт-терапия на музыкальных занятиях в детском саду
С каждым годом увеличивается количество детей, приходящих в детский сад с серьёзными эмоциональными и логопедическими расстройствами, нарушениями опорно-двигательной системы. Помочь таким детям могут не только специалисты – логопеды, дефектологи, но и музыкальные руководители,…
Конспект занятия «Русские народные музыкальные инструменты»
Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку: Дети Инструмент Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как произошли русские народные…
Музыкальные занятия. Конспекты, НОД – Конспект занятия по музыкально-ритмическим движениям «Заячья школа. Разучиваем польку»
Статья «Конспект занятия по музыкально-ритмическим движениям «Заячья школа….»
Заячья школа (Разучиваем польку) ЦЕЛЬ: выполнение развивающего комплекса ОФП, разучивание движений и исполнение танца. ОБОРУДОВАНИЕ: фортепиано, магнитофон и аудиокассеты, обручи малые пластиковые, елочка, скакалки, поднос с морковками, шапочка-маска лисы. (Звучит фонограмма…
Беседа-концерт «Струнные музыкальные инструменты»
Задачи: 1.Обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов; учить различать их тембровую окраску. 2.Формировать способность находить общее и различное у струнных инструментов. 3.Познакомить с определениями: “классическая, народная, эстрадная музыка”,…
Конспект НОД «Русские народные музыкальные инструменты»
Ход занятия Восп: Ребята мы с вами в нашем музыкальном зале ,но сегодня здесь все не как обычно. Все так красиво и загадочно. Восп: Посмотрите под елкой лежит коробка ( с картинкой муз инст) . Как вы думаете что в ней храниться ? Дети: Музыкальные инструменты. Восп: Давайте ее…
Конспект НОД «Драматизация музыкальной сказки «Колобок»
Театрализованная деятельность. Драматизация музыкальной сказки «Колобок» во второй младшей группе Цель: -Расширять у детей представления о русских народных сказках -Устанавливать смысловые связи между персонажами, ориентируясь на жесты, мимику, движения головы, конечностей,…
Дети, которые посещают музыкальные занятия, наиболее восприимчивы к окружающему миру, они тонко чувствуют, видят и слышат окружающий мир, их эмоции всегда ярко выражены, а интеллект на порядок выше, чем у их сверстников. В школе он с легкостью запоминает полученную информацию, и, следовательно, лучше учится.
В этом разделе мы собрали большое количество конспектов музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, разработанные воспитателями детских садов. У нас вы найдете занятия для всех возрастных групп, начиная с малышей, причем, в различных направлениях. Это и целый ряд занятий музыкой под названием «Лесная сказка», и занятие, посвященное русским народным музыкальным инструментам, и цикл мероприятий «Музыкальный теремок», и многие другие.
Все они помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления. Если ваш ребенок еще не читает, либо у него не получается читать хорошо, то вам также стоит прочесть наши рекомендации-конспекты, так как музыка способствует определению ритмического строя языка, а значит помогает быстро научиться читать. И что самое удивительное – музыка способствует улучшению здоровья, так как дети учатся правильно дышать, развивают свои легкие, а это значит, что кровь начинает лучше циркулировать по всему организму и это вызывает оздоровительный эффект.
Музыка – это самое настоящее счастье для ребенка, поэтому не проходите мимо и дарите с нашей помощью кусочек счастья вашим малышам.
Источник
Еще в прошлом году, когда Яне не было и года, я периодически изучала различные музыкальные занятия для малышей — прислушивалась к песенкам Екатерины Железновой, выбирала «первые» музыкальные инструменты и впечатлялась постами других мам на эту тему.
На данный момент я сформировала свое отношение к раннему музыкальному воспитанию (тут надо отметить, что сделала я это не без влияния мужа с идеальным слухом и музыкальным образованием, чем я похвастаться не могу) и готова поделится им с вами.
Мои основные принципы музыкального воспитания малыша:
- «НЕТ» использованию популярных наработок Железновой и других с преобладанием резких, звонких звуков и примитивных мелодий.
- «НЕТ» инструментам с неправильным звучанием. То есть если и покупать инструменты, то выбирать приближенные к настоящим и ценник у них будет соответствующий. На самом деле в раннем детстве для формирования музыкального слуха в них нет никакой необходимости. Поэтому у нас пока эта покупка отложена в долгий ящик.
- «ДА» прослушиванию прекрасной музыки — это должно быть основой музыкального воспитания малыша. Я ни сколько не преувеличиваю, создайте плейлист по настоящему прекрасной музыки. В идеале эта музыка должна быть из направлений, которые предпочитаете Вы! Иначе затея изначально обречена на провал. Прослушивание музыки должно приносить удовольствие, а не дискомфорт для всех домочадцев в целях музыкального образования малыша!
Несколько слов как найти «прекрасную» музыку
В меньшей степени в список «прекрасных» входят популярные композиции, которые можно услышать по МУЗ-ТВ. Проще все выбрать такую музыку обратившись к классикам, саундрекам рейтинговых, как правило зарубежных, фильмов. Также обратите внимание на рекламу роскошных вещей — дорогих авто и брендовых часов и т.п. В ней можно встретить шикарные композиции.
Некоторые считают, что всё что относится к некоторым более элитарным направлениям (джаз, блюз, soul …), чем популярная музыка, является качественной музыкой. Безусловно, в большинстве своём эта музыка более талантлива, но сказать, что она безупречна никак нельзя. Для наших целей требуется не просто более талантливая музыка, а самая-самая! На самом деле прекрасная музыка может быть в любом направлении. Бывает, что определить направление интересной композиции сложно. Я считаю это одним из признаков, того что кандидат подходит в наш плейлист прекрасной музыки ;-).
Музыкальные игры
Наконец-то я добралась в своем повествовании до предметов изображенных на превью поста :-). Несмотря на то, что необходимость музыкальных занятий в раннем возрасте я посчитала нецелесообразной, обойти стороной музыкальные игры я не смогла.
«Угадай чей звук»
Эта игра у нас идет в двух вариантах с:
- игрушками, издающими звуки (вот она вторая жизнь погремушек! обзор о наших любимых вы можете прочитать тут);
- предметами из различных материалов (определение звука стекла, металла, дерева, шуршащей бумаги). Тут прекрасно подходят — ложки, деревянные кубики, стеклянные шарики и бусины (их можно положить в маленькие баночки и греметь).
На первом этапе игры я ввожу наиболее разнотипные звуки (писк, треск, звон). После нескольких успешных угадываний добавляю созвучные.
Собственно лучше один раз увидеть:
«Угадай мелодию»
Я подобрала несколько приятных и мелодичных детских песенок и картинок к ним. Скачать их можно тут. В раздаче mp3 двух вариантов с текстом и без. Пользователи ВКонтакте могут воспользоваться альбомом «Угадай мелодию».
По правилам игры нужно выбрать картинку относящуюся к песенке которая играет.
Начинайте знакомить с пары песен с текстом. Только когда малыш сможет угадывать какая из двух звучит, добавляйте в игру третью и постепенно усложняйте.
А в какие музыкальные игры Вы играете с своим малышом ;-).
Если Вам понравился материал то советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта.
Не спешите покидать сайт — тут есть еще много интересных публикаций:
- Обзор книг для детей от 1 года;
- Рисование для самых маленьких. Основы (Очень важный пост о теории развития мышления)
- О вреде раннего обучения (выбор правильных ориентиров раннего развития);
- Новые стоматологические рекомендации от Американской академии педиатрии (обновление август 2014);
- Игры с карточками для самых маленьких (Смотрим видео очень полезной игры с карточками для развития памяти и знакомства с окружающим миром — цепочки памяти)
- Выбираем безопасный порошок. Безопасно — не значит дорого!
Полный каталог моих статей
Источник
Что говорить родителям
У большинства родителей нет сомнений в том, что занятия музыкой — это отличный способ развития ребенка. Однако мамы и папы не всегда знают как, когда и чем именно может заниматься их малыш, если ему еще нет и трёх лет.
Клиенты, приводящие малышей в детский клуб, зачастую хотят получить профессиональные объяснения — для чего нужны музыкальные занятия или музыкальные упражнения в составе занятий по раннему развитию.
К сожалению, не всегда администраторы могут дать развернутые ответы — у них просто нет знаний об этой сфере развития детей.
Я предлагаю вам статью, в которой доступно и лаконично отвечаю на самые часто задаваемые вопросы и привожу факты, которые помогут вам убедить родителей начать музыкальные занятия с детьми как можно раньше.
Дайте почитать этот текст администратору, и он сможет более грамотно разговаривать с родителями.
Педагогу эта информация тоже поможет — когда есть готовая структурированная аргументация, общаться всегда легче.
Наиболее частые вопросы касаются:
- оптимального возраста для начала таких занятий
- видов музыкальной деятельности
- способов развития у детей чувства ритма, музыкальной восприимчивости и отзывчивости.
У всех ли детей есть музыкальный слух?
Практически все маленькие дети очень чувствительны к музыке. Это выражается в направленном интересе к музыкальным звукам. У малышей появляется улыбка, они начинают ритмично двигаться, качать головой, хлопать в ладоши, перетаптываться и качать корпусом на месте, когда слышат детские песенки или неагрессивную музыку.
Чем раньше малыш слышит хорошие музыкальные образцы — тем быстрее развивается его музыкальный слух. Если с раннего детства мама поет ребенку колыбельные песенки, малыш раньше начнет свои первые попытки интонирования – подпевания за мамой. Что в будущем поможет быстрому развитию речи.
Конечно, музыкальные задатки детям даны в разной мере. Однако с помощью музыкальных занятий, опираясь на интерес, который испытывают дети к музыке, можно подобрать такие комплексы упражнений, которые помогут развить имеющиеся способности и привить любовь к музыкальной деятельности у каждого малыша.
С какого возраста?
На мой взгляд, чем раньше, тем лучше!.) С рождения для ребенка мама является главным примером и образцом. Даже не имея музыкального образования, она может петь ребенку потешки, делать массаж, используя фоном спокойную классическую музыку, а также знакомить ребенка с различными детскими шумовыми инструментами – погремушками, бубенцами, маракасами, бубнами и т.д..
К годовалому возрасту малыш вполне готов участвовать в групповых занятиях вместе с мамой, однако это должны быть небольшие по составу группы, с выраженным позитивным настроем и очень деликатной подачей музыкального материала.
Виды музыкальной деятельности
Для детей раннего возраста существует достаточно большой арсенал упражнений, направленных на развитие музыкальных задатков. К основным видам музыкальной деятельности детей раннего возраста я могу отнести игру на детских музыкальных инструментах, песенки-попевки, музыкальные ритмические разминки, игры на развитие слухового восприятия, простейшие коммуникативные танцы.
Способы развития музыкальных способностей
У детей раннего возраста ведущий тип деятельности — игра. Поэтому все упражнения, задания, танцы и даже музицирование на детских музыкальных инструментах должны проводиться с помощью включения детей в игровую деятельность.
Безусловно, ведение музыкальных занятий в игровой форме, эмоционально и позитивно, требует от педагога профессионального мастерства и большой энергетической отдачи. Однако кто «горит» детским развитием и стремится качественно улучшить свои занятия, обязательно должен обратить свое внимание на плюсы, которые дает детям музыкальное развитие в раннем возрасте.
Плюсы музыкального развития в раннем возрасте
Научно доказано, что с помощью музыкальных упражнений и игр у детей раннего возраста:
- улучшается психоэмоциональное состояние
- развивается слуховое восприятие
- стимулируется развитие речи
- развивается кратковременная память
- увеличивается концентрация внимания
- активизируются мыслительные процессы
- совершенствуется координация движений
- развивается музыкальный слух и голос
- налаживается вокально-слуховая координация
- формируются эстетические представления, музыкальный вкус.
Надеюсь, что эта статья поможет вам раскрыть родителям всю прелесть музыкальных упражнений и иметь больше благодарных учеников.
А в вашем клубе родители интересуются музыкой для малышей?
Источник
Содержание:
- Музыкальное развитие от рождения до 2 лет
- 2—3 года — первые инструменты
- Музыка для детей 4 лет – слушаем музыку
- Развитие музыкального восприятия у детей 5-6 лет
Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей — в наших силах. Когда же стоит начинать музыкальное развитие и в чем же оно должно заключаться?
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.
Музыкальное развитие от рождения до 2 лет
Как известно, слуховое восприятие (не пример зрительному) к моменту появления крохи на свет сформировано очень хорошо. Еще находясь в животике у мамы, кроха слышит ее голос.
Ребенок повторяет речь людей, звуки животных. Неживая природа (стук двери, к примеру) его совершенно не интересуют. Исследователями отмечено, что лепет всех детей мира одинаковый, независимо от того, какой язык звучит вокруг.
Обращаясь к погремушкам, стоит отметить, что они производят разнообразнейшие звуки — глухие, трескучие, как маракасы, или звонкие, как колокольчик. При покупке старайтесь подбирать как можно больший спектр звучаний. Предложите малышу сравнить звуки разных погремушек.
В настоящее время на рынке детских товаров большую нишу занимают электронные музыкальные игрушки (мобили, музыкальные коврики, электронные пианино и пр.). Важно, чтобы воспроизводимая музыка была узнаваема и хорошего качества. Ценно еще и то, что для извлечения звука (мелодии) малышу потребуется совершить действие — ударить по клавише, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т. п. Это будет способствовать формированию причинно-следственных связей на уровне “реакция – стимул”, развивая тем самым кору головного мозга.
Совсем маленькому ребенку вы интуитивно предлагаете спокойные колыбельные перед сном, задорные и ритмичные песенки во время бодрствования. Двухлетнему малышу можно предложить выбрать самому, какой вариант из предложенных музыкальных отрывков больше подойдет, например, для зарядки. Объясните, что значит выражение “делать под музыку”. Дети прекрасно поймут его смысл, если не стесняться преувеличенно серьезно изобразить маршевые движения под музыку Грига. Получается? Нет. Под эту музыку движения должны быть плавные и размеренные.
Безусловно, можно использовать записи песенок из мультфильмов. Но не поленитесь внести разнообразие. Дети очень хорошо воспринимают “мягкие” джазовые композиции (с легко прослеживаемой главной темой). Их удачно предлагать перед отходом ко сну. К примеру, подойдут такие произведения, как “Summertime” Дж. Гершвина, “Осанна”, практически любое произведение Вебера. Из репертуара классической музыки можно остановиться на “К Элизе” и 14-й сонате (Лунной) Бетховена, вальсах Грибоедова, ноктюрнах Глинки, “Пер Гюнте” Грига, “Элегии” Массне. Для активного времяпровождения возьмите итальянскую польку и 14-й концерт Рахманинова, турецкое рондо Моцарта, вальс Хачатуряна к драме “Маскарад”, “Шутку” из оркестровой сюиты Баха.
Сейчас существует великое множество тематических компакт-дисков с записями музыкальных произведений, аранжированных для малышей. Это варианты популярных произведений без сложных для детского уха аккордов и вторых тем. Практически звучит одна мелодия.
В любом возрасте человеку приятно и полезно слушать записи звуков природы — журчащего ручья, бушующего моря, шуршащего дождя… Но не забывайте непреложное правило — разговаривайте с ребенком о том, что он услышал. Спросите малыша, понравилось ли, о чем он думал во время прослушивания, какие чувства переживал. Ведь может оказаться, что у него возникают неприятные ассоциации. Обсуждайте все, что услышано впервые, обращая внимание на эмоциональную сторону (какие возникают чувства, образы).
2—3 года — первые инструменты
В слушании музыки мы уже поднаторели, и на смену добрым старым, но уже надоевшим погремушкам приходят самые настоящие музыкальные инструменты. В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание на ознакомление малыша с музыкальными инструментами.
Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят на “ура”. Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Отбейте барабанную дробь; хотя подобные упражнения малышу еще не под силу, этим вы расширите для него диапазон воспроизводимых звуков и побудите интерес к дальнейшим манипуляциям. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.
Затем предлагаем бубен — по сути, усложненный вариант барабана — можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой — удары на сильную долю — места, которые звучат более сильно и четко. Например, “В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик” и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. Отлично подойдет “Песенка водяного”, в частности фраза “А мне лета-а-ать охота” или “Крылатые качели”, то есть медленные мелодии.
На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ… Топ… Топ… (делаем паузы в 2—3 секунды). Топ. Топ. Топ (в обычном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Они, как правило, демонстрируют четко быстрый или медленный темп. В первом случае подойдут “А может быть ворона”, “Песенка Красной Шапочки”, “Танец маленьких утят”. Медленный темп отлично проиллюстрируют “Песенка водяного”, “Песенка Черепахи и Львенка”, “Колыбельная медведицы”.
Немаловажно то, что прослушивание детских песенок инициирует певческую активность малыша, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь. Попытки подпевать внесут вклад в развитие артикуляционного аппарата, а соотнесение музыкальной темы с любимым мультфильмом позволит создать позитивный настрой, улучшить эмоциональное состояние. Дети обычно не стесняются петь вслух, если только “добрые” взрослые не сказали когда-то нечто нелестное о таком пении. Не допускайте подобного, в противном случае придется исправлять допущенные промахи – личным примером бесстрашно демонстрировать любовь к пению.
Следующий шаг — показать разную длительность звука и ритм. Итак, левой рукой медленно и ритмично (раз в две секунды) бьете по барабану, затем добавляете правую (каждую секунду). У нас получается на одни удар левой — два удара правой. Теперь предложите малышу “заменить” вашу левую руку — сначала пусть положит ладошку сверху и ощутит ритм, затем тихонько убираете свою ладонь. И перед нами — тандем ударников! Дальше меняетесь “партитурами”, убыстряете или замедляете темп, меняете соотношение ударов (1:4) и т. д.
А теперь — ложки. Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Для первичного ознакомления вполне достаточно. Держать ложки нужно за скрепленные кончики, не сжимая слишком крепко, иначе, будучи сжатыми, они не издадут стука. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности. Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия (“Танец маленьких утят”, “Антошка”, “Кабы не было зимы”). Если вдруг найдете в продаже трещотку, ее тоже можно предложить ребенку. Так же, как и ложки, этот инструмент требует определенной координации движений для извлечения звука. Тут необходима согласованная работа мышц кисти и предплечья. Игрой на трещотке удобно сопровождать речевки, частушки (можно использовать “Частушки бабок ежек”).
После 3 лет можно предложить малышу металлофон. Мелодичные гаммы способны воодушевить детское творчество – подобного их маленькие ушки еще не слышали. При этом надо учесть, что палочку следует держать легко, не сжимал, иначе звук не получится чистым. Этот момент малыши “ловят” не сразу, но со времен все начнет получаться.
Музыка для детей 4 лет – слушаем музыку
Четырехлетний слушатель уже довольно опытен, по-прежнему пытлив, непоседлив и нетерпелив. Именно сейчас большую часть времени стоит уделить слушанию музыки.
Прослушивая музыкальное произведение, малыш легко разберется с темпом и вычленит известные ему инструменты. Пора расширить его кругозор, познакомить с новыми музыкальными инструментами. Это позволит при прослушивании музыки действовать важную психическую функцию — анализ, который необходим для умственного развития крохи. Обладая новыми знаниями, ребенок готов к посещению консерватории. Можно предвосхитить культурный поход просмотром видеозаписей с концертами, проанализировать и обсудить услышанное.
Музыка, оказывается, может рассказать о себе очень много. Не только про темп, ритм и состав инструментов. Познакомимся со словами “мажор” и “минор”. Сделать их доступными для понимания ребенка помогут антонимы весело — грустно. И предложить определить, какому произведению что подойдет. Для минора можно взять “Болезнь куклы” Чайковского, а для мажора “Турецкое рондо” Моцарта. Мажор — всегда уверенный, радостный, бравирующий, минор — грустный. Еще проще для детишек определять характер музыки следующим образом: мажор — хочется смеяться, минор — хочется плакать. Малышу нужно выбрать, что лучше делать под звучащую музыку, и “поставить диагноз”.
Чтобы закрепить этот материал, хорошо потренироваться на следующих музыкальных произведениях. Минор — “Первая утрата” Шумана, “Танец маленьких лебедей” Чайковского, русская народная песня “Во поле береза стояла”. Мажор — “Итальянская полька” Рахманинова, “Клоуны” Кабалевского, “Чунга-чанга”. Теперь еще более странно звучащие слова, но объяснить их еще проще: стаккато — резко, отрывисто и легато — плавно, замедленно. При исполнении стаккато каждый звук “говорит” отдельно, ждет своей очереди, а в случае легато — звуки “перетекают” один в другой. Например, “Во поле березка стояла” — очевидное легато, песня “Улыбка” — бесспорное стаккато.
Ну и, конечно же, стоит организовать знакомство с более широким кругом музыкальных инструментов. Малышу уже хорошо известны ударные. Из группы клавишных вполне возможно показать фортепиано, упомяните про орган, клавесин (их малыш увидит в консерватории). Группу духовых представят флейта, труба. Хорошо, если совместно со звучанием можно будет показать изображение инструмента.
Расскажите малышу перед походом в консерваторию о правилах поведения в этом месте. Объясните, что во время исполнения не принято разговаривать, вставать с места, шуметь. Для начинающих предлагаются абонементы на концерты, непродолжительные по времени. Можно посетить концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных. Здесь проводятся воскресные дневные концерты; в числе прочих произведений исполняются этюды Листа (например, “Хоровод гномов”), музыка Грига к пьесе Ибсена “Пер Гюнтх”, Сен-Санс “Карнавал животных”. Будет очень неплохо, если во время первого посещения консерватории малыш услышит уже знакомые произведения — это позволит яснее оценить разницу между воспроизведением с диска и “живым” звучанием. Для первых посещений можно выбрать цикл пьес Кабалевского, произведения малых форм Моцарта, фольклорные песни. далее выбирайте музыкальную сказку “Волк и семеро козлят”, оперы “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Рикки-Тикки-Тави”, “Огниво”.
Не менее интересно для малыша будет посещение Российского центра музейной педагогики детского творчества в Государственном Русском музее. Туда можно пойти с ребенком двух лет, например, на абонемент “В художественном музее вместе с мамой”, “Игры со звуками и красками”. Для 4-летних малышей предлагается абонемент “Встречи с прекрасным”.
В Московском международном доме музыки вниманию малышей и их мам предложат сказочный концерт “Конек-Горбунок” и “Сказку о царе Салтане” по одноименной опере Римского-Корсакого. В Московском театре Новая опера им. Е. В. Колобова вниманию юных слушателей представят оперу “Кошкин дом”.
Можно также посетить детский музыкальный театр им. Н. Сац с богатым репертуаром спектаклей для малышей.
Интересные спектакли можно посмотреть в музыкальном театре “Эксперимент Ъ”. Наибольшим успехом пользуются постановки “Котенок по имени Гав”, “Летучий корабль”, “Кошка, которая гуляла сама по себе”.
В возрасте 4 лет полезно познакомиться с таким приемом, как медитация под музыку. Совсем недавно был пройден кризис трех лет (или вы еще в процессе), малыш осознает себя в окружающем мире отдельно от вас, чувствует себя независимой личностью, но это не так уж просто. Попробуйте с ребенком медитировать. Важное условие — уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние родителей. Выбирайте спокойную, прозрачную музыку, без тревожных звуков. Рекомендуемые произведения: композиции Китаро, “Спектральная сюита” Стива Халперна, “Вечерняя серенада” Шуберта, “Песня Сольвейг” Грига.
Вам понадобятся также мягкие пастельные или масляные карандаши, лист бумаги. Время медитации — 20-30 минут. Уложите малыша в уютное, теплое место, приглушите свет, включите выбранную музыку и начинайте рассказывать историю. Примерно такую:
“Это было давным-давно (или совсем недавно). В далекой стране жили Солнце и Свет. Они очень любили друг друга. И когда у них появился Лучик, они были счастливы. Лучик рос очень быстро, согревал всех своим теплом и дарил радость окружающим. Его учили лучшие мудрецы, и он стал понимать язык зверей и птиц, язык ветра и волны. Когда Лучик подрос, он решил отправиться путешествовать, чтобы помогать всем остальным. И во время странствий увидел чудесный дом, в нем звучала музыка. Он зашел туда и увидел то, что ему было так нужно…”. Теперь предложите малышу нарисовать, что увидел Лучик. То, что на самом деле необходимо ему самому. Если ребенок не захочет рисовать, пусть расскажет.
В этом упражнении музыка помогает малышу расслабиться, идентифицировать себя с героем сказки, а значит, почувствовать себя любимым и счастливым. Этот образ семьи оказывает положительное воздействие, путешествие иллюстрирует разумную самостоятельность.
Развитие музыкального восприятия у детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад. Творить и производить шум — насущная потребность дошкольника. То есть самое время перейти от слушания к воспроизведению.
Предлагаем вам организовать музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для которого потребуется и фоновая музыка, которая создаст необходимый настрой, задаст ритм. Подойдут африканские или японские барабаны, маракасы.
Не менее увлекателен и процесс изготовления инструментов. Пригодятся банки с водой, стеклянные и пластиковые бутылки с горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, ведра, резиновые шары, даже счеты. Подойдет все, с помощью чего можно извлечь хоть какой-то звук.
Поставив музыкальное произведение, слушаем его, вникаем, создаем настроение. После этого пытаемся дополнить звучание своими силами. Лучше попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно, сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет инструментами, не прерывайте действо. Это отличный способ избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В следующий раз начнется процесс синтеза, созидания. Занятие будет более эффективным, если в нем примут участие двое-трое детей. Работа усложняется, но увеличивается и количество решаемых задач. Придется научиться слушать друг друга. Для вас же это возможность оценить эмоциональное состояние своего чада и дать ему возможность импровизации.
В зтом возрасте продолжаем расширять репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку для прослушивания. Подбирать музыкальные произведения нужно соответственно настроению малыша. Вы сможете позитивно влиять на его эмоциональное состояние. Для 5-6-летних детей рекомендуется использовать следующий репертуар:
- при переутомлении — “Утро” Грига, “Полонез” Огинского;
- при плохом настроении — “К радости” Бетховена, “Аве Мария” Шуберта;
- при выраженной раздражительности — “Хор пилигримов” Вагнера, “Сентиментальный вальс” Чайковского;
- при снижении внимания — “Времена года” Чайковского, “Лунный свет” Дебюсси, “Грезы” Шумана.
Опираясь на этот список, вы можете дополнять его, учитывая вкусы и потребности своего малыша.
Источник