Уроки логопеда развитие речи ребенка
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Дошкольники часто картавят, не выговаривают звуки, пропускают или меняют их на другие. Объясняется это несовершенством артикуляции, а исправят ситуацию занятия логопеда или домашние уроки по развитию речи.
Логопедическое развитие речи дошкольника от 6 лет
Для данного детского возраста характерен серьезный прорыв в развитии связной речи малыша. Дети более активно общаются, совершенствуют диалог и монолог, без труда пересказывают сюжет любимого сказочного произведения либо разговор близких людей.
Ребенок участвует в речевом процессе, развивает ответы того или иного вопроса. Дошкольник переходит от применения в языке только описания, он больше рассуждает и анализирует, следит за культурой речи, полноценно пользуется навыками во время ежедневного общения.
Возможные проблемы и отклонения в развитии
Если у ребенка, который собирается оформляться в школу, отмечаются проблемы от нормы речевого развития, следует править речь, обратиться к профессиональному логопеду, без промедления начать заниматься логопедическими упражнениями для детей. Бить тревогу надо, если ребенок имеет следующие трудности:
- Говорит непонятно, не выполняет согласование части речи, врач определяет на слух неверное применение слова, предлогов.
- Имеет скудный словарный запас.
- Излагает мысли очень короткими предложениями.
- Не выговаривает множество звуков.
- Коверкает слова.
Обратите внимание! Логопедия не прощает ошибок. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем меньше сил и времени надо будет затратить на исправление недочетов.
Важно! Так как в основе многих проблем речи лежат заболевания ЦНС, при серьезных отклонениях важно обследоваться у врача-невропатолога, а также пройти рекомендованную терапию в сочетании с занятиями с логопедом и уроками дома с родителями.
Индивидуальные коррекционные занятия с дошкольниками
По различным причинам, процесс развития полноценного произношения у многих детей замедляется. Дефекты произношения сами не устранятся, для их ликвидации, нужны системные упражнения со специалистом, а также совместные индивидуальные занятия дома.
Грамотно составленная система занятий обязательно поможет. Индивидуальные занятия по логопедии проводятся только после консультации и обследования.
Общие советы по проведению занятий дома
После подробного диагностирования речи воспитанника ДОУ, необходимо проводить коррекцию, начинать заниматься логопедическими заданиями для детей. Время занятий не должно быть более 20 минут. По теории логопедии, если заниматься больше, чем положено, материал не будет усвоен полноценно.
Кроме того, логопеды советуют заниматься играя, так как игра — главное занятие в дошкольный период.
Обратите внимание! Любые логопедические занятия по коррекции произношения звуков выстраиваются в форме игры.
Как построить занятие
Ребенок лучше усвоит материал и совсем не устанет, если задания будут в форме игры. Помимо этого, занимаясь с воспитанником детского сада дома, важно правильно построить процесс:
- Начинать упражнения надо с 3 минут, аккуратно повышая время занятий до 20 минут.
- Правильно организовывать уроки, чтобы у малыша было искреннее желание позаниматься.
- Запрещено заставлять заниматься — положительного результата от таких упражнений не будет.
- Упражняться надо часто, но не долго.
- Не критиковать ребенка за неудачи (важное условие), не кричать, относиться с пониманием.
Любую ситуацию надо разбирать, находить причину, почему не получается, и вместе стараться ее решить. Разновидностей логопедических упражнений много. Например, онлайн редакция Шаховской и Волковой предлагает занятия и игры.
Виды упражнений для речевого аппарата
Каждый ребенок индивидуален и со своими проблемами, поэтому на практике применяются разные виды упражнений. Логопедические для речевого развития могут состоять из пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, игр на подражание звуков, формирование слуха, логоритмику (стихи с движениями), стихотворения на обогащение словарного запаса, чтобы развить речь.
Решать проблемы речи воспитанникам средней и старшей группы помогают упражнения дыхательной гимнастики в логопедии.
Скороговорки и чистоговорки
Скороговорки важны для формирования дикции и обучения малыша полноценно говорить. Начинать читать и заучивать скороговорки можно со 2-3 года жизни, потому что это:
- Эффективная тренировка артикуляции звуков.
- Приобретение правильных навыков речи.
- Коррекция речевых дефектов.
- Результативная борьба с косноязычием.
- Формирование фонематического слуха, так как, чтобы сказать фразу, ее надо правильно слышать.
Чистоговорки для постановки речи и улучшения дикции можно подразделить на 2 группы. Стихотворения с повтором определенного звука, который требует практики. Это стихи, в первых строках которых используются повторы слогов, благодаря чему идет отработка необходимого звука. Конец стихотворения представляет собой просто фразу в рифму, может вообще бессмысленную.
Игры и задания
Чтобы развить речь, можно применять любые тематики в конспектах, но уровень сложности лексики должен соответствовать возрасту ребенка. Например, часто используют задание: «Грибы». Ребенку надо ласково назвать «Масленок — Масленочек, Волнушка — Волнушечка, Лукошко — Лукошечко, Поганка — Поганочка» и так далее.
Обратите внимание! Задания полезно дополнять дидактическими играми.
Подойдет игра «Расскажи мне сказку». Надо взять любые предметные изображения, 30 шт., разместить их перед малышом и предложить придумать сказку. Каждый игрок берет картинку и сочиняет 1-2 предложения, применяя выбранный рисунок. И так по очереди, получается интересный сюжет. Играть надо, пока картинки не кончатся.
Логопедические упражнения для детей на каждый день
Наиболее сложный момент — это заинтересовать дошкольника. И это очень ответственный процесс. Ведь усадить гиперактивного ребенка проблематично. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно совместить приятное с полезным — практиковать уроки, когда малыш играет в своем шалаше или прыгает на кровати.
Занятия в форме игры обязательно дадут результат, и родитель не устанет, и малыш материал усвоит без слез и криков — должен быть контакт, а не вражда. Логопедическую гимнастику для развития речи ребенка должен назначить опытный логопед.
Пальчиковые игры
Благодаря пальчиковым играм идет развитие мелкой моторики малыша. Результат занятий достигается, если работать с ребенком каждый день, по 5 минут. Полезной будет игра «Цветок». Пальцы рук должны смотреть вверх, быть сомкнуты вместе. Из полусогнутых ладошек надо сделать бутон, прижав пальцы. Когда композиция собрана, надо говорить четверостишье, делая движения на каждую вторую строку: Солнышко поднимается — Бутон распускается (развести пальцы в стороны, держа низ ладошек сомкнутым). Солнце садится — Цветок спать ложится (вернуть пальцы обратно).
Артикуляционная практика
Артикуляционная гимнастика — это занятия для языка и губ. Они являются базой в процессе произношения звуков. Если язык развит плохо, ребенок будет плохо говорить, его речь будет нечеткой. Заниматься надо перед зеркалом.
Интересно! Один из популярных приемов «Улыбка». Активно растянуть губы, улыбаться, но разжимать их при этом не надо. Держать улыбку следует полминуты.
Игры для формирования полноценного слуха, подражание звукам, логоритмика
«Где звон?» — игра на развитие слуха. Для игры потребуется мини-колокольчик и свободная комната. Малыш стоит с повязкой на глазах, родитель в это время осторожно передвигается по комнатному помещению, звеня мини-колокольчиком в различных местах. Ребенок должен, не оборачиваясь, определить рукой, где звенит.
Для игры на звукоподражание надо взять любой сюжетный рисунок. К примеру, на изображении мальчик везет машинку: «Миша тянет машинку и приговаривает „би-би“. Давай поможем ему! Би-би!». Надо помогать малышу, двигаться с ним, повторяя путь автомобиля, контролируя артикуляцию.
Логоритмика — это упражнения, в которых объединены движения, речь и музыка. Логоритмику обожают дети, им увлекательно. Сначала родитель читает стихотворение и демонстрирует движения, все это проходит под музыкальное сопровождение. Далее ребенок повторяет все самостоятельно или с мамой.
Декламация стихов и скороговорок
Декламация помогает быстрее вникать в стих или скороговорку, и заучивать произведение. Надо включить воображение и «нырнуть с головой» в сюжет. Стараться перенестись в то время, которое описано в стихотворении. Оживить строки.
Совет! Важно помочь малышу представить происходящее, рассказать о деревушке, в которой проживал маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как отцу тяжело было обеспечивать большую семью, о лютом холоде.
Когда будет визуализирован текст, малыш легче примет его, он проникнется эмоциями. А эмоциональное запоминается значительно быстрее.
Советы логопедов, как правильно проводить занятия дома
Исправить произношение сложно, на все нужно время. За один урок научить ребенка четко и внятно говорить, а также применять сложные слова, нереально. В любом занятии важно регулярно тренироваться.
Ошибки — это часть процесса обучения. Надо быть терпеливым, хвалить малыша даже за незначительные успехи, поддерживать, если что-то не получается. Если орать на ребенка, то лучше говорить он не станет, напротив, может замкнуться в себе, что усугубит проблемы речи. Упражняться полезно 5 минут каждый день, а не раз в неделю по 1,5 часа. Изначально можно заниматься 3-5 минут, со временем повышая время до 15-20 минут дважды в день.
Логопедические занятия, организованные правильно, помогут скорректировать проблемы речи. Важно заниматься по рекомендациям опытного логопеда.
Источник
Логопедические упражнения применяются для коррекции искаженного произношения слов и звуков. Занятия проводит врач-логопед в специализированных кабинетах, можно проводить их в домашних условиях. Такие занятия показаны взрослым и детям при нарушении четкости речи, шепелявости или картавости.
Общие правила и рекомендации
Занятия проводятся последовательно, общий курс составляет от 3 до 6 месяцев. При достижении улучшений следует продолжать занятия, чтобы исключить и предупредить регресс.
Логопедические упражнения помогают улучшить четкость речи
Перспективность логопедических упражнений обусловлена системностью, регулярностью и созданием оптимальных условий для ежедневных коррекционных сеансов:
- в комнате для занятий должна быть благоприятная обстановка;
- необходимо исключить воздействие отвлекающих факторов (играющая музыка, работающий телевизор, компьютер);
- продолжительность одного занятия не менее 15 минут, не менее 3–4 раз в сутки;
- состояние пациента должно быть умиротворенным, спокойным.
Чтобы увлечь ребенка, необходимо постоянное разнообразие. Творческий подход и интересное оформление упражнений помогают обеспечить комфортные условия для восприятия информации детям раннего возраста.
Занятия с детьми
Основной успех коррекционного обучения детей – умение увлечь и разнообразить каждый сеанс. Излюбленными упражнениями для детей любого возраста являются:
- кривляние у зеркала (создание смешных рожиц и гримас);
- ролевые игры, постановочные костюмированные сценки;
- чтение книг вслух;
- игра в пантомимы.
На весь период коррекционной терапии исключают компьютерные игры. Если ребенок упорствует, неверно произносит звуки, не следует проявлять нетерпимость, раздражение. Благоприятная атмосфера при удачах и ошибках должна сохраняться.
Занятия со взрослыми
Логопедические упражнения для взрослых имеют ту же основу, что и в случае коррекционных сеансов в детском возрасте, – манипуляции, направленные на улучшение произношение звуков, речи в целом. Особой эффективностью обладают следующие упражнения:
- разучивание скороговорок, сначала простые, после – более сложные;
- чтение вслух, изучение и рассказ стихотворений;
- пение простых песен со сложными звуками, словами.
Скороговорки следует выговаривать на выдохе, так легче правильно произносить слова. И со взрослыми, и с детьми следует быть терпеливыми. Родителям, которые самостоятельно занимаются с детьми и корректируют произношение сложных звуков, важно соблюдать системность и регулярность.
Произношение сложных звуков
Правильное произношение сложных звуков – основа красивой и правильной речи. Перед началом занятий важно исключить нарушения анатомии челюстных костей, зубов, альвеол, гортанной и голосовой щелей. Показано предварительное обследование у врача-отоларинголога, стоматолога и педиатра.
Коррекционные занятия для детей помогают не только правильно произносить слова, но и улучшить качество жизни в будущем
Если произношению не мешают внешние и внутренние факторы, то назначается коррекционный курс. Когда ребенок только начинает произносить внятные слова, уже следует начинать проведение элементарных упражнений.
На букву Р
Буква Р считается самой сложной для произношения. Многие дошкольники умеют рычать, подобно животным, однако не у всех звук Р звучит четко. Для занятий дома и лучшего усвоения звука существует целый перечень упражнений:
- упражнение «моторчик» – необходимо попросить ребенка порычать, подобно моторчику, в течение нескольких секунд;
- прятки или где спрятался звук Р – произносить слова и хлопать в тот момент, когда ребенок слышит звук Р, после слово произносят вместе;
- игра «рычание» – показывать картинку с хищными животными, чтобы ребенок произнес соответствующее рычание;
- игра «звонкие дорожки» – придумать вместе с детьми речевки со звуком Р и слогами (например, ра-ра-ра-ра –– нас прогнали со двора; ро-ро-ро-ро – быстро мы нашли ведро; ру-ру-ру-ру – я веселый кенгуру и т.д.);
- подставлять правильный слог – нужно произносить слово, исключая слоги со звуком Р, а детям необходимо произнести подходящий слог.
Логопедический курс для освоения слога Р включает обязательно чтение, частое проговаривание слов и скороговорок со сложными звуками, изучение стихотворений наизусть.
Буква Л
Для четкой речи важно правильно произносить все звуки. Другой сложной буквой является Л. Сложность в произношении встречается у детей 4,5–7 лет.
При адекватных и регулярных уроках проблема решается. Основными упражнениями являются:
- красивое произношение – проговаривать слова с наличием звука Л, особо акцентируя внимание на букве;
- игра «игрушки для Ларисы» – для куклы следует собрать игрушки, еду или предметы ухода на букву Л;
- игра «один или много» – необходимо называть слова, содержащие звук Л в единственном и множественном числе (например, ель-ели, лама-ламы и другое).
Также можно играть в поиск буквы, рассматривать картинки. Уже через неделю постоянных упражнений можно достичь первых положительных результатов.
Буква Ш
Еще один звук, который сложно воспринимается детьми раннего возраста, – Ш. Для автоматизации произношения подходят игры в шипение, поимку звука при произношении слов, содержащих шипящий звук, сочинение речевок. Ежедневная артикуляционная гимнастика приносит положительные результаты.
Дети сталкиваются с проблемами в произношении звуков С, Ш, Щ, Г и Д, Л, П и Б, Р. Родителям рекомендуется обращаться к специалистам для формирования правильной красивой речи. Для эффективности занятий используют не только устные уроки, но и рабочие тетради. Обязательно вводят регулярную зарядку для языка. Системный подход помогает тренировать навыки графики, фантазии, мышления и воображения, внимания.
Смотрите далее: артикуляционная гимнастика
Источник