Уроки для развития слуха у ребенка

Уроки для развития слуха у ребенка thumbnail

Юлия Тришкина
Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха

Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха.

Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! Описание наиболее эффективных способов работы с детьми приведены ниже. Но для начала отметим, что необходима последовательная отработка состоящая из шести этапов:

• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);

• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;

• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);

• различение отдельных слогов;

• различение отдельных звуков речи;

• освоение азов анализа и синтеза слов.

Первый этап

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого ребенка. Путь угадывает, кому принадлежит голос. («Кто сказал мяу?»)

• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Третий этап

Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.

• «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте их ребенку и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т. д. или бамам – паман – банан – ванн ам. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

• «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку.

Четвертый этап

Учимся различать слоги.

• «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

• Чистоговорки. Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.

Ба – бо – ба – у дороги два стол (ба).

За – зу – за – уходи домой ко (за).

Ти – ди – ти – на Луну ле (ти).

Де – де – те – сяде в темно (те).

Лю – лу – лю – лук зеленый я по (лю).

Пятый этап

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

• «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

• «Поймай звук». Взрослый несколько раз произносит звук, который ребенок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д., далее медленно, четко произносить звуковой ряд: А – Л – Х – С – Д – Ж – И – А – Ф – У – А…Согласные нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»)

• «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р, пение сквозняка или ветра (с-с-с).

• Можно потом поиграть наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.

Шестой этап

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.

• Хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части. Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т. д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.

• «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, ау – 2 звука, аио – 3 звука).

• «Потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти и назвать пропущенный звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

• «Что внутри?» Взрослый называет звук, который ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

• «Звук заблудился». Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и –айда!

По реке туда – сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Подготовил: учитель – логопед МБДОУ № 99

Тришкина Юлия Владимировна

Материалы взяты с просторов интернета

Источник

Каждый заботливый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был хорошо развит во многих направлениях, и имел раскрытые таланты. В этот список может входить: умение рисовать, лидерские качества, музыкальный слух и многое другое. Некоторых везунчиков природа с рождения награждает музыкальными качествами и талантами. Этим деткам без труда удается спеть песенку с непростым мотивом, легко и ритмично пританцовывать, свободно взять (или узнать по звучанию) любую ноту. Но как быть тем родителям, у которых дети не имеют прекрасного чувства ритма, и не обладают мелодичным слухом? К счастью, все поправимо и эти навыки вполне реально развить самостоятельно. Ну а узнать, как сделать это максимально правильно, и как вообще развивать у ребенка музыкальный слух, можно по материалам этой статьи.

Читайте также:  Развитие потребности личностного роста ребенка

Особенности развития музыкального слуха

Достаточно важную роль в жизни человека занимает музыка. Этот вид искусства зародился очень давно, и по сей день он продолжает усовершенствоваться. Ну а музыкальные способности — это хороший вариант самовыражения человека, среди серой массы.

Согласитесь, даже в школьные годы на перемене перед уроком музыки, одноклассница-пианистка всегда привлекала всеобщее внимание сверстников, если музицировала на инструменте. А мальчишка, который лучше остальных своих одноклассников танцевал на школьной дискотеке, имел большую популярность среди девчонок, чем те, кто предпочитал постоять у стенки.Музыкальные способности детей

Отличное чувство ритма будет дополнять внутренний мир ребенка, тем самым развивая его память и мышление. А для того, чтобы научить свое чадо правильному восприятию музыки, и развить данное качество в полной мере, следует запастись терпением, и действовать советам, изложенным ниже.

Ну а первым делом нужно позволять ребенку слушать как можно больше песен разных жанров. Ведь ни для кого не секрет, что пока малыш находится в утробе матери, он слышит голоса и звуки. А потому, во время беременности, многие женщины стараются слушать преимущественно классическую музыку, полагая, что это положительно скажется на умственном развитии малыша. Но так ли это на самом деле?

В каком возрасте можно начинать развитие слуха

С появлением ребенка родители стараются создать максимально комфортные условия для него. Для начала, чтобы чадо положительно реагировало на музыку, следует петь ему песни. Малыш с рождения знает голос своих родителей и хорошо его воспринимает. И чтобы привить ему любовь к музыке, достаточно показать на своем примере: как это здорово (рекомендуется напевать не только колыбельные перед сном, а еще и веселые мелодии во время игр с малюткой, и в любое другое время).

Наиболее активное восприятие музыки у ребенка начинается с полутора до трех лет. Это подтверждено тем, что в раннем возрасте малыш опирается на свои органы чувств: обоняние, слух, зрение, и т.д. Поэтому в данный период рекомендуется максимально плотно взяться за развитие музыкального слуха у малыша.

А вот к четырем годам у ребенка формируется собственный взгляд на окружающий мир. И в это время очень важно успеть задействовать его руки. К примеру, можно приобрести детское пианино, гитару, либо другой, развивающий моторику рук, инструмент. Он будет не только формировать музыкальные навыки, но и положительно влиять на левое, и правое полушария мозга одновременно.Как развивать у ребенка музыкальный слух

При прослушивании спокойной музыки у годовалых детей задействуется центральная нервная система, и малютка без проблем запоминает мелодии по их частоте. Да и вообще, чем раньше начать заниматься с ребенком, тем скорее у него раскроются таланты. Ведь привить неистовую любовь к песням можно лишь в раннем возрасте.

Как развить у ребенка музыкальные способности

Для того, чтобы развить у ребенка музыкальные способности, с ним необходимо играть. Это обязательно нужно делать без надоедливости, и выставления каких-либо требований к малышу. В противном случае у малютки полностью пропадет интерес к вышесказанному делу, и ничем хорошим это точно не закончиться.

Ну а чтобы сделать все грамотно, рекомендуется придерживаться следующих советов и правил:

  1. Необходимо разузнать, что именно в музыке малыша больше всего радует и забавляет: танцевать, подпевать, или делать определенные движения в такт с песней. К чему больше склонен ребенок, от того и следует отталкиваться при поиске его талантов.
  2. Дети в раннем возрасте имеют отличную память. Исходя из этого нужно периодически включать детские песни с текстом, который легко запомниться ребенку. А впоследствии малыш будет самостоятельно подпевать слова, развивая свои голосовые связки.
  3. Начиная с трех месяцев можно брать погремушки, и бить ними с разной силой перед малышом. Это поспособствует тому, что он научиться отличать громкие звуки, от тихих.
  4. Если у ребенка, по вашему мнению, нет никакой тяги к музыке, то ни в коем случае не следует навязывать ему прослушивание мелодий, и т. д. А лучшим вариантом станет приобретение для него детского музыкального инструмента, с красочным и ярким оформлением. Это завлечет малыша, и даст свои положительные результаты в развитии таланта.
  5. Детям, в возрасте от 3 лет, можно пройти специально разработанный тест в домашних условиях. Чтобы проверить: различает ли ребенок звуки, предложено сделать следующее: на музыкальном инструменте нажать одну клавишу, после чего спросить малютку: какое количество звуков он услышал. Если ему сложно дать ответ, повторите игру еще раз.
  6. Очень хорошо развитию слуха способствует просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением.

Существует масса способов для правильного развития музыкального восприятия ребенка. Ну а для того, чтобы зажечь интерес в глазах младенца, родителям достаточно принимать активное участие в усвоении им новых мелодий, и изучать окружающий мир вместе с чадом.

Музыкальные задания для малыша

Чтобы дети дошкольного возраста активно проявляли интерес к музыке, психологами были придуманы специальные, развивающие слух игры. Для того, чтобы ребенок научился различать мелодии, ему следует включать веселые песни, когда он радостный, жаждет играть и резвиться. А вот когда малютка хандрит, то запускать нужно наоборот, грустные мотивы.

Ну, а перечень других игр, связанных с музыкальным развитием, изложен ниже:

  1. «Не путай». Детская игра, которая подойдет для малышей, знающих несколько песен наизусть. Суть игры такова: ребенка нужно навести на неверный след, взять мелодию из определенной песни, и переложить ее на слова другой. А вот чадо должно разузнать, в чем подвох, и исправить ошибку.
  2. «Отгадай певца». Игра подойдет для ребят, в возрасте от 5 лет. Как играть: родитель уходит от малютки в соседнюю комнату, берет карандаш, и начинает постукивать им по какому-либо предмету. Ну а задача ребенка заключается в том, чтобы он смог отгадать предмет, по которому стучал родитель. После можно поменяться ролями, для большего интереса.
  3. «Ассоциации». Для этой игры потребуется музыка. Родитель включает песню, и начинает показывать жестами то, что описано в определенной мелодии. Малыш внимательно смотрит на родного человека, и пытается повторить за ним, но самостоятельно, используя только мелодию.
  4. «Часики». Игра, которая развивает чувство ритма. Ее смысл заключается в следующем: необходимо поставить перед собой громкий будильник, где четко слышен бой стрелок. Ну а задача родителей с ребенком воссоздать топаньем ног, или же хлопками рук звук часиков «тик-так».
  5. «Хлоп-хлоп». Используя обычные хлопки в ладоши тоже можно развить слух ребенка. Для начала нужно выбрать мелодию. К примеру «та-та-та». На каждом слоге необходимо делать хлопок в ладоши, и предложить малышу повторить за вами. Вот и вся суть игры.
  6. «Музыкальные загадки». Подойдут для детей младшей школы. В их ответах должны фигурировать ноты, или музыкальные инструменты. А список подобных загадок можно найти в интернете.
Читайте также:  Как выстраивать границы с ребенком с нарушениями развития

Рекомендации для родителей

Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что все детки с самого рождения склонны к музыкальным талантам. А вот родителям остается лишь принять это, и усердно развивать ребенка в данном направлении. Никто не обещает, что малыш сразу начнет понимать все азы музыки, и делать все так, как того желают родные. Но достигнуть результата удастся даже, если придерживаться самых простых рекомендаций.

А именно:

  1. Малышам годовалого возраста нельзя слушать много песен подряд. Лучше включить одну мелодию, длительностью в три минуты, проиграть ее один раз, и только спустя некоторого времени поставить другую композицию.
  2. Начиная с трехлетнего возраста малышу рекомендуется прослушивать аудио-сказки с музыкальным сопровождением.
  3. Слушать музыку вместе с ребенком желательно в полной тишине, чтобы посторонние звуки не отвлекали малыша, и не воспитывали в нем невнимательность.
  4. Если в малютке видно потенциал, то лучшим вариантом станет записать его в музыкальную школу, или кружок этого же направления.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Вместо заключения

Подводя итоги, следует добавить, что музыка является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. А дети, у которых есть соответствующие таланты, обладают еще и прекрасным мышлением, они более общительны, так как имеют опыт общения не только в учебном классе, но и в музыкальных кружках, школах и секциях. Такие дети более уверены в себе, не испытывают страха перед аудиторией, можно сказать, что они более гармонично развиты. Поэтому развивать слух у ребенка нужно обязательно, и с самого рождения.

Источник

Упражнения на развитие фонематического слуха

Фонематическим (речевым) слухом называют возможность уловить и идентифицировать звучание (фонемы) родной речи, определять смысловую нагрузку слов, предложений, текстов. Такая разновидность слуха позволяет отличить громкость разговора, интонацию, голосовой тембр.

Говорят, что ребенок получает с рождения абсолютный слух. Однако, не поддерживая и не развивая его, с возрастом «абсолютность» постепенно сходит на нет. Чтобы этого не произошло, слух необходимо всесторонне развивать.

Еще неродившийся ребенок способен слышать огромное количество звуков. Среди них – сокращения сердца матери, шум околоплодных вод, внешние звуки. При рождении малыш способен слышать даже то, на что взрослый человек вряд ли обратит свое внимание. Особенность взрослого – акцентировать внимание только на тех вариантах звука, которые в данное время ему необходимы, при этом совершенно игнорируя остальные. Только что родившийся ребенок еще не умеет сосредотачивать свое внимание и разделять звуки на нужные и ненужные. Этому он должен научиться.

Фонематический слух как раз и помогает выделить из обычного шума отдельные звуки. Для начала малыш начинает определять отдельные звуки, которые он слышит наиболее часто: это голоса родителей, собственное имя. Именно поэтому зачастую первым произнесенным словом малыша является слово, слышимое им чаще всего.

Если в раннем детстве ребенка окружают музыкальные звуки, в том числе и колыбельные, которые поет ему мама, можно говорить о том, что в будущем у малыша может закрепиться и музыкальный слух. Конечно, такой слух также нужно развивать: вместе с ребенком слушать и разбирать музыкальные произведения, осваивать ритмы, чего можно добиться простыми игровыми танцами с ребенком. Малыш должен научиться отличать добрую музыку от агрессивной, задорную от грустной и т. д.

Что ожидает ребенка, если не уделять внимания развитию его слуха? Приведем пример: в глухонемой семье появился малыш, способный как слышать, так и говорить. Разговор он слышит не так часто, как это необходимо, не понимает его значимость в социальном мире, он теряет способность различать звуки, тем более повторять их и использовать для собственного общения. Как правило, такие детки либо вовсе не умеют говорить, либо делают это недостаточно хорошо.

По этим же причинам изучать иностранный язык намного легче, находясь в среде, где все окружающие общаются на данном языке. У любого человека присутствует природный дар подражания и улавливания звуковых отличий.

Упражнения на развитие речевого слуха необходимо проводить, начиная уже с того момента, когда ребенок начинает реагировать на звуки, сначала показывая ему источник звучания, в дальнейшем объясняя, что и как позволило воспроизвести данный звук. Как определить, достаточно ли развивается фонематический слух у вашего малыша? Мы приведем вам несколько занятий, которые можно применять как в качестве диагностики развития, так и в развивающем плане. При выполнении упражнений учитывайте возраст ребенка: трехлетний малыш может не справиться с последним упражнением, но если это происходит в 6-7 лет, развитию его слуха необходимо срочно помогать.

Во-первых, следует научить ребенка разделять речь среди остальных звуков.

  • Что за звук?

Это занятие предполагает три варианта сложности:

  1. Звук погремушки, звонка или свистка?
  2. Звук ключей от квартиры, стук ложкой по тарелке или перелистывание книги?
  3. Коробок со спичками, с песком или с камушками?
  • Какая погода?

Занятие в форме игры, проходящее во время прогулки в погожий день. Взрослый тихонько пошатывает погремушкой (хорошая погода), затем резко встряхивает её, издавая сильный звук (пошел дождь) и просит малыша подбежать и якобы укрыться от мнимого дождика. Необходимо объяснить ребенку, что он должен прислушиваться к звукам погремушки и, в зависимости от интенсивности звуков, «прогуливаться», либо «спрятаться».

  • Отгадай действие.

Несколько деток сидят на стульях. Ручки лежат на коленках. Взрослый сильно ударяет по барабану, детки поднимают ручки вверх. Если удар слабый, ручки поднимать не нужно.

  • Отгадать инструмент.

Взрослый должен ознакомить деток с популярными музыкальными инструментами. Это может быть свисток, гитара, свирель, барабан, пианино. Необходимо воспроизвести звук каждого из них. Затем взрослый прячется за перегородку и издает инструментальные звуки, при этом детки должны отгадать, какой именно инструмент звучал.

  • Отгадать направление звука.

Ребенок зажмуривается, а взрослый в это время свистит в свисток. Малыш должен определить, откуда раздается звук. Не открывая глаз, он должен развернуться и ручкой указать направление.

Лишь тогда, когда малыш научиться разделять звуки, можно переходить к дальнейшим упражнениям. Теперь настал черед объяснить, что одинаковый звук может иметь различное звучание:

  • а-а-а – показываем доктору горлышко;
  • а-а-а – убаюкиваем куклу;
  • а-а-а – что-то болит;
  • о-о-о – бабушке тяжело нести сумку;
  • о-о-о – удивление;
  • о-о-о – поем песенку.

Для начала малыш учится повторять звуки самостоятельно, затем пытается угадать, что данным звуком хочет сказать взрослый.

Чтобы малыш легко ориентировался в многообразии различных звуков, взрослый должен рассказать, как воспроизводится тот или иной звук. Для этого необходимо продемонстрировать важность губ, языка, зубов: лучше для этой цели использовать зеркало. Малыш учится распознавать и произносить звуки, начиная с гласных, постепенно усложняя употреблением согласных звуков.

Читайте также:  Современные теории воспитания и развития ребенка

После усвоения таких знаний необходимо приступать к разработке слуховой памяти – возможности составлять из звуков слова. Здесь важно не только слышать набор звуков в словах, но и запоминать их порядок. Начинать следует с простых коротких слов, произносимых в следующем порядке:

  • бим-бом-бум;
  • рок-рак-рык;
  • так-ток-тук;
  • рука-мука-щука;
  • лоза-коза-гроза;
  • банка-манка-ранка.

Можно предложить малышу после прослушивания ряда слов выделить из него лишнее (так разрабатывается чувство рифмы):

  • гора-нора-перо;
  • смех-снег-солнце.

Можно поупражняться в разгадывании загадок, ответ на которые должен звучать в рифму. К примеру: с двух сторон брюшко и четверо ушек, а как зовут её? По-душ-ка!

Представляйте, что вы находитесь на детских соревнованиях и болеете за какую-нибудь команду. Хлопаем в ладоши и с расстановкой произносим: мо-ло-дец, по-бе-дим, ве-се-лей, до-го-няй. Таким способом можно обучить малыша разделять слова на слоги.

Такие простые игровые занятия не только обязательно понравятся малышу, но и расширят его фонематический слух. Начиная с несложных упражнений, таким образом можно подготовить ребенка к более сложным занятиям.

trusted-source[6], [7]

Упражнения для развития музыкального слуха

Поддержка музыкальной формы слуха требуется каждому человеку, который любит и уважает музыку либо занимается активным творчеством. Разберемся в понятиях относительного и абсолютного слуха.

Ноты, собственно, являются определенными звуковыми сигналами, которые различаются по частоте звучания. Наличие у человека абсолютного слуха позволяет без ошибки отделить из многочастотного воспроизведения основную тональность.

Относительная форма музыкального слуха позволяет определить сравнительные характеристики нот и их соотношение между собой. Говоря более простым языком, чтобы назвать необходимую ноту, такому человеку необходимо услышать другую, желательно рядом стоящую ноту.

Огромная роль в изучении музыкального развития детей принадлежит известному советскому педагогу В. В. Кирюшину, который вместо скучных и малопонятных занятий сольфеджио читал детям ряд придуманных им сказок. Дети с удовольствием не только слушали, но и запоминали рассказанное, ведь в сказках было столько интересного: приключения добрых зверушек-интервалов, МИшка, который выращивал РЕпку, борьба диссонанса и консонанса, драконы-септимы с семью головами и многое другое. Такие сказки оказались крайне действенными и позволяли ребенку с легкостью и удовольствием осваивать музыкальную грамоту.

Начинать занятия по схеме Кирюшина возможно практически с первых дней жизни ребенка. В интернете представлено достаточно много материала о системе знаменитого педагога: сборники его сказок, музыкальные произведения для детей, занятия по самостоятельной игре на музыкальных инструментах.

Хорошо воспринимается детьми и система обучения Иланы Вин. Так, её книга «Как ноты познакомились» получила позитивные оценки многих музыкальных педагогов.

В домашней практике можно применять некоторые простые упражнения, подсознательно развивающие слух:

  1. Когда прогуливаетесь по улицам, прислушивайтесь к тому, что говорят прохожие. Короткие выдержки из фраз, обрывки слов – все это поможет вам в дальнейшем запоминать звуки и быть внимательным к ним.
  2. Пытайтесь запоминать тембр голоса тех людей, с которыми вам приходится общаться. В чем суть такого упражнения? Каждый голос индивидуален, он имеет свои присущие только ему черты и манеру, интонацию и произношение. Это позволит вам идентифицировать и запоминать варианты звучания. Некоторые люди, едва услышав чужую речь, могут без ошибки определить, откуда человек родом, и даже угадать многие его личные качества.
  3. Хороший эффект наблюдается при угадывании говорящего человека по голосу. Это своеобразная игра, и даже довольно любопытная.
  4. Попробуйте определять знакомых и друзей по звуку шагов.
  5. Прослушайте фрагмент музыки и постарайтесь напеть её по памяти, максимально попадая в ноты.
  6. И, наконец, заучивание песен: это развивает музыкальную память. Заучивая музыкальное произведение, повторяйте неудавшийся участок мелодии до тех пор, пока не станете повторять его без ошибок.

Также известно множество компьютерных программ, направленных на развитие музыкальной формы слуха: это «Музыкальные аркады», «Ear Master Pro», «Музыкальный экзаменатор», «Ухогрыз» и пр. Такие программы не стоит рассматривать, как основной инструмент для саморазвития, а всего лишь, как дополнение к общему обучению.

Относительно музыкального развития ребенка следует отметить, что зачастую даже наиболее способные с точки зрения педагогов дети неохотно соглашаются заниматься музыкой. В таких случаях посоветовать можно лишь одно: никогда не заставляйте малыша заниматься насильно (мол, подрастет, сам «спасибо» скажет). Постарайтесь заинтересовать ребенка, продемонстрировать ему наиболее привлекательные и забавные стороны таких занятий: у ребенка должна появиться мотивация и личный интерес к музыке.

Упражнения для развития фонетического слуха

Крайне необходимо развивать ребенка после 4-х лет, активизируя его речь, расширяя словарный запас, делая речь более выразительной, тренируя связность высказываний и изложение своих эмоций и ощущений. Необязательно для этого заставлять малыша выполнять какие-либо упражнения: достаточно ненавязчиво общаться и играть с ребенком.

Применяйте в своих играх все то, что малыш наблюдает вокруг себя в повседневной жизни. Ребенок должен знать не только, что такое автобус, но и то, что у автобуса есть руль, колеса, двигатель и выхлопная труба; у домика есть фундамент, стены, крыша и подвал. К тому же, дети должны хорошо ориентироваться не только в цвете предметов, но и в их оттенках: темно-синий, пастельный, бордовый.

Часто предлагайте ребенку описать выбранный предмет, придумать, для чего он может быть применен, из чего сделан и пр. Задавайте малышу вопросы: «Что может быть большим?» – «Гора, слон, дом…» – «Может ли слон быть больше, чем дом? В каких случаях?». Либо: «Что может быть холодным?» – «Зима, мороженое, лед…». Таким образом ребенок научится сравнению, обобщению.

После того, как взрослый прочитает ребенку сказку, следует задавать наводящие вопросы, которые не только будут тренировать его память, но и сформируют связь слов и словосочетаний, определят последовательность фраз и действий. К примеру, спросите: «Куда отправилась Красная Шапочка? Что она несла с собой в лукошке? Серый волк, который встретился ей на пути, плохой или хороший? Почему?». Точно так же можно попросить пересказать мультипликационный сюжет, содержание детского спектакля.

Хороший эффект наблюдается от придумывания собственного сюжета, составленного, например, по картинке или игрушке. Сравнивайте картинки: «Здесь нарисован мальчик, он улыбается. А здесь нарисован щенок, он играет. Мальчик радуется, что у него есть щенок, с которым можно играть».

Полезно записывать разговор ребенка на диктофон, а затем вместе с ним прослушивать запись. Слова, которые малышу не удаются, необходимо повторять заново.

Упражнения для развития слуха помогут не только разумно воспроизводить звуки, но и развить слуховое восприятие, идентифицировать практически неуловимую разницу в звуках. Помните, что такой дар присутствует у огромного большинства детей: задача взрослых – сохранить и поддерживать эту способность.

trusted-source[8]

Источник