Уроки для детей с задержкой в психическом развитии ребенка

Уроки для детей с задержкой в психическом развитии ребенка thumbnail

В данном тематическом разделе можно почерпнуть множество интересных идей по организации занятий и НОД с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития.

Педагоги делятся живым опытом работы в области обучения грамоте и счёту детей с ЗПР. Выделяют особенности организации творческих, познавательных, физкультурных, игровых занятий с теми, кто нуждается в особом подходе. Показывают возможные пути успешного решения коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач.

Проводите полезные занятия для детей с ЗПР, опираясь на опыт коллег.

Содержится в разделах:

  • ЗПР. Задержка психического развития

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 1492.
Все разделы
| ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития

Новое

Конспект занятия в старшей группе для детей с ЗПР «Домашние животные»
Цель: 1. активизация и обогащение предметного и глагольного словаря; 2. употребление звукоподражательных глаголов; 3. употребление существительных в родительном, творительном падежах; 4. образование существительных множественного числа, обозначающих детенышей животных; 5….

Конспект развлечения, посвящённого Дню матери «Мамочки — мы любим вас» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Конспект развлечения, посвящённого Дню матери «Мамочки — мы любим вас» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Сегодня в нашей группе прошло развлечение, посвященное Дню матери. Спросите, почему так рано. В силу определенных обстоятельств и особых детях. КОНСПЕКТ тематического развлечения, посвящённого Дню матери «Мамочки – мы любим вас» в группе компенсирующей направленности для детей с…

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития – НОД по речевому развитию для детей подготовительного дошкольного возраста с ЗПР по теме «Мебель»

Публикация «НОД по речевому развитию для детей подготовительного дошкольного…»
НОД по речевому развитию для детей подготовительного дошкольного возраста с ЗПР по теме «Мебель» Учитель-дефектолог Парыгина Ксения МКДОУ ШР Детский сад №1 “Буратино” Цели: 1. Обогащать представления детей о мебели. 2. Развивать связную речь через составление описательных…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект дефектологического занятия для детей подготовительной группы с ЗПР «Путешествие в страну геометрических фигур»
Методическая разработка: Конспект дефектологического занятия для детей подготовительной группы с ЗПР Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур» Цель: закрепление сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник. Задачи:…

НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по лексической теме «Мебель»
НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по лексической теме «Мебель» Тема: Составление описательного рассказа о предметах мебели по плану-схеме. Цели: 1. Уточнять, расширять представления детей о предметах мебели. 2….

НОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР по лексической теме «Мебель»
НОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития по лексической теме «Мебель» Тема: Катино новоселье. Цели: 1. Расширение и конкретизация представлений о мебели, её назначении. Ход занятия 1. Орг.момент. – Это кукла Катя. – Катя…

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития – Конспект беседы «Поговорим о доброте. Добрые и злые поступки» в старшей группе детей с ЗПР

Статья «Конспект беседы «Поговорим о доброте. Добрые и злые поступки» в…»
Конспект беседы в старшей группе с ЗПР Тема «Поговорим о доброте. Добрые и злые поступки» Цель: создание условий для формирования представлений о том, как управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -формировать у воспитанников…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе с ЗПР «В гостях у осени»
Конспект по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе с ЗПР на тему: “В гостях у осени” Цель: формировать умение детей составлять группы из однородных предметов по сенсорным признакам (цвет, форма, величина. Задачи: Развивающие: *…

Конспект НОД «Инструменты» для детей с ЗПР
Лексическая тема. «Инструменты» . Предварительная работа. Побеседовать с детьми о профессиях, рассматривание предметов и инструментов в повседневной жизни, узнавание их на картинках. Сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Шофёры». Цель. расширить представления детей о предметах,…

Конспект психокоррекционного занятия для воспитанников с умственной отсталостью старшей группы «Спасая Белоснежку»
Конспект психокоррекционного занятия для воспитанников с умственной отсталостью старшей группы «Спасая Белоснежку». Форма занятия: групповая. Возрастная группа: 5-6 лет. Продолжительность занятия: 25 мин. Тема занятия: «Спасая Белоснежку». Тип занятия: комбинированное. Место и…

Источник

Юлия Тимофеева
Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающие занятия

для детей с задержкой психического развития.

Подготовила:Тимофеева Ю. А.

Актуальность занятий.

Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.

Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.

Специфика занятия:

1. Занятие ведет педагог-психолог. Именно психологу, легче создать атмосферу доверия, в которой дети смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.

2. Методическое ведения занятия – проблема в обучении, которая достигается привлечением детей к обсуждению вопросов, предоставлением возможности высказать собственное мнение.

3. Важное условие реализации занятия – диалогичность, исключение критической оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года», ковровое покрытие.

Длительность занятий: 30 минут.

Целевая группа: дети с ЗПР 5-7 лет

Цель:

развитие чувства единства, сплоченности;

• повышение уверенности в себе;

развитие тактильного восприятия;

развитие восприятия, воображения, речи;

Материал:

• клубок ниток;

• альбомы и карандаши;

• магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки и с записью звука ветра, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года».

Ход занятия:

Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!

Упражнение 1.

Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».

В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…

Отлично!

Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.

А теперь аккуратно положим ниточку на пол.

Обсуждение игры:

• Понравилось вам играть?

• Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?

• Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.

Упражнение 2.

Следующая игра называется «Спина к спине».

Дети разбиваются на пары и по команде психолога прикасаются называемыми частями тела друг к другу.Например: спина к спине, нос к носу, ушко к ушку и так далее.

Обсуждение:

• Понравилась вам игра?

• Комфортно ли вам было во время выполнения упражнения?

Упражнение 3.

Беседа об осени.

Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей). Давайте сейчас с вами посмотрим в окно (психолог и учащиеся подходят к окну и смотрят на улицу).

Вопросы для обсуждения:

• Почему вы считаете, что сейчас осень?

• Что ещё бывает осенью?

• Какие слова можно подобрать к слову «осень»? («дождливая» – почему?; «холодная»-почему? «золотая»-почему?; «А можно ли про осень сказать, что она «богатая»-почему)

Упражнение 4.

Называется «Дерево».

Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделай глубокий вдох, и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте, что вы дерево и ваши корни врастают глубоко в землю. Некоторые из них толстые и сильные, другие тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг вас. Представьте, что эти корни крепко держат ваш ствол, и вы стоите на земле твердо и уверенно. Если хотите, можете раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья. Сквозь ваши ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Ваши мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет вам вреда…

Начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Ваш ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но вы так крепко вросли в землю, что буря вас не сломает…

Почувствуйте свои корни, ствол, ветви, почувствуйте, какой вы крепкий и гибкий. Пусть дует ветер – ваши ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута)

Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и вы наслаждаетесь спокойствием… Вы, снова становитесь самим собой. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза…

А теперь нарисуйте свое дерево, его корни, ствол, ветви.

Обсуждение.

• Какие деревья у вас получились?

• У кого получилось сильное дерево?

• Для чего дереву нужен мощный ствол и крепкие корни?

• Что нужно дереву, чтобы оно росло сильным и крепким?

Упражнение 5.

Слушаем музыку.

Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях.

Рефлексия.

Ребята, давайте сегодня попробуем хвалить не себя, а соседа. Я начну. «Самый лучший сосед – мой сосед справа. Он очень добрый и внимательный».

А теперь вы похвалите друг друга по очереди.

Обсуждение:

• Приятно было вам слушать о себе похвалу?

• Что приятнее, получать похвалу от других или хвалить себя?

Давайте чаще говорить друг другу приятное!

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Коррекционно-развивающие занятия

для детей с задержкой психического развития.

Подготовила:Тимофеева Ю. А.

Актуальность занятий.

Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.

Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.

Специфика занятия:

1. Занятие ведет педагог-психолог. Именно психологу, легче создать атмосферу доверия, в которой дети смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.

2. Методическое ведения занятия – проблема в обучении, которая достигается привлечением детей к обсуждению вопросов, предоставлением возможности высказать собственное мнение.

3. Важное условие реализации занятия – диалогичность, исключение критической оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года», ковровое покрытие.

Длительность занятий: 30 минут.

Целевая группа: дети с ЗПР 5-7 лет

Цель:

развитие чувства единства, сплоченности;

• повышение уверенности в себе;

развитие тактильного восприятия;

развитие восприятия, воображения, речи;

Материал:

• клубок ниток;

• альбомы и карандаши;

• магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки и с записью звука ветра, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года».

Ход занятия:

Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!

Упражнение 1.

Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».

В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…

Отлично!

Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.

А теперь аккуратно положим ниточку на пол.

Обсуждение игры:

• Понравилось вам играть?

• Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?

• Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.

Упражнение 2.

Следующая игра называется «Спина к спине».

Дети разбиваются на пары и по команде психолога прикасаются называемыми частями тела друг к другу.Например: спина к спине, нос к носу, ушко к ушку и так далее.

Обсуждение:

• Понравилась вам игра?

• Комфортно ли вам было во время выполнения упражнения?

Упражнение 3.

Беседа об осени.

Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей). Давайте сейчас с вами посмотрим в окно (психолог и учащиеся подходят к окну и смотрят на улицу).

Вопросы для обсуждения:

• Почему вы считаете, что сейчас осень?

• Что ещё бывает осенью?

• Какие слова можно подобрать к слову «осень»? («дождливая» – почему?; «холодная»-почему? «золотая»-почему?; «А можно ли про осень сказать, что она «богатая»-почему)

Упражнение 4.

Называется «Дерево».

Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделай глубокий вдох, и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте, что вы дерево и ваши корни врастают глубоко в землю. Некоторые из них толстые и сильные, другие тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг вас. Представьте, что эти корни крепко держат ваш ствол, и вы стоите на земле твердо и уверенно. Если хотите, можете раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья. Сквозь ваши ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Ваши мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет вам вреда…

Начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Ваш ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но вы так крепко вросли в землю, что буря вас не сломает…

Почувствуйте свои корни, ствол, ветви, почувствуйте, какой вы крепкий и гибкий. Пусть дует ветер – ваши ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута)

Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и вы наслаждаетесь спокойствием… Вы, снова становитесь самим собой. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза…

А теперь нарисуйте свое дерево, его корни, ствол, ветви.

Обсуждение.

• Какие деревья у вас получились?

• У кого получилось сильное дерево?

• Для чего дереву нужен мощный ствол и крепкие корни?

• Что нужно дереву, чтобы оно росло сильным и крепким?

Упражнение 5.

Слушаем музыку.

Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях.

Рефлексия.

Ребята, давайте сегодня попробуем хвалить не себя, а соседа. Я начну. «Самый лучший сосед – мой сосед справа. Он очень добрый и внимательный».

А теперь вы похвалите друг друга по очереди.

Обсуждение:

• Приятно было вам слушать о себе похвалу?

• Что приятнее, получать похвалу от других или хвалить себя?

Давайте чаще говорить друг другу приятное!

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Источник

В этой статье мы расскажем вам о том, как развить память у ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) и дадим полезные практические советы и упражнения. Как заинтересовать, мотивировать и обучать детей с ЗПР? Каковы принципы оптимальной и эффективной коррекционной работы? Авторы материала – когнитивные психологи и педагоги Дина Поправко и Наталья Шолохова.

Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?

Особенности  детей с задержкой психического развития (ЗПР)

В настоящее время продолжает сохраняться тенденция к уве­личению количества детей, испытывающих проблемы в психи­ческом развитии, которые не носят патологического характера, но вместе с тем приводят к появлению большого количества труд­ностей как в усвоении дошкольной программы воспитания и обу­чения, так и в процессе обучения в школе.

Причины неуспешного обучения разнообразны, к наиболее часто встречающимся относится задержка психического разви­тия (сокр. ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Категория детей с ЗПР полиморфна, и психологическая структура задержек в психическом развитии в дошкольном и младшем школьном возрасте сложна. У детей с ЗПР нет грубого органического поражения мозга. На первый план выступают симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или других психических функций, слабость произвольной регуляции поведения.

Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Общий когнитивный тест CogniFit: узнайте, как работает ваш мозг

В условиях ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь), страдает личностное развитие ребёнка, не в полной мере реализуются возрастные возможности.

Роль памяти в развитии ребенка

Память является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых  для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, при­вычек — всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уро­вень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной  обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения. Как развить память у ребёнка?  Узнайте об играх для развития памяти. 

В зависимости оттого, что необходимо запомнить, различают память:

  • зрительную (образную) — образы восприятия, мышления и воображения;
  • слухоречевую — сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации);
  • двигательную — запоминание собственных движений, выработка навыков;
  • эмоциональную — память чувств.

По характеру участия воли в процессах запоминания, память делят на:

  • непроизвольное запоминание – происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание и воспроизведение материала;
  • произвольное запоминание – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий (наличие мнемической задачи).

На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребёнок не умеет ставить перед собой  цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Отмечается, что непроизвольно запоминается тот материал, который включён в активную деятельность. На запоминание влияет  называние объектов словом, привлекательность их для детей.

На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.

Сначала ребёнок осознает цель припомнить, а затем  и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и  приёмы (например, приём логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте  формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым  понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.

Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития? На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности  ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребёнка очень наглядный, конкретный смысл. 

Развить память у детей помогают игры

Проблемы в развитии памяти у детей с ЗПР

Состояние памяти у детей с ЗПР, как правило, не соответствует возрастным показателям, наблюдается отставание в уровне разви­тия мышления и памяти. Более выражена связь памяти с наглядно-­действенным и наглядно-образным, чем вербально-логическим мышлением.

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.

Для них оказались характерными следующие особенности: в первую очередь ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания.  Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание).  В наибольшей степени страдает произвольное запоминание.

Проведённые исследования показывают, что  уровень сформированности  непроизвольной, а особенно произвольной памяти  у  старших  дошкольников с задержкой психического развития снижен по сравнению с нормально  развивающимися сверстниками.

Для детей с ЗПР также харак­терны, с одной стороны, незрелость эмоционально-волевой сферы, с другой стороны, снижение умственной работоспособ­ности, сокращение времени, в ходе которого возможна продук­тивная деятельность.

Коррекционную помощь этим детям целе­сообразно строить, учитывая эти особенности, постоянно поддерживать их энергетический уровень, а также пользоваться более эмоционально насыщенными играми и мето­диками. Варьирование сложности заданий позволяет создать ситуацию успешности для ребёнка, что, в свою очередь, обеспечи­вает мотивационную составляющую коррекционного процесса.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР

Большинство детей с задержкой психического развития (ЗПР) впоследствии обучаются по массовой школь­ной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к усложнению и интенсификации школьных про­грамм, особенно в начальном звене, ставит детей с проблемами в развитии в ещё более неравные «стартовые условия» по сравне­нию с детьми с нормальным развитием.

Распространённость случаев задержки психического развития (ЗПР) приводит к необходимости использования в арсенале психологов и педагогов специальных методик, позволяющих уточнить индивидуально-психологические особенности ребёнка, а также выявить возможные психологиче­ские и нейрофизиологические причины, определяющие неуспешность ребенка в учебной деятельности.

Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?Коррекционная работа при отставании в развитии разных видов памяти должна проводиться с учётом:

  • реального уровня психического развития ребенка в целом;
  • возрастных закономерностей развития памяти;
  • индивидуальной специфики отставания в уровне развития памяти, выявляемой по результатам нейропсихологического обследования.

Педагогу, работающему  с детьми с задержкой психического развития, необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:

  • Слабость их мыслительной деятельности.
  • Пониженная познавательная активность.
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.
  • Недостаточность произвольной саморегуляции.

Для преодоления трудностей со  стороны произвольной регуляции педагогу рекомендуется использовать следующие приёмы:

  • Организовывать деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.
  • Запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.
  • Включение ребёнка  в действие, сочетание инструкции с показом.
  • Включение ребёнка в совместные со взрослым действия.
  • Повтор инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка.

При правильном подходе к обучению дети с задержкой психического развития (ЗПР) способны к усвоению некоторых мнемотехнических приёмов, овладению логическими приёмами запоминания.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Персональная тренировка мозга от CogniFit: улучшите память, внимание и другие способности вашего мозга

Принципы подбора коррекционных процедур

При подборе коррекционных процедур для детей с ЗПР целесообразно учитывать следующие принципы:

1. Использовать игры и методики, способствующие активиза­ции продуктивной умственной деятельности.

2. Поддерживать интерес и активность мотивационного компо­нента за счет:

  • эмоциональной насыщенности игр;
  • вариативности в формах организации (игры в парах, в под­группах, индивидуальные игры, игры в кругу, игры с измене­ниями позы тела и др.);
  • изменения ролевой позиции в процессе игры (ребёнок — участник, ребёнок — ведущий; ребёнок — ученик, ребёнок — учитель, игры с элементами драматизации и т.д.), спо­собствующей преодолению эгоцентрических установок как в мыслительных операциях, так и в социальной сфере.

3. Обеспечивать оптимизацию протекания интеллектуальных и регуляторных функций, подбирая методики и игры с учетом их:

  • доступности (ориентированности на актуальный уровень психического развития конкретного ребенка);
  • полимодальности (использования при их выполнении всех ана­лизаторных систем: слухоречевой, зрительной, двигательной).

Наиболее важные направления коррекционной работы:

  • Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.
  • Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению  поставленной задачи.
  • При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенность и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.
  • Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
  • Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.
  • Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом.
  • Материал, который вызывает эмоции, запоминается  ребенком в 2 раза больше, при этом быстрее, прочнее и охотнее.
  •  Успешнее всего запоминается  информация, которая обсуждалась  в начале занятия и в конце («эффект края»). 
  •  Необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: «Это надо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.
  • Эффективность запоминания зависит от функционального состояния  ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.

В коррекционной работе важно заинтересовать и мотивировать ребёнка

Коррекционные игры и упражнения

Как развить память у ребёнка? Ниже представлены игры и упражнения, которые можно применять в ходе коррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них в зависимости от того, какой вид памяти нуждается в коррекции.

Игры и упражнения для коррекции слухоречевой памяти:

Игра «Магнитофон».

Цель: активизация запоминания и воспроизведения в опреде­лённом порядке звуковых рядов, слогов, слов.

Ведущий, находясь за экраном, предлагает слушать и «записы­вать на магнитофон», т.е. запоминать.

Например: ряд звуков — А-У-И-Э-О-И; И-А-И-У-Э-0 и др.;

ряд слогов — ПА-ТО-НЫ-МУ-КЭ; ПА-ТО-НЫ-МУ-КА; ПТА-ПТО- ПТУ-ПТЫ и др.;

ряд слов — сад-сок-суп-сын-сон; шапка, шайба, штанга, шуруп, шаги.

Во втором варианте ведущим назначается ребёнок, а взрослый становится вместе с остальными «учеником», который может «ошибаться».

Игра «Телеграф».

Цель: активизация фонематического слуха, эффективности, контроля в слухоречевой памяти.

Педагог предлагает «экскурсию на телеграф». Сначала игра проводится с помощью предметных картинок-подсказок, затем без них. Взрослый говорит: «Вам надо отгадать, какое слово пере­дает телеграфист. Я его не назову, а «передам по телеграфу», простучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если дети затрудняются, им не помогают и картинки, то педагог сам произносит первый слог. Когда игра знакома, ведущим-телеграфистом может быть ребенок.

Например: даны картинки: кот, ваза, карандаш, коза, дуб, монета. Дети выбирают карандаш, монета.

Упражнение «Кто больше назовёт слов с заданным звуком».

Цель: активизация фонематического восприятия, а также диф- ференцировка порядка расстановки заданного звука в разных частях слова (звук может задаваться в разных частях слова).

Например: сок — маска — нос — насос и т.д.

Игры и упражнения для коррекции зрительной памяти:

Игра «Фигуры».

Цель: расширение объема запоминания зрительной информа­ции, анализ пространственной организации стимулов.

Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество палочек постепенно увеличивается, фигуры услож­няются. При затруднениях можно снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить вербальный ана­лиз фигуры.

Другой вариант этой игры «Сложи узор».

Предлагается рассмотреть и запомнить готовый узор (можно использовать геометрические фигуры, кубики), подсчитать в нём количество кубиков, количество деталей одного цвета, двуцвет­ных, назвать их расположение, как в первом варианте. Другая стратегия запоминания: на что похоже изображение? Количество элементов узора увеличивается от 4 до 9.

Игра «День рождения».

Цель: активизация ассоциативной, опосредованной памяти, прочности запоминания.

Педагог или родитель предлагает сюжет — день рождения какого-либо героя или ребенка. На демонстрационной доске размещают гостей и их подарки. Дети рассматривают и запоминают, кто какие подарки принёс. Гости «танцуют», «играют», подарки «перепутываются», некоторые гости «уходят». По сигналу ведущего дети «восстанав­ливают» героев и подарки на прежнее место. Количество гостей и подарков увеличивается до 5-7.

Игры и упражнения для памяти

Игры и упражнения для коррекции двигательной памяти:

Игра «Рисование линий без зрительной опоры».

Цель: активизация двигательной памяти при запоминании и рисовании линий различной конфигурации без зрительного контроля, оптимизация межполушарного взаимодействия.

Ребёнку предлагают обводить по бледному контуру различные линии: прямая линия, волна, зигзаг, забор, пунктир и другие (5-7 линий), затем с завязанными глазами нарисовать их самостоятельно, без контура, стараясь сохранить заданную последовательность.

Игра «Вспоминаем знакомые движения».

Цель: активизация долговременной двигательной памяти.

Ребенку предлагают выполнять символические движения: «подуть на свечу», «помыть руки,  лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т.п. Все действия выполнять как правой, так и левой рукой.

На следующем этапе можно проводить как «игру-загадку» в подгруппе: один ребёнок выполняет задуманное им самим движение, а остальные угадывают, что он делает. Первый угадавший загадывает свою «загадку».

Немаловажно при коррекционной работе создать «ситуацию успеха» для ребенка, т.е. учитывать возраст, актуальный уровень развития, условия проведения занятий, а также умение специалиста в каждом конкретном случае подбирать задания, адекватные возможностям ребёнка.

Практически любая методика может быть «упрощена» или «усложнена», если ребёнок не справляется, либо наоборот, легко справляется с предложенным вариантом. Понижать либо повышать степень сложности задания нужно до «уровня успешности» конкретного ребенка.

Необходимо обратить внимание, что большинство игр и упражнений на коррекцию разных видов памяти можно использовать также и в домашних условиях.

Список использованной литературы:

  • Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. — Волгоград: Перемена, 1993 — 60 с.
  • Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. — 1976. — №4. — С. 23-31.
  • Боряк?