Урок по педагогике развитие ребенка в игре

Олеся Зудова
Конспект занятия «Педагогика и психология игры»
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра выступает как предпосылка и условие благоприятного социального и психического развития детей как преддошкольного, так и дошкольного возраста. Игра – это также способ приобщения ребенка к миру культуры, мягкая форма обучения жизненно важным умениям, способ ознакомления с широким спектром видов человеческой деятельности, способ корректирования поведения ребенка, деликатное диагностирование уровня развития разнообразных способностей ребенка, способ психолого-педагогической помощи ребенку в решении реальных жизненных проблем и наиболее простой способ формирования дружеских отношений между детьми.
С помощью игровой терапии детям удается справиться со всеми сложностями, нормализовать развитие, исключить различные проблемы и разобраться в тех вещах, которые его действительно тревожат. Во многом эффективность игротерапии объясняется тем, что дети во время игр практически всегда в хорошем настроении, они открытые и готовы к взаимодействию с окружающими.
Ранний и дошкольный возраст является важнейшим периодом жизни ребенка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Игра позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире, с ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Значит, малышу будет легче учиться, осваивать новые виды деятельности. Именно признание важнейшего влияния игры на формирование личности позволило создать эффективную систему методов психотерапевтического воздействия на ребенка игротерапию.
В ходе игровой терапии в раннем и дошкольном возрасте, отношения между участниками становятся максимально доверительными. Вне зависимости от формы игротерапии, она выполняет три основные функции,являющиеся наиболее важными для детей дошкольного возраста:
Диагностика. Игротерапия для детей помогает лучше узнать все личностные особенности малышей, его взаимодействие с миром и окружающими людьми. В ходе обычного разговора бывает крайне сложно раскрыть замкнутого ребенка. Причин тому может быть множество. Лечение игрой помогает ему на уровне сенсомоторики продемонстрировать, что его беспокоит или с чем ему пришлось когда-то столкнуться. Он выражает себя спонтанно и полно, что отлично помогает для дальнейшей психологической коррекции.
Обучение. Лечение и одновременное обучение ребенка — это сочетание важных функций, которое дает игротерапия в детском саду или просто с группами дошкольников. Развивающий процесс игры адаптирует ребенка к новому, позволяет легко понимать те или иные вещи, реадаптироваться и социализироваться. Процесс социализации имеет огромное значение для многих замкнутых в себе детей и не только.
Терапия. Данный метод игровой терапии ориентирован на то, что ребенок проявляет интерес к самому процессу. Результат его совершенно не волнует. В ходе игры раскрываются переживания, страхи или боязнь общения. Детям удается легче отыскать решения всевозможных конфликтов. Это позволяет значительно укрепить психические процессы, сформировать ту же толерантность и правильно реагировать на происходящие ситуации.
Элементы игровой терапии:
Пальчиковые игры. В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие,что составляет фундамент умственного развития: рука «познает», а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления.
Игры с песком. Развивают тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимают мышечную напряженность. Сколько радости доставляет малышу потрогать песок руками. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, то есть работают сразу два полушария мозга. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, прятать и раскапывать игрушки и т. д.
Игры с водой. Стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно — пространственная ориентация.Например игра: «Рыбаки и рыбки». Дети становятся вокруг емкости с водой (воображаемого озера) и с помощью сачка вылавливают рыбок, кладут их в ведерко. При этом вырабатывается глазомер и координация движения руки. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой очень эффективно, они обладают релаксационным действием.
– Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами). Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Очень увлекает малышей рисование мокрыми пальчиками на зеркале. По мере нанесения «узоров», ребёнок начинает видеть в отражении себя – это своего рода сюрприз! Именно нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности и эмоционально – положительное отношение к деятельности. Сказкотерапия – позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка. при помощи
Сказки,решаются самые разные задачи: поиск нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмен жизненым опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других.
Музыкотерапия – Музыка позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения. Наиболее эффективным является прослушивание классической музыки и звуков природы.
Таким образом, игра – это особый вид активности ребенка, который позволяет ему накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся у ребенка умения и навыки.
Источник
Игровая деятельность в учебном процессе
По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Детская игра — исторически возникший вид деятельности. В игре дети воспроизводят действия взрослых и отношения между ними, познают окружающую действительность. ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Г. К. Селевко отмечает следующие функции, которые игровая деятельность выполняет в человеческой практике:
развлекательная;
коммуникативная;
самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):
свободная развивающая деятельность предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость в процессе деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъекта. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Г. К. Селевко выделяет спектр целевых ориентаций.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развитие воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать новый тип игры — с правилами. Игра с правилами — вид коллективной деятельности, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, нормами, обязательными для всех участников.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся проходит в условно-игровом плане.
Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.
Игры, применяемые в начальной школе, способствуют обогащению и закреплению у детей словарного запаса, связной речи. Это игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, а также игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Игра влияет на интеллектуальное, эстетическое, духовное, нравственное развитие ребенка с ограниченными возможностями, учит соотносить свою позицию с позицией другого человека. Все это происходит в соответствии с основными законами игры.
Существуют шесть основных методов организации игровой деятельности:
метод непосредственного игрового тренинга;
метод театрализации (основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей);
метод состязательности;
метод равноправного духовного контакта (основан на совместной деятельности взрослых и детей «на равных» во всем);
метод воспитывающих ситуаций (т.е. вызванных к жизни процедур самореализации, доверия, мнимого доверия, организованного успеха, саморазвивающего дела и т. п.);
метод импровизации (выводит ребят на практическую и теоретическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала).
Игра — самостоятельный и законный для детей вид деятельности, причем очень важный и равноправный со всеми иными; она, помимо всего прочего, может также выступать и формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела.
Используемая литература
Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебн. заведений / М.Н.Гуслова.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.
Примечание
Краткий конспект составлен по параграфу 5.1 Игровые технологии С.125-134.
Источник
Составители: преподаватель педагогики Усова Н.А.
пос. Кшенский
Цель: Развитие профессиональной педагогической мотивации студента – будущего педагога и формирование у студентов «Я-концепции» как средства профессионального становления.
Задачи: Пропаганда педагогических знаний и развитие познавательного интереса к данной области человекознания; повышения статуса студентов с положительной мотивацией и выраженными успехами в области педагогической деятельности; формирование умения самостоятельной творческой деятельности и коллективной работы.
Место проведения: Советский педагогический колледж
Форма проведения: Интеллектуально-познавательная игра
Оборудование: Портреты педагогов, их высказывание, определение психолого-педагогических понятий, педагогическая литература, эмблемы с номером, карточки с педагогическими задачами.
Ход игры
-Добрый день участники и гости. Приветствуем вас на нашей интеллектуально-познавательной игре «Знатоки педагогики».
Он актер, но его зрители не аплодируют ему.
Он врач, но его пациенты не всегда хотят лечиться.
Он навечно вызванный к доске отвечать перед детьми и за детей.
Кто он? (педагог).
-Педагог – это мастер своего дела. Ведь к таким только трюком мы ни прибегаем чтобы удержать внимание детей на уроке, на занятиях, во время игр и развлечений.
– Еще недавно кто-то из вас был учащимся школы, и сегодня вы делаете первые шаги к освоению профессией.
– А кто-то из вас многое знает и умеет, был на практике, работал с детьми.
– А готовы ли вы сейчас проверить свои знания, умения, навыки, пройти строгий анализ и критику.
– Сегодня в этой аудитории встречаются самые умные, самые сообразительные, лучшие из лучших, которые будут бороться за право называться знатоками педагогики.
– Удачи вам.
– Приглашаем на нашу импровизированную сцену 2 команды.
– Встречайте наши команды.
Участники 1-й команды: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Участники 2-й команды: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
– Они представляют отделения: «Организация воспитательной деятельности», «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Дошкольное образование».
– Для оценки ваших знаний нам потребуется компетентное жюри.
В жюри приглашаются педагоги и студенты:_________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
– Поприветствуем наше жюри.
– Наша игра включает 10 этапов.
– Первый конкурс «Девиз-приветствие»
Цель: отражение с помощью приветствия жизненных установок.
В старину у средневековых рыцарей был обычай на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, т. е. краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваш кредо, отношение к миру в целом, к самому себе. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед участниками другой команды.
Необходимо сформулировать девиз своей педагогической деятельности. Максимальный балл – 3 балла.
(Выступление жюри)
– Второй конкурс « Блиц – турнир »
– Каждой команде будут задаваться вопросы, ваша задача – дать как можно больше и быстрее правильных ответов из 10 вопросов. Если знаете – отвечайте, не дожидаясь окончания вопроса, не знаете – говорите «дальше».
Максимальный балл – 5 баллов.
– Следующий конкурс «Самый внимательный»
-Педагог должен быть умным и внимательным.
-Мы сейчас проверим вашу внимательность. Нужно найти ошибки в тексте в течение двух минут.
Максимальный балл – 5 баллов.
-Для того чтобы хорошо сдать экзамен, удачно пройти собеседование при поступлении в Университет вам необходимо знать известных психологов, педагогов, содержание их работы.
-Мы объявляем четвертый конкурс «Угадай чье высказывание»
-Ваша задача определить какому педагогу или психологу принадлежит это высказывание.
Максимальный балл – 5 баллов.
– Конкурс пятый «Владение методологией»
– Будущий педагог должен владеть методологией. Вам будут даны 2 списка слов. Ваша задача: составить из них определение.
Максимальный балл – 5 баллов.
-Воспитатель должен найти выход из любой ситуации, понимать мотивы поступков и поведения детей.
– Конкурс шестой «Решение психолого-педагогических задач»
-За 5 минут ваша команда должна решить 2 задачи.
Максимальный балл – 5 баллов.
– Конкурс седьмой «Книжный магазин»
– Педагог должен уметь работать с новинками литературы. Представьте, что вы пришли в книжный магазин купить книгу.
– Перед вами лежат по 3 книги. Ваша задача сформулировать, – какую информацию можно найти в них.
Максимальный балл – 5 баллов.
-Конкурс восьмой «В мире мудрых мыслей»
Участники должны за одну минуту отыскать суть высказывания, определить формулу мудрости.
Максимальный балл – 5 баллов.
-А сейчас команды покажут свое «Домашнее задание»
1. «Зачем нужно знать педагогику и психологию».
2. Представить проект «Школа будущего»
– Последний конкурс «Болельщиков»
Исполнения строчек из песни на тему, связанную с образовательным процессом (о школе, уроках, о воспитании и т. д.)
За каждую песенную строчку – 1 балл
Болельщики отдают заработанные баллы конкурсантам (выбор конкурсантов по желанию.)
Подведение итогов.
– Наше жюри готово оценить творчество и мастерство каждого участника. И сообщить общее количество баллов каждого участника.
Победители награждаются.
– Спасибо всем за участие, внимание. Успехов всем, педагогического мастерства и такта, мудрости и понимания. До новых встреч!
Приложение
Конкурс «Блиц – турнир»
Команда№1
1. С именем, какого педагога связывают становление педагогической науки? (Я.А.Коменский)
2. Как в древней Греции называли рабов, сопровождавших детей знатных и состоятельных горожан в школу? (педагоги)
3. Кто является министром образования современной России? (Фурсенко)
4. Как называют педагога дошкольного образовательного учреждения? (воспитатель)
5. Как называется собственная оценка действий и поступков? (рефлексия)
6. Ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста? (игра)
7. Как называется метод воспитания, связанный с осуждением и торможением антиобщественных поступков? (наказание)
8. Как называют ускорение роста и полового развития детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями? (акселерация)
9. Часть педагогики, излагающая теоретические основы образования и обучения? (дидактика)
10. Основные формы организации детского труда? (поручения, дежурства, коллективный труд)
Команда№1
1. Что понимают под основными, исходными положениями какой-либо теории, учения, науки? (принципы (обучения, воспитания))?
2. Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека? (цель)
3. Условие физического воспитания дошкольника, научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха? (режим)
4. Как называется основной государственный документ, регламентирующий деятельность ДОУ? («Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста»)
5. Особый вид занятий с дошкольниками, который дает возможность знакомить детей в естественной обстановке с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых? (экскурсия)
6. Как называется труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя? (самообслуживание)
7. Основная форма организации обучения дошкольников? (занятие)
8. Кто руководит детским дошкольным учреждением? (заведующий)
9. Как называют целенаправленный процесс приобщения детей дошкольного возраста к моральным ценностям человечества и конкретного общества? (нравственное воспитание)
10. Что называл А.С.Макаренко «материальной основой детской игры»? (игрушку)
Конкурс№3 «Самый внимательный»
Команда №1
Важнейшие представители древнегреческой философии: Платон, Аристотель, Сократ, рассматривали вопросы воспитания в своих трудах.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Среди деятелей церкви были образованны для своего времени: Фома Аквинский, Сухомлинский, создававшие трактаты по воспитанию и духовному образованию людей, связывая его с компьютерной грамотностью, всесторонним образованием личности.
Команда №2
В эпоху Возрождения революционные преобразования в науке о воспитании связывают с именем славянского педагога Яна Сергеевича Коменского. В 19-20-х веках интенсивное исследование педагогических проблем осуществлялись Татьяной Монтессори и др.
Российская педагогика после октябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей и воспитания человека в новом обществе.
Конкурс №4 «Угадай чье высказывание»
Команда№1
1.«Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педагога, – любите ребенка» (Ш. А. Амонашвили);
2.«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» (К. Д. Ушинский).
3.«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень человеческого достоинства» (В.А.Сухомлинский)
4.« Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и силе, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой» (А.С.Макаренко)
Команда№2
1.«Чем больше фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше их переработал, тем он развитие и сильнее» (К.Д.Ушинский)
2.«Прежде чем ты хочешь призвать к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. Позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее. И что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается руководить и направлять его деятельность» ( Л.С. Выготский)
3.«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам учителю. Это – желание учится, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы» (В.А.Сухомлинский)
4.« Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и силе, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой» (А.С.Макаренко)
Конкурс №5 «Владение методологией»
Команда №1
- обучение -…
Целью, воспитанника, с, создания, чувства, способ, и, поведение, условий, его, воздействия, на, раскрытия, для, возможностей.
Команда №2
- Развитие – …
Системы, опыта, освоение, ценностных, знаний, отношений, и, деятельности, познавательной, умений, навыков, и, ориентаций.
Конкурс №6 «Решение психолого-педагогических задач»
Команда №1(пед.задача – 1,2)
Команда №( пед.задача – 3,4)
Конкурс №8
Команда№1
Огонь тушится не огнем, а водой.
Агрессия – крик о помощи.
Команда№2
Самый несчастный тот, кто считает себя всегда правым.
Не делайте из ребенка кумира, когда он вырастет – потребует жертв.
Источник