Урок биологии 8 класс развитие ребенка после рождения становление личности

Тема урока
«Метаморфозы» человеческого тела
(развитие ребенка после рождения)
Урок проводится в 8 классе в рамках темы «Индивидуальное развитие человека».
Цель урока:проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.
Задачи урока:
образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;
развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;
воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения и методические приемы:рассказ с элементами беседы, демонстрация электронной презентации, распознавание и определение объектов, анализ смыслового содержания подсказок с целью определения темы урока.
Методы закрепления достижений учащихся:работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы, взаимопроверка.
Средства обучения и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран,ростомер, учебники, дополнительная литература, рабочие тетради.
На урок приглашены дети в возрасте 3 лет, 6 лет, 13 лет и 16 лет.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Целеполагание (2 мин).
- Изучение нового материала (20 мин).
- Закрепление (10 мин).
- Подведение итогов и домашнее задание (2 мин).
Ход урока
- Организационный момент
Организация класса, приветствие учащихся, выявление отсутствующих.
- Целеполагание
Сообщение цели и задач урока, основных его этапов.
- Изучение нового материала
Учитель: как и всякий урок, сегодняшний тоже имеет тему, но ее вам нужно будет сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайд 1).
Учащимся предлагается 5 подсказок (оформляются в виде гиперссылок на соответствующие слайды):
- Латинская (слайд 2)
Эпиграф урока – слова Вергилия, поэта «золотого века римской литературы, жившего в I веке до нашей эры. Попробуйте, не зная латинского языка, догадаться, о чем идет здесь речь.
Quantummutatusabillo! – Как он изменился по сравнению с прежним!
Учащиеся должны увидеть слово mutatus, знакомое им по термину мутация, и объяснить, что мутация – изменение.
- Музыкальная (слайд 3)
В качестве музыкальной подсказки используется фрагмент пьесы М.Мусоргского«Балет невылупившихся птенцов»
Учащиеся могут не знать самого произведения, но его мелодический рисунок и фотография птенца должны помочь им выбрать главное слово – изменение.
- Поэтическая(слайд 4)
Четверостишие английского поэта С.Надсона и сопровождающие каждую строку фотографии разных времен года должны помочь детям указать на изменения в природе.
- Сказочная(слайд 5)
Фрагмент из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» также должен подсказать слово «изменения».
- Визуальная (слайд 6)
Визуальная подсказка – это видеофрагмента из фильма «Микромир», показывающая стадии развития бабочки.
Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.
Затем просматривается видеофрагмент из фильма «Тело человека», показывающей изменения, происходящие с человеческим телом в ходе индивидуального развития, формулируется тема урока (слайд 7).
Учителем приводится этимологическая справка, показывающая значение указанных терминов (слайд 8).
Вопрос учащимся: какие изменения происходят с организмом человека после рождения, которые видны сразу и наиболее явны?
Примерный ответ: изменения роста и пропорций.
Практическая работа(слайд 9)
Изменение пропорций тела человека с возрастом
Цель: выявить изменения пропорций тела человека по мере его роста.
Оборудование: ростомер.
Объектами исследования являются приглашенные дети разных возрастов.
Ход работы
1. Измерьте длину тела и длину головы у детей разных возрастов, приглашенных на урок.
2. Занесите полученные результаты в таблицу.
Соотношение длины головы к длине тела человека
для разных возрастов
Возраст | Длина тела Дт | Длина головы Дг | Отношение длины головы к длине тела Дг/Дт |
3 года | |||
6 лет | |||
13 лет | |||
16 лет |
3. Подсчитайте коэффициент отношения длины головы к длине тела.
4. Сделайте вывод.
Примерный вывод по практической работе: по мере роста тела человека происходит изменение его пропорций, то есть, длина головы уменьшается, а длина тела увеличивается.
Примечание: формулировка вывода сопровождается иллюстрацией, показывающей возрастные изменения пропорций тела (слайд 10).
Учитель: рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегунами на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего «бега» лидер соревнования постоянно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова, затем приоритет переходит к другим органам.
Полуростовой скачок. После его прохождения длина тела достигает половины окончательной длины.
Проводится «филиппинский тест» (определение изменений пропорций человеческого тела с возрастом). Объектами исследований также являются приглашенные на урок дети (слайд 11).
Ростовой скачок – подростковый возраст. К этому времени голова выросла в 2 раза, туловище и руки – в 3, длина ног увеличилась в 5 раз (демонстрируется слайд 12 с относительными пропорциями человеческого тела в разных возрастах).
С возрастом изменяются не только размер и пропорции тела человека, но и их внешний облик. Демонстрируется видеофрагмент из фильма «Тело человека» и возрастными изменениями, происходящими с носом и ушами.
Учитель называет этапы постэмбрионального развития человека (слайд 13).
Рассказ о каждом этапе заранее подготовлен учащимися и сопровождается демонстрацией фотографий из семейного архива. Учитель обращает внимание на необходимость внимательного прослушивания рассказов одноклассников, так как на следующем этапе урока эти знания понадобятся им для заполнения таблицы.
- Закрепление
Учащиеся заполняют таблицу (слайд 16), где указываются характеристики всех этапов индивидуального развития человека, используя полученные знания и дополнительную литературу, лежащую на столах.
После заполнения проводится взаимопроверка таблицы.
Вопрос учащимся: каковы причины происходящих изменений?
Учащиеся должны назвать: генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги (слайд 17).
- Подведение итогов и домашнее задание.
Учитель подводит итоги урока вместе с учащимися, выставляются оценки, дается домашнее задание.
Учитель:
Урок рождается непросто.
Порой с наивного вопроса,
Порой со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то.
Когда сомнений нету боле
Он вырывается на волю.
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы,
восторг волшебного полета –
все это дивное явленье.
Урок, рожденный вдохновеньем!
Демонстрируется финальный слайд с видеофрагментом из фильма «Тело человека», демонстрирующий разные этапы жизни человека.
Источник
Тема урока: Развитие человека после рождения
УМК А.И. Никишов, Н.А.Богданов.
Задачи:
Рассмотреть особенности роста и развития ребенка первого года жизни, периоды формирования организма, их особенности. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Оборудование:
Таблицы по теме, модель «Зародыши млекопитающих на разных стадиях развития» , проектор, фильм рождение ребёнка.
Ведущие понятия:
Рождение
Периоды жизни
Активный образ жизни
Продолжительность жизни
Методы обучения:
Проблемный. Может ли человек жить вечно? Хорошо ли быть бессмертным?
Формы организации учебной деятельности:
Комбинированный урок. Работа в группах.
Приемы деятельности учителя:
Организация работы в группах, обсуждение выступлений, подготовка вывода, ответы на проблемный вопрос урока.
Организация деятельности учащихся:
Используют имеющиеся знания, работают в группе с текстом учебника и другими источниками информации, обсуждают проблему урока.
Развитие умений учащихся:
Использовать имеющиеся знания и личный опыт, опят социального общения, работать в группе, обсуждать проблему.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Задания на с. учебника 260-265
- Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
- В чем суть полового размножения?
- Какой набор хромосом имеет мужчина?
- Каково строение яйцеклетки?
- Что называется оплодотворением?
- Где происходит оплодотворение?
- Как выглядит зародыш на самом раннем этапе развития? Где он развивается?
- Какую функцию выполняет плацента?
- Сколько недель продолжается развитие плода?
- Какое состояние женщины называется беременностью?
- Изучение нового материала и его поэтапное закрепление.
- Рассказ учителя о рождении ребенка.
В. Дзюба
Я славлю миг
Рождения ребенка,
Когда впервые
От шлепка руки
Он вдруг зальется
Трепетно и звонко,
И расцветут глаза,
Как васильки.
Нет, он не плачет,
Он совсем не плачет.
Пока мы вяжем
Узел на пупке –
Он радуется жизни,
Но иначе,
На непонятном
Взрослом языке.
По истечении срока беременности наступают роды. Рождение плода происходит благодаря маточной мускулатуры (схваткам) и потужной деятельности, в которой кроме маточных сокращений участвует брюшной пресс.
В родах различают три периода:
- Раскрытие шейки матки
- Рождение плода
- Выход последа (детского места, или плаценты)
После рождения ребенка его пуповину (пупочный канатик) перевязывают в двух местах, а затем перерезают между перетяжками.
Ребенок становится самостоятельным. Прекращение обмена кровью с организмом матери приводит к накоплению в крови новорожденного углекислого газа, который возбуждает дыхательный центр. Возбуждение передается к дыхательным мышцам и вызывает первый вдох, являющийся началом самостоятельного дыхания новорожденного. Легкие ребенка расправляются, и он кричит.
- Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 188 – 189 с последующим заполнением таблицы
80% женщин, баюкая грудных детей, держат их на левой руке. Это характерно для самок горилл, шимпанзе и орангутангов.
Девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики.
Основные возрастные периоды развития человека
Название периода | Возраст | Особенности развития |
Новорожденный ребенок | До месяца | Ребенок слаб и беспомощен. Благодаря врожденным рефлексам он сосет грудь матери |
Грудной ребенок | До года | Масса тела ребенка увеличивается, движения усложняются. Ребенок может делать хватательные движения, овладевает основами общения. Растет быстро, с 6 месяцев у него начинают прорезываться молочные зубы. Ряд органов (глаз, внутреннее ухо) быстро достигают почти взрослых размеров |
Детство | С 1 до 3 лет | У ребенка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развиваются речь и память ребенка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познает мир |
Дошкольный и младший школьный возраст | С 3 до 11 лет | Головной мозг достигает массы 1250 г. Клетки коры головного мозга, борозды и извилины больших полушарий приобретают форму взрослого человека. Период формирования личности ребенка, активного развития памяти, мышления, воображения, речи. Этап освоения базовых знаний, умений и навыков (письма, чтения, счета.) |
Подростковый возраст | 12 – 16 лет | У девочек и мальчиков усиливаются вторичные половые признаки, изменяются пропорции тела |
Юношеский возраст | 16 – 21 год | Завершается рост и развитие организма |
Зрелый возраст | 22 – 60 лет | Строение тела изменяется мало |
Пожилой возраст | 61 – 74 года | Замедляется обмен веществ, снижается работоспособность всех систем органов |
Старческий возраст | 75 – ….. лет |
ИЛИ
Периоды | Возраст | Характеристика | |
Новорожденный | 1-10 дней | Вскармливание ребенка молозивом | |
Грудной возраст | 10 дн. – 1 год | Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса – в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы. | |
Раннее детство | 1-3 года | В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов. | |
Первое детство | 4-7 лет | В 6 лет появляются первые постоянные зубы. | |
Второе детство | М.: 8-12 лет Д.: 8-11 лет | Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки. | |
Подростковый возраст | М.: 13-16 лет Д.: 12-15 лет | Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста – пубертатный скачок. | |
Юношеский возраст | М.: 17-21 год Д.: 16-20 лет | Завершается процесс роста и формирование организма. | |
Зрелый возраст | I период | М.: 22-35 лет Д.: 21-35 лет | Форма и строение тел остаются практически неизменными (постоянными). |
II период | М.: 35-60 лет Д.: 35-55 лет | ||
Пожилой возраст | М.: 61-74 года Д.: 56-74 года | Масса и длина тела уменьшаются за счет атрофических изменений в тканях и уменьшения в них воды. | |
Старческий возраст | 75-90 лет | Изменение длины и массы тела, его старение. | |
Долгожители | 90 лет и более | Геронтология – наука об особенностях строения и жизнедеятельности организма пожилых и старых людей. |
- Рассказ учителя о подростковом периоде (возможны элементы дискуссии). Или сообщение обучающегося.
У подростков происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. Эта перестройка связана с интенсивным образованием гормонов и с половым созреванием. У мальчиков в возрасте 13 – 15 лет происходит развитие мускулатуры спины и груди, увеличивается масса тела, уменьшается толщина подкожного жирового слоя. Формируется брюшной тип дыхания: у мальчиков вдох происходит в основном за счет сокращения мышц диафрагмы живота. Ломается голос, пробиваются усы и борода, волосы на лобке и в подмышечной впадине. У мальчиков в ночное время начинает происходить извержение семени из мочеиспускательного канала – поллюция. Промежутки между поллюциями составляют 7 – 14 дней.
Половое созревание мальчиков
У девочек в возрасте 11 – 14 лет, наряду с развитием мышечной системы, равномерно увеличивается подкожный жировой слой, формируется грудной тип дыхания, т.е. вдох происходит в основном за счет сокращения межреберных мышц. У девочек развиваются грудные железы, начинается менструальная функция. Внешне она проявляется в периодических, возникающих через равные промежутки времени кровотечениях из матки (менструации). По существу это – отражение сложного физиологического процесса, который состоит в регулярно повторяющихся глубоких изменениях в женском организме. Они вызваны тем, что в женском организме периодически созревает яйцеклетка. Если она не оплодотворяется, возникает менструация.
Половое созревание девочек
В это время у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражительность, наблюдается расстройство сна. Разумные советы родителей и учителей, тактичное отношение друг к другу, внимательное и заботливое отношение к девочкам помогают тому, чтобы переходный период проходил без серьезных расстройств и осложнений.
Усиленное выделение гормонов у подростков, в особенности из коры надпочечников, поддерживает в организме подростка состояние высокой активности. Могут возникнуть резкие колебания артериального давления, неприятные ощущения в различных частях тела, снижение аппетита, частые смены настроения. Такое напряжение снимается различными видами спорта, участием в кружках самодеятельности, моделирования, выполнением интересных общественных дел, приобщением к домашнему труду.
В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера, а также нравственное формирование личности. Этому способствует правильный, здоровый режим, спокойная обстановка, доброжелательность со стороны окружающих людей, интересные для подростка занятия, воспитание в себе высоких моральных качеств.
- Сообщение обучающегося на тему «Активный образ жизни и проблемы старения».
Определение зрелого возраста становится все более расплывчатым по мере того, как увеличивающаяся продолжительность жизни, более здоровый образ жизни и меняющиеся взгляды на мир отодвигают начало зрелости и увеличивают ее продолжительность. В среднем началом зрелого возраста считается 36 лет для мужчин и 39 для женщин, однако большинство людей не относят себя к этой категории, пока не перешагнут 40 – летний рубеж.
За последнее столетие средняя продолжительность жизни увеличилась примерно на 70% в основном за счет снижения детской смертности. Возросла и продолжительность жизни людей зрелого возраста – на 40 – 60 %. Средний возраст женщин детородного периода сегодня составляет 28 лет. Все больше 30 – 40 – летних семейных пар считаются молодыми семьями.
Середина жизни – это также возраст, когда человек достигает пика своей карьеры и финансового успеха.
Расширяются перспективы и для последующих лет жизни, поэтому многие люди продолжают вести активную профессиональную, общественную и личную жизнь, когда им далеко за 60 лет.
Долгий период зрелого возраста стал восприниматься как расцвет жизни, а не как начало старости.
ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД
У подростков происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. Эта перестройка связана с интенсивным образованием гормонов и с половым созреванием. У мальчиков в возрасте 13 – 15 лет происходит развитие мускулатуры спины и груди, увеличивается масса тела, уменьшается толщина подкожного жирового слоя. Формируется брюшной тип дыхания: у мальчиков вдох происходит в основном за счет сокращения мышц диафрагмы живота. Ломается голос, пробиваются усы и борода, волосы на лобке и в подмышечной впадине. У мальчиков в ночное время начинает происходить извержение семени из мочеиспускательного канала – поллюция. Промежутки между поллюциями составляют 7 – 14 дней.
У девочек в возрасте 11 – 14 лет, наряду с развитием мышечной системы, равномерно увеличивается подкожный жировой слой, формируется грудной тип дыхания, т.е. вдох происходит в основном за счет сокращения межреберных мышц. У девочек развиваются грудные железы, начинается менструальная функция. Внешне она проявляется в периодических, возникающих через равные промежутки времени кровотечениях из матки (менструации). По существу это – отражение сложного физиологического процесса, который состоит в регулярно повторяющихся глубоких изменениях в женском организме. Они вызваны тем, что в женском организме периодически созревает яйцеклетка. Если она не оплодотворяется, возникает менструация.
В это время у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражительность, наблюдается расстройство сна. Разумные советы родителей и учителей, тактичное отношение друг к другу, внимательное и заботливое отношение к девочкам помогают тому, чтобы переходный период проходил без серьезных расстройств и осложнений.
Усиленное выделение гормонов у подростков, в особенности из коры надпочечников, поддерживает в организме подростка состояние высокой активности. Могут возникнуть резкие колебания артериального давления, неприятные ощущения в различных частях тела, снижение аппетита, частые смены настроения. Такое напряжение снимается различными видами спорта, участием в кружках самодеятельности, моделирования, выполнением интересных общественных дел, приобщением к домашнему труду.
В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера, а также нравственное формирование личности. Этому способствует правильный, здоровый режим, спокойная обстановка, доброжелательность со стороны окружающих людей, интересные для подростка занятия, воспитание в себе высоких моральных качеств.
Активный образ жизни и проблемы старения
Определение зрелого возраста становится все более расплывчатым по мере того, как увеличивающаяся продолжительность жизни, более здоровый образ жизни и меняющиеся взгляды на мир отодвигают начало зрелости и увеличивают ее продолжительность. В среднем началом зрелого возраста считается 36 лет для мужчин и 39 для женщин, однако большинство людей не относят себя к этой категории, пока не перешагнут 40 – летний рубеж.
За последнее столетие средняя продолжительность жизни увеличилась примерно на 70% в основном за счет снижения детской смертности. Возросла и продолжительность жизни людей зрелого возраста – на 40 – 60 %. Средний возраст женщин детородного периода сегодня составляет 28 лет. Все больше 30 – 40 – летних семейных пар считаются молодыми семьями.
Середина жизни – это также возраст, когда человек достигает пика своей карьеры и финансового успеха.
Расширяются перспективы и для последующих лет жизни, поэтому многие люди продолжают вести активную профессиональную, общественную и личную жизнь, когда им далеко за 60 лет.
Долгий период зрелого возраста стал восприниматься как расцвет жизни, а не как начало старости.
Источник