Упражнения развитие речи у ребенка
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).
Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.
Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.
Итак, игры и упражнения для развития речи:
1. Пальчиковые и жестовые игры
Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:
ОТ 1 ГОДА
ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ
Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:
- На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
- Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
- Показываем «да», «нет» движением головы;
- Показываем «спасибо» кивком головы;
На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
- Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
- Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
- Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
- Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
- Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
- Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
- Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
- Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»
2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики
Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:
ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4
ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ
3. Артикуляционные упражнения
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:
Задувать свечку;
Дуть в дудочку;
Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
Надувать мыльные пузыри;
Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):
- «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
- «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
- «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
- «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
- «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
- «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
- «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
- «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.
4. Игра «Кто в домике живет»
На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.
5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.
Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
***
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.
6. Дыхательная гимнастика
(примерно с 1,5 лет)
Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
- Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
- Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
- Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
- Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
7. Чтение книг
Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.
Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ
8. Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.
Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.
9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!
Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.
Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.
10. Постоянно разговаривайте с ребенком!
Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.
Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).
Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.
Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие – «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.
На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!
На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.
Искренне ваша, Яна Разначенко
УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА
КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ
Источник
Упражнения для развития речи
Развитие слуха
Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.
Упражнение №1. “Назови слова” (для развития слуховой дифференцировки).
Задание №1.
“Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А” (Т, О, Р, К и т.д.).
Задание №2.
“Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П” (И, О, С, Л и т.д.).
Задание №3.
“Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л” (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).
Упражнение №2. “Хлоп-хлоп” (обучение звуковому анализу слова).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
- “Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши”.
Вариант: ребенок должен “поймать” звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
- “Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г – хлопни 2 раза”.
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
Упражнение №3. “Играем со словом” (обучение звуковому облику слова).
Задание №1.
“Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове “лягушка”, “флаг”, “стол” и т.д.”.
Задание №2.
“Назови, какой звук первый / последний в слове “луч”, “сила”, “диван” и т.д.”.
Задание №3.
“Назови все звуки по порядку в слове “небо”, “туча”, “крыша” и т.д.”.
Задание №4.
“Какой звук в слове “рыбка” стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.”.
Упражнение №4. “Путаница”.
“Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую “раз-два”
И приказываю вам
Всех расставить по местам”.
Спросите у ребенка: “Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?”
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное – подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение №5. “Придумай новое слово”.
Задание: “Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом дым”.
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Упражнение №6. “Кружок”.
Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: “Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово “мак”. Сколько кружков надо нарисовать? Три”.
Образец: МАК – 000
Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове “конь” букв 4, а звука три – [к – о – н’]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.
Упражнение №7. “Длиннее-короче”.
Задание: “Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово – это не вещь. Вот, например, слово “нос”. Его можно сказать, а можно написать – но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать”.
Слова для сравнения: стол – столик, карандаш – карандашик, усики – усы, пес – собака, хвост – хвостик, змея – змейка, червяк – червячок.
Развитие словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.
Упражнение №8. “Игра в слова”.
Задание №1.
“Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты” (овощи, деревья, цветы, диких и домашних
животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
Задание №2.
“Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель – метет, а гром – …, ветер – …, а снег – …, дождь – …, а солнце – …”.
Не забудьте при каждом ответе спрашивать: “А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?” Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Затем можете повторить ту же игру наоборот: “Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?” Упражнение №9. “Признак”.
Задание №1.
“Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?”
железо – бумага – дерево – снег – пух – стекло –
Задание №2.
“Назови другой предмет, такой же белый, как и снег”.
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый,
как и дыня).
Задание №3.
“Сравни:
по вкусу – лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету – гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности – веревку и нитку, камень и глину;
по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте – куст и дерево, гору и холм”.
Упражнение №10. “Угадайка”.
Задание: “Отгадай загадку:
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит –
Сядет и укусит.
(Комар)
Круглый, полосатый, С огорода взятый. Сахарный и алый стал –
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)
Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это”.
Упражнение №11. “Слова-приятели” (упражнение на синонимы).
Задание №1.
“Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?” (Грустный) “Ценный – это какой? Жесткий – это какой?” Задание №2.
“Каким словом можно заменить слово “конь”? Слово “врач”, “чашка”, “пища”?”
Задание №3.
“Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?”
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
Упражнение №12. “Слова-неприятели” (упражнение на антонимы).
Задание: “Скажи наоборот:
холодный, чистый, твердый, толстый; тупой, мокрый, старший, светлый; просторный, враг, верх, проиграть; поднять, день, утро, весна; зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно; темно, сел, взял, нашел; забыл, уронил, насорил, выпрямил.
Упражнение №13. “Один и много” (изменение слов по числам).
Задание №1.
“Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу “карандаш”, а ты должен сказать “карандаши”.
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо; ребенок, человек, стекло; имя, весна, друг.
Задание №2.
“А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты – один”.
когти, облака, воины, листья; цветы, пилы, молодцы, стебли.
Упражнение №14. “Уменьшение”.
Задание: “Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч – это мячик, а маленький стол – …”.
трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.
Упражнение №15. “Закончи слово”.
Задание: “Отгадай, какое слово я хочу сказать? По…” (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.
Упражнение №16. “Объясни слово”.
Задание: “Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?”
нож, шляпа, мяч, письмо; зонтик, подушка, гвоздь, осел; мех, алмаз, соединить, лопата; меч, неприятность, храбрый, герой; стихотворение, азартная игра.
Цель этого упражнения – научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.
Развитие грамматических навыков
Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.
Упражнение №17. “Кто? Что?” (составление предложений по разным моделям).
Задание: “Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,
Кто? Что делает? Что?
Например: Кошка лакает молоко”‘.
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
Упражнение №18. “Закончи предложение”.
Задание: “Попробуй угадать конец фразы”.
Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… . В саду растут цве… . У нас есть петух и … . Зимой бывает хо… .
Упражнение №19. “Добавь слова” (распространение предложений).
Задание: “Сейчас я скажу предложение. Например, “мама шьет платье”. Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?” Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.
Упражнение №20. “Составь фразу” (образование предложений из слов).
Задание №1.
“Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро”.
Задание №2.
“Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?”
- Дымок, идет, трубы, из.
- Любит, медвежонок, мед.
- Стоят, вазе, цветы, в.
- Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Упражнение №21. “Пропавшие слова”.
Задание: “Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие “.
- Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .
- Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .
- Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .
Упражнение №22. “Найди ошибку”.
Задание №1.
“Послушай предложения и скажи, все ли в них верно”.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
Задание №2.
“Как нужно исправить предложение?”
Упражнение №23. “Объясни”.
Задание: “Послушай фразу:
Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна.
Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.
Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.
Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.
Кто что рисовал? Объясни”.
Упражнение №24. “Что имеется в виду?” (тренировка на понимание переносного смысла).
“Скажи, как ты понимаешь эти выражения:
железный топор – железный человек золотая стрела – золотые руки ядовитый укус – ядовитый взгляд острый нож – острое слово низкий стол – низкий поступок черствый хлеб – черствый человек”.
Упражнение №25. “Правильно или нет?”.
Задание: “Как ты думаешь, можно ли так сказать?”
Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.
Спросите ребенка: “Почему предложения неточные?” Упражнение №26. “Где начало рассказа?”
Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок.
Задание: “Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она”.
Упражнение №27. “Рассказ по картинке”.
Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.
Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.
Важно ?