Упражнения по развитию звукопроизношения ребенка
Ирина Двоеглазова
Игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения
Иры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения.
1. Голосовые игры. Игры сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции и автоматизации произношения звуков. Например, игра «Путешествие».
Мы на машину сядем и заведем мотор.
Повезет машина нас за большой забор.
(дети имитируют звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса)
На машине ехали, город весь проехали.
Проезжали косогор – у нее заглох мотор (замолкают).
Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.
С ветерком там поиграет и на землю всех вернет.
(дети тянут гласный «у» с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука: вверх, волнообразно и вниз)
Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (дети тянут «ту-ту-у-у»).
Набирает поезд ход (дети произносят «чух-чух» с ускорением или замедлением темпа,
Свою песенку поет (произносят на выдохе «пш-ш-ш»).
На лошадке верхом все поскачем мы потом,
(дети щелкают языком, изменяя форму губ – вытягивают трубочкой и растягивают в улыбке,
Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?
Тпру-у-у!
2. Игры – инсценировки развивают интерес ребенка, его творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Вытянула киска лапки, (вытянуть руки)
А на лапках – цап-царапки, (показать коготки)
Царапульки, цап-цап-цап! (поработать пальчиками)
Киска когти поточила, (потереть ногти друг о друга)
Поточила, спать легла. (руки под голову)
Крепко кисонька уснула
И во сне произнесла: «Мяу!» (руки вытянуть резко вперед)
3. Упражнения на координацию речи с движением. Например, игра с ложками – произнесение слогов с игрой на ложках, два слога произносятся тихо, третий – громко.
Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?
Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!
Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.
Игра «Имена».
• дети стоят в кругу и каждый называет свое имя
• назвать имя четко по частям
• с хлопками
• со шлепками
• по частям с закрытыми глазами
• только в звучащих жестах без произнесения
• произнести имя в ласкательной форме
• первые части произносить, а окончание «сдуть с ладошек» (НА-ТА-подуть)
• все одновременно произносят имя, педагог показывает динамику ладонями
• все ходят и произносят имя,но по знаку педагога надо замолчать и выполнить задание: присесть, подойти к окну и др.
4. Чистоговорки. Например, игра «Слон на арене». Дети шагают по залу.
Лю-лю-лю! Лю-лю-лю! Хоботом дудеть люблю!
Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! Даже танцевать люблю!
Трам-ра-рам! Трам-ра-рам! Люблю кашу по утрам!
Ам-ам-ам! Ам-ам-ам! Песни сочиняю сам!
Ту-ю-ю! Ту-ю-ю! На одной ноге стою!
Бу-бу-бу! Бу-бу-бу! Достаю свою трубу!
Ас-ас-ас! Ас-ас-ас! Вальс сыграю я для вас!
Ас-ас-ас! Ас-ас-ас! Приглашаю вас на вальс!
5. Массаж биологически активных зон «Снегири».
Ра-ра-ра – погляди-ка детвора (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирают лоб движениями в стороны –к центру.)
Ря-ря-ря – взошла красная заря (Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами).
Ре-ре-ре – растет рябина на горе (Кулачкамиэнергично провести по крыльям носа 7 раз).
Ри-ри-ри – клюют рябину снегири (Пальчиками легко пробежаться по щекам).
6. Развитие речевого дыхания и голоса.
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабой – Ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з-з» (с усилением голоса).
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).
Тяжело стонут дубы: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш» .
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
7. Игры на автоматизацию, дифференциацию и закрепление звуков в словах и предложениях. Например, автоматизация звука «ч» в игре «Воробьи и автомобиль».
Дети (воробьи) сидят на стульях (в гнездышках) и спят.Воспитатель говорит:
«В гнезде воробушки живут, рано утром они встают, зернышки весело клюют».Дети продолжают: «Чик-чирик! Чик-чик!» Дети – «воробьи» разбегаются по комнате, «клюют зернышки, летают». На сигнал – «гудок автомобиля» дети возвращаются на свои места.
Игра «Козленок» (закрепление звука «з»)
Козленка выбирают по считалке: «Козлик, козлик, выходи и немного поводи». Дети стоят в кругу, в центре круга – «козленок».
Дети: «Выходи, козленок мой, поиграем мы с тобой».
Козленок: «Ме-ме-ме, играть люблю, вот возьму и догоню».
Дети разбегаются, а козленок их ловит. Пойманные дети называют слово со звуком «з». Игра продолжается.
Источник
Коррекция звукопроизношения.
1. « ЗАБОР»
Цель: подготовить артикуляцию свистящих звуков; активизировать губы.
Методические рекомендации: просим ребенка улыбнуться и показать зубы, м/у зубами д/б расстояние, поддерживаем под счет.
Следить чтобы не были зубы прикусы (было расстояние м/у зуб.) не морщился нос. «Хотим проверить щель»
2. «ОКНО» Цель: дать функциональную нагрузку на круговую мышцу рта.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР» медленно открывать рот так чтобы зубы были видны. Функциональная нагрузка на жевательную мышцу и на круговые движения рта. 2-3 упражнения. Если рот открывается недостаточно проводим такое упражнение: «Хотим проверить щель» проводим пальцем
3. «МОСТ»
Цель: формируем нижнее положение языка для свистящих звуков.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР» выйти к положению «ОКНО» и расположить язык внизу у нижних зубов, следить чтобы язык не убежал в глубь рта, зубы были видны, язык не должен поднят не выше зубов. Кончик языка у шейки нижних зубов.
4.«ПАРУС»
Цель: выработать позицию языка, растянуть подъязычную связку.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР» выполняем «ОКНО», «МОСТ» и с положения «МОСТ» широкий язык в альвеолы, бугарки за верхними резцами (как бы произносим звук (д) про себя. Следить чтобы язык не провисал. Если провисает не будет вибрировать. Язык веером не провисает. Если укороченная подъязычная уздечка то проводим это упражнение.
5. «ТРУБОЧКА» (губами)
Цель: выработать плотное смыкание круговых мышц рта.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР», плотно сомкнуть губы ,следить чтобы
челюсть не опускалась.
6.«ЗАБОР- ТРУБОЧКА»
Цель: выработать переключение с одной артикуляции на другую.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР» выполняем упражнение «ТРУБОЧКА» Эти чередования повторить 3-5 раз. Следить чтобы каждое движение было четким с напряжением.
7. «ЛОШАДЬ ЦОКАЕТ»
Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка у альвеол.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР» выполняем «ОКНО», «МОСТ»,
«ПАРУС», рукой удерживать подбородок. Выполнить пощелкивание языком, но так чтобы
язык не опускался вниз и не выглядывал м/у зубами.
8. «МОЛОТОК»
Цель: укрепить кончик языка, вызвать вибрацию у альвеол (бугарков за верхними резцами)
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР» выполняем «ОКНО», «МОСТ», «ПАРУС», удерживаем подбородок рукой, постукиваем языком по альвеолам произнося
звук (д). Следить чтобы язык не опускался вниз и нее выглядывал м/у зубами, чтобы не было
носового оттенка.
Примечание: если у ребенка горловоей звук (р), то это упражнение выполняем от звука(т).
Чтобы не работали голосовые связки.
9. «ДЯТЕЛ»
Требует включения пальцевых упражнений. Включаем ведущую руку и палец. Палец делает
круговые движения (указат. палец) чтобы уметь делать вибрацию, движения прямым пальцем.
Цель: вызывать вибрацию кончика языка, дифференцированное движение кончика языка.
Методические рекомендации: ребенок за логопедом пытается воспроизвести ритмические удары по столу рукой; из положения «ЗАБОР» выполняем «ОКНО», МОСТ», «ПАРУС», «МОЛОТОК»,выполняем серию движений удары языком по альвеолам (д—д-д-д-д, д—д-д-д-д)
5-6 раз.
10. «ПУЛЕМЕТ»
Цель: по подражанию вызывание звука (Р)
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР» выполняем «ОКНО», «МОСТ», «ПАРУС», «МОЛОТОК», «ДЯТЕЛ», выполняется сильный выдох на кончик языка
(д-д—д-д-д-др, д-д—д-д-д-др)
Используем механическую помощь. Если не получается по подражанию то мы помогаем
мех. пом. В виде шприца, зонда. Ребенок должен встать при использовании механической помощи. Желательно чтобы имел опору для спины. Вибрировать только по кончику языка под
углом 45%. 1-н вид помощи языком- проводим под языком. 2-ой не отрывая вибрируем.
В момент когда ребенок произносит «ДЯТЕЛ» включаем механическую помощь- используем
руку ребенка (руки мыть ребенка)
После выполнения этих упражнений улучшается дикция ребенка. Вибрирует только кончик языка, но не весь язык.
11. «ЛОПАТА»
Цель: подготовить для артикуляции шипящих звуков, умение язык удерживать язык широким.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР», «МОСТ» ( выполнить) просим выдвинуть язык на нижнюю губу и удержать его широким, для того чтобы снять гиперкинезы
используем шпатель, по языку пошлепываем. Когда ребенок научится удерживать широким то под счет до 5-ти.
12. «ЛОПАТА КОПАЕТ»
Цель: подготовить к артикуляции «ЧАШЕЧКА», к артикуляции шипящих.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР», «ОКНО», «МОСТ», «ЛОПАТА» ребенка
просим немного поднять язык не отрывая от нижней губы, следить чтобы был широким и не убирался в глубь рта.
13. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: формирование положения языка «чашечка» на верхней губе.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР», выполняем «ОКНО», «МОСТ», «ЛОПАТА КОПАЕТ» (зубы все время видны) просим поднять широкий язык и приклеить к верхней губе. Затем ребенку предлагаем облизовающие движения по верхней губе, не отрывая язык от губы.
14. «ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР»
ЦЕЛЬ: по подражанию вызываем шипящий звук.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР» выполняем «ОКНО», «МОСТ», «ЛОПАТА», «ЛОПАТА КОПАЕТ», «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» просим язык спрятать под альвеолами (за верхними зубами , образуя щель м/у альвеолами —————————————.
Следить язык не очень далеко ушел внутрь и не у зубов. Просим ребенка положить руку под подбородок, и подуть.
15. «ФОКУС»
Цель: выработать сильный сильный воздушный толчок, необходим для вызывания шипящих звуков.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР», выполняем «ОКНО», «МОСТ», «ЛОПАТА», «ЛОПАТА КОПАЕТ», «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Из этого положения просим сильно выдохнуть на язык (к носу приклеиваем ватку, чтобы ватка слетела). Ребенок ощущает
теплый воздушный поток.
16. «ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР»
Цель: вызвать по подражанию свистящий звук.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР» выполняем «ОКНО», «МОСТ», (язык находится внизу) затем предлагаем ребенку вернуться положению «ЗАБОР», (рука распологается у рта) и просим ребенка сильно подуть на язык. Рука ощущает холодный воздух.
17. «ПАРОХОД»
ЦЕЛЬ: подготовить артикуляцию для звука «л»
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР», выполняем «ОКНО», «МОСТ», «ЛОПАТА», просим ребенка закусить язык и произносить звук (Ы).
При произнесении звука (ы) корень языка поднимается как при произнесении звука (л), чего мы и добиваемся.
18. «ПАРОХОД ГУДИТ»
Цель: по подражанию вызвать межзубный звук (л) (потом легко убирается за зубы)
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР» выполняем упражнения «ОКНО», «МОСТ», «ЛОПАТА», «ПАРОХОД», резко открываем рот и произносим звук (а), в момент отрыва слышим звук (л)
19. «МАЛЯР»
Цель: выработать дифференцированное движение кончика языка,и умение выполнять переднезаднюю артикуляцию, растяжение подъязычной связки.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР» выполняем «ОКНО», «МОСТ», «ПАРУС», (следим чтобы язык был широким) просим ребенка погладить небо в передне –заднем направлении, при этом рука удерживаем подбородок.
Эти упражнения применяем по мере необходимости. Если ребенок не может найти место.
Если не дифференцирует твердые и мягкие звуки. Мягкие имеют переднюю позицию (язык вперед тянет). Твердые имеют заднюю позицию (язык тянет назад). Это не касается звуков (л-л), это разные артикуляции.
20. «КАЧЕЛИ»
Цель: дифференцировать верхнее и нижнее положение языка.
Методические рекомендации: из положения «ЗАБОР» выполняем «ОКНО», «МОСТ», и «ПАРУС», чередовать положение «МОСТ»- «ПАРУС» 5-6 раз; ребенок должен удерживать
подбородок выполняет только язык.
ПРИМЕЧАНИЯ: для детей с нарушением звукопроизношения -это значит готовится более быстрыми по времени темпами коррекция звукопроизношения, и часто подготовлевая артикуляцию уже спонтанно сами возникают звуки (у дислаликов); у дизартриков улучшается
дикция. Работая над одной группой, другие группы улучшаются.
У детей с дизартрией м/о начинать со звука (Р)
Основной артикуляционный уклад:
-нижняя артикуляция для свистящих, вместе с ними идут автоматизация всех нижних звуков;
-средняя артикуляция (альвеолярная)-(Р,Л);
-верхняя артикуляция для шипящих звуков.
Источник
В статье собраны и систематизированы различные артикуляционные гимнастики, игры и упражнения, а также чистоговорки и скороговорки, предназначенные для использования педагогами, работающими с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Они направлены на развитие артикуляционного аппарата на занятиях по развитию речи с детьми, имеющими проблемы в звукопроизношении. В этом хорошо помогают тренировочные упражнения, представленные в данной статье.
Автор-составитель
Большакова Г.Л., учитель начальных классов ГУ «Школа-интернат №10 общего типа ОО Бурабайского района» г. Щучинска.
СОДЕРЖАНИЕ: стр.
Теоретическая часть……………………………… 4
Из опыта работы……………………………………5
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой…………………………………………6
Сказочные истории из жизни Язычка…………… 7
Артикуляционные гимнастики и упражнения, основанные на звукопроизношении…………………………… 8
Артикуляционные игры и упражнения, основанные на воображении и представлении……………………11
Артикуляционные игры и упражнения, основанные на сюжетно – ролевых играх………………………….12
Чистоговорки……………………………………….. 13
Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки………………………………………………14
Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку…………………………………..17
Скороговорки………………………………………….. 19
Заключение……………………………………………..23
1. Теоретическая часть и актуальность
Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт. Часто у детей с проблемами в звукопроизношении наблюдается задержка в психическом развитии.
Развитие правильного звукопроизношения очень важно и при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками письма в школе.
Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимости работы по обучению детей правильному звукопроизношению. В этом хорошо помогают различные тренировочные упражнения, такие как:
– Артикуляционные гимнастики и упражнения.
– Чистоговорки.
– Скороговорки.
2. Из опыта работы.
1. Артикуляционные гимнастики и упражнения.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”.
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво.
4. Так же эти упражнения помогут детям с врожденной и приобретенной тугоухостью развивать артикуляционный аппарат.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:
– Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения не менее 5-6 раз.
– Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.
– Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).
– Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).
– Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. Проводя с ребёнком упражнения и гимнастики для развития его речевого аппарата и профилактики речевых проблем, нужно помнить следующее: надо начинать занятия со статических упражнений (где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) и переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. Упражнения для губ можно делать в любом случае.
Далее приводятся различные игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата, следствием чего является улучшение звукопроизношения, которые целесообразно использовать на занятиях по развитию речи.
* Сказочные истории из жизни Язычка.
История №1 “Домик для Язычка”.
Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашёл Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) – первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики.
Как они называются? Правильно, это щёки. А потолок был твёрдым и назывался нёбо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков.
История №2 “Язычок делает ремонт”.
Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь – губы, а потом вторую – зубы. После этого он тщательно протирал их сначала с наружной, а потом с внутренней стороны (дети под руководством учителя делают соответствующие движения, то есть проводят языком по внутренней и наружной стороне губ и зубов). Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было хорошо и для этого он крепко прижимал кисточку ( широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд – назад – упражнение “Маляр”). Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен – щёк обоями. Делал он это очень аккуратно (дети двигают язычок сверху вниз по внутренней стороне обеих щёк).
После ремонта Язычок мыл пол (дети двигают кончик язычка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов, открыв при этом рот).
* Артикуляционные гимнастики и упражнения, основанные на звукопроизношении.
– Толстый колокольчик (ла-ла-ла), тонкий колокольчик (ля-ля-ля).
– Шарик (т-ссс).
– Пароход (ч-ч-ч).
– Солдат (та-та-та), солдаты (да-да-да).
– Ветер (в-в-в, ф-ф-ф).
– Чайник (пых-пых).
– Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф).
– Машина (пи-пи-пи).
– Гудит пароход (ы-ы-ы – громко – большой, ы-ы-ы – тихо – маленький).
– Большой молоток (д-д-д), маленький молоточек (мь-мь-мь).
– Стук колёс большого поезда (т-т-т), стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть).
– Стук часов (тик-так, тик-так).-
– Песенка большого мотора (р-р-р), песенка маленького моторчика (рь-рь-рь).
– Песенка большого комара (з-з-з), песенка маленького комарика (зь-зь-зь).
– Песенка большого насоса (с-с-с), песенка маленького насосика (сь-сь-сь).
– Песенка ветра (ш-ш-ш).
– Песенка жука (ж-ж-ж).
– Дрожим от холода (в-в-в).
– У врача (а-а-а).
– Девочка кормит цыплят (цып-цып).
– Птенчики (ти-ти-тисс).
– Гусь злится (ш-ш-ш).
– Змея (щ-щ-щ).
– Курочка (ко-ко-ко).
– Мурка (кис-кис).
– Лошадка скачет (цоканье).
– Цыплёнок (пи-пи-пи).
– Гусь (га-га-га).
– Кукушка (ку-ку, ку-ку).
– Кошка (мяу-мяу-мяу),
– Лошадка (и-го-го).
– Лягушка квакает (ква-ква-ква)
– Козлёнок зовёт маму (ме-е-е – тихо), мама-коза отвечает козлёнку (ме-е-е – громко).
– Мычит телёнок (му-у-у – тихо).
– Ягнёнок зовёт маму (бе-е-е – тихо), овечка – мама зовёт ягнёнка (бе-е-е – громко).
– Петух на заборе (ку-ка-ре-ку).
– Волк воет (у-у-у).
– Собака лает (аф-аф-аф).
*Артикуляционные игры и упражнения, основанные на воображении и представлении.
– “Футбол” (Играем в футбол – забиваем голы то в левые ворота, то в правые. Нужно ударять язычком по-очереди то в левую щёку, то в правую).
– “Грибок” (Язык представляем в виде гриба. Для этого язычок присасывается к нёбу и удерживается в таком положении. При этом нужно открыть рот как можно шире, не отрывая язычок от нёба).
– “Сладкое варенье” (Облизываем языком сначала нижнюю губу, а потом верхнюю. И так несколько раз).
– “Иголочка” (Превращаем язычок в иголочку. Вытягиваем его вперёд как можно дальше).
– “Часики” (Язычок – стрелочка. Вытягиваем его вперёд и водим им влево – вправо).
– “Толстый – тонкий” (становимся то толстыми, то тонкими. Для этого сначала надуваем губы как можно сильнее, то втягиваем их вовнутрь как можно сильнее).
– “Забор – дудочка” (Сначала растягиваем губы в стороны, показываем зубы. Это забор.
Затем вытягиваем губы трубочкой и гудим: “у-у-у”).
* Артикуляционные игры и упражнения, основанные на сюжетно – ролевых играх.
– “Снежинка”. У каждого ребёнка на ладошке лежит снежинка, вырезанная из бумаги. Рука мёрзнет, поэтому снежинку нужно сдуть. А так как она очень маленькая и лёгкая, то сдувать её нужно очень осторожно. Поэтому дуть будем на неё вот так: сомкнуть губы, произнести звук п один раз. Не сдули. Тогда произносим звук п несколько раз подряд, пока снежинка не слетит: п-п-п.
– “Греем руки”. Можно эту игру использовать как продолжение предыдущей. А можно придумать новый сюжет. Например такой: мы лепили снеговика и у нас очень замёрзли руки. Нужно их согреть. Подносим руки ко рту и дуем на них вот так: х-х-х. – “Подуй на шарик”. Представим, что у нас на ладошках лежит воздушный шарик. Объявляется соревнование, кто быстрее сдует его. Но сдувать нужно аккуратно и медленно.
– “Лошадки”. Дети, изображая лошадок, стоят в “конюшне”. Учитель говорит: “Наступило утро. Все лошадки идут гулять”. Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу: “Лошадки идут домой!” – дети произносят “и-го-го” и быстро бегут в “конюшню”.
– “Автомобили”. Дети делятся на две группы и становятся дуг за другом у противоположных стен. На команду: “Поехали!” дети, изображая руками движения руля, идут друг за другом навстречу. Встречаясь, они дают сигналы “Би-би, би-би”, чтобы автомобили не столкнулись.
2. Чистоговорки.
Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.
Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.
Далее приводится примерный набор чистоговорок, которые можно использовать на занятиях по развитию речи для развития правильного звукопроизношения.
* Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки.
– Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
– Ду-до-да – гудят провода.
– Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
– Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
– За-за-за – уходи домой коза.
– Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
– Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
– Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
– Же-же-же – дождь пошёл уже.
– Ло-ло-ло – на улице тепло.
– Ма-ма-ма – дома я сама.
– Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
– Му-му-му – молока кому.
– Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
– Мы-мы-мы – прочитали мы.
– Оль-оль-оль – мы купили соль.
– Ми-ми-ми – поём ноту ми-и-и.
– Ра-ра-ра – Кате спать пора.
– Са-са-са – бегает в лесу лиса.
– Ры-ры-ры – летают комары.
– Ос-ос-ос – на поляне много ос.
– Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
– Су-су-су – было холодно в лесу.
– Ор-ор-ор – подмели мы двор.
– Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
– Ри-ри-ри – на ветке снегири.
– Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
– Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
– Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу.
– Чу-чу-чу – погасить пора свечу.
– Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
– Оч-оч-оч – наступила ночь.
– Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи.
– Уч-уч-уч – нас разбудит солнца луч.
– Ща-ща-ща – я несу домой леща.
– Ли-ли-ли – тополя видны вдали.
– Ащ-ащ-ащ – я надела плащ.
– Ле-ле-ле – много их у нас в селе.
– Ля-ля-ля – но от них в пуху земля.
– Са-са-са – ой-ой-ой! Летит оса!
– Ля-ля-ля – все мы любим тополя.
– Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
– Су-су-су – видел кто из вас осу?
– Та-та-та – у нас дома чистота.
– Сы-сы-сы – мы не видели осы.
– Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
– То-то-то – сели мы играть в лото.
– Си-си-си – в водоёме караси.
– Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
– Ся-ся-ся – вот поймать бы карася.
– Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
– Се-се-се – карасей ловили все.
– Ать-ать-ать – мы идём гулять.
– Ся-ся-ся – не поймали карася.
– Шу-шу-шу – я письмо пишу.
– Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
– Ша-ша-ша – мама моет малыша.
* Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.
– Зачем у маленькой хозяйки-
Зелёный зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб спрятаться от волка
Под этим зонтиком из шёлка.
– Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
– Лежат ежи у ёлки,
У ежат иголки.
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
– Совершил сверчок скачок –
Заскочил он на сучок.
“Не хочу попасть в сачок,
Я не бабочка – сверчок!”
– Щебетал щегол и щёлкал,
Раздувал, как шарик, щёки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
– Полосатые матрасы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала,
Полосатой речка стала.
– В небе громко гром гремит –
Громко нам гроза грозит.
Не гремите, не грозите,
Дождём грядки напоите.
– Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе,
Прорычали, промолчали –
И проснулись на заре.
3. Скороговорки.
Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Но попробуйте сразу правильно и быстро произнести любую скороговорку.
Например:
Водовоз вёз воду из водопровода.
Получилось? Не тут-то было. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.
Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.
– Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.
– Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.
– Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.
Для интересного введения скороговорки на занятии можно использовать разные сказочные персонажи, например, сорока Маруся – чемпион по произношению скороговорок. Также существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям:
– Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.
– Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать, и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Это весёлые стишки, с которых можно начать знакомство со скороговорками.
Далее приводится примерное собрание скороговорок, которые можно использовать на занятиях по развитию речи.
– Водовоз вёз воду из водопровода.
– Грабли – грести, метла – мести.
Вёсла – везти, полозья – ползти.
– Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
– На дворе – трава, на траве – дрова.
Не руби дрова на траве двора.
– Перепёлка перепелят прятала от ребят.
– Проворонила ворона воронёнка.
– У Кондрата куртка коротковата.
– У осы не усы, не усищи. А усики.
– Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали.
– Белые бараны били в барабаны.
– Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.
– До города дорога в гору, от города – с горы.
– Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
– У ежа – ежата, у ужа – ужата.
– Слишком много ножек у сороконожек.
– У зайки Бубы заболели зубы.
– У Ивашки рубашка,
У рубашки – кармашки.
– Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
– Котик ниток клубок закатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.
– Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы три недели карамель на мели ели.
– Говори попугай попугаю: “Я тебя попугай попугаю12
Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай!”
– Из-под пилки сыплются опилки.
– Купила Маруся бусы бабусе.
– Цыплята и курица пили чай на улице.
– Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
– Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
– От топота копыт пыль по полю летит.
К каждой скороговорке можно добавить наглядное изображение сюжета для упрощения её запоминания и последующего воспроизведения, особенно на начальном этапе.
3. Заключение.
Таким образом, материал, содержащийся в данной работе, может значительно облегчить подготовку к занятиям по развитию речи педагогам, работающим с дошкольниками, младшими школьниками и с учащимися в инклюзивных классах.
25
Источник