Упражнения по развитию произвольного внимания у ребенка

Упражнения по развитию произвольного внимания у ребенка thumbnail

Маленькая девочка сосредоточила внимание на рассматривание камняВ дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Психологи по этому поводу утверждают, что в детстве человек приобретает столько знаний, сколько не получит за всю жизнь. При этом качество приобретаемых знаний будет зависеть от того, насколько полноценно развиты у ребенка психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие). Среди всех свойств психики особое место уделяется вниманию, без которого невозможна ни психическая, ни интеллектуальная деятельность. При правильном подходе к воспитанию тренировку внимания и на его основе внимательности, как качества личности, можно с успехом проводить в домашних условиях. 

Важно! Родителям надо учитывать, что внимание:

  • это направленность на окружающий мир; 
  • обладает свойствами концентрации, устойчивости, интенсивности, распределения, переключения; 
  • основной вид у дошколят ‒ непроизвольное внимание, возникающее спонтанно;
  • главная задача ‒ развивать произвольное внимание, без него невозможно успешное обучение в школе

Правила для тренировки произвольного внимания

Произвольное внимание – особый вид, для его осуществления необходима постановка цели и волевые усилия. У дошколят ни то, ни другое пока не развито. Все это должны развивать родители, обучая самостоятельности дошколенка. Для правильной работы по развитию произвольности внимания в домашних условиях необходимо соблюдение определенных правил:

  1. Постоянство и систематичность занятий. 
  2. Работа над произвольностью трудна для маленьких деток. Чтобы сложные занятия стали привлекательны для детей, начинать надо с простых в исполнении упражнений, постепенно переходя к более сложным. 
  3. Тренировка по развитию произвольного внимания ведется по двум позициям:
  • Специальные упражнения для основных свойств внимания.
  • Особые задания для развития внимательности и устранения истощения внимания.

Самые эффективные упражнения дошколят

В дошкольном возрасте произвольное внимание при правильном подходе развивается очень интенсивно. Родители, предполагающие проведение домашних занятий, должны знать, что каждому возрасту соответствуют свои упражнения и на каждом этапе решаются разные задачи. Если ребенок проявляет нежелание заниматься или сильно утомляется, необходимо отрегулировать сложность и качество заданий, чтобы не допустить истощаемости внимания.

Упражнения для малышей

Малыш сосредоточен на игреМладший дошкольный возраст характеризуется:

  • неустойчивостью внимания; 
  • неумением концентрироваться на объекте;
  • неумением распределить внимание, если присутствует несколько предметов. 

Главной задачей на этом этапе становится воспитание сосредоточенности и устойчивости. Особенностью проявления внимания у малышей является интерес к объекту, причем большинство деток может сосредоточиться на нем в пределах 5 – 7 минут. Как только интерес угасает, исчезает и сосредоточенность на предмете. 

Важно: занимаясь с крохой, родители могут привлечь и удержать внимание на более длительное время яркими эмоциональными переживаниями, связанными с наблюдаемыми предметами. Это может быть новая игрушка, красочная иллюстрация, музыкальное сопровождение, детская песенка, пропетая взрослым.

«Чего не стало?» 

В упражнении отрабатывается сосредоточенность и распределение внимания.
Взрослый предлагает рассмотреть несколько предметов (до 7): игрушки, предметы быта, посуда и т. д. Затем малыш закрывает глазки, взрослый прячет что-либо и спрашивает, какого предмета не стало.
Как вариант упражнения, предметы можно поменять местами, тогда надо дать задание найти, что изменилось.

«Дорисуй картинку» 

Задание вызывает интерес у детей, полезно для отработки концентрированности. Взрослый предлагает малышу изображение знакомого предмета без какой-либо детали: чашка без ручки, стул без ножки, машина без колеса. Ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, чего не хватает, дорисовывает деталь.

«Раз-два-три, упражнение повтори!»

Мама показывает движение и предлагает ребенку повторить Отрабатывается распределение внимания, упражнение можно проводить на улице.
Под знакомую песенку «Если нравится тебе, то делай так…» взрослый показывает движение и предлагает ребенку повторить сначала одно действие, потом сразу два-три, например, взмах то левой, то правой рукой; хлопок ‒ взмахи уже двумя руками, хлопок – приседание.   

«Чем отличаются предметы?»

Классическое упражнение для отработки интенсивности и распределения внимания.
Взрослый предлагает рассмотреть две картинки с изображением одинаковых предметов, но с отличительными деталями. Например, сказочный персонаж в одежде разного цвета, с разными деталями одежды и т. д. Отличий на первых порах должно быть не более 5-6, затем их количество постепенно увеличивается. 

«Найди одинаковые предметы»

Задание аналогично предыдущему, только на картинке изображены несколько однотипных предметов с отличительными деталями. Два предмета среди общего количества одинаковы, их надо найти. Главное для малышей: картинки должны быть без излишних деталей, изображения – знакомыми, например, гномики, машинки. 

«Что перепутал художник?»

Интересное задание направлено на развитие устойчивости и распределения внимания. Предлагается картинка с изображением животных, у которых части туловища перепутаны, например, лиса с заячьим хвостиком, петушок с лапками кошки и т. д. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и назвать ошибки художника.

Упражнения для средних дошколят

У детишек 4-5 лет возрастает устойчивость внимания, вследствие чего увеличивается его объем.

Ребенок увлечен творчеством

  • Средние дошколята могут сосредоточенно заниматься до 20 минут с несколькими предметами: закрашивать сразу несколько изображений на рисунке (сюжетная картинка), заниматься аппликацией (вырезывать, красиво располагать фигурки на листе, приклеивать), играть в сложные сюжетными играми “Семья”, “Больница”, “Стройка”, “Магазин”). 
  • Совершенствуется распределение внимания, дошкольник уже не отвлекается на посторонние объекты и довести дело до конца. В этом заключается самое главное: начинает формироваться произвольность внимания, хотя доминирующим пока остается непроизвольность действий. 
  • В этом возрасте активно развиваются новые виды деятельности (творческая, учебная, трудовая), которые помогают формированию всех свойств внимания. 

Главные задачи ‒ развитие произвольности действий за счет выполнения правил, а также слухового, зрительного, двигательного видов внимания. 

Важно: чтобы не допустить расстройства внимания (рассеянность, истощаемость внимания), во время домашних занятий взрослые не должны перегружать ребенка слишком трудными заданиями, стремясь достигнуть быстрых результатов. 

 «Четыре стихии»

Задание служит формированию слухового и двигательного внимания, можно выполнять на улице. Правила развивают волевые усилия.
С дошкольником договариваются, какие действия будут соответствовать определенным словам: «земля» ‒ руки внизу, «вода» ‒ руки в стороны, «воздух» ‒ руки вверху, «огонь» ‒ вращательные движения кистями рук. 

«Путаница»

В упражнении развивается слуховое внимание, сосредоточенность, распределение. 
Взрослый медленно читает стихотворение, ребенок слушает и называет ошибки. Некоторым детям с первого раза трудно сосредоточиться на тексте, так как нужно приложить волевые усилия, тогда нужно читать стихотворение несколько раз. Для такого задания подбираются авторские стихи или придуманные взрослым.

Стихотворение О. Григорьева

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой,
Угли бьет поварёшкой,
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет! 

«Узнавай и хлопай!» 

Активно развивается распределение внимание, восприятие на слух.
Аналогично предыдущему заданию, родитель и ребенок договариваются, какие действия можно производить при произнесении слов. Среди них нужно найти слово, обозначающее, например, животное или растение, ягоды или фрукты, игрушки и т. д.

Игрушка

  • Машина, роза, волк, игрушка.
  • Яблоко, сумка, лиса, ромашка.
  • Трава, мороженое, медведь, река.

«Сделай одинаковые картинки»

Задание формирует распределение, интенсивность внимания.
Ребенку предлагают дорисовать картинки с изображением одинаковых предметов, на которых не хватает разных деталей: например, у одной машины нет руля, на другом рисунке у этой же машины не дорисован кузов, на третьем – не хватает колеса и т. д. Темой рисунков могут быть игрушки, овощи, фрукты. Психологи предупреждают, что нежелательно использовать для рисунков изображения животных, людей.

Читайте также:  Психофизическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Упражнения для старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте тренировка всех свойств внимания идет очень активно, вследствие этого устойчивость по сравнению с предыдущими возрастными периодами возрастает почти в два раза. Психологи отмечают, что дошкольники могут сосредотачиваться на картинке в течение 10 минут, а само занятие может длиться до 30 минут. 
Старшие дошкольники умеют:

  • распределять свое внимание между сложными объектами в играх, творческой деятельности; 
  • произвольность внимания возрастает настолько, что дети сами умеют управлять своими действиями с помощью планирования; 
  • внимательность приобретает доминирующее значение;
  • может появиться истощаемость внимания при интенсивной деятельности;
  • проявляются зачатки послепроизвольного внимания, когда ребенок самостоятельно возвращается к заинтересовавшей его деятельности: например, рисунок сложного содержания может рисоваться несколько дней, игра может идти с перерывами

Упражнения для тренировки внимания у старших дошкольников опираются на приобретенные знания, умения и навыки в математике, пространственных представлениях, окружающем мире. 
Хорошо подойдут задания на поиск картинки по образцу, поиск отличий в схожих предметах, лабиринты, графические диктанты, таблицы Шульте.

«Счет вслух»

В задании развивается концентрация, распределения, произвольность внимания.
Взрослый предлагает вести счет от 1 до 20, но после определенного количества чисел ребенок говорит «не собьюсь». Например, 1-2-3, не собьюсь, 4-5-6, не собьюсь и т. д. 

«Сделай, как у меня»

Девочка собирает пазлУпражнение направлено на сосредоточенность, произвольность действий.
Взрослый показывает действие и побуждает дошкольника выложить из спичек или мозаики какой-либо узор, цифру, букву, слово.

«Какой цвет, такой предмет»

Хорошо развивает распределение и интенсивность внимания. Взрослый представляет цветные карточки, ребенок должен как можно быстрее назвать предметы соответствующей окраски: зеленый – яблоко, груша, бабочка, лист, лягушка и т. д. 

«Найди, кто спрятался»

Направлено на концентрацию и интенсивность действий.
Родитель предлагает для рассматривания дошкольнику рисунки, в которых спрятались животные, птицы, рыбы, например дерево, в ветвях которых угадываются изображения птиц, леса – фигурки животных. 

«Рисуем треугольники»

Упражнение развивает произвольность, внимательность.
Дошколятам предлагается нарисовать в ряд десять геометрических фигур, например, треугольников. Затем взрослый предлагает следующее задание: закрасить синим цветом второй и четвертый треугольники, третий и шестой красным цветом, а остальные – желтым. 

«Внимательные глазки»

Формируется сосредоточенность, внимательность, распределение внимание.
Взрослый предлагает дошкольнику, внимательно рассматривая рисунок, глазами сосчитать, сколько изображено крестиков и ноликов, которые нарисованы хаотично.

Важно: при подборе подобных упражнений для домашних занятий родители должны учитывать возраст, психологические особенности и подготовленность дошколят. Не нужно спешить и нагружать детей усложненными заданиями, работа должна вестись постепенно. 

Источник

Тамара Цыбульская
Картотека игр и упражнений на развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста

1. Не пропусти животное (растение, профессию).

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

В другой раз можно предложить, чтобы дети вставали каждый раз, когда услышат слово, обозначающее растение. Затем возможно объединение первого и второго задания. Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.

Вариант 1

МАШИНА, МЕДВЕДЬ ПУЛЕМЁТ, КЕНГУРУ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ЛИСА ФОТОГРАФ, ЁЖ, КОШКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, ТИГР, АРТИСТ, СВЕЧА, ЛОСЬ, ОБЕЗЬЯНА, ГАЗЕТА, КОНТРОЛЁР, ШУТКА, РЫСЬ, СОЛНЦЕ, МЫШЬ, ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЗЕБРА, РОЩА, СОБАКА, САМОВАР, ВОЛК, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, ЕНОТ, БОБР, ЛОШАДЬ СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ОВЦА, ПУЛЕМЁТЧИК…

Вариант 2

ДОРОГА, БЕРЁЗА, САМОЛЁТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ВОРОБЕЙ, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, ОДУВАНЧИК, ГОРОД, СОБАКА, КРАПИВА, ВАСИЛЁК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, МИМОЗА…

Вариант 3.

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ЦВЕТОВОД, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ…

2. Летает – не летает.

Цель – формирование внимания, развитие скорости реакции.

Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, летающий объект.

ОКНО, ЛЁД, ВОРОБЕЙ, РАМА, КНИГА, МУХА, ШУМ, ЛОМ, САМОЛЁТ, ДЯТЕЛ, ВОДА, САД, ВЕРТОЛЁТ, ПЕРО, ШЛЯПА, СТРЕКОЗА, ЛАСТОЧКА, КОРОВА, КОМАР, КОШКА, ПЧЕЛА, ПОЛ, РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, РАКЕТА, СТУЛ, ШКАФ, БАБОЧКА ПОЛКА, ХЛЕБ, ОСА

3. Кто за кем?

Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети делятся на 2 команды по 5-6 человек и становятся в 2 шеренги. Один из каждой команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются.

Ведущий подает сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через пять-десять секунд водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят его товарищи. Затем водящий становится в шеренгу, а его место занимает другой ребенок, и так пока все из команды не побывают водящими.

4. Кто быстрее соберет?

Цель – развивать активное внимание.

Игровой материал: предметы различных форм.

Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе. Игроку завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 мин.) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий.

Тот меняет расположение предметов и дает по очереди задание другим игрокам. Собравший быстрее всех считается победителем.

5. Лови – не лови.

Цель – развивать умение распределять внимание.

Игровой материал: светлый мяч, темный мяч.

Процедура игры. Ребята становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются, – светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча.Если бросающий темный мяч говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры.

В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри.

Игра заканчивается тогда, когда останется 2-3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями.

6. Съедобное – несъедобное.

Цель – развивать активное внимание.

Игровой материал: мяч.

Процедура игры. Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты, то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его (“съесть”). Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч не ловится. Если ребенок справился с заданием, то он становится ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку, и бросает мяч.

7. Карлики и великаны.

Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка, то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру “Летает – не летает”.

Читайте также:  Отклонения в развитии речи ребенка предупреждение

8. Найди фото.

Цель – развивать концентрацию и распределение внимания, развитие пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предмет-силуэт» при наличии спорных (похожих на предмет) изображений

Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал (необходимо изготовить по две картинки «фотокарточки» клоунов, с различным изображением лиц)

Процедура игры. Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотокарточки, они оказались перепутанными.Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотокарточек. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотокарточки.

Игра сопровождается хлопками,речевками типа: “Смотри внимательно – найдешь обязательно!”Когда ребенок сделал выбор ему можно задать вопросы: “У тебя какой клоун?” (веселый, грустный и т. д.) “Как бы нам его назвать?” (Плакса, Ворчун, Хохотун и т. д.) “Куда смотрит клоун?” В поисках ответа на заданный вопрос принимают участие все играющие.

9. Будь внимателен!

Цель – стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Игровой материал: соответствующее музыкальное сопровождение.

Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается.

В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и в вперемежку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команды Движение

“Зайчики!” Дети прыгают, имитируя движение зайца

“Лошадки!” Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом

“Раки!” Дети пятятся, как раки (спиной)

“Воробьишки!” Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта птицы)

“Аист!” Стоять на одной ноге

“Лягушка!” Присесть и скакать вприсядку

“Собачки!” Дети сгибают руки (имитация движения, когда собака “служит”) и лают

“Курочки!” Дети ходят, “ищут зёрна” на полу и произносят “ко-ко-ко!”

Занятия проводились в большой комнате, на ковре при помощи музыкального руководителя.

10. Зеваки.

Цель – развитие волевого (произвольного) внимания.

Процедура игры. Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”) останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка. Они объявляются победителями и им все хлопают.

11. Узнай, что это?

Цель – активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно- пространственной ориентировки в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части.

Игровой материал: демонстрационное полотно, раздаточный материал, цв. карандаши, листы для рисования.

Процедура игры: педагог выставляет на демонстрационное полотно картинку с изображением контура верхней части,например: трамвая, предлагая детям внимательно ее рассмотреть и решить, часть чего она им напоминает. Если дети затрудняются с ответом, педагог помогает им подсказками. Затем каждому ребенку раздают листочки, на которых предметы изображены не полностью, и ребенка просят сначала узнать предмет, а затем нарисовать их полностью на отдельных листах.

12. Лабиринты.

Цель – развивать умение концентрировать внимание, связную речь, сосредоточенности, наблюдательности, самоконтроль.

Игровой материал: бланки с лабиринтами, карандаши.

Процедура игры. Ребенку показывают картинку,спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?” Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти домик, в котором живёт её бабушка, помогите найти зайке морковку, мишке – мёд.

Сначала предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием, ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта переходят к более сложному.

13. Путаница.

Цель – развитие зрительного внимания и памяти, зрительно- пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.

Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал (3-4 карточки на каждого ребенка)

Процедура игры. Педагог демонстрирует карточку наложенных контуров различных фигур (например: чайник, зонт, конфета и т. д.). При этом он объясняет детям, что только поначалу все здесь изображенное кажется путаницей. На самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее, контуры нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что же изображено, на карточке «путаницы», надо постараться проследить контур каждого изображения очень внимательно. Педагог проводит по линиям несколько раз, пока дети не узнают и не назовут предмет. Когда дети узнают первый предмет, педагог выставляет его цветное изображение. Так последовательно распутывается вся путаница. Затем детям раздают карточки «путаницы», педагог просит внимательно посмотреть и сказать, что у кого изображено.

14. Найди отличия.

Цель – развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности.

Игровой материал: картинки, на которых изображены похожие, но в чем-то различающиеся предметы.

Процедура игры: попросить ребенка найти все различия между картинкам

15. Разведчики.

Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.

Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг)

Процедура игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку м задает по ней несколько вопросов.Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.

16. Сделай так же.

Цель – развитие внимания, наблюдательности, зрительно-моторной координации.

Игровой материал: нет.

Процедура игры:нужно: а) делать, как я. Предложить ребенку делать руками фигуры так, как вы ему показываете.Затем переходить к движениям кистей рук на столе: положить руки на стол, сжать правую руку в кулак, и т. д. менять положение под команду ведущего с нарастанием темпа; б)слушать команду: руки вверх, в стороны, правая вверх и т. д.

17. Найди два одинаковых рисунка.

Цель – развитие внимания, наблюдательности

Игровой материал: бланки методики

Процедура игры:Инструкция: в каждом из пяти заданий даны похожие рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ребенок и должен определить.

Приучайте ребенка последовательно и планомерно сравнивать между собой все рисунки в задании. Здесь важно, чтобы ребенок научился быстро и точно находить признаки, элементы, по которым рисунки отличаются друг от друга.

Примечание: в первом и во втором задании рисунки имеют только 2 признака отличия; в третьем задании их уже 3. Желательно, чтобы при выполнении данного упражнения ребенок не просто нашел одинаковые рисунки, но и назвал признаки, по которым отличаются картинки.

Читайте также:  Центр развития ребенка в калуге

18. Архитектор

Цель – развитие внимания, наблюдательности

Игровой материал: кубики.

Процедура игры: Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик, строитель повторяет задание.

19. Шерлок Холмс

Цель – развитие внимания, наблюдательности.

Игровой материал: нет.

Процедура игры: Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «Сыщику» угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых предметов. Начинать с меньшего количества изменений, постепенно их увеличивая.

20. Цифровая таблица

Цель – развитие внимания, наблюдательности.

Игровой материал: бланки с таблицей.

Процедура игры: Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры.Скажите ему: “Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25”. Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок

1 10 11 18 7

16 20 3 14 22

2 25 9 13 24

12 5 21 4 17

19 23 15 6 8

21. Маленький жук

Цель – развитие внимания, наблюдательности.

Игровой материал: бланки с таблицей.

Процедура игры: “Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук”.

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток,усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т. д.

22. Выполни по образцу

Цель – тренировка концентрации внимания.

Игровой материал: образцы для выполнения узора.

Процедура игры: Деятельность ребенка включает в себя прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т. к.требует от него выполнения нескольких последовательных действий:

– анализ каждого элемента узора;

– правильное воспроизведение каждого элемента;

– удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания, но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

После того как “клеточные” узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.

23. «Девочки».

Цель – тренировка концентрации внимания.

Игровой материал: бланки заданий.

Процедура игры: Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду.Вариант задания:

а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);

б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;

в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;

г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;

д) / подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

24.«Человечки»

Цель – тренировка концентрации внимания.

Игровой материал: бланки заданий.

Процедура игры: Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду.Варианты заданий:

а) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;

б) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;

г)/ закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;

д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.

25. «Переплетенные линии».

Цель – тренировка концентрации внимания.

Игровой материал: бланки заданий.

Процедура игры: Предлагается соединить цифры друг с другом.

26. «Четыре стихии».

Цель – развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Игровой материал: нет.

Процедура игры:Играющие сидят или стоят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь»произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь»произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».

27. Подбери пару к слову

Цель – развитие внимания.

Игровой материал: мяч.

Процедура игры: Дети встают в круг. Воспитатель с мячом в руках – центр круга. Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит,например: «Игрушка».Ребенок ловит мяч и отвечает : «Кукла». Игра продолжается.Используются стимульные слова : фрукты, овощи, посуда, транспорт.

28. Игра с палочками «Повторяй за мной!».

Цель – увеличение объема внимания и памяти.

Игровой материал: счетные палочки.

Процедура игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию. Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.

Список использованных источников.

1. Андреев О. А. Тренируйте внимание. / О. А. Андреев – М.: Просвещение, 1994 – с 135

2. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 – с. 58-61.

3. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / хрестоматия по вниманию/ – М.: 1976.- 184-220 с.

4. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Педагогика, 1974.- 146 с.

5. Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 – с. 20.

Источник