Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Упражнения по развитию графических навыков ребенка thumbnail

Игры и упражнения для отработки графических навыков

Подготовила

 воспитатель Гусева Н.В.

Пояснительная записка

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…». Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является наиболее сложным. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Такие авторы, как М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, С.О.Филиппова, Л.В. Антакова-Фомина, С.П. Ефимова, М.М. Кольцова, выделяют следующие компоненты готовности к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Мы понимаем, что в настоящее время многие дети в школе, на первом этапе обучения, испытывают затруднения с письмом. У дошкольников быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание элементов письма, нередко встречается «зеркальное» письмо. Дети не различают «лево», «право», «лист», «страница», «строка», они не укладывается в общий темп работы.

 Для развития мелкой моторики рук и подготовке руки к письму и были подобраны эти задания и упражнения

Цель :развитие графических навыков детей старшего дошкольного возраста, подготовка руки к письму.

Задачи: развивать зрительно-двигательную координацию;

-зрительное восприятие;

– слуховую память;

-слухо-моторную координацию;

– мелкую моторику рук.

1.Рисование линий, фигурных дорожек

Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

-Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

2.По контурам

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

3.Штриховки с различным направлением движения руки

Штриховка – одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, соблюдать расстояние

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

4.Рисование по точкам

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.

 

5.Графические диктанты

Подготовить листок в клеточку. На нем стоят точки. Взять карандаш.

Я буду говорить в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Когда проведете линию, ждете, пока я не скажу, куда направить следующую .Карандаш от бумаги не отрывать.

  1. 2 клетки влево, 2 вниз. (буква Г)
  2. 2 клетки вниз, 2 по диагонали вправо вверх, 2 вниз.(буква И)
  3. 2 клетки вверх, 2 вправо, 2 вниз. (буква П)
  4. 2 клетки влево, 2 вниз, 2 вправо. (буква С)
  5. 2 клетки влево, 2 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 2 влево.(буква Б)
  6. 2 клетки вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево. (буква Р)

6.Раскрашивание Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

7.Обводка шаблонов, трафаретов

Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны,  обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д.

Читайте также:  Ориентиры для родителей в развитии ребенка

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Источник

«Умелые ручки » – графические упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка»р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области.
Описание: Рекомендация посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости и координации. В ней предложены коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки к письму.
Назначение: Материал предназначен для родителей подготовительной к школе группы.
Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму
Задачи:
1. развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления;
2.развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание;
3. формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий;
4.воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Реализация упражнений позволит развить и совершенствовать точные движения пальцев рук и скоординировать ловкость движений. Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Для развития графического навыка следует использовать:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка


Для развития мелкой моторики рук следует использовать:

пальчиковую гимнастику;
упражнения на освоение предметных действий.
При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия:
вести линию сверху вниз и слева направо;
уметь выполнять линии различной толщины и формы;
штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на:
правильность посадки за столом;
выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Специальные упражнения на развитие графических навыков
Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии.
Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Рисование по точкам
Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Рисование по контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Рисование по клеточкам
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Освоение предметных действий
Для развития тонкой моторики можно использовать упражнения с применением мешочка с песком, мяча. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание, ловля: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов. Ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности.

Упражнения по развитию графических навыков ребенка

Помните! Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими упражнениями – эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе

Игры с бумагой для детей дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Читайте также:  Заключение по нервно психическому развитию ребенка

Сенсомоторное развитие дошкольников

Похожие статьи:

Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук

Игры с пальчиками для старших дошкольников

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Источник

Графические упражнения на развитие мелкой моторикиhello_html_m463a620d.jpg

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими процессами как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развивать мелкую моторику рук у дошкольника нужно с помощью специальных игр, упражнений, рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание,  сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по  подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). И многое другое.

Для того, чтобы ребенок красиво и аккуратно писал, необходимо развивать координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Поэтому, хотелось бы более подробнее рассказать об развитии графических навыков. Для этого следует использовать ряд упражнений: рисование по точкам, по контурам по клеточкам; выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок; рисование линий: прямые дорожки, фигурные и т.д.

При выполнении упражнений следует обращать внимание на: 
правильность посадки за столом.

hello_html_693bfcbc.jpg

У ребенка, который неправильно сидит за столом нарушается осанка и развивается искривление позвоночника, быстро устают мышцы и появляются дискомфорт и боль в позвоночнике. Чтобы избежать нарушения осанки, важно научить ребенка правильно сидеть, нужно помнить правило “трех углов”: колени под столом образуют один прямой угол, линия бедер и спина – второй, а руки, согнутые в локтевом суставе – третий. Высоту стула необходимо отрегулировать так, чтобы сиденье приходилось на уровень коленных складок. На рисунке, приведенном выше, показано, как правильно должен сидеть ребенок:

  • Ступни ног должны прилегать к полу всей поверхностью подошвы;

  • Голени вертикальны к полу, а бедра горизонтальны;

  • Предплечья опираются на столешницу и расслаблены;

  • Письменный стол и стул желательно должны иметь регулировку по высоте;

  • Бедра не должны прикасаться к переднему краю сиденья. Это регулируется установкой глубины сидения; 

  • Спинка стула подогнана к спине и одновременно служит опорой для поясницы. 

Следует так же при работе, не забывать о том, как правильно держать карандаш. Ребёнку, чьи пальцы ещё недостаточно окрепли, трудно правильно удерживать карандаш. Учите его этому постепенно, чтобы он не потерял интереса к занятиям. Вот один из способов, который поможет правильно держать карандаш.

hello_html_m44145f45.jpg

Выполнение упражнений по развитии графических навыков, нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо; уметь выполнять линии различной толщины и формы; штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

Специальные упражнения на развитие графических навыков

Прямые дорожки:

hello_html_m6de1b201.png

Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

Фигурные дорожки

hello_html_m277506ed.jpg

Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

Рисование по точкам

hello_html_1df4aeaf.jpg

Ребенка прося соединить точки, согласно изображению рисунка. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

Рисование по контурам

hello_html_m1a458947.jpg

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. 

Рисование по клеточкам

hello_html_3c4881cc.jpg

hello_html_m629f3c2d.jpg

На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

Читайте также:  Роль взрослого в речевом развитии ребенка

Выполнение штриховок
hello_html_221810fc.jpg

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз);горизонтальные (слева направо); наклонные и др.

Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом. Не пренебрегайте графическими упражнениями – эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.hello_html_3c1a3c82.png

Желаю успехов!!!

Источник

Упражнения по развитию графических навыков ребенка.

«Умелые ручки» – графические упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Описание: Рекомендация посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости и координации. В ней предложены коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки к письму. 
Назначение: Материал предназначен для родителей подготовительной к школе группы.
Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму 
Задачи:
1.развивать  зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления;
2.развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание;
3. формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий; 
4.воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Реализация упражнений позволит развить и совершенствовать точные движения пальцев рук и скоординировать ловкость движений. Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений.

Для развития графического навыка следует использовать:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Для развития мелкой моторики рук следует использовать:
пальчиковую гимнастику;
упражнения на освоение предметных действий.
При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия:
вести линию сверху вниз и слева направо;
уметь выполнять линии различной толщины и формы;
штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

При выполнении упражнений следует обращать внимание на: 
правильность посадки за столом;
выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

Специальные упражнения на развитие графических навыков
Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. 
Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

Рисование по точкам
Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

Рисование по контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

Рисование по клеточкам
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
•вертикальные (сверху вниз)
•горизонтальные (слева направо)
•наклонные
•«клубочками» (круговые движения руки)
•полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах.

Освоение предметных действий
Для развития тонкой моторики можно использовать упражнения с применением мешочка с песком, мяча. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание, ловля: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов. Ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности.

Помните! Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими упражнениями – эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.

Источник