Упражнения направленные на развитие моторики ребенка
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
А)
1. Вытянуть руку вперед; все пальцы, кроме большого, сжать в кулак, большой палец поднять вверх.
2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево. Затем тоже самое на левой руке.
3. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.
4. Соединить наклонно («домиком») пальцы правой и левой руки, большие пальцы при этом прижаты к кистям.
5. «Лошадка».
Повернуть руку ладонью к себе, большой палец при этом поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти).
6. «Лягушка».
Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.
7. «Курочка».
Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв верееобразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).
8. «Очки».
Кисти обеих рук располагаются вертикально ладонями друг к другу. Указательные и большие пальцы образуют кольца, касаясь кончиками друг друга.
9. «Ворота».
Сведенные пальцы рук кончиками прижать друг к другу; руки повернуть ладонями к себе, большие пальцы поднять вверх.
10. «Крыша».
Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней.
11. «Цветок».
Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.
12. «Елка».
Кисти обеих рук повернуть ладонями к себе, пальцы переплести.
13. «Улитка».
Правую (левую) руку сжать в кулак, положить на стол. Поднять указательный и средний пальцы, расставив их. Левую (правую) руку положить сверху (раковина улитки).
Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движении:
14. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе
Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки. Выполнить аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.
15. «Пальчики здороваются».
Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.
16. «Солнышко».
Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.
17. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик вдруг зевнул,
Ну а этот уж заснул.
18. Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочередно их выпрямлять, начиная с большого пальца.
Ну-ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту:
Большаку – дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе детей кормить.
19. Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочередно их выпрямлять, начиная с мизинца.
Мизинчик идти на прогулку решил,
Но безымянный не разрешил,
А средний об этом услышал –
Едва из терпенья не вышел.
И печально сказал указательный:
«Огорчился большой обязательно.
Досталось мизинцу
От всех по гостинцу.
20. Скомкать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.
21. «Ножницы».
Развести указательный и средний пальцы правой (левой) руки в стороны 7 – 10 раз.
22. «Футбол».
Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами правой (левой) руки.
Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движении:
23. Взять в правую и левую руку по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, расставляя точки в произвольном порядке.
24. Одновременно менять положение кистей рук:
Одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.
25. «Кулачки».
Опереться локтями на стол, пальцы обеих рук сжать в кулаки. Одновременно пальцы рук разжать, кисти расслабить.
26. «Бутончик».
К ночи бутончик собрал лепестки
(пальцы правой и левой руки собраны в «горстку»)
Солнце свои посылает лучи.
Утром под солнцем
Цветы раскрываются
(одновременно медленно развести пальцы обеих рук).
Солнышко село, и сумрак сгустился,
И до утра мой цветочек закрылся
(одновременно соединяются пальцы правой и левой руки).
Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Мы для игры использовали с ребенком тарелки разных цветов. Насыпали фасоль в них, считали – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадили разных животных возле каждой тарелки, причем подбирали их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.
Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
Волшебные палочки
Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрических фигур, предметов, узоров. Вырезанные из бумаги трапеции, круги, овалы дополнят изображения.
Сортируем ложки и вилки отдельно.
Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.
Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.
Играем с кастрюлями.
Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.
Волшебная скорлупа.
Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
Увлекательными могут быть игры с соленым тестом.
Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!
Также можно предлагать ребенку такие упражнения, как складывать мозаику, лепить из пластилина, захватывание кончиками пальцев мелких деталей, вырезание, шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, обводка по трафарету, нанизывание пуговиц на нитку (например, для куклы подарок), собирание конструктора.
Источник
Развитие общей моторики
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту т возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
В первый раз покажите упражнения и объясните, как их делать. Во второй раз выполните упражнение вместе с ребенком, называя при этом ваши действия. На третий раз предложите ребенку выполнить ваше задание самостоятельно, без вашего участия. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память.
Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенное слово.
Начните с простых инструкций:
- Пройди прямо от стола к двери.
- Обойди вокруг стола (стула).
- Встань на скамеечку,
- И т.д.
Понаблюдайте, насколько правильно ребенок выполняет простые инструк-ции: шаг на месте, на носочках, на пятках. Вот примерные задания:
-Пройди по комнате (по кругу), а я буду хлопать в ладоши – помогать тебе (ребенок должен шагать в заданном вами ритме).
– Выполняй мои команды :
Руки вперед, в стороны, вверх, вниз.
Левую руку – влево, правую – вправо.
Левую – на бок, правую – на голову.
Правую ногу вперед, левую – приставить.
Ребенок учится управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из одного элемента, потом – более сложные.
«На параде»
Предложите ребенку пройти по комнате , как на параде, – под барабан. Объясните, что каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана. Предложите нормальный темп, быстрый, замедленный…
«Гимнаст»
Положите на пол доску шириной 20 см. Попросите ребенка пройти по ней, не сходя на пол, вперед и в обратном направлении. В конце – мягкий соскок на пол.
«По тропинке»
По доске шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через камушки, палочки.
«Мишка на бревне»
По той же доске можно проползти на четвереньках туда и обратно.
«Акробат»
На полу – шнур, вытянутый по прямой линии. Малыш идет по шнуру, приставляя пятку к носку. Руки – в стороны.
«Тропинка»
Ребенок шагает по шнуру, выложенному зигзагообразно.
«Котенок»
На конце гибкого прутика – нитка длиной 0,5 м. К концу ее привязан бантик. Пусть малыш, как котенок, подпрыгнет и попытается достать бантик над его головой.
«Прыжки»
Возьмите ребенка за руки, помогите ему подпрыгнуть, мягко приземлиться. Потом несколько ослабляйте поддержку.
«Ручеек»
Ребенок должен перепрыгнуть на двух ногах через ленту или шнур, лежащий на полу.
«По камушкам»
Ребенок продвигается вперед на двух ногах (на расстоянии до двух метров). Можно обозначить «воду ручейка» полосками голубой бумаги, положенной поперек «ручейка». Малыш должен перепрыгнуть через них.
«Волчок»
Ребенок подпрыгивает и вращается вокруг себя.
«На бережок»
Положите на пол поролоновый коврик или плоский поролоновый матрас. Малыш должен «впрыгнуть на бережок» двумя ногами одновременно.
Движения рук
Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это – начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.
Начните с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложите затем ребенку выполнить его только по вашей команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.
1.Руки в стороны. Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.
2. Руки вперед. Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.
3.Руки наверх. Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.
Следите, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.
1.Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, «как веревочки».
2.Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибают-ся.
Предлагая ребенку выполнить различные упражнения для рук, постепенно усложняйте их. Пусть он при этом исполняет различные «роли».
«Петрушка»
Слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.
«Маятник»
Слегка наклонившись. Руки – вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо – влево.
«Балерина»
Стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.
«Дерево на ветру»
Руки подняты. Раскачиваются параллельно вправо – влево.
Игры с воображаемыми предметами
Дети стихийно подражают действиям, заинтересовавшим их. Наблюдая с детьми за людьми различных профессий, обсудите их действия, позы, способ пользования инструментами, орудиями труда. Хорошо (скорее необходимо), чтобы эти инструменты и орудия труда ребенок рассмотрел, подержал в руках, понял, как ими пользуются. Впоследствии в играх он может применять инструменты из игрушечных наборов. Очень полезно для развития воображения ребенка, способности заменять предмет символом использо-вать вместо реальных инструментов любые другие предметы. Например, заменить рубанок бруском из строительного набора, метлу – просто палкой и т.д. После этого легко перейти к упражнениям с воображаемыми предметами. Предложите малышу отгадать загадку – определить по вашим действиям род занятий человека. Пусть малыш вслед за этим загадает загадку вам.
«Шофер»
Вращая руками воображаемый руль, очень интересно быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый , красный, желтый свет (цветные кружки).
«Дворник»
А. Руки – одна наверху, другая внизу – обхватывают рукоятку воображаемой метлы. Широкими взмахами «подметает тротуар».
Б. Руки – в том же положении – «обхватывают лом». «Колем лед».
В. Руки «обхватывают черенок лопаты». «Сгребаем снег».
«Дровосеки»
А. Встать друг против друга. Левая нога выдвинута вперед. Правой ногой двигать воображаемую пилу к себе и от себя.
Б. Рубим дрова. Расставить ноги на ширину плеч. Руки со сцепленными пальцами – над головой. Наклоняясь, широким взмахом опускать руки вниз.
«Гребец»
Сидя. Вращать сжатыми в кулаки руками – «грести веслами» от себя и к себе, одновременно наклоняя и разгибая корпус.
«Рыбак»
На корточках. Ладони, сложенные вместе, «держат удочку». Резкий взмах руками снизу вверх – «поймали рыбку».
«Плотник»
Опираясь левой рукой о стол, «плотник» широкими движениями правой руки «строгает доску» – водит воображаемым рубанком. Затем «распиливает доску пилой». И, наконец, «сколачивает полку» – «забивает гвозди» воображаемым молотком.
«Маляр»
Приносит тяжелое ведро с краской, размешивает, размешивает ее, окунает кисть и широкими движениями рук красит стену.
«Театр зверей»
Ребенок учится, подражая. Наблюдения за животными помогут ребенку, подражая повадкам зверей, совершенствовать свои движения, развивать их выразительность, точность, разнообразие. Он научится управлять своим телом. Понаблюдайте вместе с ним за животными в деревьями, в зоопарке, по телевидению. Назовите точными словами их действия, повадки. Пора открывать «Театр зверей» . Малыш с удовольствием будет изображать то одного, то другого зверя.
«Зайчик»
Руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.
«Лисичка»
Руки – перед грудью. Мягко переступает на носочках – «крадется». Поворачивает голову вправо, влево. Оборачивается на ходу, оглядывая свой «пушистый хвост».
«Ежики»
Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив колени руками, голову – вниз.
«Кошечка»
Встать на четвереньки, вытянуть правую переднюю «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть «заднюю лапу». Затем то же – левой рукой и ногой. Прогнуться.
«Мишка»
Руки опущены, тело слегка наклоняется вперед. «Медведь» переваливается с ноги на ногу.
«Лягушка»
Присесть. Опираясь на ладони, прыгнуть вперед.
«Петушок»
Шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Высоко поднять голову.
«Уточка»
Семенить, переваливаясь с ноги на ногу, вытянув шею вперед.
«Цыпленок»
Мелкие шажки на прямых ногах, локти прижаты к бокам, хлопает по бокам кистями рук – крылышками.
«Воробушек»
Скачет на двух «лапках» одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крылышками» – движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку :сесть на корточки, сгруппировася.
«Пингвин»
Семенит мелкими шажками, чуть-чуть похлопывая по бокам «крыльями» – прямыми руками, опущенными вдоль тела.
«Орел»
Широко взмахивая руками-«крыльями», пробежать по кругу – орел кружит в воздухе.
«Жук»
«Жук ползет по ветке» – по положенной на пол узкой доске , «падает с ветки на землю» (на пол), болтает «лапками» (руками и ногами), затем переворачивается, встает и «летит», на бегу взмахивает руками –«крыльями».
«Лошадка»
Бьет «копытом» – поднимает и опускает ногу, скользя носком по полу спереди назад. Затем скачет приставным галопом – приставляя на скаку одну ногу к другой. Бежит, высоко поднимая согнутые в коленях ноги.
Бытовые сценки.
Пусть ребенок сам изобразит то, что часто видит дома. Наблюдательность и воображение развиваются лучше, если он старается подробно и точно воспроизвести последовательность действий, движений в процессе игры, прибегая только к помощи жестов (не употребляя предметов).
«Стирка»
Трем кулачек о кулачек – «отстирываем пятна». «Полощем» полотенце, затем «отжимаем». Встряхиваем, расправляем ткань. Вешаем на веревку. Зажимаем прищепками.
«Варим кашу»
Вымоем руки. Снимем с полки и наполним водой кастрюлю. Зажжем горелку. Поставим кастрюлю на плиту. Сыплем из пакета крупу. Помешиваем ложкой кашу. Солим. Накрываем крышкой. Затем пробуем кашу на вкус и раскладываем по тарелкам.
«Портниха»
Эта роль требует более тонких движений рук. Двумя пальцами «держим иголку». «Сматываем нитку с катушки». «Вдеваем нитку в иголку». Проводим вдоль воображаемой нитки сложенными большим и указательным пальцами – «делаем узелок». Теперь нужно изобразить, как иголка проходит сквозь ткань и тянет за собой нитку.
Игры с мячом
Непросто научиться ловить мяч. Начните с мяча среднего размера (чуть меньше волейбольного). Киньте (или вложите в руки ребенка) мяч с близкого расстояния. Малыш должен научиться подбрасывать мяч, ударять им об пол, перебрасывать маме. Научите ребенка…
- Встаньте напротив малыша на расстояние одного метра. Прокатите мяч по полу, чтобы он поймал его. Предложите ему прокатить мяч, чтобы он попал к вам.
- На расстоянии одного метра поставьте стул. Покажите ребенку, как направить мяч, чтобы он прокатился между ножками стула. Первый раз направьте его руку, второй раз пусть пробует сам.
- Стоя рядом с ребенком слегка толкните лежащий на полу мяч вперед. Пусть малыш догонит мяч, поймает его.
- Киньте мяч ребенку с ближнего расстояния, чтобы он наверняка мог поймать его. Пусть его вдохновит первая удача. Постепенно увеличивайте расстояние.
- Теперь предложите малышу кинуть мяч вам. Подбадривайте его: «Повыше, повыше».
- Ударить мяч о землю и поймать его.
- Подбросить мяч вверх и поймать его совсем не просто. Придется поупражняться.
- Покажите как ударить мяч о землю, чтобы он отлетел к стоящему напротив партнеру по игре. Помогите малышу освоить это упражнение.
Постепенно уменьшайте размеры мячей. Учите малышей перекладывать, перекатывать мяч из одной руки в другую. Маленький резиновый мяч ребенок должен уметь удерживать одной рукой, сжимать его. Научите его выполнять команды: прокатить мяч вперед, назад; подбросить вверх, бросить вниз.
Перебросить мяч через препятствие (скамеечку, веревку и т.п.) – очень увлекательная задача. А от вас к ребенку мяч вернется по полу.
Попасть мячом в широкую корзину, стоящую на полу. Малыш будет в восторге, если сможет точно забросить в корзину 2-3 мячика.
А теперь корзинка (коробка) расположена на высоте. Научите ребенка забрасывать мяч из поднятых кверху рук.
Ударить мячом о стену, а затем поймать отскочивший от пола мяч.
Сбить мячом кеглю.
Стихи о животных
Эта серия стихов описывает повадки и движения животных. Ребенок с помощью взрослого может достаточно легко воспроизвести эти движения. Смелее фантазируйте, свободнее двигайтесь! Каждую строчку иллюстрируйте движениями рук, ног, всего корпуса.
Медведь
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Ребенок слегка согнувшись
идет «вперевалочку»,
«загребает» слегка согнутыми руками.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Изображает, как достает и ест мед.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
«Отмахивается от пчел».
А пчелы жалят мишку:
-Не ешь наш мед, воришка!
Щиплет себя за нос, щеки, губы,
ладошки, изображая жалящих пчел.
Бредет своей дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Идет «вперевалочку».
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
Ложится.
Ежик
По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ребенок стоит, слегка согнувшись.
Руки, согнутые в локтях, – перед грудью,
Кисти рук опущены вниз.
Ноги, слегка согнутые в коленях,
Делают мелкие, частые шажки.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
«Собирает ягодки» -кончики
пальцев соединяются,
«срывают» ягоды.
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок.
Сворачивается на полу клубком.
Ощетинит еж иголки –
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!
Встает и продолжает «топать
по дорожке».
Утка
На своих коротких ножках
Ходит утка по дорожке.
Вперевалочку похаживает.
Куцым хвостиком помахивает.
Утка плавать мастерица:
Доберется до водицы,
Ловко лапками гребет,
По воде легко плывет.
Петух
Ах, красавец-петушок!
На макушке – гребешок,
А под клювом-то бородка.
Очень гордая походка:
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает.
Громко на заре поет.
– Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать!
Лиса
У лисицы острый нос,
Показывает руками,
какой у лисы острый нос.
У нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
« Оглаживает» воображаемый хвост, бока, грудь.
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Величаво, медленно идет,
оглядываясь на свой хвост –
поворачивает голову направо, налево.
-Я – охотница для птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь.
Тихонько крадется, затем
садится, пригибается.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
Вскакивает, «хватает»
курицу, уносит ее.
Источник