Упражнения на развитие высших психических функций ребенка

Упражнения на развитие высших психических функций ребенка thumbnail

Психическая функция

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Восприятие

Угадай, кто зовёт» (Развитие слухового восприятия) (5-7 лет)

Дети стоят в кругу. Выбирается водящий, который встает в центр круга. Ему завязывают глаза. Дети по очереди зовут водящего по имени, а тот должен догадаться, кто именно его зовёт.

«Зашиваем коврик» (Развитие зрительного восприятия) (4-7 лет)

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые могут закрыть дырки. Заплатки можно вырезать, чтобы ребёнок мог не только выбирать заплатки, но и закрывать ими дырки.

«Узнай предмет» (Развитие тактильного восприятия) (5-7 лет)

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушку, кубик, шарик,… . Задание ребёнку: «Определи на ощупь, что это за вещи. Скажи, на что это похоже». Если в игре участвует несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго ( или всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

Воображение

«Шкатулка со сказками» (6 – 7 лет)

Цель: Развивать воображение и речь.

Оборудование. 8 – 10 кружков разных цветов, коробка, прикрытая платком.

Ход игры. Предложите ребёнку сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. После этого как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит кто это или что это такое. И продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т.д. Важно, чтобы получилась законченная история и чтобы ребёнок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты ответов.

«Перевёртыши» (6 – 7 лет)

Цель: Развивать умение подчинять своё воображение задаче, находить разнее варианты решения.

Оборудование. Одинаковые листочки бумаги, на каждом из которых нарисована фигурка. Для одного раза это могут быть по 4 листочка, где одна и та же фигурка нарисована в разных положениях (перевернута).

Ход игры. В игре участвуют двое детей. Каждая фигурка должна быть расположена так, чтобы вокруг неё осталось место для дорисовывания. Каждый ребёнок должен дорисовать свои фигурки. Необходимо обратить внимание детей на то, что все рисунки должны быть разными и как можно полнее и интереснее. За один раз можно дорисовать 1-2 набора.

«Что произойдёт, если…» (5-7 лет)

Цель: Развивать воображение.

Ход игры. Предложите ребёнку ответить подробно на предложенные вопросы.

Например. Что будет, если оживут все сказочные герои? Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?

Память

«Запомни рассказ» (5-7 лет)

Прочитать детям рассказ. Затем попросить ребёнка воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая рассказ ребёнка, обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если он с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы или же использовать иллюстрации к этому тексту.

«Добавь слово» (5 – 7 лет)

Цель: Развивать слуховую память.

Ход игры. Игра проводится с группой ребят. Один ребёнок называет какой- нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет кокое – либо своё. Третий ребёнок повторяет два слова и называет третье. Четвёртому придётся повторять уже три слова, а потом называть своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т.е. будет увеличиваться объём памяти.

«Гуляем по саду» (5-7 лет)

Цель: Развивать зрительную память и наблюдательность.

Ход игры. Гуляя с ребёнком по саду, обратить его внимание на то что можно увидеть в саду, какие деревья, кустарники, овощи.

Задание 1. Попросите ребёнка перечислить эти растения.

Задание 2. Покажите ребёнку карточки с различными растениями и попросите его выбрать картинки тех растений, которые он знает.

Задание 3. Уберите карточки и попросите ребёнка перечислить растения в том порядке, в котором он их называл.

Мышление

«Плавает или тонет» (5-7 лет)

Цель: Упражнять в установлении причинно-следственных зависимостей.

Оборудование. Набор парных предметов: карандаш и гвоздь, деревянный и металлический шарики, деревянная и металлическая линейки.

Ход игры. Педагог рассматривает с детьми предметы, нужные для игры. Затем сообщает, что сегодня они будут отгадывать, что плавает, а что нет. Детям дают предметы в случайном порядке. А не попарно, и они отвечают заранее, поплывёт предмет или нет. Затем они опускают предметы по одному в воду и наблюдают за ними.

«Поезд» (6 – 7 лет)

Цель: Учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой.

Оборудование. Большой лист бумаги, карандаш, 4 стрелки, указывающие направление движения.

Ход игры. Педагог собирает детей вокруг стола, на котором лежит лист бумаги, и при них рисует план комнаты. Затем взрослый говорит: – Сегодня мы поиграем в поезд. Выбудете вагончиками, а я – паровозом. Поезд будет ехать туда куда показывает стрелка.

«Что лишнее?» (4 – 7 лет)

Цель: Развивать умение находить общие и различные свойства, сравнивать предметы, объединять их в группы по какому-либо основному признаку.

Оборудование. Картинки с изображением фруктов, посуды, овощей и так далее.

Ход игры. Предложите рёбёнку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

Например. Яблоко, груша, лук, персик. Ложка, вилка, нож, карандаш

речь

Дидактическая игра «Родственные слова» (6-7 лет)

Цель: Развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Материал. Мяч.

Ход игры. Педагог, поочерёдно бросает мяч детям, просит их назвать родственные слова к произнесённому слову.

Например:

– Берёза. – Берёзонька, берёзка, берёзовый, подберёзовик.

– Осина. – Осинка, осиновый, подосиновик.

– Дуб. – Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

– Рябина. – Рябинка, рябинушка, рябиновый.

Дидактическая игра «Закончи предложение» (6-7 лет)

Цель: Упражнять в образовании имён прилагательных от имён существительных. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры. Педагог произносит словосочетание и даёт образец образования прилагательного. Затем просит детей изменить словосочетания по предложенному образцу.

– Пиджак из шерсти. Он какой? – Шерстяной.

– Платье из шёлка. Оно …

– Футболка из трикотажа. Она …

– Куртка из кожи. Она …

– Шуба из меха. Она …

– Сапоги из резины. Они …

– Брюки для мужчин. Они …

– Майка для детей. Она …

– Сарафан для лета. Он …

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (6-7 лет)

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в употреблении слов-антонимов.

Материал. Мяч.

Педагог предлагает детям закончить предложение, словом с противоположным значением.

Например:

– Берет новый, а платок …

– У ботинок широкие носы, а у туфель …

– Брюки грязные, а комбинезон …

– Блузка светлая, а пальто …

– Чешки на тонкой подошве, а кроссовки …

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1413

СЕМИНАР

На тему:

«Коррекционно-развивающие упражнения на развитие высших психических функций у детей»

Составила: Учитель-дефектолог

Ярковенко Галина Юрьевна

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ

1.Упражнение на развитие способности к переключению внимания

 а) Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребёнок сбивается, повторите задание снова.

 б) В следующий раз можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.

 в) Потом можно объединить первое и второе задания, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встаёт при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

 Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка.

 Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми. 

2.Упражнение на развитие концентрации внимания

 Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

 В первом задании ребёнка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия (подберите картинки).

Во втором задании ребёнку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствия (подберите картинки).

 В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

 По всем трём заданиям оценивается результативность – число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных. 

3.Упражнение на развитие произвольного внимания

 Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: “Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники”. Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, – ответить, что пусть он делает так, как понял.

 Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия. 

4. Упражнение на развитие объёма внимания

 Для проведения этого упражнения необходима тетрадь в крупную клетку, где вы заранее подготовите аналогичные таблицы с пустыми клетками. На рисунке в 8 квадратах определённым образом расставлены точки. Ребёнка просят посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в тетради в пустом квадрате.

 Время показа одной карточки – 1-2 секунды, на воспроизведение точек ребёнку отводится не более 15 секунд.

1 5

2       6          3 7          4 8

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ

1.Упражнение: “Определи звуки”

 Предназначено для развития способностей к фонематическому различию. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам.

 Ребёнку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверьте, знает ли ребёнок эти предметы. Затем вы произносите какое-либо слово и просите ребёнка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, вы говорите слово “молоко”, и ребёнок показывает на картинку с “мячом”, так как и “молоко” и “мяч” начинаются со звука “м”.

2.Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур

 Ребёнку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур.

 Попросите назвать фигуры, которые знает ребёнок, подскажите ему названия тех фигур, которые он ещё не знает.

 В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовёте (круг, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, треугольник, эллипс). 

3.Упражнение на развитие точности восприятия: “Дорисуй фигуры”

 Ребёнку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребёнка дорисовать их.

4.Упражнение на развитие представлений о частях суток

 Подготовить рисунки, посвящённые каждому времени суток, – утро, день, вечер, ночь. Затем ребёнку задают вопросы: “Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?”, и т.д.

   После этого покажите ребёнку картинки и спросите, о каком времени суток идёт речь в каждой. Ребёнок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребёнок в каждую часть суток.

5.Развитие пространственных представлений

 Подготовьте заранее 5 игрушек (например: кукла, зайчик, мишка, уточка, лиса); картинку с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш.

Ребёнку предлагают выполнить несколько заданий:

Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.

На столе перед ребёнком располагают игрушки следующим образом: в центре – мишка, справа – уточка, слева – заяц, впереди – кукла, сзади – лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: “Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?”

Ребёнку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: “Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?”

Ребёнка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре – круг, слева – квадрат,  выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над треугольником – 2 маленьких кружка, под прямоугольником – маленький кружок. Задание ребёнок выполняет последовательно.

Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребёнка на расстоянии 40-50 сантиметров от него, предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.

Ребёнку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.

 Наблюдайте за ребёнком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятия пространства от точки отсчёта, удалённости объектов и т.д.

6. Упражнение на развитие пространственных представлений: “Точки”

Ребёнку дают карандаш и рисунок, на котором поставлены точки. Попросите теперь соединить эти точки таким образом, чтобы получились квадраты: самый большой и самый маленький. Далее спросите у ребёнка, какие ещё квадраты могли бы у него получиться, какие точки для этого нужно соединить. В заключение попросите ребёнка сосчитать общее количество квадратов разного размера.

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА МЫШЛЕНИЕ

1. Упражнение на развитие мыслительной операции: “Сравнение предметов”

 Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов:

МУХА И БАБОЧКА ДОМ И ИЗБУШКА

СТОЛ И СТУЛЬЯ КНИГА И ТЕТРАДЬ

ВОДА И МОЛОКО ТОПОР И МОЛОТОК

ПИАНИНО И СКРИПКА ШАЛОСТЬ И ДРАКА

ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

  Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: “Ты видел муху? А бабочку?” После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: “Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?”

 Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия?

 Обычно дети затрудняются в нахождении сходства.

 Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

2. Упражнение: “Соотношение понятий”

 Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки – от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.

 Разложите перед ребёнком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.

 Если для ребёнка это задание является трудным, начните с более лёгкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.

 Или ещё вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке – от самого большого до самого маленького.

 По аналогии придумайте ещё упражнения, которые развивают у ребёнка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

3. Упражнение на развитие наглядно-действенного мышления

 Используется кубик Рубика. Предполагается, что ребёнок с ним знаком.

 Ребёнку предлагают разные по степени сложности задания, которые необходимо выполнить в короткое время.

 Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трёх квадратов одного цвета.

 Задание 2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета.

 Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного  цвета, т.е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков.

 Если ребёнок справляется со всеми заданиями, то его наглядно-действенное мышление считается высоко развитым.

4. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

  4.1. “Найди лишнее слово”

 Читаете ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

 Предложите ребёнку определить слово, которое является “лишним”.

СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ

ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА

ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ

БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА

КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН 

  4.2 “Найди лишнюю картинку”

 Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртая – лишняя.

 Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: “Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?”

 Отметьте, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

 Если вы видите, что ребёнку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребёнка игровой формой задания.

5. Упражнение на развитие гибкости ума

Предложите ребёнку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Назови слова, обозначающие деревья (берёза, сосна, ель, кедр, рябина…).

Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…).

Назови слова, обозначающие зверей.

Назови слова, обозначающие домашних животных.

Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

Назови слова, обозначающие водный транспорт.

Назови слова, относящиеся к искусству.

Назови слова, обозначающие овощи.

Назови слова, обозначающие фрукты. 

6. Упражнения на развитие словесно-логического мышления

 6.1 “Определи понятие”

 Ребёнку предлагаются следующие наборы слов:

Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

Самолёт, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять,кусать, острый.

Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый. 

 Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: “Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово “велосипед”. Как бы ты объяснил это?”

 Перед тем, как ребёнок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: “Знаешь ли ты это слово?”, или: “Понимаешь ли ты смысл этого слова?”

 Помогайте ребёнку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому. 

6.2 “Найди похожее слово”

 Используется тот же набор слов.

 Прочитайте ребёнку первое слово из первого ряда – “велосипед”, и попросите из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющее с данным словом единую группу, определяемую одним понятием). Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребёнку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ряда ребёнок указывает то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному. Например, если он ранее услышал слово “велосипед”, то из второго ряда выбирает слово “самолёт”, составляющее с первым понятие “виды транспорта” или “средства передвижения”. Далее последовательно из следующих наборов он выбирает слова “автомобиль”, “автобус” и “мотоцикл”.

 Если ребёнок не смог отыскать нужное слово с первого раза, то прочтите ему этот ряд ещё раз, но в несколько более быстром темпе. Если же ребёнок делает неправильные выборы, объясните ему ещё раз задание и приведите более простые примеры.

 Как только для поиска нужных слов ребёнку прочитаны все четыре ряда, переходите ко второму слову первого ряда и повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребёнок не предпримет попытки отыскать все слова из последующих рядов, подходящих ко всем словам из первого ряда.

 Для дальнейшего совершенствования словесно-логического мышления у ребёнка придумайте аналогичные ряды слов.

КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПАМЯТЬ

1.Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти: “Каскад слов”

 Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку.

ОГОНЬ

ДОМ, МОЛОКО

КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА

ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ

КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА

КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ

ОРЁЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН

ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЁД

МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЁНОК, НОСКИ

ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК

 Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда). Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

 Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

 То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова.

 Ребёнок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

2.Упражнение на развитие зрительной памяти

 Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить так же.

 Усложнить это упражнение  можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

  Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

 Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

3.Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова

 Покажите ребёнку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру. Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребёнок.

     6  2

     2  8  3

     3  7  1  4

     6  3  9  1  5

     8  1  4  9  2  6

     7  4  1  8  3  9  2

 Далее предложите ребёнку выполнить тоже самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае вы определяли зрительную память, а во втором – слуховую.)

 В третьей серии попробуйте научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребёнок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребёнка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то – с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд.

 Продолжите подобную тренировку, но пусть ребёнок сам пытается найти какие-либо аналогии для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.

 Тот же самый приём можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов. Постоянно учите ребёнка использовать своё воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

Источник