Упражнения на развитие слепого ребенка
Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения
Процессы познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов. Однако при том не все они в полной мере задействованы. Особенно это относится к осязанию, которое спонтанно развивается недостаточно. Адекватное же отражение действительности, а также полноценная трудовая деятельность возможны при взаимодействии зрения и сохранных органов чувств. Для этого требуется специально организованное обучение по развитию осязания и мелкой моторики рук у слабовидящих детей.
Слабовидящие дети так же, как и незрячие, нуждаются в развитии осязания и мелкой моторики рук и пальцев. Опора при знакомстве с предметами окружающего мира только на неполноценное зрение у слабовидящих не способствует адекватному их отражению, задерживает успешное формирование умений и навыков, обеспечивающих правильность и точность выполнения различных предметно-практических действий в учебе и быту.
Целью занятий по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.
Задачи:
1. укрепление кистей рук и пальцев;
2. развитие глазомера и координации (глаз-рука);
3. освоение мелких движений;
4. развитие осязания.
Работа по формированию и развитию ручной деятельности разносторонняя и многообразная. Выделяется семь основных направлений:
• обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;
• формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;
• развитие глазомера, координации глаз и рук.
Осязательное восприятие связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно. Важное значение имеет планомерное обследование.
Детям с нарушенным зрением трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит оттого, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Все это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности.
Для развития осязания и мелкой моторики используют различные виды деятельности:
• конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу, по памяти, произвольно;
• раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок разной величины);
• складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на магнитной доске по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фи
• гур, букв;
• сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной конфигурации;
• застегивание и расстегивание различных видов рамок;
• рваную аппликацию из различного цвета бумаги, разного качества ее (папиросная, газетная и др.) или игры в «бумажный конструктор»;
• работа с природным материалом: поделки, игра «Узнай на ощупь»;
• игра в Золушку, знакомство с различными крупами: перебираем гречку, рис, пшено, горох, фасоль.
Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезны раскладывание мелких камушек, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, вырезание по контуру, раскрашивание.
Краткое описание дидактического материала для работы с незрячими детьми
1. Игра «Строим забор».
Цель: выделение ведущей руки и обучение действиям двумя руками сразу, развитие точности движений, определение высоты предмета, выкладывание ритмичного ряда по заданию, развитие представлений о числе и множестве предметов.
Оборудование: деревянная колодка 300×60 мм с 10 отверстиями, соответствующими диаметру вставляемых в них палочек (палочки разной длины).
Ход игры: ребенок по заданию педагога вставляет палочки в отверстия.
2. Упражнение.
Цель: развитие соотносящих движений, эталонов формы, осязательных ощущений.
Оборудование: две пластины 200×100 мм склеены, в верхней – отверстия круглой формы трех величин, дно каждого отверстия имеет гладкую, шероховатую, мягкую поверхности.
Выполнение упражнения: ребенку нужно соотнести отверстие с фишками, выполненными из трех материалов.
3. Игра «Закроем окошечки».
Цель: закрепление эталонов формы и величины, соотносящих практических действий, закрепление культуры активного осязания, осязательных ощущений.
Оборудование: плоский домик: нижний квадрат состоит из двух этажей, верхний треугольник – крыша. Каждый этаж имеет разные поверхности, крыша имеет поверхность, отличную от этажей.
Ход игры: в домике – окошечки, которые ребенок должен закрыть ставенками, выполненными из разных материалов, соответствующих поверхностям разных частей домика.
4. Игра «Найди пару».
Цель: развитие поисковых движений кисти руки, дифференцировка поверхности, выполненной из разных материалов, осуществление действий по цветовому или осязательному сигналу, разви¬тие внимания.
Оборудование: парные пластины 30×60мм с различными поверхностями (бархат, фланель, наждак, фольга, вельвет и т. д.).
Ход игры: ребенку дается одна пластина, он должен найти пару. По мере усвоения игры задания усложняются: детям предлага¬ется найти пары пластин самостоятельно.
5. Игра «Волшебный круг».
Цель: учить соотносить поверхности, развивая осязательные ощущения, действия двумя руками сразу с выделением ведущей руки.
Оборудование: круг разбит на 4 сектора с разной поверхностью: пластмасса, металлическая фольга, дерево, бумага. Другая сторона круга разбита на 14 секторов, имеющих 7 парных поверх¬ностей, круг имеет с обеих сторон 2 стрелки.
Ход игры: ребенку предлагается соотнести с помощью стре¬лок две одинаковые поверхности.
6. Упражнение «Пирожки».
Цель: развитие осязания, чувства давления, активизация дей¬ствий большого и указательного пальца.
Оборудование: две поролоновые пластины, между ним вклеены горох, фасоль, рис и т. д.
Ход игры: ребенок должен узнать, сдавливая большим указательным пальцем поролон, что в «пирожке».
7. Упражнение «Пройди по дорожке».
Цель: развитие прослеживающей функции руки, ориентировка поверхности, «чтение» раОборудование: две пластинки 200×300 мм склеены.
Ход игры: пальцы ребенка скользят по вогнутым прорезям, обнесенным фольгой, наждаком, бархатом. Пальцы, двигаясь по до¬рожкам, повторяют ее очертания.
8. Кубики для незрячих.
Цель: составление целого из частей (квадрат, круг); развитие осязательно-двигательного способа расчленения геометрических фигур равные части; составление целого из 2 и 4 частей.
Оборудование: кубики, на гранях которых приклеены части квадрата, круга. Все части каждой геометрической фигуры выполнены из своего материала, что позволяет осуществлять действия под контролем осязания. Для удержания кубиков предлагается тра¬фарет.
Если у вас в семье ребенок с тяжелым нарушением зрения
По материалам Российской государственной библиотеки для слепых (Москва)
Если у вас в семье ребенок с тяжелым нарушением зрения
Кирсти Хяннинен, Ярья Марила, Эйла Таркиайнен
Разговаривая с ребенком…
Рассказывайте, кто с ним говорит.
Обращаясь к ребенку, называйте его по имени.
Говорите с ребенком перед тем, как прикасаетесь к нему рукой. Ребенку может быть неприятно, если кто-нибудь неожиданно прикоснется к нему.
Если Вы намерены отойти от ребенка, предупредите его об этом.
Рассказывая что-либо…
Описывайте ребенку ближайшую окружающую среду.
Давайте ему возможность ощупывать предметы руками, нюхать, пробовать на вкус, слушать, и таким образом получать информацию с помощью разных анализаторов.
Чтобы ребенок не путал разные понятия, объясняйте ему, что щупать можно не все, что видно, и видно не все, что можно осязать.
По возможности применяйте наглядные пособия (настоящие предметы, макеты и т. п.)
Называя разные направления в пространстве и расположение предметов в нем, употребляйте слова и определения как можно более конкретные. Ребенок не может понимать такие неопределенные понятия, как «там», «далеко», «тут» и т.п. Употребляйте слова «смотреть» и «видеть». Когда определяете размеры, исходите из размеров собственного тела ребенка. Например, это такого же размера, как твоя рука или в длину твоей руки от кисти до плеча и т.п.
Учите ребенка осязанию
Стимулируйте желание ребенка использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов.
Когда вы показываете ребенку что-либо, управляйте его руками, накладывая на них ваши руки. Одновременно рассказывайте, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться.
Приучайте ребенка обследовать предметы систематически, с применением способа «вспомогательной и активной руки» (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду).
Предупреждайте желание ребенка дотронуться до чего-то теплого, холодного или липкого. Он может испугаться неожиданного незнакомого ощущения и начать побаиваться использовать свои руки для рассматривания окружающего мира
Стойте за ребенком, когда учите его какому-то движению. Делайте движение вместе с ребенком. Если вы стоите напротив него, движение получается зеркальным и ребенку трудно воспринять его.
Постоянно рассказывайте ребенку, чем вы занимаетесь, что происходит вокруг. Употребляйте знакомые ему слова, постепенно расширяя его словарный запас.
Не оставляйте ребенка-инвалида по зрению одного в незнакомом месте.
Стимулируйте самостоятельность ребенка
Разрешайте ребенку действовать самостоятельно, укрепляя усвоенные им навыки, по возможности создавая при этом безопасные ситуации.
Держите предметы на строго определенных местах. Разрешайте ребенку самостоятельно ходить за вещами и возвращать их на свои места. Рассказывайте ему, если вы переставили что-либо на другое место.
Давайте ребенку возможность самостоятельно отыскивать вещи, упавшие на пол. Говорите, где они находятся. Например, мел справа, рядом с твоей ногой.
Обучайте ребенка такому способу отыскивания, как изогнутое движение руки от себя.
Когда вы занимаетесь с ребенком за столом, используйте устойчивые подставки, например, подносы и миски. Когда ребенок «рассматривает» руками, что находится на столе, он легко разбрасывает и перемешивает вещи.
Рисуйте для слепого ребенка выпуклые контуры картинок, например, клеем.
Если у ребенка есть остаток зрения, используйте его, применяя цветные контрасты, увеличенные изображения, усиленное освещение и т.д.
Давайте ребенку возможность и время на то, чтобы он добивался положительных результатов и укреплял усвоенные им навыки. Хвалите и поощряйте ребенка.
Главное средство коммуникации – это речь. Однако во многом на ее восприятие влияют неречевые средства: мимика и жесты. Поведение окружающих людей имеют большое значение для развития коммуникативной деятельности незрячего ребенка. Оно либо стимулирует ребенка к общению, либо заглушает его желание общаться.
Эмоции родителей, вызванные зрительной аномалией ребенка, могут повлиять на взаимоотношение между ними. На попытки ребенка общаться (он неподвижно прислушивается, делает движения, издает звуки и т. д.) следует отвечать, доброжелательно откликаться.
Побуждайте ребенка к диалогу.
С одной стороны, запас слов ребенка может быть меньше, чем у зрячих ровесников, а с другой стороны, ребенок может употреблять какое-либо слово или предложение в неправильном контексте.
Ребенок может употреблять слова и выражения, которые слышал, не понимая, какое значение они в действительности имеют.
Ребенку бывает трудно понимать значение местоимений, на какие разряды они делятся, например «я», «ты», «он» «она».
В описании последовательных событий следует употреблять простые, точные выражения. Нужно учитывать возраст и стадию развития ребенка.
Как развивается ребенок?
Ребенок с нарушениями зрения – это, прежде всего ребенок. Основное для развития ребенка – чтобы он действовал самостоятельно, приобрел такой же жизненный опыт, какой накапливается у зрячих детей. Кроме того, важно возбудить в ребенке любопытство к окружающему миру.
Социальные навыки
Важно, чтобы ребенок много участвовал в повседневных занятиях семьи и, таким образом, имел представление о том, как, в какое время и каким образом происходят те или иные события. Затем он будет воспроизводить эти занятия в своих играх.
У ребенка может быть в семье «свое задание», соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку ребенка, и у него появляется желание справляться с более сложными заданиями.
Ребенка могут интересовать другие игры, чем зрячих детей. Он может действовать медленно в быстро проходящих играх.
Часто он поддерживает контакт с другими людьми речью, так как не может устанавливать зрительный контакт. Поэтому основная задача родителей – вызвать у ребенка интерес к другим детям и их играм.
Познавательные навыки
Чтобы овладеть познавательными навыками, ребенку нужно использовать все сохранные анализаторы: необходимо научиться воспринимать информацию с помощью слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Слепой ребенок должен понимать, что какой-то предмет существует, хотя его нельзя пощупать, и он не издает звуки. Кроме того, ребенок должен научиться определять места расположения предметов и отыскивать исчезнувшие вещи.
Уточняйте, что ребенок правильно связывает свои восприятия одно с другим, а также со своими знаниями.
Благодаря ориентировке на своем теле, а также с помощью движений развивается способность понимать отношения между причинами и следствиями, формируется представление об окружающем пространстве, например, о том, как предметы перемещаются и как изменяются их соотношения и отношение предметов к пространству.
У незрячего ребенка существует большая потребность в словесном описании и конкретном ознакомлении с предметами и местами, в то время, как зрячий ребенок видит их на расстоянии или на картинках. Требуется поддержка, чтобы у ребенка сформировалась правдивая картина мира.
Язык и взаимоотношения
Коммуникация – это взаимные отношения между людьми. Для развития ребенка важно, чтобы как можно раньше между ним и окружающими его людьми установились хорошие взаимоотношения. Тогда ребенок может доставлять радость взрослым.
Маленький ребенок выражает желание общаться, подражая звукам и мимике.
Взрослые должны давать ребенку возможность играть и дружить с другими детьми.
Хорошо, чтобы каждому ребенку поставили одинаковые границы (как дома, так и в детском саду) и незрячий ребенок имел те же права и обязанности, что и остальные дети. Конечно, в этом следует учитывать возраст и навыки ребенка.
Зрение
Каждый слабовидящий ребенок видит по-своему. Ребенку полезно использовать даже маленький остаток зрения. Сохранные анализаторы дополняют зрительное восприятие.
Поскольку зрительное восприятие ребенка бывает ошибочным и недостаточным, важно, чтобы окружающим людям было хорошо известно, как он видит.
В окружении ребенка важно уделять внимание освещенности и применять контрастные цвета.
Для маленького ребенка составляется индивидуальный план зрительной реабилитации. С его помощью родители вместе с офтальмологом и коррекционным педагогом могут помогать ребенку тренировать зрение.
Компенсаторные навыки
Поскольку с помощью зрения ребенок получает недостаточно информации, ему необходимо овладеть компенсаторными навыками. Особенно важно систематически уделять внимание обучению этим навыкам.
Ребенок начинает чутко реагировать на слуховые импульсы и становится более восприимчивым к запахам.
Ребенка нужно стимулировать к изучению ближайшей окружающей среды на ощупь, развивать мелкую моторику. Так создаются хорошие предпосылки для обучения системе Брайля.
Чтобы двигаться самостоятельно, упруго, без страха, ребенку необходимо овладеть навыками в разных областях.
Частое появление навязчивых движений можно предотвратить многообразными играми и физкультурными занятиями.
Навыки самообслуживания
Возможность и упражнение – это ключевые слова в обучении навыкам самообслуживания. То, чему ребенка обучают, следует разделять на небольшие объемы. Кроме того, требуется много времени и терпения. В связи с тем, что у взрослых часто бывает множество дел, возникают стрессовые ситуации. Взрослым иногда тяжело требовать от незрячего ребенка самостоятельности, им «легче» сделать что-то за ребенка самим.
В обучении навыкам самообслуживания очень полезны два педагогических метода:
1) Всегда, когда это необходимо, помогайте ребенку, ставя руки на его руки.
2) Рассказывайте, что вы делаете. Старайтесь употреблять внимательно подобранные, предельно точные слова с описательным значением.
Мелкая моторика
Для развития мелкой моторики имеет особое значение осязательный анализатор. Для того, чтобы упражнять мелкие мышцы рук, можно использовать повседневные ситуации (ребенок застегивает пуговицы, обследует жука и т.д.).
Прием «рука на руке» – самый лучший метод обучать ребенка новым навыкам.
Ребенок может легко держать предметы под рукой, например, на подносе.
Общая моторика
Так как ребенок не видит, у него нет потребности поднимать голову и держать ее высоко, протягивать руку к игрушке, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Иными словами, природный интерес к передвижению теряется. Необходимо этот интерес в ребенке развивать. Важно включать упражнения в бытовые занятия и игры. Это гарантирует достаточный повтор упражнений. Ребенку нужно иметь такой же опыт, какой имеют зрячие дети – это одна из основных предпосылок обучения навыкам общей моторики. Важно, чтобы ребенку было весело, и он смог бы достичь положительных результатов.
Хорошие элементарные навыки ориентировки (передвижение, ориентировка на собственном теле и пространственная ориентировка) создают основу навыков ориентировки молодого и взрослого незрячего человека: он способен ориентироваться самостоятельно, безопасно, эффективно и целесообразно в разных средах.
Ребенку помогает передвигаться даже маленький остаток зрения.
Источник
Комплекс заданий и упражнений,
направленных на развитие основополагающих функций
у незрячих обучающихся .
Сформированность навыка осязания
Осязательное восприятие связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно. Большое значение имеет планомерное обследование. Детям с нарушенным зрением трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит оттого, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Все это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности.[20]
На развитие навыка осязания мы предлагаем следующие упражнения:
Игра «Я строю сам». Ребенок, опираясь на задания учителя, выкладывает геометрические фигуры, а затем определяет что получилось, что построил. (Строить можно дома, машины.., выкладывать узоры).
Игра «Закроем окошечки»
Цель: закрепление эталонов формы и величины, соотносящих практических действий, закрепление культуры активного осязания, осязательных ощущений.
Оборудование: плоский домик: нижний квадрат состоит из двух этажей, верхний треугольник – крыша. Каждый этаж имеет разные поверхности, крыша имеет поверхность, отличную от этажей.
Ход игры: в домике – окошечки, которые ребенок должен закрыть ставенками, выполненными из разных материалов, соответствующих поверхностям разных частей домика.
Игра «Волшебный круг»
Цель: учить соотносить поверхности, развивая осязательные ощущения, действия двумя руками сразу с выделением ведущей руки.
Оборудование: круг разбит на 4 сектора с разной поверхностью: пластмасса, металлическая фольга, дерево, бумага. Другая сторона круга разбита на 14 секторов, имеющих 7 парных поверхностей, круг имеет с обеих сторон 2 стрелки.
Ход игры: ребенку предлагается соотнести с помощью стрелок две одинаковые поверхности.
Кубики для незрячих
Цель: составление целого из частей (квадрат, круг); развитие осязательно-двигательного способа расчленения геометрических фигур равные части; составление целого из 2 и 4 частей.
Оборудование: кубики, на гранях которых приклеены части квадрата, круга. Все части каждой геометрической фигуры выполнены из своего материала, что позволяет осуществлять действия под контролем осязания. Для удержания кубиков предлагается трафарет.
Сформированность моторного навыка
Чтобы ребенок успешно обучался в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.[40] Формирование моторного навыка как технической стороны письма во многом зависит умения ориентироваться на листе бумаги, на колодке, в шеститочии. Это связано с тем, с тем что по системе Брайля все буквы и знаковая система заложена в 6 точках и в определенном порядке.
Игра «Строим забор»
Цель: выделение ведущей руки и обучение действиям двумя руками сразу, развитие точности движений, определение высоты предмета, выкладывание ритмичного ряда по заданию, развитие представлений о числе и множестве предметов.
Оборудование: деревянная колодка 300×60 мм с 10 отверстиями, соответствующими диаметру вставляемых в них палочек (палочки разной длины).
Ход игры: ребенок по заданию педагога вставляет палочки в отверстия.
Игра «Найди пару»
Цель: развитие поисковых движений кисти руки, дифференцировка поверхности, выполненной из разных материалов, осуществление действий по цветовому или осязательному сигналу, развитие внимания.
Оборудование: парные пластины 30×60мм с различными поверхностями (бархат, фланель, наждак, фольга, вельвет и т. д.).
Ход игры: ребенку дается одна пластина, он должен найти пару. По мере усвоения игры задания усложняются: детям предлагается найти пары пластин самостоятельно.
Упражнение «Пирожки»
Цель: развитие осязания, чувства давления, активизация действий большого и указательного пальца.
Оборудование: две поролоновые пластины, между ним вклеены горох, фасоль, рис и т. д.
Ход игры: ребенок должен узнать, сдавливая большим указательным пальцем поролон, что в «пирожке».
Упражнение «Пройди по дорожке»
Цель: развитие прослеживающей функции руки, ориентировка поверхности, «чтение»
Оборудование: две пластинки 200×300 мм склеены.
Ход игры: пальцы ребенка скользят по вогнутым прорезям, обнесенным фольгой, наждаком, бархатом. Пальцы, двигаясь по дорожкам, повторяют ее очертания.
Игра «Штопка»
Цель: развитие осязания, работа двумя руками.
Оборудование:
Ход игры: Ребенку предлагаются перемешанные геометрические фигуры. Необходимо их разгруппировать, но задание усложняется тем, что квадраты необходимо положить в правый верхний угол плоскости, треугольники – в левый верхний угол, круги – в нижний левый угол, а остальные в правый нижний угол.
«Бабочки летят»
Цель: развитие умения различать верх и них листа, ориентироваться в шеститочии.
Оборудование: лист бумаги, раздаточный материал, модель шеститочия.
Ход игры: опираясь на словесные указания взрослого, ребенок перемещает бабочку в нужном направлении.
Сформированность навыка ориентировки на плоскости
Ориентировка в пространстве (на плоскости, в микро и макро пространстве) имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания. При этом одним из основных направлений решения этой задачи должно быть формирование у дошкольников ориентировки на микроплоскости, поскольку суть и содержание многих школьных навыков и видов деятельности, с которыми ребенок соприкоснется с самого начала обучения в школе (письмо, чтение, ручной труд, ориентировка в пространстве страницы учебника, тетради, в пространстве парты и т.п.), требует владения навыками ориентировки на микроплоскости. Особое значение овладение пространственными представлениями и навыками ориентировки в пространстве имеет для детей со зрительными нарушениями, так как и сенсорный, и интеллектуальный дефекты осложняют процесс формирования этих представлений и навыков.[20] Для формирования этого навыка представляем следующие упражнения.
«Твой путь в школу»
Цель:развитие пространственных представлений, работа с схемой.
Оборудование: прибор ориентир, фронтальный фланелеграф.
Ход игры: Ребенку предлагают рассказать, как он идет в школу (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др. Совместно с педагогом выстроить схему на приборе ориентире, затем увеличивать пространство и создать схему на фланелеграфе самостоятельно.
«Рамочка»
Цель: развитие пространственной ориентации в микропространстве.
Оборудование: прибор для письма, грифель, лист бумаги.
Ход игры: по словесной инструкции ребенок «рисует» рамочку по периметру листа. Прокалывая шеститочия сначала сверху вниз, затем справа на лево, поднимается вверх, и вправо.
«Следопыт»
Цель: ориентировка в микро и макро пространстве.
Оборудование: индивидуальные карточки с план – схемой.
Ход игры: ребята по план – схеме находят нужное место в школе, классе и т.д.
«Обводка по трафарету»
Цель: развитие мелкой моторики, пространственных понятий.
Оборудование: махровая салфетка, лист бумаги, грифель, трафарет.
Ход игры: учащиеся по контуру трафарета грифелем прокалывают лист бумаги, тем самым появляется контур определенного рисунка.
«палочки в ряд»
Цель: развитие пространственных понятий. Ориентация на плоскости.
Оборудование: счетные палочки или другой раздаточный материал.
Ход игры: по словесной инструкции учащиеся должны выложить палочки впереди от себя в 2 ряда.
«Найди спрятанную игрушку по схеме»
Цель. развивать умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.
Оборудование: любой предмет, игрушка, схема.
Ход игры: Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.
Сформированность осязательной памяти
При дефектах зрения не наблюдается какого-либо “изощрения” процессов памяти. Слепые дети испытывают известные трудности в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения, а также о том, что все эти процессы протекают у них своеобразно. Но стоит заметить, что развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям. Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слепых и слабовидящих исследователи находят в недостатке наглядно-действенного опыта, повышенной утомляемости, а также несовершенстве методов обучения детей с дефектами зрения. Недостаточный объем, пониженная скорость и другие недостатки запоминания слепых детей имеют вторичный характер, то есть обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.[39]. Поэтому на эту проблему необходимо обратить внимание с самых ранних лет. Мы так же хотели бы представить некоторые из упражнений по развитию осязательной памяти.
Игра «Найди отличия».
Цель: развитие осязательной памяти, пространственных представлений.
Оборудование: геометрические фигуры, затем можно усложнит до определенных предметов.
Ход игры: Ребенку предлагается два предмета (транспорт, игрушки, инструменты, овощи….) Задание: найди 2-5 отличий этих предметов. Сначала даются простейшие предметы, например, геометрические фигуры, и найти необходимо два отличия, а затем можно усложнять.
«Волшебная коробочка»
Цель: развитие узнавание, запоминания, осязания.
Оборудование: картонная коробочка наполненная крупой. Геометрические фигуры.
Ход игры: по инструкции взрослого ребенок опускает руку в коробочку. Достает предмет и называет его.
«Угадай кто это?».
Цель: развитие слухового восприятия, памяти, знаний об окружающем мире.
Оборудование: набор животных разнообразных, компьютер для воспроизведения звуков животных.
Ход игры: Детям предлагается набор игрушек (животные), по устной характеристике или звуку найти предмет среди всех предметов.
«Найди фигуру»
Цель: развитие осязания, памяти.
Оборудование: карточки с рельефно графическим изображением фигур.
Ход игры: по словесной инструкции ребенок должен найти одинаковые фигуры.
Источник