Упражнения на развитие познавательных процессов одного ребенка
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа
«Черемышский детский сад»
Составитель:
воспитатель
Широкова О. И.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………3
Игры, направленные на развитие восприятия………..5
Игры, направленные на развитие внимания и памяти.7
Игры, направленные на развитие мышления……….12
Игры, направленные на развитие воображения……..14
Список литературы……………………………………15
Пояснительная записка
Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Известно, что к 3-4 годам довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания. Продолжает формироваться наглядно-действенное мышление и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения; может представить по аналогии даже то, что никогда не видел, то есть значительно обогащается понимание окружающей действительности, расширяются знания и представления о предметах и явлениях.
В сборнике представлены игры, направленные на познавательное развитие дошкольников. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление, воображение:
игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина;
игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;
игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания;
основой для развития мышления ребенка, мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов, является сенсорное развитие;
интенсивно развивается воображение, в результате овладения «новыми» видами деятельности.
Данный сборник будет интересен воспитателям детских садов, родителям.
Игры, направленные на развитие восприятия.
«Спрячь мышку»
Цель: формировать у детей представления о шести цветах (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый).
Ход игры: воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.
«Составь картинку»
Цель: развивать восприятие у детей 3 – 5-летнего возраста.
Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана на 3 части.
Ход игры:
Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.
Для детей 5 – 6 лет можно предложить следующее задание:
а) собрать более сложные картинки;
б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;
в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.
«Оденем куклу»
Цель: учить детей узнавать и называть предметы одежды, практически действовать с ними, определять цвет, форму, величину, пространственное положение частей (правый рукав, левый рукав, верхняя пуговица и т.д.).
Оборудование: предметы натуральной одежды и кукольной (майка, трусы, платье, носочки, пальто, шапка, шарф и др.); кукла.
Игры, направленные на развитие внимания и памяти.
«Что изменилось?»
Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.
Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.
Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.
Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
«Хамелеон»
Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.
Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.
Материал: фишки для играющих.
Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т.д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.
«Зеркало»
Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).
Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.
Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движении, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.
«Зашумлённые картинки»
Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 – 6 лет.
Цель игры: развивать произвольное внимание.
Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.
Ход игры: перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.
«Рыбаки»
Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков.
Цель игры: развивать произвольное внимание, двигательную активность, память и фантазию.
Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т.д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.
Игры, направленные на развитие мышления.
«Разложи карточки»
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка).
На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.
«Подбери парную картинку»
Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.
Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех, шишка, ваза – тюльпан гвоздика).
На магнитной доске прикреплены картинки. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.
«Чем похожи и чем отличаются? »
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.
Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.
Игры, направленные на развитие воображения.
«Несуществующее животное»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?»
«Выдумай историю»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.
«Так не бывает!»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную.
Список литературы
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — М.: АРКТИ, 2003.
- Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2002.
- Игры в детском саду/Для дошк. возраста. — М. — Минск: ООО Изд-во ACT – Харвест, 2000.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
- Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
Источник
Упражнения на развитие мыслительной операции: «Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
1. муха и бабочка
2. дом и избушка
3. стол и стулья
4. книга и тетрадь
5. вода и молоко
6. топор и молоток
7. город и деревня
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
Лингвистическая игра на развитие скорости мышления: «Окачивание слов»
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», – так вы начинаете игру.
Предлагаются слоги:
· по… | · до… |
· на… | · че… |
· за… | · пры… |
· ми… | · ку… |
· му… | · зо… |
Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков: «Найди лишнее слово».
· Старый, дряхлый, маленький, ветхий
· Храбрый, злой, смелый, отважный
· Яблоко, слива, огурец, груша
· Молоко, творог, сметана, хлеб
· Час, минута, лето, секунда
· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
· Платье, свитер, шапка, рубашка
· Книга, телевизор, радио, магнитофон
· Мыло, метла, зубная паста, шампунь
· Береза, дуб, сосна, земляника
Упражнения на развитие гибкости ума.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
Назови, слова, обозначающие домашних животных, диких животных, наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт, овощи, фрукты, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)
Игра «Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты: Рисовать, Писать, Использовать, как палочку, Указка, Градусник для куклы и т.д.
Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:
· Веселый – грустный, Быстрый – медленный, Красивый – безобразный, Пустой – полный, Худой – толстый, Умный – глупый, Тяжелый – легкий, Твердый – мягкий, Шершавый – гладкий
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:
Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)
Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)
Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)
Упражнение на развитие словесно-логического мышления:
«Определи понятия»
Ребенку предлагаются следующие наборы слов:
· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
· Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой
· Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус
Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».
Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»
Источник
Ксения Эхова
Игры и упражнения по развитию познавательных процессов
Игры на развитие ощущений.
«Найди на ощупь»
Возраст: 4-5 лет
Цель игры: сопоставление результатов зрительного и осязательного обследования формы предметов.
Количественный состав: Игра проводится одн
овременно с 2-3 детьми.
Время проведения: 15-30 минут.
Оборудование: набор мелких игрушек, коробка с игрушками (у взрослого, мешочек.
Ход игры: Ребенок кладет в руку с мешочком, затянутым на запястье, на стол. Взрослый по одному предмету ставит на стол. Ребенок, используя зрительный образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. В случае ошибочного выбора предмета ребенку предлагается рассмотреть предмет и дать его словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь другой предмет.
«Широкая лестница»
Возраст:4-5 лет.
Цель игры: расположение элементов в зависимости от толщины, соблюдая постепенность изменений.
Количественный состав: число участников не ограниченно.
Время проведения:10-15 миут.
Оборудование: 10 брусков разных по толщине.
Ход игры: Взрослый предлагает детям построить широкую лестницу с одинаковыми ступеньками. После выполнения задания дети играют с куклой. Затем взрослый вместе с детьми разбирает лестницу, обращая внимание на то, что 1-ый брусок самый тонкий, 2-ой толще и т. д., а последний самый толстый. В случае затруднения дети могут использовать мерку
«Найди пару»
Возраст:3-5 лет.
Цель игры: визуальное знакомство с основными и дополнительными цветами.
Количественный состав: играть могут от 1-го до 3-х человек.
Время проведения:10-30 минут.
Оборудование: два красных, два синих, два желтых кружка (1 на панели и 1 отдельно).
Ход игры:Взрослый выставляет цветные кружочки на панели в произвольном порядке и говорит ребенку: «Я хочу подобрать одинаковые цвета». Затем берет любую отдельную деревянную табличку и подбирает к ней пару на панели. Таблички кладутся рядом. Также выкладывается вторая пара и т. д. Далее таблички перемешиваются, и ребенок подбирает пары самостоятельно.
Игры на развитие памяти.
«Запомни своё место»
Возраст: для детей 3-4 лет.
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Количественный состав:2- 10 человек.
Время проведения:10-20 минут.
Оборудование: магнитофон.
Ход игры: Дети стоят или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить своё место. Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.
«Заводные игрушки»
Возраст: для детей 4-5 лет.
Количественный состав:2-10 человек.
Время проведения:15-25 минут.
Оборудование: различные игрушки, магнитафон.
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход игры:В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки.Звучит музыка: «у игрушек включается завод».Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.
«Художник»
Возраст: для детей 5-6 лет.
Количественный состав: от 1-го до 8-ми человек.
Время проведения:15-30 минут.
Оборудование: не требуется.
Цель: Развивать внимание и память.
Ход игры : Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.
«В магазине зеркал»
Возраст: для детей 6-7 лет.
Количественный состав: 2-10 человек.
Время проведения:20-35 минут.
Оборудование: не требуется.
Цель: Развивать наблюдательность и память.
Ход игры:В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же. Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения
Упражнения для развития мышления.
«Древо мудрости»
Возраст: средний, старший школьный.
Количественный состав: от 2 до 8 человек.
Время проведения:20-30 минут.
Оборудование: ручки, бумага.
Ход игры: Ведущий сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
Игра развитие мышления
«Сокращение рассказа»
Возраст: 9-10 лет
Количественный состав:2-4 человек.
Время проведения:25-40 минут.
Оборудование: не требуется.
Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.
Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.
Упражнение на развитие мышления
«Ищем клад»
Возраст: дошкольный.
Количественный состав: 1-2 человек.
Время проведения:20-35 минут.
Оборудование: карандаши, бумага.
Цель: Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.
Ход игры: В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху. После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.
Игра на развитие мышления
«Куда уместится кошка?»
Возраст: дошкольный.
Количественный состав: 1-10 человек.
Время проведения:20-30 минут.
Оборудование: карандаши, бумага.
Цель: Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.
Ход игры: Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться.Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.
Игра на развитие мышления
«Ключ к неизвестному»
Возраст: Детям младшего школьного возраста
Количественный состав: от двух человек.
Время проведения:20-40 минут.
Оборудование: заранее подготовленные мелкие предметы.
Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.
Ход игры: предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.). Дети должны задавать вопросы,используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
Игры для развитие речи.
«Что за предмет?»
Возраст: 4-5 лет.
Количественный состав: число участников не ограниченно.
Время проведения: 15-20 минут.
Оборудование: мешок с игрушками.
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход игры: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч).Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»
«Угадай игрушку»
Возраст:3-5 лет.
Количественный состав: число участников не ограниченно.
Время проведения:15-20 минут.
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход игры: На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки.Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
Кто больше увидит и назовёт
Возраст:4-6 лет.
Количественный состав: число участников не ограниченно.
Время проведения:20-30 минут.
Оборудование: кукла.
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход игры:Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
Источник