Упражнения на развитие мимики ребенка

Упражнения на развитие мимики, пантомимики. Ритмопластика.

1.  Упражнения на развитие мимики

Цель: развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения. Научить детей управлять выражениям лица, с помощью мимики выражать чувства, персонажей сказки.

  • «Мимический кубик»
    Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.
  •  «Мимический диктант»

Прослушав эпизод сказки, дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям персонажей сказки, и сами воспроизводят их.

  • «Изобрази с помощью мимики»

Педагог предлагает детям изобразить:

  • Какое лицо было у весёлого (грустного, голодного и т.д.) быка, когда он встретил в лесу барана.
  • Как кот выпрашивает колбасу.
  • Тепло-холодно.
  • Мне страшно.
  • Встретили хорошего знакомого.
  • Радость.
  • Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

– В рот не суй что попадётся!

    Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:

    • встревоженного кота,
    • грустного барана,
    • восторженного петуха,
    • хмурого быка,
    • разгневанного поросенка.
    • «Узнай по интонации»

    Каждый ребёнок по очереди изображает или больного, или сердитого, или весёлого человека. При этом нужно произносить с определённой интонацией коротенькие слова:

    Ай-ай-ай!

    Ой-ой-ой!

    Ах! Ах! Ах!

    Ох! Ох! Ох!

    Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

    •  «Изобрази с помощью мимики»
    • Съешьте кислый лимон. (Дети морщатся)
    • Рассердитесь на драчуна. (Дети сдвигают брови)
    • Испугайтесь забияку. (Дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот)
    • Упражнение с зеркалом: «Мне грустно», «Я веселый»
    • Упражнение «Кривляка»
    • Очень жаль, пора прощаться (огорчение)
    • «Куда мы попали»
    • В дремучий лес (страх)
    • В цирк (интерес)
    • «Такая разная музыка»

     Дети слушают музыку, в соответствии с характером музыки (веселая, грустная) показывают эмоции.

    • «Щенок»

    Педагог.                                                 Дети.                              

    Щенок проснулся, потянулся,              Сидят на корточках, широко открывают глаза,

     тянутся, бегут по залу.

    Посидел и побежал.

    Набегался, устал, остановился,

    Тяжело задышал.                                      Останавливаются, тяжело и       часто дышат, высунув язык.

    Увидел сметану, съел ее,

    Облизывается.                                                            Облизывает губы.

    • «Толстяки и худышки»

    Педагог:

    Ты будешь толстяком помидором, а

    Ты – худышкой петрушкой и т.д. (Худышки втягивают щеки, толстяки их надувают.)

    Справа от меня овощи – худышки,

    Слева – овощи-толстяки.

    Встретились толстяки и худышки. (Смотрят друг на друга.)

    Удивились худышки: Ах, какие вы толстые! (Смотрят подняв брови и широко раскрыв глаза.)

    Рассердились толстяки: Не такие уж мы и толстые! (Хмурят брови, морщат губу и смотрят сердито.)

    Еще больше удивились худышки: О, да вы еще сердитые! (Округляют губы, как при произношении звука «о», поднимают брови.)

    Еще больше рассердились толстяки: У-у-у! мы действительно сердитые! (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.)

    Сморщили нос худышки: Ф-фу! Не хотим с вами в одном городе расти! (Морщат нос и произносят шепотом: «фу».)

    Скривили губы толстяки: Пф! Ну и не надо! (Изображают на лице возмущение, кривя уголки рта, произнося шепотом «пф».)

    • «Изобрази с помощью мимики»

    Педагог читает рассказ, а дети имитируют названые в нем движения.   «Прилетела пчелка в берлогу. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо и влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова раскрыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее по лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и улетела спать».                

    2. Пантомимика

    • Пантомимы:

    1.Расцвели, как цветы.

    2.Завяли как травка.

    3.Крадется волк за зайцем.

    4.Лисичка подслушивает.

    5.Тяжелая сумка.

    6.Вкусная конфета.

    7.Представь, что ты артист. Ты выступаешь (можешь спеть, рассказать стихотворение, станцевать). Ты с улыбкой принимаешь цветы, раскланиваешься.

    8.Ты цыпленок. Покажи, как живешь внутри яйца, а теперь ты разбиваешь скорлупу и вылупляешься. Помаши маленькими крылышками, расправь их. А теперь ты впервые увидел мир и очень удивился. Вот летит огромная птица, и ты испугался. А теперь цыпленок голоден и клюет зернышки.

    • «Угадай, кого покажу»

    Одни дети, по желанию, пантомимически, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры педагог каждый раз спрашивает зрителей, по каким признакам они угадывали героев, тем самым ещё раз закрепляя представление о характерных особенностях персонажей сказки: волка, быка, барана, кота, петуха и свиньи.

    Например:

    «Гордый петушок» – идёт, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д.

    «Злой волк» – с широко открытыми глазами, оскалившись, зло рычит и т.д.

    • Детям предлагается изобразить одного и того же персонажа сказки, выполняющего разные действия, например, кот:

    • сладко спит;

    • просыпается, лапой умывается;

    • грозно фыркает;

         • пытается утащить сосиску;

         • боится собаки;

    • охотится.

    • «Превращение предмета»

       Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.

    • «Превращение комнаты»

    Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.

    • «Превращение детей»

    По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, птиц, животных, насекомых.

    • Пантомимы:
    • Много снега – протопчем тропинку.
    • Как падает снежинка.
    • Лепим снежки.
    • Волк крадётся за зайцем – не поймал.
    • Кот на солнышке: жмурится, нежится.
    • Свинья в луже.
    • Холодно: мёрзнут ноги, руки, тело.
    • Сосулька.
    • Я мыл посуду и случайно уронил чашку (ДВ, 1994, №4, с.33; ст. гр., февраль, 1 неделя).
    • Как мама наряжается (ДВ, 1994, №2, с.15; ст. гр., март, 3 неделя).
    • Я пришивала пуговицу и случайно уколола палец (ДВ, 1994, №11, с.33; ст. гр., апрель, 1 неделя).
    • Этюд «Удивляемся»

    Педагог: «Ребята, представьте себе, что мы неожиданно попали в сказочный лес. Изобразите, как вы удивлены».

       И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны – вниз, пальцы разжаты:

    1) поднять плечи, повернуть голову направо;

    2) вернуться в исходное положение;

    3) поднять плечи, голову повернуть налево;

    4) вернуться в и.п. («поморгать глазками – удивились, куда же мы попали»).

    • Этюд «Листопад»

    Педагог: «Ребята, давайте теперь изобразим листопад в нашем сказочном лесу».

    Читайте также:  История развития ребенка купить красноярск

       И.п. – ноги вместе на «пружинке», руки внизу, голова опущена на грудь:

    1-3) сделать вдох, медленно встать на носки, руки через стороны поднять вверх («дерево растёт, набирается сил, тянется к солнцу»);

    4) сделать выдох, вернуться в и.п., руки уронить вниз, расслабляя, поочерёдно сгибая кисть в локтях («дует ветер и обрывает ветви и листья»).

    1. Показать, как Коза. Баба Яга, Красная Шапочка и др.
    • смотрится в зеркало;
    • пробует любимое блюдо;
    • пробует нелюбимое блюдо;
    • выслушивает комплименты;
    • выслушивает замечания;
    • садится на стул.
    1. Диалоги-пантомимы:
    • разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга;
    • разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому;
    1. Загадки-пантомимы:
    • в магазине – отдать товар, который нужен покупателю, с помощью жестов
    • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке
    • отгадать профессии (по характерным движениям и позе)
    • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом)
    • отгадать настроение.
    • отгадать, какая погода на улице
    • отгадай, что я ем (сладкую конфету, кислый лимон, горький перец) (Ст. гр., сентябрь, 3 неделя).

    Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица)

    1. Показать частями тела:
    • как твои плечи говорят: «я горжусь».
    • как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».
    • как твой палец говорит: «иди сюда».
    • как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»
    • как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».
    • как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»

    3. Ритмопластика

    а) Образные упражнения под музыку:
    Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр).

    • «Осенние листья»

    Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).

    • «Вальс снежинок»
      Предлагаемая ситуация: «То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце».
    • «Дремучий лес»

    Страшно и неприглядно в дремучем лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чащу (М. Мусоргский «Гном», «Картинки с выставки»).

    • «Времена года»
      Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы (отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»).
      Предложенные в данном разделе игры могут быть дополнены и заменены педагогом по своему усмотрению.

    б) Упражнения на развитие двигательных способностей детей

    Цели: развивать двигательные способности детей  – ловкость, подвижность, гибкость, выносливость; пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации), внимание; регулирование поведения; обучение приемам саморасслабления.

    • Этюды на выразительность жеста
    • Этюд «Тише»
      Два ПОРОСЁНКА должны перейти дорогу, на которой спит ВОЛК. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».
      Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
    • Этюд «Иди ко мне»
      Волк  манит к себе петушка, который сидит на жердочке.
      Выразительные движения: сидя на корточках, обе руки вытянуты
      навстречу петушку.
    • Этюд «Уходи!»

    Бык прогоняет волка. Выразительные движения: кисти рук расположены над головой, указательными пальцами вперёд.

    •   Этюд «Ласка»

     Детям предлагаются игрушки – персонажи сказки. Дети должны показать, как они любят свою игрушку – петушка, котика и т.д.

    • Игра «Преодолеем страх»

    Дети встают в круг (на расстоянии вытянутых друг от друга рук), воспитатель предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх (как у волка из сказки).  Дети иллюстрируют это, разводя широко руки в стороны.  Далее просит показать, какие бывают глаза у того, кто боится (дети изображают большие, круглые глаза). Затем педагог говорит, что страх уменьшается, и вместе с детьми делает руками соответствующие движения. В конце игры предлагает посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого нет страха, так как он исчез.

    • Этюд «Игра в снежки»
      Зима. Дети играют в снежки.
      Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.
    • Этюд «Игра с листочками»
      Дети гуляют по лесу. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся листочком, то шуршат листьями под ногами, то подбрасывают их вверх. Затем садятся на землю и начинают играть с листьями: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль, то складывают букет.
    • Этюд «Дружная семья»

    Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один щепу дерёт, другой глину месит, третий печь кладёт, кто-то стены конопатит и т. п. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

    • Развитие активного внимания
    •  Игра «Слушай хлопок!»
      Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «петушка» (стоять, вытянув шею, руки прислонены к бокам), на два хлопка — позу «кошки» (присесть на корточки, выгнуть спинку), на три хлопка — возобновить ходьбу.
    • Игра «Пишущая машинка»
      Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово (название героев сказки) или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.
    • Игра «Четыре стихии»
      Это игра на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
      Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
    • Игра «Что изменилось?»
      Ведущий ставит перед детьми от трех до шести-семи игрушек  (сказочные герои), дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
    • Игра «Ухо — нос»
      По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» — за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» ведущего, должны показывать только ту часть тела, которая называется ведущим.
    • «Что изменилось»
      1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин. дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.
      2 вариант: часть детей – «артисты», они показывают мизансцену из спектакля, остальные дети – зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.
    • «Тень»

    Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (имитирует движения персонажей сказки). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.

    • «Внимательные звери»
      Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
    • «Зеркало»
      Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок – «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.
    • «Дружные звери»
      Дети распределяются на три команды: волки, петухи, коты. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, волки – топнуть ногой, петухи – хлопнуть в ладоши, коты – поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.
    • Преодоление двигательного автоматизма
    • Игра «Стоп!»
      Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!».
    • Игра «Замри»
      Дети прыгают под музыку, ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками рук над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается, и играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Не успевшие «замереть» выходят из игры, оставшиеся продолжают игру под музыку. Играют до тех пор, пока не останется только один играющий, который признается победителем.
    • Игра «Пожалуйста!»
      Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий показывает движения (животных из сказки), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например: улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.
    • Игра «Запрещенное движение»
      Дети стоят лицом к ведущему, который  показывает движения (животных из сказки), и повторяют за ним. Затем выбирается одно животное, которое изображать запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
    • Тренировка отдельных групп мышц
    • Этюд «Винт»
      Пятки и носки вместе, корпус поворачивается влево и вправо, руки свободно следуют за корпусом.
    • Этюд «Насос и мяч»
      Играют двое. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько перед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания мяча» он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков, «Мяч» надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.
    Читайте также:  Развитие физической силы у ребенка 5 лет

    Источник

    Анжелика Бабенко
    Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста.

    Этюды на выразительность движений, основных эмоций, пантомимические этюды.

    Пантомимические этюды

    1. «Озорной щенок» – исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и т. д.

    2. «Щенок ищет» – заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается и т. д.

    3. «Гордый петушок» – идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т. д.

    4. «Пугливый мышонок» – сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки и т. д.

    5. «Злая собачка» – с широко открытыми глазами, зло лает, рычит.

    6. «Пчела» – с широко открытыми глазами, жужжит.

    7. «Лягушка» – с растопыренными лапками, неторопливо прыгает и квакает.

    8. «Озорная кошка» – глаза бегают, спинка изогнута, шипит, фыркает.

    Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу»

    Одни дети, по желанию, пантомимическим, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры воспитатель каждый раз спрашивает тех детей, которые отгадывают, по каким признакам они угадывали героев сказки.

    Этюды на выразительность движений и на выражение основных эмоций.

    1. «Изобрази жестом» Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова,которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.

    2. «Глухая бабушка» Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит.Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя любого ребенка, «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т. п. Ребенок жестами отвечает.

    3. «Тише» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка,знаками показывая друг другу: «Тише!»

    4. «Ласка». Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т. д.

    5. «Вкусная конфета». У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. Предлагается показать мимикой и жестами, какие конфеты на вкус.

    Этюды на выражение эмоций грусти и радости.

    1. «Невоспитанный мышонок» – идет по лесу; с ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.

    2. «Мышонок хочет играть с друзьями» – подбегает, а друзья отворачиваются от него.

    3. «Мышонок мирится с друзьями» – подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова.

    Игра на выразительность мимики.

    Педагог показывает детям красивое яблоко (муляж). Дает возможность рассмотреть его, потрогать, передать друг другу. После этого проводится игра «Изобрази вкус яблока». Дети, имитируя то, как они кусают яблоко, изображают мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т. д.). Педагог нацеливает на то детей, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика.

    Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций с использованием иллюстраций, схем – моделей, игрушек.

    Веселое, радостное настроение

    Веселое облако

    Вот облачко веселое смеется надо мной:

    «Зачем ты щуришь глазки так?

    Какой же ты смешной!»

    Я тоже посмеялся с ним:

    «Мне весело с тобой!»

    И долго – долго облачку махал я вслед рукой.

    С радостью я в сад иду

    Я сегодня очень рад,

    Ведь иду я в детский сад.

    Буду плавать, рисовать

    И с детишками играть.

    Веселый смех

    Шел медведь – косматый мех,

    Нес в мешке веселый смех.

    Зацепил мешком за сук –

    Смех посыпался вокруг.

    М. Вайнилайтис

    Лягушки ищут комара

    Вот лягушки по дорожке

    Скачут, вытянувши ножки.

    Увидали комара,

    Закричали: «Ква – ква –ква!»

    Солнце ласково смеется,

    Светит ярче, горячей.

    И с пригорка звонко льется

    Разговорчивый ручей.

    Я. Колас

    Радость

    Рады, рады, рады

    Светлые березки.

    И на них от радости

    Вырастают розы.

    К. Чуковский

    Страх, испуг

    Испугались мы в лесу

    Детям маленьким нельзя

    В лес одним ходить, друзья!

    В лесу можно оступиться,

    Испугаться, заблудиться!

    Заяц

    Мчится заяц от лисы.

    Хвост дрожит, дрожат усы.

    Встали сосны на пути,

    От погони не уйти!

    Нет спасения в бору!

    Прыгнул к ежику в нору…

    Е. Александрова

    Гроза

    Поднял гром тарарам,

    Прокатился по полям,

    По лесам, по холмам

    Да по синим облакам.

    Теплым дождиком звеня,

    Докатился до меня.

    – Дождь, дождь!

    Надо нам разбегаться по домам!

    Злость

    Сердитые коты

    Подрались между собой

    Рыжие коты.

    Поднялись у них трубой

    Рыжие хвосты.

    Дружелюбие

    Будем дружить

    Будем вместе мы дружить,

    Будем вместе в мире жить.

    Будем дружно все играть,

    Прыгать, бегать и скакать!

    Ты да я, да мы с тобой

    Взялись за руки друзья

    И сказали: «Ты да я – это мы!

    Я – Катюшка, я Витюшка,

    Я – Полинка, я Иринка…»

    (Каждый ребенок называет свое имя.)

    Гордость

    Важные петушки

    Вот шагают петушки,

    На головках гребешки,

    Читайте также:  Физические параметры развития ребенка 7 месяцев

    Красные бородки,

    Важная походка.

    Грусть

    Бедный мишка заболел.

    Мишка много меда съел.

    Мишка плачет и кричит:

    – У меня живот болит!

    Ф. Бобылев

    Бычок

    Маленький бычок,

    Рыженький бычок

    Ножками ступает,

    Головой качает:

    «Где же стадо? Му – у – у!

    Ску – у – учно одному – у – у!»

    В. Берестов

    Удовольствие

    Угощаемся пирожками

    – Печка, печка, помоги,

    Пирожки нам испеки!

    Будь добра нам подавай

    Вкусный, пышный каравай!

    Обида, капризы

    Петушки распетушились,

    Но подраться не решились.

    Если очень петушиться,

    Можно перышек лишиться.

    Если перышек лишиться –

    Нечем будет петушиться.

    Ёж

    Ёж пыхтит и морщится:

    – Что я вам – уборщица?

    Лес никак не подмету…

    Соблюдайте чистоту!

    Я. Аким

    Осторожная лисица

    Подошла к ручью напиться.

    Наклонилась, а вода

    Неподвижна и тверда.

    Г. Ладонщиков

    Уронила белка шишку,

    Шишка стукнула зайчишку.

    В. Шульжик

    Осторожность

    Мосточек

    На носочках осторожно

    Перейти мосточек можно.

    Тише, тише, не спешите,

    Бревнышки не раскатите.

    Вежливость, доброта

    Ручеек добрых слов

    Педагог берет за руку ребенка, проговаривая вежливое слово (например, «здравствуй»). Побуждает ребенка взять за руку другого, называя вежливое, доброе слово («Доброе утро!», «Пожалуйста!», «Будьте добры.»). Ручеек «течет», увеличиваясь в длину.

    Передай цветок

    Дети стоят в кругу. Педагог, называя ребенка по имени ласково, предлагает ему цветочек («Ванюша»). Ребенок называет ласково по имени соседа и передает ему цветочек.

    Игры для развития эмоциональной сферы детей

    Игра «Четвертый лишний»

    Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

    Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние,которое не подходит к остальным:

    -радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

    -грусть, обида, вина, радость;

    -трудолюбие, лень, жадность, зависть;

    -жадность, злость, зависть, отзывчивость.

    В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

    -грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

    -радуется, веселиться, восторгается, злиться;

    -радость, веселье, счастье, злость.

    Игра «Кого – куда»

    Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.

    Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей,которых:

    -можно посадить за праздничный стол;

    -нужно успокоить, подбирать;

    -обидел воспитатель;

    Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

    Игра «Что было бы, если бы.»

    Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

    Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ?

    Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

    Игра «Выражение эмоций»

    Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.

    Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:

    «Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

    Дети выражают жалость

    Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

    «Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»

    Дети выражают грусть (печаль).

    Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

    «И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

    Дети выражают мимикой лица – радость.

    Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

    «Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит,а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: – Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

    Дети выражают удивление.

    Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:

    «Тянут – потянут, вытащили репку».

    Дети выражают восторг.

    Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

    «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»

    Дети выражают испуг.

    Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:

    «Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»

    Дети выражают радость.

    Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

    «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

    Дети выражают мимикой лица печаль.

    В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

    Игры и игровые упражнения на выражение гнева.

    Упражнение “Злюка”.

    Цель: развивать способность распознавать различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.

    Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка.Все вместе читают небольшое стихотворение:

    -Жил (а)-был (а) маленький (ая) мальчик (девочка).

    -Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а).

    -Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.

    Упражнение «Закончи предложение»

    «Злость – это когда…»

    «Я злюсь, когда…»

    «Мама злится, когда…»

    «Воспитатель злится, когда…»

    «А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».

    Картотека игр и игровых упражнений (Эмоция Страх).

    Упражнение «Одень страшилку».

    Цель: дать детям возможность поработать с предметом страха.

    Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабы- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?

    Игры и игровые упражнения (Эмоция Радость)

    Упражнение на разыгрывание историй.

    Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

    «Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

    История 1 «Хорошее настроение»

    «Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

    Выразительные движения: походка – быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

    История 2 «Умка».

    «Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

    Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.

    Упражнение «Изобрази…»

    Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика».

    Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика,говорит следующие слова: «Я – зайчик. Я радуюсь, когда…»

    Источник