Упражнения на развитие мелкой моторики ребенка 2 лет
Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.
Необходимость развития мелкой моторики
Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.
Примеры игр и упражнений
В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего. Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.
Самые простые упражнения для пальцев
Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.
- «Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
- «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.
- «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.
Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.
Рисование
Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.
Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:
- мышление;
- фантазию;
- чувство прекрасного;
- творческие способности.
Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.
Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:
- В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.
- Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.
- Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.
Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.
Лепка
Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:
- «Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.
- «Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.
- «Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.
Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.
У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.
Игрушки
Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:
- Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
- Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
- Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
- Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
- Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.
В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник
Автор: Наливайкина Людмила
Опубликовано 10 Май 2016
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
– стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
– помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
– готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Все дети без исключения обожают играть! Думаю что эти игры на развитие мелкой моторики для детей 2 лет вам обязательно пригодятся!
Игры с прищепками.
Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!
Вот самые популярные из них:
Конструирование из прищепок:
С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.:
Сортируем прищепки по цвету:
Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!
Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить “червячков” в тарелочку к птичке используя прищепки):
Сортируем помпоны по цвету, перекладывая их с помощью прищепок:
Сортируем крупу:
Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление. Но если честно, в отличие от Золушки, многим детям очень скучно отделять фасоль от гороха и раскладывать их по разным коробочкам. И тут на помощь мамам могут прийти сюжетные игры:
1. Накорми курочку, петушка, цыпленка (втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку):
2. Помоги зверям добраться до домиков – выложи дорожки “камешками”. У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль), лисичке – камушки поменьше (горох), ну а белке – самые маленькие (гречка):
По такому же принципу можно играть в огород – помогать зайке высаживать семена на грядках (фасоль отдельно, гречку отдельно и т.п.).
Сортировка крупы в таких играх становится намного веселее, правда?
Мелкие предметы и отверстия:
Следующий вид игр, которые отлично развивают мелкую моторику, заключается в следующем: ребенку предлагают опускать мелкие предметы (монетки, фасолины, крупы и т.п.) в мелкие отверстия.
Признаюсь честно, когда играю в подобные игры за компанию с моими маленькими учениками в детском клубе я и сама ощущаю как развиваются мои пальцы, не смотря на то, что как у нормального взрослого человека с мелкой моторикой у меня все в порядке .
Вариаций таких игр очень много, например вы можете кормить голодную птичку зернышками:
Или так:
Я еще не видала ребенка, которого не очаровал бы такой способ игры!
Рисование ватными палочками.
Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.
Многие дети двух лет любят брать кисточку и карандаш в руки вот так:
И всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно.
Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку если вы будете чаще рисовать ватными палочками, потому что ватную палочку дети обычно сразу берут в руки вот так (держат ее так как обычно взрослый держит ручку или карандаш):
Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику.
Что можно рисовать? Подключите фантазию!
Например, можно лечить кариес на зубах:
Смазывать ранки у слоненка зеленкой:
Можно украшать точками все что угодно (чашки, чайники, платье у куклы и т.п.):
Лепка.
Лепка из теста – королева среди всех игр по развитию мелкой моторики у детей. К тому же большинство малышей просто обожают лепить!
С ребенком 2-х лет можно осваивать следующие приемы лепки из теста и пластилина:
1. Лепить пирожки с начинкой.
2. Лепить колбаски (и превращать их в червяков, гнезда для птиц, бревна на крыше, полоски котенка и и т.п.).
3. Лепить шарообразные предметы (типа колобков). Они могут превращаться в мячики, воздушные шарики и т.п.
4. Осваивать технику размазывания пластилина:
5. Очень удобно работать со специальными альбомами для лепки для детей от 1 до 3 лет. Мне больше всего нравится серия «Это может ваш малыш» – “Пластилиновые картинки”, “Пластилиновый снежок”, “Учимся лепить”:
А также довольно интересные пособия разработаны Еленой Янушко – альбом “Лепим с малышом. Картинки из теста и пластилина”.
(ссылка Лабиринт, Озон):
Раскопки и рисование на манке.
Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка.
Можно рисовать вместе с мамой, например, лучики для солнышка, дождик и т.п.:
Больше примеров и идей для того, чтобы играть с крупой вы найдете в этой статье.
Кроме рисунков, в манке можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких “раскопок” ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
Итак:
Положите на поднос лист бумаги на котором нарисован один или несколько рисунков:
И присыпьте этот лист манкой.
Пусть ребенок по просьбе мамы отыщет картинку, спрятанную в крупе. (Заметила, что на занятиях дети больше любят это делать совместно с мамами, а не в одиночку. Поэтому не оставайтесь в стороне – ищите вместе и радостно удивляйтесь находкам!).
Ну а можно просто предложить ребенку самому поиграть с подносом с манкой – дети редко отказываются от такой затеи.
Подготовка руки к письму – рисуем линии.
Когда ребенок выполняет задания по типу “нарисуй линию”, он достигает сразу трех целей:
– развивает мелкую моторику;
– готовит руку у письму;
– учится рисовать (ведь малыши в 2 года в основном рисуют спонтанно, а говоря проще – просто калякают на бумаге. Линии и точки – это самые первые их рисунки, которые им под силу сделать осознанно).
Не спешите сразу давать ребенку сложные задания, в которых характер линий уже задан, например такие:
Такие задания малыш будет рисовать где-то после трех лет. Пока же ему проще выполнять задания, в которых характер линии не определен.
Можно рисовать горизонтальные линии:
Вертикальные линии (искупай слонят):
Косые линии (помоги мишкам добраться до мамы):
Ближе к 3 годам можно предложить рисовать кружочки и округлые линии.
Ищем мелкие предметы в воде и крупе.
Игры с крупой и водой хороши не только тем, что они развивают мелкую моторику, но и тем, что они необыкновенно успокаивают и снимают стресс.
Искать предметы в крупе и воде можно со смыслом.
Например:
Найди в крупе все «конфеты» и сложи каждую на свою тарелочку (выполняем сортировку по цвету):
Вылови бусинки или мозаику из воды и разложи их по цветам:
Игры с медицинской грушей и пипеткой.
Игры с обычной медицинской грушей и пипеткой здорово развивают мелкую моторику, к тому же и стоят эти предметы совсем недорого, а детям такие игры очень нравятся! О том как играть с ребенком при помощи этих медицинских принадлежностей читайте в статье по этой ссылке.
Игрушки на развитие мелкой моторики.
Развивать мелкую моторику можно и при помощи специальных игрушек. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами ребенок может провести время с пользой.
Хорошими игрушками на развитие моторики для детей 2 лет будут такие:
Игры с бусами:
Болтики и винты:
Мозаика:
(Играм с мозаикой посвящены вот эти статьи нашего сайта: статья 1, статья 2, статья 3).
Игры с Лего:
Это конечно еще не все игры по развитию моторики для детей 2 лет! Надеюсь еще успею рассказать об остальных!
А как развиваете моторику ребенка вы? Поделитесь! Ведь это очень интересно!
Автор: Наливайкина Людмила
Чтобы не потерять эту статью – добавьте ссылку на свою страничку в социальной сети:
Важно: Я буду рада если вы полностью или частично выложите текст или фотографии (исключая те, что помечены знаком ©) из этой статьи на ваш сайт или в социальную сеть. Но при этом соблюдайте важное условие – укажите активную ссылку на источник (при отсутствии активной ссылки я буду вот такой – вы нарушаете мои авторские права, а это уже серьезно).
Что еще почитать:
Источник
Игры и упражнения
по развитию мелкой моторики пальцев рук
для детей 2-3лет
(сокращенный вариант)
Данная подборка игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики детейраннего возраста является приложением к методическому пособию «Девочка Маша».
Игры и упражнения имеют многофункциональный характер, так как с их помощью у детей:
– формируется фонетико-фонематическая база;
– развивается фразовая и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев;
– активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности;
– развивается сорное восприятие, умение играть с игрушками;
– формируется процесс социальной адаптации у детей.
Цель: развитие мелкой и общей моторики и речи детей, расширению их кругозора.
В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.
Игра “Котята” Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. Покачиваем руками, не разъединяя их.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга
(от большого к мизинцу).
Игра “Это дом”
Дом я строю во вселенной.
Есть в нем крыша и антенна.
Есть в нем дверь, и есть окошко –
Пусть живет в нем наша кошка!
Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема выкладывания.
Усложнение: при выкладывании учитывать цвет предмета, по образцу предложить выложить кошку.
Выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной.
Цель:
– учить действовать по представлению;
– продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения;
– учить собирать дом по графическому изображению (рисунку);
– развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
Игра “Солнышко”.
Вот, как солнышко встает
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
А под солнышком всем
Весело поется!
Солнце рано утречком поднималось,
Студеной водицею умывалось.
Протоптало солнышко сто дорожек!
Почему у солнышка столько ножек?
Г. Лагздынь Цель: развивать общую координацию движений. медленно поднимают руки вверх
медленно опускают руки
“фонарики”
хлопают в ладоши
руки поднимают вверх
делают движения руками “умываются”
идут друг за другом
Игра “Кто в домике живет?”.
Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.
Цель: – развивать тактильные ощущения; – учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, – обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; – развивать мелкую моторику; – активизировать словарь: петушок, кошечка (др.)”большой – маленький”.
Упражнение “Дом большой, дом маленький”.
Цель: развивать координацию общих движений.
У петушка дом большой,
Ой, ой, ой!
А у кошки – маленький,
Ай, ай, ай!
Наш петушок пошел домой,
Ой, ой, ой!
Да и крошка кошечка.
Ай, ай, ай!
разводят руки через стороны – вверх
жалобно; приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками
идут, руки за спиной, с высоким подниманием колен
идут, выполняя плавные движения, имитирующие движение кошки
Динамическое упражнение “Котята”. Цель: – развивать общую координацию движений; – учить выполнять движения в соответствии с текстом:
Как у нашей кошки,
Подросли ребята,
Подросли ребята,
Пушистые котята.
Спинки выгибают,
Хвостиком играют.
А у них на лапках
Острые царапки,
Длинные усищи,
Зеленые глазищи.
Очень любят умываться,
Лапкой ушки почесать
И животик полизать.
Улеглись на бочок
И свернулись в клубок,
А потом прогнули спинки,
Убежали из корзинки.
дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки
имитируют умывание, чешут за ушками, “лижут” животик, прогибают спинку
разбегаются, бег в течение 30 секунд
Упражнение с пальчиками «Мышка» Цель: развивать мелкую моторику рук.
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
“Хрум, хрум!” –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки
поскрести ногтями по столу, по коленям
сжимать пальцы в кулаки и разжимать их
потереть ладони друг о друга
Пальчиковая игра “Коготки” Цель: развивать мелкую моторику рук.
Точит кошка коготки,
Сидя на окошке.
Ах, какие же они
Острые у кошки!
Ах, какие у нее
Маленькие лапки!
В этих лапках до поры
Дремлют цап-царапки.
В. Кудрявцев, В. Егоров
пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки
поглаживают ладони друг о друга
сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо – влево.
Игра: “Мышка в норке, спряталась от кошки”.
Материал: бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка). Цель: – учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; – строить из кусочков бумаги “норку” для мышки, засыпая мышку бумажками; – развивать фантазию.
Упражнение: “Проложим дорожку из камешков” – лепка.
Материал: игрушка мышка, пластилин.
Цель: – вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки; – учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки.
Упражение-игра “Посыпаем дорожки” – (домашняя школа Монтессори). Материал: красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.
Цель: – учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу); – развивать мелкую моторику пальцев Методические рекомендации: предложить посыпать “песком” (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок сыпать тремя пальцами (сложить их “щепоткой”, не выходя за края дорожки.
Упражнение: “Мышка” –
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
“Хрум, хрум” –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
Выкладывание из палочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Упражнение с пальчиками “Мышки” Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков):
Методические рекомендации: “Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам
Игра: “Разрезные картинки” Цель: – учить составлять целое (мышку) из трех частей; – развивать воображение, память.
Материал: мышка на картинке; мышка, состоящая из 3-х частей (голова, туловище, лапки).
собрать картинку мышки из трех частей.
Методические рекомендации: рассмотреть мышку на картинке; 1 вариант: наложить (совместить) части силуэта мышки на картинку; 2 вариант: собрать картинку мышки из 3-х частей (голова, туловище, лапки).
Упражнение: “Это мышка – обведи и нарисуй”
Материал: карандаш, фломастер, трафарет из картона или пластмассы силуэта мышки.
Обводка трафарета из толстого картона или трафарета мышки из пластмассы. Цель: – развивать мелкую моторику пальцев; – учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, использовать полученный образ (мышки) в изобразительной деятельности.
Пальчиковая игра “Цветок”
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев
руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,
развести пальцы и слегка округлить их
развести пальцы рук
ритмичные движения пальцами вместе – врозь
ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести
Игра: “Каждому листочку – свое место”
Материал: карточки с листочками цветов
закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. Цель: – осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием; – продолжать различать цветы “такой – не такой”; – знакомить с названиями цветов; – учить действовать в соответствии со словесной инструкцией; – продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; – создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.
Упражнение: “Волшебный цветок”.
Материал: картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь.
Над клумбой бабочка кружит,
Куда же сесть? Все не решит:
Цветочек каждый так хорош!
Какой красивей – не поймешь! Рисование
Цель: – продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования; – учить рисовать ладонью; – развивать воображение.
Игра: “Собери цветок”
Материал: на листе бумаги сделан цветок (аппликация, отдельно лепестки, поднос.
Цель: – формировать зрительно-двигательную координацию; – развивать зрительную ориентировку на форму предмета; – формировать практические способы ориентировки (метод проб); – вызывать интерес к своим действиям; – учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами; – формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.
Упражнение: “Красивый одуванчик»
Втыкание спичек в пластилиновый комочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Игра: “Выросли цветы”.
Раз, два, три – выросли цветы,
К солнцу потянулись высоко, высоко!
Цветам тепло и хорошо!
Е. Пожиленко Цель: развивать общую координацию движений.
медленно встать из положения сидя
поднять руки вверх, потянуться
обмахивают лицо руками
Игра «Сухой бассейн» Цель:
– учить детей на ощупь находить предметы в гречке;
– развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие.
Упражнение: «Ромашка»
Оснащение: нарисованная на
картоне ромашка с контурными
лепестками и желтой серединкой;
кусок глины или пластилина
белого цвета.
Я – цветок на длинной ножке,
С желтой серединкой.
А зовут меня – ромашка,
Белая кудряшка.
Цель:
– совершенствование работы указательного и большого пальцев; – развитиекоординации правой и левой руки;
– обучение основным техническим приемам лепки – раскатыванию «колбаски» из небольшого кусочка глины;
– развитие воображения;
– расширение словарного запаса ребенка.
Игра: «Готовим салат вместе с
мамой»
Оснащение: овощи (помидор,
огурец коробка с отверстиями
с боков для правой и левой руки.
Цель:
– развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец);
– обогащение пассивного и
активного словаря ребенка:
«огурец», «помидор», «салат»,
шершавый, «гладкий», «режем»,
«готовим».
Упражнение: «Колокольчики»
Оснащение: картинка с
изображением колокольчика,
грецкий орех.
Ход игры.
Динь – динь.
Дни подряд
Колокольчики звенят.
Динь – динь – динь…
Динь – динь – динь… Цель: расслабление кисти руки,
развитие умения соблюдать ритм.
Игра: «Хоровод среди цветов»
Оснащение: грецкий орех.
Ход игры.
Вложить в ладони ребенка
грецкий орех попросить его
делать круговые движения в такт словам:
Вокруг розовых кустов,
Среди трав и цветов
Водим, водим хоровод. Цель: развитие тактильного
восприятия
Игра: «Соберем гербарий»
Оснащение: цветы из бумаги
(ромашки, колокольчики, спицы.
Усложнение задания возможно за счет нанизывания цветов, вырезанных из бумаги по контуру, в любой последовательности Цель: развитие мелкой моторики,
координации движений.
Упражнение: «Следы»
Оснащение: пластилиновая
«дорожка» (520 см); игрушечные
(кошка, петух (заяц, медведь);
картинка с изображением
животных.
Цель:
– формирование контроля за
мышечными ощущениями;
– воспроизведение алгоритма
движений пальцев (указательного и
среднего попеременно, двух
пальцев одновременно).
Игра: «Ваза для фруктов»
Оснащение: наборное полотно;
мозаика; фрукты (яблоко, груша,
апельсин) или заменяющие их
муляжи; ваза.
Цель:
– развитие мелкой моторики
указательного и большого пальцев
ведущей руки ребенка;
– развитие умения выкладывать
картинки по образцу;
активизация словаря: «яблоко»,
«груша», «апельсин», «фрукты»,
«ваза»,
Игра: «Тюльпан – ромашка»
Оснащение: два листа картона (на
одном контурная прорисовка
ромашки, на втором – тюльпана);
белый шнур для выкладывания
лепестков ромашки; красный шнур
для выкладывания лепестков
тюльпана;
короткий кусок желтого
шнура для выкладывания
серединки ромашки;
зеленый
фломастер.
По полянке я шагаю
И цветочки собираю.
Белую ромашку – много лепестков.
Красненький тюльпанчик –
Шляпа, как тюрбанчик. Цель:
– закрепление умения ребенка
составлять узор из деталей (по
образцу, по памяти);
– развитие моторной ловкости
пальцев рук;
– развитие умения ребенка
ориентироваться на листе бумаги;
– активизация словаря: «ромашка»,
«тюльпан», «цветы», «собираю».
Выложить из шнуров цветы по
контуру.
Упражнение: «Дождик, дождик, лей, лей…»
Оснащение: наборное полотно,
мозаика, нарисованная на листе
бумаги дождевая капля.
Чтение стихотворение:
Дождик капнул на ладошку,
На цветы и на дорожку.
Льется, льется, ой-ой-ой!
Побежали мы домой.
Цель:
– развитие мелкой моторики
(пинцетного захватывания);
– развитие зрительного внимания;
– выработка умения выкладывать
по образцу;
– активизация словаря: «дождик»,
«дорожка», «льется», «ладошка».
Источник