Упражнения на развитие когнитивной сферы ребенка
Игры и упражнения для развития когнитивной сферы ребенка
Когнитивным развитием называют развитие всех видов мыслительных процессов, к которым относятся процесс восприятия, памяти, мышления, формирования понятий, решения задач, воображения, логики.
Предлагаю вашему вниманиюигры и упражнения для развития когнитивных процессов у детей дошкольного возраста.
Упражнения для развития воображения
1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Предложить ребёнку обвести карандашом или красками собственную ладошку (или две) и придумать «Что это может быть?» (бабочка, птица и т.д.)
Предложить создать рисунок на основе обведённых ладошек.
2. Упражнение “Выполни рисунок”
Ребёнку дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. – и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.
Даны графические изображения 2-4 данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы.
3. Упражнение “Сложи картинку”
Предложить ребёнку сложить из имеющихся геометрических фигур красивые (или необычные) картины.
Пример упражнений на развитие воображения:
и др.
Упражнения на развитие внимания.
1. Упражнение «Найди отличие»
Предложить ребёнку нарисовать любую не сложную картинку (дом, человечка и др.), передать ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
2. Упражнение «Расставь точки»
Взять два листа бумаги и расчертить на клетки (9, 12, 16) в нескольких клетках (для начала не более 5) нарисовать буквы, точки или другие одинаковые знаки. Ребенок в течение минуты должен запомнить расположение знаков и повторить его на втором листе. Со временем можно увеличивать число квадратов и знаков.
3.Упражнение «Кто самый внимательный?»
Эта игра подходит детям любого возраста. Участвовать могут сколько угодно человек.
На столе разложить от 5 и больше (в зависимости от возраста играющих детей) разнообразных предметов. Предложить детям рассматривать лежащие предметы в течение 1—2 минут. После этого все должны выйти из комнаты или отвернуться от стола. В это время ведущий меняет расположение предметов или убирает один (несколько) из них. Вернувшись к столу, дети должны постараться определить, что изменилось в расположении и количестве предметов. Побеждает в игре тот, кто первым отметит больше изменений.
Чем старше дети, играющие в эту игру, тем больше предметов можно раскладывать и тем больше изменений в их расположении и количестве производить. Маленьким детям легче запоминать крупные и сильно отличающиеся друг от друга предметы. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, раскладывая больше некрупных и даже похожих друг на друга предметов.
4. Упражнение «Найди такой же».
Предложить ребёнку выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.
5. Упражнение “Геометрические фигуры”
Ребёнку предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур. Нужно определить, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.
П ример упражнений на развитие внимания:
и др.
Упражнения на развитие мышления.
1. Упражнение «Третий лишний»
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
Яблоко, вишня, помидор.
Час, килограмм, минута.
Козленок, корова, теленок.
Шапка, шарф, кепка.
Мыло, веник, мочалка.
Карандаш, стакан, ложка.
Кастрюля, сумка, чемодан.
Колбаса, молоко, молоток.
Телевизор, холодильник, диван.
Кошка, собака, волк.
Полезный совет
-При выполнении данных упражнений попросите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.
– Не забывайте: главный вопрос — почему ты так думаешь?
2. Упражнение «Верно», «Неверно»
На каждый вопрос ребёнок поднимает карточки:
–красная – неверно, зелёная – верно.
1. После четверга идет суббота
2. В году 13 месяцев
3. Январь – последний месяц года
4. Август – это летний месяц
5. 3 меньше 4
6. Снег тает весной?
7. Листья облетают с деревьев зимой?
8. В неделе 5 дней?
9. Солнце появляется в небе ночью?
10. Осенью листья зеленеют?
11. Камень мягкий и лёгкий?
12. Суп варят из фруктов?
13. Морковь – это овощ?
14. Медведи уходят зимой в спячку?
15. Пух мокрый?
3. Упражнение «Подбери слово»
К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-… (дом)
песня-глухой, картина-… (слепой)
паровоз-вагон, конь-…(телега)
бежать-стоять, кричать-…(молчать)
песня-певец, самолет-…(летчик)
карандаш-рисунок, буквы-… (слова, рассказ, текст)
птица-воздух, рыба-…(вода)
машина-дорога, воздух-…(самолет)
корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)
яйцо-скорлупа, картофель-… (кожура, шелуха)
лимон – кислый, сахар-…(сладкий)
камень – тяжелый, перышко-…(легкое)
машина-дорога, корабль-… (море)
птица-клюв, слои-…(хобот) и т.д.
Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
4. Упражнение «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»
Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.
Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:
Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным…)?
Что бывает высоким (низким)?
Что бывает зелёным (красным, синим)?
Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?
Что бывает тяжёлым (лёгким)?
Что бывает глубоким (мелким)?
Что бывает колючим (острым, хрупким)?
и др.
Упражнения на развитие памяти.
Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является игра с парами слов.
Запишите себе на лист 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, например, стул, стол, кошка, собака, вилка, тарелка. Теперь следует прочитать эти слова малышу 3 раза. Обязательно выделяйте пары слов с помощью интонации, не торопитесь. Через небольшой отрезок времени называйте ребенку первые слова из пары, в то время как он должен следом за каждым вашим словом повторять его пару. Таким образом, тренируется кратковременная память, а для развития долговременной памяти – выполните то же упражнение спустя полчаса.
Как развить тактильную память ребенка? Завяжите глаза малышу, кладите в его руки разные предметы. Затем попросите его назвать предметы в том порядке, в котором он их трогал. При этом работает узнавание и запоминание.
Также рекомендуем развивать зрительную память детей. Для упражнения необходимо склеить 2 башни из коробков. В одной башне будет 3 коробка, а в другой – 4. Сначала положите пуговицу в один из коробков, а задача ребенка – назвать, в какой башне и в каком отделении находится пуговица. Далее можно будет использовать 2 пуговицы в разных башнях. Начинать выполнять упражнение можно ребёнку с 3 лет. Чтобы развить память и внимание, хорошо работать с картинками “найди отличия”.
1. Упражнение «Разрезанные картинки»
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая – разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.Предложите ребёнку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребёнка попросить собрать картинку по памяти.
2. Упражнение на развитие зрительной памяти.
Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую – либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.) Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно. Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.
3. Упражнение «Нарисуй фигуру».
Ребёнку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
4. Упражнение “Кто знает больше”
Ребёнку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например – 5 круглых предметов, или 5 красных предметов.
5. Упражнение «Запомни и повтори»
Взрослый произносит несколько чисел и просит ребёнка повторить. Ряд чисел постепенно удлиняется. То же упражнение можно проводить с цветами, названиями животных, дней недели, месяцев и т. д.
и т.д.
Развивающие занятия с ребёнком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. В результате день идет своим чередом, а ребёнок получит знания.
Источник
Игра на развитие внимания
«Найди игрушку».
Цель: развитие зрительного внимания, умения по описанию находить предметы.
Задание: по описанию взрослого нужно найти игрушку (предмет) находящуюся в комнате. Если ребенок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти.
- «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Задание: ребенок рисует любую не
сложную картинку (дом, человечек и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
- «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного внимания.
Задание: перед ребенком раскладывается несколько игрушек (от 5 до 10) или предметов (шахматные фигуры, костяшки домино, пуговиц и др.)
и просят запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен сказать чего не стало.
Игры на развитие логического мышления детей 6 лет
Интересные игры, направленные на развитие логического мышления детей 6, 7 лет.
Игры очень полезны для подготовки к школе. Игры на сравнение, анализ, синтез, доказательство.
Где какой напиток?
◈ Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?
Цветы из клумбах
Необходимый инвентарь: цветы трех разных видов и три фигуры (круг, квадрат и треугольник), вырезанные из картона.
Красные цветы (розы) росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые (календула) — не на круглой и не на треугольной. Где какие цветы росли?
Я беру с собой в дорогу…
◈ Подготовьте несколько картинок с изображениями различных предметов. Выложите их картинкой вниз. Предложите ребенку отправиться в путешествие, например, поездка на поезде или морское плавание. Но для того, чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым.
◈ Предметы на картинках должны быть самыми разными. Может быть, этот предмет совсем не нужен в путешествии, тогда его нужно положить в отдельную стопку.
Распредели правильно
◈ Все изображенные на карточках должны отличаться друг от друга цветом волос, глаз, ростом, выражением лица.
◈ Предложите ребенку распределить фигурки по четырем комнатам: в одну поместить всех детей, в другую — всех темноволосых, в третью — всех веселых, в четвертую — всех женщин.
«Найди лишнее слово».
Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
- Старый, дряхлый, маленький, ветхий
- Храбрый, злой, смелый, отважный
- Яблоко, слива, огурец, груша
- Молоко, творог, сметана, хлеб
- Час, минута, лето, секунда
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
- Платье, свитер, шапка, рубашка
- Книга, телевизор, радио, магнитофон
- Мыло, метла, зубная паста, шампунь
- Береза, дуб, сосна, земляника
Игра «4-лишний»
-развитие обобщения
Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;
Сосиски – печенье – тарелка – сыр;
Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;
Кепка – шапка – шляпа – тапочки;
Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;
Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;
Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;
Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;
Синичка – индюк –гусь –петух;
Пенал – тетрадь – карандаш – юла;
Сом – щука – жук – окунь;
Куртка – полотенце – платье – костюм.
«Найди лишнюю картинку».
Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.
Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.
Упражнения на развитие гибкости ума
«Назови слова…»
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
- Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
- Назови, слова, обозначающие домашних животных
- Назови, слова, обозначающие диких животных
- Назови, слова, обозначающие наземный транспорт
- Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт
- Назови, слова, обозначающие водный транспорт
- Назови, слова, обозначающие овощи
- Назови, слова, обозначающие фрукты
- Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)
Упражнение «Назови, одним словом».
– Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
Процедура:
1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:
а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…
б) Стол, диван, кресло, стул -…
в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…
г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…
д) Январь, март, май, август -…
Для развития мышления и речи
«Определи понятия»
Ребенку предлагаются следующие наборы слов:
- Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
- Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой
- Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус
Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».
Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»
Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.
-Упражнения на развитие мыслительной операции:
«Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
- муха и бабочка
- дом и избушка
- стол и стулья
- книга и тетрадь
- вода и молоко
- топор и молоток
- город и деревня
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:
«Закончи слово»
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», – так вы начинаете игру.
Предлагаются слоги:
· по… | · до… |
· на… | · че… |
· за… | · пры… |
· ми… | · ку… |
· му… | · зо… |
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.
Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Упражнение «Подбери признаки»
-развитие логического мышления и смысловой памяти.
-Подобрать -слова признаки по каждому слову
Игра (какая?)- интересная;
Снег (какой)- пушистый;
Вода (какая?) -холодная;
Луна (какая?)- круглая;
Дым (какой?) – густой);
День (какой)- солнечный;
Трава –
Крик-…
Стол -..
Окно -..
Дом -…
Развитие мышления и речи
Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать».Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить), забор (огораживать территорию), книга (читать), градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).
Упражнение «Смысловые ряды»
– развитие мышления.
-детям предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.
Волк – заяц, кошка – …
Быстро – быстрее, медленно – …
Лиса – лисенок, волк -…
Белка – орешки, медведь – …
Человек – дом, крот – …
Лес – деревья, поляна – …
Пальто – зима, шорты – …
Море – вода, суша – …
Вода – кран, свет – …
Учитель – школа, воспитатель – …
«Вопрос-ответ»
активизация логического мышления и речи.
Вопросы детям:
- Чем похожи стул и табуретка?
- Какие слова начинаются с буквы В?
- Какие вежливые слова вы знаете?
- Как вы думаете чему учат в школе?
- Какой день следует за вторником?
- На какой свет светофора надо переходить улицу?
- Чем отличается бабочка от стрекозы?
- У коровы телёнок, а у лошади…
- Назовите детёныша у овцы?
- Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?
- Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.
- Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)
- Какой день надели последний?
- Что делают из муки?
- Кто работает в магазине?
- Мышь маленькая, а муравей…
- Певец поёт, а балерина…
- Где работает клоун?
На развитие фонетического слуха играть с ребенком в такую игру:
Определи звук и найди его в слове
Ребенку предлагают найти например звук «Р» в слове (есть он в слове или нет), если есть попросить ребенка найти этот звук в слове (в начале слова, в середине слова или в конце слова). Например: рак (звук «Р» есть, он в начале слова), слово стул (звука «Р» нет), вертолет (звук «Р» есть, он в середине слова), пар (звук «Р» есть, ан в конце слова).
Игры для развития мелкой моторики и способности действовать по образцу
Раскрашивание и рисование по образцу и рисование элементарных узоров по клеткам по образцу, штриховки, раскраски, лепка, рисование цветными карандашами, аппликации.
Для развития эмоциональной сферы полезно читать сказки и детские рассказы и говорить с ребенком о персонажах сказок, какой персонаж (добрый, злой, хитрый, веселый, грустный и т.д.), что чувствуют герои по поводу определенных ситуаций в сказке, учить определять эмоции по картинкам.
Источник