Упражнения и игры для физического развития ребенка

Картотека игр

на развитие физических качеств

Игры на развитие быстроты

 «Быстро возьми».

Возраст: 5-7 лет.

Цель: развивать быстроту движения и ловкость.

Описание игры: Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки), которых должно быть на один или два меньше. По сигналу «Быстро возьми» каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел это сделать, считается проигравшим.

Правила игры. Предметы постепенно убираются.

«Передал – садись».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: развивать быстроту движения и ловкость.

Описание игры: Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны, одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3–4 м. У капитанов в руках по мячу.

По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом – от груди, от плеча, снизу, двумя руками из-за головы и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает.

Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает.

 Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та команда будет считается победительницей.

«Падающая палка».

Возраст: 5-7 лет.

Цель: развивать быстроту движения и ловкость.

Описание игры:

          Играющие становятся в круг. Водящий ставит в центре круга палку, придерживая ее рукой. Выкрикнув чье-либо имя, он отпускает руку и бежит из круга. Игрок, чье имя было названо, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на свое место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет удержать падающую палку, он меняется местами с водящим.

“Дождик”.

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель: развивать быстроту и ловкость.

Описание игры: выбирается водящий (он будет «дождиком»). Остальные участники игры становятся в круг. «Дождик» становится в центр круга. Игроки берутся за руки и ходят по кругу, хором читая стихотворение о дожде.

«Дождик» в это время бегает внутри круга в направлении, противоположном движению остальных игроков. С последними словами стихотворения ребята останавливаются и становятся лицом к середине круга. Тот игрок, который оказался напротив «дождика», говорит: «Здравствуй, дождик, зачем пришел?» «Дождик» в ответ предлагает: «Побегаем наперегонки?», после чего он и выбранный им игрок выходят за пределы круга возле «домика», то есть пустующего места в кругу, и встают спиной друг к другу. Остальные участники игры считают до трех, после чего «дождик» и выбранный им игрок бегут вдоль внешней стороны круга. Побеждает тот из них, кто, обежав весь круг, сумеет первым занять «домик». Если побеждает «дождик», то оставшийся игрок занимает его место и становится водящим. Если же «дождик» проигрывает, то есть не успевает добежать до «домика» первым, то ему приходится водить снова.

В качестве предварительной работы можно выучить с детьми стихотворение о дожде.

Дождик, дождик, капелька.

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал

И устал,

И перестал.

 «Воробышки и кот».

Возраст: 3-4 года.

Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

Описание игры: Ребенок – «Кот» располагается на одной стороне площадки, а дети – «воробышки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или на полу) на другой стороне площадки.

Воспитатель произносит слова:

Котя, котенька, коток,

Котя – черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

В это время «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда».

 Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

  Игры на развитие ловкости

 “Шалашик”.

Возраст: 6 — 7лет.

Цель игры: развить у детей ловкость движений и быстроту реакции.

Описание игры: Палки ставятся на землю так, чтобы их верхние концы сходились вместе. Получается своеобразный шалашик. Вокруг шалашика надо начертить круг, линия которого должна отходить от шалашика на расстояние 3—4 шагов.

Один из игроков берет на себя роль «сторожа»: он становится в круг возле шалашика. Остальные игроки выходят за линию круга, один из игроков берет мячик. Игроки перебрасывают друг другу мяч, стараясь при этом сбить шалашик. Задача сторожа — не пропустить гол и поймать мячик, не дать разломать шалашик. Мяч можно перебрасывать, но нельзя катить его по земле. Кроме того, игрокам, стоящим за линией круга, запрещается сходить с места. Тот, кто нарушил это правило, выбывает из игры. После того как шалашик все-таки ломается, игрок, которому удалось это сделать, сам становится сторожем, а прежний «сторож» присоединяется к остальным играющим. Играть можно до тех пор, пока это не надоест.

Читайте также:  Занятия дома с ребенком 2 лет для развития речи

«Ловишки на одной ноге».

Возраст: 5-7 лет.

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Описание игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают, а ловишка ловит. Ловишка не может ловить ребенка, который остановился на одной ноге, обхватив колено другой ноги двумя руками. В конце игры определяют, какой ловишка самый ловкий.

“Попадай-ка”

Возраст: 3-4 года.

Цель: Игра учит попадать в цель с расстояния, развивать ловкость движений.

Описание игры: поставьте тазик на пол. Предложите ребенку с расстояния в 20-30 см бросать туда мяч. Если попал — значит, ловкий, победил. Бросать можно и мячики, и шишки, и мешочки.

“Рыбалка”

Возраст: 6 — 7лет.

Цель игры: выработать у детей ловкость, умение работать в команде. Игра способствует развитию координации движений.

Описание игры: Играть лучше всего на площадке. В игре принимает участие произвольное количество игроков. Среди играющих с помощью считалки выбирают «рыбака», остальные играют роль «рыбок». «Рыбак» должен бегать за «рыбками». Догнав одну из них, «рыбак» берет ее за руку, и следующую «рыбку» они ловят уже вдвоем, не расцепляя рук. С каждой новой пойманной «рыбкой» все больше игроков присоединяются к «рыбаку», образуя собой целую «рыболовную сеть». Игра заканчивается, когда последняя «рыбка» попадается в сети к «рыбаку».

“Охотники”

Возраст: 5-7 лет.

Цель: развить у детей ловкость движений и быстроту реакции, развивать внимание.

Описание игры: Охотникам не разрешается выходить за черту. «Звери» свободно ходят по площадке. Три или четыре «охотника» стоят в разных местах, держа в руках по маленькому мягкому мячику. По сигналу все «звери» останавливаются, и каждый «охотник» легко бросает в них свой мяч. Задетые мячиками заменяют «охотников». Разрешается, стоя на месте, увертывается от мячей.

 Игры на развитие силы

 Упражнения с мячом.

Возраст: 3-4 года.

  1. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч у груди, руки согнуты. Толкнуть мяч от груди двумя руками.
  2. Толкай мяч. Дети сидят на полу полукругом, воспитатель напротив. Он катает мяч детям поочерёдно. Тот, к кому подкатился мяч, отталкивает его двумя руками.

Упражнения без предметов

Возраст: 5-6 лет.

  1. И. п. сидя парами на полу, держась за одну палку, ноги прямые. Поочерёдно тянуть палку к себе, не сгибая ног (тот, кто тянет, отклоняется назад, второй наклоняется вперёд ногами).
  2. И. п.: стоя на скамейке на коленях, руками держаться за края (четыре пальца снизу, большой сверху). Переставляя руки, подтягиваться на коленях вперёд.

Перетягивание каната. 

Возраст: 5-7 лет.

Описание игры: на площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

«Паучки»

         Возраст: 6-7 лет.

Цель игры: развить физическую силу и выносливость.

        Описание игры: Все играющие должны разделиться на 2 команды. Каждый игрок команды принимает следующее исходное положение: приседает на корточки, опираясь сзади на руки, а между ногами и туловищем кладет мяч. И в таком положении по сигналу ведущего бежит до флажка и обратно. Если играющий потерял мяч, то он начинает движение с того места, откуда произошла потеря предмета. Побеждает та команда, которая прошла дистанцию первой.

“Кенгуру”

       Возраст: 5-7 лет.

Цель игры: развить физическую силу и выносливость.

       Описание игры: Все играющие делятся на 2 команды, строятся в колонну по одному и занимают место на старте. Первый участник каждой команды зажимает мяч между коленями. По сигналу ведущего игроки прыжками начинают передвигаться по игровой площадке до флажка и обратно. На старте они должны передать мяч следующему участнику команды. Выигрывает команда, первая прошедшая дистанцию.

 Игры на развитие выносливости

“Перепрыгни через ручеек”

           Возраст: 4-6 лет.  

           Цель игры: развивать выносливость и физическую силу.        

Описание игры: на игровой площадке мелом рисуют ручеек, который к концу постепенно расширяется.  Ручеёк можно сделать, положив бельевую верёвку или две скакалки параллельно друг другу. Игрокам предлагается перепрыгнуть через «ручеек»: сначала через узкое его место, затем там, где он шире и шире. По итогам игры определяется самый лучший игрок, который не промочил ноги в ручейке.

Читайте также:  Читать онлайн развитие личности ребенка от года до трех лет

 «Эстафета парами»

Возраст: 6-7 лет.

Цель: учить детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. Развивать выносливость, ловкость.

Описание игры: Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне ориентиры. По сигналу первые пары, взявшись за руки, бегут до ориентиров, обегают их и возвращаются в конец колонны. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и не разъединят руки во время бега.

“Смена места”

        Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: развитие прыгучести и прыжковой выносливости.

Описание игры: Все играющие делятся на две команды. По краям площадки размечаются две линии – это так называемые «дома». Обе команды встают в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки, за линиями своих «домов», приседают и кладут руки на колени.

По сигналу все игроки прыгают из глубокого приседа, двигаясь вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Побеждает команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной линией. Затем обе команды прыгают в обратную сторону, но в игре не принимает участия тот игрок, который последним пересек линию, он выбывает из игры.

“Северный и южный ветер”

Возраст: 6-7 лет.

Цель игры: развивать выносливость и внимание; совершенствовать умение бегать.

Описание игры: среди играющих выбирается два водящих – одному одевается синяя лента – он северный ветер, а другому – красная – он южный ветер. «Северный ветер» по правилам игры догоняет играющих и «замораживает» их, осаливая. Игрок, до которого дотронулся северный ветер, должен замереть как вкопанный. «Южный» ветер, наоборот, размораживает игроков, дотрагиваясь до «замороженных». Тот, до кого дотронулся южный ветер, продолжает двигаться по площадке. Задача северного ветра «заморозить» как можно больше игрока и не дать южному ветру «разморозить» участников игры.

“Удочка”

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: развивать выносливость и внимание.

Описание игры: Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их.

Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

 Игры на развитие гибкости

“Ящерицы”

Возраст: 6-7 лет.

Цель игры: развить гибкость.

Описание игры: В игре участвуют 2 команды. На игровом поле расставляют кегли, которые должны будут огибать проползающие игроки. По сигналу ведущего игроки ложатся на пол и ползком передвигаются по дистанции, стараясь не сбить кегли. Выигрывает та команда, которая первой пройдет дистанцию.

“Туннель из обручей”

Возраст: 6-7 лет.

Цель игры: развить гибкость.

Описание игры: Игроки делятся на 2 команды. Часть участников команды держит обручи, образуя туннель, другая часть по сигналу ведущего пробегает по туннелю. Затем участники меняются местами. Побеждает та команда, которая выполнит задание первой.

“Эстафета с мячами “

Возраст: 6-7 лет.

Цель игры: развить гибкость.

Описание игры: Играющие делятся на 2 отряда и встают в 2 колонны. Ноги расставлены на ширину плеч. Первым в колонне дается по мячу. По сигналу воспитателя: «Вверх!» – дети поднимают руки вверх и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади, тот следующему и т. д. Когда последний ребенок получает мяч, он бежит к воспитателю и отдает ему мяч. 1 – 2 раза мяч передается над головой, затем дается команда: «Вниз!» (мяч передается между расставленными ногами).

Упражнения на гибкость

Возраст: 6-7 лет.

  1. И. п —стойка на коленях, руки на пояс. Поворот вправо (влево), коснуться пальцами рук носков ног, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
  2. Упражнение «Рыбка». И. п. – лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч. Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться нужное время. Вернуться в и.п.
  3. Упражнение «Кошечка». И.п. – встать на колени, прямые руки поставить на пол на уровне плеч (четвереньки). Поднять голову, максимально прогнуть спину (ласковая «кошечка»). Опустить голову, максимально выгнуть спину (сердитая «кошечка»).  

Источник

Как проверить, правильно ли развивается ваш малыш?

Предлагаю родителям провести диагностику самостоятельно.

Вы можете свериться с дневником развития управления своим телом (см. Таблицу ниже). Нужно учитывать, что норма допускает отставание и опережение на несколько месяцев.

Если вы видите, что у ребенка не сформирован тот или иной навык, то начните активнее заниматься с малышом в соответствии с перечнем игр и упражнений, приведенным в статье. Если замечаете сильную задержку, то это является поводом для обращения к детскому врачу или психологу. 

Вообще физическое развитие включает в себя гораздо больше, чем управление своим телом, это еще и движение рук, развитии зрения и слуха. Но я приведу самое основное – общие движения. Если интересно – напишите в комментарии – и мы разберем еще таблицу мелкой моторики.

Напомню, что в первые годы у ребенка интенсивно формируются все органы и системы, поэтому физическое воспитание является основой всестороннего развития. Именно поэтому на своем канале я так много внимания уделяю вопросу физкультуры и спорта для малышей.

Читайте также:  Дошкольные центры развития ребенка в муроме

Таблица 1. Дневник развития управления своим телом (см.галерею)

Честно скажу, что эти нормы немного завышены. В мире тревожных мам это как раз то, что нужно. Поэтому если ваш ребенок  начал ходить в 10 месяцев, а в два года поднимается сам по лестнице, это еще не значит, что нужно расслабиться и не заниматься с ним физкультурой. 

Для гармоничного развития, в том числе развития интеллекта – нужно постоянно поддерживать двигательную активность малыша. 

Почему важно поддерживать физическую активность дома писала подробно тут.

Перехожу непосредственно к упражнениям.

Для игр и занятий мы используем комплекс «Ранний старт», так как только на нем можно заниматься с первых месяцев жизни, в отличие от стандартной шведской стенки.

Упражнения для физического развития детей  (0-4 года):

1. «Трек Домана». Наклонная доска (горка) используется как трек Гленна Домана. Горка ставится на первую или вторую ступеньку шведской стенки, ребёнок пробует подниматься вверх по доске (горке). Упражнение подходит для малышей, которые еще не умеют ходить.

2. «Спуск с горки». Упражнение для малышей, которые только учатся ползать. Ставим горку на первую ступень лесенки, кладем малыша на живот и ждем, когда он сползет вниз. Ребенок будет прилагать больше усилий, тем самым сползать быстрее. Главное следить за состоянием ребенка-нужно, чтобы ему было комфортно, и нравилось выполнять упражнение.

3. «Спуск и подъем предметов». Эта веселая игра на координацию движений, а также  на общую двигательную активность. Подходит детям разных возрастов. Малыш спускает любимые игрушки с горки. Мой сын, например, любит спускать машинки и мячи. Параллельно мы обсуждаем свойства всех предметов, сравниваем, что быстрее, что медленнее, что дальше/ближе и т.п. Второй вариант игры – закатываем мяч на горку (снизу вверх).

4. «Качаем пресс». Ребенок лежит на спине головой к шведской стенке, руками держится за перекладину лесенки, поднимает ноги.

5. «Крепыш» на кольцах/трапеции. Укрепляем руки и тело. Подвешиваем малыша на кольца/трапецию/турник. Это упражнение подходит даже для детей до года. Малышей постарше просим подгибать ноги, когда они висят на кольцах или трапеции.

6. «Кувырок на кольцах». Детей от года, висящих на кольцах, можно учить делать кувырок. Сначала поддерживают родители, затем малыш пробует перевернуться сам. 

7. «Вверх по массажной доске». Профилактика плоскостопия, общее укрепление корпуса. Используем для этого упражнения массажную доску. Поднимаясь наверх, ребенок получает сопротивление в виде крутящихся перекладин доски, тем самым у него массажируются ступни, и малыш прикладывает больше усилий для того, чтобы подняться. Как вариант-можно учиться просто подниматься вверх по обычной горке

8. «Растяжка». Малыш ставит ноги на разные стороны спорткомплекса (подготовка к шпагату). 

9. «Полоса препятствий». Универсальное упражнение, можно использовать любые предметы. Например, ребенок бежит по горке, ортоковрикам, ортокочкам и поднимается  вверх по лесенке. Можно поставить еще столы и стулья, чтобы удлинить полосу. А в качестве цели использовать игрушку, которая расположена в конечной точке вашей полосы препятствий.

дорожка из ортоковриков и ортокочек

10. «Игры с мячом». Очень хороши для развития общих движений всевозможные игры с мячом. Для начала можно посадить ребенка напротив себя на полу и катать мяч по полу со словами «кати», «лови» – с этим упражнением очень хорошо запускается речь ребенка, так как построена на частом повторении коротких глаголов. Затем можно играть в футбол, пинать мяч, к 2,5 годам учиться ловить мячик руками.

Чем мне нравится «ранний старт»? В первую очередь тем, что не нужно специально организовывать занятия с ребенком -малыш сам придумывает себе игры на спорткомплексе – конструкция «подталкивает» детей к самостоятельности и развитию фантазии. Можно, конечно, перечислить больше упражнений, но здесь потребуется больше организованности и сил от мамы. Кстати, часть из вышеприведенных занятий можно провести и на уличной спортивной/детской площадке. А игры 9, 10  – дома.

Сейчас настали холода, поэтому мы не каждый день на улице, и такой спорткомплекс очень выручает.  Очень рекомендую! Воспользуйтесь моим личным купоном  «малышам» в 5% , который надо ввести в поле «промокод» при оформлении заказа на сайте r-start.ru

Источник