Упражнения для ребенка 4 лет для развития речи про машинки

Упражнения для ребенка 4 лет для развития речи про машинки thumbnail
  1. Учим цвета и размеры.

    Одна из самых простых первых игр. На желтую машинку ребенок кладет кубик того же цвета и везет в желтый гараж. На красную машинку ребенок кладет красное колечко от пирамидки и везет в красный гараж. Если у вас нет цветных машинок, наклейте на них кусочки бумаги нужного вам цвета. Также происходит с размерами: на маленькие машинки ставятся маленькие предметы, и они везут их в маленькие гаражи. Для гаражей, перевозимых предметов используйте подручный материал. В ход могут пойти мамины лаки, украшения, которых не жалко, карандаши, разноцветные скрепки. Ребенок повторяет за вами названия цветов и размеры. Более старшим детям можно прикреплять к машинкам круг, треугольник и искать предметы такой же формы.

  2. Магазин.

    Это в сущности повторение обобщающих слов и расширение словарного запаса. Замечательная машинка-помошник едет на базу и берет там товар для мебельного магазина. Вы спрашиваете у ребенка, какие предметы мебели он знает. Если у вас нет мелких предметов нужного количества, то можно использовать картинки или специальные карточки. Машинка привезла мебель в магазин и пришли покупатели. И машинка говорит им, что кровать надо поставить в спальню, а не на кухню, как хотели покупатели. Дальше машинка везет овощи в овощной магазин, обувь в обувной и так далее. И везде попадаются покупатели, которые не знают что делать! И везде надо помогать и обьяснять.

  3. Школьный автобус.

    Игра подходит для самых маленьких: в ней очень легкая лексика. Сначала обьясните, что специальные автобусы подьезжают к дому ребенка, забирают его и везут в школу. Маленькие дети, живущие в странах где это происходит в реальности, не всегда замечают этот автобус. Многие дети не могут увидеть это на улице. Поэтому предварительный рассказ обьязателен. Сначала в автобус садиться водитель и говорит: «Сейчас я поеду за детишками». Би-би. Далее автобус едет по дороге и останавливается у домика. Ребенок говорит: “Стоп”. Входит пассажир – это маленькая куколка или зверюшка – и говорит водителю: «Здравствуйте». Водитель отвечает. Так они собирают разных пассажиров. Ребенок отвечает на вопрос: «Кто это?», здоровается со всеми. Возможен короткий диалог между «учениками»: « Как дела? Что ты ел? Кто тебя провожал в школу?».Когда автобус доехал до школы, все должны попрощаться. Для игры подойдет любая машинка, в которую можно кого-нибудь посадить.

  4. Распродажа до 1 сентября!
    Не опоздайте! Самая низкая цена подписки в этом году!
  5. Полиция.

    В любом государстве дети видят эти машины и с удовольствием повторяют звуки сирен полицейских машин. В игре вы обговорите кто такие полицейские и что они делают.

  6. Пожарные машины.

    Вы проговариваете с ребенком, кто такие пожарники, что они делают, как они одеты. Рассказываете, что с огнем баловаться нельзя. Если у вас есть пожарная машина – отлично. Если нет – приклеиваете к обычной машинке шланг и лестницу. Обьясняете, для чего они нужны. Понятное дело, что ваш ребенок – это бравый пожарник, который едит в прекрасной машине – должен затушить пожар! Зажигаете свечку и даете немного воды – пожар потушен! (Еще раз обьясните, что без вас трогать огонь нельзя.) К этой игре подходит «Сказка о слоненке» Цыферова.

  7. Уборочные машины.

    Обращаете внимание, что они грязные и иногда плохо пахнут. Рассказываете, что это очень полезные машины. Придумываете ситуацию, когда эти машины «заболели» и что-то случилось. Диалоги – между людьми, которые просят скорее приехать и все убрать. Или между машиной и водителем. Куда ехать, что машина устала, что хочет «кушать». Дети с удовольствием кладут какие-то мелкие вещи в машину и увозят их на «свалку». Там выкидывают и едут за новыми.

  8. Скорая помощь.

    Одна из тех машин, которых все пропускают. Ребенок должен понимать, почему это происходит. Вы обговариваете, что в самой машине едут врачи, которые помогают больному. Обращате внимание, что обьязательно нарисован красный крест, чтобы все знали о ней. Если ребенок в роли машины, то он спрашивает у врача, надо ли быстро ехать и как здоровье больного. То есть в варианте этой игры машина «разговаривает» или с врачом или с пациентом.

  9. Спасатели.

    Замечательная игра для придумывания ситуаций и разыгрывания диалогов. Машинка, конечно же положительный герой, который всех спасает. Кого? Придумывает ребенок. Кошку с дерева, застрявшего в берлоге медведя, упавших птенчиков, заблудившегося ребенка. Поначалу ребенку сложно будет что- то придумать и вы помогаете. Но ситуации должны быть отыграны полностью. Например, где находится берлога медведя, почему он в ней застрял, как машина узнала об этом, как тяжело было ехать по лесу без дороги, как обрадовался и благодарил медведь. Сначала вы помогаете вопросами, но когда ребенок привыкнет, вам будет за его фантазиями не угнаться.

  10. Такси.

    Рассказать ребенку для чего нужно такси. Дальше предложить ему сделать заказ по телефону. Потом машина приехала и «позвонила», чтобы пассажиры выходили. Потом обьясняют машине куда и как нужно ехать и дальше диалог на любую тему. Почему туда едет, кто там будет, что будут делать.

  11. Заправка.

    Машина едет к какой-то башне, изображающюю заправочную станцию. Ребенок должен понимать, что машина «кушает» бензин. Подезжая к станции он должен попросить покормить-заправить машину. «Заправка» может быть часть игры «город», о которой я написала ниже.

  12. Мойка.

    Вы рассказываете, как машины моют. Потом ставите машинки в очередь на помывку….. и берете тазик с водой , щетку и моете машинки. Восторг у детей обычно полный. Лужи вокруг огромные-будьте к этому готовы. Диалог ведется между машиной и мойщиком. Когда подойдет очередь, как и где он будет мыть машину.

  13. Ремонт.

    Если в вас есть машина, которую можно немного разобрать – здорово! Если нет – берете инструменты детские или взрослые и завинчиваите винтики. Обьясняете при этом, что в машине держится на винтах. Говорите из чего сделана машина – железо, пластик, резина, стекло. Говорите, что у машин есть специальные «больницы»-автомастерские. Диалог идет между машиной и автомехаником: где «болит», как долго, что будет «лечить».

  14. Учим буквы и слоги.

    На машинки ставятся буквы, или карточка с буквами. Одна машинка едет к другой. Пока она едет ребенок тянет букву, которую везет. Дальше прибавляет буквы с другой машинки. Это выглядит так: одна машинка везет «Д». дддддддддддд Подьезжает к машинки с буквой «А» дддддддддда. Потом вы просите ребенка сказать быстро: «да». Ребенок до игры должен знать буквы, которые будет перевозить. Так же выглядит сложение и вычитание. 3 медведя едут к 2-м медведям. Сколько стало медведей вместе? Используйте слова прибавить, плюс. При вычитании медведи будут уезжать. Когда ребенок станет немного старше, можете использовать цифры, а не предметы.

  15. Семья Бухх – одна из самых функциональных игр с машинками.

    Здесь вам и повторение нужной вам лексики, и воспитательные моменты и выяснение мыслей и желаний ребенка и ваш общий полет фантазии! Из «машиночных» – моя самая любимая игра. Машинки образуют семью. Самое легкое – это прообраз вашей семьи. Бабушки, дедушки, мама, папа, ребенок, братья, сестры, тети , дяди. Если родственников много, ограничьте количество, иначе ребенок запутается. Придумайте семье фамилию и имена для каждой машинки. Мне нравиться фамилия Бухх. Легко произносится даже самыми маленькими, символизирует столкновение машин. (В более поздним возрасте это становится аллегоричным; при каждом споре скандале можно сказать: «К нам пришла семья Бухх» и атмосфера разрядится.) «Члены семьи» могут обладать свойствами машин: есть бензин, менять или надувать колеса, посещать автомастерские, когда они «заболели», и мойки для машин. То есть повторять всю лексику, которую вы использовал в других играх, добавляя бытовые темы. Например. Мама-машинка говорит сыну: «Ты очень грязный. Надо помыться». Сын отвечает: «Не хочу на мойку! Там вода холодная и щетки колючие!» Или: «Что вы хотите на ужин?», «Очень много бензина». Второй вариант: вы наделяете машинки человеческими чертами. Сын–машинка капризничает, не хочет кушать кашу, боится делать уколы… Мама и папа его уговаривают. Мне этот вариант ближе. Полет вашей фантазии бесконечен, вы можете вводить в игру терапевтические сказки, социальные истории, обучая ребенка и эмоционально, и нравственно.

  16. Город.

    Его лучше сначала построить. Строим из всего, что попалось под руку. Из кубиков и книжек, из карандашей и мелков, из стирательных резинок и палочек для счета. Учите ребенка смотреть на предметы и воображать. Город можно нарисовать. На тротуаре, на доске, на бумаге, на старых газетах и обоях. Единственное условие: рисунок или постройки должны быть достаточно обширны. Конечно, ребенок вам помогает и строить и рисовать. Вы вместе обсуждаете какие будут улицы, где стоят светофоры, какие дома вдоль улиц. И ваша машина поехала! Она едет к друзьям по широкой улице, потом заворачивает на право на узкую улицу, там на углу продают шарики, машина останавливается у тротуара, покупает шарики и едет дальше. Перед ней перекресток и горит красный свет. Что делает машина?. Катаясь по «городу» вы вспоминаете правила движения, математические понятия, быт города. Вы заезжаете в магазины, в поликлинику, на почту, в школу. Вы встречаетесь с другими машинками, пропускаете их или останавливаетесь поболтать.

Читайте также:  Влияние тревожности на развитие личности ребенка

Если в вашем доме не очень много машин, то готовьте их с ребенком для каждой игры. На любую машину можно наклеить красный крест – вот вам и неотложная помощь, красные полоски – пожарная машина, желтый бок и знак стоп – вот вам и школьный автобус. Игра не должна превратиться в ваш монолог. Поначалу, вы задаете наводящие вопросы, и ребенок отвечает, потом это переходит в полноценный диалог. Все игры, конечно, можно комбинировать . Основная задача любой игры – чтобы было интересно. Помните это. Ваши дети любят играть с вами. Они замечательные!

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Читайте также:  Ребенку год и три месяца развитие режим

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Речь для детей 4-5 лет является основным способом социализации. Именно в это время они начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. Родителям важно не упустить момент и начать ставить правильную речь чем раньше, тем лучше. Если ребенку уже четыре года, самое время этим заняться.

Речевые особенности детей 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.

Логопедические занятия для детей 4-5 лет очень важны

Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.

Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития. Нелепые истории — одна из его составляющих.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».

На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:

  • фонетическая;
  • фонетико-фонематическая;
  • общая.

Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков.

Читайте также:  Периоды развития ребенка по выготскому

Как правильно проводить занятия дома

Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.

С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки

Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:

  • Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
  • Обязательно проводить уроки в игровом виде. Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
  • Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания. Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
  • Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
  • Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
  • Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.

Качественная разминка для губ и языка

Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.

Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания.

Занятия в качестве разминки :

  1. Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
  2. Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
  3. По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
  4. Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
  5. Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
  6. Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
  7. Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
  8. «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.

Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз.

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки.

  1. Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
  2. Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
  3. Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
  4. Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь. При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
  5. Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
  6. Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [р], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Особенности отработки шипящих звуков

Чтобы научить ребенка правильно произносить шипящие звуки, нужно сначала поставить свистящие. Если ребенок на четвертом году жизни научился произносить свистящие звуки, то с шипящими не должно быть проблем. Поставить их можно с помощью нескольких простых упражнений.

  • «Непослушный язык». Ребенок высовывает кончик языка изо рта. Затем слегка шлепает по нему пальчиками, при этом произнося: «пя-пя-пя».
  • «Вкусное варенье». Нижняя губа оттягивается книзу так, чтобы были видны зубы. А кончиком языка облизывается верхняя губа, как будто там очень сладко. При этом во время выполнения упражнения нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напрячь язык и дотронуться до левой, потом до правой щеки. Как будто за щекой прячется конфетка.

Упражнения повторять не меньше 5 раз.

Обратите внимание! Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только идти на контакт со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу. В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки.

Источник