Упражнения для развития вестибулярного аппарата ребенка

Упражнения для развития вестибулярного аппарата ребенка thumbnail

Ребенок в машинеЗдоровье и бодрость ребенка – постоянный предмет заботы родителей. К сожалению, многие сталкиваются с неожиданными проблемами. Внезапно выясняется, что малыша укачивает в транспорте. Недолгая поездка в автомобиле оборачивается приступом тошноты и головокружения, вплоть до рвоты. Качели и карусели, любимое детское развлечение, становятся недоступными, вызывая ухудшение самочувствия. Причина кроется в слабом развитии вестибулярного аппарата. Именно вестибулярный аппарат в ответе за реакции организма на изменение положения тела. Чтобы найти выход, нужно подробнее разобраться со строением и функциями этого органа.

Вестибулярный аппарат – какой он?

Вестибулярный аппарат относится к анализирующим органам. Являясь частью внутреннего уха, он находится внутри височной кости. Вестибулярная система регулирует:

  • чувство равновесия;
  • способность ориентироваться, определяя положение организма;
  • распределение веса при ходьбе, других движениях;
  • ощущения при вращении, переворотах;
  • зрительные реакции.

Координация и удержание равновесия включают постоянный контроль положения головы и тела. Анализирующие рецепторы взаимодействуют со зрительной и двигательной системами организма. Учитываются сведения о движении, ускорении, остановке. При нахождении тела в состоянии покоя рецепторы не раздражаются, сигналы не передаются. Все полученные данные преобразуются в нервные импульсы. Дальнейшая работа происходит в вестибулярном центре мозга. Импульсы идут в различные отделы нервной системы. Сигналы, описывающие изменения состояния тела, вызывают рефлекторное сокращение (расслабление) мышц. В результате тело сохраняет мышечный тонус, поддерживая равновесие.

Различные живые организмы имеют органы аналогичного действия, отличающиеся строением и степенью совершенства.

Проявления слабости аппарата

Слабый вестибулярный аппарат провоцирует неприятные ощущения даже при незначительных изменениях положения тела Перегрузка системы координации движений вызывается длительным вращением тела, многочисленными качками и переворотами. Результатом становятся реакции: снижение давления крови, замедление пульса. Присутствуют бледность, тошнота, холодный пот, нарушения зрения. Перечисленные явления – следствие повышенной нагрузки. Слабый вестибулярный аппарат провоцирует неприятные ощущения даже при незначительных изменениях положения тела.

Проявления плохой работы органа координации:

  • Пользование наземным (водным) транспортом вызывает тошноту, рвоту, головокружение.
  • Наблюдение за быстро движущимися объектами приводит к ощущению слабости, потере ориентации.
  • Резкие движения тела вызывают неприятные физические ощущения.
  • Слабость системы равновесия можно принять за проявление серьезного заболевания. Причина состояния – отсутствие регулярной адекватной нагрузки. Организм можно сделать более устойчивым.

Тренировки “будущих космонавтов”

Цель тренировок

Развивать вестибулярный аппарат надо начинать с раннего возрастаУменьшить негативное влияние факторов движения возможно. Достаточно регулярно применять комплекс несложных упражнений. Оптимальное начало тренировок – ранний возраст. Развитый вестибулярный аппарат помогает малышам раньше начать ходить. Маленькие спортсмены проявляют ловкость, высокую координацию движений. Эти качества продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Взрослого человека тренированный вестибулярный аппарат делает подвижным, активным. Развитие системы равновесия является залогом хорошего самочувствия. Специалисты дают советы, как улучшить вестибулярный аппарат у детей поэтапно:

Развитие до 1 года: подготовка к первым шагам

Основы движений закладываются до рождения, во время беременности. Амниотическая жидкость смягчает колебания тела мамы, помогая малышу делать первые повороты. Создается эффект плавного покачивания, включая передачу сигналов движения. Этот процесс можно считать начальными тренировками, которые покажут, как развить вестибулярный аппарат. Правила их проведения следующие:

  • Первые месяцы жизни малыши проводят, тесно контактируя с родителями. Занятия проходят на маминых руках.
  • Самочувствие маленького спортсмена нужно контролировать.
  • Продолжительность первых занятий – не более 15 секунд, постепенно время увеличивается до 45 секунд.
  • Плач – признак недовольства, сигнал прекратить упражнение.

Мягкое покачивание

Ребенок находится в горизонтальном или вертикальном положении. Производятся плавные качающие движения слева направо, сверху вниз.

Движение по кругу

Один из родителей ходит по часовой стрелке и в обратном направлении, держа младенца на руках.

Имитация полета

Малыш лежит животиком вниз на маминой руке. На весу производятся движения вперед – назад.

Занятия с фитболом

Ребенка, уложив на мяч, мягко качают в разных направлениях. Положение тела можно менять.

Уверенно сидящему и стоящему при поддержке малышу подойдут дополнительные упражнения: покачивания на фитболе сидя, прыжки с поддержкой. Можно качать малыша на коленях сидя.

Плавание

Занятия в воде можно начинать до года. Ориентироваться следует на самочувствие малыша. Детям нравится вода. Благодаря ощущению легкости своего тела, можно производить самые разные движения, получая необычные ощущения. «Заплывы» крошек проходят в ванне. Удобно использовать надувные подушки, безопасно охватывающие тело. Существует мнение, что младенцы, свободно двигаясь в воде, вспоминают внутриутробный период. Дети постарше могут посещать специальные группы бассейна.

Развитие от 1 до 2 лет: ходим и бегаем

Промежуток от 1 до 2 лет – время активного движения. Дети начинают уверенно ходить, бегать, прыгать. Появляется возможность включить новые упражнения для тренировки.

Аттракционы

Качели, карусели – любимое развлечение, которое влияет на развитие вестибулярного аппарата у детей. Родителям стоит поощрять игру, контролируя интенсивность раскачивания и безопасность ребенка. Не следует оставлять малыша одного, помня о возможности травмы.

Игры с мячом

Пригодится маленький тряпичный мячик. Простые движения хорошо развивают координацию и скорость реакций. Можно не только подбрасывать мяч, но и катать ножкой; наклонившись низко, поднимать с земли.

Управление движущимися предметами

ИгрушкиНедавно научившиеся ходить, крохи любят управляемые и заводные игрушки. Бабочки, машинки, жуки на длинной ручке – помощники в развитии координации и вестибулярного аппарата. Ведя игрушку на колесах или отслеживая движущийся предмет, приходится прослеживать глазами разнообразные действия. Наличие препятствий требует неотложных маневров, изменения траектории движения.

Висы

В качестве упражнения для тренировки можно использовать турники, гимнастические кольца, руки родителей. Детям нравится висеть. Безопасность требует страховки взрослыми. На гимнастических снарядах выполняются простые упражнения: раскачивание, подъем ног, подтягивание с поддержкой взрослого. Занятия не должны быть излишне длительными.

Велосипед

Натренировать вестибулярный аппарат поможет катание на велосипеде. Первые велопрогулки полностью зависят от родителей. Велосипеды для малышей напоминают коляску, отличаясь большей возможностью обзора. По мере развития навыка конструкция велосипеда меняется.

От 2 до 3 лет: прыжки и кувырки

Небольшая регулярная зарядка

На развитие вестибулярного аппарата у детей положительное влияние оказывает утренняя зарядка. Привычка начинать день физической активностью закладывается в детстве. Ребенок делает простые упражнения вместе с родителями. Пусть это станет семейной традицией.

Часть упражнений полезно выполнять попеременно с закрытыми и открытыми глазами. Поскольку вестибулярная система связана со зрительной, происходит дополнительная тренировка.

Движение под музыку

Танцы – отличный способ развития вестибулярного аппарата в домашних условиях. Мама показывает, малыш повторяет простые движения:

  • повороты головы;
  • туловища;
  • наклоны;
  • прыжки.

Существуют программы музыкального сопровождения детской гимнастики. Забавные песенки подсказывают упражнения. Музыка дополнительно развивает чувство ритма.

Жмурки

Ребенок ориентируется в пространстве, закрыв глаза. Взрослый подает сигналы, показывая направление движения. Упражнение-игра увлекает детей.

Обход препятствий

На расстоянии раскладываются небольшие предметы. Малышу предстоит обойти их сначала прямо, затем боком, приставными шагами. Вокруг предметов можно бегать.

Ходьба по линии

Дети обожают ходить по бордюру. Балансировать, соблюдая равновесие, непросто. Понадобится помощь родителей. Есть более простой вариант этого упражнения – пройти по ровной поверхности, соблюдая прямую линию. Можно начертить рисунок на асфальте мелом или положить веревочку.

Кувырки

Любые наклоны туловища развивают вестибулярный аппарат. Кувырок – полный переворот тела. Ребенка нужно научить правильно выполнять упражнение. Наверняка, оно станет любимым. Кувырки можно выполнять вперед и назад.

Ходьба на руках

Папа играет с ребенкомНеобычное вдвойне интересно. Родители могут предложить ребенку пройтись … вниз головой. Удерживая малыша за ноги, ему помогают сделать несколько шагов на руках. Постепенно задания усложняются. Увеличивается заданное расстояние. Можно предложить ребенку приподнимать одной рукой разложенные предметы, проходить между ними. Упражнение не должно быть затянутым.

3-4 года: путь к спорту

Подрастая, дети нуждаются в увеличении физической нагрузки. Тренировки вестибулярного аппарата продолжаются. Упражнения должны быть разными, обязательно – интересными.

Домашние занятия спортом

Хорошим выходом станет оборудование дома спортивного уголка. В него могут входить:

  • кольца;
  • турник;
  • лесенки;
  • канат.

Обязательным является мягкое покрытие пола.

Занятия следует начинать с разминки, разогревающей мышцы. Рекомендованы такие упражнения:

  • наклоны головы, повороты в сторону;
  • махи руками;
  • повороты корпуса;
  • приседания;
  • наклоны вперед и в сторону;
  • бег на месте.

После подготовки начинаются занятия на спортивных снарядах. Первые упражнения для тренировки будут совсем простыми, напоминая игру. По мере взросления малыша комплекс усложняется, давая необходимую нагрузку. Кольца и турник позволяют выполнять висы, подъемы ног. Лесенки и канат дают возможность лазать, карабкаться. Ребенок меняет положение тела, выбирая наиболее удобные варианты.

Бассейн

Специалисты считают, что занятия плаванием – ответ на вопрос, как улучшить вестибулярный аппарат. Тренер помогает детям держаться на поверхности, выполняя новые движения. Самостоятельное плавание, ныряние приносит удовольствие и пользу. Иное действие силы тяжести дает возможность учиться управлять телом и координацией движений.

4-5 лет: время состязаний

Средний и старший дошкольный возраст – период, когда ребятишки всецело отдаются игре. Вестибулярный аппарат хорошо развивается в классических подвижных играх.

Классики

Асфальт размечается нумерованными клетками, указывающими, куда наступать, прыгая. Меловые линии – запрет. Можно толкать носком камешек-битку. Прыжки чередуются – на одной ноге и на обеих. Усложненный вариант – прыжки, закрыв глаза.

Море волнуется…

Ведущий произносит: «Море волнуется, раз!». Эти слова повторяются со счетом «два» и «три». Следует продолжение: «Морская фигура, на месте замри!». Дети, раньше свободно игравшие, замирают. Неподвижность разрушается прикосновением главного игрока. Теперь нужно воспроизвести задуманное движение. Как вариант, можно предложить старшим дошколятам повторить фигуру, изображенную ведущим. Ведущий – взрослый выполняет замысловатые фигуры, позволяющие тренировать координацию движений: стоять на одной ножке, вытянув руки в стороны; наклонившись вниз, достать руками до земли; повернувшись вправо-влево, одну руку поднять вверх, другую – опустить вниз.

Петушиный бой

Петушинный бойДва игрока – “петухи”- стоят внутри нарисованного мелом круга. Они складывают руки на груди. Прыгая на одной ноге, нужно вытолкнуть противника за линию без помощи рук.

Повторяй за мной

Дети повторяют движения ведущего. Внезапно он замирает в неожиданной позе. Другие игроки – тоже. Двигаться можно после команды (обычно считают до 10). Проигрывает изменивший положение раньше.

«Заморозка»

Игра проводится, как вариант салочек. Ведущий ловит остальных игроков. Дотронувшись до убегающего, он его «замораживает» – заставляет замереть. Нужно сохранять неподвижность, пока не «заморозят» следующего.

Упражнения с обручем

Обруч используется в командных состязаниях. Детям предлагается пролезть через удерживаемое взрослым кольцо. Усложненный вариант – кувырок через обруч.

Хорошее упражнение – вращение обруча на запястье или талии.

Работа со скакалкой

Начало обучения – предложение перепрыгнуть лежащую на земле ленту. Ребенку объясняется принцип вращения скакалки, важно правильное движение рук. Прыжки выполняются вперед и назад. Более сложный вариант – перепрыгнуть через раскачивающуюся скакалку.

Снова мяч

Хорошо развивают координацию движений командные игры. Пример – игра «выбивала»: ребятам приходится ловить мяч, уклоняться от чужих бросков.

Хорошая тренировка – броски мяча в кольцо.

Бадминтон, теннис

Для улучшения вестибулярного аппарата полезны игры с предметамиПоскольку работа зрительных рецепторов влияет на чувство равновесия, полезны игры, требующие слежения за предметом.
Бадминтон, теннис, пинг-понг, мяч, скакалка требуют зрительного контроля, совмещенного с четкими движениями. Игры развивают ловкость, внимание.

Велосипед, самокат

К 5 годам дети уверенно пользуются своим маленьким транспортом. Езда на велосипеде, самокате требует четкого контроля двигательных функций. Катание на роликовых и обычных коньках развивает чувство равновесия, помогает правильно распределять вес тела.

Как правильно заниматься дома

Развивать вестибулярный аппарат – делать ребенка сильным, ловким, здоровым. Упражнения не отличаются сложностью, больше напоминая игры. Вот как, например, в любимом всеми малышами мультике

Правила домашних занятий

  1. Следует руководствоваться состоянием ребенка при тренировке вестибулярного аппарата. При наличии неприятных ощущений выполнение упражнения нужно отложить.
  2. Задания на равновесие и координацию не выполняют после еды. Кувырки, перевороты, прыжки способны нарушить процесс пищеварения. После приема пищи должен пройти час.
  3. Первые задачи будут несложными, постепенно меняясь. Длительность упражнений сначала мала, затем увеличивается.
  4. Неправильно выполняемые упражнения могут стать причиной детской травмы. Необходим контроль со стороны родителей.
  5. Развитый вестибулярный аппарат полезен в повседневной жизни. В экстренной ситуации владение собственным телом и координация оказываются незаменимыми.

Источник

В детстве каждая даже недолгая поездка превращалась в настоящую пытку и для меня, и для родителей. Тошнота, слабость и головокружение были моими вечными спутниками. Разумеется, в этом вопросе я совсем не уникальна. Семьи с маленькими детьми зачастую на собственном горьком опыте знают, как тяжело малышу дается дорога. Тот факт, что годам к 14, вполне возможно, все пройдет, не очень успокаивает. Согласно данным статистики, примерно треть взрослых и около 60% детей в возрасте до 12 лет подвержены синдромам укачивания.

Читайте в этой статье:

  • Что такое вестибулярный аппарат
  • Упражнения для развития вестибулярного аппарата у ребенка
  • Если предстоит поездка
  • Лекарства от укачивания, подходящие детям

По-научному укачивание называется кинетоз (от греческого kinêsis — движение). Чаще всего от него страдают пожилые люди и маленькие дети.

С одной из разновидностей кинетоза – морской болезнью, люди знакомы уже очень давно. Её первое подробное научное описание появилось в медицинском журнале “Ланцет” более века назад, еще в 1881 году, но, несмотря на то, что медицина сделала огромный рывок, механизм зарождения и развития симптомов болезней движения до сих пор не до конца изучен.

В книге “Идиотский бесценный мозг” (“The Idiot Brain”) доктор Дин Бернетт из Университета Кардиффаописывает одну из самых распространенных теорий. Согласно этой теории, причиной укачивания может быть сбой в мозге, из-за которого наше тело думает, что его отравили. Получается следующее: мышцы тела не в тонусе, они спокойны, мы находимся в сидячем положении, обзор ограничен, перед глазами — неподвижные предметы (например, соседнее сиденье автобуса), т.е. нет привычных признаков движения, при этом мозг получает сигналы, что тело все же движется. Как раз такой диссонанс организм воспринимает, как отравление и реагирует тошнотой — самым быстрым способом избавляется от содержимого желудка.

Существуют и другие теории. Томас Штофреген, профессор кинезиологии из Университета штата Миннесота, совместно с коллегами проводил исследования, прибегая к помощи виртуальной реальности, и считает, что неприятные ощущения при укачивании связаны с потерей равновесия.

Комментируя результаты экспериментов, проведенных учеными Университета штата Миннесота,  Бас Рокерс, психолог из Университета штата Висконсин-Мэдисон, выдвинул предположение, что причиной кинетоза является несоответствие наших визуальных и кинестетических восприятий.

Как видите, есть несколько теорий, почему мы испытываем неприятные ощущения, но во всех виновник плохого самочувствия — вестибулярный аппарат. При слабости или недоразвитости органа равновесия как раз и возникают так называемые “болезни движения”.

Давайте разберемся, как превратить наш капризный орган равновесия в союзника.

Что такое вестибулярный аппарат

Начнем с теории.

Вестибулярный аппарат — это орган, воспринимающий изменение положения тела в пространстве.

Располагается он в костном лабиринте внутреннего уха. По этой причине органов равновесия, как и ушей, у нас два. Они одинаковы и представляют собой систему из вестибулярного нерва и трех полукруглых эластичных трубочек с чувствительными ворсинками, заполненных вязкой жидкостью (эндолимфой). Благодаря такому взаимному расположению трубочек, организм реагирует на изменение скорости и наклоны во всех направлениях.

Поразительно, но вестибулярный аппарат появляется у плода уже на восьмой неделе развития, — именно с этого момента ребенок может двигаться. Правда, движения эти еще совсем не ощущаются будущей мамой.

К четвертому месяцу беременности на УЗИ отчетливо можно заметить рефлекторное сокращение мышц конечностей и туловища малыша в ответ на изменение его позы.

Внутреннее ухо полностью формируется к двадцать четвертой неделе, и ребенок уже понимает, где верх и низ, все его движения и перемещения становятся более осмысленными.

Упражнения для развития вестибулярного аппарата у ребенка

Удивительно, но развитию органа равновесия ребенка способствуют все телодвижения матери во время беременности. Поэтому важное значение имеют умеренные занятия спортом, если этому не противоречат медицинские показания, и ежедневные пешие прогулки. Все колебания, сотрясения и покачивания, возникающие во время ходьбы, способствуют развитию у младенца внутреннего уха.

После появления на свет малыш также нуждается в нагрузках для полноценного развития органа равновесия.

Вестибулярный аппарат у ребенка до года выполняет огромное количество функций: дети учатся фиксировать взгляд, переворачиваться, стабилизировать положение головы и тела, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, совершать различные действия с игрушками и делать первые шаги.

Поэтому начинать развитие этого органа можно и нужно с самого рождения при помощи простых ежедневных упражнений.

Оговоримся сразу, в этой статье мы рассматриваем лишь способы тренировки вестибулярного аппарата малыша. Мы не касаемся темы укачивания в общем и укачивания перед сном в частности. Это большая отдельная тема.

Новорожденные

  • Для младенцев идеально подойдут простые покачивания из стороны в сторону, с чуть увеличенной амплитудой.
  • Ношение грудничка на руках и укачивание обеспечивают развитие внутреннего уха и нервной системы.
  • Прижав ребенка животиком к плечу и придерживая головку, можно немного покружиться, пританцовывая, сначала по часовой стрелке, затем против. Будет достаточно пары оборотов в каждую сторону.
  • Можно также, положив малыша на руку животиком вниз, покачивать его вперед-назад.

От двух месяцев

  • К двум месяцам малыш уже старается держать голову, так что можно начать «летать» с ним по комнате, аккуратно придерживая под грудью и за вытянутые ножки.
  • Подойдут и простые упражнения: перекатывания с одного бока на другой на горизонтальной поверхности.
  • Начиная с этого возраста можно делать упражнения в наполненной ванне. Вода успокаивает малыша и дает ему новые сенсорные ощущения: нагрузка на позвоночник снижается, вес тела ощущается по-другому — оно практически пребывает в состоянии невесомости. Поэтому воздействие на рецепторы вестибулярного аппарата будет совершенно иным, что позволит ребенку иначе почувствовать свое тело в пространстве.

От четырех месяцев

  • Детям этого возраста очень нравится маятниковые покачивания, когда родители держат малыша за руки или за ноги.
  • Полезно кружить ребенка на вытянутых руках.
  • Примерно с 4 месяцев можно начинать занятия на специальном гимнастическом мяче – фитболе: положив малыша на хорошо надутый мяч и слегка прижимая его к поверхности, несильно покачивать фитбол в разные стороны. Попробовать на спинке и на животике.
  • На мяче можно попружинить, попытаться постоять ножками при поддержке родителей. Хорошо будет взять ребенка на руки и вместе несильно попрыгать на мяче.

Такие упражнения полезны во всех отношениях — они натренируют слабый вестибулярный аппарат малыша и помогут укрепить мышцы его тела.

От восьми месяцев

  • С восьми месяцев подойдут более интенсивные занятия на гимнастическом мяче.
  • Если кроха не боится, качайте его на качелях, как на обычных подвесных, так и на круговых.
  • Ребенок уже уверенно держит шею, и можно с ним поиграть. На помощь придут русские-народные потешки: усадите ребенка на колени и ритмично покачайте, имитируя езду по неровной дороге по кочкам, “роняя” малыша в ямки.
  • Также можно, придерживая за ручки, покачать малыша на вытянутых ногах. Детям очень нравятся такие упражнения.

От года и старше

  • На развитие вестибулярного аппарата благотворно влияют активное движение и подвижные игры: гимнастические снаряды, катание на качелях, игры на турнике, раскачивание в гамаке и кресле-качалке.
  • Прокачать вестибулярный аппарат помогут и поездки на велосипеде. Они подходят даже самым маленьким детям, начиная с полутора лет. Для малышей, не так уверенно держащих равновесие, есть специальные устойчивые трехколесные велосипеды с высокой удобной спинкой и ручкой-толкателем. Если ребенок мал или устал, родители сами могут катить малыша, управляя велосипедом.
  • С детьми от двух лет уже можно делать утреннюю гимнастику.
  • Прыжки также помогают в развитии органа равновесия. Отличный вариант — батут. Если малыш пугается, можно, придерживая его за руки, слегка попружинить или попрыгать вместе с ребенком.
  • Интересным тренажером для вестибулярного аппарата являются различные балансиры. Подобрать подходящий возрасту ребенка не сложно, их сейчас великое множество.
  • Для малышей до двух лет идеальным вариантом будут доска совы — дугообразно изогнутая деревянная доска или баланскейт — неустойчивая платформа, которую в дальнейшем можно превратить в скейт или самокат.
  • Для ребят более старшего возраста подойдут различные балансборды. Один из вариантов балансборда — платформа, под которую подкладывается подвижный цилиндр. Другой — доска или диск с закрепленной на дне полусферой. Полусферы делают жесткими или наоборот, выполняют из эластичного материала, доски дополняют лабиринтами, присосками и звуковыми эффектами, поверхности делают рифлеными (чтобы подключить сенсорику) и еще миллион различных вариаций, которые совершенно точно понравятся ребенку.
  • Массу положительных эмоций доставляют упражнения на вращающемся круге. Поставив малыша на круг и придерживая его за руки, покрутите в разные стороны, постепенно, от тренировки к тренировке, увеличивая скорость и количество оборотов.
  • С детьми постарше можно играть в жмурки. Отсутствие зрительного контроля — прекрасная тренировка для нашего органа равновесия.
  • Детям от двух лет и старше пойдут кувырки, лазанье по турникам, веревочным лестницам и канатам, бег с резким изменением направления движения, прыжки со скакалкой, балансирование на одной ноге.
  • Очень полезно хождение малыша по бордюрам. Дети любят эту игру и с удовольствием стараются пройти весь путь, сохраняя равновесие и не упав. Дома можно ходить по бревнышку или веревочке.

Такие занятия приносят пользу не только вестибулярному аппарату. Благодаря систематическим тренировкам развиваются чувство равновесия, координация, мелкая и крупная моторика, отвечающие за точность движений. Кроме того, занятия на турниках, канатах, кольцах и балансирах способствуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

Все эти нехитрые упражнения можно делать на улице и дома, но всегда стоит руководствоваться состоянием ребенка. В случае возникновения у него тревоги, страха или неприятных ощущений, лучше отложить выполнение упражнений.

Длительность, интенсивность и сложность тренировок возрастают со временем. Начинать стоит с коротких занятий, длиной в несколько минут, постепенно увеличивая нагрузку. Родители должны контролировать выполнение упражнений во избежание травм. Заниматься следует регулярно, и тогда результат не заставит себя ждать.

С тренировками разобрались, но что делать, если в ближайшее время вам с ребенком предстоит поездка?

Если предстоит поездка

Вот несколько рекомендаций:

  • Ребенок намного легче перенесет дорогу, если он будет сытым и хорошо отдохнувшим. Очень важно выспаться. Если у малыша бессонница, предложите ему теплый травяной чай или молоко с медом. Поесть лучше часа за 2-3, потому что поездки натощак или, наоборот, на полный желудок могут только усилить неприятные ощущения.
  • Ребенок должен быть здоров. Заболевания, особенно отиты, способны значительно усилить тошноту.
  • Если малышу стало нехорошо, нужно его успокоить, говорить тихим спокойным голосом, поглаживать, сказать, что скоро все пройдет. Тревожность и стресс только усиливают симптомы кинетоза.
  • Если вы отправляетесь в дорогу на собственном автомобиле, обязательно усадите ребенка в специальное кресло и пристегните его. Это не только является требованием ПДД, но и снижает неприятные проявления болезней движения, возникающие у детей от перевозбуждения и в моменты излишней активности.
  • В автобусе лучше садиться ближе к водителю, на передних местах укачивает меньше.
  • В ряде случаев помогает фиксация взгляда на линии горизонта.
  • В транспорте нужно садиться лицом по ходу движения, по возможности обеспечив приток свежего воздуха. Усадите ребенка в положении полулежа и слегка запрокиньте ему голову. Если малыш реагирует на быструю смену картинки за окном, попросите его закрыть глаза. Хорошо помогают спокойные глубокие вдохи и имитация зевания.
  • Если вы путешествуете самолетом, при регистрации на рейс старайтесь занимать места напротив крыльев и в передней части салона. Так полетная тряска и зоны турбулентности будут переноситься ребенком легче.
  • Успокаивающее действие оказывают мятный и цитрусовый запахи. Главное, чтобы они не были слишком активными.
  • В дороге давайте ребенку прохладную негазированную воду. Пусть он часто пьет небольшими глотками. Этот нехитрый прием значительно снижает тошноту.
  • Еще можно положить на шею влажный компресс и протереть свежей водой лицо и виски малыша.
  • Теплые чаи из мяты или ромашки помогают при укачивании, а также снижают тревожность и могут помочь ребенку уснуть.
  • Давно известно, что кислые продукты способствуют снижению тошноты. Поэтому, если в транспорте ребенка начинает подташнивать, можно предложить ему пососать кислую конфету или дать дольку лимона. Также может помочь небольшой кусочек свежего или засахаренного имбиря.
  • Отличное средство против укачивания — интересное занятие. Можно попробовать вместе играть в игры (например “слова” или “города”), петь песенки, вспоминать сказки или придумывать новые истории. Это поможет малышу отвлечься, даст ему возможность расслабиться и поднимет настроение.
  • Можно начать готовиться заранее: за несколько дней до поездки начать поить ребенка настоем овса или соком шпината. Эти напитки обладают ярко выраженным противокинетозным эффектом. Достаточно давать четверть стакана отвара или сока за полчаса до еды, дважды в сутки в течение 3-4 дней.

И, конечно, у родителей под рукой всегда должны быть небольшая бутылка негазированной воды, плотные пакетики и набор салфеток.

Лекарства от укачивания, подходящие детям

Все дети разные и по-разному переносят дорогу, и некоторым не помогает ничего, кроме лекарственных  средств.

К сожалению, препараты, направленные на стабилизацию вестибулярного аппарата, часто имеют противопоказания и не всегда подходят малышам до 3 лет, но когда обычные средства никак не облегчают плохого самочувствия, а тошнит сильно, выбора не остается.

Условно, все средства от укачивания можно поделить на несколько групп:

  • Антигистаминные препараты и холинолитики. Лекарственные средства этой группы оказывают общее успокаивающее действие, помогают снизить тошноту и головокружение. Кинедрил(подходит для детей с 2 лет) — холинолитик, действует очень быстро и долго, а из-за наличия кофеина в составе не вызывает сонливости.
  • Препараты на основе действующего вещества дименгидринат (Dimenhydrinatum) щадяще действуют на центральную нервную систему, облегчая тошноту. К таким препаратам относятся: Драмина (противопоказана детям, не достигшим 3-летнего возраста), Авиамарин (не подходит детям до 6 лет), Сиэль (можно начинать принимать с 2 лет).
  • Ноотропные средства. Ноотропы приводят вестибулярный аппарат в норму благодаря усилению микроциркуляции и обменных процессов мозга. Прием препаратов данной группы устраняет чувствительность к укачиванию и снижает тревожность. Анвифен (противопоказан до 3 лет), Фенибут (подходит для детей с двух лет), Аминалон (детский возраст до 1 года).
  • Противорвотные средства снижают или полностью подавляют тошноту и рвотный рефлекс. Церукал (противопоказан детям до 2 лет).
    Гомеопатические препараты. Изготавливаются из натуральных компонентов и благодаря отсутствию побочных эффектов пользуются большой популярностью у семей с детьми. Коккулин(для детей старше 3 лет), Авиа-Море (для детей с 6 лет).
  • Браслеты от укачивания. Идеальный вариант для тех, кому сложно дается прием таблеток. Они значительно снижают или вовсе купируют тошноту. Действие браслетов основано на постоянном точечном нажатии на акупунктурные точки в области запястья.
  • Пластыри от укачивания. Тоже прекрасный вариант для детей. Пластырь не имеет противопоказаний, только индивидуальную непереносимость. По этой причине они могут применяться отдельно или комплексно с другими препаратами от укачивания. Их действие основано на применении эфирных масел и экстрактов лекарственных растений, снижающих головокружение и тошноту.

Принимать лекарства нужно согласно инструкции (некоторые препараты необходимо начинать принимать за несколько дней до поездки, другие — за час-полтора) и, что особенно важно, перед применением любого из препаратов, описанных выше, необходимо проконсультироваться с врачом.

Автор: Кристина Кистанова

Источник