Упражнения для развития усидчивости ребенка 7 лет
Вы здесь
Главная / Статьи / 10 эффективных упражнений для развития усидчивости у детей
Прошлая публикация была посвящена вопросу, что делать родителям, если ребенок неусидчивый и мало какие дела доводит до конца. Сегодня предлагаю детально рассмотреть упражнения, благодаря которым полезное качество усидчивость можно постепенно формировать у наших любимых дошколят.
- Собираем пазлы, плоские или трехмерные. Первые пазлы делаются для деток старше года своими руками. Понадобится крупная картинка на белом фоне, наклеенная на картон и разрезанная на две, а после три и четыре части. Трехлетки уже справляются с 24-мя элементами и более – при условии, что изображенное на пазлах им нравится. Предлагать следующий уровень сложности стоит чуть раньше, чем имеющийся будет выполняться на автомате. Объемные пазлы – чудесный вариант для семейного досуга, но тут дошколятам без помощи родителей не обойтись. Если даже на упаковке красуется «5+», это вовсе не значит, что задача посильна пятилеткам. Это всего лишь показатель уровня безопасности игрушки.
- Раскрашиваем карандашами, мелками или красками. Фломастеры не упоминаю потому, что они не предназначены для закрашивания больших областей (разве что маркеры-выделители с плоским стержнем). А законченная картина непременно должна иметь фон и даже рамочку. Если неба или зелени слишком много, ребенок может утомиться расцвечивать его карандашиком. Тогда можно вспомнить приятный старый способ: при помощи лезвия подтачиваем грифель цветного карандашика до получения пыли, которую потом растираем по бумаге кусочком ваты. Эффектно, красиво, сравнительно быстро. Даже если ребенок отказывается завершать свою или вашу совместную художественную работу, сделайте это за него. Как правило, малыши с удовольствием сидят рядом и наблюдают. А еще невольно запоминают, что и это дело было доведено до финала.
- Готовим еду вместе с малышом. До начала кулинарного процесса стоит поинтересоваться у ребенка, хотел бы он принять участие в приготовлении конкретного блюда. И желательно, чтобы дошколенок был постоянно занят и ему не приходилось скучать без дела, пока мама, к примеру, порежет овощи. Для домашней книги рецептов можно сделать несколько пошаговых фотографий, тогда ребенку проще следить и удерживать внимание. В финале непременно благодарят помощника и ненавязчиво проговаривают все пройденные этапы: овощи очистили, измельчили, высыпали в салатник, перемешали, приготовили заправку, полили салат, убрали грязную посуду – можно кушать. Польза от совместного кухонного творчества будет только в случае обоюдной заинтересованности.
- Читаем длинные, но очень интересные сказки. С четырех лет деткам предлагают длинные сказки, которые можно слушать несколько дней подряд. Когда произведение ну совсем скучно для ребенка, придется искать другое. А если маленький читатель одобрил, но все равно периодически отвлекается – самое время тренировать усидчивость. Только не окриками и ультиматумами вроде «Или ты сядешь спокойно, или я не буду больше читать». Лучше поработать над собственным голосом, интонацией, добавить, где уместно, смех или слезки – внимание детки будет приковано. В четыре года мальчики и девочки уже помнят содержание страницы, прочитанной вчера. Перед началом новой главы повторите вкратце вчерашнюю, чтобы освежить в памяти сюжет. Только не стоит читать несколько книжек параллельно: мы же учим доводить начатое до конца.
- Не забываем о поделках из бумаги, пластилина, природных материалов. По собственному замыслу или образцу из журналов можно создавать интереснейшие поделки. Послужит результат семейного труда не только в качестве декорации, но и как игрушка. Например, городок из картона, который получится выстроить в детской комнате в буквальном смысле за один вечер. Если вместо цветного картона взять обычный белый, то здания сумеет раскрасить и сам юный архитектор.
- Ищем отличия между двумя картинками. Интереснейшее и полезнейшее занятие, которое можно выполнять с листа или на компьютере. Но недостаточно просто сказать: «Здесь пять отличий, давай отыщем их все». Чтобы цель была наглядна, а ребенок не отчаялся раньше времени, лучше написать цифры от одного до пяти и зачеркивать их или же загибать пальчики. При этом важно проговаривать найденные отличия, развернуто комментировать: «На правой картинке у лисенка хвостик поднят, а на левой опущен». Со временем ребенок тоже научится давать подробные объяснения. Если по каким-то причинам такие задания ребенок воспринимает холодно, попробуйте найти изображения по теме, ему интересной. Не так важно, машинки это будут, принцессы или здания.
- Собираем украшения своими руками. Работа с нитками, леской, бисером, застежками и прочими элементами бижутерии всегда кропотлива и обязывает к усидчивости, аккуратности. При помощи станка для бисероплетения ускорится создание браслетов и иных плоских украшений, что очень порадует девочку. Для пробных изделий подойдут крупные бусинки, потом постепенно мама будет приобретать более мелкие, усложняя процесс и развивая в любимой дочке дефицитную усидчивость.
- Конструируем вместе с ребенком по образцу или произвольно. Конструкторов сейчас тьма-тьмущая. Пластмассовые, деревянные, магнитные, мягкие – угодить при желании удастся любому ребенку. Готовые наборы от «Лего» и других брендов, с одной стороны, делают игру более увлекательной: получаются правдоподобные и эффектные композиции. Но с другой стороны, они ограничивают работу детского воображения. Чаще всего малыши обходятся собранными предметами и не выстраивают новые, несмотря на совместимость конструктивных элементов. Выбор за родителями, а мы напомним, что конструирование – великолепное занятие для тренировки усидчивости.
- Сортируем крупы, бусины, стеклянные камешки, другие мелкие предметы. Очень полезное упражнение для мелкой моторики, глазомера, усидчивости и внимательности. Только подходит оно деткам, не имеющим привычки пробовать на зуб все подряд. Иначе бдительной маме придется беспрерывно одергивать малыша, то и дело пытающегося горошину съесть. Ясно, что в подобной ситуации формировать усидчивость бесполезно. В качестве игрового материала удобны нут, фасоль, гречневая крупа, чечевица, россыпь мелких макарошек. Как емкости для сортировки можно взять небольшие баночки от детского фруктового пюре или даже пластиковую палитру для красок. Бусины и стеклянные камешки интересно сортировать по форме, размеру, цвету. Начинают обычно с одного параметра, постепенно усложняя задачу.
- Играем со счетными палочками. Буквы, числа, геометрические фигуры, дорожки для гоночных машинок, контуры домиков – из одного-двух наборов палочек выкладываются целые композиции. При помощи пластилина можно создавать даже объемные предметы: будки для маленьких собачек, пирамиды. Увлекательные и сравнительно долгие занятия обещают специальные альбомы, выпущенные издательством «Мозаика-синтез»: «Палочки-выручалочки» из серии «Маленький художник» и «Волшебные палочки» из серии «Это может ваш малыш». Пособия недорогие, качественные, красочные. Обычно дети за один присест проходят всю книжку (10 заданий). Помимо усидчивости, игры со счетными палочками способствуют развитию воображения, пространственного мышления и тренировке пальчиков. Аналогичные занятия можно проводить, используя зубочистки. Конечно, возраст маленького ученика должен быть старше трех лет.
Способность ребенка концентрировать внимание обусловлена также его темпераментом и самочувствием. Мамы холериков не должны брать в пример детей флегматичных, а педагогам стоит быть очень острожными с ярлыками «непоседа» и «неусидчивый ребенок».
Комментарии
Источник
Все чаще родители сталкиваются с таким явлением, как жалобы от воспитателей или от учителей о том, что малыш растет непоседливым. Его сложно удержать на одном месте продолжительное время. Естественно, что это сказывается на усвоении материала и успеваемости в целом. Что же предпринять родителям? Как научить ребенка усидчивости и внимательности в 7 лет? Об этом расскажем подробнее в этой статье.
Требования от педагогов и воспитателей вполне уместны, так как если ребенок не может долго находиться на одном месте, то он создает проблемы не только самому себе, но и окружающим его детям, срывает занятия, а значит раздражает учителей. Естественно, что они будут жаловаться родителям и требовать от них сделать все возможное, чтобы ребенок стал усидчивым и более спокойным. Давайте попробуем разобраться, что является причиной такого поведения.
Фото: pixabay.com
В чем заключается проблема
Столкнувшись с подобной проблемой, не стоит паниковать, так как главная причина заключается в созревании человеческого мозга. Кроме того, особенности детского мозга таковы, что усваивая в течение дня самую разную информацию, требуются действия класса увидеть-потрогать. Он может отвлекаться на различные сигналы, такие как:
- незнакомые и знакомые звуки;
- привлекательные визуальные образы;
- привлекают его внимание и действия других людей, как сверстников, так и взрослых.
Уже доказано, что к 7 годам не у всех детей произошло полное созревание мозга, а потому они при получении большого объема сложной информации быстро устают и отвлекаются. А умение большинства детей впитывать в себя информацию как губка и вовсе нужно учитывать, изучая методики, чтобы понять, как научить ребенка усидчивости и внимательности в 7 лет.
Ребенок в возрасте от 6 до 8 лет еще может ощущать себя маленьким, воспринимать учебу как игру. Именно отсюда и практически полное отсутствие усидчивости и внимания. У многих из тех, кто пошел в школу, эти навыки постепенно появляются, так как они осознают важность происходящего, но есть и такие дети, для которых школа является продолжением садика и вот тут с ними придется позаниматься дополнительно. Ведь постоянные замечания со стороны учителя могут выработать у них чувство неуверенности в своих способностях, что впоследствии может стать серьезной преградой для дальнейшего успешного развития личности.
Как можно помочь мозгу развиваться
Фото: pixabay.com
Развитие мозга, как и его созревание – процесс индивидуальный. Однако можно постараться ускорить этот процесс. Для этого нужно знать, при каких условиях происходит развитие мозга. Сюда входит:
- ощущение безопасности – если ребенок спокоен, то мозг открыт для получения новой информации и, соответственно, развивается. Однако если малыш постоянно находится в состоянии ожидания неприятностей, испытывает страх или стресс, то в этом случае мозг активирует особый режим, который можно охарактеризовать тремя словами: «бей», «беги», «замри». Естественно, что в этом случае ни о каком развитии речь идти не может;
- сильная привязанность – если в семье существуют доверительные отношения, ребенок растет, ощущая себя нужным и любимым, то он будет успешно развиваться;
- помогает мозгу получать больше информации и общение. Детям очень полезно, если с ними разговаривать, так они узнают новые слова и определения. Однако тут, как и во всем другом, нужно знать меру и понимать, что следует делать паузы;
- возможность игры. В играх идет познание мира, развивается воображение, он учится думать и размышлять, получает навыки взаимодействия в обществе.
Все эти факторы способствуют развитию различных навыков, которые помогут детям в будущем и могут стать основой для успешной учебы и ускорят созревание мозга.
Как можно развивать усидчивость и внимательность самостоятельно?
Профессиональные психологи рекомендуют начинать заниматься с малышом с самого раннего детства. Причем делать это нужно только в игровой форме, так как это оптимальный вариант для всестороннего развития и выработки внимания и усидчивости.
Самыми первыми развивающими игрушками должны стать простые и доступные всем пирамидки, которые нужно собирать по цветам и форме. При этом в игре нужно четко называть как цвет, так и размер детали. Помогает сбор пазлов от самых простых, постепенно усложняющихся. Конечно же, в доме должно царить доверие и спокойствие.
Если возникают сомнения в отношении ребенка, то стоит посетить невролога, который при помощи специальных тестов может определить степень развития малыша. Кроме того, очень важно соблюдать следующие рекомендации:
- Соблюдайте режим дня, так как именно он является основой всего. Составьте расписание, которое будет включать в себя время, отведенное на сон, прием пищи и прогулку. Причем такой график нужно составить, когда ребенок начнет учиться ползать и придерживаться его в дальнейшем. В результате, высыпающийся школьник более спокоен и усидчив, его внимание не рассеивается на уроках, и он готов принимать и усваивать новые знания. Большое значение имеет не только сон, но и правильное питание, прогулки на свежем воздухе, активные игры. На сон специалисты рекомендуют отводить не менее восьми – десяти часов в течение суток. Причем за два часа перед сном убирайте все гаджеты и не позволяйте играть на компьютере, не включайте телевизор. Лучше всего совершить небольшую прогулку на свежем воздухе. Питание должно быть гармоничным и включать в себя завтрак, обед, ужин. Правда для соблюдения режима дня, родителям придется взять волю в кулак и перестроить свой жизненный цикл, подстроиться под своего ребенка, только в этом случае можно добиться успеха.
- Приучите ребенка, что у него есть не только права, но и обязанности. Привлекайте малыша к себе в помощь, когда занимаетесь домашними делами, такими как уборка помещения, мытье посуды, готовка пищи или стирка. Все это является великолепным тренажёром, позволяющим повысить внимание у детей разного возраста. Начиная с двухлетнего возраста, малыш способен подметать пол и протирать пыль. Можно приучить его аккуратно складывать снятую одежду, участвовать в развешивании постиранного белья и многим другим полезным действиям. Уникальность такого метода позволяет улучшить его сосредоточенность и внимательность. А участие в семейных делах позволит почувствовать себя нужным и улучшит усидчивость.
- Используйте игровой процесс, как способ тренировки внимания и усидчивости. Это естественный процесс, который сопровождает малыша на протяжении практически всей его жизни. Вы не только можете использовать игрушки, но и задействовать свою фантазию для организации ролевых игр. Через игровые сюжеты малыш сможет справляться со стрессовыми переживаниями, познавать мир и отдыхать. Пусть в вашей коллекции будут настольные игры и занятия с карточками, которые потребуют наличия сосредоточенности и навыков для соблюдения правил.
- Изучайте с ребенком различные практики осознанности. Психологами были разработаны специальные техники, позволяющие быстро снимать такие неприятные ощущения, как беспокойство, напряжение, страх. Более подробно о техниках моно прочесть в книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины», где подробно описано, что и как нужно делать. Да и самостоятельно можно научить малыша, что нужно делать, когда он начинает чего-то бояться или испытывает огорчение, как научиться чувствовать свое тело. Эти же практики будут полезны и взрослым.
- Не забывайте о физической активности. Она помогает развивать не только тело, но и усидчивость, так как дает возможность выплеснуть накопленную энергию во время подвижных игр и физических упражнений, а значит у него потом больше будет возможности некоторое время посидеть спокойно.
- Занимайтесь творчеством, развивая способности создавать. Увлечение рисованием дает вам некоторое время на занятия своими делами, в то время как ребенок будет занят и при этом развивать усидчивость и спокойствие.
Все это даст вам возможность не чувствовать себя неуютно на собраниях, когда учитель выговаривает за отсутствие у дошкольника или школьника таких важных для обучающего процесса качествах, как усидчивость и внимание. А вот как научить ребенка усидчивости и внимательности в 7 лет, мы рассмотрели в этой статье.
Оригинал статьи: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/kak-nauchit-rebenka-usidchivosti-i-vnimatelnosti-v-7-let/
Источник
Малыши активно познают мир и постоянно двигаются, поэтому в раннем возрасте им трудно усидеть на одном месте и надолго сконцентрировать свое внимание на определенном действии. Но к 7-летнему возрасту ребенку важно научиться заканчивать начатые дела и некоторое время уделять внимание конкретным предметам, процессам или явлениям. Если ребенок слишком активен и невнимателен, то на этапе подготовки к школе родители начинают переживать о его будущем обучении. Паниковать не следует, ведь существуют упражнения для развития усидчивости.
Основные правила
Прежде чем узнать, как научить малыша концентрации внимания и какие упражнения делать для развития усидчивости, важно определить его темперамент и скорость реакций.
Если ребенок меланхолик, он способен дольше оставаться на одном месте и выполнять монотонные действия.
Если же у малыша темперамент холерика, развивать внимательность нужно немного иначе.
Не менее важным критерием является и возрастной период, в котором начинаются занятия. Известно, что дети становятся более усидчивыми и внимательными по мере становления их нервной системы. В 2-3-летнем возрасте кроха может всецело уделять внимание чему-то одному максимум 15 минут.
Продолжительность концентрации внимания в 3-4 года уже немного повышается и составляет до 25 минут, в 4-5 лет – до 30 минут, а в 5-6 лет – до 40 минут. Это важно учитывать, оценивая своего ребенка и организовывая его обучение. Кроме того, интересы в разном возрасте отличаются. Если выбранное занятие будет неподходящим по возрасту, малыш заскучает и непременно захочет прекратить его.
Еще один важный момент – если вы заметили, что малышу тяжело заниматься чем-то одним длительное время, он часто бросает начатые дела, постоянно отвлекается и переключается на что-то другое, стоит показать ребенка психологу или неврологу.
Такое поведение бывает одним из признаков СДВГ, поскольку у гиперактивного ребенка зачастую имеются проблемы с вниманием и усидчивостью.
Чего делать нельзя?
Если вы стремитесь выработать усидчивость и приучить ребенка не бросать работу на половине пути, старайтесь избегать недовольства и конфликтов. Если у малыша что-то не будет получаться, он захочет бросить занятие и переключиться на что-то другое. Не ругайте за такое желание, а помогите вернуться к прерванному делу, возобновив к нему интерес.
Не критикуйте, а лучше покажите, какие существуют варианты решения. Объясните ребенку, что ошибки – это абсолютно нормально, и каждый человек во время обучения допускает их.
Если вы видите, что ребенок уже устал и вернуться к занятию ему сложно, отложите начатое дело на определенный период, но договоритесь, что позже вы обязательно все закончите.
Как тренировать усидчивость?
Существует немало заданий и занятий, способных привить ребенку усидчивость. К ним относят такие.
- Раскрашивание рисунков. Многим детям очень нравится рисовать – это занятие может увлечь их на долгое время. Если же ребенок не питает страсти к краскам и карандашам, можно подобрать альтернативу среди других вариантов творчества, например, заняться лепкой, созданием аппликаций, украшений и других поделок своими руками. Это не только приучит к усидчивости, но и будет развивать мелкую моторику.
- Совместное приготовление пищи. Во время такой деятельности малыш узнает, как создаются привычные блюда, выучит их компоненты, попробует свои силы в нарезании, смешивании, лепке теста и так далее. Неплохой идеей будет приготовить что-то, что вы обычно покупаете, например, варенье, хлеб или пасту. Пока блюдо готовится, ребенок также может заняться сортировкой круп.
- Чтение сказок. Выбирайте для малыша интересные истории, которые смогут надолго его увлечь. Читайте вместе, рассматривайте иллюстрации и обсуждайте прочитанное. Это положительно скажется на развитии мышления, фантазии, внимания и памяти.
- Собирание пазлов, конструктора, мозаики. Для создания красивой картинки или оригинального здания ребенок потратит немало времени. Подобрав и рассмотрев нужные детали, он будет соединять элементы, что заставит его надолго зафиксировать свое внимание на интересной задаче, но результат непременно порадует.
- Занятия с бумажными пособиями. Например, чтобы развить у ребенка навык концентрации внимания, предложите крохе две картинки с отличиями. Поначалу отыскать несоответствия будет непросто – может потребоваться помощь родителей, но со временем малыш заинтересуется. Тут главное – давать задание, которое будет соответствовать возрасту. Пособия, рассчитанные на младшего школьника (от 7-8 до 10-11 лет), будут слишком сложными для детей 5-6 лет и неинтересными, если ребенок уже подросток.
- Игры со счетными палочками. Их можно использовать не только для порядкового счета, но и для составления геометрических фигур или разнообразных предметов, сравнивать их между собой и так далее. Такие игры стимулируют память, мелкую моторику и внимание, а также отлично развивают логическое мышление. Такие же положительные эффекты можно получить, предложив ребенку поиграть в «Танграм», с блоками Дьенеша и подобным дидактическим материалом. Все эти занятия, если они достаточно интересны малышу, могут занять его внимание на длительное время.
Советы психологов
Специалисты акцентируют внимание на том, что на формирование личности ребенка во многом влияет личный пример родителей, поэтому если вы хотите, чтобы ребенок правильно организовывал свой день и доводил начатое до конца, вы тоже должны это делать. Такая тактика действует и для ребенка дошкольного возраста, и для подростка.
Еще один важный совет – чтобы поддержать своего ребенка, родителям следует быть спокойными и терпеливыми. Психологи отмечают, что дети, которых торопят, критикуют и ругают, намного хуже усваивают знания.
Если вы действительно хотите получить хорошие результаты и порадоваться успехам своего малыша, запаситесь терпением и будьте последовательны.
Кроме того, организовывая занятия для неусидчивого ребенка, постарайтесь создать условия, в которых малыш не станет отвлекаться. Выключите компьютер и телевизор, найдите удобное место, в котором не будет лишних предметов, способных заинтересовать кроху. И непременно хвалите в конце работы, ведь это будет дополнительной мотивацией.
Источник