Упражнения для развития речи у ребенка школьного возраста
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения.
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.
Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, – систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.
Комплекс упражнений по развитию речи младших школьников.
1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Задание: Разделите текст на предложения. Поставьте нужные знаки препинания.
№ 1. На празднике ёлки
Наступает любимый праздник детворы в школе будет утренник ребята готовят костюмы маски головные уборы, мальчики вырезают очки из бумаги девочки шьют юбки платья из марли и вот зимний бал в зале гремит музыка лёгкие снежинки кружат в танце трудно узнать ребят на маскараде кто в костюме Емели кто в шляпе в сапогах Золушка в пляске потеряла хрустальную туфельку принц побежал по лестнице за неизвестной красавицей бал был в разгаре радости детей не было конца. (75)
№ 2. Родничок
Из-под каменистого берега бьёт родник его открыли охотники они вырыли лунку, обложили камнем родничок наполнил лунку и потёк теперь черпают воду из лунки, как из колодца я бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у тропы выкладывают колодец путник может утолить жажду родник в горах называют именем человека, открывшего его. (66)
2.Деление сплошного текста на абзацы.
Задание: Поделить текст на абзацы.
№ 1. Ягодные места
Земляника любит расти по лесным вырубкам, светлым местам. Найдёшь ягоды алые, душистые около лесных пней. Не всякий кустик может расти в еловом тенистом лесу. А вот черники там очень много. Черничный кустик может жить много лет. Адрес клюквы – болото, где растёт мох. У клюквы стебли стелются. Они поднимаются вместе с мохом и всплывают на воде. Ягоды созревают и лежат во мху, словно красные бусы. (64)
№ 2. Строитель
Во дворе возвышалась горка красной глины. Мальчики строили крепость. Всем было весело. Вдруг в стороне они заметили другого мальчика. Он копался в глине, макал в воду красные руки. Он строил высокие дома. Мальчики подошли к нему и стали ногами ломать постройки. Малыш молчал. Вот рухнула последняя стена. Весельчаки ушли. На другой день малыш сидел на том же месте. Он старательно строил дом. (62) (По В. Осеевой)
3. Составление связного текста из данных абзацев.
Задание: Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ.
№ 1. Дедушка Крылов
У его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге всегда на площадке играет детвора. Она рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, героев его басен – разных зверей и птиц.
Прошло много лет. Но басни Ивана Андреевича Крылова знают, любят и ценят.
Строки из многих его басен давно стали пословицами и поговорками.
Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. (65)
№ 2. Золотой дождь
Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотыми.
Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.
Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лесное золото. (По Н. Сладкову)
4. Составление связного текста из данных предложений.
Задание: Расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ.
№ 1. Наши наблюдения
Мы видели нежные лепестки пиона, красные головки мака.
Кончились они поздней осенью, когда опали листья с клена ясеня вяза тополя и других деревьев.
Нам нравилось наблюдать, как на чистой лилии дрожат капельки росы.
Весной летом и осенью мы всем классом изучали растительность нашей местности.
Восхищались мы и пестрым ковром полевых цветов.
Начались наши наблюдения ранней весной, когда мы увидели первые цветы.
Задание: Поставьте недостающие знаки препинания.
№ 2.
Воздух был удивительно чист.
Головка и спинка у него чёрные, на затылке красные пятна.
Вижу: на одном из деревьев дятел пристроился.
Выпал первый снег.
На чёрных крыльях белые пятнышки и полоски.
Земля, ветки кустов, деревья – всё белое и пушистое.
Шёл я по лесу в эту пору.
Какой он нарядный! (По Г. Скребицкому)
Задание: Озаглавьте получившийся рассказ.
5. Составление связного текста из деформированных предложений. Задание: Составьте и запишите связной текст из деформированных предложений. Подберите к нему название.
№ 1.
зимнее, заиграло, янтарным, зажгло; снега, светом, над, солнышко,
взошло, лесом, и
от, луча, солнечного, засверкал, снежный, на, оконном, узор, стекле,
огоньком, ярким
на, затейливом, следы, снегу; переплетаются, белом, узором, птиц
№ 2.
мальчик, фырканье, слышать, зверя
вот, травы, нос, из, зверь, высовывать, мокрый
долго, воздух, нюхать, дрожать, и, от, жадности, нос
из, показываться, сначала, травы; мордочка, острая, потом, а, шкурка, полосатая
зарослей, из, вылезать, барсук, маленький
поджимать, он, лапу, внимательно, и, смотреть, меня, на
Задание: Изменить выделенные слова по смыслу.
6. Свободные диктанты
Задание: Прочитайте (прослушайте) текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.
№ 1. Пшеничный колосок
1. Брат у Сережи служит на границе. Он охраняет нашу Родину. Суровое и могучее море бушует там день и ночь. Кругом камень.
2. Однажды брат попросил Сережу прислать ему колосок пшеницы.
Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок? Что он в себе таит?
3. Сергей пошел на поле и сорвал колос. Он вложил его в конверт. В письме мальчик написал, что колос рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это Сережа, и сразу догадался, почему брат колосок попросил. (78)
(По В. Сухомлинскому).
Слова для справок: охраняет, бушует, начиналось, зачем, нужен, в себе, пошел, которая, начинается, его.
№ 2. Воробей
1. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
2. Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.
3. Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой своё детище. Всё его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой.
4. Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. (По И. Тургеневу)
Слова для справок: неподвижно, детище, трепетало, замирал, жертвовал.
7. Рассказ с элементами описания.
№ 1. Нарядная птица
Я сел отдохнуть на молодую травку. Заглушил мотор машины.
На дорогу вылетела сорока. У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья, хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья на ней не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Сорока редко когда спокойно сидит, всё больше суетится. Ловкая, подвижная птица и очень нарядная.
Пошла колонна машин. Птица вспорхнула и полетела к лесу.
Задание: Найдите в тексте и выпишите описание сороки.
№ 2. Дивный цветок
Из далекой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски.
Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными садовыми цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных желтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминало солнце.
Растение любило тепло и всегда поворачивало свое лицо к яркому солнечному свету. По дивному цветку можно было узнавать время. Цветок и назвали – подсолнечник. По имени яркого солнышка. (81) (По Е. Пермяку)
Задание: Найдите в тексте и выпишите описание подсолнечника.
8. Выборочное выписывание из текста по заданию.
№ 1. Ель
Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости.
Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как украшают такие елочки любимый детский праздник!
Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели. (73)
Задание: Выпишите из рассказа отрывок, в котором говорится, какую пользу приносит ель.
№ 2. Каким бывает снег
Робкий, тихий лег на черную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, легкий.
В январе снег тяжелым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено. А то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки – утонул в сыпучем снежном болоте.
Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьет путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.
Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи. (81) (По С. Иванову)
Задание: Найдите в тексте слова, которые автор использует для описания снега. Выпишите их.
9. Письменные ответы на вопросы.
Задание: Записать ответы на вопросы.
№ 1.
Воробей поселился у окна моей комнаты. Я назвал его Филька. Он с большой осторожностью знакомился со мной. Около рамы висел колокольчик. Звон его забавлял Фильку. Он сам стал пробовать дёргать за шнурок.
Я наблюдал за воробьём. Его мастерство росло с каждым днём. Скоро он стал хорошим звонарём. Я давал ему за это вкусные семечки.
Вопросы:
Где поселился воробей?
Как он знакомился со мной?
Что висело около моего окна?
Как Филька отнёсся к звону колокольчика?
Что я заметил, наблюдая за птицей?
Чем я кормил воробья?
№ 2. Враги змей
Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают со змеями в бой. Особенно ловко расправляется со змеёй еж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, еж вонзает зубы в тело змеи.
Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверек. У мангусты жесткая шерсть и толстая кожа.
В борьбе с очковой змеей зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок – и зубки мангусты вонзаются в шею змеи. Мангуста победила. (82) (По Н. Коростелеву)
Вопросы:
Как расправляется со змеей еж?
Каков внешний вид мангусты?
Как мангуста побеждает очковую змею?
10. Составление краткого рассказа.
№ 1. Как белка готовится к зиме
В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки. Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.
В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опята. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.
Поздней осенью переменит белка свое рыженькое платье на серую зимнюю шубу. В вершине густой елки устроила белочка теплое гнездо. В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.
Шустрая белка – самый веселый и проворный зверек в наших лесах. (83)
(По И.Соколову – Микитову)
Задание: Какова главная мысль рассказа. Прочитайте первую часть текста.
Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.
Прочитайте вторую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.
Прочитайте третью часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.
№ 2. Птенчик
Буря сбила с дерева гнездо. На земле лежал птенчик. Он махал крыльями, но взлететь не мог. Лапка зацепилась за сучья. Птенец раскрывал свой длинный клюв и кричал мол
Тут появился кот Васька. Хвост у него встал трубой, глаза загорелись зелёным огнём. Кот был готов к прыжку. Костя оттолкнул кота ногой и освободил птенца.
Он принес его домой и посадил в клетку. Брат в огороде накопал червей. Мальчик накормил птицу. Каждый день он выпускал птенца, но тот ещё не мог летать. Ваську в это время запирали в чулане. (87)
Слова для справок: сбила, загорелись, в это время, запирали.
Задание: Какова главная мысль рассказа?
Прочитайте первую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.
Проделайте такую работу над отдельными частями текста. Запишите текст кратко.
11. Творческий диктант.
Задание: Допишите предложения.
№ 1.
Пришла зима. Пушистый снег укрыл поля, луга … . На реках и озёрах лёд прозрачный, как … . Снежинки сверкают, как … . Ели и сосны стоят в снегу, будто надели … и … . Деревья разукрасили инеем, точно … .
№ 2.
Был … день. Смотрю на … небо. По небу плывут … облака. Высоко под облаками кружат … ласточки. Со звонким свистом проносятся … стрижи.
12. Составление текста по опорным словам (словосочетаниям).
Задание: Составьте текст, используя данные слова (словосочетания)
№ 1. День в парке
Утренние заморозки, осенний наряд, разноцветные листья, праздник у березы, чудесное настроение.
№ 2.
Задание: Составить текст из данных слов (словосочетаний). Подобрать к нему название.
Лето, деревня, огород, сад, укроп, салат, морковь, петрушка, яблони,
груши, ягоды, огород.
13. Составление текста по данному началу или по его концу.
Задание: Напишите рассказ по его началу.
№ 1.
Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
№ 2.
По листьям дождь шуршит. Листья мокрые и блестящие! Капельки с них скатываются в траву. …
Ночью был сильный мороз. Лужи замёрзли. Появился гладкий прозрачный лёд. Выбежали ребятишки во двор. …
14. Редактирование текста.
Задание: Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами.
№ 1. Дятел
Я тихо шёл по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен звук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червячков. Всем помогает дятел.
№ 2. Лиса
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
15. Запишите предложения, подбирая более точное слово.
№ 1.
У ручья (вымахала, выросла) красавица роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) соловей. Он (уставился, смотрел) на розу и (расхваливал, воспевал) её красоту. Соловьиные (трели, песни) звучали над ручьём. Ручей вторил им тихим (звоном, журчанием, бульканьем).
№ 2. Встреча на дороге.
С таким чудом я (встретился, столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежал, выскочил) лисёнок. Шофёр остановил машину. Лисёнок с любопытством стал (осматривать, разглядывать) её. Он (хотел, стремился, пытался) угадать, что это за зверь такой.
Мы (позвали, поманили) лисёнка. Он ближе (подбежал, подскочил, подошёл) к машине. Зверёк был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки – в чёрных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать, разговаривать). Лисёнок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела, зашумела) колонна машин. Зверёк (бросился, кинулся, метнулся) в лес. Вот так встреча!
Источник
Четкая, правильная и красивая речь – залог успешной коммуникации, учебного и делового общения. К сожалению, в школах зачастую не уделяют должного внимания произношению детей, в результате чего некоторые речевые ошибки сохраняются у школьников надолго. Сегодня мы посмотрим, какие упражнения для четкой и красивой речи существуют, как научить ребенка говорить правильно, а заодно подтянуть и собственные навыки.
Наиболее распространенные речевые ошибки и неточности
Не совсем правильная речь и наличие ошибок в произношении совсем не говорит о том, что у ребенка имеется какой-то речевой дефект. Такие недостатки могут быть вызваны неправильным усвоением структур языка (ребенок часто слышал и запомнил неправильную речь, неверные грамматические конструкции), недостаточной развитостью артикулярного аппарата (характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста), незнанием (ребенок впервые произносит какие-то слова и фразы). Наиболее распространенными ошибками и неточностями такого рода являются:
- «Проглатывание» окончаний. Школьник говорит быстро и недостаточно четко, в результате чего окончания слов либо заглушаются последующими словами, либо не произносятся вовсе.
- Пропуск частей слова. Как правило, такие недостатки вызваны малым словарным запасом ребенка – он не знает, как точно звучат те или иные слова и поэтому говорит их как бы наугад, иногда искажая и выпуская слоги.
- Невыговаривание определенных звуков. Очень распространенное явление у детей дошкольного и младшего школьного возраста, вызванное недостаточной развитостью артикулярного аппарата. В ряде случаев со временем это проходит, но также нередки случаи, когда запускание проблемы приводит к невыговариванию звуков даже во взрослом возрасте.
- Неверное согласование слов между собой. Школьник не знает или неверно употребляет падежи и рода, единственное и множественное число, в результате чего слова в предложении не согласуются между собой («добрая дня», вместо «доброго дня», «сел на ней жучок» вместо «сел на нее жучок», «хочу ярких красок, праздник» вместо «хочу ярких красок, праздника» и т.д.).
- Нечеткое, малопонятное произношение. Это может быть вызвано неправильным произношением малознакомых слов или просто тихим голосом (в такой речи слова становятся малоразличимыми).
ВАЖНО! Упражнение по развитию речи и постановки произношения вполне можно практиковать в домашних условиях. Однако если у ребенка наблюдаются существенные дефекты речи (невыговаривание нескольких звуков в школьном возрасте, трудности в формировании слов и говорении в целом и т.д.), то для их устранения рекомендуется обратиться к специалисту.
Говорим четко, правильно, красиво: упражнения и советы
Источник фото
Наиболее распространенными упражнениями для постановки речи являются разучивание скороговорок, фразы на отработку определенной буквы и репетиции произношения перед зеркалом. Они действительно являются эффективными, но при этом далеко не единственными. Существует множество других простых и полезных упражнений, практиковать которые можно в любом удобном месте.
Упражнения для губ и языка
Позволяют разработать артикулярный аппарат и улучшить формирование и прохождение звуков:
- Губы принимают форму, необходимую для произнесения того или иного звука (округлены как при звуке «О», принимают форму овала как при «У», чуть растянуты в уголках как при «С» и т.д.), но вслух он не проговаривается. Затем необходимо вернуться в исходное положение (сомкнутые губы), опять повторить форму и т.д.
- Губы последовательно принимают форму, необходимую для произнесения различных звуков (например, цепочка «А»-«С»-«О»-«Ю»-«Ш»-«У»), затем возвращаются в исходное положение. Упражнение повторяется несколько раз.
- Растянуть губы в уголках, язык упереть в нижние зубы, чуть выгнув. Повторить несколько раз.
- Поднять язык вверх, прижав боковые края к верхней челюсти. Повторить несколько раз.
- Прогнуть язык, прижав кончик и часть спинки (средней части) к небу. Повторить несколько раз.
Произнесение отдельных звуков
Тренировать можно как отдельные западающие звуки, так и все в целом. В этом упражнении необходимо описать ребенку, какое именно положение занимают губы и язык, и попросить повторить его. Приведем пример для звука «С»:
Губы полураскрыты и чуть растянуты в уголках. Расстояние между верхними и нижними зубами совсем небольшое (не более 1-1,5 мм). Язык принимает форму лопатки, слегка выгнут к небу, бока прилегают к зубам, кончик касается нижних альвеол. При произнесении звука воздух проходит сквозь щель между языком и альвеолами зубов.
Отработка звуков и слогов
Если с произнесением отдельных звуков особых трудностей не возникает или оно уже отработано, можно переходить к следующему этапу – включение звуков в речь:
- Дайте ребенку список односложных слов для произнесения (делайте упор на более западающий звук): мэр, пэр, сэр, зал, лад, нут, кнут, свет, обед, бор, торт и т.д.
- Упражнение формируется из пар схожих по звучанию слов, которые ребенку необходимо произнести: Рим – мир, мэр – пэр, клей –елей, ноль – вор, мел – смел и др.
- Выделение голосом безударных гласных звуков, например, четкое произнесение звука «Е» в существительных с предлогом: на столике, в поле, при клумбе, в голове, на столе и т.д. Проследите, чтобы ребенок хорошо проговаривал требуемый звук.
- Выделение голосом звуков в приставках. Можно сформировать упражнение из списка любых слов с различными парными приставками: пре- и при- (прекрасный, прелестный, приехать, прикрепить), без- и бес- (безнадзорный, безнадежный, беспризорный, бестактный), рас- и раз- (раскрасить, рассказать, развеять, развести) и др. Следите за четкостью произнесения каждого звука приставки.
Подобные упражнения можно формировать самостоятельно на абсолютно любые звуки.
Ударения
Источник фото
Важно, чтобы ребенок умел правильно ставить ударение и выделять его в интонации. Сформировать этот навык можно с помощью регулярной тренировки. Задание будет звучать следующим образом: произнеси слова вслух, выделяя ударения на втором слоге (на первом, последнем, третьем и т.д.). Примерный список слов: береза, беседка, петрушка, тетрадка, десантник, деревня, весною, намордник, кофейник, пакетик, наперсток, излучина.
Изменение слов
Изменение существительных, прилагательных, местоимений и глаголов по разным признакам (род, число, падеж) позволяет усваивать нормы русского языка и избегать ошибок в согласовании слов. Предложите ребенку:
- Просклонять существительные (дом, речка, комната, вода, облако и т.д.) по падежам.
- Сказать, как будет звучать прилагательное (красивый, солнечный, весенний и др.) в мужском/женском/среднем роде, в единственном/множественном числе.
- Назвать формы глагола (летать, пилить, выносить и пр.) в различных родах и числах.
Все упражнения выполняются вслух.
Логические интонационные паузы
Отработка навыка постановки логических пауз помогает сделать темп речи более оптимальным (не быстрым и не замедленным). Для данного упражнения необходимо использовать стихотворения: для детей младшего возраста подойдут шуточные стихи, для старших школьников – классические произведения. Оно состоит из двух этапов:
- Ребенку дается листок с напечатанным на нем текстом стихотворения. Его задача проставить знак «/» в местах логических пауз. Например,Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший.
- Логические паузы будут в следующих местах:Уронили мишку / на пол, Оторвали мишке / лапу. Все равно его не брошу / — Потому что он / хороший.
- Теперь школьнику нужно прочитать данное стихотворение с учетом всех логических пауз.
Для усложнения задачи в стихотворениях можно убрать знаки препинания.
Чтение по ролям
Источник фото
Позволяет отработать интонацию, четкое произнесение различных слов и предложений. Младшим школьникам можно предложить сказку, в которой присутствуют слова нескольких персонажей, а для старших учеников отличным вариантом станут классические пьесы. Важно, чтобы ребенок читал текст вслух, стараясь подражать голосам персонажей, имитируя женские/мужские/детские голоса, речь животных.
Толкование пословиц
Данное упражнение направлено на проверку уровня знания определенных слов, их прямого и переносного смысла, а также на формирование представлений о значении новых слов и их отработку. Ребенку предлагается список пословиц и поговорок:
- Тише едешь – дальше будешь
- Цыплят по осени считают
- Любишь кататься – люби и саночки возить
- И др.
Школьник должен объяснить, как он понимает каждую из них. После его ответы обсуждаются, сообщаются верные значения (если ребенок дал некорректный ответ), которые ученик должен повторить. Для закрепления результата можно дать ряд схожих по смыслу пословиц.
Чтение как источник развития речи
Регулярное чтение поможет расширить словарный запас школьника, ознакомить его с различными речевыми и грамматическими конструкциями, научить правильно произносить различные слова. Полезно читать как вслух, так и про себя. Чтобы привить ребенку желание заниматься этим, можно устраивать своеобразные литературные вечера, по очереди читая какую-то сказку или роман, рассказывая о последних изученных произведениях, обсуждая сюжет и персонажей.
Источник фото
Красивая и четкая речь – результат работы над собой и прилагаемых усилий. Без мотивации и интереса ребенку будет трудно взяться за эти упражнения. Задача родителей в этом случае – показать, как важна правильная речь, поощрить школьника, помогать ему при выполнении упражнений и проявить собственную заинтересованность и готовность работать вместе с ребенком.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
03 июня 2015
Источник