Упражнения для развития речи и мышления у ребенка до года

Упражнения для развития речи и мышления у ребенка до года thumbnail

Развитие слухового восприятия речи

«Музыкальная игрушка»
Повесьте над кроваткой любую музыкальную игрушку так, чтобы ребёнок с лёгкостью мог дотянуться до неё. Услышав музыку, малыш обязательно сосредоточит на ней своё внимание.

«Где мама?»
Малыш находится в кроватке. Ходите вокруг неё и с разных сторон окликайте малыша. Важно, чтобы ребёнок понял, откуда доносится голос матери.

«Бубен»
Позвените в бубен с разных сторон от малыша на расстоянии 50—60 см. Понаблюдайте за реакцией ребёнка: прислушался ли он к звуку, замедлил ли свои движения. Добейтесь того, чтобы малыш следил за звенящим бубном. Повторите игру несколько раз.

«Тихо—громко»
Попробуйте поговорить с малышом разным голосом: высоким, низким, нараспев или шёпотом.

Стимулирование гуления

«Повторюшка» Вариант I
Взяв малыша на руки, обязательно привлеките его внимание к своему лицу. Для этого можно щёлкнуть языком, поцокать или же просто поцеловать своего кроху. Когда малыш остановит свой взгляд на вашем лице, начинайте произносить отдельные звуки: «гу-у-у», «агы-ы», «агу-у» и т. д. Как только малыш станет повторять звуки за вами, то есть «агукать», начните повторять звуки, произнесённые им.

Вариант II
Малыш лежит в кроватке и произносит звук «а-а-а». Подойдите к малышу со словами: «Скажи а-а-а». Ребёнок должен повторить тот звук, который он уже произносил.

«Колыбельная песня»
Сядьте на диван так, чтобы спина была выпрямлена, а угол в коленях составлял 90°. Положите малыша к себе на колени и начните петь ему колыбельную песенку, постепенно делая голос тише и тише.

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни!
Спи, моя радость, усни, Усни, усни!

В доме всё стихло давно,
В погребе, в кухне темно…
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.

Что там за шум за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни!
Спи, моя радость, усни, Усни, усни!

Сладко мой птенчик живёт:
Нет ни тревог, ни забот;
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь весёлых затей.

Всё-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни, Усни, усни!
(Перевод с нем. О. Свириденко)

Упражнения на понимание речи

Упражнение 1
Играя с погремушкой, малыш часто стучит ею о край кроватки или коляски. Прокомментируйте его действия: «Тук-тук-тук». Если же погремушка упадет, скажите малышу: «Упала — ба-а-ах».

Упражнение 2
Кормя ребёнка или укладывая его спать, говорите: «Машенька кушает — ам-ам» или «Антошка хочет спать — бай-бай».

Упражнение 3
Если вы гуляете с ребёнком на улице и видите бегущую мимо кошку или собаку, обязательно скажите ему: «Это киска — мяу-мяу» или «Это собачка -гав-гав». Пусть малыш старается повторить за вами: «мяу-мяу» или «ав-ав».

Упражнение 4
Спросите у малыша: «А где же мишка?» Ребёнок должен найти среди разных игрушек плюшевого медведя. Можно взять любую другую игрушку.

Упражнение 5
Если во время кормления вы будете повторять: «Открой ротик», «Откуси яблочко», «Попей водичку» и т. д., то ребёнок довольно быстро начнет понимать эти слова.

Логопедический массаж

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов.

Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

1.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.

2.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.

3.Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.

4.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.

5.Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.

6.Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.

7.Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.

8.Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.

9.Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Анастасия Гришина
Игры для развития речи малышей от 3 месяцев до 1 года. Рекомендации родителям

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ С 3 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА

Следи взглядом (3 месяца)

Возьмите ребенка на руки и держите его вертикально, так, чтобы голова опиралась о ваше плечо. Свободной рукой показывайте ребенку погремушку, слегка потряхивая ею. Сначала привлеките внимание малыша, медленно перемещая игрушку в сторону на 20–30 см, а затем держите ее неподвижно, чтобы ребенок мог сосредоточить взгляд. После двух-трех обращений к нему малыш сосредоточивает взгляд на вашем лице или на неподвижной игрушке.

Игра помогает развить у ребенка зрительное, а также слуховое сосредоточение.

Перекличка (с 3 месяцев)

Положите ребенка на спину. Наклонитесь над ним на расстоянии 25–30 см. Улыбаясь, ласково разговаривайте, певуче произнося гласные звуки в течение 1–2 минут. После нескольких обращений к нему ребенок начинает улыбаться, издавать тихие и короткие звуки, быстро двигать руками и ногами. По мере общения реакция оживления у малыша все нарастает и длится до 10–15 секунд. Оживление сохраняется еще в течение некоторого времени после прекращения общения.

Игра вызовет у ребенка оживление и будет стимулировать «гуление».

Как тебя зовут? (с 6 месяцев)

Положите ребенка на спину или на живот. Встаньте в стороне, вне поля зрения малыша. Называйте какое-нибудь имя, отличающееся по звучанию от имени ребенка. Повторяйте его 2 раза с паузой в 1–2 секунды, затем через 2–3 секунды произнесите имя ребенка и после паузы – вновь чужое имя.

С помощью этой игры ребенок учится различать среди других слов свое имя и реагировать на него.

Кто зовет малыша? (с 6 месяцев)

Играйте в эту игру втроем. Положите ребенка на диван или большую кровать, а сами прилягте рядом, но так, чтобы он вас не видел. Вначале позовите по имени, нежно и ласково, нараспев произносите его имя. Когда малыш повернет голову,скажите: «Вот мамочка». Предоставьте крохе возможность порадоваться и еще раз услышать, как вы ласково и нежно зовете его. Затем пусть папа позовет ребенка, а когда малыш повернет голову к нему,он скажет: «Вот папочка». И вновь позовет малыша. Играйте в эту игру снова и снова, и ваш малыш научится радоваться вашему присутствию и различать вас по голосу.

Дотянись до игрушки (с 6 месяцев)

Положите ребенка на спину или на живот. Возьмите две яркие игрушки, удобные для захватывания. Расположите игрушки на близком от малыша расстоянии. Если он не замечает их, привлеките к ним внимание.

Игра развивает умение действовать с предметами.

Перевернись (с 6 месяцев)

Положите ребенка на живот. Поставьте перед ним яркую звучащую игрушку (неваляшку, лающую собачку, игрушку-пищалку и т. п., привлеките звуком внимание малыша и передвигайте игрушку по кругу, заводя за спину ребенка.

Игра поможет выработать у ребенка умение ориентироваться по звуку, переворачиваться с живота на спину.

Перекличка (с 6 месяцев)

Попробуйте стимулировать ребенка к лепету. Встаньте около ребенка и понаблюдайте за ним, прислушайтесь. Начинайте произносить простейшие звуки, как бы перекликаясь с ребенком.

Игра способствует развитию лепета.

Разные игрушки (с 9 месяцев)

Покажите ребенку,как играть со звучащими игрушками: пищалкой, погремушкой, барабанчиком. На игрушку-пищалку надо нажимать, погремушкой – греметь, а по барабанчику – стучать рукой.

Повторите действия несколько раз, затем положите игрушки в разных местах в поле зрения ребенка и предложите ему самостоятельно поиграть с музыкальными игрушками.

Игра учит ребенка по-разному действовать с различными музыкальными игрушками, развивает слуховое внимание.

Вещи на местах (с 9 месяцев)

Постоянно указывайте ребенку игрушки, которые находятся на своих постоянных местах, и называйте их. Используйте знакомые ребенку игрушки, например, собачку, кошечку, куклу. Периодически давайте малышу эти игрушки, а затем вновь ставьте их на свои места. (Рядом не должны находиться посторонние предметы, которые бы отвлекали ребенка.)Спросите ребенка: «Где собачка?», «Где киса?», «Где Ляля?» Вопрос можно повторить несколько раз. После того как малыш взглядом найдет игрушки, поменяйте их местами так, чтобы ребенок это видел. А затем задайте те же вопросы еще раз.

Эта игра готовит ребенка к пониманию речи.

Перекличка (с 9 месяцев)

Сядьте перед ребенком и ласково обратитесь к нему. Затем четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые раньше слышали в лепете ребенка.

Игра вызывает у ребенка стремление подражать речи взрослого.

Ку-ку, где кукла? (с 9 месяцев)

Вам понадобится кукла и прозрачный платок. Играйте на полу, предварительно убедившись, что для игры достаточно места. Спрячьте под платок куклу на глазах ребенка,спросите: «Где куколка? Ку-ку? Найди!» Каждый раз, когда малыш доползет или дойдет до игрушки и снимет платок, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте ее под платок, но уже в другом месте комнаты.

Открываем коробочки (с 9 месяцев)

Подберите несколько коробочек, баночек – пластмассовых, у которых крышки могут открываться.В каждую из коробок положите какую-нибудь игрушку: в одну бусины, в другую платок или лоскуток ткани. Доставайте коробочки (бутылочки) по одной, показывая как их можно открывать и находить интересную игрушку. Учите малыша открывать разные крышки.

Источник

Упражнения на понимание речи

Упражнение 1. Играя с погремушкой, малыш часто стучит ею о край кроватки или коляски. Прокомментируйте его действия: «Тук-тук-тук». Если же погремушка упадёт, скажите малышу: «Упала — ба-а-ах».

Упражнение 2. Кормя ребёнка или укладывая его спать, говорите: «Машенька кушает — ам- ам» или «Антошка хочет спать — бай-бай».

Упражнение 3. Если вы гуляете с ребёнком на улице и видите бегущую мимо кошку или собаку, обязательно скажите ему: «Это киска — мяу-мяу» или «Это собачка — гав-гав». Пусть малыш старается повторить за вами: «мяу-мяу» или «ав-ав».

Упражнение 4. Спросите у малыша: «А где же мишка?» Ребёнок должен найти среди разных игрушек плюшевого медведя. Можно взять любую другую игрушку.

Упражнение 5. Если во время кормления вы будете повторять: «Открой ротик», «Откуси яблочко», «Попей водичку» и т. д., то ребёнок довольно быстро начнёт понимать эти слова.

Логопедический массаж

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов.

Перед тем как приступить к массажу, необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

1.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.

2.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.

3.Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.

4.Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.

5.Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.

6.Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.

7.Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.

8.Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.

9.Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Игры и упражнения для детей от 1 до 3 лет

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление. В данном разделе представлены игры, направленные на формирование звуковой культуры речи, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, а также потешки, поговорки и чисто говорки, которые так нравятся детям.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

«Вкуснятина». Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

«Качели». Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).

«Карасик». Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

«Лошадка». Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Лопаточка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5—10 секунд.

«Иголка». Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.

«Блюдце». Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.

«Маляр». Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой, и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 р.

«Чистые зубки». Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем, то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

«Часики». Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.

«Ириска». Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.

Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

Игры на формирование звуковой культуры речи

«Одуванчик». Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

«Звоночек». Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

«Свеча». Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

«Колдун». Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм- мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.

«Весёлый попугайчик». Пусть ребёнок представит, что он весёлый попугайчик, который любит повторять каждое произнесённое слово. Предложите ему повторять за вами слоги и простучать ручкой ритм. По команде ребёнок начинает отстукивать и повторять слоги:

·                   одинаковые: ра-ра-ра;

·                   со сменой темпа: ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра- ра-ра-ра;

·                   с наращиванием ряда: па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — па-па-па- па-па.

Следите за достижением синхронности голоса и движений.

«Воздушный шарик». Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.

«Насос». Ребёнок делает носом вдох и на выдохе произносит «с-с-с…», одновременно делая такие движения правой ногой и руками, будто бы он накачивает насосом мячик или колесо. Звук «с-с-с…» следует произносить по 5 раз, делая короткий вдох носом.

         «Лягушонок». Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернёт носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

Пальчиковые игры

Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша. Дети 2—3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе со взрослыми.

«Пароход»                   Пароход плывёт по речке,

                                   Из трубы дымят колечки.

(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — «прокладывает курс».)

«Котик»                        Есть у котика на лапках

                                    Очень острые царапки.

(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

«Пальчики»                 Пальчик пальчикам сказал,

                                   Что поехал на вокзал.

                                   Чтобы встретить остальных,

                                   Чтобы было десять их.

(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

«Цветок»         Растёт цветок, к солнцу тянется,

                       А бутон его распускается.

(Соединить ладони вместе. Медленно поднимая руки вверх, растопырить пальчики, не разъединяя кистей рук.)

«Пальчики собираются в детский сад»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!

В детский сад идти пора!»

(М. Кольцова)

(Сначала сжать пальчики в кулачок, а затем поочерёдно расправлять их, начиная с большого.)

«Теремок»

На поляне теремок, (Соединить ладони «домиком».)

Дверь закрыта на замок, (Сомкнуть пальцы в «замок».)

Из трубы идёт дымок. (Сомкнуть пальцы в «колечки».)

Вокруг терема забор, (Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)

Чтобы не забрался вор. (Пощёлкать пальцами.)

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,(Кулачком постучать по ладони.)

Открывайте, я ваш друг! (Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)                         (Л. Останко)

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог? (Сомкнуть пальцы в «замок».)

Потянули… (Не расцепляя пальцев, ребёнок тянет руки в разные стороны.)

Покрутили… (Руками, сцепленными в «замок», выполнить движение «на себя — от себя».)

Постучали… (Руки по-прежнему находятся в положении «замок» перед собой, ребёнок «стучит» запястьями.)

И открыли! (Пальцы расцепить, руки развести в стороны.)

«Павлин»

Пальцы левой руки прижать к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставить к левой руке («хвост павлина»). Растопыривать и соединять пальцы правой руки («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

«Зайка»

Выпрямить средний и указательный пальцы («ушки зайки подняты»).

Большой палец, безымянный и мизинец соединить. Сгибать и разгибать пальцы сначала одновременно, затем поочерёдно («зайка шевелит ушками»).

Источник