Упражнения для развития ребенка в школьном возрасте

Муниципальное Бюджетное

Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

Упражнения на развитие внимания у детей младшего  школьного возраста

                                          Выполнила учитель

                                           начальных классов

Бударина Надежда Георгиевна                                                                          

Слайд 1

   С каждым годом возрастает количество детей с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Несобранность, неумение сконцентрироваться на задании, неряшливость в работе сразу бросаются в глаза. У этих ребят преобладает непроизвольное внимание. Как правило,  у хорошо успевающих детей хорошо развито произвольное внимание.  Но даже способные дети имеют пробелы в знаниях. Передо мной встал закономерный вопрос – можно ли научиться управлять вниманием?  Развивая различные свойства внимания, можно ли повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам?  Существуют ли упражнения, которые позволяют повысить эффективность концентрации  внимания?

Да,  такие упражнения есть.   При регулярных занятиях количество ошибок уменьшается в 2-3 раза.

    Слайд 2

 Задания на устойчивость внимания

  1. Корректурная проба

 Суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые  символы в печатном тексте.  Условия проведения : ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.

 По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)

  1. ” Найди ошибки”. 

  Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаружения в них ошибок:

         “На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня”.

«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине» (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., 1974).

Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.

При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, , при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.

После выполнения задания необходимо подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком.

Не исправлено 1 – 2 ошибки  высший уровень внимания;

  3 – 4 ошибки средний;

 не увидено 5 и более ошибок  низкий.

  1. Тест Мюнстенберга

  Варианты:

– среди букв найти словарные слова и исправить ошибки :

СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА 

      –  среди букв  найти лишнее слово     ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ

      –  отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)

ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ   /Под лежачий камень вода не течёт./

  1. Найди отличия
  1.    Арифметические диктанты.

  Смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Даю  такую установку : «Сейчас  я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу : «Пишите!». Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала.

 Например :

1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. Пишите. /ответ 3/

2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. Пишите. /ответ 5/

Слайд 3

  1. Цифровая таблица
  1. 10   11  18    7

16  20   3   14   22

2    25   9   13   24

12   5    21  4    17

19   23  15   6     8

Показываю  ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке.  “Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25”.

  1. Весёлый счёт

 Назови и покажи все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назови и покажи все числа от10до 0.

  1. Поставь номера точек со 2-го по 36-й. Соедини точки. Отгадай и напиши, что выросло в лесу.
  1. Проверь, знает ли Незнайка таблицу умножения.

Слайд 4

 Задания на  распределение внимания

4. Методика Кольца Ландольта

В этой игре дети должны находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать по диагонали, а второе – по горизонтали”. Работать надо как можно быстрее.

 Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту  я произношу слово “черта”, в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте, где его застала эта команда. По истечении 5 мин я произношу слово “стоп” и ребенок должен прекратить работу, поставив двойную вертикальную черту в том месте бланка, где застала его эта команда.

При обработке результатов определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут работы. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы.

Распределение внимания оценивается по формуле: S= 0,5N-2,8n/ 60, где: S — показатель распределения внимания; N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту, п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

Количество баллов

Показатель S

Уровень распределения

10 баллов

выше, чем 1,25 балла

Очень высокий

8-9 баллов

от 1,00 до 1,25 балла

.высокий

4-7 баллов

от 0,75 до 1,00 балла

средний

2-3 баллов

от 0,50 до 0,75 балла

низкий

0-1 балла

от 0,00 до 0,50 балла

Очень низкий

  1. «Жук»

 По полю,  расчерченному  на клеточки  ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я  диктую детям ходы, они передвигают  по полю жука в нужном направлении. Делают это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

  1. При закреплении таблицы умножения и деления можно использовать следующие задание:

б) Упражнение “Ладонь – кулак”. Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица умножения.

в) Перед вами 2 ряда чисел. В первом из них подчеркните все числа, кратные 9, во втором – кратные 4. На выполнение задания дается 10 сек.

42 15 45 24 78 36 54 73 32 18

40 65 32 16 52 28 21 24 12 14

      Слайд 5

  Задания на концентрацию внимания

  1. Инструкция: « Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу»

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания – 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень устойчивости внимания – 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками

  1. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения кого-

либо образца 

Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

  1. Пуговица

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – разделенное на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

  1. Летела  корова

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.            

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, “трава”. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – “т”, следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего “а”. Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

  1. «Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.

Например : зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.

Н  М  Е  Т  Р  А  Л  О  С

1   2    3  4  5   6  7   8   0

23458 ,  4854

-прочитать полученные числа ;

– заменить их суммой разрядных слагаемых ;

– назвать общее число сотен, десятков и т.д. ;

– узнать, на сколько первое число больше второго.

Слайд 6

Задания на переключение внимания

  1. Учимся быть внимательными

В  начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.

1. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат: 16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.

2.Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 2 раза.

  1. Найди пропущенное число

Слайд 7

Объем внимания

  1. “Будь внимательным” (буквенный вариант).

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

 Даю установку: вам нужно просмотреть ряды букв и вычеркнуть определённые буквы.

Работать надо быстро и точно. Время работы – 5мин.

  1. Выполни по образцу
  2. Игра « Заметь всё»
  1. Дан ряд чисел: 4, 5, 7, 8, 9, 1, 3, 2. Дети в течение 6–10 секунд смотрят на них. Затем карточки с числами закрываю и задаю вопросы:

Какие цифры вы запомнили?

Назови соседей .

Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?

Какие две первые?

Три последние?

  1. Похожие упражнения  можно предложить с предметными картинками, геометрическими фигурами.

 Слайд 8

 Для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления детей и  переключения внимания необходимо проведение физкультминуток. В упражнения для физкультминуток включаю задания на внимание.  

  1. Подражательная

    Эти физминутки основываются полностью на фантазии и творчестве учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, птиц, движения зайчиков, кузнечиков, пчел, обезьянок. Эти физминутки позволяют детям переключиться и поднять настроение.

  1. Игра «Подарок».

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

  1. В качестве физкультминутки можно предложить ученикам послушать, какие упражнения нужно выполнить (описание 5-3 упражнений). После этого ученикам по памяти повторят упражнения последовательно.

Пример упражнений:

  1. Повернуть голову вправо, влево, назад.
  2. Поднять правую руку, левую руку, опустить руки.
  3. Наклониться вперед, назад.
  4. Присесть, встать.
  5. Постоять на левой ноге, на правой ноге.
  1. Игры  «Числа» Считая числа от 1 до 30 по цепочке дети вместо чисел, которые делятся , например на 3, ребёнок не называет это число, а хлопает в ладоши или подпрыгивает и говорит «Ай да я»
  1. 1. Игра на внимание «Запрещенное движение» (5 мин)

Правила игры

Я   показывает различные движения, которые нужно повторять. Одно из движений — «запрещенное», его повторять нельзя, нужно заменять любым другим движением.

Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких «игр-упражнений ”  концентрация внимания повышается.  

Практика показала, что ученики  с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.

Источники:

  1. https://adalin.mospsy.ru/l_01_03.shtml
  2. https://primorushka.ucoz.ru/index/0-122
  3. https://rudiplom.ru/lectures/psixokorrekcionnaya-i-razvivayushhaya-rabota-s-detmi/1379.html
  4. П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая «Экспериментальное формирование внимания» (М., 1974).
  5. https://www.avsim.su/forum/topic/119209-prof-otbor-po-faq/
  6. https://www.psi.lib.ru/practica/test/munsb.htm

Источник

В начальной школе интеллектуальное
развитие ребенка часто остается без внимания.
Это связано с несколькими причинами. Во-первых,
доминирующей деятельностью является усвоение
знаний и умений, что предполагает решение задач,
которые всегда имеют готовое решение. Дети
привыкают решать задачи на основе уже выученного
правила, они не могут действовать
самостоятельно, чтобы найти новый способ
решения. Во-вторых, постоянное решение типовых
задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают
оценивать себя, свои возможности только через
успешное или неуспешное решение типовых задач,
решение которых зависит от степени усвоения
определенных знаний. Это приводит к тому, что
самооценка ребенка зависит только от прилежания
и старательности в освоении новых знаний и
правил, а не от сообразительности,
оригинальности и выдумки.

В связи с названными причинами,
развитие и коррекция интеллектуальных
способностей у детей младшего школьного
возраста является одной из важных задач работы
психолого-педагогического состава школы.

В качестве примера можно предложить
несколько игровых упражнений, проведение
которых возможно на классных часах, разминках
перед занятиями и т.п.

Упражнение “Загадки”

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята.
Посередине островок. Кто быстрее доплывет до
островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

– Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а
ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

– У тебя есть сестра?

– Есть.

– А у твоей сестры есть сестра?

– Нет, – ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были
большие ведерки, красные, без дна. А у девочек
маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким
хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а
мышка проглотила соломинку вместе с зернышком.
Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить,
сколько углов останется?

Задания на подключение предметного
(житейского) опыта детей.

Задание 1. Назовите изображённые на рисунке
геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и
объясните, почему она лишняя.

Задание 2. С какой цифры начинается запись
чисел?

14 18 111 19 10 100

Задание 3. Как называется данная фигура? Почему
она получила такое название?

Задания на выделение существенных признаков
понятия

Задание 1. Прочитайте слова в скобках.
Подчеркните те слова, которые являются наиболее
существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель,
библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование,
музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает,
выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный,
подключён к компьютеру)

Задание 2. Укажите предмет, характерным
признаком которого является:

А) Шкала с делениями.

Б) Выставление оценок и запись замечаний.

В) Прослушивание музыки.

Г) Просмотр фильмов.

Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными
признаками которых являются следующие: круглый и
съедобный; круглый и несъедобный.

Задание 4. Чем отличается:

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как
можно одним словом назвать каждую из
предложенных групп?

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

В) Сложение, деление, вычитание.

Задания, направленные на формирование
умений производить основные логические операции
над понятиями: обобщение, ограничение, деление и
определение

А)Задания на установление закономерностей.

Задание 1. Вставьте пропущенные числа:

А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;

Б) 14, 24, _______, _________, 54;

В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;

Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;

Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;

Задание 2. определите закономерность
повторения фигур и дорисуйте
последовательности.

Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой
клетке таблицы?

 

Задание 4. определите закономерность
повторения последовательности и нарисуйте эту
последовательность: дерево, куст, цветок, дерево,
куст, цветок…

Б) Задания на объединение и разделение объектов
по каким-либо признакам.

Задание 1. Назовите одним словом следующие
группы чисел:

А) 2, 4, 6, 8, …

Б) 1, 3, 5, 7, …

В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …

Г) 18, 25, 33, 48, 56, …

Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как
их можно назвать одним словом?

А) Суп, гуляш, каша, кисель.

Б) Курица, гусь, утка, индейка.

В) Лошадь, корова, овца, свинья.

Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе?
Вычеркните его. Назовите существенный признак
полученной группы. Дайте название каждой группе
слов.

А) Ель, сосна, кедр, берёза.

Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

Задание 4. Разделите следующие числа на две
группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Задание 5. Разделите данные слова на группы по
количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур,
перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь,
стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп
получилось?

Задание 6. Впишите данные слова в
соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки,
пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки,
мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш,
кроссовки, пистолет.

ОбувьИгрушкиШкольные вещи
   
   
   
   
   

Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите
на две группы: однозначные и двузначные. В какой
строке таблицы распределены на группы правильно?

11,2,3,5,128,16,24,35,48
21,2,3,5,8,1612,24,35,48
31,2,3,5,812,16,24,35,48
42,3,5,812,6,16,24,35,48

Игровые развивающие задания и упражнения для
развития понятийного мышления.

Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий
при помощи родовых определений. Детям
предлагается обобщить несколько групп
конкретных понятий и назвать одним словом
следующие группы:

тарелка, стакан, кружка, блюдце;

стол, стул, диван, кресло, шкаф;

рубашка, платье, юбка, брюки;

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

суп, каша, котлета, пюре;

берёза, липа, ель, сосна, осина;

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

карась, щука, окунь, лещ.

Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать
предметы и явления, которые входят в более
широкие понятия. Можно спросить детей о
следующих категориях: деревья, животные, игрушки,
имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы,
рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Задание 3. Обобщение рядов понятий более
широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5
групп понятий, и они должны рассказать, что
общего между названными категориями, чем схожи
те понятия, которые вошли в одну группу:

птицы, звери, рыбы;

деревья, травы, цветы, кустарники;

мебель, посуда, одежда;

часы, весы, градусники;

пожар, наводнение, ураган.

Задание 4. Классификация. Детям раздают 16
карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели
– по 4 для каждой группы и просят разделить все
карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки,
которые можно назвать одним словом. Затем
учащихся просят объединить получившиеся группы
в две, максимально похожие, и объяснить, почему
они так сделали.

Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по
представлению, найти признаки различия и
сходства: одуванчик и ромашка; клубника и
земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и
колокольчик; кошка и собака; курица и утка;
самолёт и чайка; животные и растения.

Задание 6. Ученики должны отгадать, какой
предмет спрятан, по его описанию. Для этого
необходимо подобрать какой-либо предмет или его
изображение. Не показывая детям, нужно описать
этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

Задание 7. Игра “Что лишнее?”

Даётся группа понятий, из которых дети должны
выбрать лишнее и дать общее название остальным.
Игра возможна в двух вариантах: словесном и
наглядном.

В словесном варианте предлагаются группы по
четыре слова, необходимо выделить, какое слово
лишнее и не подходит к остальным, и как назвать
одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:

капуста, картошка, помидор, яблоко;

синий, красный, красивый, зелёный;

мама, человек, папа, сестра;

старый, дряхлый, маленький, ветхий;

берёза, сосна, клён, осина;

ботинок, нога, сапог, туфля;

зима, весна, лето, октябрь;

кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.

Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам
предлагается поспорить с учителем. Какое бы
слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно
наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный;
большой-маленький; быстрый-медленный;
весёлый-грустный; грязный-чистый;
открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать;
ломать-чинить и т.д.

Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям
предлагается некий объект(ситуация), и они должны
объяснить, в чём его положительная и
отрицательная сторона. Например, мороженое –
хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что
может горло заболеть.

Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета,
собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук,
ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце
и др.

Задание 10. Игра “Слова – накладки”.

Ученики придумывают слова – накладки, затем
выбирают самое смешное или оригинальное слово,
объясняя, почему они так думают.

Можно предложить такие задания:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

Упражнения для развития мыслительных операций
анализа и синтеза

Задание 1. “Анаграмма”

Составить слова, переставив буквы:

АЛИГ –

ЕОСЛ –

ОТЛЕ –

Задание 2. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА
Задание 3. “Эхо”

Составить слова, отделив первые буквы от данных
слов:

ШМЕЛЬ –

МУХА –

РОСА –

Задание 4. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН

Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

ОГОЛАВ –

АБАРН –
ОСОКЛ –

Задание 6.

Составить новые слова, исключив одну букву из
данных слов:

ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –

Задание 7.

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

ЗМЕЯ

РАМА

Задание 8. “Занимательная лесенка”

Составить слова по данной модели.

Задание 9. “Змейка”

Составить слова по данной модели.

А _ _ _ _ _
_ А _ _ _ _
_ _ А _ _ _
_ _ _ А _ _
_ _ _ _ А _
_ _ _ _ _ А
_ _ _ _ А _
_ _ _ А _ _
_ _ А _ _ _
_ А _ _ _ _
А _ _ _ _ _

Упражнения на нахождение существенных
признаков предметов

Задание 1. Выделить два слова, наиболее
существенные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда,
состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Задание 3.Пение (звон, голос, искусство, мелодия,
зрители)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

Упражнения – логические задачи

Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны,
Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится
Ивану Фёдоровичу?

Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В
каком порядке мы сидели, если известно, что я
сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он
поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку.
Какую рыбу Толя поймал раньше других?

Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три
апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только
один брат. Как зовут брата моей сестры?

Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто
выше: Вася или Серёжа?

Задача 7. К празднику ученики украшают здание
школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо
расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой
стороны. Нарисовать ответ.

Задача 8. Термометр показывает три градуса
мороза. Сколько градусов покажут два таких
термометра.

Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах.
Сколько частей получилось?

Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он
весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он
встанет на две ноги?

Игры для развития функций мышления

Игра 1. Составление предложений.

Детям предлагается три слова, не связанные по
смыслу, например, “озеро”, “карандаш”,
“медведь”. Детям надо составить как можно
больше предложений, которые обязательно
включали бы в себя эти три слова (можно менять
падеж и использовать другие слова). Ответы могут
быть банальными (“Медведь упустил в озеро
карандаш”), сложными, с выходом за пределы
ситуации, обозначенной тремя исходными словами и
введением новых объектов (“Мальчик взял
карандаш и нарисовал медведя, купающегося в
озере”), и творческими, включающими эти предметы
в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как
карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как
медведь”).

Игра 2. Исключение лишнего.

Предлагается любые три слова, например,
“собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо
оставить только те слова, которые обозначают в
чём – то сходные предметы, а одно слово
“лишнее”, не обладающее этим общим признаком,
исключить. Следует найти как можно больше
вариантов исключения лишнего слова, а главное –
больше признаков, объединяющих оставшуюся пару
слов и не присущих исключённому, лишнему. Не
пренебрегая вариантами, которые сразу же
напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор”
и “солнце” оставить, потому что они круглые),
желательно поискать нестандартные и в то же
время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого
ответов больше.

Игра 3. Поиск аналогов.

Называется какой – либо предмет или явление,
например, “вертолёт”.

Детям необходимо выписать как можно больше
аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по
различным существенным признакам. Следует также
систематизировать эти аналоги по группам в
зависимости от того, с учётом какого свойства
заданного предмета они подбирались. Например, в
данном случае могут быть названы “птица”,
“бабочка” (летают и садятся); “автобус”,
“поезд” (транспортные средства); “ штопор”
(важные детали вращаются) и др. Побеждает тот , кто
назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 4. Способы применения предмета.

Называется какой – либо хорошо известный
предмет , например, “книга”. Надо назвать как
можно больше различных способов его применения:
книгу можно использовать как подставку для
кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних
глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет
на называние безнравственных, варварских
способов применения предметов. Побеждает тот,
кто укажет большее число различных функций
предметов.

Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”

Класс делится на две группы. Первая группа
задумывает какой-либо предмет. Вторая группа
должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы
первая группа имеет право отвечать только “да”
или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии
напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос
первый ребёнок из второй группы : “Оно живое?”.
Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”.
Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй
группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой
группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания
предмета группы меняются ролями.

Игра 6. “Определим игрушку”.

Дети приносят на игру какую-либо игрушку.
Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель
с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в
которой главным персонажем является одна из
игрушек. Приглашается водящий. Ребята
рассказывают ему придуманную историю, не называя
главного персонажа, а заменяя его местоимениями
“он” или “она”. Ведущий должен показать
игрушку, являющуюся главным персонажем
рассказанной истории. Если водящий угадал
правильно, выбирается другой ведущий и игра
повторяется.

Источник