Упражнения для развития психических процессов ребенка 7 лет

Упражнения для развития психических процессов ребенка 7 лет thumbnail

Ольга Маскина
Конспект занятия по развитию основных психических процессов у детей 6–7 лет «Спешим на помощь»

Конспект занятия по развитию основных психических процессов у детей 6–7 лет «Спешим на помощь»

Ход

Слайд №1.В зал входит педагог: (в кругу детей): – Здравствуйте ребята! Как я рада вас видеть!

Проблемная ситуация «Просьба о помощи».

Представляете, сейчас к вам шла и вот что нашла (показывает флешку). Что это? Для чего она нужна?

Включаем флеш-карту с записью.ЗАПИСЬ: «Пожалуйста, помогите! Меня зовут Кирилл. Я попал в беду. Пошел я погулять в осенний лес, и там злая волшебница превратила меня в дерево. Расколдовать меня смогут только дружные и смелые ребята. Я очень надеюсь на вашу помощь».

Педагог:

– Ребята, кто попал в беду?

– А что с ним случилось?

– Кто его может расколдовать?

Организационный момент «Цепочка дружбы»

Педагог:

«Крепко за руки берись – в цепочку дружбы становись» (Дети встают в круг и держатся за руки).

Педагог:

– Смотрите, какая цепочка дружбы у нас получилась! Теперь мы точно Кирилла расколдуем!

– Куда нам надо идти, чтобы Кирилла расколдовать?

– А лес-то волшебный! Колдунья и нас может в деревья превратить. Что же нам делать?

– У меня есть волшебные обереги. (Дети надевают обереги).

– Вот теперь нам не страшно отправиться в волшебный лес!

Динамическое упражнение «Дорога в осенний лес».

Педагог:

– Встанем дружно друг за другом.

И пойдем сначала кругом (ходьба по кругу против часовой стрелки)

А потом наискосок.

Тут увидим мы лесок (останавливаемся напротив экрана).

Слайд №2

Мы пришли в осенний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Слайд №3.

Голос за кадром: «Здравствуйте, дети. Вот уж не думала, что найдутся дружные ребята, которые не побоятся пойти в лес Кирилла выручать. Ну, раз пришли – пробуйте. Выбирайте любое дерево. Оно вам подскажет, как его расколдовать. Только сможете ли вы найти дерево, в которое я превратила Кирилла».

Слайд №4

Педагог:

– Точно, сколько здесь деревьев! Какое первое дерево выберем? (Дети выбирают дерево).

Организационный момент «Цепочка дружбы»

«Крепко за руки берись – в цепочку дружбы становись».

Слайд № 5

Игра «Найди отличие»

На слайде появляется задание,которое детям читает педагог: «Чтобы дерево расколдовать, надо все отличия назвать». Слушайте друг друга внимательно и не повторяйтесь. Дети по очереди называют отличия двух пугало.

Слайд № 6

Педагог:

-Интересно, получилось ли у нас расколдовать Кирилла?

Слайд №7.

Педагог:

– Расколдовать-то – расколдовали, только это не Кирилл, а заяц. Наверное, его тоже злая волшебница заколдовала. И мы ему помогли.

Слайд №8

Педагог:

– Ребята, нашей помощи Кирилл ждет. Давайте скорее выбирать дерево.

Организационный момент «Цепочка дружбы»

Педагог:

«Крепко за руки берись – в цепочку дружбы становись».

Слайд № 9

Педагог:

– Давайте внимательно слушать второе задание.

Игра «Найди лишние предметы» в трех командах

(Задание со слайда читает педагог).

«Чтобы Кирилла вам вернуть,

Надо все лишнее зачеркнуть.

Работать надо мгновенно –

Тремя командами одновременно»

Педагог:

– Как же нам объединиться?

-Ребята,нам обереги подсказывают: Подходите каждый к своему знаку. (Дети объединяются в три команды в соответствии с изображениями на оберегах: «Жёлудь», «Тыква» и «Гриб».)

Педагог:

-Вот и получилось у нас три команды.

– Как называется ваша команда? (Дети по очереди называют свои команды).

– Перед вами лежит задание и фломастеры (на листах А4 картинки с предметами, несколько из этих предметов лишние).

– Внимательно посмотрите на картинки, найдите лишние предметы, зачеркните их. Выберите, кто из вашей команды будет отвечать.

Задания на листах:

1. Куртка, плащ-дождевик, галоши, резиновые сапоги, перчатки, зимняя шапка.

2. Велосипед, ватрушка, скейтборд, самокат, гироскутер, ролики.

3. Лук, огурец, баклажан, лимон, перец, помидор.

Педагог:

-Давайте проверять. Фломастеры убираем в стаканчики. Смотрите на экран внимательно. Сейчас на нем будут появляться наши задания. Если мы правильно нашли лишние картинки, то они исчезнут.

Слайд № 10

Педагог:

– У кого было задание с верхней одеждой?

-Что вычеркнули?

-Почему?

Слайд № 11

Педагог:

– У кого было задание со спортивным инвентарем?

-Что вычеркнули?

-Почему?

Слайд № 12

Педагог:

– У кого было задание с осенним урожаем?

-Что вычеркнули?

-Почему?

-Интересно, кого мы расколдовали в этот раз? Давайте соберем цепочку дружбы. Организационный момент «Цепочка дружбы»

Педагог:

«Крепко за руки берись – в цепочку дружбы становись».

Слайд № 13

Педагог:

– Кто это?

-А Кирилл еще заколдован и ждет нашей помощи.

– Давайте скорее выбирать следующее дерево

Организационный момент «Цепочка дружбы»

Педагог:

«Крепко за руки берись – в цепочку дружбы становись».

Слайд № 14

Дети выбирают дерево.

Слайд № 15

Педагог читает задание:

-Чтобы дерево расколдовать, надо грибочки и зонтики на бумаге дорисовать.

Задание «Дорисуй половинку»

Педагог:

-Ребята, а как же мы узнаем, кто будет рисовать грибочки, а кто – зонтики?

– Посмотрите, ленточки у вас на оберегах разных цветов. Найдите знак со своей ленточкой. (Дети объединяются в две команды в соответствии с цветом ленточки – оберега).

-Займите свои места, возьмите по одной карточке, на которой изображена половинка зонтика или грибочка. Карандашом надо дорисовать вторую половину. Когда вся команда выполнит задание, поднимите руку. (Пока дети работают, звучит спокойная музыка, в процессе выполнения задания педагог проверяет правильность выполнения, при необходимости – помогает. Незаметно подставляем в центр комнаты маленького искусственного ежика).

Педагог:

– Ой, ежик откуда-то появился. Давайте подарим ежику наши работы. (Дети дарят ежику свои грибочки и зонтики).

-Посмотрите, какие замечательные подарки у нас получились!

Слайд № 16

Звучит голос волшебницы: «ХА-ХА_ХА! Опять вы расколдовали не Кирилла, а лесного ежика. Даю вам последнюю попытку».

Слайд № 17

Педагог:

– Какое дерево выберем, ребята?

Организационный момент «Цепочка дружбы»

Педагог:

«Крепко за руки берись – в цепочку дружбы становись».

Коммуникативная игра «Назови, какая погода?».

Слайд № 18

Педагог читает детям задание:

– Для того чтобы дерево расколдовать надо паутинку из осенних слов связать.

– Возьмем волшебный клубочек. По цепочке будем подбирать слова, которые отвечают на вопросы «Какая погода?». Как слово назовем, так на пальчик намотаем ниточку и передадим клубочек соседу. Слушайте друг друга внимательно.

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,.

Если дует ветер — ветреная;

Если на улице холодно, какая погода? – холодная;

Если пасмурно -пасмурная;

Если. сыро – сырая;

Если. хмуро – хмурая;

Если. светит солнце –солнечная;

Если…ясно – ясная;

Если…на небе много облаков – облачная;

Если …мороз – морозная.

– Замечательную паутинку мы сплели. Она волшебная у нас получилась. Знаете почему?

– Ее ниточки похожи на дружбу. Дружба связывает людей и творит настоящие чудеса! (в это время звучит волшебная музыка)

Слайд № 19

Педагог:

-Ой, смотрите! А вот и Кирилл! Ура! Мы его расколдовали!

Звучит голос Кирилла: «Спасибо, ребята, за вашу помощь! Вы такие отважные, сообразительные и дружные! Без вас бы я так и остался деревом. А сейчас побегу к маме – уж очень соскучился по ней». До свидания!

Слайд № 20

– Ребята пора и нам возвращаться в детский сад.

Динамическое упражнение «Дорога в детский сад»

Педагог:

– Встанем дружно друг за другом. (Встаем в колонну)

И пойдем сначала кругом (Ходьба по кругу против часовой стрелки)

А потом только вперед – (Идем по направлению к середине зала)

Садик нас давно уж ждет.

Слайд № 21

– Какое замечательное путешествие у нас получилось.

Читайте также:  Роль семьи как социокультурной среды в воспитании и развитии ребенка

– Ребята, расскажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии и почему?

– Благодаря нашим стараниям и дружбе, мы смогли совершить доброе дело! Предлагаю вам выполнить рисунки о нашем приключении и рассказать о нем своим друзьям и родителям. (Педагог раздает детям заготовки открыток).

Литература:

1. Мосалова Л. Л.Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.СПб: «Детство – пресс», 2010

2. Мулько И. Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016

3. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима». М.: «Издательство Скрипторий», 2013

4. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/ авт. – сост. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина.Волгоград: Учитель, 2011.

Источник

Комплекс упражнений для развивающей работы

с детьми 7 лет.

(Автор. Ирина Архипова)

Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, все же  их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. Также у первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов.

Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – важное приобретение младшего школьного возраста.

Формирование классификации определенных предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы собственно умственной деятельности, которая постепенно сочленяется от восприятия и становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, процессом, приобретающим свои особые приемы и способы.

Данная программа как раз и посвящена развитию познавательной сферы ребенка первого-второго класса. Некоторые упражнения можно применять с другими возрастными категориями младших школьников, если наблюдаются соответствующие проблемы психического развития.

Содержательный материал сконструирован в 10 занятий, в которых содержатся упражнения, направленные на совершенствование познавательных психических процессов, играющих роль в школьном обучении. Если ребенок не будет справляться с этими заданиями, будет быстро уставать, то можно разбить программу на более простые блоки.

 В каждом уроке заложено развитие определенных психических функций, которое отрабатывается на разнообразном содержании.

  1. В заданиях под номером  1 ребенок учится устанавливать закономерности, анализируя образно представленный материал.
  2. В заданиях под номером 2 у ребенка развивается связанная речь.
  3. Задания под номером 3 направлены на развитие наблюдательности.
  4. В заданиях под номером 4 ребенок учится выделять фигуру из фона в восприятии.
  5. В заданиях под номером 5 развиваются : моторика руки, формируются зрительно –двигательные координации, даются некоторые представления из окружающего мира.  В этих заданиях ребенок немного отдыхает от тех усилий, которые ему приходится затрачивать в предыдущих и последующих упражнениях.
  6. В заданиях под номером 6 развиваются различные мыслительные операции (анализ – синтез, сравнение, обобщение классификация).
  7. Задания под номером 7 направлены на совершенствование овладением знаком, то есть кодированием.

Задачи:

  • коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма…);
  • развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения);
  • развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического).

Формы работы:

  • групповые фронтальные занятия;
  • психо-гимнастические упражнения;
  • игры.

Общие требования к организации занятий.

Количество занятий – 10

Количество человек в группе – 2-3.

Продолжительность занятия – 20-35 минут.

Ожидаемый результат:

1. Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.

2. Снижение агрессии и проявление сопереживания, сочувствия.

№ урока

Психологические задания и методики

Урок №1

  1. «Найди фигуру»,
  2. «Составь рассказ « Утки»
  3. «Усложненный счет»
  4. Найди картинку
  5. Распознай цвет
  6. Собери разрезную картинку
  7. Расставь знаки

Урок №2

  1. Почини коврик
  2. Придумай продолжение сказки.
  3. «Усложненный счет»
  4. Подсчитай домики
  5. Идентификация частей тела
  6. Назови группу одним словом
  7. Расставь знаки

Урок №3

  1. Почини коврик
  2. Придумай рассказ по картинкам «дождь».
  3. Найди 2 одинаковых рисунка
  4. Найди спрятанные предметы.
  5. Штриховки.
  6. Продолжи ряд слов и назови 1 словом.
  7. «Проведи зайчика»

Урок №4

  1. Продолжи ряд.
  2. Придумай рассказ по картинкам.
  3. Найди 2 одинаковых рисунка
  4.  Найди спрятанные предметы.
  5. Соедини пунктирную линию.
  6. Найди лишнее слово
  7. Отгадай куда идут эти звери.

Урок №5

  1. Найди закономерность
  2. Дополни рассказ.
  3. Найди похожий кубик
  4. Найди на картинке заданный предмет.
  5. Дорисуй картинку.
  6. Распредели животных на группы.
  7. Подбери подходящее по смыслу слово.

Урок №6

  1. Прочини коврик.
  2. Придумай рассказ по картинке.
  3. Соедини линии.
  4. Найди заданный предмет на картинке.
  5. Проведи линию, не отрыва карандаша.
  6. Найди фрагмент.
  7. Расставь знаки.

Урок №7

  1. Найди закономерность.
  2. Дополни рассказ.
  3. Сравни ряды слов.
  4. Найди фигуру на картинке.
  5. Обведи рисунок.
  6. «Чего больше в лесу?»
  7. «Зачеркни букву»

Урок №8

  1. Почини коврик.
  2. Дополни рассказ.
  3. Посчитай вслух.
  4. Обведи звезду разными карандашами.
  5. Нарисуй  образцы по точкам.
  6. Найди ответ по аналогии.
  7. Прочитай рассказ, замени картинки словами.

Урок №9

  1. Найди закономерность, поставь недостающую картинку.
  2. Придумай рассказ по картинкам.
  3. Сосчитай все предметы.
  4. Сосчитай все фигуры.
  5. Нарисуй по образцу.
  6. Собери разрезную картинку.
  7. Зачеркни буквы.

Урок №10

  1. Дополни ряд.
  2. «Это глупо или нет?»
  3. Найди одинаковую картинку.
  4. Найди недостающее число.
  5. Нарисуй похожий узор.
  6. Отгадай загадку.
  7. Соотнеси  цифры с картинкой.

Источник

Картотека игр и упражнений на развитие психических процессов.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!

Педагог-психолог рекомендует игры и упражнения на развитие психических процессов в работе с детьми дошкольного возраста:

1. «Делай, как я»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал  начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

2. « Расставить посты»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и т. д., пока командиром не побывает каждый ребенок.

3. «Цветные треугольники» (доп. )

Цель: развитие произвольного внимания  и вербальной памяти.

Описание игры: детям дают бумагу, цветные карандаши и предлагают нарисовать под диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10-12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательными, т. к. инструкция произносится только два раза: « Вам нужно заштриховать красным карандашом все треугольники, один круг и два квадрата» или: «Вам нужно заштриховать синим карандашом все круги, зеленым карандашом все квадраты, а красным карандашом все треугольники». Если дети справляются с первым  заданием, то в следующий раз условия можно усложнять.

4. «Не пропусти профессию»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК,

Читайте также:  Причины развития косоглазия у ребенка

ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО,

БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ,

ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА,

ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО,

ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР,

ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА,

ПТИЦА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ,

СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН,

ЧАЙНИК, ФОТОГАФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ,

ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА,

КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД,

ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЧЕРТЕЖНИК, РОЩА,

БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО,

ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ,

ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬКИ, МАЛЯР,

БУТЕРБРОД, ОБРЫВ, СУДЬЯ, УЛЫБКА,

СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ, ОГОНЬ,

ГЛИНА, СКУЛЬПТОР, ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК,

АГРОГНОМ, ОКЕАН, КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР,

ВЛАСТЬ, МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ, ПОЖАРНЫЙ,

РЕЧЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, ПАМЯТЬ, ЭЛЕКТРОМОНТЕР, ЖИВОТНОВОД, ЛГУН, УПРЯМЕЦ, РАЗВЕДЧИК.

5.  «Не пропусти растение»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название растения, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА,

РАМА. ДОМ, МАШИНА,

МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ,

МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА,

ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР,

ИГРА, ИВА, ДОРОГА,

ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ,

ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ,

ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ИВОЛГА,

ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН,

ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО,

КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ,

ГОРОД, СОБАКА, БАНАН,

ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО,

ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК,

ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА,

КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА,

ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ,

ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА…

Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

6. «Запретный номер»

Цель: развитие произвольного внимания, самоконтроля, самодисциплины,  а также закрепление навыков счета.

Описание игры: выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

7. «Птица, не птица»

Цель: развитие произвольности внимания, быстроты реакции.

Описание игры: Взрослый читает стихи о животном мире. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: “А муха – это кто?”

Прилетели птицы:  Прилетели птицы:

Голуби, синицы,  Голуби,  синицы,

Мухи и стрижи…  Цапли, соловьи,

   Окуни и воробьи.

Прилетели птицы: 

Голуби, синицы,  Прилетели птицы:

Аисты, вороны,   Голуби, синицы, 

Галки, макароны  Палки и стрижи,

   Бабочки, чижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,  Прилетели птицы:

Лебеди, куницы,  Голуби, синицы,

Галки и стрижи,   Аисты, кукушки,

Чайки и моржи.  Маленькие плюшки

  Лебеди и утки

Прилетели птицы:   И спасибо шутке!

Голуби, синицы, 

Чибисы, чижи, 

Сойки и ужи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы.

8.  «Кто кем будет?»

Цель: развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос (можно использовать мяч):

«КЕМ БУДЕТ (ИЛИ ЧЕМ БУДЕТ)

…ЯЙЦО, ЦЫПЛЕНОК,

МАЛЬЧИК, ЖЕЛУДЬ,

СЕМЕЧКО, ИКРИНКА,

ГУСЕНИЦА, МУКА,

ЖЕЛЕЗО, КИРПИЧ,

ТКАНЬ, УЧЕНИК,

БОЛЬНОЙ, ДЕВОЧКА,

ПОЧКА НА ДЕРЕВЕ, ЩЕНОК,

ТЕЛЕНОК, ДОСКА,

ПТЕНЕЦ, КОЗЛЕНОК,

ЯГНЕНОК?

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.

9. «Найди лишнее слово»

Цель: развитие процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. 

Описание игры: детям зачитывается  серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов.  3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите детям определить слово, которое является лишним. Особенность данного упражнения в том, что здесь нужно проводить мыслительные операции без опоры на наглядность. 

ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, ГРУША.

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, РУБАШКА, ШАПКА.

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

КОРАБЛЬ, СТОЛ, ТРАМВАЙ, МАШИНА.

СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, ЧАЙНИК.

ЛОШАДЬ, КОШКА, СОБАКА, ЩУКА.

ЕЛКА, БЕРЕЗА, ДУБ, ЗЕМЛЯНИКА.

ОГУРЕЦ, РЕПА, МОРКОВЬ, ЗАЯЦ.

ФИАЛКА, РОМАШКА, МОРКОВЬ, ВАСИЛЕК.

КУКЛА, МАШИНКА, СКАКАЛКА, КНИГА.

ВИШНЯ, ВИНОГРАД, КАРТОФЕЛЬ, СЛИВА.

ПАРТА, ДОСКА. УЧЕНИК, ЁЖИК.

МОЛОКО, ЧАЙ, ЛИМОНАД, ХЛЕБ.

НОГА, РУКА, ГОЛОВА, БОТИНОК.

10. “На что это похоже”?

Цель: развитие образного мышления

Описание игры: само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать.

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

11. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

Цель: развитие образного мышления.

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

“Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».

“Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4треугольника”.

“Составить два разных квадрата из 7 палочек”.

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

“В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника”.

“В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата”.

“Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы,

“Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк”.
«Скажи наоборот »

Цель: развитие мышления, активизация памяти, словарного запаса, быстроты реакции при подборе нужного слова.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при этом слово, к которому ребенок  должен подобрать слово, противоположное по значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.

БЕЛЫЙ

БЛЕДНЫЙ

БОГАТЫЙ

ВЕСЕЛЫЙ

БОЛЬНОЙ

СТАРЫЙ

ПОЛЕЗНЫЙ

МОКРЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

УЗКИЙ

ЯСНЫЙ

ДРУЖБА

РАДОСТЬ

ТЬМА

СТАРИК

ЗИМА

ДЕНЬ

ОГОНЬ

  глаголы действия

ТАЯТЬ 

ЗАСЫПАТЬ

ПОДНИМАТЬСЯ

НЫРЯТЬ

НАГРЕВАТЬ

РИСОВАТЬ

ПАЧКАТЬ

ЧИНИТЬ

ПОДЖИГАТЬ

ВЫТАСКИВАТЬ

РАЗРЕЗАТЬ

ПРИГЛАШАТЬ

13.  “Кто без чего не обойдётся”.

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Описание игры: взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?”
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

14. «О чем я сказала?»

Цель: развитие мышления, речи.

Описание игры: есть слова, которыми мы называем много разных предметов. Например, головка – у человека, куклы, головка лука, чеснока, ракеты. Детям предлагается предложить свои варианты для следующих слов:

ИГОЛКА (шприц, ель, сосна, еж, для шитья)

ЗВОНОК (у велосипеда, дверной звонок)

 НОС (у человека, самолета, корабля, чайника)

УШКО (у куклы, иглы, у кошки)

НОЖКА (стул, гриб, мебель, ребенок)

РУЧКА (у ребенка, чайника, чемодана, у двери)

МОЛНИЯ, ГЛАЗОК, ГОРЛЫШКО, ЯЗЫЧОК, КРЫЛО.  

15.  «Снежный ком»

Цель: развитие вербальной механической памяти, активизация внимания, закрепление обобщающих понятий.

Количество играющих: любое.

Читайте также:  Роль двигательной активности в развитии ребенка консультация для родителей

Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое-либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т. д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и  добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку. Рекомендуемое количество детей для игры – 8 -12 чело

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.

Описание игры: дети должны в течение 10-15 секунд внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов (или их деталей) одного и того же цвета, например, красного. Затем дети поворачиваются лицом к педагогу, который дает задание перечислить все красные предметы в группе. Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя.

Комментарий: для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

17. « Знайка»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи.

Игру можно проводить после занятия по ИЗО или рисования детей в свободной деятельности.

Необходимые приспособления: мольберт с рисунком.

Описание игры: дети выбирают «Знайку», он становится спиной к мольберту со своим рисунком. Дети по очереди задают ему всевозможные вопросы. Они могут касаться цветовой гаммы рисунка, изображенных на нем предметов, их расположения. «Знайка» должен ответить на них быстро и правильно. Интересным оказывается выяснить, помнит ли вообще ребенок, что он рисовал и как.

18. «На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По ус­ловию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и вы­бывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернул­ся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны дого­вориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поме­няться местами и дойти до конца.

19. «Головомяч» (К. Фопель)

Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей.

Описание игры: дети ложатся на живот на пол пара­ми, так,

чтобы головы оказались рядом. Точно между головами

нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч.

Мяч нельзя трогать руками!

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: како­во самое большое число детей, при котором можно под­нять мяч?

Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольни­ков, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исход­ное положение, из которого начинается игра, можно ме­нять в зависимости от уровня развития навыков детей.

20. «Трио» (К. Фопель)

Цель: развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща.

Возраст: от 6 лет.

Количество играющих: кратное трем.

Необходимые приспособления: пустые коробки из-под обуви.

Описание игры: дети разбиваются на тройки, обнима­ют друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева — пра­вую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справляются с заданием, можно предложить им взять в компа­нию еще игрока и еще… В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием.

Комментарий: эта игра  интересна как игра-соревнование, в процессе которого детям необходимо прийти к согласию, чтобы достичь финиша. Но с детьми-дошкольниками пе­ред началом игры необходимо провести тренировку, сна­чала в парах, а уж затем в тройках, так как им трудно будет сразу научиться координировать свои движения, что может привести к падениям.

21. «Ладонь в ладонь» (Н. Клюева, Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков,

получе­ние опыта взаимодействия в парах,

преодоление боязни тактильного контакта. 

Возраст: любой.

Количество играющих: группа детей

Необходимые приспособления; стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, соединяя ладони (можно предложить детям зажать какой-то предмет между ладонями). Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: столы, стулья, разложенные по полу игрушки и т. д.

Комментарий: усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках ит. д. играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

22. «Поварята»

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4-х лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «каст­рюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он вы­крикивает название ингредиентов. Названный впрыгива­ет в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра за­канчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выпол­нять какие-либо действия с «продуктами»: резать, кро­шить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать за­кипание, перемешивание. Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скован­ность через легкий имитационный массаж.

23. «Рисуем портреты»

Цель: развитие творческого воображения, коммуникативных

навыков.

Возраст: старше 4-х лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: участники разбиваются на пары.

Один — натур­щик, он должен сосредоточиться и постараться не менять позу и выражение лица, пока «художник» работает над его портретом. Рисовать можно цветоч­ками, звездочками, снежинками, шарами, морков­ками и т. д., лишь бы получился портрет именно того, кого рисуешь. 

«Художник» не показывает свое произведение «натурщику», пока тот не побывает в роли «художника». Затем пары обмениваются «ше­деврами», обсуждают, что не так, как было бы лучше. Возможно повторное рисование, исправление недочетов. Из полученных портретов собирается целая гале­рея.

24. «Жмурки» 

Цель: преодоление коммуникативных страхов.

Возраст: старше 4-х лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: Старинная, проверенная веками игра. Водящему

завязывают глаза, остальные игроки бегают по ком­нате, издавая

веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку.

Предостережение:

Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с ра­достью.

25. «Мышь и мышеловка» 

Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Возраст: старше 4-х лет.

Количество играющих: группа детей.

Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бёдрами, плечами и обнимаются за пояс — это мышеловка (м. б., сеть). Водящий — в кругу. Его задача — всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Предупреждение:

Взрослый  следит,  чтобы  ноги  «мышеловки»  не делали больно мышке. Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может  выбраться,  он