Упражнения для развития плечевого пояса ребенка
Общеразвивающие упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса у детей старшего дошкольного возраста
№
п/п
Частные задачи
Содержание
Дози-ровка
ОМУ
1
2
3
4
5
Без предмета
1.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локте-вых суставов.
Укрепление мышц сто-пы.
Развитие функции рав-новесия.
И.п. – стойка ноги врозь.
вариант 1:
1 – руки согнуть в стороны,
2 – стойка на носках, руки в стороны (вверх),
3 – опуститься, руки согнуть в стороны,
4 – и.п.
вариант 2:
1 – руки в стороны,
2 – стойка на носках руки в вверх,
3 – опуститься, руки в сторо-ны.
4 – и.п.
6-8 раз
На носках подниматься как можно выше.
Следить за осанкой.
2.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Развитие координаци-онных способностей.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
Воспитание внимания.
И.п. – стойка ноги врозь.
вариант 1:
1 – руки в стороны,
2 – руки вперёд,
3 – руки в стороны,
4 – и.п.
вариант 2:
1 – руки в стороны,
2 – руки вверх,
3 – руки вперёд,
4 – и.п.
6-8 раз
Следить за осанкой, за положением рук.
Темп умеренный.
Вариантов выполнения упражнения может быть больше.
3.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Развитие координаци-онных способностей.
Ориентировка на себе.
Воспитание внимания.
И.п. – стойка ноги врозь.
вариант 1:
1 – правую руку вперёд,
2 – левую руку вперёд,
3 – правую руку вверх,
4 – левую руку вверх,
5 – правую руку вперёд,
6 – левую руку вперёд,
7 – правую руку опустить,
8 – левую руку опустить.
вариант 2:
на счёт 6,7 руку в сторону.
5-7 раз
Темп сначала медлен-ный, затем, по мере усвоения, умеренный.
Следить за осанкой и положением рук и чтобы дети не путались.
При обучении упражне-нию сначала проговари-вать направление рук. Например «Правую вперёд», «Левую в сторону», и.т.д.
4.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
И.п. – стойка ноги врозь.
1-4 – круговые движения руками вперёд,
5-8 – круговые движения руками назад.
5-6 раз
Темп умеренный.
Вращение выполнять с полной амплитудой.
Руки в локтях не сгиб-ать.
1
2
3
4
5
5.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локте-вых суставов.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуть в стороны.
1-4 – вращение рук вперёд,
5-8 – вращение рук назад.
5-6 раз
Темп умеренный.
Вращение выполнять с полной амплитудой.
Следить за осанкой
6.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
Ориентировка на себе.
Воспитание внимания.
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1 – руки скрестно правая сверху.
2 – и.п.,
3 – руки скрестно левая сверху,
4 – и.п.
5-6 раз
Темп умеренный.
Руки в локтях не сги-бать.
Следить за осанкой.
7.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.
Ориентировка на себе и от себя.
Воспитание внимания.
«Бокс»
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты локти назад, кисть в кулак.
вариант 1:
1 – правую руку выпрямить вперёд.
2 – и.п.,
3 – левую руку выпрямить вперёд,
4 – и.п.
вариант 2:
1 – правую руку выпрямить по диагонали вперёд-влево,
2 – и.п.,
3 – левую руку выпрямить по диагонали вперёд вправо,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
8.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
«Хлопушка»
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.
вариант 1:
1 – руки вверх – хлопок,
2 – и.п.,
3 – руки вниз – хлопок за спиной,
4 – и.п.
вариант 2:
1 – руки вперёд – хлопок,
2 – и.п.,
3 – руки вниз – хлопок за спиной,
4 – и.п.
5-6 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
С гимнастической палкой
1.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
Развитие функции рав-новесия.
Укрепление мышц сто-пы.
И.п.–стойка ноги врозь, палка на плечах.
1 – стойка на носках, палку вверх,
2 – опуститься палку вперёд,
3 – стойка на носках, палку вверх.
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Хват сверху.
1
2
3
4
5
2.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.
И.п. – стойка ноги врозь, палка вниз хватом снизу.
1 – палку вперёд,
2 – палку к груди,
3 – палку вперёд,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Следить за правильным хватом.
3.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
Укрепление мышц сто-пы.
И.п. – о.с., палку вниз.
1 – левую назад на носок, палку вверх,
2 – и.п.,
3 – правую назад на носок, палку вверх,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Хват сверху.
4.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Развитие функции рав-новесия. Укрепление мышц стопы.
И.п. – стойка ноги врозь, палка вниз сзади хватом снизу.
1-2 – стойка на носках, палку отвести назад,
3-4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
5.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Ориентировка на себе.
И.п. – о.с., палку вниз.
1 – палку перпендикулярно полу, правая рука сверху,
2 – и.п.,
3 – палку перпендикулярно полу, левая рука сверху,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Хват сверху.
С мячом
1.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.
Развитие функции рав-новесия.
Укрепление мышц стопы.
И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.
1 – мяч вперёд,
2 – стойка на носках мяч вверх,
3 – опуститься, мяч вперёд,
2 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Руки в локтях не сгибать.
2.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.
Развитие функции рав-новесия.
Укрепление мышц стопы.
И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.
1 – стойка на носках, мяч вверх,
2 – опуститься, мяч за голову,
3 – стойка на носках, мяч вверх,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
3.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.
Развитие функции рав-новесия.
Укрепление мышц стопы.
И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.
1 – мяч на голову,
2 – стойка на носках, мяч вверх,
3 – опуститься, мяч на голову,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
При постановке мяча на голову, локти в сторо-ны.
4.
Развитие ловкости.
И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.
1 – подкинуть мяч вверх,
2 – поймать.
5-7 раз
Во время подкидывания мяча прямыми руками тянуться вверх.
1
2
3
4
5
С обручем
1.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
Укрепление мышц сто-пы.
Ориентировка на себе.
И.п. – стойка ноги врозь, обруч внизу.
1–правую назад на носок, обруч вверх,
2 – и.п.,
3 –левую назад на носок, обруч вверх,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Хват с боку снаружи.
2.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
И.п. – стойка ноги врозь, обруч за спиной.
1-2 – обруч назад,
3-4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Хват с боку снаружи.
Руки отводить до упора.
3.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
И.п. – стойка ноги врозь, обруч внизу.
1 – обруч вверх,
2 – «одеть» обруч на плечи,
3 – обруч вверх,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Хват с боку снаружи.
4.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов
И.п. – стойка ноги врозь, обруч внизу.
1 – обруч вперёд,
2-4 – имитация вращения автомобильного руля.
5 – обруч вперёд,
6 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Хват с боку снаружи.
Руки в локтях не сгибать.
Литература
- Красикова И.С. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. – СПб.: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с.
- Лескова Г.П. и другие. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 160с.
- Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 80С.
- Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа. Комплексы упражнений. Методические рекомендации. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 208с.
Источник
Составила: Ваганова Евгения Владимировна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск, Новосибирская обл.
Актуальность: В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо особое внимание уделять упражнениям, направленным на укрепление мышц плечевого пояса, спины и брюшного пресса, так какименно в данном возрасте происходит интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата. От состояния опорно-двигательного аппарата зависит здоровье других органов и систем организма.
Описание: Материал будет интересен инструкторам по физической культуре и ЛФК ДОУ. А также учителям по физической культуре в начальной школе.
Цель: Укрепление мышц плечевого пояса.
№
п/п
Частные задачи
Содержание
Дози-ровка
ОМУ
1
2
3
4
5
Без предмета
1.
Повышать функцио-нальные возможнос-тей плечевых и локте-вых суставов.
Укреплять мышц сто-пы.
Развивать функцию равновесия.
И.п. – стойка ноги врозь.
вариант 1:
1 – руки согнуть в стороны,
2 – стойка на носках, руки в стороны (вверх),
3 – опуститься, руки согнуть в стороны,
4 – и.п.
вариант 2:
1 – руки в стороны,
2 – стойка на носках руки в вверх,
3 – опуститься, руки в сторо-ны.
4 – и.п.
6-8 раз
На носках подниматься как можно выше.
Следить за осанкой.
2.
Повышать функцио-нальные возможности плечевых суставов.
Развивать координаци-онные способности.
Увеличивать подвиж-ность грудной клетки.
Воспитывать внимания.
И.п. – стойка ноги врозь.
вариант 1:
1 – руки в стороны,
2 – руки вперёд,
3 – руки в стороны,
4 – и.п.
вариант 2:
1 – руки в стороны,
2 – руки вверх,
3 – руки вперёд,
4 – и.п.
6-8 раз
Следить за осанкой, за положением рук.
Темп умеренный.
Вариантов выполнения упражнения может быть больше.
3.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Развитие координаци-онных способностей.
Ориентировка на себе.
Воспитание внимания.
И.п. – стойка ноги врозь.
вариант 1:
1 – правую руку вперёд,
2 – левую руку вперёд,
3 – правую руку вверх,
4 – левую руку вверх,
5 – правую руку вперёд,
6 – левую руку вперёд,
7 – правую руку опустить,
8 – левую руку опустить.
вариант 2:
на счёт 6,7 руку в сторону.
5-7 раз
Темп сначала медлен-ный, затем, по мере усвоения, умеренный.
Следить за осанкой и положением рук и чтобы дети не путались.
При обучении упражне-нию сначала проговари-вать направление рук. Например «Правую вперёд», «Левую в сторону», и.т.д.
4.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
И.п. – стойка ноги врозь.
1-4 – круговые движения руками вперёд,
5-8 – круговые движения руками назад.
5-6 раз
Темп умеренный.
Вращение выполнять с полной амплитудой.
Руки в локтях не сгиб-ать.
5.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локте-вых суставов.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуть в стороны.
1-4 – вращение рук вперёд,
5-8 – вращение рук назад.
5-6 раз
Темп умеренный.
Вращение выполнять с полной амплитудой.
Следить за осанкой
1
2
3
4
5
6.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
Ориентировка на себе.
Воспитание внимания.
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1 – руки скрестно правая сверху.
2 – и.п.,
3 – руки скрестно левая сверху,
4 – и.п.
5-6 раз
Темп умеренный.
Руки в локтях не сги-бать.
Следить за осанкой.
7.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.
Ориентировка на себе и от себя.
Воспитание внимания.
«Бокс»
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты локти назад, кисть в кулак.
вариант 1:
1 – правую руку выпрямить вперёд.
2 – и.п.,
3 – левую руку выпрямить вперёд,
4 – и.п.
вариант 2:
1 – правую руку выпрямить по диагонали вперёд-влево,
2 – и.п.,
3 – левую руку выпрямить по диагонали вперёд вправо,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
8.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
«Хлопушка»
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.
вариант 1:
1 – руки вверх – хлопок,
2 – и.п.,
3 – руки вниз – хлопок за спиной,
4 – и.п.
вариант 2:
1 – руки вперёд – хлопок,
2 – и.п.,
3 – руки вниз – хлопок за спиной,
4 – и.п.
5-6 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
С гимнастической палкой
1.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
Развитие функции рав-новесия.
Укрепление мышц сто-пы.
И.п.–стойка ноги врозь, палка на плечах.
1 – стойка на носках, палку вверх,
2 – опуститься палку вперёд,
3 – стойка на носках, палку вверх.
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Хват сверху.
1
2
3
4
5
2.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.
И.п. – стойка ноги врозь, палка вниз хватом снизу.
1 – палку вперёд,
2 – палку к груди,
3 – палку вперёд,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Следить за правильным хватом.
3.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
Укрепление мышц сто-пы.
И.п. – о.с., палку вниз.
1 – левую назад на носок, палку вверх,
2 – и.п.,
3 – правую назад на носок, палку вверх,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Хват сверху.
4.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Развитие функции рав-новесия. Укрепление мышц стопы.
И.п. – стойка ноги врозь, палка вниз сзади хватом снизу.
1-2 – стойка на носках, палку отвести назад,
3-4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
5.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Ориентировка на себе.
И.п. – о.с., палку вниз.
1 – палку перпендикулярно полу, правая рука сверху,
2 – и.п.,
3 – палку перпендикулярно полу, левая рука сверху,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Хват сверху.
С мячом
1.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.
Развитие функции рав-новесия.
Укрепление мышц стопы.
И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.
1 – мяч вперёд,
2 – стойка на носках мяч вверх,
3 – опуститься, мяч вперёд,
2 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Руки в локтях не сгибать.
2.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.
Развитие функции рав-новесия.
Укрепление мышц стопы.
И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.
1 – стойка на носках, мяч вверх,
2 – опуститься, мяч за голову,
3 – стойка на носках, мяч вверх,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
3.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых и локтевых суставов.
Развитие функции рав-новесия.
Укрепление мышц стопы.
И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.
1 – мяч на голову,
2 – стойка на носках, мяч вверх,
3 – опуститься, мяч на голову,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
При постановке мяча на голову, локти в сторо-ны.
4.
Развитие ловкости.
И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.
1 – подкинуть мяч вверх,
2 – поймать.
5-7 раз
Во время подкидывания мяча прямыми руками тянуться вверх.
1
2
3
4
5
С обручем
1.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
Укрепление мышц сто-пы.
Ориентировка на себе.
И.п. – стойка ноги врозь, обруч внизу.
1–правую назад на носок, обруч вверх,
2 – и.п.,
3 –левую назад на носок, обруч вверх,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Хват с боку снаружи.
2.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
И.п. – стойка ноги врозь, обруч за спиной.
1-2 – обруч назад,
3-4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Хват с боку снаружи.
Руки отводить до упора.
3.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов.
Увеличение подвиж-ности грудной клетки.
И.п. – стойка ноги врозь, обруч внизу.
1 – обруч вверх,
2 – «одеть» обруч на плечи,
3 – обруч вверх,
4 – и.п.
5-7 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Хват с боку снаружи.
4.
Повышение функцио-нальных возможнос-тей плечевых суставов
И.п. – стойка ноги врозь, обруч внизу.
1 – обруч вперёд,
2-4 – имитация вращения автомобильного руля.
5 – обруч вперёд,
6 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Следить за осанкой.
Хват с боку снаружи.
Руки в локтях не сгибать.
Литература
- Красикова И.С. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. – СПб.: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с.
- Лескова Г.П. и другие. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 160с.
- Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 80С.
- Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа. Комплексы упражнений. Методические рекомендации. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 208с.
Источник
Коррекционные упражнения для рук и плечевого пояса
(для детей с ОВЗ).
«Качалочка»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища.
На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!
И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.
«Морская звезда»
Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
И.п.: лежа на животе, поднять руки в стороны.
Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.
«Стойкий оловянный солдатик»
Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?
И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.
«Потягивание »
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу пяточкой вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.
«Покачай малышку»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.
И.п.: сидя, поднять к груди стопу ноги, обнять ее руками. Укачивать «малышку», касаясь лбом колена и стопы ноги.
«Птица»
Цели: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, укрепление мышечного корсета позвоночника.
И.п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями. Мы полетели. Лечь на живот, опустить руки. Пауза, отдых. Затем продолжить «полет». Повторить 2—3 раза.
«Паровозик»
Цели: формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и нижних конечностей.
И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2—3 мин, пауза, затем продолжить движение. (2-й вариант: движение назад.)
«Маленький мостик»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
Шли ежата по лесу. Перед ними ручей.
Как им перебраться через него? Давайте поможем им: построим мостики через ручей.
И.п.: лечь на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнять туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживать спину. Держите, держите спину, пока ежата не перебегут на другой берег. Вот ежата и перебрались, а мы отдохнем. Повторить 3 раза.
«Гусеница»
Цели: формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног.
И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одновременно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все — гусеницы. Поползли!
«Самолетик — самолет»
Цели: укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование навыка правильной осанки.
Самолетик — самолет Развести руки в стороны, ладонями вверх.
Отправляется в полет. Выполнять поворот вправо
Жу, жу, жу, и произносить звук [ж].
Постою и отдохну. Встать прямо, опустить руки, пауза.
Я налево полечу, Поднять голову — вдох; выполнить поворот влево
Жу, жу, жу, выдох на звук [ж].
Постою и отдохну. Встать прямо и опустить руки — пауза.
«Кошечка»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника.
И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» — спина круглая, голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» — прогнуть спину, голову приподнять.
«Уголок»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей.
И.п.: лежа на спине, вытянуть сомкнутые ноги. Приподнять ноги и голову одновременно и удерживать 1—2 с, спина прижата к ковру.
(Второй вариант: спина отрывается от пола и приподнимается вместе с головой.)
«По-турецки мы сидели…»
Цели: формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.
По-турецки мы сидели, Пили чай и сушки ели. Пили, пили, ели, ели, Еле-еле досидели.
И.п.: сидя, ноги «калачиком», кисти рук упираются под подбородок. Покачивать головой и туловищем из стороны в сторону.
«Ежик вытянулся, свернулся»
Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей.
И.п.: лежа на ковре, поднять руки за голову и максимально вытянуться. Затем, поднимая верхнюю часть туловища к коленям, наклониться вперед, т.е. сгруппироваться, обхватить ноги под коленями (ежик свернулся). Повторить 2—6 раз. Между каждым повторением полежать и расслабиться.
«Достань палочку»
Цели: укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.
И.п.: лежа на ковре, ноги согнуты в коленях. Поднять ноги и прижать их к груди. Затем достать до гимнастической палки прямыми ногами. Палка на высоте 30—35 см.
«Самолет»
Цели: укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование навыка правильной осанки.
И.п. — о.с: развести руки в стороны и поднять их на уровне плеч. Выполнять повороты в стороны, ноги поставить на ширине плеч.
«Калачи»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц брюшного пресса, нижних и верхних конечностей, развитие координации движений.
Качи-качи-качи-кач.
Сделай-ка, дружок, калач.
И.п.: сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги вместе, носки оттянуты.
1 — подтянуть ноги к себе, обхватить их руками;
2 — и.п. Выполнять 5—6 раз.
«Лиса»
Цели: тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.
Лиса — рыжая плутовка,
Прогибает спину ловко.
И.п.: стоя на четвереньках.
1 — прогнуться в спине, голову поднять (вдох);
2 — выгнуть спину дугой, прижимая подбородок к груди (выдох). Выполнять 5—6 раз.
«Деревья и птицы»
Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Руки подняли и помахали — Подняться на носочки. Выполнять махи руками вверх, стороны.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти Встряхивать кистями рук.
встряхнули Руки согнуты в локтях.
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем Поднять руки в стороны, махать руками
Это к нам птицы летят,
Как они сядут — покажем: Присесть. Руки назад, кисти
Крылья сложили назад. соединить тыльной стороной
«Кошка и котята»
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника и конечностей.
Как у нашей кошки И.п.: стоя на четвереньках,
подросли ребята, прогибать и выгибать спинку
подросли ребята,
пушистые котята Стоя на коленях, сжимать и разжимать кулачки
спинки выгибают,
хвостиком играют.
А у них на лапках острые царапки,
Очень любят умываться, Имитировать движения.
Лапкой ушки почесать
И животик полизать.
Улеглись все на бочок
И свернулися в клубок.
«Помощники »
Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц верхних конечностей.
Мамочка за мной пришла, И.п. — о.с: руки в стороны,
Что-то « сумке принесла. Спину держать ровно.
Поднимаю, что за груз! Напряжение мышц рук и спины.
Чуть не плачет карапуз! Расслабление мышц рук и спины.
«Посуда»
Цели: развитие координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей.
Вот большой стеклянный чайник И.п. — о.с: выпятить живот, руки на пояс.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, держать руки на поясе,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, поднять руки вверх
Только стукни — разобьются,
Вот чайные ложки — держать руки на поясе
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, И.п.: лежа на ковре, потянуться
Он посуду нам принес.
И.п. — о.с: стоя на носках. Опуститься на пятки, снова подняться (8—10 раз).
Игра-упражнение «Жучок на спине»
Цель: формирование правильной осанки.
И.п.: лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим, как с ветки на землю упал жучок, но упал неудачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.
Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Раскачивание на спинке с боку на бок (боковая качалочка). Попытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плечами, раскачиваться всем туловищем.
В конце игры детей можно спросить: Какая часть тела поддается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной? Какой ты жук? Что у вас есть (лапки, крылышки, панцирь)? Каково ваше настроение?
Игра-упражнение «Малютка»
Цель: формирование правильной осанки.
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги плотно прижаты друг к другу. Ребенку предлагается представить себя малышом грудничкового возраста, изобразить его настроение и движения.
Подъем ног, согнутых в коленях, подтягивание стоп к лицу, непроизвольные движения руками и ногами в воздухе, гуление, поднятие головы (не отрывая плеч от пола), повороты ее в стороны, проявление эмоций радости, импровизация плача со звуками [уа-уа], имитация движения губ, сосущих соску.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнение 1 Сидя на коврике, ноги вместе, носки врозь, плечи слегка отвести назад, голова прямо, руки опустить. Поднять руки вверх, посмотреть на них. Упражнение 2 Сидя на коврике, ноги вместе, носки врозь, пальцы сжать в кулаки и приставить к плечам. Поднять руки вверх, ладонями внутрь, посмотреть на них. Опустить руки. Упражнение 3 Сидя на коврике, ноги вместе, носки врозь, руки заложить за голову (пальцами касаться затылка) локти отвести назад. Поднять руки вверх ладонями внутрь, посмотреть на них. Заложить руки за голову. Упражнение 4 Сидя на коврике, ноги вместе, носки врозь, руки опустить, пальцы в замке. Поднять руки вверх, повернуть ладонями вверх, не размыкая рук, потянуться. Опустить руки. Упражнение 5 Сидя на коврике, ноги вместе, носки врозь, руки заложить за голову. Развести руки в стороны ладонями ?