Упражнения для развития пальцев ребенка

Александра Трунова
Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук

Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Поэтому так полезно выполнять следующие упражнения:

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

Перебирать крупы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Штриховать, обводить по контуру, трафареты;

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста;

Играть с глиной, мокрым песком;

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);

Бросать и ловить летающие тарелочки;

Выкладывать рисунки из камней, пуговиц, шишек, спичек, круп;

Собирать, перебирать ягоды;

Маленьких детишек учить навыкам самообслуживания (одеваться – раздеваться, расстегивать – застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки) и т. д.

Как вариант, можно использовать упражнения ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.

Упражнения 1-го комплекса:

Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе).

Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз-два-три»).

Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять») соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.

Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).

Дети бегают на перегонки (движения как в 4-м упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

Упражнения 2-го комплекса.

Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).

Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

Очки (образовать 2 кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).

Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Упражнения 3-го комплекса.

Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

Птички (поочередно большой палец соединять с остальными).

Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

Цветок (то же, но пальцы разъединить).

Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз).

Упражнения 4-го комплекса.

Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой).

Пчелы (то же упражнение, только выполняется двумя руками).

Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Упражнения 5-го комплекса

Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два»пальцы соединяются в замок).

Лиса и заяц (лиса «крадется» — все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» перебирая пальцами, быстро двигаясь назад).

Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).

Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе — бабочка крылышками машет).

Счет до четырех (большой палец поочередно соединяется со всеми остальными).

Упражнения 6-го комплекса.

Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их к друг другу).

Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).

Кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).

Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы то поднимать вверх, то опускать вниз).

Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).

Упражнение 7-го комплекса.

Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).

Сжимание и разжимание кистей рук на счет «раз-два».

Упражнение 8-го комплекса.

Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

Раковина улитки (правая рука на столе, левую положить сверху).

Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).

Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

Упражнения 9-го комплекса.

Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз).

Читайте также:  Влияние семьи на развитие ребенка дошкольника

Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).

Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).

Здесь дано девять комплексов упражнений, но это не значит, что вы должны их делать все сразу. Выберите какой-либо один, самый простой, который больше подходит вашему ребенку и сделайте его как игру. Постепенно усложняйте упражнения, а некоторые хорошо делать вечером, когда отбрасывается тень на стенку, детям это очень нравится, что только они ни видят на стенке.

Источник

Специалисты уверены, что развитие умственных способностей детей зависит от хорошо сформированной у них моторики рук. Родители с первых месяцев жизни ребенка должны разминать его пальцы и выполнять определенные гимнастические упражнения.

Связь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка

Профессор Бехтерев доказал связь между уровнем подвижности пальцев рук и речевой функцией человека. Это подтверждено опытным путем, когда при движении кистей и пальцев тестируемого человека просили произносить звуки как можно четче.

Со временем были разработаны специальные игровые программы для дошкольников. Их целью являлась необходимость развития правильной речи через стимулирование мелкой моторики пальцев. Задания, которые включали в комплекс, делились в соответствии с возрастными параметрами людей. Они эффективны для развития детской речи благодаря одновременному проговариванию текста.

Исследованием взаимосвязи мелкой моторики и речи занимались также такие ученые, как М.М. Кольцова и М.И. Рузина. Они выяснили, что деятельность отдела головного мозга, отвечающего за речь, активизируется при начале движения пальцев руки.

И наоборот, когда человек начинает говорить, речевой центр посылает соответствующие импульсы рукам. В результате исследований был разработан «Пальчиковый игротренинг».

Гимнастика для пальцев рук для детей делится на виды:

Пальчиковые игрыОписание
Для кистей рукЭто несложные упражнения, которые можно делать даже грудным детям.

Они помогают:

  • осваивать умение расслаблять и напрягать мышцы;
  • сохранять показанную пальцами фигуру;
  • копировать движения взрослых;
  • переключать внимание с одного на другое движение.
СтатическиеЭто более сложные игры, которые нуждаются в точных движениях. Они применяются после освоения более простых заданий.
ДинамическиеТакие игры призваны развивать координацию движений и свободно работать пальцами рук.

Как часто нужно заниматься гимнастикой пальцев с ребенком?

Пальчиковые игры и упражнения способствуют развитию:

  • речи. Ребенок повторяет слова за взрослым и центры мозга, отвечающие за речь, активизируются. Впоследствии ребенок хорошо говорит и выражает свои мысли;
  • внимательности. Благодаря играм у ребенка развивается концентрация через заинтересованность. Такие тренировки подготавливают малыша к школе;
  • памяти. Удерживание внимание на объекте (движения пальцев) способствует развитию кратковременной памяти, а выучивание слов наизусть – долговременной;
  • мелкой моторики. Регулярные повторы упражнений развивают гибкость и подвижность пальцев и кистей;
  • воображения. Во время выполнения упражнений дети фантазируют и представляют персонажей из стихотворения. Это развивает творческий потенциал.

Все упражнения дают нужный эффект только когда их выполняют регулярно и длительно. Для достижения хорошего результата занятия должны проходить минимум 5 мин каждый день.

В процессе занятий главное следить, чтобы малыш не отвлекался на другие события. Заставлять его не рекомендуется: только веселой игрой можно привлечь ребенка и развить нужные функции. По этой же причине стоит постоянно менять ее правила.

Это заинтересует малыша и заставит повторять действие нужное количество раз. В результате выработается стойкий навык, который он будет повторять на уровне рефлексов. С возрастом упражнения можно менять, постепенно усложняя движения.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

У каждого возраста свои правила организации игр. Для возраста 1-2 года они особенные, ведь дети совсем маленькие и в первый год родители сами разминают их пальцы при пассивном участии малыша. Это правило действует и когда ребенок немного подрастет. Вначале он не будет понимать, как делать нужные движения, а в дальнейшем будет делать сам, подражая старшим.

Пальчиковые развивающие игры для возраста 1-2-х лет выбирают согласно возрастанию их сложности. Сначала выполняют простые движения взрослые, берущие руки ребенка в свои. Затем предлагаются игры с несложными действиями.

Их может быть 2-4 на каждой из рук:

  • несильное сжимание и разжимание кулака;
  • круговые движения одного указательного пальца и другие, которые дети выполняют под присмотром взрослых, но самостоятельно;
  • несложные игровые движения, выполняемые детьми без участия взрослых, где постепенно усложняются упражнения для кистей и пальцев. Например, одновременное действие обеих рук и пальцев на них;
  • простые игры при самостоятельном выполнении становятся сложнее. Ребенку предлагается поочередно выполнить одно движение сначала одной, а затем – другой рукой.

В этом возрасте эффективна следующая обучающая схема:

  1. Неоднократная демонстрация игровых движений педагогом с красочными комментариями, позволяющими заинтересовать ребенка.
  2. Выполнение действий раками малыша, чтобы он понял, как это делается и включился в веселую игру.
  3. Самостоятельное выполнение движений под комментарий взрослых.
Читайте также:  Мой ребенок отстает в развитии что делать ему 7 лет

Не нужно заставлять малышей говорить, что они делают: это для них еще трудно.

Кулачок

Посадив ребенка на колени, мама начинает загибать ему пальцы, приговаривая слова:

ПалецСлова

Этот пальчик –

МизинецСамый маленький
БезымянныйОчень слабенький
СреднийДлинненький
УказательныйСамый сильненький
БольшойТолстячок
КулакНу а вместе будет кулачок!

В гости

В этом упражнении необходимо выполнить следующее:

СловаДействия
Прибежали к Саше гости,

Все друг другу руки пожали.

Имитируется бег пальцами по ровной поверхности
Соединяются вместе следующие пальцы
Здравствуй Боря,Большой и указательный
Здравствуй Женя,Средний и большой
Рад Алеша,Безымянный и большой
Рада СветланаМизинец и большой
Не хотите пирожок?Складываются обе ладони
Может лучше коржик?Ладони открываются
Или вкусный рожок?Кулаки ставятся друг на друга
Вот конфет вам на дорожкуПальцами необходимо потыкать в другую ладонь
Вы возьмите понемножку,Ладони 3-4 раза собираются в кулак
А теперь стряхнули быстро крошкиХлопать в обе ладони

Сидит белка на тележке

Говоря присказку, взрослый по очереди сгибает пальцы на руке малыша.

Это необходимо выполнять, пока не будут перечислены все персонажи.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Гимнастика для пальцев рук для детей 2-3 лет помогает:

  • развить координацию и моторику рук;
  • сформировать мыслительные способности малыша;
  • выработать правильное произношение и понятную речь. Это происходит при частом повторении стихов, сопровождающихся движением рук.

В 3 года малыш может выполнять игровые движения без помощи мамы. Она только контролирует их правильность и произносит слова.

Кораблик

Данное упражнение выполняется следующим образом:

СловаДействия
Вот мой корабликКисти раскачиваются в стороны
Он плывет ко мне домойЛадони вытягиваются вперед и смыкаются углом
Прочно я держу штурвалИмитация действия
Я здесь главный капитанВыполнить 4 быстрых хлопка

Пальчиковая гимнастика в стихах для дошкольников, игры для детей 3-4 лет

У детей, с которыми взрослые постоянно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиты творческие данные и коммуникативные способности. У них концентрированное внимание и высокая эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям. Такие малыши меньше капризничают и легче переносят внимание на интересные предметы.

Основой пальчиковой гимнастики является желание ребенка делать как взрослые. Малыш следит за действиями родителей и во всем им подражает: и в движениях, и в речи.

Тренировке памяти детей способствует и произнесение стихов во время игр. Постепенно заучивая строки, ребенок тренирует память. Малышам в возрасте 3-4 рекомендуется выполнять своеобразную зарядку каждый день. Если в саду этого не делают, можно поиграть вечером с мамой.

Зайка

Каждое выражение обязательно сопровождается движениями:

СловаДвижения
Мчится он без оглядки,Хлопнуть в ладоши
Лишь сверкают его пяткиСтукнуть кулаками
Мчится зайчик что есть духу,Руки соединены в замок, а пальцы шевелятся
Хвост его короче ухаЕще раз ударить кулаками
Живо угадай-ка: кто же это?Выполнить хлопок в ладони
Зайка!Рукой указать на игрушку или самого ребенка

Апельсин

Веселая игра про апельсин потребует выполнение следующего:

СловаДействия
Мы делили апельсин!Покачиваются руки в замке
Много нас,Пальцы растопыриваются
А он одинОставляется 1 палец
Эта долька для ежа,Из кулака отгибается 1 палец
Эта долька для стрижа,Отгибается еще 1 палец
Это долька для утят,Отгибается следующий палец
Это долька для котят,Отгибается еще 1 палец
Эта долька для бобра,Отгибается последний палец
А для волка кожура!Ладони опускаются вниз
Он на нас сердит, беда!Сделать угрожающее покачивание пальцем
Разбегайтесь, кто куда!Изобразить бег пальцами по поверхности колен, дивана

Улитка

Последовательность игры:

  1. Сложив руки у груди сжать одну в кулак, а другой ее сверху накрыть.
  2. Произнести следующие слова: Улитка-улитка, Отвори свою калитку, Выходи из прочного дома, Будем с тобой знакомы!
  3. Показать кулак, положив его на другое предплечье и обхватив запястье за ним ладошкой другой руки.
  4. Произнести следующее: Улитка, а улитка, Высуни рога, Дам нам пирога!
  5. 2 пальца кулака быстро раскрыть. Если это будет мизинец и безымянный палец, кулак будет похож на улитку. Но даже если пальцы будут другими, ненужно одергивать ребенка. Это тоже хорошо, ведь он понял смысл игры.
  6. Произнести слова: Улитка-улитка, а пошли гулять!
  7. Прислушаться и подумать, что ответить.
  8. Произнести: Поползли, поползли, поползли.
  9. Выполнить рукой движение по предплечью и дальше по плечу. Произнести: Ой, стало щекотно! Пойду к другой улитке!
  10. Сказать до свидания и разжать кулак.
Читайте также:  Особенности развития ребенка раннего возраста реферат

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Гимнастика для пальцев рук для детей 4-7 лет будет способствовать их подготовке к школе. В этом возрасте дети начинают овладевать правильной речью и написанием. Перед школой ребенок обязан уметь правильно держать ручку и грамотно общаться с учителем и одноклассниками. С 4-7 лет еще не поздно начать развитие мелкой моторики, которая приведет к увеличению запоминающих и умственных способностей.

Гимнастика для пальцев рук для детей

Перед занятиями важно понять, как делать упражнения и постепенно увеличивать время тренировок. Следует подбирать упражнения, развивающие координацию движений, внимание и ловкость. Важно проследить, чтобы движения были точными, а нажатие имело определенную силу: в зависимости от задания оно должно быть более слабым или сильным

Перед началом выполнения упражнений, нужно провести разминку. Например, предложить ребенку виртуально варить кисель или суп, расспросив, что нужно взять для этих блюд.

Дни недели

Кроме тренировок мелкой моторики и мыслительных способностей ребенка такие занятия можно сделать основой детского праздника. Сделав сценарий на основе одного из упражнений, легко занять детей на несколько часов.

Например, взять стихотворение «Дни недели»:

СловаДвижения
В понедельник я стиралаПотирая руки одну об другую показать, как это было
Вторник — полы подметалаИмитировать движения веника руками
В среду испекла пирогПоказать, как замешивается тесто
В четверг весь день искала мячикПоказать, какой это был тяжелый труд, смахнув пот со лба
В пятницу — посуду мылаСогнутыми пальцами вращательные движения другой ладони
А в субботу торт купилаЛадони раскрыть и соединить нужно в области мизинцев
В воскресенье позвала всех на день рожденияПоказать зазывными движениями как это было

Во время этого веселого и познавательного упражнения дети начинают понимать, что такое очередность и запоминать дни недели.

Горох

Эта игра может быть выполнена следующим образом:

СловаДействия
Заперты в стручке пять маленьких горошинЛадони сжимаются в замок
Вот, одна выросла, и стало ей тесноБольшие пальцы высвобождаются из замка
Затем растет втораяЕще один палец разгибается
И еще третья, а потомСредний палец высвобождается
Четвертая и пятаяКулак раскрывается полностью
Стручок сказал: «Бом!»Громкий хлопок в ладоши

Популярные упражнения

Детская гимнастика для пальцев рук важна, поэтому нужно находить время и заниматься с малышом по 5 мин в день развивающими упражнениями, используя советы:

  • перед занятием следует подробно объяснить ребенку, что он должен делать и почему. При показе движений акцентировать внимание на сложных движениях, подробно показав как правильно ставить руки. Вначале движения делаются просто, а затем можно начать читать стихи, раскладывая действия под каждую строку. Чтобы заинтересовать малыша, можно придумать фразу, которая станет началом для игры;
  • первые несколько раз нужно сделать упражнение вместе с ребенком, показывая, что это интересно и взрослому. Если малыш поймет, что это не так, то станет отказываться от занятий;
  • говоря стихи, необходимо стараться, чтобы ребенок их повторял. Так они быстрее запомнятся. Затем можно попросить проделать весь спектакль для родных. Это должно заинтересовать ребенка, который всегда рад играть и быть главным действующим лицом;
  • нельзя менять игру каждую неделю. Только, когда все будет запомнено, меняются правила и тогда заинтересованность в освоении новых знаний станет интересным занятием;
  • начинать ознакомительные движения нужно с простого, чтобы ребенок мог запомнить и повторить действия. Если малыш не сможет повторить ничего, он расстроится и откажется продолжать занятия. Не стоит критиковать его, если что-то пошло не так;
  • если у малыша нет настроения играть, не нужно заставлять его это делать. Занятия всегда можно отложить и как только ребенок развеселится, он сам предложит поиграть;
  • нужно хвалить маленького ученика и всячески его ободрять, не проявляя недовольства.

Среди популярных упражнений, выбираемых для занятий с маленькими детьми, выделяются:

  • растирание ручек;
  • ладоши;
  • царапки;
  • топ-топ;
  • коза.

Они необходимы для совсем маленьких детей, ведь позволяют почувствовать способность владеть руками и начать понимать теплоту маминых рук.

Преимуществом игровой гимнастики для пальцев и кистей рук является то, что выполнить их может практически любой ребенок. Лучше, если мама будет заниматься с малышом с грудного возраста. Делать это нужно регулярно и тогда подросшие дети будут обладать хорошей координацией движений и живым умом.

Видео о пальчиковых играх

Пальчиковые игры и гимнастика для малышей:

Источник