Упражнения для развития общей моторики у ребенка с дизартрией
Лариса Коготкова
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией
Консультация для родителей на тему:
«Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».
Составили учителя-логопеды: Бажина С. А., Коготкова Л. М.
Дизартрия – это тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Это латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения.
Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для ее характеристики применяют выражение «как будто каша во рту».
Характеристика данного речевого нарушения позволяет определить непосредственную конкретную цель, задачу и систему логопедического воздействия.
Цель логопедической работы при дизартрииможет быть сформулирована следующим образом: выправить звуковую сторону речи ребенка в широком смысле этого слова и попутно выровнять все остальные стороны речи и личности ребенка, вторично пострадавшие в своем развитии в связи с основным нарушением.
Задача логопедического воздействия:
а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;
б) преодолеть и затормозить неправильные речевые навыки;
в) создать взамен их новые правильные;
г) закрепить новые навыки до автоматизации.
Коррекционная логопедическая работа при дизартрии строится комплексно. Она включает в себя медицинское и логопедическое воздействие.
Медицинское воздействие включает в себя:
– медикаментозное лечение, так как дети-дизартрики – органики, то есть с органическим поражением;
– физиотерапевтическое лечение (электрофарез, кварцевание и т. д.);
– массаж 1раз в полгода.
Логопедическая работа включает в себя разделы:
1) развитие общей моторики ребенка;
2) мелкой моторики;
3) артикуляционной;
4) мимической мускулатуры;
5) коррекция звукопроизношения (т. е. постановка, автоматизация и дифференциация);
6) коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
7) развитие лексико-грамматической стороны речи;
8) коррекция личности в целом.
Мы уделяем особое внимание на общую, мелкую и артикуляционную моторику.
При развитии общей моторики используются комплексы для снятия излишнего напряжения мышц с помощью гимнастических упражнений.
Также для развития общей моторики можно использовать иные комплексы гимнастических упражнений (упражнения со скакалками). При этом следить за тем, как ребенок переключается с одного упражнения на другое. Вырабатывать темп и ритм выполнения упражнений. При этом хорошо использовать счет, музыку (медленно и быстро). Очень нужны танцы, ритмика, хореография, аэробика.
Иногда можно включить в занятия плавание, катание на велосипеде, коньках.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. У большинства детей с дизартрией наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные).
По данным М. И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также виды деятельности,например:
– составление предметных разрезных картинок, сначала по образцу, потом по памяти;
– пальчиковые игры с кукольным и теневым театрами;
– различные шнуровки;
– мозаика, конструкторы;
– лепка;
– работа с шаблонами, их обведение, штриховка, раскрашивание цветными карандашами;
– работа с ножницами, с иголкой;
– складывание из палочек, спичек геометрических фигур, букв;
– наматывание ниток на катушку, клубок;
– расстегивание и застегивание пуговиц;
– выкладывание бисером (показ);
– различные действия с мешочками (в мешочках могут быть любые предметы: семечки растений, крупы, бобы и т. д.).
Для родителей можно порекомендовать действия (чистка яиц, перебирать крупу, горох, лепка).
Пальчиковые упражнения надо давать малышам порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Небрежное, расслабленное выполнение упражнений не дает эффекта.
А также предлагаем десять комплексов пальчиковой гимнастики, которые можно применять в работе с детьми ОНР. Каждый комплекс разучиваем в течение недели. Предварительно вспоминаем или заучиваем название пальцев.
Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности, у детей улучшается память, внимание, слух, зрение.
Определенное место отводится развитию мимических движений и движению языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у детей при дизартрии отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.
Примерные упражнения: закрепление глаз, зажмуривание обоих глаз (поочередное правой, левой глаза, надувание щек, задувание свечей и др.
Рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.Например: Мальчик ест кислый лимон. Сделаем так, как будто мы едим кислый лимон и т. д.
Если напряжение мышц лица повышено, то оно может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата.Для снятия можно использовать массаж в 4 этапа:
1) поглаживание;
2) разминание;
3) вибрация;
4) поглаживание.
Все движения повторяются около 15 раз. Должны проводиться ежедневно и неоднократно.
Так как у дизартриков повышена соливация, мы должны проводить работу по ее преодолению.
Это могут быть упражнения:
– жевание сухарей, глотание;
– облизывание блюдца (это, правда, не эстетично);
– глотание воды маленькими порциями;
– имитация глотания и жевания с запрокинутой головой;
– подсасывание слюны. Проглатывание разовым толчком с последующим проговариванием звука.
Выполнение артикуляционной гимнастики может выполняться активной и пассивной методикой (пассивной, то есть с механической помощью или активно-пассивной).
Эти упражнения должны выполняться на каждом занятии, до тех пор, пока дети не научатся их выполнять.
Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в коррекционных группах детского сада и дома.Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.
Литература.
М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить».
М. С. Рудина «Пальчиковый игротренинг».
Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».
З. А. Репина «Поле речевых чудес», «Уроки логопедии».
О. В. Правдина, Л. С. Волкова «Логопедия».
Е. Синицына «Умные пальчики».
В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».
Статьи из журналов.
Лекции Артемьевой и Ужлатовой.
Л. М. Козырева «Логопедическое пособие».
Источник
КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Формирование артикуляционной и мимической моторики
- Упражнение «Говорливый ручеек»
Цель – развитие артикуляционной моторики.
Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».
- Упражнение «Ветер, ветер…»
Цель – развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.
У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.
У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.
У Осени — прохладный — с-с-с.
У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.
Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
- Упражнение «Чудак»
Цель – развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии.
Игровой материал: бумажный осенний листок, снежинка, тучка, птичка, воздушный шарик.
Методика проведения. Педагог читает стихотворение:
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.
Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.
- Упражнение «Муравейник»
Цель – развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти.
Игровой материал: «муравейник и муравьи», пиктограммы.
Методика проведения. Педагог рассказывает детям историю: «В муравейнике живет много муравьев. Однажды утром, когда проснулось солнышко, деревья зашумели своей листвой, желая всем жителям леса доброго утра, обогрело солнышко и муравейник…»
Дети теплым воздухом дуют на муравейник (открытым ртом «х-х-х»).
«Проснулись муравьи, зашевелились (приставить палец к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа) и стали вылезать из муравейника. Первым появился маленький муравьишка и очень удивился: “О!”, затем вылезли хмурые взрослые муравьи и посмотрели по сторонам: “У!”…»
Педагог играет различное количество звуков, вызванный ребенок ставит рядом с муравейником картинки с соответствующим количеством муравьев, а остальные дети мимически воспроизводят пиктограмму и произносят звук, указанный на карточке.
- Упражнение «Щи из топора»
Цель – развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, продолжительного выдоха, сенсорных представлений.
Игровой материал: кастрюля, игрушечный топорик, овощи или карточки — их заместители.
Методика проведения. Предварительно на занятиях дети знакомятся со сказкой «Каша из топора» и на ее основе составляют сюжет новой сказки «Щи из топора». Педагог раздает детям вырезанные геометрические фигуры. Они подбирают похожий по цвету или форме овощ, называя его. Если детям трудно выполнить это задание, то используются муляжи или настоящие овощи. Рассказывая сказку, дети кладут в кастрюлю необходимые продукты. Параллельно с рассказом предлагается двигательное и звукоподражательное изложение сказки.
Для иллюстрирования предлагаются следующие движения:
«разжигание огня» — ритмичные щелчки пальцами обеих рук;
«раздувание огня» — набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, сложив губы трубочкой в виде буквы «о»;
«кипение воды» — дети держат щечки пальцами и, раздувая их, воспроизводят шум кипящей воды или, раздувая щеки и резко выталкивая воздух изо рта, произносят: «Пых-пых-пых…»;
«мытье овощей» — одна рука у ребенка сжата в кулак, ладошкой второй руки он трет его. Затем руки меняются;
«резка картошки» — по ладошке одной руки ребенок ритмично ударяет ребром другой руки (движения идут от кисти к кончикам пальцев);
«шинкование капусты» — руки у детей сжаты в кулачки, продолжительными движениями с усилием ритмично трут ноги выше колен;
«шинкование морковки» — четкие, резкие, скользящие движения ладошки одной руки по ладошке другой.
Все движения сопровождаются определенными ритмически организованными звуками, которые заранее подбираются детьми. В процессе иллюстрирования сказки дети должны как можно полнее использовать весь накопленный багаж двигательных и звукоподражательных средств.
- Упражнение «Машинки»
Цель – раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и быстроты реакции.
Методика проведения. Игроки сидят в кругу. Педагог предлагает детям запомнить 2 команды: «Дрынн!» и «И-и-и-и». Чтобы начать движение машинки, играющий поворачивается к своему соседу и говорит: «Дрынн». (Если «р» отсутствует, следует заменить «дрынн» кучерским «р» — двугубной вибрацией). Тот, к кому «приехала машина», может отправить ее дальше, повернувшись к соседу слева и повторив «дрынн», или развернуть машинку в другую сторону, сказав «и-и-и».
Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть непрерывным, то есть игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий участник не продолжит звук.
- Упражнение «Лес»
Цель: активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики.
Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает:
«У-у-у» — встревожился лес,
«О-о-о» — удивился лес,
«А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли).
Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения чистоговорки. Дети поют на одном звуке:
Са-а-а —в лесу бегает лиса. | Дети изображают лису, используя мягкие движения рук. |
Со-о-о — еж свернулся в колесо. | Изображают ежа, делают руками «моталочку». |
Бу-у-у — сидит ворон на дубу. | Под музыку на сильную долю передают игрушку ворона по кругу. |
Тот ребенок, у которого ворон остался в руках после окончания музыки, должен отгадать, кто еще живет в лесу. Для этого используются различные варианты заданий:
— определить животного по музыкальному отрывку и изобразить его;
— увидеть его на рисунке с «зашумленным» фоном;
— сложить из разрезанных частей;
— определить на ощупь (используется тактильное домино);
— достать фигурку из «волшебного мешочка»;
— подобрать название животного, которое соответствовало бы предложенному педагогом ритмическому рисунку.
- Упражнение «Бабочка»
Цель – развитие мимической моторики, навыков саморегуляции, воображения.
Игровой материал: фонарик.
Методика проведения. Педагог дает инструкцию: «Сегодня теплый, летний день, лучики ласково гладят вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка и садится к вам на брови. Бабочка хочет покачаться на бровях, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Сдуем бабочку (направленный сильный выдох вверх — ф-ф). Бабочка улетела, а солнышко светит то в правый глаз (зажмурить правый глаз), то в левый глаз (зажмурить левый глаз)». Педагог, используя свет фонарика, помогает детям представить солнечные лучи.
- Упражнение «БРА — БРЭ — БРИ — БРО — БРУ»
Цель – регуляция мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения, тренировка артикуляционной моторики.
Музыкальный материал: марш, интонационная поддержка на одном звуке.
Методика проведения. Дети свободно передвигаются по залу под звуки марша. С окончанием музыки встают в пары. Педагог предлагает детям изобразить злость («поругаться»). Нахмурившись, дети продевают на одной ноте слоги: «Бра — брэ — бри — бро — бру», глядя друг другу в глаза. На слог «бру» дети соединяют свои ладони с ладонями партнера и добиваются унисонного звучания: «У-у-у». Затем участники игры должны помириться, улыбнуться.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 – 5 раз.
- С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 – 6 раз.
- Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 – 6 раз.
- Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 – 6 раз.
- Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 – 4 раза.
- Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 – 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
- Котенок-шалун
Котенок мамочку зовет: Дети ритмично соединяют
Мяу-мяу, мяу-мяу. одноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока: Скрещивают пальцы рук, рит
Мало-мало, мало-мало. мично опускают и поднимают пальцы.
Покормит мама молочком: Ритмично поглаживают ладо
Мур-мур-мур, мур-мур-мур нью одной руки тыльную сторону другой.
Свернется маленьким клубком: Ритмично потирают кулачок о
Ур-ур-ур, ур-ур-ур. кулачок.
Потом с клубочком поиграет. Ритмично сжимают и разжимают
Цап-цап-цап, цап-цап-цап. пальцы рук.
И нитку быстро размотает. Делают ритмичные круговые
Ап-ап-ап, ап-ап-ап. движения указательных паль-
цев вокруг друг друга.
- Машина
Би-би-би — Дети ритмично постукивают
Гудит машина. кулачком одной руки о ладонь
другой.
Тук-тук-тук — Ритмично хлопают руками.
Мотор стучит.
— Едем, едем, едем, едем, — Ритмично потопывают ногами.
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу — Потирают ладони.
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та — Делают ритмичную «вертуш-
Вперед спешат. ку» руками. - Часы
Ходят часики — тик-так Дети сгибают руки в локтях
перед собой и ритмично пока-
чиваются из стороны в сторону
(руки—стрелки).
И вот так, и вот так.
Громко бьют часы кругом:
— Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично хлопают руками.
Гирю оттянули вниз.
Скрип-скрип-скрип,
Скрип-скрип-скрип. Ритмично похлопывают по
Вот так часовой сюрприз! телу сверху вниз.
Гиря вверх опять ползет, Ритмично похлопывают по
Чтобы завести завод. телу снизу вверх.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук — они стучат. Ритмично постукивают кулач-
— Тук-тук-тук, — все говорят. ком о кулачок.
Завертелось колесо, Ритмично «заводят мотор»
Вот другое в ход пошло. руками.
Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.
Закрутилось до утра.
- Ветер
Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ла-
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. донь о ладонь.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой-
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступая, повора-
чиваются вокруг себя.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и
Не удержится и слон. делают вращательные движения.
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.
11. Дождик
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап. Дети ритмично щелкают паль-
И по лужам ты идешь. цами рук.
Так-так-так-так. Ритмично притопывают.
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш. Ритмично потирают ладонь о
Спрятал кудри под травой. ладонь.
Тш-тш-тш-тш. Ритмично потирают ладонями
Дождь сильнее застучал. о колени.
Тук-тук-тук-тук. Ритмично стучат указательным-
Скоро дождик ливнем стал. пальцем одной руки о ладонь другой-
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. Ритмично хлопают в ладоши.
12.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Цель – развитие тонкой моторики, координация речи с движением.
Раз, два, три, четыре, пять, | загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших |
будем листья собирать. | ритмично сжимают и разжимают кулачки |
Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины, | вновь загибают пальчики, начиная с больших |
Листики дуба мы соберем, маме осенний букет отнесем. | приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук. |
13. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски»
Цель – развитие мелкой моторики пальцев рук
У Лариски две редиски, У Алешки две картошки, У Сережки-сорванца два зеленых огурца. А у Вовки две морковки, Да еще у Петьки две хвостатых редьки | по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого , на одной или обеих руках. |
14. Пальчиковая гимнастика «Компот»
Цель -развитие мелкой моторики, координация речи с движением.
Будем мы варить компот, фруктов нужно много. Вот: | левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем. |
Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. | загибают пальчики на правой руке, начиная с большого |
Варим, варим мы компот, угостим честной народ. | опять «варят» и «помешивают» |
15. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Цель -развитие мелкой моторики пальцев рук, координация речи с движением.
Раз, два, три, четыре, пять, | пальчики обеих рук «здороваются»,начиная с больших |
в лес пойдем мы погулять | обе руки «идут» пальчиками по столу |
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной. Землянику мы найдем и братишке отнесем | загибают пальчики, начиная с больших |
16. Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас»
Цель – развитие мелкой моторики пальцев рук, координация речи с движением.
Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки для Наташки и Сережки.
Да еще ботинки для нашей Валентинки,
А вот эти валенки для малышки Галеньки.
17. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Цель – развитие мелкой моторики пальцев рук.
Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире,
В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку,
Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили,
Много мебели в квартире.
18. Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Цель-координация речи с движением, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.
Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали, так мы маме помогали.
19. Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз-подбросим, два-поймаем,
Три-уроним, и…сломаем.
20. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Цель-развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре, пять мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались, а еще в снегу валялись.
Все в снегу пришли, съели суп и спать легли.
21. Упражнение «Повстречались»
Цель – развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук.
Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных.
Повстречались два котенка — Мяу-мяу! | Педагог соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка. |
Два щенка — ав-ав! | Соединяют безымянные пальцы. |
Два жеребенка — иго-го! | Соединяют средние пальцы. |
Два козленка — ме-е! | Соединяют указательные пальцы. |
Два быка — му-у! Смотри, какие рога! | Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) педагог делает ребенку «козу». |
22. Упражнение «Капуста»
Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладони по столу.
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, Хватательные движения обеими руками.
Посолили Указательный и средний пальцы трутся о большой.
И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке! Отряхивают руки.
- «Трудные виражи»- не отрывая руки, карандашом провести изгибистые линии, усложняя задание более сложными виражами.
Источник