Упражнения для развития ловкости у ребенка 4 лет
К 3 годам дети уже свободно выполняют некоторые движения — ходят, бегают, катают мяч. Большинством, же движений еще только предстоит овладеть — прыжками, лазаньем, бросанием и ловлей мяча и др. Поэтому для развития ловкости знакомые движения усложняются, добавляются новые варианты, возрастают требования к точности двигательных умений.
Для развития ловкости движений рук, так называемой “ручной умелости”, целесообразно использовать в общеразвивающих упражнениях мелкие индивидуальные пособия — кубики, погремушки, платочки, султанчики. Эти предметы дети перекладывают из руки в руку, тренируя мышечное чувство, координацию движений. Можно рекомендовать следующие упражнения:
1. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, предмет в правой руке. Поднять обе руки вверх, переложить предмет в левую руку и опустить вниз.
2. И. п.: то же. Поднять обе руки вперед, переложить предмет в левую руку, опустить руки за спину, снова переложить в правую руку.
3. И. п.: ноги на ширине плеч, предмет в правой, руке. Наклониться вниз, переложить предмет в левую руку, выпрямиться.
4. И. п.: стоя с платочком в руке. Покружиться в одну сторону (2–3 сек), остановиться, помахать платочком, покружиться в другую сторону.
Для развития ловких движений всего тела применяются основные движения. В предлагаемые детям задания включаются элементы игры.
Не замочи ножки. Пройти по извилистой дорожке длиной сначала 2–3, затем 5–6 м.
Не задень. Пройти, перешагивая через препятствия, которыми могут быть: палки, положенные на пол; кубики или бруски высотой 5–10 см; рейки, положенные на высоте 10–20 см.
Принеси игрушку. В игре участвует подгруппа детей (4–5). На расстоянии 6–7 м от них лежат игрушки (цветные кубики, пирамидки, погремушки, небольшие мячи). Обозначить (мелом или положенным на пол шнуром) узкие дорожки шириной 30–25 см. Количество игрушек и дорожек должно соответствовать числу играющих. Воспитатель предлагает детям пройти к игрушкам по дорожкам, не заходя за края.
Усложнение:
а) пройти по дорожке к игрушке, в середине пути подлезть под дугу (высотой 70 см);
б) обратно вернуться бегом.
Не задень. На площадке расставляются 5–6 кубов (на расстоянии 1 м один от другого). Дети ходят или бегают между ними, стараясь не задеть. Воспитатель не должен их торопить.
Через болото. На площадке положить в ряд кружки (небольшие фанерки) на расстоянии 40 см один от другого. Дети идут, шагая с одного предмета на другой.
Усложнение: идти, перешагивая с кружка на кружок, лежащие на полу в шахматном порядке (рис. 9).
рис.9
Не задень звоночек. Дети должны подлезть под натянутый шнур так, чтобы не зазвонил “звоночек, подвешенный на нем. При этом надо использовать разные способы подлезания в зависимости от высоты, на которой подвешен звоночек: если подвешен высоко– то наклоняясь прямо или боком, если низко — то проползая способом на ступнях и ладонях или на ладонях и коленях (рис. 10).
рис. 10
Трамвай (автобус, троллейбус). Дети (5–6) стоят на расстоянии шага друг за другом, одной рукой держась за цветной шнур — это трамвай. Воспитатель поднимает зеленый флажок, трамвай двигается шагом, потом бегом. Дети должны уметь согласовать движения– не набегать на переднего, не отставать, не выходить в сторону. Воспитатель поднимает красный флажок, трамвай останавливается, дети поворачиваются, берутся другой рукой за шнур и с появлением зеленого флажка начинают движение.
Усложнение: выйти из трамвая, положить шнур и побегать или походить по площадке. По-сигналу вновь собраться, взять шнур и стать в колонну.
Кролики и сторож. Дети располагаются в клетках — за дугами (воротцами, натянутой в” высоте 50 см веревкой, прикрепленными вертикально обручами). По сигналу пролезают, бегают по площадке. По сигналу “Сторож!” пролезают обратно в клетки.
Кошка и мышки. На одной стороне зада воспитатель ставит на ребро гимнастическую лестницу (расстояние между рейками 40 см) и придерживает ее –это домик, мышек. С другой стороны площадки — кошка, она сидит на стуле. Воспитатель говорит: “Кошка мышек сторожит, притворилась, будто спит”. Дети — мышки пролезают между рейками лестницы и бегают. Воспитатель продолжает говорить: “Тише, мышки, не шумите” кошку вы не разбудите”. После этих слов кошка встает на четвереньки, выгибает спину, говорит “мяу” и бежит за мышками. Они убегают, уже не пролезая между рейками (лестницу на это время можно убрать).
Автомобили. Играющим дают фанерные или пластмассовые рули — автомобили. Дети передвигаются шагом и бегом в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, и при этом вращают руль.
Усложнение: добавить правило — двигаться только при поднятом зеленом флажке, с появлением красного — остановиться.
Лошадки. Дети распределяются парами: один ребенок — лошадка, второй — всадник. С помощью воспитателя надевают на лошадку вожжи. Они не должны быть слишком длинными, иначе детям трудно будет бежать. Дети бегают по площадке в разных направлениях, останавливаются, чтобы покормить или напоить лошадок.
В этой игре важен подбор пар — первым может быть младший по возрасту или менее ловкий ребенок, а всадником — более умелый, так как ему приходится в большей степени согласовывать свои движения с продвижением лошадки.[6]
Источник
Консультация для родителей
«Развитие ловкости и быстроты у детей
дошкольного возраста
4 — 5 лет»
Подготовил: инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 2», г.Саров
Голишников В.В.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает своевременное физическое развитие детей, которое осуществляется целым комплексом средств. Среди них большое значение имеют занятия физической культурой, утренняя гимнастика и многообразные подвижные игры. Немалое место занимают спортивные развлечения: зимой — катание на санках, ходьба на лыжах, катание с горки; летом — езда на самокате, велосипеде и др.
Мы Вас хотим познакомить с системой игр и упражнений по обучению детей элементам игр в настольный теннис.
Спортивная игра: настольный теннис — насыщена разнообразными движениями и имеют большое количество тактических комбинаций, недоступных для овладения дошкольниками. Но отдельные элементы игры, являясь эмоциональными, увлекательными видами движений, могут быть с успехом использованы в домашних условиях самими родителями в развитии ловкости и быстроты вашего ребёнка.
При построении системы игр учитывается основная игровая задача в настольном теннисе — перебросить целлулоидный мяч на сторону противника.
Предлагаемые игры и упражнения направленны не на овладение тактикой игры, а на развитие отдельных тактических приёмов игры, доступных для детей: Умение правильно держать ракетки, отбивать мяч, перебрасывать мяч через сетку.
Игры с целлулоидным мячом укрепляют костно-связочный аппарат, тренируют мелкие мышцы рук, усиливают кровообращение, углубляют дыхание, вырабатывают глазомер, развивают ловкость, согласованность движений, быстроту движений, воспитывают выдержку, настойчивость, закаливают волю.
Игры расположены в порядке постепенного нарастания физической нагрузки на организм ребёнка. Первая группа — игры с мячом без ракетки. Они воспитывают чувство мяча, координируют движения, служат первой ступенькой к дальнейшему изучению более сложных игр: это игры с прокатыванием теннисного мяча (на полу, земле), передачей, подбрасыванием и ловлей мяча, ведения мяча по полу.
Вторая группа — игры с ракеткой, мячом. Дети действуют уже с двумя предметами, что создаёт некоторую трудность в управлении ими. Но прежде чем перейти к действию ракеткой, дети должны научиться правильно держать её. Ракетки настольного тенниса держат по разному. Несмотря на некоторую сложность правильно ударить ракеткой по мячу, дети сравнительно легко усваивают упрощённые правила игры в настольный теннис. Звонкие удары о стол целлулоидного мяча и полёт волана не оставляют их равнодушными, вызывают восторг и радость.
Игры с мячом.
Игры с прокатыванием теннисного мяча.
Для игры чаще всего пользуются обычным целлулоидным мячом весом до2.5гр и диаметром 4см. Неплохо иметь несколько мячей, окрашенные в различные цвета. Хрупкий теннисный мяч требует бережного отношения: нельзя сильно ударять по мячу различными твёрдыми предметами, ударять им по металлическому и каменному покрытию.
Для игр с прокатыванием выбирается ровная без травяного покрова площадка длинной 5-10м и шириной 4-6м.
«Мяч в кругу»
Ребёнок садится на пол. Взрослые садятся рядом по кругу. Один из взрослых катит мяч ребёнку и говорит: «Саша, лови!». Ребёнок ловит мяч и отсылает его обратно. По мере освоения этого упражнения можно постепенно усложнять задание. Во время прокатывания мяча взрослому ребёнок выполняет какое либо задание: успеть хлопнуть 2-3 раза в ладоши, назвать количественное или порядковое число. Например, взрослый говорит: «Первый», ребёнок «Второй» и .т.д. Можно назвать любой предмет, входящий в обобщённое понятие (мебель, овощи, фрукты и т. д.). Взрослые следят, чтобы ребёнок катал мяч, а не подбрасывал его.
Примечание: При повторном проведении игры ребёнка можно посадить в центр.
«Мяч с горки»
Ребёнок и взрослые стоят в колонне по одному перед горкой . Ребёнок скатывает мяч с горки, бежит за ним, передаёт следующему в колонне и встаёт сзади всех.
Примечание: Взрослые следят, чтобы все участники игры бежали за мячом по одной стороне, а возвращались по другой (во избежание столкновения). На расстоянии 2-3м.от горки, устанавливаются препятствия, задерживающие мяч. По мере овладения навыком, можно усложнять и изменять способы скатывания мяча: скатывать правой , левой, двумя руками; скатывать так, чтобы мяч точно прошёл в ворота, сделанные из кубиков; скатывать мяч не с руки, а с совка(фанеры, дощечки, ракетки, картонки и т.п.); скатить мячик и успеть поймать его в совок.
«Докати до стены»
Из 6-8 палок делают коридор шириной 40-50см. Так, чтобы он доходил до стены. Один из взрослых стоит у стены. По команде ребёнок прокатывает мяч по коридору, мяч должен коснуться стены. Играющий, стоящий у стены, берёт мяч после отскока и встаёт на исходную позицию для прокатывания, его место занимает ребёнок и т.д..
«Догони мяч»
Из гимнастических палок делают 1-2 коридора длинной 3-4 м, шириной 70см. Ребёнок и взрослый встают у начала коридора. По команде «Марш!»оба участника начинают катить мяч и бегут за ним, стараясь поймать, не давая выкатиться из коридора.
Примечание: выполняя действия с мячом, взрослые дают конкретную установку: «Не так сильно бросать мяч, иначе не успеешь догнать его до конца коридора»; «чтобы поймать мяч, накрывай его сверху ладошкой».
Игра может проходить в более усложнённых вариантах: поймать катящийся мяч после сигнала: «Раз-два-три! Лови!»; поймать мяч в конце коридора; у флажка; при перекатывании мяча успеть хлопнуть в ладоши определённое количество раз. Границами коридора могут быть линии, начерченные на полу, земле. Игра может проходить и без коридоров. Мяч катят в прямом направлении.
«Закати мяч»
Дети сами выкладывают из строительного материала 1-2 прямоугольника без одной стороны, обращённой к играющим (в виде ворот). По числу прямоугольников распределяемся на команды. У каждого играющего по одному мячу. На расстоянии 2-3 м. проводим линию старта. По команде «Марш!» все начинают катить мяч в свои ворота (прямоугольники). Можно сделать несколько попыток и посчитать счёт. Выигрывает тот кто большее количество раз закатит мяч в «ворота».
Примечание: При неоднократном повторении игры ширина ворот постепенно уменьшается (от70 до 40 см) или увеличивается расстояние от места прокатывания до ворот, но не более 5-6м.
«Мяч навстречу мячу»
Ребёнок и взрослый садится на пол (и.п.- сед ноги врозь) напротив друг друга на расстоянии 4-6м. У каждого по мячу. По сигналу «Начали!» – ребёнок и взрослый одновременно прокатывают мяч навстречу один другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Игра повторяется 2-3 раза.
Примечание: Эта игра проводится только после того, как дети научатся прокатывать друг другу большой мяч двумя руками.
Игры с передачей мяча
В эти игры можно привлечь всех членов семь: бабушек, дедушек, старших братиков и сестрёнок , а так же друзей со своего двора.
«Мяч в вдогонку»
Все встают в один общий круг (можно в два круга). 3-4 игрокам в одном кругу стоящим в разных местах круга, раздаётся по одному теннисному мячу. По сигналу «Мяч вдогонку!» – все начинают одновременно передавать мяч друг другу в одном направлении. Если у кого-то окажется два мяча сразу, он выбывает из игры.
Примечание: Сначала игра проводится с двумя мячами. Надо следить за правильностью передачи мяча (можно передавать мяч перед собой, за спиной, но нельзя передавать через одного или нескольких игроков, сходить с места).
«Передай мяч»
Дети распределяются на две команды и выстраиваются в колонны друг за другом. На расстоянии 3 — 4м. перед каждой колонной ставится любой предмет: стул, большой мяч, булава, кубик и т. д. Первый в колонне с теннисным мячом должен обежать предмет, передать мяч следующему в своей колонне и встать сзади всех. При потере мяча ребёнок обязан возвратиться, поднять его и бежать с того места, где упал мяч.
Примечание: Взрослые следят, чтобы дети соблюдали правила игры: не выходили раньше времени навстречу игроку, старались не задевать предмет. Если дети часто допускают перечисленные ошибки, то взрослые могут остановить игру и ещё раз уточнить правила.
Игра может проходить в другом направлении: обежать стул, положить на него мяч, а возвращаясь к своей колонне дотронуться до руки следующего игрока, тот обегая стул, берёт мяч и передаёт его другому и т.д.
Игры с подбрасыванием и ловлей мяча
В эти игры можно привлечь всех членов семь: бабушек, дедушек, старших братиков и сестрёнок ,а так же друзей со своего двора.
«Подбрось — поймай»
Дети стоят в двух шеренгах (напротив друг друга) на расстоянии вытянутых в стороны рук. У детей одной из шеренг в руках мяч. По сигналу дети одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя руками и прокатывают мяч играющим, стоящим напротив в другой шеренге. Те в свою очередь, повторяют задание в подбрасывании и ловле мяча.
Примечание: При повторении игру можно усложнить: бросить мяч вверх и хлопнуть 2-3 раза; поймать мяч в прыжке; бросить мяч, успеть повернуться вокруг себя и затем поймать мяч; бросить мяч одной рукой, а ловить другой.
«Перебрось мяч»
Дети строятся в две шеренги. У детей первой шеренги по одному мячу. Они перебрасывают мяч детям другой шеренги. Побеждает та команда детей, у которой число падений мяча будет наименьшим.
Примечание: Игра может проходить по сигналу: «Начали!», который даёт взрослый. Дети одновременно перебрасывают мяч.
«Успей поймать»
Игра проводится с небольшой подгруппой детей. Они встают вкруг. В центре — водящий. Дети перебрасывают мяч друг — другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удаётся, он занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идёт в середину круга.
Примечание: Один из взрослых стоит за кругом, следит, чтобы дети долго не держали мяч, не бросали одному и тому же ребёнку. Если водящему долго не удаётся поймать мяч, назначается новый.
Игру можно усложнить: ввести двух водящих и перебрасывать два мяча.
«Попади в окошко»
Дети распределяются на две команды. В каждой команде должно быть не более 5-6 детей. Одновременно играют две команды. Ребята встают в колонну по одному сбоку от гимнастической стенки по обе её стороны на расстоянии 1м. На этом же расстоянии проводится черта. Одна команда получает мяч. Стоящий первым бросает мяч в нижний пролёт гимнастической стенки – «окошко» и встаёт в конец колонны. Ребёнок, стоящим первым в противоположной команде, ловит его (или берёт с пола, земли) и бросает мяч в этот же пролёт. Следующие дети бросают в пролёт повыше и т.д. Если один не попал в «окошко», то следующий ребёнок из этой же команды бросает мяч в то же «окошко». В зависимости от того, какая команда и каким боком стоит к гимнастической стенке, дети бросают мяч в «окошко» правой или левой рукой. Когда мяч побывает в каждом «окошке», команды меняются местами: те кто бросал мяч левой рукой, бросают правой, и наоборот. Побеждает та команда, которая допустила наименьшее количество ошибок.
Примечание: Один из взрослых следит за тем, чтобы дети во время броска не подходили к гимнастической стенке ближе положенного расстояния.
Вариант. «Мяч в сетку».
На площадке на высоте 110 -120см натягивается волейбольная сетка. Дети также распределяются на команды и встают по обе стороны сетки. Каждый ребёнок из команды по очереди бросает мяч в любую клеточку сетки, стоящий напротив — ловит.
«Мяч об пол»
Играющие стоят в две шеренги напротив друг друга. У детей одной шеренги мячи, они бросают их об пол, ловят двумя руками и катят партнёрам из другой шеренги. Можно подбросить мяч вверх и поймать его после отскока.
«Мяч в корзину»
Играющие встают по кругу, в середине корзина. У каждого мяч. Нужно бросить мяч об пол так, чтобы он попал в корзину. Мяч бросают по очереди или вместе. Во втором случае мячи должны быть цветными.
«Мяч об стену»
Дети стоят в колонне напротив стены на расстоянии 80-100см. Каждый ребёнок по очереди бросает мяч в стену и ловит его с начала двумя руками, а затем одной рукой. Затем встаёт в конец колонны.
Примечание: Дети должны построиться друг за другом так, чтобы не мешать тому, кто бросает мяч. Он может быстро отойти назад, в сторону, чтобы успеть поймать мяч. После неоднократного проведения игра усложняется: один ребёнок бросает, а другой ловит и т.д.
«Попади в круг»
Дети строятся так же как в предыдущей игре. На полу на расстоянии 30-40см от стены кладётся обруч. Каждый по очереди бросает мяч об стену так, чтобы он, отскочив, попал в круг, затем ловит мяч и передаёт следующему игроку, а сам встаёт в конец строя.
«Мяч в кружок»
Дети распределяются на несколько команд. На полу раскладываются в любом порядке цветные обручи. Дети стоят перед обручами на расстоянии 1.5 — 2 м. По сигналу первые бросают мяч так, чтобы он попал в кружок.
Вариант. «Через верёвочку в обруч».
Игра проводится так же, как и предыдущая, только проходит она на площадке. Между двумя стойками на высоте 120-130см. Натягивают верёвку. На одной стороне площадке за верёвкой чертят круг диаметром 1м, на расстоянии 50-70см перед верёвкой проводится линия. Дети по очереди бросают мяч через верёвку, стараясь попасть в круг. Можно распределить детей на несколько команд.
«Попади и поймай»
Группа детей распределяется на две команды. Все выстраиваются в колонну по одному. Перед каждой командой на полу (земле) нарисованы квадраты на близком расстоянии друг от друга. По сигналу первые из каждой команды бегут к квадратам и стараются ударить мячом в квадрат и поймать его. После этого мяч передаётся следующему игроку. Можно ударять мяч левой рукой, а ловить правой или наоборот; либо ударять и ловить одной и той же рукой.
Игры с ведением мяча на месте и в движении
«Послушный мяч»
На пол кладётся обруч или чертится круг. Ребёнок отбивает рукой мяч, стараясь точно попасть в круг. Ударять по мячу надо не сильно, но твёрдой ладонью и после того, как мяч достаточно высоко отскочит от пола. Это упражнение можно выполнять сидя на стуле; без круга; каждой рукой отдельно и поочерёдно.
«Мяч на дорожке»
Дети распределяются на две команды. Перед каждой выкладывают из гимнастических палок, верёвок (или рисуют) коридор шириной 50-100см. и длинной 3м. У каждого ребёнка в руках мяч. Нужно, ударяя мяч об пол, провести его по коридору, вернуться, встать в конце колонны и передать мяч следующему. Если игрок уронит мяч, он должен поднять и продолжить вести его с этого места. Следующий в колонне начинает только тогда, когда предыдущий игрок пройдёт коридор. Возвращаться в свою колонну можно только по определённой стороне. Побеждает та команда, которая не только быстро но и правильно выполнит задание.
Примечание: Дети могут вести мяч в прямом направлении сначала правой рукой до середины коридора, а затем левой.
«Мяч вокруг обруча»
Дети распределяются на 4-5 команд. Напротив команды на расстоянии 1.5 — 2 м лежат обручи, диаметр каждого 1м. По сигналу первые начинают вести мяч, направляясь к обручам, обходят его, берут в руки, затем бегом возвращаются в свою колонну и передают мяч следующему. Если кто-либо роняет мяч, он продолжает вести его с того места, где упал мяч.
Примечание: Игра проводится с детьми только тогда, когда они научатся вести мяч в прямом направлении. Вести мяч можно правой рукой, левой или поочерёдно.
«Мяч по кочкам»
Дети встают по 5-6 человек в колонну по одному. У первого ребёнка мяч. На площадке чертят 6-8 кружков диаметром 30-40 см. на расстоянии 5-10 см. друг от друга. Первый должен провести мяч так, чтобы он скакал по кружкам – «по кочкам», и передать мяч следующему
Памятка для родителей
Упражнения с мячом
(которые вы можете выполнять дома совместно с вашим ребёнком)
1. Прокатывать мяч друг другу на расстоянии 1.5 — 2м поочерёдно правой и левой рукой.
2. Подбрасывать мяч вверх, ловить двумя руками или поочерёдно каждой рукой.
3. Бросать мяч об пол, ловить двумя руками, успеть хлопнуть в ладоши. Выполнять упражнение на месте и в ходьбе.
4. Подбрасывать мяч вверх, дать ему стукнуться об пол, поймать двумя руками, каждой рукой, после броска успеть сделать поворот вокруг себя.
5. Бросить мяч о стену, подпрыгнуть на одной ноге, поймать двумя руками.
6. Бросить мяч о стену, после отскока от пола поймать двумя руками или каждой рукой поочерёдно.
7. Бросить мяч об пол так, чтобы он коснулся стены, и поймать.
8. Бросить мяч об пол так, чтобы он коснулся стены, снова ударился об пол и поймать.
9. Вести мяч одной рукой, как баскетбольный мяч, обходя предметы.
10. Положить мяч на голову и стараясь продержать его как можно дольше. Выполнить упражнение на месте, в ходьбе. Упражнение способствует воспитанию осанки.
Источник