Упражнения для развития крупной моторики ребенка

Упражнения для развития крупной моторики ребенка thumbnail

/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста

О чем часто забывают мамы

  • Вы знаете, что крупная моторика развивается раньше мелкой?
  • Как развивать крупную моторику
  • Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика
  • Комплекс упражнений для развития крупной моторики

Все мамы знают о том, как важно развивать мелкую моторику у детей: с первых месяцев жизни они начинают давать малышам в ручки мелкие предметы, шьют замысловатые коврики и игрушки, детям постарше предлагают поиграть с крупой. На нашем сайте вы тоже можете найти множество полезных рекомендаций на этот счет, например, рассказ об использовании грецких орехов для развития мелкой моторики (что, кстати, гораздо практичнее, чем игры с крупой, которые заканчиваются генеральной уборкой).

Считается, что после таких занятий дети легко обучатся рисовать, лепить и, главное, красиво писать. Однако не всегда им надеждам суждено сбыться: занимались-занимались с ребенком, а он пишет, как курица лапой… Обидно!

А дело в том, что уделяя столько внимания мелкой моторике, родители забывают про крупную: основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс. Специалист по лечебной физкультуре Владимир АХУНОВ напоминает мамам, что важно развивать не только мелкую, но и крупную моторику ребенка.

Крупная моторика развивается раньше мелкой

” Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Развитие мышц, рассказывает Владимир Ахунов (он работает с ребятами из частных детских садов «Золотой ключик» и «Мишутка»), начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика – без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы. Более того, развитие крупной моторики содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга.

Как развивать крупную моторику

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников? Существует большое количество разнообразных игр и упражнений.

  • Первое и самое простое – это  зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  • Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело .

Кстати, отмечает Владимир Ахунов, не только упражнения развивают крупную моторику.

” Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.

И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика

– Наибольший интерес у детей, – говорит Владимир Ахунов, – вызывают игры на зеркальное отражение и метание, это и есть самые популярные способы развития крупной или как ее еще называют общей моторики.

Современных детей, продолжает наш специалист, непременно надо заставлять двигаться. По его наблюдениям, почти половина девочек и четверть мальчиков дошкольного возраста страдают ожирением различной степени.

– Для девочек слишком мало подвижных игр, – говорит Владимир, – у мальчиков их гораздо больше.

Дети сейчас живут в таком комфорте, завершает нашу беседу эксперт:

” – Очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью, играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все – познавательная активность, а моторной реализации у нее нет.

В итоге ребенок переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность.

30.09.2015

Автор: Наталья Нашталова

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста Комплексы упражнений для развития крупной моторики от дефектолога Екатерины Сороко

Упражнения для головы, рук и плечевого пояса

  1. Приподнимание головы, из положения лежа на спине.
  2. Наклоны головы в левую и правую стороны, а затем вперед и назад.
  3. Движения головой по кругу.
  4. Плавные движения руками вперед, вверх, в стороны.
  5. Перемещение предметов из одной руки в другую перед грудью, над головой, за спиной.
  6. Соединение рук перед грудью и за спиной.
  7. Поднимание и опускание плеч.
  8. Выполнение движений плечами и руками по кругу.

Упражнения для туловища

  1. Повороты туловища в левую и правую стороны.
  2. Наклоны вперед.
  3. В положении лежа выполнение поворотов туловища в стороны (можно за перемещающейся игрушкой).
  4. Лежа на спине, одновременный подъем и опускание обеих ног.
  5. Движение ногами аналогично езде на велосипеде.
  6. Лежа на спине одновременно поднимать и опускать обе руки.
  7. Лежа на спине, одновременно поднимать руки и ноги.
  8. Лежа на спине, выполнять перекрестные движения руками и ногами.

Прочтений: 50194

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Источник

Татьяна Мазур
Развитие крупной моторики

Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.

Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.

Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным. В детстве дети развивают двигательные навыки, так же моторику: грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявляет творческие способности.

Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи у детей, могут затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делают проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи. Педагогу важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.

Подвижные игры направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

Схема развития крупной моторики у детей в возрасте от 1 года и до 6 лет.

Развитие крупной моторики

Схема развития у ребенка крупной моторики (данные в годах).

1. Передвигается в пространстве при помощи взрослых.

2. Наклоны вперед и вверх.

3. Ходит задом.

4. Попадает по мячу отбивая его.

5. Бросая мяч вверх может его поймать.

6. Свободно передвигается по ступенькам.

7. Стоит на одной ноге.

8. Прыгает на месте на двух ногах

9. Катается на велосипеде (крутит педали).

10. Стоит поочередно на одной ноге более 10 секунд.

11. Подпрыгивает на одной ноге.

12. Кидает и ловит мяч.

13. Ходит на пятках.

Каждая из закрашенных полосок соответствует нормам возраста детей, в период которого появляется новая способность ребёнка, обозначенная 1 уровень соответствует 1 способности.

Когда у детей наблюдается отставание или опережение развития крупной моторики частичное по одному или двум показателям, тогда можно говорить о негармоничном развитии у ребёнка крупной моторики. В таких случаях необходима своевременная помощь по коррекции этих отклонений.

Благодаря достаточной двигательной активности у нас появиться шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то что было упущено в детском возрасте.

Несколько игр перечисленных ниже помогут детям стать более скоординированными, усилят функции саморегуляции и контроля, разовьют гибкость и пластичность, разовьют устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они всегда зарядят хорошим настроением.

Игра «Зазеркалье»

Возраст детей: от 3 лет.

Можно проводить и в группе и на улице.

Цель игры: разогреть суставы, способствовать гибкости и пластичности ребенка, научиться координировать движения. Укрепить мышечный корсет.

Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.

Очень нравятся детям игры на основе стихов и потешек.

Игра «Мишка»

Цель игры: развитие координации, скорости реакции, а также устойчивости внимания.

Возраст детей: от 3 лет.

Мишка косолапый

По лесу идёт, (идем как мишки)

Шишки собирает, (наклоны вперед)

Песенки поёт. (поем ля-ля-ля)

Вдруг, упала шишка.

Прямо мишке в лоб. (ударяем себя по лбу)

Оступился Мишка

И об землю – топ (топаем ногой)

Засвистел на ветке

Пересмешник дрозд:(ищем на верху взглядом)

– Мишка косолапый

Наступил на хвост! (топаем ногой)

А за ним вдогонку

Пятеро зайчат: (прыгаем как зайчата)

– Мишка косолапый! –

Из кустов кричат. (кричим, руки ко рту –«Мишка»)

Подхватил дразнилку

Весь лесной народ.

– Мишка косолапый

По лесу идет. (кричим, руки ко рту –«Мишка косолапый»)

Бросился к берлоге

Маленький медведь: (бежим по кругу)

– Чем такие ноги –

Лучше умереть!

Спрятался за шкафом (приседаем на корточки)

И ревёт ревмя:

– Мишкой косолапым

Дразнят все меня! (качаемся сидя)

Мама удивилась: (гладят друг друга по плечу)

– Глупенький сынок,

Я всегда гордилась

Формой твоих ног.

Я ведь косолапа, (идут по кругу, косолапя)

И папа косолап,

Косолапил славно

И дедушка Потап!

Мишка косолапый (идет по кругу расправив плечи и подняв голову)

Стал ужасно горд.

Вымыл с мылом лапы, (потирают руки)

Съел медовый торт.

Вышел из берлоги

И как заорёт: (руки вверх,подпрыгивают и кричат: «Мишка косолапый по лесу

идёт).

– Мишка косолапый

По лесу идёт!

«Хомка»

Хомка, хомка, хомячок (делаем приседания)

Полосатенький бочок (потираем бока)

Хомка раненько встает (встаем)

Щечки моет, шейку трет. (руками двигаем не задевая лица)

Подметает хомка хатку (наклон вниз, движения руками)

И выходит на зарядку. (идем по кругу)

Раз, два, три, четыре, пять –(руки сгибаем ладошками достаем до плечей)

Хочет Хомка сильным стать (сгибаем и разгибаем руки)

Ручками похлопает (хлопают руками)

Ножками потопает (топают ногами)

Крепко свой бочок потрет (трут бока)

И опять гулять пойдет. (идем по кругу)

Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.

Здоровье детей и их будущие достижения в ваших руках, уважаемые педагоги!

Литература

Т. Е. Харченко «Гимнастика в детском саду»

Ж. М. Глозман, «Нейропсихология детского возраста» 2009.

Ч. Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2009.

И Соловей «Детская психология», 2011

Н. А. Бернштейн «Очерки о физиологии движений и физиологии активности». 1966.

Источник

В предыдущей статье мы с Вами рассмотрели важность развития крупной и мелкой моторики. Для чего и зачем это нужно. В этой статье я хочу привести примеры игр для развития крупной моторики:

  • Зарядка. Можно просто показывать упражнения ребенку, а малыш будет за Вами повторять. Но гораздо интереснее, если все Ваши упражнения будут сопровождаться стихами и песенками. Таким образом ребенок не просто будет поворачиваться, наклоняться и прыгать, а будет запоминать песни и стихи и последовательность действий.
  • Полоса препятствий. Этот пункт дочкин самый любимый. Полосу препятствий я делаю из подручных средств, дорожку по которой ей нужно бегать я делаю из орто-ковриков (их не обязательно складывать в ряд, я делаю извилистую дорожку, пазлы от ковриков кладу на пол на разном расстоянии друг от друга, таким образом мы перешагиваем ямки), между двух стульев и повязанным между ними платком мы делаем тоннель под которым нужно проползти, из книг делаем лесенку, на которую надо забраться, из небольшой по высоте коробочки делаем препятствие, которое нужно перешагнуть. Здесь Ваша фантазия не ограничено, чем длиннее полоса препятствий, тем интереснее будет ребенку. А да, забыла добавить, будьте готовы тоже бегать))) еще не одна полоса препятствий не была мной пропущена, дочке со мной бегать веселее)))
  • Игры на бросание и попадание в цель. Это может быть бросание колец на палочки, мяча в кольцо, мяча в ворота. Мы дома с дочкой кидали мячи разного диаметра в таз. Расстояние каждый раз я увеличивала. Если есть орто-коврики, то можно один пазл от него положить под ножки, одновременно будет и массаж и линия бросания за которую нельзя заступать.
  • Езда на велосипеде, беговеле, самокате
  • Ходьба по линии. Линии можно делать дома из различных предметов, но легче всего летом на улице, с помощью мелков.
  • Прыжки на батуте
  • Катание на коньках, роликах, сноуборде, лыжах
  • Занятие тацами
  • Бросание мяча друг друга, либо просто вверх и ловить его
  • Ходьба задом, боком, на пятках
  • Ползание по скамейки (участвуют только руки – подтягивание тела), ползание по полу как червяк.
  • Упражнения на копирование. Зеркальное копирование.
  • Скакалка. Резиночки
  • Даже обычный домашний труд – подметание, мытье посуды и полов, протирание пыли, полив цветов – это является не только тренировкой для крупных мышц, но и приучает малыша помогать маме дома.

Ниже приведу примеры игр и упражнений, а также ссылку на сайт с большим количеством упражнений на любой вкус и цвет.

Игра «Зазеркалье»

Ведущий предлагает детям копировать его движения. Для усложнения задания, можно копировать не только позы ведущего, но и его мимику.

Игра «Мишка Косолапый»

Думаю многие знают этот детский стишок. Исполняем все, что делает Мишка. Детки очень любят это стихотворение и с большим удовольствиям делают упражнения. Будьте готовы к тому, что повторять Вам его придется не один раз)))

Игра «Хомка»

Хомка, хомка, хомячок (делаем приседания)

Полосатенький бочок (потираем бока)

Хомка раненько встает (встаем)

Щечки моет, шейку трет. (Руками двигаем не задевая лица)

Подметает хомка хатку (наклон вниз, движение руками)

И выходит на зарядку. (Идем по кругу)

Раз, два, три, четыре, пять – (руки сгибаем ладошками и достаем до плеч)

Хочет хомка сильным стать (сгибаем и разгибаем руки)

Ручками похлопает (хлопаем руками)

Ножками потопает (топаем ногами)

Крепко свой бочок портрет (трем бок)

И опять гулять пойдет (ходим по кругу)

Больше примеров Вы можете найти по ссылке https://u4isna5.ru/stati/26-statidoshkolnoeobrazovanie/179-krmotorika

Веселых и активных игр Вам!

Если информация была для Вас полезна, просьба поставить лайк, это будет знак мне, что эта тема Вам интересна и я буду больше освещать такие темы на своем канале.

Источник

Сайт «Мама может все!» собрал самую важную информацию, а так же игры и упражнения для развития крупной моторики у ребенка.
Рождение ребенка, бесспорно, одно из самых важных событий в жизни любого человека. Однако, с появлением чуда на свет, возникает много забот, вопросов и проблем. Малыша с первых дней жизни нужно обучать чему-то новому, развивать… Одной из первейших необходимейших задач является развитие моторики. Давайте разберемся, что же это такое? По сути, все просто – это совокупность движений, благодаря которым человек совершает то или иное действие. Моторика бывает:

  • мелкая,
  • крупная.

Можно сказать, что названия в данном случае говорят сами за себя. Первая из перечисленных направлена на выполнение мелких движений кистями, пальцами рук или ног, вторая в списке подразумевает более крупные движения конечностей и всего тела. О мелкой моторике написано и сказано много, поэтому более подробно остановимся на более широком понятии.

Крупная моторика: что необходимо знать каждому родителю

Развитие крупной моторики у ребенка 2-3 летВажно понимать, что на крупную моторику накладываются множество действий. Иначе говоря, если родители допустили ошибку развития своего чада в младенческом возрасте, велик шанс того, что, по мере взросления кроха так и не научиться выполнять те или иные задачи. Не сможет совладать с правильной координацией рук и пальчиков – для него будут недоступны определенные движения, или же они будут скованы, возможно что проявится такой недуг, как покачивание и пошатывания во время ходьбы. Вот почему в самые первые месяцы жизни к малышам так пристально прикованы взгляды врачей. Несмотря на то, что родители зачастую сетуют на длинные очереди в поликлиниках и дорогостоящие лекарства, люди в халатах настаивают на постоянном контроле.

Заниматься с ребенком необходимо по нескольким причинам, ведь от развития крупной моторики зависит многое, например, сможет ли ребенок в дальнейшем:

  1. держать ложку, ручку, ластик или другие предметы;Развитие крупной моторики у ребенка 3 лет
  2. правильно и грамотно разговаривать;
  3. концентрировать взгляд на предмете и вслушиваться даже в самый тихий шепот.

Этот список довольно внушителен, и продолжать его можно бесконечно. Главное уяснить, что от одной составляющей маленького человека зависит его счастливое, или, увы, несчастное детство и дальнейшая жизнь.

Игры и упражнения для развития крупной моторики

На самом деле не все так страшно, как описано выше, если своевременно обратить внимание на ребенка, уделять ему достаточное количество времени на занятия и упражнения. Не просиживать вечера у компьютера, вычитывая на форумах, как справиться с проблемой, а заниматься с сыном или дочерью, дабы избежать необходимости поиска подобной информации. Итак, необходимо уяснить: гармоничное развитие крупных мышц могут обеспечить разнообразные игры и упражнения.

  • Если малыш совсем маленький, достаточно аккуратно и плавно сгибать и разгибать ему ручки и ножки, при этом совмещая эти упражнения с массажем. Конечно же, для этого можно найти специалиста, или обучиться самому. Если ребенок самостоятельно ползает или ходит, нужно делать ежедневную зарядку. Это не только хорошая привычка на будущее, но и прекрасное средство для развития крупной моторики. Подавайте ему правильный пример: приседайте, делайте махи ногами, поворачивайте корпус в разные стороны, ходите на пяточках и носочках. Ваше чадо будет счастливо повторять все это за любимым родителем.
  • Развитие крупной моторики у ребенка 1 годаЕще одно эффективное «средство», которое вам понадобиться – это мяч. Он может быть любым. Все что требуется от вас – это увлекательная игра с этим предметом. Футбол, бросание меча (кто дальше), импровизированный волейбол и многое другое. Главное, чтобы в ходе нее малыш задействовал все группы мышц.
  • Также неплохо будет «вооружиться» скакалкой. Возможно, этот атрибут из прошлого даже есть у вас дома. Вспомните, как на уроках физической культуре и улицы вы прыгали со скакалкой, и обязательно обучите этому своего малыша. Игра не только будет интересной и веселой для него, но и станет неплохим подспорьем для развития внимания и координации движений, а это, можно сказать, азы моторики.
  • На улице тепло? – отправляйтесь на улицу с бадминтоном, «прихватите» с собой мяч для игры в баскетбол, четкое попадание в цель будет ему очень полезно.

Видео по теме:


Что делать, если замечено нарушение…

Если вы заметили, что младенец неактивный, просто лежит и не пытается дергать ручками и ножками, не стремиться их поднять, не крутит головкой, или же более взрослый ребенок не может совладать со своими движениями – есть вероятность того, что у малыша имеется нарушение в развитии крупной моторики. В таких случаях первое, что необходимо сделать – это взять себя в руки! Далее не следует судорожно начинать делать зарядки и упражнения – более эффективный метод в данном случае – это обратиться к врачу. Только специалист назначит грамотное лечение и определенный курс упражнений, массажа и так далее. Каждый случай индивидуален, отсюда и разный подход к устранению проблемы.

Уделяйте как можно больше внимания своему ребенку, занимайтесь с ним, играйте, и у вас получиться добиться необходимых результатов!

Источник