Упражнения для развития интуиции ребенка

Как пробудить, развивать интуицию у ребенка и заодно свою
из этой рубрики
00:00 / 00:00
В этой статье вы узнаете:
- Как проявляется “шестое чувство”
- Как проверить интуицию ребенка
- Ошибки в воспитании, блокирующие “шестое чувство” у детей
- Как заинтересовать ребенка развивать интуицию
- Упражнения на развитие интуиции
- Когда и почему внутренний голос подводит
Мы гостили у подруги, ее дочь играла в компьютерную игру: на морском дне лежат ракушки, на которых написаны примеры на вычитание и сложение, среди них плавает маленькая рыбка с номерком. Чтобы найти маму-рыбу, ей нужно подплыть к ракушке с тем примером, ответ на который написан на номерке. Мой 3-летний малыш прилип к волнительному сюжету, обеспокоенный судьбой малька: громко радовался, когда тот находил маму и переживал, когда за ракушкой никого не оказывалось, из-за чего малек в игре начинал плакать. Сын тоже захотел поиграть.
Маленькая хозяйка гостеприимно уступила место, объясняя: прежде чем нажать «мышкой» на ракушку, реши пример. Естественно, сын ничего не понял, ведь не умел даже считать до 10. Он уселся за игру, быстро совладал с управлением «мышкой»… и рыбка раз за разом безошибочно находила маму. «Так не честно! Он не считает, он просто угадывает!», – надула губы девчушка.
«Да, он просто угадывает – интуиция!», – резюмировали и взрослые, в том числе педагоги и коллеги-психологи, которым рассказывала этот случай. С тех пор я крепко заинтересовалась темой интуиции, ее развития и применения. Чем и спешу поделиться.
Никогда не поздно: развитие интуиции у детей и их родителей
Этот материал в основном для тех, кто ждет ребеночка или уже читает сказки у детской кроватки. Ведь чем меньше детеныш, тем легче помочь ему научиться слышать интуицию. Статья пригодится и взрослым – практикуйте – учиться и развиваться никогда не поздно!
Интуиция – явление занимательное, ей уделяют внимание философы и мистики, психологи, физики, нейробиологи и другие ученые. О ней написаны научные труды и сомнительные статьи в блогах. Резюмируя, условно разделим их на два «течения»:
- Придерживается версии: интуиция – как шестое чувство, «хош не хош», а живет в человеке и вырывается наружу иррациональными подсказками. Живет в правом полушарии, где и творчество, эмоции. Но в таком случае, почему далеко не все «видят» выигрышный лотерейный билет?!
- Считает интуицию коктейлем из знаний, навыков, жизненного опыта, умения наблюдать, тонко чувствовать, анализировать… Каждая деталь, что успевает отпечататься, повышает процент успешных интуитивных (без длительных размышлений) решений. Живет в левом полушарии, где логика и анализ. Однако, как же тогда объяснить детскую интуицию?!
Кто «против течения» твердят, что интуиция проявляется благодаря слаженной работе обоих полушарий. Ее целесообразнее сравнивать с гением. Два музыканта создают гениальные произведения: один достигает гения лишь благодаря усердной учебе и практике, а другой – не напрягаясь, просто потому что музыка ему дается легко с рождения. Подобным образом проявляется интуиция: у одних врожденная, а другим придется потрудиться, чтобы ее развить.
Так, прежде чем «мучить» детеныша, понаблюдайте насколько развита его интуиция. А заодно и себя протестируйте. Как? Игра «угадайка»: возьмите 3-5 разноцветных фломастеров, или фруктов, или фото с портретами разных людей, держа один предмет вне зоны видимости (за спиной, например) предлагайте угадать его. Учтите, проводить такой или любой другой тест нужно несколько раз в разных обстановках и состояниях, поскольку самочувствие и внешние обстоятельства могут быть помехами.
С чего начать
С себя! Да-да, детки приходят в семью еще и, чтобы научить жизни нас. Осваиваете новое (будь то фортепиано или практика осознанных сновидений) вместе с ребенком: материал лучше усваивается, семейные отношения, взаимопонимание укрепляются и вообще это весело. Развитием интуиции – чудесная совместная практика, бесплатная, доступная в домашних условиях, в любом возрасте?!
К слову о возрасте, большинству дошколят не нужно как-то особо развивать интуицию – нужно лишь не мешать ей проявляться, подсказать как применять. Так, обратите внимание на распространенные ошибки в воспитании, блокирующие детскую способность слышать и понимать внутренний голос:
- Чрезмерно загонять в жесткие необоснованные рамки. Например, заставлять рисовать только правой рукой или есть четко в то время и в том объеме, как вы даете.
- Игнорировать, не принимать всерьез и, что еще хуже, унижать или запрещать рассказывать небылицы и переживания. К сожалению, некоторые родители отмахиваются от детеныша, когда тот хочет рассказать сон, выдуманные истории или пытается выразить свое виденье/ощущение взрослой ситуации.
- Запрещать выражать чувства, эмоции, переживания, высказывать мнение или предложения.
- Обманывать. Особенно в ситуациях, когда ребенок интуитивно чувствует обстановку, а ему говорят, что он ошибается (например, малыш догадывается, что мама расстроена, но она не признается – это не забота, это обман, который говорит человечку, что внутренний голос его обманул).
- Отмахиваться от вопросов ребенка. Если не знаете ответ, скажите, что нужно подумать или почитать, а пока можно вдвоем пофантазировать и потом проверить (это мы уже забегаем наперед, в раздел практики).
- Воспитывать в тепличных условиях. Касается, как защиты от бед и невзгод: берегите малыша, но дозировано и контролировано давайте возможность оказаться в стрессовой ситуации, учите преодолевать сложности. Также это касается среды – чем больше человечек видит, пробует, общается, тем лучше развивается и имеет возможность пробовать применять интуицию.
- Сильно порицать или хвалить ошибки. Ошибка – это не ужасно, не ругайтесь сильно. Однако похвала по типу «ну и что, что неправильно, зато хоть что-то сделал» – тоже неверная реакция, ведь ребенок должен понять, что нужно стараться не допускать ошибки, порой оплошность может дорого обойтись. Тут важна родительская чуткость, ведь реакция и формулировка сильно зависит от возраста малыша, темперамента и ситуации. В любом случае не впадайте в крайности!
- Развивать страхи и комплексы. Интуитивно понимаете. Не навязывайте детям страхи (в том числе собственные) и не акцентируйте внимание на недостатках. Эти «тараканы» мешают интуиции.
Упражнения на развитие интуиции
О! Их великое множество! Но сначала настройтесь, отнеситесь к практикам с легкостью: ответственно, но и не слишком серьезно. Не стройте иллюзии и ожидания, как «должно быть». Если не очаровываться, то и не придется разочаровываться.
Дитя дошкольного возраста? Делайте упражнения только играя, ни в коем случае не заставляйте через не хочу – бесполезно. Таким малышам можно вообще не рассказывать ни об интуиции, ни о том, что игры – это тренировка. Хотя, вы же лучше знаете свое чадо, возможно ему наоборот будет интереснее выполнять «задания».
Уже школьник? Придется увлекать и мотивировать. Например, пояснить, что возможности человека не ограничены органами чувств – если чего-то не видим и не слышим, еще не значит, что оно недоступно – можно познавать с помощью «шестого чувства». Либо предложить развивать интуицию, чтобы в перспективе угадывать вопросы контрольных и экзаменов. Что тут еще сказать, вам виднее, как подобрать ключик. Поехали?! И помните: ваша задача плавно перейти из зоны комфорта в зону развития, но не доводить до зоны стресса.
Что делать, чтобы развить интуицию
- Тренируйте оба полушария мозга – воображение, творчество, эмпатию, интеллект, логическое мышление, анализ, набирайтесь теории и практики.
- Ежедневно играйте в игры на интуицию. Прятки, «в какой руке», «орел или решка». Игры-«угадайки» проделывайте с разными предметами и свойствами (вкусы, животные, карты, цифры, эмоции).
- Пробуйте читать мысли друг друга.
- Поощряйте удачные попытки. На неудачные либо не реагируйте, либо сделайте маленькую неприятность (например, слегка ущипните) – как именно поступать, ориентируйтесь на возраст, характер и сложность задания.
- Наблюдайте, какие обстоятельства (внутренние и внешние), как влияют на результат. Например, сонное состояние повышает количество угадываний, а шумная обстановка – понижает. Пригодится, чтобы знать, когда доверять интуиции, а когда из нее слабый помощник.
- Практика «Поиск информации» – в библиотеке или книжном магазине, расслабившись, пройти мимо полок, взять такую книгу, к которой рука «сама потянется» – смело берите (покупайте) и внимательно читайте, там подсказки.
- Проводите несколько часов с закрытыми глазами (активно, а не сидя в медитации).
- Если правша – отдайте левой руке часть обязанностей правой.
- Приучите ребенка быть наблюдательным и воображать характеристики предмета наблюдения.
- Приучите чувствовать, сконцентрировавшись на внутренних ощущениях, а не буравить взглядом колоду карт.
- Будьте внимательны к себе, старайтесь прислушиваться подсказкам тела. Возьмите в привычку периодически «сканировать» свое состояние. А у ребенка спрашивайте, что чувствует, о чем думает, ничего ли не волнует, возможно без видимых причин возникают определенные ощущения.
Когда и почему интуиция подводит
С детьми такое бывает реже, чем со взрослыми. Малыши ошибаются, когда волнуются, устают или играют в «угадайку» нехотя. К слову, вам и чаду будет полезно: если не знаете, как поступить, что выбрать, спросите у ребенка. Но не взывайте к знаниям или размышлениям: «скажи, что делать», «как, думаешь», а сформулируйте вопрос так, чтобы малыш выдал версию, не задумываясь. Не бойтесь доверять интуиции – страх, что не опираетесь на разум подавляет внутренний голос и ведет к анализу обстоятельств.
У взрослых гораздо больше блоков, приглушающих голос интуиции. Во-первых, ошибки случаются, если уже взвесили выбор, а потом решили воззвать к интуиции. Подставлять ухо внутреннему голосу нужно ДО того, как успели подумать.
Во-вторых, «шестое чувство» подводит тех, кто живет чужой жизнью, навязанными идеалами и стереотипами. Такое происходит, когда человек погружается в сериалы, реалити-шоу, соцсети или жизнь блогеров. Еще хуже если он и детям прививает чужие идеалы. Человек привыкает сравнивать себя с жизнью по ту сторону экрана (а она часто «вылизана», чтобы смотрелось хорошо) и разучивается чувствовать себя, поддается манипуляции, становится марионеткой социума. А ведь нужно быть (собой), а не казаться (кем-то идеальным).
В-третьих, мешает самообман, привычка симулировать, имитировать, входить в образ, играть роль. Будучи заложником такого образа жизни, невозможно распознать свои истинные ощущения, отличить их от внутреннего диалога.
Избавляйтесь от такого поведения и не учите этому детей. У вас все получится!
Журналист, путешественник
Источник
nata_tursha все записи автора
Игры на развитие интуиции у детей.
Древнее чувство – интуиция
В обычной жизни интуицию называют «шестым чувством», а официальная наука пока не признает наличие у человека такого чувства. Тем не менее, есть множество примеров, когда развитая интуиция не просто выручала людей, а спасала им жизнь. Считается, что она особенно сильна у малышей первого года жизни, затем же постепенно угасает. Поддержать данные природой умения можно с помощью специальных игр, развивающих интуицию, которые доступны каждому человеку.
Как развить интуицию у ребенка?
Все родители играют с маленькими детьми в игры типа «угадай, в какой руке?», не задумываясь, что это и есть самая настоящая игра на развитие интуиции. Угадать верную руку не помогут ни знания, ни опыт, только внутреннее ощущение. То же касается и популярной среди детей школьного возраста игры «Морской бой». Идеи развития интуиции у детей в 1980-годы высказывал японский ученый Макато Шичида. По его мнению, за развитие этого важного чувства ответственно правое полушарие. «Правый» мозг отвечает за воображение, восприятие искусства, творчество. Соответствующие этим темам игры и упражнения обязательно помогут детям разбудить их интуицию и использовать ее в повседневной жизни.
Знакомьтесь: интуиция
Для начала неплохо объяснить ребенку, что есть интуиция. Можно рассказать, что внутри него живет хороший друг, который способен помочь в разных ситуациях, но он очень робкий и все время прячется. Чтобы выманить его, нужно чаще с ним общаться. Предложите ребенку нарисовать своего друга в виде животного, например, совы или кошки. Повесьте портрет в комнате ребенка и во время принятия им решений почаще спрашивайте малыша: а как поступил бы твой умный котик (совенок)?
Упражнения на визуализацию
Любые занятия с ребенком, развивающие его фантазию, улучшают и интуитивные способности. Визуализация – одно из наиболее эффективных упражнений. Нужно лечь с малышом поудобнее, закрыть глаза и пофантазировать на любую тему. Например, о прогулке по морскому берегу или полете на космическом корабле. При этом нужно стимулировать воображение ребенка («Почувствуй, какой песок теплый»), задавать вопросы («Какого цвета этот предмет? Он мягкий?» и т.д.). Хороший эффект дает и представление вместе с ребенком его имени, его цвета, формы, фактуры.
Игры с карточками
Простое и доступное занятие, развивающее интуицию – игры с изображениями. Приготовьте картонные карточки одного размера, но разных цветов. Позаботьтесь о том, чтобы «рубашки» карточек были абсолютно одинаковыми, различались лишь оборотные стороны. Выкладывайте карточки перед ребенком по 2 штуки и спрашивайте: «Где красный цвет?».
Важное правильно настроить ребенка, объяснив, что тот должен не просто угадать, а попытаться почувствовать, что на обороте. Удивительно, но у детей, в отличие от взрослых, процент ошибок минимален! По тому же принципу можно организовать угадывание ребенком, на какой из карточек есть рисунок, а на какой его нет.
Научить ребенка полагаться не только на логику, знания и опыт – занятие непростое, требующее терпения и уверенности родителей в своих силах. Но результат этого стоит, ведь развитая интуиция может не раз выручить его в сложных жизненных ситуациях.
Источник: Феерита – детские праздники аниматоры Ростов
Серия сообщений “Сенсорное развитие”:
Часть 1 – “Пальчиковые шаги” Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Как сделать из них сенсорные дорожки.
Часть 2 – Сенсорное развитие детей первого года жизни.
…
Часть 7 – Сенсорные коробочки «Цветные».
Часть 8 – Сенсорные/тактильные карточки. Идеи и варианты.
Часть 9 – Игры на развитие интуиции у детей.
Часть 10 – Изучаем цвета и оттенки.
Часть 11 – Сенсорные коробки для детских игр.
Часть 12 – ИГРЫ, КОТОРЫЕ УЧАТ РЕБЕНКА ДОБРОТЕ
Источник
Что такое интуиция?
Интуиция – это способность человека предугадать будущее, основанная на его воображении, прошлом опыте и некоем чутье. Интуиция очень важна в жизни человека, потому что бывают такие моменты, при которых, кроме как на шестое чувство, больше положиться не на что. Интуиция часто спасает нас, отгораживает от негативных событий и способствует улучшению нашей жизни.
Интуиция у детей – один из основных способов их мировосприятия. Любые родители хотят видеть своего ребёнка если не признанным гением, то хотя бы талантливым человеком и яркой личностью. Из-за этого ребёнка таскают по многочисленным кружкам и секциям, но об интуиции почему-то забывают. А ведь ещё философы древности говорили о том, что не стоит отвергать неизведанное. Платон считал, что интуиция – это «способ познания истины во всех первоосновах бытия: прошлом, настоящем и будущем, жизни и смерти, пространстве и времени». Интуитивный опыт, по мнению мыслителя, исходил из узнавания бессмертной душой своих собственных знаний. Платона поддерживал Сократ, который считал интуицию механизмом для «целостного познания себя». Он говорил, что интуиция – это внутренний голос, который предупреждает человека о чём-либо.
Развитие мозга у человека происходит следующим образом: в младенчестве у малыша лучше развито правое полушарие. Оно продуктивно работает до трёх лет. А ведь именно правая сторона мозга ответственна у нас за эмоциональную составляющую, творческие способности и, конечно, интуицию. Это значит, что в первые годы жизни малыш обладает чувственным восприятием, хорошей интуицией и даже имеет задатки к суперспособностям!
Поэтому очень важно начать развивать интуицию с самого рождения. Ведь тогда итоги занятий мы увидим очень скоро.
Как развивать интуицию у ребёнка?
В ходе тестирования будущего первоклассника профессиональным психологом родители часто слышат вердикт: слабо развита интуиция. Что с этим делать – и как быть при записи в лицей или гимназию? Неужели в дальнейшей жизни малыша никогда не случится творческой реализации?
Ведь при отсутствии прирожденного «чутья» ребёнку с трудом будут даваться точные науки, языки и технические дисциплины.
Развитие интуиции у детей начинается с первых дней жизни. Примитивные игровые действия с использованием игрушек, шумовых инструментов, предметов быта подсознательно формируют несложные интуитивные навыки.
Возрастная педагогика, учитывающая преобладающий тип темперамента ребёнка, предлагает несколько моделей развития интуиции у малышей от 3-х лет:; использование логических игр на смекалку и запоминание;; применение специальных карточек и наглядности;; упражнения на визуализацию и вербальное описание;; практические художественные мероприятия;; задания смешанного типа.
Развитие интуиции у ребёнка старшего дошкольного возраста отличается от психолого-педагогических техник ясельной группы или младших школьников. То, что интересно в 2-3 года, скучно и малоэффективно в 4-5 лет, и наоборот – неправильно подобранные, сложные упражнения на развитие интуиции у ребёнка латентного возраста вызовут у него непонимание и психоэмоциональный дискомфорт, поскольку рассчитаны на возрастную категорию от 7-8 лет.
Преобладающий вид деятельности у дошкольников – игра, поэтому формирование интуитивных способностей, охватывающих физиологические, умственные навыки ребёнка, должно строиться на игровых методах развития.
Развитие интуиции у ребёнка в центре Amakids
Насколько важно для полноценного формирования личности такое понятие как интуиция? Как развивать интуицию у ребёнка? У детей умение «слышать себя», «видеть с закрытыми глазами», предчувствовать и предугадывать – основа становления жизненно необходимых умений и навыков, столь важных, в первую очередь, для получения образования, утверждения в социуме. Если ребёнок умеет «откликаться» на свою интуицию, значит, в нужный момент он сможет:; принять правильное решение;; выполнить необходимый объём задач максимально рациональным методом;; смоделировать развитие ситуации логически правильным путём;; сформулировать точку зрения на событие или явление;; дать объективную аргументированную оценку и т.д.
Многие родители уверены, что интуиция – врожденная способность, и если у ребенка интуитивных навыков нет, то и стремиться их «создавать» искусственным способом не следует. Такое мнение ошибочно: развитие интуиции у ребёнка – необходимый и важный процесс психофизического формирования, и начинать его никогда не поздно.
Развитая интуиция как залог успеха у школьников
Развитие интуиции у школьников играет не последнюю роль в их успеваемости. Логика – основа интуиции. Люди, занимающиеся математикой, увлекающиеся шахматами, обладают превосходными интуитивными качествами, которые успешно применяют в быту, на производстве, для творческой самореализации. Развитие интуиции у детей различных возрастных групп эффективно в процессе постижения ментальной арифметики. Уникальная дидактическая технология, используемая в центре развития АMAKids, основана на древнем методе счета соробан, одинаково стимулирующего как левое, так и правое полушарие (которое отвечает за воображение и фантазию ребёнка).
На занятиях в младших возрастных группах применяются увлекательные игровые упражнения, охватывающие отработку мелкой моторики рук, а также развитие:; речи;; навыков чтения и письма;; внимания;; образного мышления;; эстетических вкусов и т.д.
Развитие интуиции у детей младшего школьного возраста ориентировано на ранее полученный интеллектуальный опыт. Интересные математические задачки, логические упражнения и головоломки помогут ребёнку сосредоточиться, сконцентрироваться, активизировать интеллектуальные способности. Учащиеся с развитой интуицией с легкостью постигают базовые школьные дисциплины, с интересом изучают иностранные языки, выполняют технические действия, проявляя при этом зрелую осознанность.
Специалисты АMAKids внедряют развитие интуиции у детей действенными педагогическими приемами и методами, ориентированными на индивидуальный подход. Толерантное восприятие дидактических потребностей ребёнка в возрасте от 5 до 16 лет гарантирует эффективность обучения с первых занятий.
Занимательные уроки в АMAKids – это профессиональный подход, улучшенная материальная база, веселый коллектив друзей, что в совокупности поможет раскрыться скрытым задаткам и талантам маленького гения!
Источник