Упражнения для развития грамотности у ребенка
Многие считают, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Так ли это?
На практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста.
Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.
Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
• глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
• уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
• рука – записывать слово и закреплять его в памяти.
Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов, написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом.
Помочь в этом могут несколько эффективных способов.
Чтение
Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи.
Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова.
Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания.
Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Стыдные темы, гадкие слова и недетские сюжеты: что стало раздражать родителей в книгах
Решение кроссвордов
Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные.
Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.
Устные игры в слова
В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка.
Примеры таких игр – это:
• рифмы;
• слова (по подобию игры в «города»);
• назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
• составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Нужно ли читать дочкам сказки только о хороших девочках
Много общения
Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты».
Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.
– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.
Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.
Словесные игры на бумаге
• змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
• виселица или «Поле чудес»;
• путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
• составление множества маленьких слов из одного большого.
Развлечения с использованием букв
Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.
• рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
• предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
• делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
• мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
• сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Ничего не помню: 6 причин плохой памяти у школьников, и что с этим делать
Постеры на стену
В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов.
В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее.
Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.
Скраббл
Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику.
Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: 3 ошибки, которые мешают привить ребенку любовь к чтению: колонка анонимной мамы
Мнемоническое запоминание правил
Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов.
Известные мнемонические примеры:
• Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
• Уж замуж невтерпеж;
• Надеваю одежду, одеваю Надежду;
• То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.
Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.
Словари
Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения.
Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:
• писать с ними маленькие диктанты;
• составлять из них кроссворд;
• записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
• играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».
Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка.
А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как устроена память ребенка и почему плохие события запоминаются лучше хороших
Зарядка для мозга: 5 приложений для тренировки памяти, логики и внимания
Вот откуда ноги растут: 6 источников инфекций на детском празднике
Источник
Учить обучающихся ступени начального
образования правописанию достаточно сложно, в
связи со сложностью самой орфографической
системы русского языка. Обучающиеся не могут
уловить логической связи правописания и
восприятия орфографии. Педагог должен помочь
обучающимся уяснить закономерность и
целесообразность правописания.
Залогом грамотного письма является умение
обнаруживать орфограммы, называемое
орфографической зоркостью.
Как педагогов начальной школы, нас волнует
проблема грамотного письма обучающихся.
Анализируя диктанты, самостоятельные и
творческие работы, мы пришли к выводу, что работа
над этой проблемой должна носить комплексный и
системный характер, проводиться регулярно и
последовательно. Важно, чтобы работа над одной из
изучаемых орфограмм не велась обособленно от
работы над другими орфограммами.
Перед собой мы поставили цель: подобрать
комплекс различных видов упражнений,
способствующий развитию орфографической
зоркости.
В формировании навыка грамотного письма
обучающихся ступени начального образования
велика роль различных видов упражнений.
Эффективность подбора упражнений способствует
развитию орфографической зоркости обучающихся.
При формировании орфографических навыков на
уроках нами используются различные виды
упражнений:
Диктанты (выборочный, зрительный,объяснительный,
предупредительный, картинный диктант), комментированное
письмо, орфографическое проговаривание,
графическое выделение орфограмм (подчёркивание),
вставление пропущенных букв, индивидуальные
карточки, перфокарты, самоконтроль,
взаимоконтроль в процессе работы в парах,
корректировка письма, письмо по памяти.
Подобранные нами и предлагаемые ниже некоторые
упражнения предназначены для обучающихся 3-4
классов. Они не занимают много времени на уроке,
тем не менее, несут положительную динамику в
формировании орфографической зоркости и
выполняются обучающимися с удовольствием. Эти
виды упражнений мы назвали “Орфографические
пятиминутки”.
Тема орфограммы: “Правописание безударной
гласной в корне, проверяемой ударением”.
Серия №1. В проверочном слове поставь
ударение, вставь пропущенную букву.
1.
| 6.
|
2. повозка – в…зы | 7. свечи – св…ча |
3.
| 8.
|
4.
| 9.
|
5.
| 10.
|
Серия №2. Из двух слов выбери проверочное
слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную
букву, поставь ударение
5.
| 11.
|
6.
| 12.
|
Серия № 3. Подбери проверочное слово, вставь
пропущенную букву.
1.
| 6.
|
2.
| 7.
|
3.
| 8.
|
4.
| 9.
|
5.
| 10.
|
Серия №4. К слову с безударной гласной
подбери по два проверочных слова, вставь
пропущенную букву, поставь ударение
1.
| 2.
| 3.
|
4.
| 5.
| 6.
|
7.
| 8.
| 9.
|
10.
| 11.
| 12.
|
Очень нравится обучающимся выполнять задание на
отыскание ошибок в тексте (в текст включены все
изученные виды орфограмм)
1. Мама и Галя сматрели на платы и лотки. Шол
дожть. Набиригу лижал мяхкий песок. Лез из вады
упругий камыж. Галя от щастя прыгала и резвилось.
2. Мы пришли влес. Скрепят клисты. Утрапинки мы
заметили зимленику. Около камней лижыт уш. Вдруг
на двинулась тёмнайа тучя. Па лил дожть.
3. Висной пёстрый дятел прилител кбирёске. Он
пробил вкаре дырочьку и стал пит сог. Вкустный и
слаткий бирёзовый сог.
4. Мы щюрились от яркого сонца и сматрели
внебо. Ввоздухе кружылис птицы. На ведке серени
сядели взерошеный вороби.
5. Лошод бижала рысю оглаткой дароге. Влису
деревя стаяли неподвижно. Таня по шла па
трапинке. Трапинка вывила её кпаляне. На паляне
росла малинькыя пушыстыя ёлачька.
6. В лису дети сели под йэли. Ани стали
собирать гребы. Сьедобные Ани клали в карзинку, а
едовитые бросали. Потом ани сели сваи завтраки.
Болше всего гребов принесли ала, кирил и
Геннадий.
7. Летом мы решыли сездить к бубужке в диревну.
Скоко хлапот передотездом.Вот мы ужэ в поизде.
Скоро разезд. Поизд остановился.
8. Марос вы тинул влагу из дривестных сучев и
деревев. Кусты апушылись блестящим инием. Лучи
сонца асыпали халодным блеском всю местность
9. Марос стал сподать. По меркла ястность
синего неба. Наступила зимнее длиныи сумерки.
Зема боюкает махнаты лез.
10. Ну и динёк! Яркае сонце золевает огромное
поле. Лёхкий витерок валнует поле ржы. В
оврашке бижыт гаворливый ручиёк.
11. Абридила зема сосны и йэли в тижёлые
миховые шубы. До самых бравей нахлобучила им
билоснежные шабки. Но дело пуховыи варешки. Стаят
лисныи богатыри чинно и спокойно.
12. На паляне тичёт ручиёк. Трава зилёное.
Много цвитёт пьёстрых цвитов. Нацвятах роботают
пчолы. Махнатыи шмили гудят. Устарой сасны вются
коморы.
13. Холот скавал землю. Зимнии ветры гуляли в
мокушках диревев. С бирёс сыпался иний. Поднагами
хрустел снек. Снигири прыгали па шышкам елей.
14. Рибята шли по лисной трапинке. Пахло
гребами и лествой. Стайка крекливых драздов
слитела с рибины. Внебе лител балшой касяк
журовлей.
15. Тикут ручъи. Литят шумные стайки скварцов.
Грачи въют гнезда на диревях. Литают и пают птицы.
Поевилас зилёная трафка. В соду много роботы.
16. Последние дни стаяла ястная пагода.
Павеяло теплым ветром. По оврашкам бигут висёлые
ручийки. Зазилинела маладая трафка. Звенит
лалатой галасок малиновки.
17. На ступила марозная зема. Речька пакрылас
толстым блистящим лдом. Снек укрыл Чорную
грязную землу белым пушыстым одеялом. Диревя
стаят в зимним уборе.
18. Было тихае летние утро. На виршыне пологого
халма веднелась небальшая деривенька. По уской
проселочьной дорошке шла маладая женьщина в
белом кисейном плате и круглой соломенной
шлябке.
19. Лиза бижала по длиной алее. Анна вдыхала
слатковатый запох зелини.Вветвях еграл лёхкий
витерок . Ветви кочялись. Быстрые блики
разоватогосонца скокали позимле, как жывые.
Выполняя регулярно таки упражнения, у
обучающихся формируется орфографическая
зоркость, вырабатываются навыки грамотного
письма.
Для подбора упражнений пользуемся материалом
различных источников. Это статьи газеты и
журнала “Начальная школа”, сборники диктантов и
тестовых заданий разных авторов.
Источник