Упражнения для развития глазомера ребенка
Анастасия Гиденко
Картотека упражнений для детей средней группы для развития глазомера
1. Необычные пробки
На картонках проделайте небольшие отверстия круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные. Попросите играющих вырезать из бумаги «пробки», которые точно закрывали бы эти отверстия. Примерять «пробки» нельзя, надо пользоваться только глазомером. Побеждает тот, чьи «пробки» наиболее точно закроют отверстия.
2. Точные промежутки
Для игры необходимы 8-10 одинаковых монет. Положите в ряд три монеты плотно друг к другу и уберите среднюю. Это образец, которого будут придерживаться играющие. Дети должны положить остальные монеты по прямой линии так, чтобы между ними были такие же промежутки, как между двумя первыми. Точность промежутков проверьте монетой.
3. Определите высоту
Перед играющими на расстоянии 2-3 метров расставьте предметы различной высоты. Каждому участнику выдайте лист, на котором перечислены эти предметы. Играющий под каждым названием должен нарисовать отрезок, равный высоте этого предмета. Выигрывает тот, кто более точно определил высоту предметов.
4. Сколько нужно предметов?
Предложите играющим расположить 2 кубика на таком расстоянии один от другого, чтобы между ними вплотную поместилось 4, 7, кубиков.
Вместо кубиков можно использовать пуговицы, монеты, спички.
Выигрывает тот, кто наиболее точно определит расстояние.
5. Разделите отрезок
Начертите прямые линии на листах бумаги. Раздайте листы игрокам. Каждый играющий должен разделить отрезок прямой на 8 (6, 4) равных частей за 2 (1) минуты. Проверьте правильность деления с помощью линейки и объявите победителя. Можно усложнить задание, предложив разделить отрезок на 3, 5, 7 частей.
6. Где больше?
Для игры подберите разнообразную посуду различной формы и величины и стакан. Предложите участникам на глаз определить, сколько стаканов воды понадобится, чтобы заполнить данный сосуд. Они должны проверить себя, наполнив посуду водой из стакана. Можно провести соревнования на скорость в парах, предложив игрокам две одинаковые емкости.
7. Считайте ногами
Нарисуйте на полу квадрат со стороной, равной 1 метру. Вызовите двоих игроков и поставьте их в квадрат друг против друга. Завяжите им глазаи попросите выполнить команды: «Кругом!», «6 шагов вперед!», «2 прыжка на левой ноге вправо!», «Кругом!», «А теперь вернитесь в квадрат и пожмите друг другу руки». Побеждает пара, сумевшая правильно рассчитать весь путь.
8. Верный глаз
Ведущий раздает играющим листы бумаги, на которых нарисованы квадрат, прямоугольник, ромб и параллелограмм. Играющие по команде ведущего должны разделить эти фигуры на равные части. После выполнения задания при помощи линейки определяется, кто был более точен.
9. Телеграмма
Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. В центре стоит водящий. Он должен «перехватить» телеграмму, увидеть, кто пожимает руки. Если он это замечает, то встает в общий круг, а попавшийся становится водящим. Если телеграмма доходит до получателя,он говорит: «Получил» и сам отправляет телеграмму кому-то. Нельзя отправлять телеграмму рядом стоящему. Если водящий никак не может перехватить послание, его лучше поменять
10. Нос – пол – потолок
Ведущий называет: «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на пол, на потолок или на нос (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать играющих). Участники показывают то, что называет ведущий. Те, кто ошибся, получают штрафные очки, которые потом творчески отрабатываются.
Источник
Оксана Отрубейникова
Консультация для родителей «Развиваем глазомер у дошкольников»
Развиваем глазомер у дошкольников (3–7 лет)
Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка, формируется умение не только слушать но и слышать, не только смотреть но и видеть.
ЗНАЧЕНИЕ ЗРЕНИЯ
Зрение – самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течении всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90 % информации об окружающем мире. Частичное или глубокое нарушение функций глаз вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. При нарушениях зрения у ребенка страдает чувственное (визуальное) восприятие окружающего мира – основа познания окружающей действительности.
К чему ведет нарушение зрения?
1. Не развивается моторика пальцев рук.
2. Теряется навыки логического мышления его скорость и результативность.
3. Неразвитость моторной сферы ребенка затрудняет его общение с другими людьми.
4. Возникают трудности, при овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, которое требует зрительного подражания, нарушается правильная поза в процессе ходьбы, бега, естественных движений.
5. Не развивается ловкость и быстрота действий, которые необходимы в подвижных играх.
6. Нарушается координация и точность движений.
!Именно в дошкольном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, зрительный и осязательный контроль над выполнением движений, координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. Еще И. М. Сеченов отмечал, что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства.
Как у ребенка развивать глазомер
1. Метать (бросать) в цель. Чтобы попасть в нужную точку, требуется определить длину траектории полета, вложить в мячик определенную силу. Когда малышу исполнится три года, закрепите на стене баскетбольное кольцо. Высота должна соответствовать росту игрока, но при этом исключать вероятность повисания. Еще вариант – дартс. Из соображений безопасности стоит выбрать магнитный или на липучках.
2. Играть в снежки, салки и вышибалы. Это сложнее, чем занятия из предыдущего пункта, потому что цель постоянно движется.Приходится принимать решение по ситуации: до кого из участников ближе в данный момент.
3. Срисовывать по клеточкам (упражнение еще и отлично готовит руку к письму). Если нет детского журнала с подходящей картинкой, можно сделать ее самостоятельно. Выбираем в Сети неяркий рисунок, помещаем его в левой части горизонтальной страницы word. Расчерчиваем на клетки. Справа делаем точно такую же сетку и переносим несколько элементов рисунка. Распечатываем листок, ламинируем и предлагаем ребенку тонким маркером потренироваться в рисовании. Маркер снимается влажной салфеткой, поэтому пособие прослужит долго.
4. «Порыбачить». Магнитную игрушку-рыбалку покупают или изготавливают самостоятельно из картона, фетра.
5. Обучить ребенка активным играм, среди которых кегли, бадминтон, аэрохоккей и бильярд.
Очень интересная игра для тренировки глазомера – кольцеброс. Он существует в классическом варианте (оси, на которые набрасываются кольца) и креативном, например, «Фламинго Ринго»(Недальновидный фламинго разгуливает по лагуне, где не дремлют крокодилы. Защити птичек – запусти из лодки спасательные круги)
Комнатные игры для развития глазомера
Найди мину в темноте
Представим, что вы разведчик и вам удалось увидеть, как противник расставляет мины. Вы запомнили их расположение и должны найти мины. Но наступила ночь и дело усложнилось темнотой.
Для этой игры на развитие глазомера нужны кегли и разные игрушки. Игрушки будут изображать мины и их надо расставить в разнообразном порядке по комнате или в зале.
Игрок должен запомнить их расположение, оценить расстояние между ними в своих шагах и направление на следующую мину. Затем ему завязывают глаза и он должен пройти от одной мины к другой, считая шаги. Подойдя к ней он должен остановиться и поставить рядом с миной кеглю.
Если игра происходит на улице — можно воткнуть в землю прутики, возле места, где находится мина.
Для определения победителя измеряется расстояние от каждой кегли (прутика) до мины-игрушки. Значения складываются.
Побеждает тот, у кого лучше глазомер и измеренное расстояние между кеглями и минами меньше!
Запомни и проверь или человек-линейка
Играть можно хоть одному, но интереснее втроем и более. Нарежьте из стандартного листа бумаги полоски длиной 30 см. и шириной 2-3 см. Наберите в комнате предметы размером не больше, чем эти полоски. Например, книги, коробочки и т. п. Поставьте или положите один из них на стол. Игроки должны посмотреть на эти предметы, запомнить их размер и отвернуться.
После этого они должны взять бумажные полоски и на глаз оторвать или отрезать ножницами кусочки, соответствующие длине и ширине поставленного предмета. Или только одного размера.
Побеждает тот, у кого самые точные показатели. При сравнении результатов по двум размерам, надо сложить, измерив линейкой, длину и ширину предмета, а потом и обеих полосок.
Ровная крышка
Перед игроками ставятся стеклянные, косметические и другие банки, и баночки. В руках у них листы из плотной бумаги или картона и карандаш. Сначала все по памяти рисуют круги под размер крышки для каждой банки. На банки можно смотреть. Подписывают крышку своим именем или ставят номер, если игроки пересчитались вначале. Потом нарисованные крышки вырезают ножницами. Прикладывая каждую крышку к банкам, сравнивают точность вырезанного размера — чья крышка лучше закрывает банку, у того лучше развит глазомер. Он — победитель!
Источник
Вводную часть этого раздела (до описания игр) можно детям пересказать, а подросткам прочитать.
Глазомер — это способность определять расстояние на глаз без каких-либо приборов. Глазомер нужен человеку в различных видах деятельности. Рассмотрим ряд профессий, в которых он необходим.
Токарь должен на глаз определять диаметр обтачиваемого изделия, затем он проверяет правильность своей прикидки измерительным прибором.
Правильность движения челнока на ткацком станке определяется также во время работы станка, и в этом случае применим один измерительный «инструмент»— глаз.
Для определения кубатуры растущих деревьев на больших земельных участках лесоводы очень редко прибегают к мерной вилке, а определяют диаметр дерева на глаз.
Водитель автомобиля, для того чтобы не подвергать опасности жизнь окружающих и свою жизнь, должен беспрерывно во время движения транспорта возможно точнее определять расстояние разной величины, конечно, не имея возможности при этом использовать измерительные приборы.
Число профессий, в которых хороший глазомер имеет первостепенное значение, очень велико: он нужен топографу, геологу, агроному, шоферу, токарю, ткачу, закройщику, физкультурнику, архитектору, художнику, скульптору и т. д.
Глазомер мы развиваем и используем в жизни на каждом шагу, часто даже не замечая этого, когда прикидываем, за сколько времени можно пройти или пробежать некоторое расстояние, или когда на какой-либо площади размещаем разные предметы и даже когда протягиваем руку за каким-либо предметом. Но, чтобы сделать глазомер достаточно точным и получить уверенность в его правильности, нужно специально упражняться. Такие упражнения очень интересны, заниматься ли ими одному или с группой товарищей.
Мы уже говорили о том, что, наблюдая, человек больше узнает о богатстве, красочности и разнообразии окружающего нас мира; тренируясь в определении расстояния на глаз, мы одновременно в некоторой степени развиваем наблюдательность.
Как же развивать свой глазомер? Всякую прикидку расстояний на глаз надо проверять и проверять наиболее удобным способом, без специальных инструментов.
Наиболее проста проверка шагами, но у каждого человека величина шага различна. О том, как определить величину своего шага, сказано во многих книгах: в учебнике географии для V класса, в учебнике физики для VI класса, в книге Я- Перельмана «Занимательная геометрия» и других, да и учителя математики обычно показывают, как это делать.
Нужно только знать, как очень быстро по числу шагов, пройденных на измеряемом участке, определить его величину в метрах. Для этого нужно составить для себя таблицу перевода шагов в метры. Для образца приводим таблицу (размер шага равен 75 см).
Как пользоваться этой таблицей? Скажем, пройдено 347 шагов. Находим по таблице:
3 шага равны 2,25 м
300 шагов » 225 м
4 шага » 3 м
40 шагов » 30 м
7 шагов » 5,25 м
347 шагов » 260,25 м
Такую таблицу каждый может составить для себя, узнав величину своего шага.
Чтобы возможно чаще упражняться в развитии глазомера, следует эту таблицу иметь всегда при себе, а чтобы она надолго сохранилась, наклейте ее на картон и согните пополам в виде записной книжки.
Глазомер приобретается только путем упражнений. Интересно и весело, идя с товарищами из школы, на прогулку, экскурсию, соревноваться в определении расстояний до предметов, встречающихся на пути; точность определения каждый проверяет шагами и по своей таблице перевода шагов в метры узнает действительное расстояние. Если такие соревнования проводятся часто, то за короткий срок значительно улучшается способность определения и расстояний на глаз.
Многое узнается путем сравнений. Путем сравнений вы можете определить и расстояние. А для того чтобы иметь с чем сравнивать, нужно предварительно измерить шагами длину тех зданий, скверов, кварталов и т. п., мимо которых чаще всего вы ходите, и запомнить их размеры.
Один из способов определения расстояния на глаз состоит в мысленном откладывании на этом расстоянии таких отрезков, которые удалось запомнить: 1 м, 2 м, 5м, 10 м, 25 м, 50 м, 100 м, 1 км и т. п. Запоминаются эти отрезки не сразу, а в результате тренировок. (Упражнения для такой тренировки будут даны ниже в виде игр.)
Чтобы научиться определять на глаз величину небольших предметов, нужно постараться запомнить отрезки в один и несколько сантиметров, в дециметр, в четверть метра и полметра. Для этого лучше всего точно измерить ширину и длину своих пальцев, свой рост и величину предметов, которыми часто пользуешься: тетради, спичечной коробки и т. п.
Описание игр и упражнений
116. Одинаковые промежутки
а) Для игры необходимы 8—10 одинаковых монет. Ведущий кладет в ряд 3 монеты плотно одну возле другой и вынимает среднюю монету.
Затем он предлагает одному из играющих разложить остальные монеты по прямой линии так, чтобы между ними были такие же промежутки, как между двумя первыми. Нужно проверить, точны ли промежутки, вставляя между ними одну из монет.
Такое же упражнение можно проделать со спичками, ластиками, тетрадями или другими одинаковыми по величине предметами.
б) Положить две спички под таким углом, чтобы, если присоединить к ним третью спичку, они образовали бы равносторонний треугольник.
в) Положить две монеты (спички или другие предметы одинаковой длины) на таком расстоянии одну от другой, чтобы между ними точно поместилось столько монет(или других предметов), сколько назовет ведущий.
г) Ведущий ставит два одинаковых предмета на Каком-либо расстоянии друг от друга. Определить, сколько таких же предметов уложится между ними и проверить это.
В играх могут участвовать дети 8-летиего возраста.
117. Сколько места занимает предмет?
а) Дети, глядя на небольшой предмет (книгу, вазу, стакан и т. п.), четырьмя спичками ограничивают место, на котором он должен поместиться. Проверить это (рис. 25).
б) Нужно сделать то же самое, не имея предмета перед глазами, но выбрав такой, который дети видят несколько раз в день.
В играх могут участвовать дети 8-летнего возраста.
118. Проверка циркуле
а) Ведущий чертит на классной доске отрезок прямой произвольной длины и в середине доски ставит точку.
Участвующие в игре рассчитываются по порядку номеров и по очереди подходят к доске. Играющие должны от точки, намеченной^ середине доски, на расстоянии, равном начерченному отрезку, поставить свои точки и возле каждой подписать свой порядковый номер.
Правильность глазомера всей группы проверяется так: проводится окружность, центром которой служит точка, поставленная ведущим, а радиусом — длина начерченного на доске отрезка.
б) Соревнование такого же рода можно проводить и на местности; для этого нужна веревка длиною метров в пять. На одном ее конце делается петля.
Ведущий вбивает колышек, а все играющие на глаз вбивают вокруг него, скажем на расстоянии четырех метров, свой колышек и становятся возле него.
Ведущий надевает на вбитый им колышек петлю веревки, точно отмеряет по веревке 4 м, конец этот берет в руки и, натянув веревку, вращает ее вокруг колышка; так сразу проверяется глазомер каждого.
В этих занятиях может принимать участие целый класс.
В игре могут участвовать дети с 9-летнего возраста.
119. Кто точнее покажет?
Берется классная метровая линейка с сантиметровыми делениями. Тыльную сторону этой линейки, если и на ней нанесены деления, закрывают полоской бумаги и прикрепляют ее кнопками на концах линейки.
Один из играющих ставит конец линейки на сиденье стула и становится напротив своих товарищей, повернув линейку делениями от себя (рис. 26).
Товарищи предлагают ему показать 1, 2 или несколько дециметров (а после достаточной тренировки, скажем, 15, 47, 85 см и т. п.), он должен пальцем сбоку линейки показать место, где, по его мнению, кончается заданный
ему отрезок, а остальные дети видят, насколько точно он научился это делать.
Если имеются 2—3 линейки, можно одновременно давать одно и то же задание нескольким играющим, организовав между ними соревнование.
В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.
120. Быстро раздели на равные части
Проводятся две параллельные прямые (как провести параллельные прямые на местности — смотрите в конце описания настоящей игры) одинаковой длины (50— 100 м). На концах их ставятся вешки. Эти прямые располагаются друг от друга на расстоянии 5 м. Участвующие в соревновании до игры не знают размеров линий.
Две группы с одинаковым числом участвующих становятся между этими прямыми спиной друг к другу. У каждого играющего своя метка (флажок, колышек или камень).
Обоим звеньям даются одинаковые задания — разделить, скажем, за 2 минуты отрезки прямой на 8 (6, 4,-2 и т. п.) равных частей. Один из играющих делит на глаз отрезок пополам, после этого двое других делят полученные отрезки также пополам и т. д. Каждый ставит в соответствующем месте свою метку.
Правильность деления ведущий проверяет с помощью полевого циркуля или веревки, на которой обозначены метры, или другим измерительным инструментом (можно и шагами).
Побеждает та группа, у которой меньше ошибок и они менее грубы.
Целесообразно с каждым разом давать более трудные задания (разделить на 3, 5, 7 частей) и уменьшать время, отведенное на их выполнение.
В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.
121. Определи емкость сосуда
Чрезвычайно интересно проходят соревнования в определении на глаз емкости сосудов различной формы и величины.
Посмотрите каждый у себя дома, сколько у вас имеется самой разнообразной посуды.
Для определения их емкости нужно иметь стакан (200 см5), поллитровую и литровую банки.
Пусть сначала каждый сам потренируется в определении на глаз емкости разных сосудов, после чего можно соревноваться группами, например по звеньям.
В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.
122. Тень-помощник
Можно соревноваться в точности определения на глаз высоты какого-либо сооружения, столба, дерева и т. п., проверяя правильность своих определений с помощью тени.
Это делается следующим образом: измеряется длина тени от вертикально поставленной метровой палки. Высота измеряемого предмета равна стольким метрам, сколько раз тень от метровой палки может уложиться на тени от измеряемого предмета (рис. 27).
Интересно также определить по памяти высоту тех предметов, которые мы видели много раз, и затем проверить правильность этого определения на месте тем способом, который только что был указан.
В игре могут участвовать дети с 11-летнего возраста.
123. Вырезай точно
Играющие делятся на 2 группы и садятся парами. В каждую пару входит по одному играющему от разных групп. Перед парами кладут картонку, в которой вырезаны небольшие отверстия — круглое, квадратное, в виде треугольника и прямоугольника. Все должны в определенный срок вырезать из бумаги «пробки», которые точно закрывали бы эти отверстия.
При вырезывании нельзя брать в руки картонку и примерять «пробки», а надо пользоваться только глазомером.
Ведущий с бригадирами групп проверяет, кто в каждой паре точнее пригнал «пробки», и одновременно выясняет, какая группа сделала это лучше.
В игре могут участвовать дети с 11-летнего возраста.
124. С точностью до миллиметра
а) После проведенной тренировки играющие могут соревноваться на более точное определение толщины карандаша, спички, монеты и других подобных предметов в миллиметрах.
б) Ощупав толщину листа в книге, участвующие в игре приблизительно определяют, сколько в ней страниц; сколько страниц в пачке тетрадей.
В игре могут участвовать дети с 12-летнего возраста.
125. Сколько до колышка?
На полянке чертят кружок диаметром в 36—40 см. Во все стороны от этого кружка на расстоянии примерно в 5, 8, 10, 16, 22, 31, 45 ж и т. д. вбиваются перенумерованные колышки.
Тренирующиеся по очереди становятся в начерченный кружок и, не сходя с места, определяют расстояние от себя до каждого колышка и говорят о его величине ведущему, который все это записывает.
Допустивший меньше ошибок считается победителем.
В игре могут участвовать дети с 12-летнею возраста.
126. Определи расстояние
Ведущий ставит вешку и, зная величину своего шага, отходит от нее на определенное, известное ему расстояние (в метрах).
Остальные играющие стоят в это время спиной к ведущему; по его сигналу они поворачиваются к нему лицом и определяют расстояние между ним и вешкой; после этого ведущий объявляет, кто его определил с наибольшей точностью, и действительное расстояние (рис. 28).
Затем играющие вновь отворачиваются, а ведущий приближается к вешке или удаляется от нее. Играющие вновь определяют расстояние между ведущим и вешкой. Так повторяется 3 раза.
Победителем в игре считается тот, кто большее число раз правильно определял расстояние от вешки до^ ведущего. Он же становится новым ведущим.
В игре могут участвовать дети с 12-летнего возраста.
127. Определи по памяти
Представляет ли школьник размеры своей школы, дома, где он живет, или размеры предметов, с которыми ежедневно имеет дело,— школьных принадлежностей,
одежды, посуды и т. п.? Интересно это проверить и провести соревнование.
Для этого в группе детей, например внутри звена, проводится тренировка в определении по памяти длины (ширины) хорошо всем известных зданий, расстояния между зданиями и т. п., а также размеров разнообразных мелких предметов с последующей достаточно точной проверкой (сантиметром, шагами, превращая их в метры, или другим способом).
Поеле такой тренировки каждое звено дает по собственному выбору задание другому звену — определить по памяти размеры известных всем предметов, строений.
Проверка покажет, какое звено лучше с этим справляется. Упражняться в этом можно и одному.
В игре могут участвовать дети с 12-летнего возраста.
Примечание. Для проведения на местности параллельных линий без помощи измерительных инструментов вбиваются два колышка на расстоянии, которое должно быть между параллельными. Двое становятся возле этих колышков лицом друг к другу, делают поворот на 90 градусов в ту сторону, где должны проходить прямые, намечают прямо против себя ориентиры и идут по направлению к ним, не отклоняясь, на требуемое расстояние. Пройдя это расстояние, каждый вбивает точно против себя по второму колышку. Прямые между колышками и будут параллельными.
Источник