Упражнения для развитие голоса ребенка для пения

Система вокально-технических упражнений

для развития голоса ребенка

Упражнения для младших школьников должны быть предельно просты в музыкальном отношении, они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов, не затрагивать крайние ноты диапазона. Должны петься в умеренном темпе. Вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло под аккомпанемент.

Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически.

I. Приемы формирования опоры певческого голоса

1. Поем слог: “ва”, “ма” или “да”. В удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не “выжимать” дыхание до конца). По мере ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это упражнение помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать ровность звука, его красоту. Проверить в действии все процессы вокальной координации.

2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Особое внимание важно уделить ровности и качеству звука, а так же подаче дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков – legato. Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью.

3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность. Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на “а” гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве звука.

4. Упражнение называется «Под водой». Берем вдох носом с круговым движением рук, соединяя вверху. Медленно опускаем руки и делаем такой же выдох (как поршень). Сбрасываем остатки дыхания и опускаемся «под воду». Идет задержка дыхания. Затем «выныриваем» и берем вдох. Так же с помощью рук. И повторяем.

II Приемы формирования правильного звукообразования

1. Упражнение на работу органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика

«Подуем на торт»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Часики»

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем дети высовывают язык и поворачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

2. Дикционные упражнения

А) согласные звуки

1. Активно произносим, чередуя звуки — п-б, б-п, п-б, б-п.

Звуки короткие, без лишних призвуков

2. Перечисляем слоги:

пи, пэ, па, по, пу

би, бэ, ба, бо, бу

Звук «б» — звонкий, взрывной

3. В конце слогов добавляем согласный звук:

пип, пэп, пап, поп, пуп

биб, бэб, баб, боб, буб

В конце слога произносить звук «б» звонко, не заменяя его звуком «п»

4. Работаем над парными согласными т-д. Повторяем упражнения 1-4 , заменяя согласные п-б на согласные звуки т-д

5. Работаем над парными согласными в-ф. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки в-ф

6. Работаем над парными согласными г-к. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки г-к

РАБОТА НАД СВИСТЯЩИМИ И ШИПЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ

1. На долгом выдохе тянуть звуки:

с-с-с-с-с-с-

з-з-з-з-з-з

ш-ш-ш-ш-ш

ж-ж-ж-ж-ж-ж

ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц

ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-

2. Произносим слоги, согласные – короткие:

Са — сэ — си-со-су

За-зэ – зи – зо – зу

Ша –шэ – ши – шо –шу

Жа – жэ – жи – жо – жу

Ца – цэ – ци – цо – цу

Ча – чэ – чи – чо — чу

3. В конце слога меняем звонкие и глухие звуки. Звонкие согласные не заменяем глухими, они должны звучат твердо и активно

Саз – сэз – сиз – соз – суз

Зас – зэс – зис – зос – зус

Шаж – шэж – шиж – шож – шуж

Жаш – жэш – жиш – жош – жуш

В представленных упражнениях согласные звуки нужно произносить четко и коротко. Артикуляция звуков должна быть подвижной и энергичной.

Скороговорки на звук [Б]

Баран буян залез в бурьян.

Купила бабуся бусы Марусе.

От топота копыт пыль по полю летит.

Боронила борона неборованное поле.

Бородатый барабашка барабанит в барабан.

Скороговорки на звуки [Б и Л]

Добыл бобыль бобов.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

Скороговорки на звук [В]

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.

Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы – вылавировали бы.

Скороговорки на звук [Г]

Гроза грозна, грозна гроза.

На дворе галка, на берегу галька.

Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит пока грозна.

Повстречались две подружки, две подружки – две болтушки, говорили-говорили, говорили-говорили, говорили-говорили, да не выговорились.

Скороговорки на звук [Д]

Дарья дарит Дине дыни.

По двору, подворью, в добром здоровье.

Долбил дятел дуб, выдалбливал, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

Б) гласные звуки

Для начала нужно отработать отдельные гласные, а затем сочетание гласных звуков:

А – Э – И – О – У

Чередование гласных может быть в разной последовательности:

И – Э – А – О – У – Ы

О – У – А – И – Ы – Э

Артикуляция проверяется для начала беззвучно – очертание губ, положение языка, свободная нижняя челюсть. Потом добавляется голос. В начале после каждого гласного делается цезура (остановка), потом упражнение произносится на одном выдохе. Темп упражнения спокойный. Динамика – умеренная, в диапазоне избегаем крайних звуков. Цель упражнения – освобождение от зажимов, мышечного напряжения.

При отработке звука «А» нижняя челюсть опускается, язык не должен подниматься «горбиком». Важно, чтобы при произношении звука «А» голос не звучал напряженно и открыто (так называемый «белый звук»). Чтобы этого не происходило, нужно не открывать слишком широко рот, очертание рта (артикуляцию) приблизить к произношению звука «О».

На звуке «О» губы округляются, челюсть опускается меньше, чем на звуке «А».

При произношении звука «У» губы вытягиваются в трубочку вперед. Губы слегка приоткрыты.

При произношении звука «Э» нижняя челюсть менее опущена, чем при произношении «А» и «О». И рот открывается не так широко, как при произношении «А» и «О». Язык округляется передней частью, а кончик языка опускается.

При произношении звука «И» язык подается вверх и вперед, уголки губ слегка растянуты. Расстояние между зубами минимальное.

Скороговорки на букву [И]

У ёлки иголки колки.

Лилипуты воду лили и все лилии залили.

Крокодил зарылся в ил, крокодила Нил манил.

Полили ли вы лилию? Не залили ли? Не перелили ли?

Скороговорки на звук [О]

Во пОле затопали кони.

Осип охрип, а Архип осип.

Хохотал хохол, ухохатывался.

Во дворе трава, на траве дрова.

От топота копыт пыль по полю летит.

Колпак на колпаке и под колпаком колпак.

Скороговорки на звук [У]

У осы не усы, не усища, а усики.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!

3. Упражнения на формирование единой вокальной певческой позиции.

– что важно:

Ощущение внутреннего объема, поднятие мягкого неба.

Образуется зевок и высокая вокальная позиция. Для этого по показу педагога, используя в упражнении указательный палец, произносим БЭЭЭ, БООО, БУУУ.

-Следующее упражнение:

А – Ягодка моя аленькая (движение рук вверх) Улыбка и зевок.

О – Бочка с медом (руки по щекам гладят вниз).

И – Принц, миленький (руки находятся у верхней губы и поднимаются вверх, рисуя улыбку).

Е – Миленький, меленький (так же, как и).

У – Юля, умница (руки мягко ведут по щекам, как бы рисуя трубу).

– Филировка звука.

Слово ОНГ. Сначала берем крупно, затем филируем. Звук в центре головы. Берется ярко и постепенно исчезает через ноздри. Так же можно брать слово КИНГ.

III. Приемы развития певческого голоса:

1) упражнения на формирование смешанного типа звучания. – По квинте на тпр движение вверх и вниз. Спокойно не давить, не подталкивать. С тональности ля мажор малой октавы и до си мажор первой октавы.

– Нэй, нэй, нэй. По мажорному трезвучию вверх. Ля мажор малой и до ля мажор первой.

2) упражнения на сглаживание регистров.

– Используем так называемый немой звук. Раскрываем ноздри. Нет откровенного Н, кончик языка в спокойном положении. Кверху звук не раздувать. Звук, как скулит щенок. Этот звук перетянуть на упражнение. С небольшим глиссандо, как бы подвывая. Петь на интервал квинту, или октаву.

– Упражнение “Мартовский кот”. Поется октава вверх МЯЯЯ—-ААА——У А вверхняя нота октавы, У возвращаемся в исходную ноту.

3) упражнения на развитие диапазона

-Мычим на согласную “М” на одном звуке от си малой октавы и по полутонам вверх. Будим голос. -А а А а А а Раскачка на большой секунде от си бемоля малой октавы. – Немой звук по развернутому мажорному трезвучию вверх ( Ля-до#-до#-мими-ля; вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя) Чередуя легато и стаккато. – Мажорный септаккорд в разложенном виде поется на УУУ и открывается на верхнем вуке на А, раскачивается и спускается вниз на гласную АА, а тоника внизу поется на У.

IV. Приёмы развития вокальных украшений:

1) Субтон- пение с придыханием. Теплый воздух в нижнюю челюсть. Сначала воздух потом звук. ( Ля-до#-до#-ми-ми-ля; вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя) На А. Призвук от воздуха получается ХА).

2) Фальцет. Вокальный прием головного регистра. Головной звук с воздухом.

Продуваем воздух в очень узкий звук. Слово Ветер с воздухом (фальцетом). Протягивая звук и воздух “проводить” через рот. С воздухом Уууу, Аааа (До# четверть с точкой, си восьмая, ля четверть в первой октаве).

3) Вибрато. Вибрато заключается в колебании тона звука, вызываемом периодическим движением диафрагмы. На гласную И . Темп постепенно ускоряется. Упражнение поется почти на стаккато. До-ре, до-ре (четверти), доре, до-ре, до-ре, до-ре(восьмые), доооооо (шестнадцатые).

Вокальный репертуар для детского эстрадного ансамбля

(младший школьный возраст)

Пестрый колпачок (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве);

Хорошо рядом с мамой (слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко);

Солнечная капель (слова И. Вахрушевой, музыка С. Соснина);

Доброта (слова И. Бурсова, музыка Е. Гомоновой);

Я имею право (автор И.М. Осокина);

Мы теперь ученики (слова К. Ибряева, музыка Г. Струве);

Моя Россия (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве);

Алфавит (слова И. Резника, музыка Р. Паулса).

19.03.2020

Еремеева Е.А.

10

Источник

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

  • певческую установку;
  • певческое дыхание и опору звука;
  • высокую вокальную позицию;
  • точное интонирование;
  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
  • использование различных видов звуковедения;
  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

  • Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
  • Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
  • Работать надо постепенно, без торопливости.
  • Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
  • Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
  • Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
  • Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
  • Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Влияние певческой нагрузки на здоровье детей.

Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

7.

8.

9.

10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации.

В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость».

1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

3. Вариант предыдущего упражнения.

4. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» – и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь!

5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.

11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

13. Акцент на верхней ноте и staccato.

14. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

14. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

ЛЯ-ли → ЛЕ-ли ← ЛЁ-ли.

В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение:

Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию.

Источник