Упражнения для познавательного развития ребенка 1 года
15.04.2015
За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.
Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.
Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет
1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные – по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки – домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Игра в «Найди пару» – с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» – по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» – мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» – игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» – разновидность игры «найди пару» – найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов
В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик» (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.
Лексические темы
С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок. Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.
Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:
1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет – внутри листа вырезается простой силуэт – например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все – таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто – получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) – если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») – обычно это возможно осуществить в среднем – к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).
Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Логоритмика – танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая – медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает – мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – “принеси куклу, дай мячик”).
Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет
Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.
1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет
1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному – из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван – с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить – это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям – в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет
1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер – отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения для детей в быту
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» – т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» – концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка – настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.
Источник
Рекомендации для родителей по развитию познавательной деятельности детей второго года жизни.
Как развивать познавательную деятельность ребенка.
В поисках нового и новых ощущений ребенка второго года жизни интересуют разнообразные предметы – это хорошо знакомые личные вещи, предметы быта и другие объекты ближайшего окружения. Особое значение для стимуляции познавательной активности имеют специальные предметы – дидактические игрушки.
Дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений, т.к. они дают обобщающую информацию не только относительно формы, величины и формы предметов и т.п., но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействии с окружающим. Кроме того, дидактические игрушки имеют замечательную особенность поддерживать устойчивый ориентировочный интерес ребенка и дают полную возможность самостоятельных действий с ними, что в результате позволяет ребенку делать для себя маленькие открытия.
Для занятий с детьми 2 года жизни можно рекомендовать 5 видов игрушек.
1. Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы, полусферы, имеющие сквозные отверстия.
Упражнения с данным видом игрушек способствуют развитию моторики пальцев, координацию рук, особенно при осуществлении противоположных действий – нанизывание и снятие предметов. Выполнение заданий осуществляется в 2-х плоскостях: горизонтальной (нанизывание и снятие с мягкого шнура) и вертикальные (нанизывание и снятие со стержня),
2. Объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы и др.
Данные предметы предназначены для целенаправленного манипулирования, группировки и соотнесения по цвету, величине или форме. Выполнение заданий – вкладывание и выкладывание предметов предполагает разные варианты. Так, например, вкладывание и выкладывание предметов в коробки разной формы и величины, проталкивание в отверстия определенной формы и размера, соединение и разъединение, накладывание и прикладывание, вкатывание и т.п.
3. Геометрические игрушки-вкладыши, (вкладываются меньшие в большие разноцветные кубы, вкладыши, конусы, полусферы)
Действия с этим видом игрушек дает возможность развить у ребенка пространственную ориентировку, познакомить его с физическими свойствами полых предметов. В ходе действий с полыми игрушками дети также тренируют кончики пальцев, дифференцируют роль большого, указательного и среднего пальцев.
4. Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, бочонки, пирамидки.). Все игрушки для детей второго года жизни – одноцветные, нерасписные.
Выполнение действий с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению собирать предмет из 2-х одинаковых или однотипных частей.
Общим правилом предъявления ребенку задач такого типа является следующее: детям до 1 года 8 мес. даются одноместные игрушки, а старше 1 года 8 мес. – двуместные. Однако при легком выполнении заданий детьми предполагается последовательное усложнение.
5. Небольшие сюжетные игрушки – куколки, машинки, елочки, грибочки, овощи, фрукты, а также предметы, подобранные по определенным признакам: коробки, катушки, шишки, желуди и т.п.
Указав перечень рекомендуемых игрушек, перейдем непосредственно к игровым действиям с ними и рассмотрим некоторые из них.
1 год – 1 год 3 мес.
В данный период детей необходимо учить выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами:
раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку;
раскладывать и собирать цветные колпачки;
нанизывать на стержень до 5 одинаковых колец;
вкладывать полые предметы друг в друга;
собирать игрушки из 2-х частей.
Необходимо привлекать внимание детей к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, металл, бумага, ткань), издающим различное звучание: тихое и громкое (сопровождать звуки речевыми звукоподражаниями: бам-бам, тук-тук, дзинь-дзинь).
Научите вынимать из коробки предметы по одному.
Держите коробку так, чтобы ребенок доставал предметы по одному, а не вытряхнул их все сразу.
Возьмите большую чашку, наполненную разноцветными кубиками. Покажите ребенку, как вынимать кубики. Отдайте ему чашку и скажите «Дай мне кубики». Если это необходимо, помогите ребенку, направляя его руку. В дальнейшем руководите действиями только словесно. Хвалите ребенка за его попытки и успехи,
Положите на дно чашки (коробки) какое-нибудь лакомство. Когда ребенок вынет предметы, он сможет достать угощение.
Пусть ребенок помогает вам доставать из сумки белье, ложки из ящика, стола, принесенные продукты. Положите на дно сумки какое-нибудь угощение для ребенка.
Научите ребенка «строить башню» из кубиков. Начинайте с более крупных кубиков (5-8 кв.см.). Медленно покажите ребенку как поставить кубик один на другой. При этом говорите: «Сначала этот, потом – этот, потом – этот». Затем дайте кубики ребенку и попросите его «построить башню, похожую на вашу». Хвалите ребенка за успехи. Если требуется ваша помощь, направляйте руку ребенка и постепенно уменьшайте свою помощь по мере приобретения навыка.
Научите нанизывать колечки на стержень.
Одной рукой держите пустой стержень и опустите на него кольцо. Удерживая рукой стержень, предложите ребенку колечко, скажите «Соберем пирамидку из колечек». При необходимости помогите ребенку правильно взять кольцо и опустить его на стержень. Нанизывание колечек можно производить поочередно, постепенно стремясь предоставлять ребенку самостоятельность. Хвалите его за удачные действия. Собрав пирамидку, дайте ребенку разобрать ее.
Научите накрывать меньший предмет большим и наоборот.
Предложите ребенку набор кубов-вкладышей полой стороной вниз. Снимайте верхний куб и, удивляясь, обнаруживайте нижний меньший. Помогите ребенку снимать кубы, выполняя широкий захват. Предложите ребенку только 2 куба (большего и меньшего размера). Покажите ему, как накрывать меньший куб, скажите «Давай спрячем куб». Обязательно хвалите ребенка за успех и попытки.
1 г. З мес. – 1 г. 6 мес.
Необходимо продолжать учить ребенка действовать с одноименными дидактическими игрушками (матрешками, бочатами и пр.), выполнять прямые и обратные действия. Собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конической основе, состоящую из 2-3 колец разного размера, затем собирать пирамидку на прямой основе из 2 колец, резко различных по размеру.
Научите ребенка нанизывать плоские предметы круглой формы.
Используйте кольца и круги, берите фигуры и обследуйте их вместе с ребенком: их можно покатать, находите отверстие у кольца и проводите по гладкой и ровной поверхности круга рукой.
Научите отделять шары от кубиков.
Используйте коробку, в которой смешаны одноцветные шары и кубики. Берите поочередно кубики и шары и исследуйте их форму: находите углы и грани на кубиках и прокатывайте шарики в руках. Называйте предметы «Это шарик. А это кубик».
Воспользуйтесь лотком для скатывания шаров. Еще раз рассмотрите шарик и скатите его по лотку: «Шарик катится». Повторно исследуйте кубик и поставьте его на скат лотка: «Не катится». Предложите ребенку отобрать только шарики.
Предложите в дальнейшем шары разного размера, цвета и изготовленные из различного материала.
Сокращайте свою помощь по мере усвоения ребенком свойств геометрических предметов. Пусть ребенок прокатит по лотку круглую конфету и съест ее. Это его награда!
1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес
В данный возрастной период следует формировать умение собирать двухместные дидактические игрушки. Учить выбирать предметы по размеру и соответственно называть их: большой, маленький, понимать слово «поменьше». С небольшой помощью взрослого уметь собирать пирамидку из 2-3 колец на конической основе, затем – на прямой.
Научите действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из 2-х одинаковых частей, выбирать однородные предметы по величине.
Предложите ребенку 2 бочонка (большой и маленький), один из которых разборный. Разберите его и снова соберите, если все еще требуется помощь, то помогите выполнить открывание бочонка: выполните поворот и подтягивание его верхней части.
Рассмотрите два бочонка, приложите их друг к другу, поставьте один на другой. Сравнивая их, называйте «Это большой бочонок», «Это маленький бочонок». Затем спросите «Какой бочонок маленький?» и попросите показать его.
Повторите действие открывания бочонка и упражняйтесь во вкладывании маленького бочонка в большой. «Где маленький бочонок?» – поинтересуйтесь у ребенка. Послушайте, как он стучит внутри большого бочонка, когда вы его встряхиваете «Тук-тук-тук! Там внутри стучит».
Позвольте ребенку «прятать» в разборные игрушки любые предметы по его желанию.
Убедившись, что понятия «большой», «маленький» усвоены, можете упражняться в выделении предмета «побольше» и «поменьше» на цепочках однородных предметов: маленький, побольше, самый большой, большой, поменьше, маленький.
Научите собирать матрешку, состоящую из двух матрешек.
Возьмите две одинаковые игрушки, и пусть ребенок копирует ваши движения по мере того, как вы будете собирать матрешку.
В то время, когда ребенок собирает матрешку, давайте ему устные указания: «Возьми маленькую матрешечку. Молодец! Вставь эту маленькую в ту, что побольше». Постепенно добавляйте по одной матрешке.
1 г. 9 мес. – 2 года
В этом возрасте продолжаем учить детей собирать двуместные дидактические игрушки, находить соответствующие детали – вкладыши при выборе из 2-х деталей, подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной), понимать слова «поменьше», «побольше», соответствующие промежуточной величине предметов. Самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 крупных колец контрастных размеров. Выполнять задания с ориентировкой на 2 свойства одновременно – цвет и величину, форму и цвет.
Научите подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство (цвет, форму, величину).
Поиграйте в игру с машинами, которые нужно расставить по своим гаражам. Игровая задача заключается в необходимости провезти машинки в соответствующие отверстия, предварительно соотнеся их по величине. Будьте искренни и эмоциональны. Проследите за тем, чтобы ребенок возил машинки левой и правой рукой.
Объясняйте, почему проезжает или не проезжает большая или маленькая машина в тот или иной гараж.
Аналогичные действия проведите с машинками одной величины и разного цвета. Вместо гаражей используйте полоски цветной бумаги, соответствующие цвету машин.
Научите подбирать подобные предметы, картинки.
Начните с 4-х предметов, хорошо знакомых ребенку (2 кубика, 2 мячика и т.п.). Возьмите один кубик и попросите ребенка: «Найди другой кубик». Повторите с мячами. Постепенно увеличивайте число и разнообразие предметов для подбора. Повторите то же самое с картинками вместо предметов. Для разнообразия используйте 2 целлофановых пакета с одинаковыми предметами. Вы вытаскиваете предмет из своего пакета и просите ребенка найти такой же предмет в его пакете.
Научите ребенка подбирать предмет к картинке, на которой изображен такой же предмет.
Предложите ребенку картинки, изображающие игрушки, похожие на те, которые есть у вашего ребенка. Дайте ему куклу и попросите найти картинку с куклой. Повторите аналогичное задание с другими знакомыми предметами. Поднимите картинку и скажите: «Это мишка. Найди мне другого мишку».
Научите различать предметы различной формы.
Сделайте «поверхность с отверстиями» круглой, треугольной и квадратной формы из коробки из-под обуви. Выпилите из фанеры или вырежьте из толстого картона несколько фигур соответственно отверстиям. Покажите ребенку, что от него требуется, сбросив в отверстие одну фигурку. Затем дайте ребенку другую фигурку и, если необходимо, покажите, куда вставлять фигурку. Помогите ребенку, направляя его руку к отверстию. Сокращайте свою помощь по мере приобретения им этого навыка. Постоянно хвалите ребенка за успехи.
Источник