Упражнения для музыкального развития ребенка
Совместная развивающая музыкально-творческая деятельность взрослого и детей, направленна на активизацию исполнительской деятельности старших дошкольников. Детское музыкальное исполнительство отличается от исполнительства взрослого: для ребёнка важен, прежде всего, не результат, а сам процесс. Но, как справедливо утверждает Н.А. Ветлугина, далеко не всякое исполнение ребёнком пляски, хоровода, песни отвечает эстетическим требованиям. «Основное качество, которое позволяет отнести исполнение к эстетическому – это его выразительность, под которой понимается способность непосредственно и искренне выразить эмоциональное содержание музыки, сохранив индивидуальное своеобразие в пении и движении, передав при этом чистоту певческих интонаций, точность движений». Чтобы дети научились чисто интонировать песню, красиво выполнять то или иное движение (например, в танце), эмоционально, выразительно двигаться под музыку, необходимы разнообразные методы и приёмы, исключающие однообразные повторения. В работе по развитию музыкально-творческих способностей, используются основные методы, направленные на активизацию творчески-музыкальной исполнительской деятельности – это метод физических действий и метод бессловесных действий. Метод физических действий включает такие приёмы, как:
– театральные упражнения
– этюды
– ритмопластика и музыкально-пластические импровизации.
Театральные упражнения используются для отработки того или иного действия с целью его усвоения. Они отличаются от традиционных музыкальных упражнений тем, что способствуют активизации внимания, формированию умения одновременно действовать всем коллективом (например, в одно и то же время начинать танец, песню и т.д.)
Этюд, в отличие от упражнения, предполагает воображаемые обстоятельства и определённый сюжет. Задача – активизировать творческие способности для создания импровизаций, формировать умение действовать в воображаемых обстоятельствах. В этюдах тренируется наблюдательность, воображение, память, слух, а также создаются условия, в которых дети, действуя в воображаемых ситуациях, стремятся выразительно исполнить музыкальные произведения.
Ритмопластика и музыкально-пластические импровизации – специальные упражнения, направленные на развитие умения владеть своим телом и пластической выразительности, а также задания, несущие «художественно-смысловой образ».
Примеры использования метода физических действий, направленных на активизацию музыкально-творческой исполнительской деятельности, в Приложении№1.3.
Методы бессловесных действий направлены на развитие музыкальности: сенсорных способностей, ладовысотного слуха, чувства ритма и помогают знакомить детей с элементами нотной грамоты. Метод включает такие приёмы, как:
– система игровых упражнений для развития музыкального слуха, голоса, чувства музыкального ритма
-игровые задания для развития песенного творчества
-музыкально-дидактические игры на развитие чувства музыкального ритма.
Примеры приведены в Приложении№1.3.
Методы физических и бессловесных действий тесно связаны. Речь, движение и музыка – это три средства, неразрывная связь которых составляет главное содержание работы по музыкально-творческому развитию. В процессе развития сочетаются эти методы, учитывается равномерная индивидуальная нагрузка на каждого ребёнка, обеспечивающая его полноценное развитие. Организация этой работы проводиться с детьми по подгруппам, вокальным дуэтам, квартетам, трио, хоровыми ансамблями, а также танцевальными группами (например, разучивая образный танец) и индивидуально (например, когда нужно разучить вокальную партию к музыкальной опере или спектаклю).
Приложение №1.3.
Упражнение 1.
Программное содержание. Закрепить знания детей о высоких и низких звуках. Формировать представление о долгих и коротких звуках. Учить передавать ритмический рисунок простейших песенок.
Ход деятельности. Педагог: – Музыкальные звуки бывают высокие, средние и низкие (даёт несколько примеров на высоту звука, дети должны отгадать). Но при этом они бывают долгие или короткие (проигрывает несколько звуков). А теперь вспомним знакомую песенку «Петушок». Спойте её, называя долгие звуки «лё», короткие «ли», и продирижируйте. Кто может, прохлопать эту песенку? Упражнение 2. Программное содержание. Закрепить знания детей о высоких и низких звуках; о долгих и коротких. Познакомить с новым понятием – «ноты». Объяснить, как звучат долгие и короткие звуки. Ход деятельности. Вопрос: «Какие бывают музыкальные звуки?» Педагог подводит детей к выводу, что звуки бывают высокие, средние и низкие и при этом они бывают долгие и короткие. Даёт два – три примера. Объясняет: «Когда музыкальные звуки записываются, их называют – ноты. Долгий звук записывается так (показывает карточку), короткий так (показывает карточку). Предлагает спеть детям песенку «Петушок» по карточке с ритмическим рисунком. Упражнение 3. Программное содержание. Познакомить детей с понятием – «нотный стан», с записью нот на линейках. Познакомить с нотой «соль», с её расположением и звучанием. Упражнять в чистом пропевании, этого звука. Ход деятельности. Вопрос: «Как называются музыкальные звуки, когда их записывают?» Педагог объясняет: «Ноты записываются на пяти линейках, которые называются нотным станом. Объясняет расположение и название нот, показывая наглядно нотный стан. Предлагает спеть знакомую песенку по нотам. Упражнение 4. Программное содержание. Закрепить знания названий нот. Упражнять в чистом пропевании звуков и проигрывании на металлофоне. Ход деятельности. Педагог спрашивает у детей, где находятся ноты. Дети отвечают, показывая на нотный стан. Педагог демонстрирует иллюстрацию «Смелый пилот» из музыкального букваря Н.Ветлугиной. Поёт эту песенку, говорит, что она поётся на звуке «ля». Предлагает детям спеть песенку, дирижируя, называя долгие звуки «лё», короткие «ли», потом проиграть на металлофоне. Упражнение 5. Программное содержание. Проверить умение детей определять на слух, какой звук выше, «ля» или «соль»? Познакомить с новой нотой «фа». Упражнять в чистом пропевании звуков фа-соль-ля. Проигрывать на металлофоне песенку «Месяц май» Е.Тиличеевой на звуке фа. Ход деятельности. Вопрос: «Где находятся ноты «ля» и «соль»? Объясняет, где находится нота – фа. Предлагает несколько раз пропеть фа-соль, фа-соль-ля. Предлагает детям сыграть эти ноты на металлофоне. Показывает иллюстрацию песни «Месяц май» из букваря Н.Ветлугиной, предлагает её спеть по нотам, а потом проиграть на металлофоне.
Упражнение 6.
Программное содержание. Проверить умение детей пропевать на слух, какой звук выше, ля или соль? Упражнять в чистом пропевании этих звуков.
Ход деятельности: Педагог просит детей сказать, где находиться нота фа, соль, ля, показать на нотном стане. Педагог предлагает детям исполнить на металлофоне на ноте фа песенку «Месяц май». Педагог показывает карточку с песенкой «Фасоль», исполняет её. Дети должны назвать ноты, определить их длительности. Затем педагог вызывает ребёнка, который показывает указкой ноты, а все дети поют эту песенку с названием нот. Упражнение 6. Программное содержание. Закрепить знания с детьми нот фа, соль, ля. Знакомить с нотой си. Упражнять в чистом пропевании звуков си, ля, соль, фа. Ход деятельности. Педагог показывает ноты, спрашивает, как они называются. Показывает ноту си, читает стихотворение о ней. «А на линейке третьей – си, На самой серединке, Поёт, когда ни попроси, Так звонко без запинки!» Педагог несколько раз пропевает ноту си сам и вместе с детьми. Пропевает звуки соль – си, спрашивает: «Какой звук выше, соль или си?» Пропевает звуки ля – фа, спрашивает: «Какой звук ниже, ля или фа? Пропевает ля – си. Спрашивает: «Какой звук выше, ля или си?» Упражнение 7. Программное содержание. Закрепить знания детей о ноте си. Проигрывать песенку на этом звуке на металлофоне и пропевать, дирижируя. Ход деятельности. Вопрос: «На какой линейке находиться нота си?» Предлагает вспомнить стихи о ней. Педагог поёт попевку на ноте си. «Комарики, мошки, Тоненькие ножки, Скачут по дорожке.» Предлагает детям пропеть эту песенку на ноте си, дирижируя, затем со словами. Спрашивает: «Кто может сыграть эту ноту на металлофоне?» Предлагает всем поиграть эту песенку.
Упражнение 7. Программное содержание. Закреплять знания о нотах соль, фа, ля, си, о их расположении на нотном стане, металлофоне. Упражнять детей в чистом пропевании звука до и проигрывании на металлофоне. Ход деятельности. Педагог показывает карточку с нотами, дети должны узнать их. Педагог объясняет, что между третьей и четвёртой линейками находиться нота до верхнее. Пропевает её. Дети должны сделать это несколько раз. Педагог поёт музыкальную фразу из детской прибаутки «Ладушки» на звуке до. «Кашка сладенькая, бабушка добренькая». Предлагает детям пропеть эту песенку на звуке до, дирижируя, затем со словами. Показывает пластинку до на металлофоне, просит детей проиграть эту песенку на ноте до. Упражнение 8. Программное содержание. Уточнить знания детей о нотах фа, соль, ля, си, до. Проверить, умеют ли они определять движение мелодии вверх и вниз. Учит передавать движение мелодии на металлофоне. Ход деятельности. Педагог проигрывает мелодию: фа-соль-ля-си-до. Вопрос: «Куда идут звуки мелодии, вниз или вверх?» Педагог предлагает спеть мелодию с названием нот и показать рукой направление мелодии. Педагог предлагает послушать другую мелодию: до-си-ля-соль-фа. Спрашивает куда идут звуки, вверх или вниз. Предлагает спеть, с показом руки. Аналогичное упражнение выполняется с металлофоном. Упражнение 9. Программное содержание. Формировать устойчивый ладовысотный слух. Знакомить с названием ступеней: 1-3-5. Упражнять в чистом пропевании этих ступеней, называя их (пятая – третья – первая); играть на металлофоне, пропевая название. Ход деятельности. Педагог вносит на занятие лесенку, на которой наклеены цифры. Проигрывает три звука на фортепиано, поёт, называя: «Пятая, третья, первая», показывая указкой на ступеньки лесенки. Затем предлагает детям сделать то же самое: петь, показывая рукой высоту звука, затем петь в разной последовательности. Затем предлагает проиграть ступени на металлофоне, пропевая название. Упражнение 10. Ход деятельности. Формировать устойчивый ладотональный слух. Закреплять понятие о ступенях, умение пропевать их в разной последовательности. Учить петь без музыкального сопровождения. Ход деятельности. Педагог показывает карточку с нотным станом. Фиксирует внимание детей на звучание изображённых нот, в виде бубенчиков: до-ля-фа. Предлагает спеть на слог ля сверху вниз и снизу вверх, а затем извлекать звук разной высоты в разной последовательности. Дети, пропевая, должны показывать рукой высоту звука. Затем педагог показывает различную высоту звука, а дети пропевают звук без музыкального сопровождения. Упражнение 11. Программное содержание. Учить детей по нотной записи (из двух звуков) и на слух определять, какой звук выше. Продолжать формировать устойчивый ладо тональный слух. Ход деятельности. Педагог напоминает, чем выше звук, тем выше он записывается на нотном стане. Просит детей, назвать, какие ноты написаны на карточках. Проигрывает один из примеров. Спрашивает: «Какое задание сыграла, первое или второе; какой звук выше, до или фа?» Предлагает поиграть в музыкальное «эхо». «Что я спою то и повторяйте». Упражнение 12. Программное содержание. Проверить умение самостоятельно определять звуки по нотной записи. Познакомить с нотой ми. Упражнять в чистом пропевании звука ми и проигрывать на металлофоне. Ход деятельности. Педагог показывает карточку с нотой ми, читает: «Смотри, запомни и пойми,- Пропела тихо нота ми, – Я не хочу высоко лезть, Мне хорошо на первом здесь» Проигрывает звук ми, пропевает его сам, затем с детьми. Предлагает послушать песенку на звуке ми. Затем просит спеть, называя долгие звуки – лё, короткие – ли, дирижируя, затем просит повторить песню на металлофоне. Дальнейшая система упражнений строится по тому же алгоритму. Изменяются ритмические задания, названия нот и песенки.
Эти задания являются первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений у детей. На этом этапе ставится цель: развивать у детей ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребёнок комбинирует музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике.
Игра с машиной. Педагог предлагает детям поиграть с автомобилем. Дети возят машинки, гудят: «Би, би, би!». Педагог предлагает разные по величине машины, предлагает показать, как гудит большая и маленькая, все вместе повторяют наиболее удачное сочетание звуков, отличающихся по высоте. Игра с птичкой. Ребёнку предлагают игрушечных птичек разной величины. Педагог просит показать, как споёт каждая птичка на слог «ку-ку» (так, чтобы звучание менялось по высоте соответственно величине игрушки). Игра с лошадкой. Педагог просит ребёнка показать, как скачет небольшая игрушечная лошадка, проговаривая «цок, цок» в разном темпе и ритме. Даёт пояснения: лошадка сначала скачет торопливо, а потом идёт медленно, устало. Кукла танцует. Педагог предлагает детям показать, как кукла танцует или шагает, напевая свою интонацию на слог «ля». Колыбельная кукле. Педагог предлагает ребёнку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слог «баю». Сам слушает и подпевает, закрепляя сочинённую ребёнком интонацию.
Попросить ребёнка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поёт маленькая кукушка, мяукает котёнок и .т. д.), то более низкие (поёт большая кукушка, мяукает кошка и т. д )
Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанием инструментов (дудочки, скрипки, барабана и т. д)
Играть на металлофоне самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
Петь своё имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая различные интонации.
Вести певческую перекличку. Педагог поёт: «Ау, где ты?» Ребёнок отвечает: «Я здесь». Затем очерёдность меняется. Придумываются новые интонации.
Импровизировать мотив из 2 -3-х звуков на слоги «ля-ля», педагог или другой ребёнок придумывают свой мотив. Идёт соревнование: кто больше придумает попевок.
Придумай мелодию на текст. Например: «Что-то Машеньки не слышно? Погулять наверно вышла!».
Придумать песенку пчелы. Педагог поёт свою песенку, звукоподражая, используя различные варианты, а затем предлагает ребёнку придумать свою песенку пчелы на слоги «жу-жу»…
Сочини мамину колыбельную: «Мама Ванечку качала и качая напевала: а-а-а…» Дети поют, сочинённую колыбельную. Последующие игровые задания строятся по – этому же алгоритму, меняются музыкальные образы, слоги, поэтические тексты.
Прогулка. Две карточки: на одной дорожка, выложена четвертями, на другой восьмыми. Детям предлагается погулять по дорожкам. На четверти дети делают равномерные шаги и произносят слоги «та», «та», один на каждый шаг. Можно одновременно хлопать в ладоши. Затем то же задание выполняют на восьмые, со слогом «ти». Когда дети освоят счёт, можно поделиться на две команды и действовать одновременно. Так же в игре могут быть использованы музыкальные инструменты: ложки, коробочки, кастаньеты, бубны, палочки и другие. Используются игры на ритмо-слоги: «Имена и слоги», «Месяц май», «Небо синее». В этих играх предлагается, прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок , приходиться на длинный звук, короткий, на короткий. Так же предлагается игра «Дружная семья»: пробабушка – целая нота; две бабушки – две половинные ноты; мама и папа – две четверти, тётя и дядя – две четверти; ребятишки – восемь восьмых нот. Педагог проигрывает сказку с названием образов, прохлопывая длительности каждого персонажа. Затем просит детей, прохлопать, например детишек или маму с папой и так далее. Игру можно повторять многократно, фантазируя вместе с детьми. В работе, используются и другие игры, на развитие музыкальных способностей (Приложение: «Картотека музыкально-дидактических игр»).
Источник
Рамиля Мазитова
Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
«Упражнения по развитию музыкально-ритмического чувства».
Мазитова Рамиля Юнировна
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. А игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.
Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.
Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
«Кто справа?»
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Ритмические импровизации.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
Перемена ритма.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка,протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит,где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей,без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И. П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И. П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И. П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Игровое упражнение «Угадай».
Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен.Все говорят:
— Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…
На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.
Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)
1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.
Песни Е.Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».
2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Источник