Упражнение с ребенком для развития ориентации

Упражнение с ребенком для развития ориентации thumbnail

Марина Евгеньевна
Подборка игр и упражнений для формирования навыков пространственной ориентировки у дошкольников

Подборка игр на развитие пространственной ориентации

Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Первым и важным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми. В работе Л. С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения». Это подтверждают и данные психологических и нейропсихологических исследований. Они указывают на то, что восприятие и запоминание пространственных характеристик внешнего и внутреннего мира опираются на моторную сферу. Поэтому важнейшим принципом развивающей работы является принцип двигательного освоения пространства.

Этапы формирования пространственной ориентации у детей :

-Ориентировка «на себе»,

-Ориентировка в пространстве «от себя»

-Ориентировка в пространстве «от объектов»

Эти этапы не сменяют друг друга, а сосуществуют, дополняя друг друга. Ориентировка «на себе» не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов». Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами. Это особенно отчетливо делает ребенок, чтобы определить правое и левое от человека, стоящего напротив: ребенок прежде всего определяет данные стороны «на себе», затем совершает мысленный поворот на 180° и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую сторону. Только после этого ребенок сможет определить пространственное расположение справа и слева от другого человека. Следовательно, ориентировка «на себе» является исходной. Ориентировка «от себя» предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка «от объектов» требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленять различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю. Развитие пространственной ориентации в расположении предметов «на себе», «от себя», «от другого объекта» и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т. е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления от правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма).

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень – расширяются и углубляются пространственные представления.

Игры для ориентировки «на себе» (учимся отличать лево/право, верх/низ)

1. Игра «Корабль плывет»

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры.

• «Правая повертушка» – это вращение кистью правой как будто «заводим мотор».

• «Левая повертушка» – это вращение кистью левой руки как будто заводим мотор левой рукой.

• >«Правая потоптушка» – топаем правой ногой.

• «Левая потоптушка» – топаем левой ногой.

Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).

Ведущий всматривается вдаль : «Корабль плывет!»

Дети спрашивают: «Какой корабль?»

Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!»

Дети выполняют движение – делают правую повертушку (вращают правой рукой).

Снова водящий всматривается вдаль : «Корабль плывет!»

Игроки спрашивают: «Какой корабль?»

Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и с левой повертушкой». Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых играх даются простые задания, включающие одно действие, например, «с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой повертушкой».

2. Танец «Буги-Вуги» под пение:

Ручку правую – вперед, а потом ее – назад,

И опять ее – вперед, и немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге, и в ладоши хлопаем вот так- Хлоп-хлоп!

Далее части тела меняются (Руку левую вперед; ногу правую вперед и т. д.)

3. Зеркальное отражение.

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если ребенок прекрасно знает, где у него право, а где лево, он часто путается с зеркальным отражением. Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку лицом к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть ребенок сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы ребенок опытным путем понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

Игры на ориентировку «от себя»

1. Игра «Найди игрушку»

Один ребенок прячет в комнате игрушку, а другой должен ее найти, пользуясь примерно такими инструкциями: «Повернись спиной к двери, пройди 4 шага вперед, потом 2 шага вправо…», «обойди стул слева, а табурет справа», «достань игрушку над, под, на, за столом…». Задачу можно усложнять введением дополнительных препятствий и увеличением количества шагов.

2. Игра «Справа-слева»

Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся СПРАВА от него, а затем – СЛЕВА от него. Повторите эти же самые вопросы после поворота ребенка на 180° и на 90°. Затем спросите его, с какой стороны от него находятся дверь, окно, стол и т. д., что поставит ребенка перед необходимостью самостоятельного употребления нужных слов.

Читайте также:  Конструктор лего и его влияние на развитие ребенка

3. Игра “Зеркало”

Здесь ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (движения может предлагать сам ребенок).

Игры на ориентировку «от объектов»

1. Игра «Волшебный квадрат»

Детям предлагается 9-тиклеточный квадрат (9×9 см). Каждая клетка (3х3 см) этого квадрата имеет свой цвет. Предлагаются задания следующего вида:

1. Цветовая ориентировка: «Покажи квадрат голубого) цвета; покажи квадрат такого же цвета как трава); покажи цвета теплые, холодные».

2. Счет: «Посчитай все квадраты; посчитай квадраты второго ряда (первого, третьего); посчитай квадраты первого столбика (второго, третьего); порядковый счет – на каком месте в первом ряду…; цвет – какого цвета квадрат на третьем месте во втором ряду» и т. п.

3. Знакомство с понятиями: «Покажи верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол, центр, левая сторона, правая сторона, диагональ, верхняя (нижняя) сторона.

4. Назови соседа: «Справа от красного) квадрата, слева от голубого, под желтым, над оранжевым, нижнего черного, верхнего (белого)» и т. п.

5. Путешествие: «Начинаем путешествие с верхнего левого угла. Дальше мы идем на одну клетку вниз, затем на одну клетку направо, на две клетки вверх» и т. д. Используется все пространство квадрата.

6. Дойди до игрушки. Здесь на одну из клеток квадрата ставится игрушка, например, в левый верхний угол. Ребенок должен предложить и осуществить план путешествия по квадрату с целью достать игрушку. Отправная точка маршрута задается взрослым, например, из второго нижнего квадрата.

2. Игра «Сосед, подними руку»

В этой игре развивается зрительно-слуховое сосредоточение, все формы внимания, зрительно-пространственная ориентировка, координация движений, удержание правила, последовательность действий.

Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднимет не ту руку или вообще забудет ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

3. Игра “Передай движение”.

Участники стоят в кругу. Один начинает движение и передаёт его по кругу. Все игроки повторяют за ним.

4. Игра “Движение наоборот”

Все участники встают в круг. Водящий показывает какие-либо действия. Задача игроков сделать с точностью наоборот.

Один из эффективных развивающих приемов – подвижные игры типа «Классики», «Лапта», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Следопыты», «Разведчики», а также игры на глазомер (бросание колец, мячей со сменой расстояния до точки попадания).

Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

Источник

ЕЛЕНА КОСЕНОК
Игры и упражнения для развития навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Игры и упражнения для развития навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возрастаУпражнение с ребенком для развития ориентацииУпражнение с ребенком для развития ориентации

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует развитию интереса к обучению, позволяет детям лучше усвоить предлагаемый материал. Поэтому и обучение пространственной ориентировке, и закрепление соответствующих навыков происходит в процессе игр и игровых упражнений.

Игры и упражнения:

1. Ориентировка «на себе».

«Покажи правильно»

Педагог на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).

«Покажи флажком влево, вверх, направо, вперёд»

Педагог называет действия с предметом, а дети должны показывать.

«Зеркало»

На начальных этапах игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, тела.

«Сделай так!» (по схеме).

«Кто внимательный?»

Варианты:

– поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку; левую руку вверх, левую руку – вниз; повернитесь направо, повернитесь налево и т. д.

«Путаница»

Педагог и ребенок стоят друг против друга. Педагог предлагает ребенку одновременно дотронутся руками до определенных частей тела (правой рукой до левого уха, а левой до правого плеча и т. д.).

«Выложи свой портрет из ниток, бусинок на фланелеграфе»

Педагог предлагает детям посмотреться в зеркало, обратить внимание на свое лицо – глаза, брови, нос, волосы. Педагог помогает детям выложить свой портрет: большой овал – лицо, глаза – по две коротких изогнутых ниточки, посередине бусинка, над глазами – брови, нос – короткая прямая ниточка в центре лица, рот – изогнутая ниточка внизу. На голове – волосы.

«Выложи по контуру»

На фланелеграфах – контурные изображения овощей и фруктов. Детям предлагается выложить яблоко, грушу, огурец и т. д. по контуру семенами. Во время выполнения задания детьми педагог уточняет:

– Где расположена веточка у яблока, груши?

– Какую сторону огурца ты сейчас выкладываешь: правую или левую? И т. п.

2. Ориентировка «относительно себя».

«Какая рука?»

На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка в раннем возрасте

«Кто, где?»

Ведущий встает в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашивает: «Кто справа от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.

«Где что лежит?»

Педагог располагает различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится.

Варианты:

– предложить ребенку расположить предметы по инструкции педагога за столом, на столе и т. д. и при этом объяснить свои действия;

– по предложенной схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.

«Угадай, что загадали»

Предложите ребенку сесть на стул. Посадите перед ребенком, за ним и сбоку от него игрушки. Скажите ребенку, что загадали одну из игрушек, а ему надо угадать, какую.

Варианты:

– например, она сидит сбоку от тебя или перед тобой, за тобой. Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте.

– затем поменяйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя, теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок.

«Встань там, где я скажу!»

Учить детей находить местоположение: впереди (перед объектом, сзади (за объектом).

Варианты:

– встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя сзади тебя;

– встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа – доска;

– встань так, чтобы справа от тебя было окно;

– встань так, чтобы машина была впереди, а кукла сзади тебя.

«Кто правильно назовет»

В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,

что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

«Откуда и чей голос?»

Ребенку предлагают встать спиной к детям и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д.

«Кто ушел и где стоял?»

Педагог ставит одного ребенка в центре, а еще 4-впереди, сзади, слева и справа от него. Ребенок, стоящий в центре, говорит, кто, где находится, а после закрывает глаза. По сигналу педагога один из детей отходит в сторону. Водящий говорит, кто ушел и где он стоял.

«Что, где находится»

Детям по очереди предъявляют картинки, на которых нарисованы от 3 до 5 игрушек, расположенных в ряд, например зайчик, лисичка, медвежонок и белочка. Задают вопросы: «Кто стоит между зайцем и медвежонком? Между лисичкой и белочкой? Какая игрушка стоит слева от лисички.

Варианты:

– перед детьми выставляется картина. Педагог предлагает рассмотреть ее, после чего дает образцы вопросов, которые дети будут задавать друг другу по картине:

Сколько детей на картине?

Где клюют зерна птицы?

Где расположено солнце?

3. Ориентировка на ограниченной плоскости.

«Что где находится?»

Ребенку предлагается по картинке назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д.

«Подбери детали к одежде»

Детям предлагают подобрать пуговицы, карманы, воротнички по цвету платья и рассказать, где они расположены на предметах одежды (вверху, внизу, справа, слева, впереди).

«Сервировка стола»

Педагог предлагает к каждой чашке подобрать блюдце, а затем расставить посуду на столе: у каждой стороны стола — посередине (справа, слева, дальше, ближе).

«Найди одинаковые коврики»

Детям предлагается по 3—4 карточки, среди которых две с одинаковым расположением геометрических фигур. Необходимо найти два одинаковых коврика (на которых все фигуры расположены одинаково).

«Внимательно слушай и рисуй»

Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции.

Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.

Варианты:

– разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй.» и т. д.

«Раскрась, как я скажу»

Раскрась правое облако и капли, которые капают из него, голубым цветом, синим — капли, которые упадут на землю между котом и зайцем. Отметь крестиком капли, которые первыми упадут на землю.

«Слуховой диктант»

Дети размещают игрушки, картинки по словесной инструкции – «Разложи геометрические фигуры как скажу».

«Графический диктант»

Учить детей ориентироваться на плоскости листа в клетку.

– поставь точку, поднимись на две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вверх, одну – вправо, четыре клеточки вниз, одну – влево, одну – вверх, одну – влево, одну – вниз, одну – влево.

– Что получилось?

– Если вы были внимательны и соблюдали все правила, то у вас должен получиться такой же рисунок, как у меня. (Педагог показывает детям карточку – ответ.)

«Графический диктант»

Работа с мозаикой среднего размера.

– Расположите 4 детальки вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – влево, 3 – вниз, 4 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх. Что получилось?

«Дорисуй рисунок»

Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (половинки мордашек, игрушек, одежды и т. д.). Предлагают дорисовать и назвать.

«Нарисуй схему по словесному описанию»

Педагог диктует задание, дети выполняют.

Варианты:

– нарисуй схему спальной комнаты;

– нарисуй схему групповой комнаты.

«Что на картинке изображено ближе, а что дальше?»

Используя картинки, детям можно наглядно показать, что, смотря куда-либо, мы видим, что удалённые предметы кажутся нам маленькими, а ближние – большими. Поэтому цветок, который растёт близко, может казаться больше дома или дерева, расположенного далеко.

Варианты:

– «Хозяюшка»: «Маленькая хозяюшка решила приготовить обед. Какую посуду взяла девочка?». Затем, рассматривая картинку, дети отвечают на вопросы: «Где стоит чайник? Что стоит за зелёной кастрюлей? А за чайником?» и т. д.

– «Раскрась деревья так, чтобы берёза была ближе ели», «Какой листок лежит внизу?», «Раскрась коробки так, чтобы круглая коробка была впереди», «Раскрась колечки так, чтобы красное колечко лежало на синим» и другие.

Читайте также:  Психические особенности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве

«Найди такую же карточку»

Учить детей определять взаимное расположение картинок на карточке: посередине, слева, справа.

Педагог раздает детям по 1 карточке, а парные к ним карточки оставляет у себя. Показывая одну из карточек, говорит: «На моей карточке мишка посередине, паровоз слева, пирамидка справа. У кого такая же карточка?»

Ребенок, у которого парная карточка, говорит, как на ней расположены рисунки.

«Что в коробке?»

Предложить рассмотреть картинки и рассказать о взаимоположении предметов.

Варианты:

– Что в коробке, что за коробкой?

– что перед коробкой?

«Составление разрезных картинок»

(предметных и сюжетных по готовому образцу и без него).

«Расскажи про свой узор»

У каждого ребенка набор разноцветных геометрических фигур. Предложить детям на листе бумаги выложить узор. Дети рассказывают, где расположены их геометрические фигуры.

«Зрительный диктант»

Дети раскладывают геометрические фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги (столе) в соответствии с образцом в определенном положении.

Задание постепенно усложняют: увеличивают количество фигур, изменяют характер их расположения. Вначале дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают узор под диктовку и, наконец, самостоятельно создают узор и описывают его.

«Помоги найти дорожку» (лабиринты)

Предложить ребенку внимательно рассмотреть картинку, выбрать и показать с помощью карандаша непрерывную дорожку, ведущую к предмету – объекту.

«Мебель в комнате Гномика»

Педагог показывает детям мебель Гномика: кресло, журнальный столик, телевизор, диван, шкаф, стул, стол. Предлагает набор геометрических фигур, представляющих схематичное изображение предметов мебели.

– Какой из предложенных фигур мы обозначим стол и т. д.? (Дети ориентируются на форму и величину предметов.)

Педагог показывает детям план комнаты Гномика. Дети находят на ней дверь, окна, рассказывают, как расположена мебель в комнате, отвечая на вопросы:

– Что находится слева от окна? Справа?

– Что находится посередине комнаты? И т. д.

Педагог предлагает детям смоделировать комнату Гномика на индивидуальных фланелеграфах с помощью геометрических фигур.

«Четвертый лишний»

Перед детьми расположены карточки с изображением четырех предметов, один из которых лишний. Дети называют лишний предмет, объясняют, почему он лишний, рассказывают о его местоположении.

«Нарисуй орнамент по образцу»

Дети рассказывают, из каких элементов состоит орнамент на образце, как расположены элементы, а затем самостоятельно рисуют такой же орнамент на полосе бумаги. Педагог обращает внимание детей на правильное расположение элементов на полосе: справа, слева, посередине, между и др.

«Заполни пустую клетку»

Детям предложены квадраты, разлинованные в клетку: три ряда по три клетки в каждом. В клетках нарисованы предметы, одна клетка пустая. Педагог предлагает рассмотреть и назвать предметы, расположенные в каждом ряду, и определить, какой предмет должен быть нарисован в пустой клетке.

«Сложи узор»

Педагог предлагает составить из кубиков Никитина любой вид транспорта по образцу.

4. Ориентировка в пространстве.

«Твой путь в детский сад»

Ребенку предлагают рассказать, как он идет в детский сад (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др. А затем нарисовать план – путь.

«Выполни задание»

Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.

Варианты:

– определить местоположение отдельных предметов мебели;

– определить местоположение других детей относительно себя;

– определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;

– определить местоположение предметов относительно друг друга;

– расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).

«Расскажи, где находится клад»

Детей делят на команды по два человека. Командам раздают схемы групповой площадки, на которых крестиками обозначены места, в которых находятся клады — новые игрушки. Дети рассматривают схемы, определяют местонахождение клада.

«Что дальше, что ближе к нам в комнате?»

Дети отвечают на вопрос, а потом проверяют с помощью условных мерок (или метра) правильность ответа.

«Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»

Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или метра).

«Где что находится?»

Варианты:

– расскажи, как пройти к музыкальному залу (кабинету тифлопедагога и т. д.);

– расскажи, как пройти на участок.

«Следопыт»

По рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.

Варианты:

– дети по очереди сами прячут игрушку и составляют рисунок-схему комнаты с обозначением места, где находится игрушка;

– по тем же правилам игра проводится на улице, в парке, около школы.

«Разведчики»

По письменной инструкции дети находят спрятанное в тайнике важное донесение.

Пример инструкции:

1. Встаньте у доски, повернувшись к ней спиной.

2. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.

3. Повернитесь налево.

4. Внимательно осмотрите все, что находится впереди на уровне ваших глаз. Что видите необычного? Ищите!

«Найди предметы названной формы»

Педагог называет геометрическую форму (шар, куб и т. д., дети находят в группе предметы заданной формы.

«Куда пойдешь, что найдешь?»

Педагог в отсутствии детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а слева на полочке помещается матрешка и. т. д.

Вызвав, ребенка педагог говорит: «Вперед пойдешь – мишку найдешь, назад пойдешь – матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?»

«Автомобили»

По сигналу педагога дети двигаются в различных направлениях, изображая автомобили, изменяя направления движения и скорость.

Варианты:

– каждый ребенок проводит свой автомобиль до автостоянки, пользуясь схемой маршрута.

«Найди спрятанную игрушку»

Ребенок выходит за дверь, дети прячут игрушку. Чтобы ее найти, ребенку указывают направление: «Иди от стола до ковра, от него поверни направо, сделай три шага и там ищи» и т. д.

Источник