Управление развитием способностей ребенка школе

Управление развитием способностей ребенка школе thumbnail

Система поддержки талантливых детей.

            Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает разработку системы выявления и поддержки талантливых детей, как главный источник развития научного и творческого потенциала общества. Талантливая молодежь в перспективе – важнейший фактор и ресурс развития общества, её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы для развития, как отдельного региона, так и страны в целом. Поэтому на школу ложатся важнейшие стратегическая задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

            Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации  творческого потенциала обучающихся.

            Программа развития школы на 2007-2010 гг. предусматривает как одну из задач – создание соответствующей развивающей, творческой  среды, способствующей раскрытию и развитию природных возможностей каждого учащегося. В ОУ разработана и реализуется программа «Одаренные дети», основными направлениями которой являются:

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:

  • Выявление одаренных детей и талантливых детей

Развитие одаренного ребенка является одним из направлений работы начальной школы. В соответствии с реализуемой в школе программой «Одаренные дети» разработан диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Педагоги школы  используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей,  учителей, специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с самого раннего возраста, при этом поддерживается тесная связь с дошкольным учреждением. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено добровольное портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения, тем самым проблема раскрытия потаенных способностей, таланта отпадает сама собой. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое  может предъявить при поступлении в ВУЗ.

И все же гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения  поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

В нашей школе создана и действует система поддержки, помощи талантливых детей в самореализации их творческой направленности, о которой хотелось бы сказать подробнее.

В Красноборской школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебный план ОУ включаются программы факультативных курсов по углубленному изучению предметов (начальная школа – математика, 8 класс – черчение, 9 класс – экономика).   

Школа реализует программы профильного обучения, как одну из форм развития индивидуальных способностей детей  по отдельным предметам. Индивидуальный подход к обучению на старшей ступени осуществляется через элективные курсы, которые способствуют расширению и углублению знаний. Старшеклассникам предлагаются элективные курсы по различным областям знаний: экономике, истории, физике, химии и т.д.

Для поддержки и развития  творческих способностей мы используем дополнительное образование: клубы, кружки, спортивные секции. За последние 3 года охват учащихся кружковой и клубной деятельностью значительно вырос. Руководители кружков, спортивных секций стараются разнообразить формы проведения  занятий, поддержать и развить творческие способности детей. Ребята нашей школы – активные участники, победители и призеры  конкурсов различных уровней. Благодаря умелому руководству своих наставников они стараются не просто добиться успеха, а расти дальше, совершенствуя свои умения. Среди руководителей кружков – педагоги, которые воспитали не одно поколение «звездочек» (Макарова В.И., Махонина М.А., Колебанов И.Е. и др.).

Одной из главных задач развития ОУ педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях. Из приведенных таблиц, диаграмм видно, что наши ученики добиваются успеха в конкурсах различного уровня, количество участников растет с каждым годом. В прошлом учебном году

В нашей школе успешно развивается олимпиадное движение, как одна из форм поддержки талантливых детей. На протяжении многих лет учащиеся становятся победителями и призерами районных олимпиад по праву, истории и технологии, увлеченность данными предметами в школе, а также умелое управление наклонностями детей в той или иной области знаний помогли многим нашим выпускникам с дальнейшим выбором профессии. Так выпускница 2009 года  Сибирина Ксения, призер олимпиад по праву и истории продолжает свое обучение на юридическом факультете НГУ им. Лобачевского, Степанцев Артем, призер районных олимпиад по праву, обществознанию и истории – курсант Нижегородской академии МВД, победительница районной олимпиады по праву 2010 Кучина Ксения также определилась с выбором профессии в дальнейшем. Этот список можно продолжить.  Данные примеры подтверждают, что педагогический коллектив школы на правильном пути. Для поддержки талантливых детей практикуется проектно – исследовательская работа. Среди педагогов школы можно назвать тех, кто активно внедряет данную форму для развития творческого потенциала детей: учитель химии и биологии Еристова М.В., учитель русского языка и литературы Назарова С.А., учитель истории Степанцева И.В., воспитатель ГПД Кузовлева Т.А. и др. Проведение различных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Зачастую увлечение становится делом всей жизни. Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Это связано  с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Педагоги нашей школы используют различные формы организации и проведения уроков, активно внедряют в учебный процесс современные образовательные технологии для того, чтобы учесть индивидуальные возможности каждого.

  • Поощрение одаренных детей.
Читайте также:  Презентация результатов диагностики уровней развития игровых умений ребенка

Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Вручение грамот, объявление  благодарности предоставление возможности побывать в интересных поездках, публикации в СМИ и др.

  • Работа с родителями.

Для родителей часто тоже возникают трудности в воспитании одаренного ребенка, поэтому нам приходится проводить работу с ними, осуществлять психологическую поддержку, проводить индивидуальные консультации, а также вовлекать родителей в совместное с детьми творчество. Семьи Ильиных, Еристовых, Кудяшовых, Грязевых являются не только активными участниками творческих конкурсов, но и их победителями, а также  призерами в различных номинациях.

  • Совершенствование профессиональных качеств учителя

            Каждый талантливый ребенок уникален и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога. Учитель, работающий с детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором. Для учителя должны быть характерны: желание работать нестандартно, поисковая деятельность, готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию, умение создавать доверительные межличностные отношения, признавать право ребенка на ошибку, уважение любой его идеи.  Известно правило: успешным ученик может стать только у успешного учителя.  В нашем педагогическом коллективе есть учителя, которых можно смело назвать успешными. Добиваясь результативности в своей работе своим примером, своей креативностью, активной жизненной позицией они вовлекают детей в творчество. Ученики хотят быть похожими на них (кинофрагмент). Участники национального проекта «Образование», победители и призеры конкурсов различных уровней:  учитель химии высшей категории Еристова М.В.,  учитель русского языка и литературы Назарова С.А.,  учитель начальных классов Махонина М.А.,  учитель технологии Макарова В.И. и мн.др.

  • Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности условий

В основе деятельности ОУ лежат принципа активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к данной проблеме. Школа взаимодействует с учреждениями культуры района, музыкальной школой, библиотекой, учреждениями высшего образования (АГПИ, НГСА).

            Завершая своё выступление, хотелось бы обратить внимание на проблемы, которые нам предстоит решить в будущем:

  1. Совершенствование критериев выявления одаренных детей, их психолого-педагогическое сопровождение.
  2. Выработка модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одаренности школьников.
  3. Ориентация УВП школы на психологические и личностные особенности одаренных детей

Источник

УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Водолага Г.А. Гимназия №5, г. Оренбург

«…человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».

У. Глассер

В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике, специфические проблемы вызваны не только экономическими и политическими трудностями, а прежде всего сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Начало XXI века отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия: « нравственность», « духовность», « патриотизм», « гражданственность». Развивающемуся обществу нужны современно – образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально- экономическое процветание. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма. Понимание важнейших приоритетов, целей и задач образования делает необходимым конкретизацию и детализацию на уровне повседневной педагогической деятельности. Необходимые экономические и социальные широкомасштабные реформы требуют главного – заинтересованной и сознательной человеческой поддержки, активного участия всего народа в построении экономически и нравственно состоятельного, свободного, демократического, гражданского общества и правового государства. В условиях резкого расслоения и небывалой разнородности нашего общества социально значимые ценности отошли на задний план, стали преобладать сословные ценности, связанные с выживанием, личным успехом и благополучием. Разброс в ценностных ориентирах людей сегодня очень велик. Б.С. Гершунский, предложил важнейшие приоритеты, имеющие судьбоносное значение для будущего человеческой цивилизации: Человек – Вера – Знание – Воля – Будущее – Жизнь, выделил сферу образования, в которой фокусируются признаки указанных выше приоритетов.

В.А. Караковский выделил приоритетные фундаментальные ценности: Человек – абсолютная ценность; Мир человека – это взаимодействие людей; Семья – структурная начальная единица общества; Труд – основа человеческого бытия; Знания – результат творческого труда; Культура – богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека; Отечество – единственная уникальная для каждого родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; Земля – общий дом человечества; Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существование Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет, и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества. Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы. Воспитать такого человека не легко.

Н.И. Лобачевский говорил: « Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться – ничего не уничтожать и все совершенствовать». Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Воспитание – это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия педагога и ученика.

Таким образом, основной целью деятельности современной начальной школы является обеспечение целостного развития личности ребенка, формирование общих познавательных способностей и эрудиции, становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразованию и коммуникативных умений. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, он идет в течение всей жизни. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная образовательная работа по формированию детской личности. Младший школьник – существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей.

Читайте также:  Перечислите особенности психосексуального развития ребенка

Следовательно, воспитательный процесс в начальной школе идет по пяти направлениям.

1.Развитие активного общения семьи и школы;

2.Формирование активной развивающей личности;

3.Развитие здоровой личности, охрана здоровья;

4.Воспитание патриотических чувств;

5.Экологическое и трудовое воспитание.

Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, необходимо учитывать наиболее актуальные следующие принципы и подходы:

1. Личностный подход. Личность ребенка — высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

2. Принцип целостности охватывает образ окружающего мира, урочную и внеурочную деятельность.

3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.

5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга.

Следовательно, нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Таким образом, воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей.

Необходимо обратить внимание, что воспитательная деятельность школы обеспечивает личностный рост детей при следующих условиях:

– если она представляет собой воспитательную систему гуманистической ориентации, ее содержание определяется структурой педагогического сообщества и если педагогическая команда владеет технологиями внедрения отобранных идей в практику;

– если воспитательная деятельность школы строится в логике постепенного и постоянного усложнения процесса развития ребенка: выстраивания воспитывающих ситуаций от простого к сложному, вплоть до использования и специального создания экстремальных ситуаций как ситуаций проверки детьми своих сил и возможностей;

– если в воспитательной деятельности школы учитываются как позитивные, так и негативные характеристики пространства Детства и существуют способы использования позитива и блокирования, нейтрализации и компенсации негатива;

– если в школе создано гуманистическое воспитательное пространство, живя в котором ребенок получает возможность освоения позитивных стандартов общения, проходит путь активного самопознания, самопроявления и саморазвития, приобретает опыт позитивного и успешного бытия;

– если отличительными особенностями деятельности педагогов является бескорыстие, конкретное и диалектическое видение ребенка, отказ, как от его идеализации, так и от неоправданного оптимизма, что школа сможет сделать из ребенка все, что захочет; постоянное и глубокое изучение ребенка; понимание и терпимость воспитателя во взаимодействии с детьми;

– опора на положительное в ребенке, постепенное ослабление отрицательных черт его характера путем осторожного внесения корректив и развитие положительных качеств;

– если воспитательная деятельность становится доминантой профессиональной педагогической деятельности.

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что управление личностью может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними.

Подласый И.П. к числу главных факторов относит:

– сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;

– условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);

– средства массовой информации;

– уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, сложившиеся в них, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);

– нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;

– индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

Проанализировав все выше сказанное, мы полагаем, что предпосылкой личностного развития младшего школьника может стать Детская общественная организация «Звездный городок», как целостная система урочной и внеурочной деятельности. Детская общественная организация – особый тип детских общественных объединений. ДОО «Звездный городок» представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для социально ценной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе, определенную структуру и фиксированное членство. Детское общественное объединение – это формирование, в которое самостоятельно и вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Предлагаемая программа является подпрограммой воспитательной системы школы, поскольку она является логичным дополнением и условием реализации целевой программы развития.

Цель: формирование положительной мотивации детей к активной творческой деятельности через развитие их индивидуальных интересов и потребностей коллектива.

Задачи: 1. Создание условий для интеллектуального, нравственного, эстетического, физического самовыражения личности школьника, его развития.

2. Создание условий для творчества, в которых каждый ребенок находит себе дело по душе и получает возможность на практике закрепить свое отношение с окружающим миром, проявить себя, пережить радость успеха, общественного признания.

3. Способствование развитию у детей осознания себя гражданином России, формированию основ гражданской, социальной и правовой культур.

4. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

5. Содействие защите прав, достоинства и интересов детей.

Принципы ДОО «Звездный городок» Деятельность ДОО определяются следующими принципами:

 Добровольность вступления. Членом ДОО организации «Звездный городок» может стать любой учащийся 1 – 4 классов.

 Возможность проявить себя в любом деле.

 Творческий союз младших школьников и педагогов.

 Творческий союз младших школьников и старшеклассников. Законы ДОО «Звездный городок»

 Закон добровольности.

 Закон дела.

 Закон дружбы.

 Закон чести.

Девиз ДОО «Звездный городок»: – Светят звёзды в вышине, в нашем «Звездном городке», звёзды шлют нам свой привет, дарят нам тепло и свет! Радость людям мы несем, Песни весело поем!

Читайте также:  Методика эстетического развития ребенка дошкольного возраста

Символы:

 ДОО «Звездный городок» имеет свою песню

 Эмблема – звезда

 Членам ДОО выдаются галстуки желтого цвета.

Направления и содержание деятельности:

«Золотой фонд школы». «Учитель открывает двери, войти ты должен сам».

Задачи:

 Стремиться получать полноценные знания.

 Развивать свои способности. Проявить свои знания в различных конкурсах, олимпиадах, предметных неделях.

 Пополнять своими достижениями портфолио класса и свое личное портфолио.

Критериями успешности могут быть:

 Оценки «4» и «5» за все четверти по всем предметам.

 Лучшие показатели класса по успеваемости.

 Участие в олимпиадах (количество, результат).

«Дружная семья». «Разделить горе может каждый, порадоваться успехам другого может только истинный друг».

Задачи:

 Формирование дружного классного коллектива.

 Вовлечение в активную творческую деятельность.

 Создание творческого союза с родителями.

Критерии успешности:

 Участие в общешкольных мероприятиях.

 Наибольшее количество детей, принявших участие в творческих делах.

 Призовые места, награды.

«Чемпион года». «В здоровом теле здоровый дух».

Задачи:

 Популяризация занятий физической культурой и спортом (для всех учащихся).

 Поддерживать интерес учащихся к занятиям физкультурой и спор- том.

 Отражение спортивных успехов учащихся.

Критерии успешности:

 Личное участие в соревнованиях.

 Участие класса в общешкольных, городских соревнованиях.

 Уровень достижения.

«Мир природы». «Учись видеть прекрасное в окружающем мире».

Задачи:

 Развивать интерес учащихся к окружающему миру.

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Критерии успешности:

 Участие в конкурсе «Природа и фантазия»

 Проведение экологических субботников.

 Озеленения класса, школы.

«Край, в котором ты живешь». «Наш край – это мы».

Задачи:

 Воспитание любви к родному краю.

 Развитие интереса к истории гимназии, края.

 Воспитание патриотических чувств, чтить память погибших за свободу Родины.

 Воспитывать бережное отношение к памятникам культурного наследия и воинам.

Критериями успешности могут быть:

 Участие в школьных и городских мероприятиях патриотической направленности.

 Достижения на конкурсах.

«Вдохновение и талант». «В человеке все должно быть прекрасно».

Задачи:

 Дать возможность каждому учащемуся поверить в самих себя, в свои силы. Реализовать лучшие качества, таланты и склонности.

 Создать ситуацию успеха для талантливых детей.

Критерии успешности:

 Участие в творческих конкурсах.

 Участие в коллективных творческих делах.

«Труд». «Успех не приходит сам по себе, даже если его очень ждать».

Задачи:

 Трудиться и бережно относиться к труду других.

 Развитие трудовых навыков.

Критерии успешности:

 Участие в школьных трудовых десантах.

 Сохранение школьного имущества.

 Участие в общественно-полезном труде.

Данная программа может помочь классным руководителям:

– Наполнить жизненное пространство своих воспитанников деятельностью, которая будет им интересна;

– Определить направления и спланировать вспомогательную работу с учетом интересов и способностей детей данного класса;

– Классный руководитель занимает позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств.

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы школы направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смогли развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности: нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства; познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию; коммуникативный потенциал: овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции; художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства; физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным; трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду – быть полезным в обществе – знакомство с распространенными профессиями.

Таким образом, задача педагога – создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок – росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Слова Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить». Известный педагог С.Б. Елканов писал: « Огонь разжигается огнем, личность формируется личностью». Больше трех веков назад великий педагог Я. Коменский сказал кратко и точно: « Школа – мастерская человечности». Я хочу, чтобы в наших жизненных условиях профессия учителя не теряла своего особого значения и призвания «разжигать огонь в юных душах».

Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изда- тельскийдом Шалвы Амонашвили, 1996.

2. Божович, Л.И. Развитие мотивационной сферы ребенка. В кн. Избран- ные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

3. Бондаревская, Е.В. Научно-теоретические основы личностно- ориентированного образования. В сб. Личностно-ориентированный образова- тельный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-на-Дону, 1995.

4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии; под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998.

5. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.

6. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щур- кова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко// – М., 1997.

Источник