Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья thumbnail

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – развитие различных сторон личности, её физических и духовных сил, всех её творческих способностей и дарований; развитие человека, способного к умственному и физическому труду, носителя высоких нравственных качеств, эстетических и культурных ценностей, с разносторонними материальными и духовными потребностями. 

Общество начало признавать ценность человеческих чувств и важность отношений между людьми с разными возможностями здоровья.  Государство создает детям с ОВЗ условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития   для социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Мною были поставлены воспитательные цели:

  1. Формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры.
  2. Создание условий, благоприятствующих развитию личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Для реализации поставленной цели  мною были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:

  1. Организовать коллективную творческую деятельность воспитанников, развивающую эмоциональную сферу и образное мышление;
  2. Формировать у воспитанников способность к самореализации к будущей профессиональной деятельности путем развития трудовых умений и навыков;
  3. Продолжить работу по воспитанию у учащихся твердой гражданской позиции и правового самосознания.

В поставленных мною задачах были определены приоритетные направления, через которые и осуществляется моя воспитательная работа.

  1. Личностное развитие. Основы социализации и общения.
  2. Охрана здоровья. Физическое развитие.

3. Гражданско-патриотическое воспитание.

4. Трудовое  воспитание.

5. Творческое развитие.

Я в своей работе создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на видах деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся  с целью включения их в творческий поиск решения учебно-воспитательных задач. Стараюсь использовать  на своих занятиях элементы развивающего обучения. Это помогает в моих воспитанниках развить  интеллектуально – творческую личность. Создаю условия для того, чтобы каждый воспитанник смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант.

Считаю, что результатом должна стать личность гражданина, ориентированная в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.

 «Гражданско-патриотическое воспитание направленно мною на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности.

Мною проводимые беседы по гражданско-патриотическому воспитанию,  проведенный воспитательский час «День Защитника Отечества»,     предполагают встречи с интересными людьми, ветеранами. Экскурсии по местам Боевой славы производят сильное впечатление на детей, они необходимы как наглядное иллюстрирование бесед и рассказов о Великой Отечественной войне.

Результат моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию повысил интерес учащихся к истории своего Отечества, осведомленность о политических событиях в стране, возрос интерес  и уважение ребят  уважающих культуру и традиции русского народа. Так проводимое  общешкольное мероприятие «Масленица», еще раз напомнило воспитанникам о культуре и быте русского народа.

Основным  назначением оздоровительной  работы  является  достижение моими учащимися определённого уровня развития, воспитание нравственной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума, освоение  системы знаний и приёмов самостоятельной повседневной деятельности санитарно-гигиенической направленности.

Физического воспитания это сохранение и укрепление здоровья воспитанников и осуществляется по направлениям:

– профилактика и оздоровление –  это физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики; внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни:  спортивные мероприятия, работа спортивных секций, Дни здоровья.

Ценность здоровья – это основа творчества, духовного богатства личности, процветания самого общества.

Большое внимание я уделяю  профилактической деятельности : по борьбе с наркоманией, алкогольной зависимостью и табакокурением, проблеме, так называемых «подростков группы риска», с которыми я проводила беседы такие как «Курение – коварная ловушка», «Не сломать судьбу свою» беседа о профилактики наркомании среди подростков, «Дети в пивной клетке». Моя цель была в этих беседах углубить представление  о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании; побуждать воспитанников к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; воспитывать активную жизненную позицию.

В своей воспитательной деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей, считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности.

В своей воспитательской деятельности часто использую работу в группах, ролевые и деловые игры,  что помогает сплочению детей. Считаю, что у моих воспитанников формируется умение работать в коллективе.

Читайте также:  Почему ребенок отстает в развитии до года

Своей задачей воспитательной работы  считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

В этом учебном году у меня 6-й класс я продолжаю работать над своей задачей, т. е  чтобы создавать оптимальные условия для развития личности каждого воспитанника в различных видах деятельности, сообразно его интересам, возможностям, а также потребностям общества. Развивать таких качеств личности,  как самостоятельность, ответственность, инициативность, честность, порядочность. Изучать и применять современных педагогических технологий для усовершенствования воспитательного процесса.

Источник

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковская общеобразовательная школа «Гармония»

«Утверждаю»

Директор МКОУ школы «Гармония»

__________Рябизина Е.А.

Приказ №___________от

«_____»________ 2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР __________

Лепская Е.В.

«____»____________2019 г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей начальных классов и дефектологов _________

Семенова Ю.В.

Протокол № ________от

«_____»_________2019г.

Тема: “Формирование успешной личности детей с ОВЗ 

в условиях реализации ФГОС”.

Выполнила: Романенко И. М.

учитель

2020-2021 уч. год

В новом федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» даются четкие формулировки, что образование является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, а содержние образования должно содействовать, в том числе, формированию и развитию личности обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно­нравственными и социокультурными ценностями. При этом должны быть удовлетворены образовательные потребности и интересы обучающихся с учетом их способностей и возможностей. На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ). Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Становление личностной сферы данной категории детей происходит в особых условиях дефицитарного, искаженного или задержанного развития. Особую сложность для детей с ОВЗ составляет ориентация в правовом пространстве государственно­общественных отношений, формирование основ социально­критического мышления, потребности в самовыражении и самореализации. Формирование личностных качеств у младших школьников с ОВЗ требует особых подходов. Необходимо помочь детям сделать учение осмысленным,увязывая его с реальными жизненными целями; научить понимать и принимать ценности общества, правильно ориентироваться в нравственных нормах и правилах; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; поддерживать и укреплят свое здоровье; содействовать в выработке собственной гражданской позиции в отношении окружающего мира. Формирование личностных качеств младших школьников согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования осуществляется через систему личностных универсальных учебных действий (УУД.) В условиях специальной школы с ОВЗ воспитательный процесс по своей структуре достаточно богат и разнообразен. В этих условиях учащиеся на протяжении многих лет находятся под влиянием организованного педагогического воздействия. Оно проявляется и на уроках, и в часы внеклассной работы, и в процессе всей жизни в школе. Цель­формирование и развитие социально­интегрированной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Это центральная и неизменная цель школы на все годы, пока в ней живёт педагогика общей заботы. Главное-увидеть в каждом ребёнке личность, человека. Известный психолог Л.С.Выгодский говорил: «Воспитывать надо не ребёнка с отклонениями в развитии, но ребёнка прежде всего… Решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социальные последствия.» Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый из предметов помимо прямого эффекта обучения-приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование личностных универсальных учебных умений: 2

В учебном предмете “Русский язык” смысловым акцентом формируемых личностных УУД является жизненное самоопределение; посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости:

­беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры;

­работать над развитием и совершенствованием собственной речи. Материалы учебника знакомят учащихся с историей и культурой нашей страны, воспитывают любовь и уважение к Родине. Тексты учебников подобраны таким образом, чтобы младшие школьники получили представление о России как об огромной и великой державе. Дети узнают о географии России, о городах нашей страны. Многочисленные тексты об известных людях России также ориентированы на воспитание чувства гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Учебники ориентируют учащихся на осознание своей этнической и национальной принадлежности при сохранении уважения к представителям других народов. Эта цель достигается как с помощью текстов, где данная информация дается учащимся “напрямую”,так и с помощью текстов, в которых содержится установка на воспитание любви к своему родному краю и, одновременно, осознание ценностей многонационального российского общества. В учебном предмете “Литературное чтение” смысловым акцентом формируемых личностных УУД является нравственно­этическая ориентация учащихся. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно­нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. 3 В курсe литературного чтения на достижение личностных результатов направлены задания: 1) на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 2) на анализ характеров и поступков героев; 3) на формулирование концептуальной информации текста (В чем мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) и т.д. На уроках чтения учащиеся знакомятся с произведениями народного творчества–песенками,стихами, пословицами, поговорками народов Удмуртии, Калмыкии, Чувашии и других народов. Произведения воспитывают уважение и любовь к своей стране, доброе отношение к людям и природе, правдивость, трудолюбие. В разделе “Сказочные истории” (3 класс) дети, читают русские, таджикские и английские сказки. Вопросы и задания побуждают ребенка к осознанию таких качеств, как равнодушие, доброта,эгоизм,уважение. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий—формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам. На ступени начального общего образования “Математика” является основой развития у обучающихся планирования (последовательности действий по решению задач), систематизации и структурирования знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач 4 как универсального учебного действия. Учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. Все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Часто формирование личностных универсальных учебных действий у учащихся организуется через спиралевидное интегрирование в темы разных учебных предметов. Так, например, на уроке математики при выполнении задания “Чем похожи и чем отличаются эти группы? Группировка по общему признаку помогает учителю подвести учащихся к осознанию смысла понятия “толерантность”, пониманию того, что непохожий, отличный–не значит плохой. Вводимое понятие “порядок счета предметов на уроках математики помогают пониманию понятия “режим”, осознанию роли поступка в целой жизни человека! В сфере личностных универсальных действий изучение предмета “Окружающий мир” обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально­ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности: умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву— столицу России, свой регион и его столицу. 5 формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; развитие морально­этического сознания—норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья. В курсе “Трудовое обучение” ставится основная задача­ создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность,внимательность,готовность прийти на помощь и т.д.). “Скажи мне­ и я забуду. Научи меня ­и я запомню. Вовлеки меня ­ и я выучу”. (Б. Франклин). Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя. Все учебники вовлекают детей в познавательный процесс своей доступностью, наличием элементов поисковой деятельности, творчества, что гарантирует достижение положительных результатов в обучении. Следует подчеркнуть, что ФГОС НОО для детей с ОВЗ предполагает дифференцированные требования к личностным результатам в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся.6 При сложных и комплексных нарушениях предусматривается выработка строго индивидуальных требований к достижению личностных результатов и индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта ребёнка и его повседневных контактов в доступных для него пределах. Можно выделить следующие принципы организации образовательного процесса:­отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся; ­создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса;стимулирование учащихся к высказыванием, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.;­интересам, дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям и склонностям; ­оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; ­поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные; ­создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность. ­создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Педагогам необходимо использовать каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим. Комплексное сопровождение обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков развития. Оно осуществляется на диагностической 7 основе при участии всех специалистов (учителя, воспитателя, педагога­психолога, учителя­логопеда, учителя­дефектолога). Педагоги на нем могут обеспечить формирование личностных качеств младшего школьника с ОВЗ в оторванности от семьи. Семья представляет собой персональную среду жизни и развития детей и играет ведущую роль в их нравственном воспитании, приобщении к ценностям принятым в обществе. Кроме того, вводит ребенка с ОВЗ в социальную среду, способствует формированию и закреплению необходимых жизненных навыков. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».Это доверительная атмосфера в системе «педагоги–дети–родители». Необходимо непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность по формированию личностных качеств младших школьников с ОВЗ. Основными принципами работы школы с семьей ребенка с ОВЗ являются:­открытость родителю образовательной организации (каждому из семьи обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);­сотрудничество педагогов и родителей в формировании личностных качеств младших школьников с ОВЗ;­создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности младшего школьника с ОВЗ в семье и детском коллективе:­диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании личности младшего школьника с ОВЗ. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для подготовки ребёнка с ОВЗ к жизни. Главная цель школы–профессионально помочь семье, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. Этому информационно­просветительская способствует и родителей консультативно­методическая работа с семьей. 8 сформировать адекватные представления о возможностях необходимо своего ребенка, научить конкретным методам и приемам взаимодействия конструктивного общения с ребенком с ОВЗ, а главное повысить ответственность за достижение им личностных результатов. В ходе взаимодействия школы и семьи вырабатываются единые требования и подходы к обучающимся, чтобы они не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались детьми. Это поможет в дальнейшем им наиболее благоприятно адаптироваться в социуме. Подводя итог, следует сказать, что в формировании личностных качеств младших школьников с ОВЗ необходимо соблюдать оптимальный баланс между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Таким образом, проблема формирования личностных качеств обучающихся продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к современному образованию, необходимостью приобщения их к системе общечеловеческих ценностей, воспитания у школьников патриотизма и национального самосознания.

Читайте также:  Чем характеризуется развитие психики ребенка

Список литературы.

1.А.Г.Асмолов “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе”. Пособие для учителя. 18 февраля 2015 г.

2.В.В. Воронкова «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф­тов пед. ин­тов»—  М.: Школа­Пресс, 1994

3.А.Р.Маллер«Социальное образование детей с нарушениями интеллекта»­ Москва. Педегогическое общество России, 2015 9

Источник